ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-205883/19-139-1817 от 23.10.2019 АС города Москвы

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17

http://www.msk.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 23 октября 2019 года                                                         

Полный текст решения изготовлен 30 октября 2019 года                                                         

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Вагановой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бруяко Т.Г.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению)

Общества с ограниченной ответственностью "Центр аккредитации сертификации и аттестации" (101000, Москва город, улица Покровка, дом 1/13/6, строение 2, этаж 3 пом I ком 6 оф 2, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 15.04.2019, ИНН: <***>)

к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (125009 Москва город улица Тверская дом 11 строение 1, 4 , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 20.06.2018, ИНН: <***>)

о признании незаконным бездействие, о возложении обязанности

при участии:

от заявителя – ФИО1, паспорт, приказ № 1 от 16.04.2019; ФИО2, дов. № 1/ЦАСА от 01.08.2019

от ответчика – ФИО3, дов. № 308-Др от 26.07.2019;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Центр аккредитации сертификации и аттестации" (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд, с учетом принятых судом уточнений требований в порядке ст.49 АПК РФ, с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, выразившиеся в невключении в установленный законом срок информации об Обществе, предоставленной в Заявлении в соответствующий перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию, о возложении обязанности, включить информацию, содержащуюся в Заявлении Общества в соответствующий перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию, а так же разместить информацию на соответствующих ресурсах в сети Интернет (сайт АИС «Мониторинг ПОА», и иные предусмотренные ресурсы), о возложении обязанности дать ответ на заявление от 20.05.2019 №1-20/14.

Заявитель требования поддержал в полном объеме.

Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражал, указал, что ООО "Центр аккредитации сертификации и аттестации" внесено в перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявления, при этом руководствуется следующим.

Согласно ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, 21.05.2019 года Обществом с ограниченной ответственностью «Центр Аккредитации Сертификации и Аттестации» (далее - Общество) в Министерство Образования и Науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки) подано Заявление № 1-20/14 от 20.05.2019 г о включении сведений об Обществе в перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию.

Заявление зарегистрировано в Минобрнауки за Вх.№ 42643-вх от 21.05.2019 г. (далее - Заявление).

Заявление составлено и подано в соответствии с Правилами формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2017 г. N 431. (далее - Правила).

На момент подачи настоящего заявления в суд информация об ООО "Центр аккредитации сертификации и аттестации" в соответствующий перечень не включена, на соответствующих ресурсах в том числе сайте АИС «Мониторинг ПОА» (https://accredpoa.ru/) не размещена, что в свою очередь и послужило основанием для обращения в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего.

Согласно пункту 10 статьи 96 Федерального закона от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
формирование и ведение перечня организаций, проводящих
профессионально-общественную  аккредитацию           основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2017 г. № 431 утверждены Правила формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ (далее - Правила).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1439 в Правила были внесены изменения, вступившие в законную силу 11 декабря 2018 г. В соответствии с указанными изменениями, реализация полномочий по формированию и ведению перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию, разделяется между двумя министерствами, созданными во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» - Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

Таким образом, разделение полномочий названных Министерств осуществлено исходя из объекта аккредитации.

В соответствии с абзацем вторым пункта 3 Правил формирование и ведение перечня организаций, проводящих профессионально-общественную   аккредитацию   образовательных   программ   высшего образования и (или) соответствующих дополнительных профессиональных программ, осуществляются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации с последующим размещением перечня в открытом доступе на официальном сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с п.4 Правил, Аккредитующая организация направляет информацию, указанную в пункте 2 настоящих Правил (далее - информация), соответственно в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации или Министерство просвещения Российской Федерации (далее - соответствующий уполномоченный орган) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о профессионально-общественной аккредитации соответствующих образовательных программ.

В соответствии с п. 5 Правил, соответствующий уполномоченный орган вносит информацию в соответствующий перечень в течение 3 рабочих дней со дня ее поступления в указанный орган от аккредитующей организации.

Письмо исх. от 11.09.2019 №МН-34/18361 сведения о заявителе включены в перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ высшего образования.

Вместе с тем, как отражено на сайте автоматизированной информационной системы «Мониторинг профессионально-общественной аккредитации» (https://accredpoa.ru) администратором его являлось Министерство образования и науки Российской Федерации. В настоящее время, как пояснил ответчик, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации доступа к редактированию информации на указанном интернет-сайте не имеет. В этой связи Минобрнауки России в настоящее время прорабатывается вопрос создания соответствующего раздела на официальном сайте Министерства и добавления сведений обо всех организациях, включённых в Перечень и проводящих профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ высшего образования и (или) соответствующих дополнительных профессиональных программ.

Однако Правилами срок для размещения и обновления информации на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» об организациях, включённых в Перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ высшего образования не установлен. В то же время заявителю направлено уведомление Минобрнауки России о включении организации в названный Перечень (№ МН-3.4/18361).

Таким образом, в настоящее время оспариваемое бездействие не нарушения прав и законные интересы заявителя, сведения в перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ высшего образования внесены.

Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в частности в абзаце втором пункта 1 установлено следующее: «если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным».

Следовательно, для признания незаконным действия (бездействие) наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие обжалуемого действия (бездействие) закону и наличие нарушения прав заявителя.

Согласно ст. 65 АПК РФ заявитель должен доказать, каким образом оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, а также в защиту и на восстановление каких прав предъявлены заявлены указанные требования.

Судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление прав, целью защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и быть направлен на его восстановление.

Также целью подачи заявления о признании решения недействительным, признания незаконным действия (бездействие)  является восстановление прав Заявителя (Определения ВАС РФ от 16.03.2010 №17906/09, от 31.07.2009 №9797/09).

Однако в настоящем случае доказательств того, что бездействие Министерства науки и высшего образования Российской Федерации нарушают права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности суду не представлено, также не представлено и доказательств того, каким образом они могут быть восстановлены в случае признания их незаконными с учетом того, что в перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ высшего образования внесены.

При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу о недоказанности нарушения прав заявителя оспариваемыми решением ч. 1 ст. 198 АПК РФ, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Госпошлина в соответствии со ст.110 АПК РФ относится на заявителя.

Расходы по уплате государственной пошлины распределяются в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.29, 65, 67, 68, 71, 75, 167-170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

 Судья:                                                                                                             Е.А. Ваганова