ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-204993/15 от 08.02.2016 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

«11» февраля

2016г.

Дело №

А40-204993/15-20-1709

Резолютивная часть решения объявлена «08» февраля 2016г.

Полный текст решения изготовлен «11» февраля 2016г.

Арбитражный суд в составе:

Судьи

Бедрацкой А.В.

протокол вела секретарь судебного заседания Джурук М.А.

с участием

от заявителя – Романовой И.И., Плехова О.В., дов. от 14.12.2015, от

ответчика – Погуляйко А.А., дов. от 17.11.2015 № 05/12

рассмотрел дело по заявлению

ЧКОО "Метеолук инвестментс лимитед" (ИНН 9909099917; КПП 773851001; 125047, г. Москва, 4-й Лесной пер., д. 4)

к

Межрайонной ИФНС России № 47 по г. Москве (ОГРН 1047710090658; ИНН 7710326120; 127006, г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, стр. 1)

о

признании недействительными решений от

28.05.2015г. № 1370, 1371, 1372, 1373

УСТАНОВИЛ:

ЧКОО "Метеолук инвестментс лимитед" обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании недействительными решений от 28.05.2015г. № 1370, 1371, 1372, 1373.

Заявление мотивировано тем, что ненормативные акты ответчика нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен по основаниям, указанным в отзыве.

Оценив в совокупности представленные доказательства, выслушав представителей сторон, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 47 по г. Москве (далее - «Налоговый орган», «Инспекция») проведены камеральные налоговые проверки Представительства Частной компании с ограниченной ответственностью «МЕТЕОЛУК ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД» (Республика Кипр) (далее - «Общество», «Заявитель») в связи с подачей Обществом уточненных налоговых расчетов по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2013 года, полугодие 2013 года, 9 месяцев 2013 года и 2013 год (далее - «Декларации»).

По результатам проведенных проверок Налоговым органом приняты решения от 28.05.2015 года №№ 1370, 1371, 1372, 1373 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности (далее - «Решения»).

Согласно указанным Решениям, Обществу было предложено уплатить в бюджет суммы авансового платежа по налогу на имущество за следующие периоды:

-1 квартал-2013 года в сумме 821 007,00 руб.;

- полугодие 2013 года в сумме 816 678,00 руб.;

- 9 месяцев 2013 года в сумме 812 350,00 руб.;

- 2013 год в сумме 782 050,00 руб.

Не согласившись с выводами Налогового органа, изложенными в Решениях, Заявителем поданы апелляционные жалобы в Управление Федеральной налоговой службы (далее - «УФНС России») №№ 024631, № 024632, 024634, 024635 от 01.07.2015г. Решениями по апелляционным жалобам № 21-19/076589, № 21-19/076593, № 21-19/076583, № 21-19/076587 от 29.07.2015г. УФНС России по г.Москве оставило Решения, принятые Налоговым органом без изменения, а апелляционные жалобы заявителя без удовлетворения.

Суд не может согласиться с доводами Налогового органа, изложенными в Решениях, связанными с доначислением суммы авансового платежа, подлежащего уплате в бюджет по расчету авансового платежа по налогу на имущество за вышеуказанный период, считает их необоснованными, не соответствующими законодательству о налогах и сборах и имеющимся документам по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что согласно Свидетельству о государственной регистрации права № 77 АН 698978 Общество является собственником здания, находящегося по адресу: г. Москва, пер. Лесной 4-й, д. 4.

Здание является нежилым по своему назначению и имеет общую площадь 49 520 кв.м. В состав данного здания входят нежилые офисные помещения и 3-х этажный подземный гараж-стоянка.

Согласно поэтажному плану здания три подземных этажа заняты многоэтажным гаражом-стоянкой для транспортных средств.

Многоэтажный гараж-стоянка занимает площадь 10 640,7 кв.м. (21,49%) из общей площади здания - 49520 кв.м.

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003г. № 64 «О налоге на имущество организации» (далее - «Закон «О налоге на имущество») освобождаются от уплаты налога организации в отношении многоэтажных гаражей-стоянок.

В целях применения указанной льготы Общество представило в Инспекцию Декларации, в которых отразило данные с учетом указанной льготы.

В Решениях Инспекция, ссылаясь на положения писем Департамента финансов утверждает, что Обществом в нарушение п. 9 ст. 4 Закона «О налоге на имущество» неправомерно заявлена льгота, предусмотренная указанным законом, в связи с отсутствием у него (Общества) отдельно стоящего многоэтажного гаража-стоянки и свидетельства о государственной регистрации права собственности, в котором указано, что объектом права является многоэтажный гараж-стоянка.

В соответствии с п. 2 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению. В целях главы 30 НК РФ иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в РФ для ведения бухгалтерского учета. Следовательно, здание, в котором находится многоэтажная стоянка, является объектом налогообложения налогом на имущество организаций и на него распространяются все положения законодательства о налогах и сборах, связанные с налогом на имущество, включая установленные ст. 4 Закона «О налоге на имущество» льготы.

В соответствии со ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ.

Часть 2 ст. 372 НК РФ предоставляет субъектам РФ возможность устанавливать для организаций дополнительные льготы по налогу на имущество, которые не установлены самим НК РФ.

Согласно ст. 56 НК РФ: «Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог ли сбор, либо уплачивать из в меньшем размере».

В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 56 НК РФ: «Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах».

Пп. 9 п. 1 ст. 4 Закона «О налоге на имущество» определяет, что от обложения налогом на имущество освобождаются организации в отношении многоэтажных гаражей-стоянок.

Исходя из буквального толкования пп. 9 п. 1 ст. 4 Закона «О налоге на имущество» критериями для освобождения имущества от налогообложения служат только количественные и качественные характеристики имущества, а именно:

- многоэтажность имущества (здания, помещения);

- назначение использования имущества - гараж-стоянки.

С учетом требований п. 7 ст. 3 НК РФ Закон «О налоге на имущество» устанавливает, что налогоплательщик вправе использовать льготу по налогу в отношении стоянки, находящейся в здании, если такое имущество является многоэтажным гаражом-стоянкой. Получение специального свидетельства о праве собственности на многоэтажную стоянку законодательством о налогах и сборах РФ не предусмотрено.

Кроме того, необходимо отметить, что на площади многоэтажных гаражей-стоянок могут располагаться помещения, используемые не для парковки/стоянки автотранспортных средств, а для их иного обслуживания (например, шиномонтаж, автомойка, ремонтные мастерские и т.д.). Указанное не противоречит действующему законодательству.

Из изложенного следует, что налоговое законодательство не предусматривает ограничение в виде освобождения от налогообложения только отдельно стоящих многоэтажных стоянок или имущества, в отношении которого выдано Свидетельство о государственной регистрации права собственности, в котором объектом права является многоэтажный гараж-стоянка.

Согласно экспликации к поэтажному плану дома № 4, расположенному по 4-му Лесному переулку (стр. 179 Экспликации) (далее - «Экспликация БТИ»), подготовленного ГУП «Московское городское бюро технической инвентаризации», общая площадь здания составляет 49 520 кв. м., при этом стоянкой занято 10640,7 кв.м. (основная площадь).

Также согласно Экспликации БТИ гаражи находятся на трех этажах здания по указанному адресу.

Следовательно, уполномоченным государственным учреждением установлено, что в состав имущества Общества входит гараж-стоянка. Такой гараж-стоянка является многоэтажным. Само здание, вместе с гаражами, принадлежит Обществу на праве собственности и согласно ст. 374 НК РФ является объектом налогообложения по налогу на имущество.

Таким образом. Общество имеет право на применение льготы по налогу на имущество, установленной пп. 9 п. 1 ст. 4 Закона «О налоге на имущество», в отношении имущества в виде многоэтажных гаражей-стоянок, находящегося в здании по адресу: г. Москва, пер 4-й Лесной, д. 4.

В п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013г. № 57 указано: «право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи уточненной налоговой Декларации, заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проводимой проверки и проверяемому налоговому периоду) либо заявления в налоговый орган при уплате налога на основании налогового уведомления».

Как следует из Решений, Общество подало уточнённые Декларации. В данных Декларациях Общество отразило расчет налоговой базы с учетом льготы, установленной пп. 9 п. 1 ст. 4 Закона «О налоге на имущество». Таким образом. Общество заявило свое право на использование льготы.

Инспекцией не установлено, что Общество каким-либо способом отказывалось от применения указанной выше льготы.

Подача Обществом Деклараций с учётом льготы, а также предоставление в Инспекцию документов, обосновывающих возможность применения указанной льготны, является основанием для ее применения.

Инспекция не привела в Решениях каких-либо нормативно-правовых оснований невозможности использования Обществом льготы, установленной пп. 9 п. 1 ст. 4 Закона «О налоге на имущество». Следовательно, вывод Инспекции о невозможности применения льготы не обоснован и противоречит закону.

В п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013г. № 57 указано: «право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи уточненной налоговой декларации, заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проводимой проверки и проверяемому налоговому периоду) либо заявления в налоговый орган при уплате налога на основании налогового уведомления».

Как следует из Решений, Заявитель подал уточнённые налоговые декларации по налогу на имущество за следующие периоды:

-1 квартал - 2013 года в сумме 821 007,00 руб.;

- полугодие 2013 года в сумме 816 678,00 руб.;

- 9 месяцев 2013 года в сумме 812 350,00 руб.; -2013 год в сумме 782 050,00 руб.

- В данных декларациях Заявитель отразил расчет налоговой базы с учетом льготы, установленной пп. 9 п. 1 ст. 4 Закона «О налоге на имущество». Таким образом. Компания заявила свое право на использование льготы.

Налоговым органом не установлено, что Заявитель каким-либо способом отказывался от применения указанной выше льготы.

Подача Деклараций с учётом льготы, а также предоставление в Инспекцию документов, обосновывающих возможность применения указанной льготы, является основанием для ее применения Заявителем.

Инспекция не привела в Решениях каких-либо нормативно-правовых оснований невозможности использования Компанией льготы, установленной пп. 9 п. 1 ст. 4 Закона «О налоге на имущество».

Следовательно, вывод Инспекции о невозможности применения льготы не обоснован и противоречит закону. Правовая позиция Заявителя также подтверждается следующей правоприменительной практикой арбитражных судов РФ.

Таким образом, применение Заявителем льготы в отношении подземного гаража-стоянки соответствует актуальной правоприменительной практике.

В соответствии с позицией Управления министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве (Письмо от 7 октября 2004г. № 23-10/1 /64453) Закон г. Москвы от 02.03.1994г. № 2-117 «О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий», который действовал до 1 января 2004 года, предусматривал льготу только в отношении многоэтажных гаражей-стоянок, созданных в ходе реализации программы Правительства Москвы по строительству многоэтажных гаражей-стоянок.

Вместе с тем, в рамках изменения законодательства о налоге на имущество с 1 января 2004 года предусмотрено расширение круга освобождаемых от уплаты налога на имущество налогоплательщиков.

В результате применять упомянутую льготу можно не только в отношении стоянок, созданных в ходе реализации программы Правительства Москвы, но и иных возводимых на территории города многоэтажных гаражей-стоянок.

Следует отметить, что в соответствии с Классификатором налоговых льгот, предусмотренных Законом города Москвы от 05.11.2003г. № 64 «О налоге на имущество организаций» (утв. приказом УФНС России по г. Москве от 2 мая 2006г. № 257), льгота по налогу на имущество предоставляется организациям в части стоимости находящихся на их балансе многоэтажных гаражей-стоянок (код льготы - 2012009). Таким образом, подобный порядок отражения налоговых льгот в классификаторе, указывает на неограниченный круг лиц, которые вправе пользоваться данной льготой.

Таким образом, право использования Обществом льготы в отношении подземного гаража-стоянки, находящейся в здании, которое на праве собственности принадлежит Обществу, установленное ст. 56, ст. 372 и ст. 374 НК РФ, а также ст. 4 Закона «О налоге на имущество», подтверждает и позиция фискальных органов.

Как уже указывалось выше, согласно данным БТИ Обществу на праве собственности принадлежит здание общей площадью 49 520 кв.м, из которых 10 640,7 кв.м. занято многоэтажными гаражами -стоянками.

Поскольку Законом «О налоге на имущество» установлено, что многоэтажные гаражи-стоянки не облагаются налогом на имущество в г. Москве, налогоплательщик имеет право на применение указанной льготы в отношении помещений, которые являются такими гаражами.

На сегодняшний день Закон «О налоге на имущество» и НК РФ не указывают порядок расчета налоговой базы по налогу на имущество организаций, в состав которого входят не подлежащие налогообложению помещения. Исходя из изложенного, с учетом наличия пробела в законодательстве налогоплательщики должны вести аналитический учет таким образом, чтобы иметь возможность достоверно определять фактическую стоимость имущества, подпадающего под освобождение от уплаты на имущество организаций. Применяя норму ст. 378.2 НК РФ, по аналогии закону Общество установило необходимость пропорционального расчета налоговой базы по налогу на имущество.

Тем не менее, пункт 6 ст. 378.2 НК РФ устанавливает, что: «В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания».

НК РФ указывает, что расчет налоговой базы по отдельному помещению, входящему в состав имущества, должен основываться на пропорции площади самого помещения (многоэтажный гараж) к площади имущества (здания).

Общая площадь здания составляет 49 520 кв.м.. Площадь многоэтажных гаражей-стоянок в здании составляет 10 640,7 кв.м , что составляет 21,49% от общей площади. Стоимость здания на момент ввода в эксплуатацию составляет: 908 354 798, 99 руб.

Поскольку многоэтажные гаражи-стоянки освобождены от налогообложения, налоговая база по налогу на имущество по многоэтажным гаражам-стоянкам должна быть уменьшена на 195 184 388, 32 руб. первоначальную стоимость многоэтажного гаража-стоянки, установленную в инвентарной карточке.

Таким образом, расчет Общества, согласно которому налоговая база по налогу на имущество организаций скорректирована с учетом площади, которую занимает подземная многоэтажная стоянка, правомерен и соответствует законодательству о налогах и сборах.

Кроме того, в позиции налоговых органов по вопросу применения «пропорционального» расчета: в письме Управления МНС России по г. Москве от 05.03.2002 № 23-10/2/09852 о порядке применения льгот по налогу на имущество предприятиями в части стоимости находящихся на их балансе многоэтажных гаражей-стоянок, созданных в ходе реализации Программы Правительства Москвы по строительству многоэтажных гаражей-стоянок, указывается следующее: «В целях правильного применения льготы организация обязана обеспечить раздельный учет льготируемого имущества. Стоимость здания, а также иного имущества, используемого как в льготируемой, так и в нельготируемой сферах деятельности, может быть разделена исходя из площади (другой величины), а при невозможности раздела - исходя из определения удельного веса полученной от иных видов деятельности выручки в ее общем объеме».

Письмо ФНС России от 23.08.2012 № БС-4-11/13927@. Рассматриваемые разъяснения согласованы с Минфином России и размещены на сайте ФНС России в качестве разъяснений, обязательных для применения (http://www.nalog.ru/rn77/about_fts/about_nalog/3967311).

По мнению ФНС России и Минфина России, для случаев одновременного использования одного объекта основных средств в деятельности, являющейся льготируемой по законодательству о налоге на имущество организаций, и в нельготируемой деятельности, «то в отношении этого объекта (здания) налоговая льгота применяется как по объекту религиозного назначения» в целом.

Принимая во внимание приведенные выше положения, если придерживаться позиции налогового органа в отношении здания как единого и неделимого для целей налогообложения налогом на имущество организаций объекта, то на основании позиции Минфина России и ФНС России, освобождаться от налогообложения налогом на имущество должно все здание в целом, поскольку в его составе присутствует многоэтажный гараж-стоянка.

Как было указано ранее, Общество определяет налогооблагаемую базу по налогу на имущество в отношении многоэтажного гаража-стоянки в виде пропорции первоначальной стоимости всего здания к площади, занимаемой гаражом-стоянкой,

В то же время, подход, примененный Инспекцией, подразумевающий невозможность применения пропорционального распределения площадей, приводит либо к невозможности применения льготного режима по отношению к имуществу, используемому исключительно по функциональному назначению -гараж-стоянка (что соответствует цели и смыслу установленной законодательством льготы), либо к льготированию всего объекта в целом независимо от фактического использования части имущества в иной деятельности (что противоречит федеральному и региональному законодательству).

Исходя из изложенного, пропорциональный метод определения стоимости льготируемого имущества был правильно применен Обществом.

Как было указано выше. Обществом для целей формирования налоговой базы по налогу на имущество в части многоэтажного гаража-стоянки, освобождаемого от налогообложения, был применен пропорциональный метод распределения фактических затрат на строительство. При этом методология определения стоимости гаража-стоянки для целей налога на имущество определялась следующим образом.

Как следует из оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 01,02 за 2013гг. здание административно-делового центра по правилам бухгалтерского учета определено в качестве единого объекта основных средств и принято на учет под наименованием «Здание - Москва, 4-й Лесной пер., д.4 (в т.ч. гараж-стоянка)».

В тоже время, для целей аналитического учета Обществом заполнены отдельные инвентарные карточки учета объектов основных средств, составленные на основании отдельных Актов приема-передачи от 31.10.2005 № 00000082/1 и № 00000082/2, составленных в отношении здания в целом и отдельно гаража-стоянки.

Из указанных документов следует, что первоначальная стоимость здания для целей бухгалтерского учета в 2005 году определена Обществом исходя из фактических затрат на услуги подрядчиков по строительству здания, без учета затрат на ремонт, отделку, установку инженерных и иных систем и т.д.

Фактически, спорное здание с многоэтажным подземным гаражом-стоянкой было принято Обществом на учет исходя из стоимости «голых стен», т.е. основного каркаса, без учета дополнительных работ.

В этой связи является несостоятельным довод Инспекции о том, что фактическая стоимость гаража-стоянки для целей налогового учета была сформирована с учетом дооборудования помещений. То обстоятельство, что инженерные коммуникации, лифты и прочее не учитывались Обществом при определении первоначальной стоимости здания подтверждается также ОСВ по счетам 01, 02, из которых следует, что данные коммуникации и прочие системы и оборудование принимались Обществом к учету в качестве самостоятельных объектов основных средств.

Вместе с тем, исходя именно из указанной стоимости административно-делового центра, сформированной исключительно из затрат на возведение каркаса здания. Обществом была пропорционально определена и стоимость многоэтажного гаража-стоянки. Согласно данной пропорции Обществом были заполнены инвентарные карточки отдельно на здание и отдельно на гараж-стоянку (при сложении первоначальной стоимость этих двух объектов получается фактическая первоначальная стоимость здания, отраженная в ОСВ).

В дальнейшем, при осуществлении затрат на ремонт, переоборудование, модернизацию и т.д., увеличивающих фактическую стоимость основного средства, данные затраты отражались Обществом только в стоимости здания, и не изменяли стоимость подземного гаража-стоянки. Указанные обстоятельства подтверждаются представленной Бухгалтерской справкой по расчету налоговой базы по налогу на имущество за 2013 год.

Таким образом. Обществом при формировании стоимости гаража-стоянки был избран такой способ расчета, в соответствии с которым, в налоговую базу включаются, и соответственно освобождаются от уплаты налога, исключительно площади, фактически занятые гаражом-стоянкой.

В этой связи необходимо отметить, что Обществом не включаются в расчет освобождаемой от налогообложения площади даже те коммуникации и инженерные системы, которые напрямую связаны с функционированием гаража-стоянки, и формально, исходя из формулировок Закона г. Москвы, могли бы быть освобождены от уплаты налога на имущество (например, лифты, ведущие в подземный гараж-стоянку, и т.д.). Согласно представленным экспликациям БТИ - в расчет также не включались вспомогательные площади, расположенные на территории гаража-стоянки (лестницы, тамбуры, офисные и складские помещения, коридоры и т.п.).

Из изложенного следует, что Обществом при определении налоговой базы по налогу на имущество в отношении многоэтажного гаража-стоянки был выбран максимально налогоориентированный подход.

Раздельный аналитический учет, осуществленный Обществом, является правильным, не нарушает порядок ведения бухгалтерского учета и не приводит к искажению показателей и необоснованной налоговой выгоде.

В налоговом законодательстве РФ содержатся примеры дифференцированного налогообложения частей одного объекта. Так, непосредственно в Налоговом кодексе Российской Федерации - в пункте 2 статьи 376 для объектов недвижимого имущества, подлежащих налогообложению, и имеющих фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекте Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), предусмотрено определение налоговой базы отдельно для каждой территории и в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Соответственно, если федеральным или региональные Законодательством предусмотрена льгота в отношении недвижимого имущества, находящегося на территории данного субъекта, фактически льготный порядок налогообложения применяется в отношении части объекта налогообложения.

Подтверждением данного положения также являются Контрольные соотношения показателей форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, направленные для использования в практической работе письмом ФНС России от 22.02.2012 № 11-1-06/0001 дсп@ (письмом ФНС России от 03.04.2014 № ГД-4-3/6043@ сообщено, что снимается пометка "Для служебного пользования" с соответствующего письма).

В частности, контрольное соотношение 1.7 устанавливает следующий регламент расчета: налоговая база (в части имущества, находящегося на территории субъекта РФ) = (среднегодовая стоимость имущества за налоговый период «-» среднегодовая стоимость необлагаемого налогом имущества за налоговый период) х доля балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, налоговое законодательство допускает дифференцированное налогообложение отдельных частей здания, что, с учетом наличия у Общества методики аналитического учета многоэтажного гаража-стоянки, свидетельствует о соблюдении Обществом всех условий для применения льготы по налогу на имущество организаций.

Таким образом, расчет Общества, согласно которому налоговая база по налогу на имущество организаций скорректирована с учетом площади, которую занимает подземная многоэтажная стоянка, правомерен и соответствует законодательству о налогах и сборах.

Как указывалось ранее, законодательство РФ о налогах и сборах, а также Закон «О налоге на имущество» не содержит в себе каких-либо иных критериев для возможности использования льготы, установленной пп. 9 п. 1 ст. 4 Закона «О налоге на имущество», нежели многоэтажность имущества и его предназначение - гараж-стоянка.

Общество в рамках камеральной налоговой проверки представило копии следующих документов:

Свидетельство о праве собственности на здание по адресу: г. Москва, пер Лесной 4-й, д. 4 № 77 АН 698978 (с учетом уточнения БТИ на 17.09.2010г.);

Кадастровый паспорт с приложением Экспликации по 3-м подземным этажам указанного здания и поэтажным планом подземных гаражей (дата обследования 17.09.2010 г.);

Бухгалтерская справка с перерасчетом налога на имущество за 2013г. с учетом применения льготы по многоэтажным гаражам-стоянкам;

Инвентарные карточки учета основных средств;

Акты ввода в эксплуатацию основного средства;

Оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01 и 02 за период 2013г. (с разбивкой по объектам);

Пояснения согласно письму от 16.01.2015г. № М-2-3.

По итогам осмотра территории и на основании представленных вышеперечисленных документов. Инспекция установила, что:

Три подземных этажа Здания Общества предназначены для стоянки автомобилей; Здание принадлежит Обществу и поставлено на учет как основное средство; Подземный гараж-стоянка учтен Обществом в качестве отдельного объекта основных средств согласно инвентарным карточкам учета;

Отдельно стоящая парковка отсутствует. Согласно ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах. Согласно НК РФ, а также правовой позиции Конституционного Суда РФ Инспекция не имеет права возлагать на налогоплательщика дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах.

По смыслу ст. 1 НК РФ разъяснения Департамента финансов г. Москвы не являются законодательством о налогах и сборах РФ.

Льгота, заявленная Обществом в Декларациях, установлена пп. 9 п. 1 ст. 4 Закона «О налоге на имущество».

Письменные разъяснения или иные документы Департамента финансов г. Москвы в силу требований ст. 1 и ст. 56 НК РФ не могут устанавливать иные требования для использования льгот, нежели предусмотренные Законом «О налоге на имущество» и НК РФ.

Соответственно, любые письма финансовых органов субьектов Российской Федерации «разъяснительного» характера, принятые не законодательными органами власти субъектов и не носящие статус нормативно-правового акта - не могут подменять собой законодательные акты и устанавливать не предусмотренные региональным законодательством требования или ограничения.

Указанный вывод подтверждает Минфин России, который в Письме от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 «0 порядке применения письменных разъяснений Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, предоставляемых в соответствии со ст. 34.2 НК РФ» указал, что: «письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, которые в силу ст. 34.2 НК РФ дают Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, не подлежат подготовке, регистрации и обязательной публикации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997г. № 1009.

Такие письменные разъяснения необязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами. Эти письма имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют участникам налоговых правоотношений руководствоваться нормами налогового законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России или финансовыми органами субъектов РФ».

К аналогичному выводу приходит и судебная практика. Так, по вопросу правовой природы письменных разъяснений финансовых органов сложилась устойчивая позиция судов о непризнании за ними нормативного характера. Суды обусловливают свои решения тем, что данные разъяснения не содержат правовых норм, носят рекомендательный характер, обязательной силы не имеют и не влекут для налогоплательщиков каких-либо правовых последствий (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.01.2007 № 12547/06; Определение ВС РФ от 27.12.2005 № ГКПИ05-1625, и др.).

Исходя из буквального прочтения нормы Закона «О налоге на имущество» установлено лишь два критерия для освобождения имущества от налогообложения: только количественные и качественные характеристики имущества, а именно:

многоэтажность имущества (здания, помещения); и назначение использования этого имущества - гаражи - стоянки.

В то же время, согласно Письму Департамента финансов г. Москвы от 29.01.2014 № 90-01-0104-04/14, которым руководствовался Налоговый орган при вынесении спорного Решения, применение данной льготы возможно только к отдельно стоящим многоэтажным гаражам-стоянкам, а основанием для предоставления льготы является свидетельство о государственной регистрации права собственности, в котором объектом права является многоэтажная гараж-стоянка. При этом свидетельства о государственной регистрации права собственности на нежилые здания вне зависимости от наличия или отсутствия в них парковочных площадей не являются основанием для применения указанной льготы.

Вместе с тем, данные условия являются дополнительными, не содержатся в указанном выше нормативно-правовом акте г. Москвы и не следуют из него.

В связи с этим, разъяснительное письмо Департамента финансов г. Москвы от 29.01.2014 № 90-01-0104-04/14, не может являться руководящим документом при вынесении решений налоговых органов по результатам выездных или камеральных налоговых проверок, и создавать для налогоплательщиков дополнительные налоговые обязательства.

Требование о наличии специального свидетельства для применения льготы, установленной пп. 9 п. 1 ст. 4 Закона «О налоге на имущество», не установлено законодательством РФ о налогах и сборах.

Кроме того, НК РФ и иные нормативные акты в сфере налогообложения не обязывают Инспекцию руководствоваться разъяснениями Департамента финансов г. Москвы.

Таким образом, вывод Инспекции и Департамента финансов г. Москвы о необходимости наличия специального свидетельства о праве собственности на многоэтажную гараж-стоянку для применения льготы неправомерен и противоречит ст. 1, ст. 32, и ст. 56 НК РФ, а также ст. 4 Закона «О налоге на имущество».

Кроме того, Общество в рамках камеральной налоговой проверки предоставило в Инспекцию свидетельство о государственной регистрации права собственности на здание, расположенное по адресу: г. Москва, пер 4-й Лесной, д. 4. В состав данного здания входит многоэтажный гараж-стоянка, что не оспаривается Инспекцией.

Требование о наличии специального свидетельства для применения льготы, установленной пп. 9 п. 1 ст.4 Закона г. Москвы, законодательством РФ о налогах и сборах не установлено.

Применение при толковании нормы, установленной пп. 9 п. 1 ст. 4 Закона «О налоге на имущество», правил логики ведет к тому, что, если нормой предусмотрена льгота для имущества, обладающего определенными характеристиками, то налогоплательщик не должен лишаться права на льготу потому, что такое имущество является частью другого имущества, в отношении которого льгота предусмотрена. Иное может привести, например, к тому, что многоэтажный гараж-стоянка, ничтожной частью которого является помещение иного назначения, не будет подпадать под льготу, что противоречит смыслу применяемой нормы.

Кроме того, правила, регулирующие регистрационные действия в отношении недвижимого имущества, не позволяют признать запись «объект права - многоэтажный гараж-стоянка» соответствующей действующему законодательству, обязательной при оформлении регистрационных документов и квалифицирующей для применения льготного режима налогообложения.

Так, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 № 219 «Об утверждении правил ведения государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Единый государственный реестр прав состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества.

Каждый раздел реестра содержит описание объекта, записи о праве собственности и иных вещных правах на этот объект, имя (наименование) правообладателя, записи об ограничениях (обременениях) этих прав и наличии сделок с этим объектом.

Описание объекта формируется на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа, и включает в себя следующие характеристики:

в графе «Наименование» указывается индивидуальное наименование объекта (если оно имеется), например, храм Христа Спасителя, Театр оперы и балета и т.п. При отсутствии индивидуального наименования указывается обобщенное наименование соответствующего вида объектов, например: земельный участок, жилой дом, квартира, гараж, нежилое помещение в многоквартирном доме, объект незавершенного строительства, линейно-кабельное сооружение связи и т.п.;

в графе «Назначение» указывается основное назначение объекта, например: жилое, нежилое здание, производственное, складское, торговое помещение и т.п.;

в графе «Площадь» указывается общая площадь объекта недвижимого имущества (для зданий, сооружений и их частей - по внутреннему обмеру);

в графах «Этажность» и «Подземная этажность» для зданий и сооружений указывается число этажей и количество уровней в подвале;

в графе «Этаж» указывается номер этажа или этажей, на которых расположено помещение или квартира.

Таким образом, в случае осуществления самостоятельных регистрационных действий в отношении многоэтажного подземного гаража-стоянки в качестве отдельного объекта права, в свидетельстве о регистрации права будет указано, что объектом права является «здание», назначение - «нежилое», этажность - 5 этажей (например). Запись подобного характера соответствует законодательству о регистрации и не будет удовлетворять «специальным» требованиям налогового органа

Кроме того, в п.п.1 п.1 ст.7 Федерального закона РФ «О государственном кадастре объектов недвижимости», содержащим исчерпывающий перечень видов объектов недвижимости, сведения о которых вносятся в Государственный кадастр недвижимости, в п.б ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащим перечень сведений об объектах недвижимого имущества, вносимого в ЕГРП, такого объекта кадастрового учета как «многоэтажный гараж-стоянка» не имеется.

Таким образом, вывод Инспекции и Департамента финансов г. Москвы о необходимости наличия специального свидетельства о праве собственности на многоэтажную гараж-стоянку для применения льготы неправомерен и противоречит ст. 1, ст. 32, и ст. 56 НК РФ, а также ст. 4 Закона «О налоге на имущество».

Инспекция указывает, что для применения льготы, установленной пп.9 п. 1 ст. 4 Закона «О налоге на имущество», Обществу необходимо выделить многоэтажную подземную парковку в отдельное имущество и получить на такое имущество отдельное свидетельство о праве собственности.

Указанный подход Инспекции является экономически необоснованным и приводит к увеличению административной нагрузки на Общество по причине того, что даже при получении отдельного свидетельства правовой статус подземного гаража-стоянки ни с юридической, ни с фактической точки зрения не изменится. А именно: Общество останется собственником подземного гаража-стоянки в здании, которое ему уже принадлежит на праве собственности; функционирование и оборудование такого гаража-стоянки также останется прежним, при этом стоимость самого гаража-стоянки для целей учета налога на имущество также не изменится, поскольку такой гараж-стоянка является составной частью уже построенного здания, а стоимость многоэтажного гаража-стоянки сформирована и указана в инвентарных карточках объекта.

Также следует отметить, что в Постановлении Правительства Москвы от 18.11.2008г. № 1049-ПП «О городской программе подготовки к комплексному градостроительному освоению подземного пространства г. Москвы на период 2009 - 2011гг.» указано: в г. Москве необходимо строительство подземных автостоянок в составе, в том числе офисных центров (п. 1.3.1.2);

в кварталах сложившейся застройки ЦАО г. Москвы преимущество отдано подземным гаражам-стоянкам (п.1.3.2.2).

Одним из этапов реализации указанной программы является стимулирование комплексного градостроительного освоения подземного пространства, в том числе за счет предоставления некоторых льгот и субсидий.

Примером предоставления подобных льгот в целях дальнейшего развития строительства подземных и наземных многоэтажных стоянок служит ст. 4 Закона «О налоге на имущество», которая позволяет налогоплательщикам не учитывать в целях исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций стоимость многоэтажных гаражей-стоянок.

Таким образом, применение Обществом льготы в отношении подземного гаража-стоянки соответствует ст. 56 НК РФ и ст. 4 Закона «О налоге на имущество» и является экономически обоснованным.

Как указывалось ранее, налоговым органом установлены новые, не предусмотренные законом требования в части использования указанной льготы, а именно наличие Свидетельства о праве собственности, в котором объектом права является отдельно стоящий гараж-стоянка.

В тоже время, в соответствии с п. 2 ст. 3 НК РФ, налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

С точки зрения теории налогов и сборов важным представляется принцип, согласно которому при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Более того, согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика или плательщика сборов.

Иное толкование положений налогового законодательства нарушает основополагающие принципы налогового права.

Нормами, вступившими в силу с 1 января 2005 года, предусмотрено расширение круга освобождаемых от уплаты налога на имущество налогоплательщиков. В результате, применять упомянутую льготу можно не только в отношении стоянок, созданных в ходе реализации программы Правительства Москвы, но и иных возводимых на территории города многоэтажных гаражей-стоянок (данная позиция нашла отражение, в том числе, и в Письме Управления Министерства финансов по налогам и сборам по г. Москве от 7 октября 2004г. № 23-10/1/64453).

Как разъяснено в Постановлении КС РФ от 27 мая 2008г. № 8-П, необходимость соблюдения принципа правовой определенности подчеркивает и Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) при применении содержащихся или вытекающих из Конвенции о защите прав человека и основных свобод общих принципов, лежащих, в том числе в основе оценки соответствия ее положениям внутригосударственного права. Согласно позициям ЕСПЧ, закон, во всяком случае, должен отвечать установленному Конвенцией стандарту, требующему, чтобы законодательные нормы были сформулированы с достаточной четкостью и позволяли лицу предвидеть, прибегая в случае необходимости к юридической помощи, с какими последствиями могут быть связаны те или иные его действия.

Исходя из Постановления КС РФ от 5 марта 2013г. № 5-П, принципиально важным является соблюдение требования определенности соответствующего правового регулирования, заключающейся в конкретности, ясности и недвусмысленности нормативных установлений, которое, будучи одним из принципов правового государства, каковым является Российская Федерация (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ), призвано обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная обязанность, реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах.

В Постановлении КС РФ от 8 октября 1997г. № 13-П отмечается, что законодательные органы в целях реализации конституционной обязанности граждан платить законно установленные налоги и сборы должны обеспечивать, чтобы законы о налогах были конкретными и понятными. Как следует из п. 6 ст. 3 НК РФ, при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.

В части вывода налогового органа на основании разъяснения Департамента финансов города Москвы, которое содержится в письме от 29.01.2014г. № 90-01-04-04/14, сделан вывод о неправомерности применения льготного режима налогообложения налогом на имущество по двум основаниям:

1) Многоэтажный гараж-стоянка должен быть отдельно стоящим объектом;

2) В свидетельстве о регистрации права собственности на недвижимое имущество должно быть указано «объект» - «многоэтажный гараж-стоянка» следует отметить, что в части оформления отдельного свидетельства о праве, указанный подход Заинтересованного лица является экономически необоснованным и приводит к увеличению административной нагрузки на Заявителя по причине того, что даже при получении отдельного свидетельства правовой статус подземного гаража-стоянки ни с юридической, ни с фактической точки зрения не изменится (по основаниям, приведенным выше). Заявитель останется собственником подземного гаража-стоянки в здании, которое ему уже принадлежит на праве собственности; функционирование и оборудование такого гаража-стоянки также останется прежним, при этом стоимость самого гаража-стоянки для целей учета налога на имущество также не изменится, поскольку такой гараж-стоянка является составной частью уже построенного здания, а стоимость многоэтажного гаража-стоянки сформирована и указана в инвентарных карточках объекта.

По вопросу стимулирования Правительством г. Москвы строительства отдельно стоящих гаражей-стоянок, Заявитель ссылается на, что нормативное регулирование вопросов проектирования и создания многоэтажных гаражей-стоянок, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне г. Москвы, не предусматривает обязательность наличия отдельно стоящего многоэтажного объекта.

Постановление Правительства г. Москвы от 25.01.2000г. № 49 «Обутверждении норм и правил проектирования планировки и застройки г. Москвы МГСН 1.01-99».

В целях повышения качества проектных работ, реализующих основные направления градостроительного развития г. Москвы, Правительство г. Москвы утвердило и ввело в действие Нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы МГСН 1.01-99 (далее - «Правила»).

Согласно пункту 9.3.1. указанных Правил потребность в территориях для размещения объектов, обеспечивающих хранение, паркирование и техническое обслуживание легкового автотранспорта, следовало определять с учетом ожидаемого уровня насыщения города легковым автотранспортом всех категорий, требований эффективного использования городской территории и обеспечения экологической безопасности.

В развитие этого тезиса Правилами устанавливалось, что требуемое для объекта количество машиномест, установленное расчетом, следовало размещать в пределах участка, отведенного под застройку этого объекта. Не допускалось использовать для этих целей улично-дорожную сеть (включая проезжую часть, тротуары, полосы озеленения и другие элементы), а также участки, выделяемые застройщику под компенсационное благоустройство.

Таким образом, уже на этапе проектирования регламентирующие документы исполнительной власти г. Москвы «стимулировали» строительство новых зданий и сооружений с включением в состав зданий парковочных площадей, а не отдельно стоящих зданий и сооружений.

Тип сооружения для хранения или паркирования легковых автомобилей следовало выбирать в соответствии с общим архитектурно-градостроительным решением окружающей застройки, с учетом территориальных возможностей, гидрогеологических особенностей (пункт 9.3.17 Правил).

В соответствии с п. 9.3.15 правил при строительстве многофункциональных зданий-комплексов в нижних или подземных ярусах этих объектов следует предусматривать размещение гаражей-стоянок, которые должны обеспечивать потребность в машиноместах для паркирования легковых авмомобилей, принадлежащих работающим и посетителям комплекса, не входя в противеречие со схемой организации паркирования.

При этом гаражи-стоянки для хранения и паркирования легковых автомобилей допускалось предусматривать отдельно стоящими, встроенными, встроенно-пристроенными, пристроенными, с устройством для въезда автомобилей прямолинейных или криволинейных рамп, полурамп, наклонных полов, лифтовых подъемников, механизированных и автоматизированных подъемников и манипуляторов.

На территории застройки высокой интенсивности следовало предусматривать встроенные подземные гаражи-стоянки не менее чем в два яруса,

Согласно Приложению № 2 Правил «Термины и определения»:

Гаражи-стоянки - это здания и сооружения, предназначенные для хранения или паркирования автомобилей, не имеющие оборудования для технического обслуживания автомобилей, за исключением простейших устройств - моек, смотровых ям, эстакад.

Гаражи - здания, предназначенные для хранения, паркирования, технического обслуживания автомобилей.

Гаражные комплексы - здания или группа зданий, предназначенные для хранения, паркирования.

технического обслуживания и других видов услуг, связанных с автосервисом, продажей автомобилей и запасных частей. В составе гаражных комплексов могут устраиваться небольшие автозаправочные станции. Гаражные комплексы могут быть дополнены объектами различного функционального назначения (за исключением учебных, лечебных и детских учреждений).

Отдельно стоящие гаражи и гаражи-стоянки - гаражи и гаражи-стоянки, сооружаемые в виде самостоятельных объектов.

Встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные гаражи и гаражи-стоянки - гаражи и гаражи-стоянки, совмещаемые со зданиями различного назначения (жилого, административно-общественного, культурно-бытового, спортивного и др.), входящие в общественно-транспортные комплексы, пристроенные к глухим торцам домов, брандмауэрами и др.

Таким образом, исходя из требований и регламентных процедур Правил:

Многоэтажные гаражи-стоянки это классификационная группа, включающая в себя различные типы гаражей-стоянок в зависимости от:

а) типа встраивания: отдельно стоящие, встроенные, пристроенные, встроенно-пристроенные;

б) технического наполнения: с устройством для въезда автомобилей прямолинейных или

криволинейных рамп, полурамп, наклонных полов, лифтовых подъемников, механизированных и автоматизированных подъемников и манипуляторов;

в) этажности: не плоскостные, количество этажей - более одного;

г) расположения относительно уровня земли: надземные, комбинированные, подземные;

д) используемого оборудования: не должны иметь оборудования для технического обслуживания автомобилей, за исключением простейших устройств - моек, смотровых ям, эстакад.

автотранспортных средств исходя из изложенного выше, предпочтение отдается объектам, отвечающим требованиям комплексности: одновременное хранение и паркирование, многофункциональное назначение создаваемых площадей (встроенные, встроенно-пристроенные, подземные и т.д.), многоэтажность (в том числе подземная).

Постановление Правительства г. Москвы от 16.10.2001г. № 926-ПП «06 утверждении Московских городских строительных норм (МГСН) 5.01-01 «Стоянки легковых автомобилей».

Утвержденные названным Постановлением Московские городские строительные нормы (МГСН) 5.01-01 «Стоянки легковых автомобилей» (далее - «Нормы») разработаны в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 для г.Москвы в качестве территориальных строительных норм (ТСН), действующих на территории г. Москвы, и распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых стоянок легковых автомобилей.

Нормы устанавливают основные положения и требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, а также к инженерному оборудованию зданий стоянок легковых автомобилей. Согласно общим требованиям (в данной части требования являются обязательными к применению) автостоянки могут размещаться ниже и выше уровня земли, состоять из подземной и надземной частей, пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, в том числе располагаться под или над этими зданиями (в подземных, цокольных или надземных этажах), в подземных, цокольных или первых надземных этажах, в том числе под жилыми домами.

Исходя из изложенной выше классификации автостоянок в качестве объекта регулирования Московскими строительными нормами, требования к ним устанавливаются в аналогичном порядке:

в зависимости от этажности:

наземные автостоянки могут проектироваться не более 9 этажей;

подземные - не более 8 этажей;

в зависимости от встраиваемости:

автостоянки, пристраиваемые к зданиям другого назначения, должны быть отделены от этих зданий противопожарными стенами 1-го типа;

сооружения автостоянок, встроенных в здания другого назначения, должны иметь степень огнестойкости не менее степени огнестойкости здания, в которое они встраиваются, и отделяться от помещений этих зданий противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа;

при размещении автостоянок под жилыми домами (в подземных или первых надземных этажах) жилые комнаты непосредственно над помещениями хранения автомобилей размещать не допускается, т.е. названные помещения необходимо разделять нежилым помещением (этажом);

в зависимости от размещения относительно уровня земли:

в подземных автостоянках мойку автомобилей, посты технического обслуживания и ремонта, помещения технического персонала, насосные пожаротушения и водоснабжения, трансформаторные с сухими трансформаторами допускается размещать не ниже первого (верхнего) этажа подземного сооружения;

в зависимости от типа (открытые, закрытые):

в зданиях автостоянок закрытого и открытого типа для хранения автотранспорта допускается предусматривать боксы. Устройство боксов в автостоянках подземного типа и обвалованных автостоянках не допускается;

автоматическое пожаротушение следует предусматривать в зданиях и сооружениях автостоянок закрытого типа; и т.д.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что особенностей или специфических требований для отдельно стоящих многоэтажных зданий и сооружений гаражей-стоянок Нормами не предусмотрено.

В зависимости от типа многоэтажного гаража-стоянки, а именно: ниже/выше уровня земли, подземная/надземная часть, встраиваемость/пристраиваемость к объекту, тип основного здания (в случае встраивания/пристраивания) - применяются соответствующие Московские городские строительные нормы.

Таким образом, Нормами предусматривается, что многоэтажный гараж-стоянка для целей определения применимых строительных норм может быть отдельно стоящим зданием или встроенно-пристроенным, комбинированным или, например, надземным, открытого или закрытого типа и т.д. Т.е. такая характеристика как - отдельно стоящее здание не обуславливает выделение этих объектов в группу со специфическими характеристиками.

Своды Правил «Стоянки автомобилей»

Система нормативных документов в строительстве. Строительные нормы и правила Российской Федерации стоянки автомобилей. Parkings. СНиП 21-02-99, принятая и введенная в действие с 1 января 2000 года постановлением Госстроя РФ от 19.11.1999г. № 64.

Нормы и правила, введенные данным постановлением, распространяются на здания, сооружения и помещения для стоянки (хранения) автомобилей независимо от форм собственности и устанавливают основные положения и требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, а также к инженерному оборудованию таких зданий и их размещению на территории поселений.

Исходя из Правил под термином «Стоянка для автомобилей (далее - «Автостоянка») понимается здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные только для хранения (стоянки) автомобилей.

Автостоянки могут размещаться (с учетом требований норм и правил) ниже и/или выше уровня земли, состоять из подземной и надземной частей (подземных и надземных этажей, в том числе с использованием кровли этих зданий), пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, в том числе располагаться под этими зданиями в подземных, подвальных, цокольных или в нижних надземных этажах, а также размещаться на специально оборудованной открытой площадке на уровне земли.

Таким образом, исходя из общероссийских строительных норм и правил, действующих в рассматриваемом периоде, многоэтажный гараж-стоянка - это здание, отдельно стоящее или его часть (встроенная или пристроенная, встроено-пристроенная).

Свод Правил «СНИП 21-02-99 «Стоянки автомобилей», утвержденный Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011г. № 635/9, действующий в настоящее время.

Данный свод правил распространяется на проектирование зданий, сооружений, площадок и помещений для стоянки (хранения) автомобилей и других мототранспортных средств. В Правилах приняты следующие термины и определения:

Автостоянка (автостоянка, гараж-стоянка): здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная только для хранения (стоянки) легковых автомобилей и других мототранспортных средств.

в данном документе приводится также типология автостоянок. Автостоянки для легковых автомобилей классифицируются по размещению:

относительно объектов другого назначения; - относительно уровня земли. Типология стоянок автомобилей могут быть плоскостные, организованные (наземные), открытого хранения, накрытого хранения (боксы, тенты), неорганизованные (в вышеуказанном документе не рассматриваются) и др.

Кроме указанных, имеются также комбинированные типы - открыто-закрытые, встроенно-пристроенные, подземно-надземные.

Имеются также классификации по:

а) длительности хранения (постоянное хранение, временное, сезонное);

б) степени автоматизированности систем учета;

в) условиям отапливаемости (отапливаемые или неотапливаемые автостоянки),

г) организации перемещения автотранспортного средства - с участием или без участия водителя;

д) организации хранения - манежные, боксовые, ячейковые, ярусные;

е) высотности гаражей-стоянок - одноуровневые и многоуровневые;

ж) способу междуэтажного перемещения автомобилей - рамповые, полумеханические (рампы в сочетании с грузовым лифтом), механические - с грузовыми лифтами.

Принимая во внимание изложенное выше, и исходя из действующих СНиПов по автостоянкам, многоэтажные гаражи-стоянки - это один из видов систематизации, построенный на признаке этажности (этажей должно быть более двух) и включающий в себя все виды зданий, сооружений автостоянок (отдельно стоящие, встроенные, пристроенные). Соответственно, в предлагаемую выборку не могут быть включены плоскостные стоянки любых типов.

Программы г. Москвы по строительству гаражей-стоянок

Постановление Правительства г. Москвы от 18.04.1995г. № 318 «О программе массового строительства в Москве многоэтажных гаражей-стоянок»

Правительством г. Москвы в постановлении отмечалось, что начаты работы по проектированию и строительству первых многоэтажных автостоянок, разработан Перечень первоочередного строительства на 1995-1997 гг. Вместе с тем, намеченное в перечне количество мест на планируемых к вводу в 1995-1997гг. многоэтажных автостоянках не может удовлетворить потребности города в хранении и парковке легкого транспорта и не приведет к необходимому освобождению занятых под одноэтажные гаражи и автостоянки городских земель.

Необходимы дополнительные меры по увеличению количества вводимых многоэтажных автостоянок. С учетом сложившейся ситуации решение задачи ускоренного массового строительства многоэтажных гаражей-стоянок, необходимых для нормального функционирования столицы, становится одной из первоочередных городских задач.

В этой связи, Правительство г. Москвы постановило принять предложения префектов административных округов, Департамента строительства, АО «Москапстрой» о первоочередном строительстве в 1995-1997гг. гаражей-стоянок в соответствии с приложениями №№ 1, 2, 3.

В частности, по Приложению № 2 «Перечень строительства гаражей-стоянок в 1995-1997 годах, осуществляемых АО «Москапстрой» по городскому заказу к строительству и введению в эксплуатацию предусматривались: подземный гараж-стоянка под жилым домом к. 1 мкр. 2 в Жулебино; гараж-стоянка, пристроенный к жилому дому к. 1 мкр. 6, Марьинский парк; подземный гараж-стоянка под жилым домом к. 13, мкр. 6, Марьинский парк; гараж-стоянка (отдельно стоящий), Марьинский парк, м. 4, к. 24; зона общественного центра, Ю. Бутово, м. 3, к. 38 и т.д.

По рассматриваемому постановлению Правительства г. Москвы, в зону регулирования вопроса о строительстве многоэтажных гаражей-стоянок на территории г. Москвы попали все виды многоэтажных гаражей-стоянок вне зависимости от того, являлись они при этом или нет отдельно стоящими зданиями.

Постановление Правительства г. Москвы от 12.03.1996г. № 216 «О программе массового строительства многоэтажных гаражей-стоянок на 500 000 машиномест и организации ее выполнения»

В данном постановлении Правительство г. Москвы отмечало, что объемы и темпы строительства гаражей-стоянок, намеченные постановлением Правительства г. Москвы от 18.04.1995г. № 318, также не соответствовали растущим потребностям города. Правительством г. Москвы было признано массовое строительство в городе многоэтажных гаражей-стоянок важнейшей программой, приравненной к программе жилищного строительства.

В то же время, следует принять во внимание, что постановлением от 01.12.1998г. № 916 Правительство г. Москвы распространило действие постановления от 12.03.1996г. № 216 на строительство | многофункционального комплекса со спортивно-зрелищными, торговыми и офисными площадями по адресу 1-й Голутвинский пер., вл. 6 на 470 машиномест, а постановлением от 11.02.1997г. № 88 - на строительство подземно-надземных гаражей-стоянок на площади Курского вокзала, Сухаревской и Болотной площадей.

Таким образом, и рассматриваемое постановление Правительства г. Москвы, с точки зрения определения сферы действия - не ограничивает многоэтажные гаражи-стоянки отдельно стоящими зданиями, предназначенными исключительно для паркирования автомобильного транспорта.

Правительством г. Москвы в рассматриваемом периоде были утверждены: городская целевая программа гаражного строительства в г. Москве на период 2002-2004гг. (постановление от 02.04.2002 г. № 242-ПП), целевая программа строительства гаражей-стоянок в г. Москве на период 2005-2007гг. (постановление от 25.01.2005г. № 45-ПП); городская целевая программа строительства гаражей-стоянок в г. Москве на период 2008-2010гг. постановление от 01.04.2008г. № 253-ПП). Этими целевыми программами предусматривалось «опережающее строительство многоэтажных гаражей-стоянок в целях вывода автомашин владельцев плоскостных гаражей, находящихся в зонах перспективного строительства городских транспортных магистралей и объектов жилого назначения, строящихся по городскому заказу».

Качественные характеристики этих объектов в Программах не были определены, что не позволяет говорить о том, что целевые программы предусматривали строительство исключительно отдельно стоящих зданий и сооружений.

В целях организации мероприятий для реализации Городской целевой программы строительства гаражей-стоянок в городе Москве на период 2008-2010гг., утвержденной постановлением Правительства г. Москвы от 01.04.2008г. № 253-ПП, Правительство Москвы постановлением от 28.07.2009г. № 685-ПП утвердило Положение о порядке проектирования и строительства объектов гаражного назначения в городе Шскве, которое не отменено по состоянию на ноябрь текущего года.

Этим Постановлением признано утратившим силу распоряжение Правительства г. Москвы от 26.09.2007г. № 2116-РП «О мерах по обеспечению строительства многоэтажных гаражей-стоянок по программе «Народный гараж», а также введены следующие определения.

Организованные места паркирования автотранспорта - объекты капитального строительства гаражного назначения, являющиеся объектами инфраструктуры для временного размещения автомашин, не являются собственностью автовладельцев; предоставляются лицам с учетом повременной оплаты или безвозмездно при условии сохранения целевого использования.

Коммерческие объекты, в которых размещаются организованные места хранения автомобилей - встроенно-пристроенные объекты капитального строительства гаражного назначения, предназначенные для организованного постоянного хранения автотранспортных средств, строительство которых технологически связано со строительством жилых домов.

Коммерческие объекты, в которых размещаются организованные места постоянного хранения и паркирования автомобилей - встроенно-пристроенные объекты капитального строительства гаражного назначения, предназначенные для размещения организованных мест для постоянного хранения и паркования автотранспортных средств, строительство которых технологически связано со строительством объектов нежилого назначения (офисных, административно-торговых центов и пр.), а также отдельно стоящие объекты, обремененные имущественными правами.

Таким образом, Положение о порядке проектирования и строительства объектов гаражного назначения в городе Москве, предусматривая правила проектирования и строительства объектов гаражного назначения на территории Москвы, также не ограничивает многоэтажные гаражи-стоянки отдельно стоящими зданиями и сооружениями.

В соответствии с п.2. ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 декабря 2011 года № 30-П, указал, что признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела, тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности; наделение судебных решений, вступивших в законную силу, свойством преюдициальное™ -сфера дискреции федерального законодателя, который мог бы прибегнуть и к другим способам обеспечения непротиворечивости обязательных судебных актов в правовой системе, но не вправе не установить те или иные правовые институты, необходимые для достижения данной цели; введение же института преюдиции требует соблюдения баланса между такими конституционно защищаемыми ценностями, как общеобязательность и непротиворечивость судебных решений, с одной стороны, и независимость суда и состязательность судопроизводства - с другой; такой баланс обеспечивается посредством установления пределов действия преюдициальности, а также порядка ее опровержения.

24 декабря 2015 года Арбитражным судом города Москвы было вынесено решение по делу № А40-146197/15-108-1167 по заявлению Частной компании с ограниченной ответственностью «МЕТЕО/1УК ИНВЕСТМЕНТС /1ИМИТЕД» о признании недействительным решения № 804 Межрайонной Инспекции ФНС № 47 по г. Москве об отказе в привлечении к ответственности за налоговое правонарушение. Указанным решением Налоговый орган отказал Заявителю в применении льготы в отношении многоэтажных гаражей-стоянок, сославшись на разъяснения Департамента финансов города Москвы, которое содержится в письме от 29.01.2014г. № 90-01-04-04/14.

Указанным решением суда заявление Компании было удовлетворено полностью, решение Налогового органа признано недействительным в части доначисления налога на имущество организаций за 2011 год в сумме 3 509 121 руб., доначисления налога на имущество организаций за 2012 год в сумме 3 370 603 руб., необходимости внесения соответствующих исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.

В рамках рассмотрения указанного дела Заявителем в обоснование своих доводов были представлены документы, подтверждающие права Заявителя на применение льготы, а именно: свидетельство о государственной регистрации права собственности № 77 АН 698978; экспликация к поэтажному плану здания, расположенному по 4-му Лесному переулку, д. 4. Согласно экспликации БТИ гаражи-стоянки находятся на трех этажах здания по указанному адресу.

Суд в решении указал, что уполномоченным государственным учреждением установлено, что в состав имущества заявителя входит гараж-стоянка. Такой гараж-стоянка является многоэтажным. Само здание, вместе с гаражами, принадлежит Заявителю на праве собственности и согласно ст. 374 НК РФ является объектом налогообложения по налогу на имущество.

Таким образом, суд пришел к выводу, что Заявитель имеет право на применение льготы по налогу на имущество, установленной пп. 9 п. 1 ст. 4 Закона «О налоге на имущество», в отношении имущества в виде многоэтажных гаражей-стоянок, находящегося в здании по адресу: г. Москва, пер 4-й Лесной, д. 4.

Также при вынесении указанного решения суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Компании, поскольку исходя из буквального толкования подпункта 9 части i ст. 34 Закона города Москвы «О налоге на имущество организаций» критериями для освобождения имущества от налогообложения служат только количественные и качественные характеристики имущества, а именно: многоэтапность имущества; назначение имущества - гаражи-стоянки, а налоговое законодательство не предусматривает ограничение в виде освобождение от налогообложения только отдельно стоящих многоэтажных гаражей-стоянок или имущества, в отношении которого выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности, в котором объектом права является многоэтажный гараж-стоянка.

Указанное решение Арбитражного суда вступило в законную силу.

В целях применения льготы по налогу на имущество за 2013 год Заявителем представлены в Налоговый орган те же самые документы, подтверждающие права Заявителя на применение льготы, однако Налоговым органом было отказано Заявителю в применении льготы со ссылкой только на письмо Департамента финансов города Москвы от 29.01.2014г. № 90-01-04-04/14, иные основания в решении Налогового органа отсутствуют.

Поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда о правомерности применения Заявителем льготы за 2011-2012 годы. Заявителем в Налоговый орган и в суд в рамках рассмотрения настоящего дела в целях подтверждения права на применение льготы за 2013 год представлены те же самые документы, которые уже являлись предметом исследования в рамках рассмотрения дела № А40-146197/15-108-1167, в качестве основания для отказа Заявителю в применении льготы по налогу на имущество за 2013 год Налоговым органом было указано только письмо Департамента финансов города Москвы от 29.01.2014г. № 90-01-04-04/14, считаем, что правомерность применения Заявителем льготы была подтверждена вступившим в законную силу решением суда, в соответствии со ст. 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не подлежат доказыванию вновь в рамках рассмотрения арбитражным судом настоящего дела.

Также Заявитель считает необходимым обратить внимание, что вопрос применения налоговой льготы, предусмотренной пп.9 n.1 ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64, толкования указанной нормы и ее смысла, а также разъяснения Департамента финансов города Москвы, содержащиеся в письме от 29.01.2014 № 90-01-01-04-04/14, были предметом изучения Верховного суда РФ по аналогичным делам и им была дана надлежащая правовая оценка в рамках следующих судебных актов: Определения ВС РФ об отказе в передаче для рассмотрения Судебной коллегией ВС РФ по экономическим спорам дела от 15.10.2015 № 305-КГ15-12489 по делу № А40-162157/2014 по заявлению ООО «Гашека Риэлти»; Определения ВС РФ об отказе в передаче для рассмотрения Судебной коллегией ВС РФ по экономическим спорам дела от 09.10.2015 № 305-КГ15-12487 по делу № А40-162145/14 по заявлению ООО «КВАРТАЛ 674-675».

В указанных судебных актах, рассматривая вопрос применения налоговой льготы, предусмотренной пп.9 п.1 ст.4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64, Верховный суд РФ пришел к следующим выводам:

«Из грамматического толкования вышеназванной нормы следует, что льгота применяется в отношении многоэтажных гаражей-стоянок. Относительно того, что гаражи-стоянки должны быть отдельно стоящими, в норме не указано. Достаточных данных, свидетельствующих о том, что целью издания нормы являлось стимулирование отдельно стоящих гаражей-стоянок, не имеется. Действительный смысл нормы права, содержащейся в подпункте 9 пункта 1 статьи 4 Закона города Москвы о налоге на имущество организаций и ее текстуальное выражение совпадают, в связи с чем, норма права должна толковаться буквально.

Вместе с тем, разъяснения Департамента финансов города Москвы, содержащиеся в письме от 29.01.2014 № 90-01-01-04-04/14, дают расширительное толкование, не соответствующее аутентичному смыслу нормы Закона. Иное толкование заявителем положений налогового и муниципального законодательства не свидетельствует об их неправильном применении судами».

Таким образом, вопрос применения нормы права, предусматривающей налоговую льготу, установленную пп.9 п.1 ст.4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64, уже являлся предметом рассмотрения судебными органами кассационной инстанции и проверки Верховным судом РФ и ему была дана надлежащая правовая оценка.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, признает обоснованными требования, заявленные ЧКОО "Метеолук инвестментс лимитед" к Межрайонной ИФНС России № 47 по г.Москве.

Уплаченная заявителем при подаче заявления госпошлина подлежит взысканию с ответчика, уплате за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167, 169, 170, 198, 201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительными, не соответствующими Налоговому кодексу РФ, решения Межрайонной ИФНС России № 47 по г. Москве (ОГРН 1047710090658; ИНН 7710326120; 127006, г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, стр. 1) от 28.05.2015г.: № 1370, 1371, 1372, 1373 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в отношении ЧКОО "Метеолук инвестментс лимитед" (ИНН 9909099917; КПП 773851001; 125047, г. Москва, 4-й Лесной пер., д. 4) в части доначисления налога на имущество организаций за 1 квартал 2013г., 9 месяцев 2013г., полугодие 2013г., 2013г., необходимости внесения соответствующих исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 47 по г. Москве (ОГРН 1047710090658; ИНН 7710326120; 127006, г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, стр. 1) в пользу ЧКОО "Метеолук инвестментс лимитед" (ИНН 9909099917; КПП 773851001; 125047, г. Москва, 4-й Лесной пер., д. 4) госпошлину в размере 3000 (Три тысячи) руб. 00 коп., уплаченную платежным поручением № 355 от 28.09.2015г., в размере 3000 (Три тысячи) руб. 00 коп., уплаченную платежным поручением № 356 от 28.09.2015г., в размере 3000 (Три тысячи) руб. 00 коп., уплаченную платежным поручением № 357 от 28.09.2015г., в размере 3000 (Три тысячи) руб. 00 коп., уплаченную платежным поручением № 358 от 28.09.2015г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия решения и в суд кассационной инстанции в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Судья:

А.В.Бедрацкая