ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва
22 января 2019 г. Дело № А40-206276/18-133-1566
Решение в полном объеме изготовлено: 22 января 2019 г.
Резолютивная часть решения объявлена: 16 января 2019 г.
Арбитражный суд в составе:
судьи Михайловой Е.А.
при ведении протокола судебного секретарем Гудковой Н.К.
с участием представителей:
от истца: ФИО1. дов. 369 от 01.11.2018 г., пред.паспорт
от ответчика: ФИО2, дов. 10/16 от 07.09.2018 г., пред.паспорт, ФИО3, дов. 13/23 от 23.11.2018 г., пред.паспорт, ФИО4, паспорт обоз. В сз.
рассмотрел в судебном заседании дело по иску, истца - ООО "ОАК-ЗАКУПКИ" 125252, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА АВИАКОНСТРУКТОРА МИКОЯНА, ДОМ 12, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 03.12.2013, ИНН: 7714922571
к ответчику - ООО "КАЗАУП" 420140, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 07.07.2006, ИНН: 1657060382
о признании договора незаключенным, возврате исполненного
УСТАНОВИЛ:
ООО "ОАК-ЗАКУПКИ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "КАЗАУП" содержащим требования:
- Признать Договор № ДП16-0050 от 18.08.2016 года незаключенным в части оказания услуг по гарантийной технической поддержке программного продукта. 2. - Взыскать с Ответчика сумму неосновательно полученных денежных средств в мере 1 420 000,00 (один миллион четыреста двадцать тысяч) рублей.
-Взыскать с Ответчика проценты за неправомерное удержание денежных средств в размере 115 856,43 рублей за период с 14.08.2017 года по 31.08.2018 года с последующим начислением процентов по день фактической уплаты.
Обосновывая указанное материально-правовое требование и правовой интерес истец утверждает, что сторонами не было достигнуто соглашение по существенным условиям обязательства, фактически услуги не оказывались.
Ответчик требования истца оспорил, позицию изложил в отзыве.
Исследовав представленные доказательства, выслушав представителей сторон спора, суд пришел к следующему выводу.
Между Ответчиком, как исполнителем, и Истцом, как заказчиком, заключен договор № ДП16-0050 от 18.08.2016г. на поставку, адаптацию, внедрение и оказание услуг по технической поддержке Программы для ЭВМ «QAS/Qualityauditsystem / Мониторинг аудитов качества», созданная на базе Microsoft® SQLServer® 2012, с использованием WEB-технологий MicrosoftASP.NET 4.6, EntityFramework 6 (далее - «Программа», «ПО») (далее - «Договор»).
Составным частями Договора являются: Приложение №1: Соглашение о предоставлении права использования программного обеспечения. Приложение №2: Техническое задание . Приложение №3: Календарный план выполнения Работ Приложение №4: Календарный план оказания Услуг . Приложение №5: График платежей по выполненным Работам Приложение №6: График платежей по оказанным Услугам Приложение №7: График платежей по переданным лицензиям на ПО
Данный Договор является смешанным, содержит себе условия по следующим предметам обязательств: 1) передачу прав (простой (неисключительной) лицензии) на Программу для ЭВМ «QAS/Qualityauditsystem / Мониторинг аудитов качества» (п.2.1.1. Договора), 2) выполнение работ по адаптации и внедрению Программы (п. 1.1.2., 2.1.3. Договора), оказание услуг по технической поддержке и сопровождению Программы (п. 1.1.3., 2.1.4., 2.1.4.1. Договора). оказание услуг по гарантийной технической поддержке Программы в течение одного года с момента приобретения ПО. (п. 2.1.2. Договора, п.6.1. Приложения №1). 5)оказание услуг по последующей годовой гарантийной технической поддержке Программы, включающей пакет обновлений на один год (п. 2.1.2. Договора, п.6.3. Приложения №1).
Во исполнение Договора Ответчик в полном объёме и в согласованные сроки выполнил все обязательства: 1) передача прав на Программу для ЭВМ подтверждается подписанным обеими сторонами без замечаний Актом приема-передачи прав № 28 от 15.09.2016 г. 2) выполнение работ по адаптации и внедрению Программы подтверждается подписанными обеими сторонами с помощью ЭЦП, без замечаний Актами №49 от 28.12.2016 г., №7 от 31.01.2017г. 3) оказание услуг по технической поддержке и сопровождению Программы с 18 августа 2016г. по 30 июня 2017г. подтверждается подписанными обеими сторонами с помощью ЭЦП, без замечаний Актами: №35 от 01.10.2016, №38 от 31.10.2016, №43 от 30.11.2016, №52 от 31.12.2016, №3 от 31.01.2017, №12 от 28.02.2017, №20 от 31.03.2017, №23 от 30.04.2017, №28 от 31.05.2017, №33 от 30.06.2017. 4) оказание услуг по гарантийной технической поддержке ПО в течение одного года с момента приобретения ПО, т. е. с 18 августа 2016г. по 17 августа 2017г. подтверждается: Журналом уведомлений об обновлениях (см. пункт 17 Протокола осмотра доказательств нотариусом от 17.09.2018г. и страницы с 6 по 62 Приложений к Протоколу), Реестром уведомлений об обновлениях (см. пункт 18 Протокола и страницы с 81 по 102 Приложений к Протоколу). 5) оказание услуг по последующей годовой гарантийной технической поддержке, включающей пакет обновлений на один год, т. е. с 18 августа 2017г. по 17 августа 2018г. подтверждается: Журналом уведомлений об обновлениях (см. пункт 17 Протокола осмотра доказательств нотариусом от 17.09.2018г. и страницы с 62 по 76 Приложения к Протоколу), Реестром уведомлений об обновлении (см. пункт 18 Протокола и страницы со 102 по 107 Приложения к Протоколу). - ежемесячными Актами сдачи-приемки услуг по годовой гарантийной технической поддержке. Факт получения Заказчиком и регистрации в системе электронного документооборота подтверждается пунктами 22, 23 Протокола осмотра нотариусом от 17.09.2018г. и страницами с 114 по 118 Приложения к протоколу.
Приложением №1 к Договору является Соглашение о предоставлении прав на программное обеспечение (далее - «Лицензионное соглашение»). Приложение №2 к отзыву.
В Лицензионном соглашении имеются следующие согласованные сторонами условия по поводу услуг гарантийной технической поддержки.
Так, согласно п.п. 6.1.-6.3 ЛИЦЕНЗИАР обязуется осуществлять гарантийную техническую поддержку ПО в течение одного года с момента приобретения ПО. Гарантийная техническая поддержка является услугой по удалённому решению неограниченного количества инцидентов, без гарантий по срокам решения, и не включает в себя консультирование пользователей. Гарантийная техническая поддержка оказывается с 10:00 до 18:00 (по московскому времени) по рабочим дням. Гарантийная техническая поддержка в течении первого года с момента приобретения ЛИЦЕНЗИИ - бесплатно. Стоимость последующей годовой гарантийной технической поддержки, включающей пакет обновлений на один год на ПО QAS, составляет 1 420 000 (Один миллион четыреста двадцать тысяч) рублей 00 копеек, 20% от стоимости приобретенных лицензий, и подлежит оплате ЛИЗЕНЗИАТОМ ежегодно, не позднее 20-го числа месяца окончания текущей годовой гарантийной поддержки, в течение 5-ти (Пяти) рабочих дней с даты получения счёта на оплату. Оплата производится ЛИЦЕНЗИАТОМ путем безналичного перечисления денежных средств на банковский счет ЛИЦЕНЗИАРА.
Таким образом, в пунктах 6.1 и 6.3. Лицензионного соглашения Стороны определили, что - «...Гарантийная техническая поддержка является услугой по удалённому решению неограниченного количества инцидентов...» - годовая гарантийная техническая поддержка включает в себя пакет обновлений Программы в течение одного года.
В соответствии с п.6.2. Лицензионного соглашения, гарантийное обслуживание в течение 1го года, т. е. с 18 августа 2016г. по 17 августа 2017г., выполняется бесплатно.
В соответствии с п.6.3. Лицензионного соглашения, гарантийное обслуживание в течение 2го года (т. е. с 18 августа 2017г. по 17 августа 2018г.) и последующих лет, стоит 1 420 000 рублей в год.
Ответчик выставил Истцу Счёт №16 от 09 августа 2017г. на оплату годовой гарантийной технической поддержки за период с 18 августа 2017г. по 17 августа 2018г. Счёт получен заказчиком 10.08.2018г. через систему электронного документооборота (ЭДО) оператора СКБ «Контур».
поручением от 14.08.2017 №1962, тем самым подтвердил своё понимание содержания услуги «гарантийная техническая поддержка» и своё желание данную услугу получать.
Объектом Договора является Программа для ЭВМ «QAS/Qualityauditsystem / Мониторинг аудитов качества», созданная на базе Microsoft® SQLServer® 2012, с использованием WEB-технологий MicrosoftASP.NET 4.6, EntityFramework 6
Данная Программа создана (разработана) Ответчиком (Лицензиаром) в виде веб-сайта, как это предусмотрено Техническим Заданием (Приложение №2 к Договору): Приложение №3 к отзыву.
п.3.1., абз.2: Интерфейс клиентских приложений АСУ должен быть разработан на основе WEB-технологии.
п.3.1., абз.4: Система должна обеспечивать доступ к информации и связанным с ней активам только авторизованным пользователям. Авторизация может осуществляться двумя методами:
•по логину и паролю пользователя - пользователь, сделавший HTTP-запрос, получает первоначально приглашение на ввод своего логина и пароля доступа, а после успешной идентификации - результат запроса;
•через домен - пользователь, зарегистрированный на сервере ActiveDirectory, автоматически авторизуется на прокси-сервере.
Данная программа в виде веб-сайта установлена на сервере Заказчика во внутренней локальной сети в составе 2х компонент:
-сайт, расположенный по адресу ip: 172.18.21.28 во внутренней локальной сети Заказчика, и
-база данных сайта, расположенная по адресу IP: 172.18.21.18 во внутренней локальной сети Заказчика.
Внешний вид Программы- сайт во внутренней локальной сети Заказчика.
Доступ к веб-сайту Программы был открыт только пользователям Заказчика и только из внутренней локальной сети Заказчика.
Доступ к веб-сайту Программы работникам Ответчика для выполнения работ и оказания услуг, предусмотренных Договором, был предоставлен по письму № 20 от 24.08.2016г. (Приложение №6 к отзыву) с использованием следующих учётных данных: подключение по VPN (выделенному каналу) к серверу ОАК-Закупки vpn.uac-gp.ru используя CISCOVPNClient. 1^т(логин): webPassword (пароль) : 76Pdr39Nrq
Услуга гарантийной технической поддержки является услугой по поддержанию работоспособности программного продукта.
Специалисты Заказчика во исполнение услуги гарантийной технической поддержки:
-анализировали сбои в работе Программы и другие инциденты (например: снижение скорости работы) и устраняли их.
-приводили Программу в соответствие с обновлениями программ компании Microsoft.
-обновляли Программу.
Перечень конкретных действий, совершенных Ответчиком во исполнение гарантийной технической поддержки (далее - «ГТП») в период с 18.08.2017г. по 17.08.2018г., был представлен Истцу вместе с письмом №45 от 18.07.2018г. (приложения 1, 2, 3 к письму).
Также содержание услуги ГТП было описано в Ответе на досудебную претензию №50 от 30.07.2018г. и в письме №51 от 03.08.2018г.
Оказание услуг по последующей годовой гарантийной технической поддержке, включающей пакет обновлений на один год, т. е. с 18 августа 2017г. по 17 августа 2018г. подтверждается:
- Протоколом осмотра доказательств нотариусом от 17.09.2018г.;
- ежемесячными Актами сдачи-приемки услуг по годовой гарантийной технической поддержке: . № 42 от 30.09.2017г. подписан обеими сторонами без замечаний.
№46 от 31.10.2017г. получен Заказчиком 03.11.2017г., в течение 5ти рабочих дней мотивированный отказ не предоставлен (п. 4.5. Договора), услуги приняты (п. 4.6. Договора).
№49 от 30.11.2017г. получен Заказчиком 01.12.2017г., в течение 5ти рабочих дней мотивированный отказ не предоставлен (п. 4.5. Договора), услуги приняты (п. 4.6. Договора).
№55 от 31.12.2017г. получен Заказчиком 09.01.2018г., в течение 5ти рабочих дней мотивированный отказ не предоставлен (п. 4.5. Договора), услуги приняты (п. 4.6. Договора).
№4 от 31.01.2018г, получен Заказчиком 01.02.2018г., в течение 5ти рабочих дней мотивированный отказ не предоставлен (п. 4.5. Договора), услуги приняты (п. 4.6. Договора).
№11 от 28.02.2018г, получен Заказчиком 01.03.2018г., в течение 5ти рабочих дней мотивированный отказ не предоставлен (п. 4.5. Договора), услуги приняты (п. 4.6. Договора).
№18 от 31.03.2018г, получен Заказчиком 02.04.2018г., в течение 5ти рабочих дней мотивированный отказ не предоставлен (п. 4.5. Договора), услуги приняты (п. 4.6. Договора).
№27 от 30.04.2018г, получен Заказчиком 03.05.2018г., в течение 5ти рабочих дней мотивированный отказ не предоставлен (п. 4.5. Договора), услуги приняты (п. 4.6. Договора).
№31 от 31.05.2018г, получен Заказчиком 06.06.2018г.
№37 от 30.06.2018г. получен Заказчиком 05.07.2018г.
№45 от 31.07.2018г. получен Заказчиком 06.08.2018г.
№54 от 31.08.2018г. получен Заказчиком 04.09.2018г.
В Актах за период с августа 2017г по май 2018г. оказанная услуга описана следующим образом:
«Годовая гарантийная техническая поддержка программного продукта LMS-03/Система управления логистикой:
-предоставление исправно работающей версии ПО;
-удаленное решение неограниченного количества инцидентов,
-предоставление пакета обновлений программного продукта, а также исправлений и справочных руководств для программного обеспечения.»
В Актах за период с июня 2018г по август 2018г. оказанная услуга описана следующим образом:
«Годовая гарантийная техническая поддержка программного продукта LMS-03/Система управления логистикой:
1.предоставление исправно работающей версии ПО, включая мониторинг отсутствия сбоев в системе 24*7;
2.удаленное решение неограниченного количества инцидентов,
3. периодическое предоставление пакета обновлений программного продукта, включающее в себя: оптимизацию (увеличение скорости) работы модулей и процедур, форм, отчётов, печатных форм, реестров и журналов; доработку, модернизацию, предоставление новых версий модулей, форм, настроек, печатных форм, отчетов, реестров и журналов;
устранение возможных неполадок, сбоев в ПО и других инцидентов.
4. внесение исправлений в справочные руководства и инструкции, размещенные на сайте Заказчика.»
Исходя из пункта 6.3. Лицензионного соглашения, годовая гарантийная техническая поддержка - это услуга по обновлению Программы в течение одного года.
Истец считает, что эта формулировка с достаточной степенью ясности не определяет предмет услуги, и не соответствует статьям 432 и 779 ГК РФ.
В свою очередь, истцом не учтено, что объектом Договора является Программа для ЭВМ «QAS/Qualityauditsystem / Мониторинг аудитов качества», созданная на базе Microsoft® SQLServer® 2012, с использованием WEB-технологий MicrosoftASP.NET 4.6, EntityFramework 6.
Данная Программа создана (разработана) Ответчиком (Лицензиаром) в виде веб-сайта, как это предусмотрено Техническим Заданием (Приложение №2 к Договору):
п.3.1., абз.2: Интерфейс клиентских приложений АСУ должен быть разработан на основе WEB-технологии.
п.3.1., абз.4: Система должна обеспечивать доступ к информации и связанным с ней активам только авторизованным пользователям. Авторизация может осуществляться двумя методами:
•по логину и паролю пользователя - пользователь, сделавший HTTP-запрос, получает первоначально приглашение на ввод своего логина и пароля доступа, а после успешной идентификации - результат запроса;
•через домен - пользователь, зарегистрированный на сервере ActiveDirectory, автоматически авторизуется на прокси-сервере.
Согласно Акту приема-передачи прав № 28 от 15.09.2016 г., Программа была передана в форме серверной установки.
Протокол осмотра доказательств нотариусом от 17.09.2018г. составлен по результатам осмотра интернет-сайта КАЗАУП по IP-адресу 95.79.46:241:444 и по http-адресу sr-iis:8003/Default на основании того, что ранее Истец предоставлял Ответчику удаленный доступ к Программе по письму № 20 от 24.08.2016г. с использованием следующих учётных данных: подключение по VPN (выделенному каналу) к серверу ОАК-Закупки vpn.uac-gp.ruиспользуя CISCOVPNClient. (логин): webPassword(пароль) :
В пункте 6 Протокола осмотра указано, что открылся сайт ОАК ЗАКУПКИ. Из страницы 1 Приложений к Протоколу также усматривается логотип ОАК ЗАКУПКИ в левом верхнем углу страницы. Из страницы 2 Приложений к Протоколу усматривается, что на сайте с логотипом ОАК ЗАКУПКИ размещены три программы авторства КАЗАУП, в т.ч. «QAS/Qualityauditsystem / Мониторинг аудитов качества». По той причине, что Программа размещена и доступна пользователям на сайте, в Журнале уведомлений использовалась формулировка «обновление сайта».
Целью осмотра было зафиксировать обновления Программы в период с 18 августа 2017г. по 17 августа 2018г.
Истец утверждает, что Договором согласовано только оказание услуги «Технической поддержки», потому что она описана в Техническом задании (приложение №2 к Договору), но не согласовано оказание услуги «последующей годовой гарантийной технической поддержки, включающей пакет обновлений на один год», потому что она не описана в Техническом задании.
Оказание услуги по технической поддержке и сопровождению Программы осуществлялось с 18 августа 2016г. по 30 июня 2017г., что подтверждается подписанными обеими сторонами с помощью ЭЦП, без замечаний Актами: №35 от 01.10.2016, №38 от 31.10.2016, №43 от 30.11.2016, №52 от 31.12.2016, №3 от 31.01.2017, №12 от 28.02.2017, №20 от 31.03.2017, №23 от 30.04.2017, №28 от 31.05.2017, №33 от 30.06.2017.
Оказание услуги «последующей годовой гарантийной технической поддержки, включающей пакет обновлений на один год» осуществлялось в период с 18 августа 2017г. по 17 августа 2018г.
Ответчик не заявлял Истцу, что одновременно оказывает обе услуги, и не требовал плату за обе услуги в один период.
Услуга по обновлению Программы является обычной для делового оборота. У Истца нет оснований считать, что обновления программы должны предоставляться безвозмездно.
Согласованность условий договора при наличии формулировки «обновление программы» подтверждается судебной практикой: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.12.2014 N Ф05-14258/2014 по делу N А40-14616/14-104-192; Постановление ФАС Московского округа от 24.01.2014 N Ф05-17417/2013 по делу N А40-151160/12-16-1481.
Отрицая оказание услуги по обновлению Программы в период с 18 августа 2017г. по 17 августа 2018г. Истец не представил доказательств того, обновления программы в этот период иным лицом, с учётом того, что правообладателем Программы является Ответчик, а у иных лиц нет прав вносить изменения в Программу.
Таким образом, заключая Договор, стороны в отсутствие конфликта образования воли и волеизъявления, достигли согласия по вопросам, носящим взаимовыгодный характер и отразили согласованную волю в письменной форме, заключив Договор, при этом исходили из необходимости ответчика и возможности истца по оказанию возмездных услуг. Кроме того, сторонами предусмотрены все существенные условия, при которых указанный договор может считаться заключенным, а именно в нем перечислены определенные действия, которые обязан совершить исполнитель, указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить.
Определяя правовую природу Договора, в оспариваемой части, как договора возмездного оказания услуг суд, также исходит из того, что согласно условиям исследуемого Договора результат деятельности общества сам является предметом соглашения, который не имеет овеществленный характер и не выражается в создании какой-либо вещи или ее трансформации.
При этом суд учитывает, что по Договору на оказание возмездных услуг, интерес заказчика, сводится к получению услуги как таковой, а не удовлетворения мотивов побудивших совершить сделку.
Вопрос о незаключенности договора может обсуждаться до его исполнения, поскольку неопределенность условий повлечет невозможность исполнения договора. Несогласованность воли сторон при заключении договора устраняется его реальным исполнением, в связи с чем, если договор исполнен, условия позволяющие определенно установить предмет договора, не могут считаться несогласованным.
Иное толкование правил гражданского законодательства о государственной регистрации договора аренды способствует недобросовестному поведению сторон договор.
Действия истца, как в момент заключения спорного Договора так и в период ее исполнения свидетельствуют о соответствии обязательства фактическим отношениям ее сторон и их волеизъявлению, а исполнение обязательства как дополнительное подтверждение факта согласия сторон с условиями сделки и их полноты
Таким образом, факт заключения сделки, то есть обоюдного волеизъявления сторон, направленное на установление гражданских прав и обязанностей, установлен судом.
Отказывая в удовлетворении иска, суд также руководствуется позицией ВАС РФ изложенной в Постановлении Президиума от 08.02.2011 № 13970/10, согласно которой, в случае наличия спора о заключенности договора суд должен оценивать обстоятельства и доказательства в их совокупности и взаимосвязи в пользу сохранения, а не аннулирования обязательства, а также исходя из презумпции разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений, закрепленной статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание достаточность и полноту собранного исследованного и оцененного доказательственного материала, проведение экспертизы по поставленным ответчиком вопросам суд счел нецелесообразным.
Судебные расходы по уплате госпошлины относятся на ответчика в порядке ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 11,12,166, 167, 168, 309, 310, , ГК РФ и ст.ст. 27,65, 106, 110,167-171 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска отказать.
Судебный акт, выполненный в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
С У Д ФИО5 Е.В.