ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-205466/17-79-1772 от 01.02.2018 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

16 февраля 2018 г.

Дело № А40-205466/17-79-1772

Полный текст решения изготовлен 01 февраля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2018 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Дранко Л.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бесполденовой М.И.,

рассмотрев  в судебном заседании дело по заявлению Администрации города Твери

к Центральному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о признании недействительными и отмене  пунктов 3.1, 5.1, 7.1, 8.1, 9.1, 10.1, 11.1, 15.5, 15.6 предписания Центрального МУГАДН от 28.07.2017 г. № 0056

при участии:от заявителя: Зиновьев И.В. дов. от 22.01.2016 Г. № 02, Аваев С.Е. дов. от 17.09.2015 г. № 256

от заинтересованного лица: не явилось

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Твери (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными и отмене  пунктов 3.1, 5.1, 7.1, 8.1, 9.1, 10.1, 11.1, 15.5, 15.6 предписания Центрального МУГАДН от 28.07.2017 г. № 0056.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по обстоятельствам, изложенным в заявлении.

Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, отзыв не представило. Суд посчитал возможным рассмотреть дело без участия указанного лица в порядке ст. ст. 123, 156,ч.2 ст.200 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.

Судом проверено и установлено, что процессуальный срок на обращение в суд , предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем соблюден.

Как следует из материалов дела, в период с 17 по 28 июля 2017 года Управлением государственного автодорожного надзора по Тверской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАДН по Тверской области) была проведена плановая выездная проверка администрации города Твери с целью проверки исполнения органом местного самоуправления и его должностными лицами законодательства Российской Федерации, а также соответствия муниципальных правовых актов требованиям законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства при решении вопросов местного значения.

По результатам проверки УГАДН по Тверской области выдало администрации города Твери предписание от 28.07.2017 № 0056 об устранении выявленных нарушений (далее - предписание). Предписание направлено письмом от 01.08.2017 № 2202-03, которое было получено 07.08.2017 (вх. № 01/6273).

Не согласившись с оспариваемым предписанием, посчитав его незаконным и необоснованным, Администрация города Твери обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Согласно п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом согласно п.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Администрация города Твери не согласилась с вменяемыми нарушениями, указанными в пунктах 3.1, 5.1, 7.1, 8.1, 9.1, 10.1, 11.1, 15.5, 15.6 предписания, и требованиями УГАДН по Тверской области об их устранении.

     Так, пунктом 3.1 предписания Администрации города Твери предписано выйти с инициативой о внесении изменений в приложение 1 к закону Тверской области от 24.07.2012 № 75-30 «О наделении органов местного самоуправления Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации  регулярных  перевозок  пассажиров  и  багажа  автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тверской области» в части переименования межмуниципальных маршрутов № 205 «Боровлево-2 - «Южный-Д» - пос. Литвинки - ПМК» и № 233 «Речной вокзал - д. Николо-Малица».

В силу статьи 100 Устава Тверской области, принятого постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 05.11.1996 № 436, право законодательной инициативы в Законодательном Собрании принадлежит постоянному комитету Законодательного Собрания, депутатской фракции, группе депутатов Законодательного Собрания, депутату Законодательного Собрания, Губернатору, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Законодательного Собрания Тверской области и Правительства Тверской области, представительным органам местного самоуправления, главам муниципальных образований, избирательной комиссии Тверской области, прокурору Тверской области, Уполномоченному по правам человека в Тверской области, Общественной палате Тверской области, в порядке, предусмотренном законом Тверской области - гражданам, а в случаях, установленных федеральным законом, - Правительству Тверской области.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Устава города Твери представительным органом местного самоуправления города Твери является Тверская городская Дума.

Согласно части 1 статьи 39 Устава города Твери администрация города Твери является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления города Твери, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области.

Следовательно, администрация города Твери не наделена правом законодательной инициативы и не обладает полномочиями по внесению предложений в Законодательное Собрание Тверской области об изменении законов Тверской области.

Указанным правом обладает Тверская городская Дума.

Таким образом, в части законодательной инициативы предписание не основано на действующих нормативных правовых актах и данное требование является незаконным.

     Согласно п.5.1 предписания  администрацией города Твери не обеспечено заключение муниципальных контрактов по трамвайным маршрутам №№ 5, 14 и троллейбусным маршрутам №№ 2, 3, 4, 5, 7.

Однако частью 9 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ) установлено, что регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования указанного Федерального закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт. Указанный срок не может превышать пять лет со дня официального опубликования указанного Федерального закона (14.07.2015).

Таким образом, Федеральный закон № 220-ФЗ устанавливает сроки сохранения ранее действующего порядка осуществления регулярных перевозок, частично или полностью оплачиваемых за счет средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов. Однако по окончании установленного Федеральным законом № 220-ФЗ срока (14.07.2020) должен быть заключен муниципальный контракт.

Следовательно, заключение муниципальных контрактов на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городских трамвайных и троллейбусных маршрутах регулярного сообщения, обслуживаемых Тверским муниципальным унитарным пассажирским автотранспортным предприятием № 1 (МУП «ПАТП-1») и частично финансируемых за счет бюджета города, не требуется до установленного документом планирования регулярных перевозок срока заключения муниципальных контрактов, но не позже 14.07.2020.

На основании изложенного требование о заключении муниципальных контрактов по трамвайным маршрутам №№ 5, 14 и троллейбусным маршрутам №№ 2, 3, 4, 5, 7 не основано на действующем законодательстве.

     Что касается пунктов 7.1, 8.1, 9.1 предписания.

В соответствии с данными пунктами предписания администрацией города Твери не на всех остановочных пунктах размещена информация для пассажиров.

Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Пункты 7.1, 8.1, 9.1 предписания не соответствуют вышеназванным требованиям к предписанию, так как не содержат конкретной информации об остановочных пунктах (адресе их месторасположения), где отсутствует информация, перечисленная в данных пунктах предписания, или отсутствует только часть информации. Указанное несоответствие предписания в связи с его неясностью, где и что именно подлежит устранению, влияет на возможность его исполнения администрацией города Твери.

Таким образом, предписание в части размещения информации на
остановочных пунктах не соответствует действующему законодательству и
пункты 7.1,8.1,9.1 являются незаконными.

     Согласно пункту 10.1 предписания  администрацией города Твери не разработан нормативный акт - положение о реестре остановочных пунктов маршрутов регулярных перевозок города Твери (с приложением реестра остановочных пунктов маршрутов регулярных перевозок города Твери).

В соответствии с Федеральным законом № 220-ФЗ реестр остановочных пунктов предусматривается только по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

Статья 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не устанавливает полномочия и обязанность органов местного самоуправления в части разработки и утверждения реестра остановочных пунктов по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Перечень (наименование) промежуточных остановочных пунктов по маршрутам регулярных перевозок в городе Твери содержится в разделе 4 строки 1 Реестра по каждому муниципальному маршруту.

Таким образом, требование в предписании о необходимости разработки и утверждения реестра остановочных пунктов по муниципальным маршрутам регулярных перевозок не основано на действующем законодательстве, обратного заинтересованным лицом не доказано.

     Согласно пункту 11.1 предписания  у начальника департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Твери (далее -Департамент) и заместителя начальника Департамента - начальника отдела капитального и текущего ремонта дорожного хозяйства (далее - начальник отдела) отсутствует профильная квалификация.

В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 25-ФЗ) на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными указанным Федеральным законом.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 9 Федерального закона № 25-ФЗ для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы,устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

Законом Тверской области от 09.11.2007 № 121-30 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области» (далее - Закон № 121-30) для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.

При этом частью 2 статьи 3 Закона № 121-30 установлены следующие типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования:

1)по высшим, главным и ведущим должностям муниципальной службы -наличие высшего образования;

2)по старшим и младшим должностям муниципальной службы - наличие среднего профессионального образования.

Начальник Департамента Санников Д.В., занимая главную должность муниципальной службы, имеет высшее образование.

Начальник отдела Сергеев О.В., занимая ведущую должность муниципальной службы, имеет высшее образование.

Следовательно, уровень профессионального образования Санникова Д.В. и Сергеева О.В. соответствует установленным частью 2 статьи 3 Закона № 121-30 требованиям.

Согласно части 4 статьи 3 Закона № 121-30 квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

Распоряжением администрации города Твери от 12.08.2014 № 1034-к утверждена должностная инструкция начальника Департамента.

Приказом начальника Департамента от 29.08.2014 № 188-к утверждена должностная инструкция начальника отдела капитального и текущего ремонта дорожного хозяйства Департамента (далее - должностная инструкция начальника отдела).

Ни должностной инструкцией начальника Департамента, ни должностной инструкцией начальника отдела не установлены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

Знания и умения Санникова Д.В. и Сергеева О.В., которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым должностной инструкцией для данной должности.

Согласно части 5 статьи 3 Закона № 121-30 конкретные квалификационные требования к уровню профессионального образования, направлению подготовки, необходимые для замещения должностей муниципальной службы, согласно Федеральному закону № 25-ФЗ устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы.

Данным муниципальным правовым актом является решение Тверской городской Думы от 07.10.1996 № 103 «О Положении о муниципальной службе в городе Твери» (далее - Положение).

Согласно частям 1, 2 и 5 статьи 3-1 Положения для замещения должностей муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям:

1.      Для замещения должностей муниципальной службы требуется
соответствие квалификационным требованиям:

а)            к уровню профессионального образования;

б)     к стажу муниципальной службы или работы по специальности,
направлению подготовки;

в)  к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных
обязанностей;

г)       к специальности, направлению подготовки - при наличии
соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя).

2.    Для замещения должностей муниципальной службы устанавливаются
следующие квалификационные требования к уровню профессионального
образования:

1)по высшим, главным и ведущим должностям муниципальной службы -наличие высшего образования;

2)по старшим и младшим должностям муниципальной службы - наличие среднего профессионального образования.

5. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

Таким образом, квалификационные требования Санникова Д.В. и Сергеева О.В. также соответствуют статье 3-1 Положения.

Пунктом 15.5 оспариваемого предписания администрация города Твери предписано устранить в подпункте «д» пункта 2.8 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам местного значения транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов» (далее - Административный регламент), утвержденного постановлением администрации города Твери от 18.04.2012 № 775, неверную ссылку на пункт 26 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 24.07.2012 № 258 (далее - Порядок выдачи специального разрешения),

Администрация города Твери не согласна с указанным требованием УГАДН по Тверской области, так как названный пункт 26 содержится именно в Порядке выдачи специального разрешения, а не в тексте приказа Минтранса России от 24.07.2012 №258.

Таким образом, требование в предписании об устранении указанного нарушения не соответствует действующему законодательству.

     В соответствии с пунктом 15.6 предписания  Административный регламент не соответствует пункту 13 Порядка выдачи специального разрешения.

Согласно пункту 13 Порядка выдачи специального разрешения заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее - заявление), регистрируется в журнале регистрации заявлений должностным лицом уполномоченного органа (подведомственного учреждения (организации)) в течение одного рабочего дня с даты его поступления.

Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Следовательно, пунктом 13 Порядка выдачи специального разрешения установлено, что заявление регистрируется на следующий рабочий день после его поступления уполномоченный орган.

В соответствии с пунктом 2.12 Административного регламента регистрация запроса заявителя о предоставлении муниципальной услуги осуществляется в день приема запроса, за исключением случая подачи запроса позднее чем за один час до окончания времени работы Управления. В таком случае регистрация запроса заявителя осуществляется на следующий рабочий день.

Таким образом, положения пункта 2.12 Административного регламента не противоречат требованию пункта 13 Порядка выдачи специального разрешения и, следовательно, требование УГАДН по Тверской области о несоответствии Административного регламента Порядку выдачи специального разрешения в указанной части необоснованно.

О своем несогласии с выводами о допущенных нарушениях, указанных в пунктах 3.1, 5.1, 7.1, 8.1, 9.1, 10.1, 11.1, 15.5, 15.6 предписания, и с просьбой исключить их из предписания администрация города Твери обращалась в УГАДН по Тверской области путем направления писем от 01.09.2017 № 01/5491-й, от 18.09.2017 № 01/5906-и, от 21.09.2017 № 01/6008-и, однако обращения остались без ответа.

Кроме того, оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы администрации города Твери в сфере осуществляемой деятельности, так как исполнение не соответствующих законодательству требований в части заключения муниципальных контрактов на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городских трамвайных и троллейбусных маршрутах регулярного сообщения путем проведения открытого конкурса, изготовления и размещения информация для пассажиров на остановочных пунктах, дополнительного обучения в области дорожно-хозяйственной деятельности начальника Департамента и начальника отдела приведет к неосновательному расходованию бюджетных средств.

Поскольку предписание содержит требования и возлагает обязанности, не соответствующие действующему законодательству, нарушает права и законные интересы администрации города Твери, то имеются основания для признания судом недействительным ненормативного правового акта в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ.

В соответствии с приказом Ространснадзора от 20.03.2017 № ВБ-214фс «О реорганизации Центрального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Управления государственного автодорожного надзора по Московской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Управления государственного автодорожного надзора по Тверской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и создании Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» УГАДН по городу Москве, УГАДН по Московской области и УГАДН по Тверской области реорганизованы в Центральное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Центральное МУГАДН), которое в установленном порядке зарегистрировано в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 46 по городу Москве 04.10.2017 (ОГРН 5177746032789, ИНН/КПП 7743228223/774301001).

Таким образом, правопреемником и надлежащим заинтересованным лицом по настоящему заявлению о признании ненормативного правого акта государственного органа недействительным в настоящее время является Центральное МУГАДН.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.65, 167-170, 176, 181, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительными пункты 3.1, 5.1, 7.1, 8.1, 9.1, 10.1, 11.1, 15.5, 15.6 предписания Центрального МУГАДН от 28.07.2017 г. № 0056.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Л.А. Дранко