Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-206715/18-120-2290 |
26 ноября 2018года
Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2018 года
Полный текст решения изготовлен 26 ноября 2018 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе
судьи Блинниковой И.А.
протокол ведет секретарь судебного заседания Фуникова А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению: ФГУП «Почта России»
ответчик: Управление Роскомнадзора по ЦФО
о признании незаконным предписания от 29.06.2018г. №П-77/11/264-нд/-/1/98
с участием:
от заявителя: ФИО1 (дов б/н от 27.07.2018г.)
от ответчика: ФИО2 (дов. № 59-Д от 03.10.2018г.); ФИО3 (дов. №1-Д от 09.01.2018г.) ; ФИО4 (дов. №49-Д от 23.08.2018г.)
УСТАНОВИЛ:
ФГУП «Почта России»(далее – Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Управлению Роскомнадзора по ЦФО (далее – ответчик, Управление, административный орган) о признании незаконным предписания от 29.06.2018г. № П-77/11/264-нд/-/1/98.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по обстоятельствам, изложенным в заявлении, письменных пояснениях, указав, что оспариваемое предписание является незаконным и необоснованным и нарушают права и законные интересы заявителя.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему, указав, что оспариваемое предписанием является законным и обоснованным и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которые незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, в период с 01.06.2018 по 29.06.2018 Управлением проведена плановая выездная проверка в отношении ФГУП «Почта России» (далее - Предприятие), в рамках которой осуществлен государственный контроль и надзор в сфере связи за исполнением Федерального Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закона №115-ФЗ). "
По результатам плановой выездной проверки в отношении Предприятия Управлением 29.06.2018 составлен акт № А-77/11/264-нд/228 и вынесено Предписание № П-77/11/264-нд/-/1/98 об устранении выявленного нарушения.Согласно Предписанию Правила внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ (далее -ПВК в целях ПОД/ФТ) (редакция №2 и редакция №3), утвержденные Генеральным директором ФГУП «Почта России», не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации и иным нормативно-правовым актам в сфере ПОД/ФТ.
Не согласившись с предписанием от 29.06.2018г. № П-77/11/264-нд/-/1/98, Предприятие обратилось в суд с настоящими заявлением.
Судом проверено и установлено, что трехмесячный срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ на подачу рассматриваемого заявления, заявителем соблюден.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
Федеральным законом от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации федеральной почтовой связи относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).
ФГУП «Почта России» и его филиалы является организацией, на которые распространяются требования Закона №115-ФЗ и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона №115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля (ПВК), назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Согласно п.п. 1-3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 667) ПВК разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, утверждаются руководителем организации, являются документом, который оформлен на бумажном носителе и который: - регламентирует организационные основы работы, направленной на
противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма, в организации; - устанавливает обязанности и порядок действий руководителя организации, индивидуального предпринимателя и работников организации, индивидуального предпринимателя в целях осуществления внутреннего контроля; - определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 667) Правила внутреннего контроля (далее -ПВК) включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля:
а) программа, определяющая организационные основы осуществления
внутреннего контроля (далее - программа организации внутреннего контроля);
б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или)
выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев (далее - программа
идентификации);
в) программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее - программа оценки риска);
г) программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (далее - программа выявления операций);
д) программа документального фиксирования информации;
е) программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом (далее - программа по приостановлению операций);
ж) программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
з) программа проверки осуществления внутреннего контроля;
и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - программа хранения информации);
к) программа изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании (далее - программа изучения клиента);
л) программа, регламентирующая порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции;
м) программа, регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
В данном нормативном правовом документе в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) сокращенные наименования программ представлены для удобства чтения дальнейшего текста (отсутствия загромождения большим количеством слов) этого документа, что подтверждается словом далее, размещенным в скобках с сокращенным названием программы, т.е. данные сокращения могут быть применены только к тексту Постановление № 667, а не к иным документам. Наименования программ осуществления внутреннего контроля четко прописаны в Постановлении № 667 и эти наименования не должны претерпевать какие-либо изменения или сокращения в ПВК любой организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанной принимать меры, направленные на ПОД/ФТ.
ПВК организаций могут различаться в соответствии с технологическим процессом той или иной организации, но в наименованиях программ они должны быть идентичны (едины), т.к. это требование одного из нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ, а именно Постановлении № 667.
В ПВК, утвержденных во ФГУП «Почта России» 28.09.2016 per. № 1.9.3.1.2-05/77-нд, 25.12.2017 № 1.9.3.1.2-05/214-нд (редакция 2) и 30.05.2018 № 37-лна (редакция 3) наименования разделов 5, 6, 7, 10, 11 и 14 полностью соответствуют, наименованиям программ осуществления внутреннего контроля, указанным в Постановлении № 667.
Между тем, разделы 3, 4, 8, 9, 13 и 15 не соответствуют полным наименованиям программ, указанным в пп «а», «б», «и», «е», «к» и «м» п. 4 Постановлении № 667.
Кроме того, раздел 15 вышеуказанных ПВК именовался, как «Программа, регламентирующая порядок работы по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества», в то время как подпунктом «м» Постановления № 667 она именуется, как программа, регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Словосочетание «порядок работы» не является идентичным словосочетанию «порядок применения мер», что опровергает доводы ФГУП «Почта России».
ФГУП «Почта России» представило новую шестую редакцию ПВК, которые утверждены генеральным директором ФГУП «Почта России» 11.10.2018 № 74-лна (далее - ПВК (редакция 6)), в которой название программы, указанной в разделе 15 ПВК соответствует названию программы, указанной в пп. «м» п. 4 Постановления № 667, т.е. указанное в Предписании нарушение устранено оператором почтовой связи 11.10.2018 в отношении раздела 15 ПВК. При этом по остальным разделам 3, 4, 8, 9 и 13 изменения не внесены.
Таким образом, несоответствие ПВК ФГУП «Почта России» требованиям законодательства Российской Федерации и иным нормативно-правовым актам в сфере ПОД/ФТ явилось нарушением п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
В силу пп. «в» п. 7 Постановления № 667 Программа организации внутреннего контроля содержит описание системы внутреннего контроля в организации и ее филиале (филиалах) (при их наличии) и у индивидуального предпринимателя, а также порядок взаимодействия структурных подразделений организации (работников индивидуального предпринимателя) по вопросам реализации правил внутреннего контроля.
В соответствии с п. 11.2.1. ПВК Департамент внутреннего контроля (ДВК) ФГУП «Почта России» при проведении проверок филиалов осуществляет проверку эффективности внутреннего контроля за соблюдением филиалом (почтамтом, отделением почтовой связи) законодательства в сфере ПОД/ФТ и ПВК (по согласованию с СДЛ Предприятия), т.е. сотрудники ДВК должны осуществлять внутренний контроль филиалов, почтамтов, отделений почтовой связи за соблюдением законодательства в сфере ПОД/ФТ и ПВК.
Согласно пункту 3.5 ПВК организацию и координацию деятельности структурных подразделений Предприятия по исполнению требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ПВК осуществляет отдел финансового мониторинга ОФМ согласно разделу 17 Правил.
В разделах 4-7, 9-11, 13-17 ПВК описано взаимодействие структурных подразделений. Однако в указанных разделах отсутствует описание порядка взаимодействия между ДВК и ОФМ.
ФГУП «Почта России» имеет филиалы на всей территории Российской Федерации. За проверяемый период (с 01.06.2017 по 01.06.2018) работниками ДВК проведено 37 плановых проверок. В ходе 37 плановых проверок ни в одном из проверяемых филиалов не были проверены вопросы по ПОД/ФТ. Работниками ОФМ вопросы по ПОД/ФТ также не проверялись. Фактически проверки филиалов осуществляют специальные должностные лица филиалов, а представители ФГУП «Почта России» вопросы в сфере ПОД/ФТ не проверяют, а лишь собирают и обобщают статистические данные о проверках, полученные от СДЛ филиалов.
СДЛ ФГУП «Почта России» в ходе проверки представлены полугодовые письменные отчеты о результатах проверок внутреннего контроля генеральному директору Предприятия за 1 и 2 полугодие 2017 года, в которых отражено состояние работы по соблюдению Федерального законодательства в области ПОД/ФТ на Предприятии, сведения о выявленных нарушениях требований законодательства в части ПОД/ФТ, настоящих Правил и иных локальных нормативных и распорядительных документов Предприятия, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля, о реализованных и планируемых мерах по их устранению.
В связи с отсутствием в ПВК описания порядка взаимодействия между ДВК и ОФМ осуществление внутреннего контроля носит во ФГУП «Почта России» формальный характер, т.к. в процессе проверки внутреннего контроля за 2 полугодие 2017 года не были выявлены операции, в отношении которых на основании реализации ПВК возникают подозрения, что они осуществляются в целях ПОД/ФТ, осуществленные 30.08.2017 в ОПС Москва 117418 ММП № 7 УФПС г. Москвы - филиала ФГУП «Почта России», а также 19.07.2017 и 17.11.2017 в ОПС Москва 109341 ММП № 9 УФПС г. Москвы - филиала ФГУП «Почта России».
Указанные операции были выявлены в период проверки Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу только после 01.06.2018, т.е. с нарушением установленных сроков, спустя полгода после их осуществления, несмотря на то, что нормативными правовыми актами в области ПОД/ФТ предусмотрено их незамедлительное выявление.
Кроме того, из ПВК (редакция 6) пункт 11.2.1. исключен. В связи с этим ДВК ФГУП «Почта России» не осуществляют внутренний контроль филиалов, почтамтов, отделений почтовой связи за соблюдением законодательства в сфере ПОД/ФТ и ПВК, т.е. несоответствие п. 3.4. раздела 3 ПВК пп. «в» п. 7 Постановления № 667 устранено 11.10.2018.
Следовательно, на момент проведения Управлением проверки отсутствие порядка взаимодействия ДВК и ОФМ по вопросам реализации правил внутреннего контроля являлось нарушением п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.
Согласно пп. а(1) п. 8 Постановления № 667 Программа идентификации включает принятие обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по выявлению и идентификации бенефициарных владельцев, в том числе мер по установлению в отношении указанных владельцев сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, и проверке достоверности полученных сведений.
В раздел 4 ПВК (Программа идентификации) ФГУП «Почта России» не включена норма о проверке достоверности сведений, полученных в ходе идентификации бенефициарных владельцев.
В соответствии с п. 4.2 раздела 4 ПВК идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца включает в себя, в том числе, принятие обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе мер по установлению в отношении указанных владельцев сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.
Суд полагает, что ссылка ФГУП «Почта России» на то, что проверка достоверности полученных сведений включена в определение «идентификация», указанное в разделе 2 ПВК, не может являться смягчающим фактором, т.к. в соответствии с пп. а(1) п. 8 Постановления № 667 проверка достоверности полученных сведений должна быть включена в Программу идентификации.
Кроме того, в ПВК (редакция 6) раздел 4 соответствует требованиям подпункта а(1)) Постановления № 667, т.е. нарушение устранено 11.10.2018.
Следовательно, на момент проведения Управлением проверки несоответствие раздела 4 ПВК ФГУП «Почта России» требованиям подпункта а(1)) Постановления № 667являлось нарушением п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.
В силу пп. «д» п. 8 Постановления № 667 Программа идентификации включает оценку и присвоение клиенту степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее - риск), в соответствии с программой оценки риска.
Согласно п. 4.2 ПВК идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца включает в себя в том числе оценку и присвоение клиенту степени (уровня) риска в соответствии с программой оценки риска.
Согласно нормативным правовым актам в области ПОД/ФТ оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска проводится не только при идентификации самого клиента, но и при анализе тех операций, которые он совершает и которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Кроме того, в ПВК (редакция 6) п. 4.2 раздела 4 соответствует требованиям подпункта «д» п. 8 Постановления № 667, т.е. нарушение устранено 11.10.2018.
Таким образом, на момент проведения Управлением проверки несоответствие ПВК ФГУП «Почта России» требованиям законодательства Российской Федерации и иным нормативно-правовым актам в сфере ПОД/ФТ являлось нарушением п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.
Согласно п. 2.7. приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17 декабря 2011 года № 59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов, и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (далее -Приказ РФМ № 59) организация осуществляет идентификацию на основании действительных на дату предъявления документов, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя. В случае если для идентификации предъявляются документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке, то такие документы должны представляться организации с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык. В случае если организация осуществляет идентификацию на основании документов, исходящих от государственных органов иностранных государств, то такие документы должны быть легализованы в установленном порядке, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации. Положения абзаца второго и третьего настоящего пункта не распространяются на документы, удостоверяющие личность, выданные компетентными органами иностранных государств, при условии наличия у иностранного гражданина документа, подтверждающего право законного пребывания на территории Российской Федерации (например, въездная виза, миграционная карта).
Пункт 4.6 раздела 4 ПВК ФГУП «Почта России» не содержит норму о случаях, когда организация осуществляет идентификацию на основании документов, исходящих от государственных органов иностранных государств, и что то такие документы должны быть легализованы в установленном порядке, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации, а также в части не распространения абзаца 2 и абзаца 3 п. 2.7 Приказа РФМ № 59 на документы, удостоверяющие личность, выданные компетентными органами иностранных государств, при условии наличия у иностранного гражданина документа, подтверждающего право законного пребывания на территории Российской Федерации (например, въездная виза, миграционная карта).
Требования Приказа РФМ № 59 расширяют и дополняют Постановление № 667 в отношении Программы идентификации и должны быть учтены организациями при разработке ПВК.
Кроме того, в ПВК (редакция 6) п. 4.6 раздела 4 соответствует требованиям абзацев 3-4 п. 2.7. Приказа РФМ № 59, т.е. нарушение устранено 11.10.2018.
Следовательно, на момент проведения Управлением проверки несоответствие п. 4.6 раздела 4 ПВК ФГУП «Почта России» требованиям абзацев 3-4 п. 2.7. Приказа РФМ № 59являлось нарушением п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2016 № 933 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее -Постановление № 933) пункт 29 Постановления № 667 был дополнен подпунктом «е», согласно которому программа по приостановлению операций включает в себя порядок информирования клиента о невозможности совершения операции с денежными средствами или иным имуществом по его распоряжению в связи с приостановлением указанной операции.
В разделе 9 ПВК в целях ПОД/ФТ ФГУП «Почта России», которые утверждены во ФГУП «Почта России» 25.12.2017 № 1.9.3.1.2-05/214-нд (редакция 2) и 30.05.2018 № 37-лна (редакция 3), разработана Программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций (сделок). Однако подпункт «е» пункта 29 Постановления № 667 в разделе 9 ПВК не учтен.
Ссылки ФГУП «Почта России» на абзац 2 пункта 9.2 ПВК, согласно которому клиент информируется об отказе в выполнении распоряжения о совершении операций и приеме на обслуживание в связи с принятыми уполномоченным органом мерами по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в отношении данного клиента в соответствии с законодательством Российской Федерации (РФ), не являются состоятельными в связи со следующим.
Так, законодательством РФ в сфере ПОД/ФТ не устанавливается порядок информирования клиента о невозможности совершения операции с денежными средствами или иным имуществом по его распоряжению в связи с приостановлением операции, а наоборот законодательство РФ в сфере ПОД/ФТ обязывает разработать этот порядок каждой организации, в том числе и ФГУП «Почта России», с учетом специфики ее работы, в своих ПВК, т.е. организация сама решает, каким образом будет информироваться клиент (устно, письменно, с помощью SMS-сообщений или как-то иначе), т.к. в дальнейшем, в случае предъявления клиентом претензий, организация должна будет ссылаться на разработанный в ПВК порядок. В указанном абзаце допущена пусть и техническая, но ошибка, которая не может именоваться неточностью, т.к. блокирование (замораживание) денежных средств и приостановление операций (сделок) две разные процедуры.
ПВК ФГУП «Почта России» является документом, который используют в работе сотрудники филиалов и почтамтов, и они должны максимально соответствовать требованиям законодательства в сфере ПОД/ФТ, технические ошибки могут внести неясность при реализации ПВК.
Кроме того, в ПВК (редакция 6) п. 9.2. раздела 9 соответствует п. 29 Постановления № 667, т.е. нарушение устранено 11.10.2018.
Таким образом, на момент проведения Управлением проверки отсутствие в разделе 9 ПВК ФГУП «Почта России» порядка информирования клиента о невозможности совершения операции с денежными средствами или иным имуществом по его распоряжению в связи с приостановлением указанной операции являлось нарушением п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ и подпункта «е» пункта 29 Постановления № 667.
Статьей 3 Закона № 115-ФЗ определено, что осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
В силу пп. «ж» п. 3 приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03 августа 2010 года № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положения, утвержденного приказом РФМ № 203) в перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение), организацией (за исключением организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (далее -деятельность на финансовом рынке)) включаются сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии.
В соответствии с пп. «ж» п. 4 Постановления № 667 в разделе 10 ПВК ФГУП «Почта России» разработана программа подготовки и обучения работников Предприятия в области ПОД/ФТ.
Пунктами 2 и 3 Положения, утвержденного приказом РФМ № 203, установлен перечень сотрудников организации, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ. Подпунктом «ж» пункта 3 Положения, утвержденного приказом РФМ № 203, в этот перечень включены сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии.
Согласно п. 10.4. раздела 10 ПВК Перечень работников ФГУП «Почта России», проходящих обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ утвержден во ФГУП «Почта России» 28.09.2016 per. № 1.9.3.1.2-05/77-нд, 25.12.2017 № 1.9.3.1.2-05/214-нд (редакция 2) и 30.05.2018 № 37-лна (редакция 3) в приложении № 12 к ПВК.
Сотрудники Департамента внутреннего контроля АУП и Департамент внутреннего контроля макрорегиона (ДВК) в этот перечень (Приложение № 12 к ПВК) не включены.
Несмотря на то, что в Положении о ДВК функция осуществления проверки эффективности внутреннего контроля за соблюдением филиалом (почтамтом, отделением почтовой связи) законодательства в сфере ПОД/ФТ и ПВК отсутствует, в соответствии с пунктом 11.2.1. ПВК ДВК при проведении проверок филиалов осуществляет проверку эффективности внутреннего контроля за соблюдением филиалом (почтамтом, отделением почтовой связи) законодательства в сфере ПОД/ФТ и ПВК (по согласованию с СДЛ Предприятия), т.е. сотрудники ДВК осуществляют внутренний контроль филиалов, почтамтов, отделений почтовой связи за соблюдением законодательства в сфере ПОД/ФТ и ПВК и должны проходить обучение в сфере ПОД/ФТ, без которого осуществление вышеуказанных проверок невозможно, т.е. они должны быть внесены в перечень сотрудников организации, которые проходят обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ (приложение № 12 к ПВК).
Кроме того, из ПВК (редакция 6) пункт 11.2.1. исключен. В связи с этим п. 10.3. раздела 13 (фактически раздел 10 - техническая ошибка) и Приложение № 12 ПВК соответствует пп. «ж» п. 3 Положения, утвержденного приказом РФМ № 203, т.е. нарушение было устранено 11.10.2018.
Следовательно, на момент проведения Управлением проверки отсутствие в Перечне работников ФГУП «Почта России», проходящих подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ, сотрудников ДВК, являлось нарушением п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, т.к. Приложение № 12 к ПВК не соответствовало пп. «ж» п. 3 Положения, утвержденного приказом РФМ № 203.
В соответствии с п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Согласно п. 13 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения обо всех случаях отказа от проведения операций по основаниям, указанным в пункте 11 настоящей статьи, в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения операции, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок направления информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), определен постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 года № 209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям» (далее - Постановление № 209).
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2016 № 933 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее Постановление № 933) пункт 3 Постановления № 209 был дополнен подпунктом «ж», а пункт 4 подпунктом «е», согласно которым о случаях отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции с денежными средствами или иным имуществом по основаниям, указанным в пункте 11 статьи 7 Федерального закона, информация представляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения операции с денежными средствами или иным имуществом.
Согласно п. 8 Постановления № 209 формат представления информации, структура передаваемого электронного сообщения, порядок формирования электронного сообщения и получения подтверждения о его принятии, форма кодирования и перечни (справочники) кодов, подлежащих использованию при представлении информации, а также телекоммуникационные каналы связи, используемые для передачи информации в электронной форме определяются Росфинмониторингом.
Приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 года № 110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Инструкция) утверждена соответствующая Инструкция.
При этом настоящая Инструкция не регламентирует вопросы, связанные с представлением организациями и индивидуальными предпринимателями информации по запросам Федеральной службы по финансовому мониторингу в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 Федерального закона (пункт 1.3. Инструкции). Указанная Инструкция также не регламентирует вопросы, связанные с представлением организациями и индивидуальными предпринимателями информации об отказе от проведения операции с денежными средствами или иным имуществом, т.к. норма о предоставлении подобных сведений в уполномоченный орган вступила в силу с 17.09.2016 (Постановление № 933), а инструкция утверждена ранее - 22.04.2015.
В ходе проверок, проводимых Управлением, было установлено, что ответы на запросы Росфинмониторинга оператор почтовой связи и его филиалы направляли в уполномоченный орган в свободной форме. Аналогичный формат (свободная форма) или другой формат (на усмотрение организации) представления информации об отказе от проведения операции с денежными средствами или иным имуществом и порядок документального фиксирования информации обо всех случаях отказа ФГУП «Почта России» должно было разработать самостоятельно в разделе 14 ПВК (программа, регламентирующая порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции). Однако это сделано не было, т.е. у ФГУП «Почта России» имелась возможность для соблюдения правил и норм в сфере ПОД/ФТ, но она не была осуществлена.
Довод ФГУП «Почта России» об отсутствии утвержденных Росфинмониторингом и Правительством Российской Федерации формата сообщения и порядка документального фиксирования информации обо всех случаях отказа, является необоснованным и противоречит п. 13. ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ, а также пп. «ж» п. 3 и пп «е» п. 4 Постановления № 209, т.к. отсутствие указанного порядка и формата не освобождает оператора почтовой связи от обязанности документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения обо всех случаях отказа от проведения операций в установленный срок.
Отсутствие в ПВК ФГУП «Почта России» обязанности документально фиксировать информацию о случаях отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции при принятии решения об отказе от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, а также порядка представления в уполномоченный орган сведений обо всех случаях отказа от проведения таких операций, повлекло нарушение установленного срока (не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения операции) представления в уполномоченный орган сведений об отказе от выполнения распоряжения клиента о совершении операции с денежными средствами является случай в УФПС Московской области - филиале ФГУП «Почта России», который был выявлен Управлением в ходе проверки данного филиала. Исполняющая обязанности специального должностного лица (СДЛ) указанного филиала не располагала информацией, в какой форме и по каким каналам информация об отказе от проведения операции с денежными средствами или иным имуществом, должна быть предоставлена в уполномоченный орган, поэтому информационное письмо по отказу составляла в свободной форме и возила лично в Росфинмониторинг, при этом установленный срок был нарушен, что явилось нарушением п. 13 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, пп «е» п. 4 Постановления № 209.
Данное нарушение было выявлено Управлением в ходе плановой выездной проверки в период с 01.06.2018 по 29.06.2018 (приказ от 22.05.2018 № 271-нд), проведенной на территории Московской области в отношении УФПС Московской области - филиала ФГУП «Почта России».
Кроме того, в ПВК (редакция 6) раздел 14 ПВК соответствует требованиям п.13. ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ и подпунктам «б», «г» п. 28(1) Постановления № 667, т.е. нарушение было устранено 11.10.2018.
Следовательно, на момент проведения Управлением проверки несоответствие раздела 14 ПВК требованиям п. 13. ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ и пп. «б», «г» п. 28(1) Постановления № 667 являлось нарушением п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
Постановлением № 933 пункты 1-3 Постановления № 667 были дополнены следующим содержанием:
1) ПВК ФГУП «Почта России» являются документом, который оформлен на бумажном носителе и который:
а) регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации;
б) устанавливает обязанности и порядок действий руководителя организации, и работников организации в целях осуществления внутреннего контроля;
в) определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления
внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.
2) руководитель организации обеспечивает контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля требованиям законодательства Российской Федерации;
3) ПВК должны быть приведены организацией в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами.
В ПВК ФГУП «Почта России» данные изменения не отражены.
В силу ст. 3 Закона № 115-ФЗ, с учетом изменений внесенных Федеральным законом от 31.12.2017 N 482-ФЗ, идентификация - совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем.
В разделе 2 ПВК ФГУП «Почта России» указано, что идентификация -совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий, т.е. используется термин, который был изложен в ст. 3 Закона № 115-ФЗ, без учета изменений внесенных Федеральным законом от 31.12.2017 N 482-ФЗ.
Это нововведение является существенным, т.к. дополняет возможность идентификации еще и используя сведения государственных и иных информационных систем.
Согласно ст. 3 Закона № 115-ФЗ, с учетом изменений внесенных с учетом изменений Федерального закона № 112-ФЗ от 23.04.2018, личный кабинет - информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования. Личный кабинет используется организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, для реализации иных прав и обязанностей.
В разделе 2 ПВК термин личный кабинет - это информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом.
Отсутствие в разделе 2 ПВК остальных функций Личного кабинета, которые были внесены Федеральным законом № 112-ФЗ от 23.04.2018, и являются существенными, недопустимо, т.к. изменения касаются расширения порядка использования Личного кабинета организациями с целью реализации их прав и обязанностей, которые эти организации при разработке ПВК могут конкретизировать.
В соответствии с п. 2. Раздела II информационного письма Федеральной службы по финансовому мониторингу от 12 декабря 2017 года № 53 «О методических рекомендациях по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также национальных публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами» (далее -Информационное письмо № 53) должностное лицо публичной международной организации имеет аббревиатуру ПДЛМО. В разделе 2 ПВК термин должностное лицо публичной международной организации имеет аббревиатуру ДЛМО.
Ссылки заявителя на то, что Информационное письмо № 53 не является нормативным правовым актом Российской Федерации, суд считает необоснованными, поскольку и термины и аббревиатуры должны быть едиными, как в документах Росфинмониторинга, так и в документах организаций, обязанных принимать меры в сфере ПОД/ФТ.
Управление верно указывает, что ПВК ФГУП «Почта России» обязано привести в соответствие не только с нормативными правовыми актами в сфере ПОД/ФТ, но и другими документами, разработанными уполномоченным органом в сфере ПОД/ФТ, т.к. невнесение в ПВК каких-либо терминов и функций или их вольная трактовка могут ввести в заблуждение работников почтовой связи, работающих непосредственно с клиентами в отделениях почтовой связи, почтамтах и филиалах.
Согласно п. 11 Положения, утвержденного приказом РФМ № 203, для сотрудников организаций целевой инструктаж осуществляется организациями, учрежденными Федеральной службой по финансовому мониторингу, и другими организациями по программам, устанавливаемым Федеральной службой по финансовому мониторингу.
В соответствии с п. 19 Положения, утвержденного приказом РФМ № 203, документы, подтверждающие прохождение сотрудником организации обучения, приобщаются к личному делу сотрудника.
В разделе 10, а не 13 ПВК не учтены требования данных пунктов.
Кроме того, в ПВК (редакция 6) раздел 10 соответствует требованиям п. 11 и п. 19 Положения, утвержденного приказом РФМ № 203, т.е. нарушение было устранено 11.10.2018.
Следовательно, на момент проведения Управлением проверки несоответствие раздела 10 ПВК требованиям п. 11 и п. 19 Положения, утвержденного приказом РФМ № 203, являлось нарушением п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.
В силу пп. «г» п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 года № 209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям» (далее - Постановление № 209) организации и индивидуальные предприниматели представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (техническая ошибка Управления при указании Приказа РФМ № 203 вместо Постановления № 209).
В соответствии с п. 15.1. раздела 15 ПВК Предприятие (филиал) не реже чем один раз в три месяца проверяет наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информирует о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209.
Такие проверки осуществляют СДЛ филиалов, а в случаях, если договоры с клиентами заключаются непосредственно почтамтами - СДЛ соответствующих почтамтов, которые в случае выявления среди клиентов вышеуказанных организаций и лиц в произвольной форме информируют об этом СДЛ филиала. При выявлении наличия среди клиентов таких организаций и лиц сообщение о результатах проверки направляется в уполномоченный орган СДЛ филиала в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки. Информация в Федеральную службу по финансовому мониторингу предоставляется не при выявлении наличия среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию, а о результатах проверки наличия среди своих клиентов таких организаций и лиц, т.е. даже в тех случаях, если результаты будут равны нулю.
В ПВК (редакция 6) п. 15.3.9 (ранее в редакции 3 ПВК п. 15.1) раздела 15 соответствует пп. «г» п. 3 Постановления № 209, т.е. нарушение было устранено 11.10.2018.
Таким образом, на момент проведения Управлением проверки несоответствие п. 15.1 раздела 15 ПВК (3 редакция) требованиям пп. «г» п. 3 Постановления № 209, являлось нарушением п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.
Согласно п. 1 главы 3 Информационного письма № 53 при проведении идентификации клиента до приема на обслуживание либо при обновлении сведений о лице, уже находящемся на обслуживании, клиенту (представителю клиента) предоставляется анкета для самостоятельного заполнения.
Анкета, а также способы ее формирования разрабатываются субъектом первичного финансового мониторинга самостоятельно в зависимости от характера осуществляемой деятельности, интенсивности работы с клиентами, в соответствии с Законом N 115-ФЗ, а также Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и утверждаются Правилами внутреннего контроля субъекта первичного финансового мониторинга.
В составе анкеты предусматриваются специальные поля, в которых клиент (представитель клиента) самостоятельно проставляет отметку о его принадлежности к публичным должностным лицам (ПДЛ) (лицам, связанным с ПДЛ) либо об отсутствии таковой. После заполнения анкеты клиенту в рамках устного опроса задаются уточняющие вопросы относительно его возможной принадлежности к категории ПДЛ или лицам, связанным с ПДЛ. При этом разъясняется порядок отнесения лица к ПДЛ, например, посредством предоставления справочных материалов относительно содержания понятий иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ), ПДЛМО и российских публичных должностных лиц (РПДЛ), а также лиц, связанных с ПДЛ.
В соответствии с п. 4.10.2. п.4.10 раздела 4 ПВК ФГУП «Почта России» в целях установления принадлежности клиента к категории должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц оператору связи необходимо:
- при приеме и выплате почтового перевода денежных средств, проконтролировать обязательное заполнение клиентом - физическим лицом реквизита в бланке почтового перевода денежных средств о принадлежности к категории должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц, сделав отметку в поле «Да»/«Нет» в соответствующей графе в нижней части бланка почтового перевода денежных средств;
- при приеме платежа на сумму, превышающую 15000 рублей, у клиента в устной форме запрашивается информация о его принадлежности к категории должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц, данный ответ заносится в журнал для фиксирования идентификационных данных о платежных операциях на сумму, превышающую 15000 рублей (приложение № 10 к Правилам);
- при осуществлении иных операций с денежными средствами или иным имуществом, проводимых на основе заключаемого договора, должностные лица публичных международных организаций и российские публичные должностные лица выявляются путем устного опроса при обращении. При положительном ответе о своей принадлежности к указанным категориям лиц клиенту предлагается письменно подтвердить в произвольной форме данный факт.
Согласно абз. 1 п. 4.10.2. п.4. 10 раздела 4 ПВК при приеме и выплате почтового перевода денежных средств личное заполнение клиентом - физическим лицом реквизита в бланке почтового перевода денежных средств о принадлежности к категории должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц, сделав отметку в поле «Да»/«Нет» в соответствующей графе в нижней части бланка почтового перевода денежных средств, что соответствует п. 1 главы 3 Информационного письма № 53. Согласно абз. 1,2 п. 4.10.2. п.4.10 раздела 4 ПВК ФГУП «Почта России» устный опрос о принадлежности клиента к категории должностных лиц публичных, международных организаций и российских публичных должностных лиц при приеме платежа на сумму, превышающую 15000 рублей и при осуществлении иных операций с денежными средствами или иным имуществом, и противоречат.
Доводы заявителя о том, что Информационное письмо № 53 не является нормативным правовым актом Российской Федерации, суд считает несостоятельными, поскольку данное письмо включает в себя методические рекомендации по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также национальных публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами и подготовлено Росфинмониторингом в целях оказания методической помощи субъектам первичного финансового мониторинга по организации надлежащей системы внутреннего контроля субъекта. Ни в одном нормативном правовом акте в сфере ПОД/ФТ так подробно действия субъектов первичного финансового мониторинга в отношении вышеуказанных лиц не описаны.
Таким образом, Управление верно указывает, что ФГУП «Почта России» в ПВК должно устранить указанное противоречие и привести его в соответствие с методическими рекомендациями, изложенными в Информационном письме № 53, а именно о принадлежности либо об отсутствии таковой к категории должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц клиент лично делает отметку не только при осуществлении операций по услуге «почтовый перевод денежных средств», но и при осуществлении иных операций с денежными средствами или иным имуществом, в том числе при приеме платежа на сумму, превышающую 15000 рублей.
Согласно пп. «б» п. 3 Постановления № 667 Правила внутреннего контроля являются документом, который устанавливает обязанности и порядок действий руководителя организации, индивидуального предпринимателя и работников организации, индивидуального предпринимателя в целях осуществления внутреннего контроля.
В абзаце 7 п. 4.13 раздела 4 ПВК указано, что в настоящих Правилах разработаны рекомендуемые формы анкет клиента, указанные в приложениях № 1 -№ 1ж.
ФГУП «Почта России», установив в ПВК рекомендательный характер форм анкет, тем самым дает возможность своим филиалам, а далее почтамтам и отделениям почтовой связи вносить в них изменения по своему усмотрению. В ходе корректировки данных в анкетах могут быть удалены данные, которые являются обязательными в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области ПОД/ФТ, без которых в дальнейшем невозможно осуществить идентификацию клиента и другие действия в сфере ПОД/ФТ.
Управления правомерно считает, что изложено в ПВК, в том числе и разработанные анкеты клиента, указанные в приложениях № 1 - № 1ж, не могут носить рекомендательный характер, а должны быть обязательными для исполнения, как того требует пп. «б» п. 3 Постановления № 667.
Таким образом, на момент проведения Управлением проверки несоответствие абзаца 7 п. 4.13 раздела 4ПВК (3 редакция) требованиям пп. «б» п. 3 Постановления № 667, являлось нарушением п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.
В п. 4.14. раздела 4 ПВК ФГУП «Почта России» не установлены способы проведения упрощенной идентификации клиента - физического лица, в частности не отражены вышеуказанные пункты 1 и 3 п. 1.12 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ. Данные способы в разделе 3 ПВК также не указаны, несмотря на то, что представители ФГУП «Почта России» в своем заявлении утверждают, что именно в разделе 3 они размещены. Раздел 3 не имеет отношения к идентификации и называется «Программа организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ».
В ПВК (редакция 6) п. 4.14 раздела 4 соответствует требованиям подпункта 1.12. п. 7 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, т.е. нарушение было устранено 11.10.2018.
Таким образом, на момент проведения Управлением проверки несоответствие 4.14 раздела 4 ПВК (3 редакция) требованиям п. 1.12 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, являлось нарушением п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.
Пунктом 2.1. раздела II Приказа РФМ № 59 определено, что идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя, в том числе, оценку и присвоение клиенту степени (уровня) риска.
В соответствии с п. 4.13 раздела 4 ПВК ФГУП «Почта России» на оператора связи возложена функция контроля за правильностью и полнотой заполнения идентификационных данных: при приеме/выплате почтового перевода денежных средств идентификационные данные физического лица фиксируются в бланке почтового перевода денежных средств (его электронной версии), утверждённого на Предприятии. В данном случае форма бланка почтового перевода денежных средств является анкетой физического лица. Если для идентификации клиента были установлены данные, подтверждающие право на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации, то при печати бланка почтового перевода денежных средств их необходимо зафиксировать на бумажном носителе; при осуществлении платежей на сумму, превышающую 15000 руб., идентификационные данные физического лица фиксируются в журнале установленной формы (приложение № 10 к Правилам). Журнал с зафиксированными данными является анкетой физического лица; при осуществлении физическим лицом иных операций с денежными средствами или иным имуществом необходимо заполнять анкету клиента -физического лица; при приеме/выплате почтового перевода денежных средств, осуществляемого по доверенности от клиента - физического лица, в анкете представителя клиента (приложение № 1е к Правилам); при осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом - в анкете клиента - юридического лица, анкете клиента -индивидуального предпринимателя, анкете клиента - ИСБОЮЛ (приложения № 1, № 1а и № 1в к Правилам соответственно).
Согласно п. 6.1. раздела 6 ПВК работник Предприятия оценивает и присваивает степень (уровень) риска клиенту.
В соответствии с п. 6.3 раздела 6 ПВК ФГУП «Почта России» оператор связи осуществляет оценку и присваивает степень (уровень) риска клиентам - физическим лицам. Оценка степени (уровня) риска клиента фиксируется в бланке почтового перевода денежных средств (в зоне контроля в левом верхнем углу бланка почтового перевода денежных средств в виде символа «О» при отсутствии риска и «1» - при повышенной степени риска (рядом с отметкой «П» о проверке по Перечню и Решениям)) или в анкете клиента - физического лица (приложение № 16 к Правилам).
Осуществление оценки и присвоение степени (уровня) риска клиентам -юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и ИСБОЮЛ оператором связи в разделе 6 ПВК не предусмотрено.
Таким образом, согласно п. 4.13 раздела на оператора связи возложена функция контроля за правильностью и полнотой заполнения идентификационных данных юридического лица, анкете клиента - индивидуального предпринимателя, анкете клиента - ИСБОЮЛ, но функция присвоения степени (уровня) риска клиентам -юридическим лицам; индивидуальным предпринимателям и ИСБОЮЛ на него не возложена, т.е. п. 6.3 раздела 6 ПВК противоречит п. 4.13 ПВК.
Порядок принятия решения об отказе и порядок дальнейших действий в отношении клиента после отказа не являются идентичными. В ПВК ФГУП «Почта России» не отражено, кто и каким образом фиксирует информацию о случаях отказа, каким образом и куда эта информация направляется дальше и т.д.
Согласно пп. «б» п. 28(1) Постановления № 667 в программу, регламентирующую порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, включается, в том числе, порядок принятия решения об отказе от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, а также документального фиксирования информации о случаях отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции.
В соответствии с п. 14.2 раздела 14 ПВК ФГУП «Почта России» в случае отказа клиент информируется о наличии запрета на осуществление им операций с денежными средствами. Порядок дальнейших действий в отношении клиента определяется СДЛ (почтамта, филиала) в каждом конкретном случае, исходя из характера операции, имеющейся информации о клиенте и присвоенной ему степени (уровня) риска, с учетом требований Федерального закона и уполномоченного органа в этой части.
Кроме того, в ПВК (редакция 6) п. 14.2 раздела 14 соответствует требованиям подпункта «б» п. 28(1) Постановления 667, т.е. нарушение было устранено 11.10.2018.
Следовательно, на момент проведения Управлением проверки несоответствие п. 14.2 раздела 14 требованиям подпункта «б» п. 28(1) Постановления 667, являлось нарушением п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.
Подпунктом «б» статьи 1 Федерального закона от 29.12.2017 № 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 470-ФЗ) пункт 13 Закона № 115-ФЗ был дополнен абзацем следующего содержания: при устранении указанных в пункте 11 настоящей статьи оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции, сведения о которой были представлены в уполномоченный орган, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представить в уполномоченный орган сведения о таком устранении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «д» статьи 1 Федерального закона № 470-ФЗ пункт 13 Закона № 115-ФЗ был дополнен пунктом 13.4, согласно которому в случае принятия организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, решения об отказе от проведения операции, предусмотренного пунктом 11 настоящей статьи, клиент с учетом полученной от указанной организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации о причинах принятия соответствующего решения вправе представить в эту организацию документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции.
Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом.
Вышеизложенные изменения ранее не были отражены в нормативных правовых актах, принятых в сфере ПОД/ФТ, т.е. являются нововведением и определяют обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом:
1) представлять в уполномоченный орган сведения об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции;
2) устанавливают срок представления этих сведений (не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания);
3) устанавливают срок рассмотрения представленных клиентом документов и (или) сведений и срок ответа клиенту (не позднее десяти рабочих дней со дня представления документов (сведений)) об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом.
Согласно п. 14.3 раздела 14 ПВК ФГУП «Почта России» при устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции, сведения о которой были направлены в уполномоченный орган с учетом требований Федерального закона и уполномоченного органа в этой части, сведения о таком устранении предоставляются СДЛ филиала в уполномоченный орган в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».
При этом порядок (кто и как рассматривает документы) и срок рассмотрения (не позднее десяти рабочих дней со дня их представления) представленных клиентом документов и (или) сведений в ПВК ФГУП «Почта России» не отражен.
Кроме того, в ПВК (редакция 6) п. 14.3 раздела 14 соответствует требованиям абзаца 2 п. 13 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, т.е. нарушение было устранено 11.10.2018.
Таким образом, на момент проведения Управлением проверки несоответствие п. 14.3 раздела 14 ПВК (3 редакция) требованиям абзаца 2 п. 13 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, являлось нарушением п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.
В разделе 10 ПВК в соответствии с подпунктом «ж» пункта 4 Постановления № 667 изложена «Программа подготовки и обучения работников Предприятия в области ПОД/ФТ» .
Так, в соответствии с п. 30 Постановления № 667 к этой программе предъявляется только одно требование, а именно она разрабатывается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования пункта 14 Положения, утвержденного приказом РФМ № 203, обязывает организации, в том числе и ФГУП «Почта России» разрабатывать еще одну программу подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Программа обучения) с учетом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов.
Согласно пункту 16 Положения, утвержденного приказом РФМ № 203, эта Программа обучения должна предусматривать:
а) изучение нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
б) изучение правил и программ осуществления внутреннего контроля в организации при исполнении сотрудником должностных обязанностей, а также мер ответственности, которые могут быть применены к сотруднику организации за неисполнение требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля;
в) изучение типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок.
Согласно п. 4 Постановления № 667 ПВК включают в себя 12 программ осуществления внутреннего контроля, одной из которых является «Программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которая в разделе 10 ПВК ФГУП «Почта России» именуется, как «Программа подготовки и обучения работников Предприятия в области ПОД/ФТ».
Управление верно полагает, что «Программа подготовки и обучения работников Предприятия в области ПОД/ФТ», изложенная в разделе 10 ПВК ФГУП «Почта России» не является Программа обучения, которая разрабатывается в соответствии с пунктом 14 Положения, утвержденного приказом РФМ № 203 по следующим причинам:
- наименование указанных программ не совпадает («Программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и «Программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- ко второй программе (Программе обучения) предъявляются конкретные требования согласно пп «в» п. 16 Положения, утвержденного приказом РФМ № 203;
- пп «б» п. 16 Положения, утвержденного приказом РФМ № 203, предусматривает изучение правил, т.е. ПВК, и программ осуществления внутреннего контроля в организации, которые являются неотъемлемой частью ПВК, т.е. изучение Программы раздела 10 ПВК ФГУП «Почта России».
Таким образом, на момент проведения Управлением проверки отсутствие программы подготовки и обучения сотрудников ФГУП «Почта России» в сфере ПОД/ФТ с учетом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов являлось нарушением п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ и пункта 14 Положения, утвержденного приказом РФМ № 203.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что оспариваемое предписание Управления Роскомнадзора по ЦФО от 29.06.2018г. № П-77/11/264-нд/-/1/98, является законным и обоснованным, права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушает.
Поскольку совокупность обстоятельств, необходимых для признания ненормативного правового акта недействительным (противоречие закону и нарушение прав и законных интересов) судом не установлена, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Судом проверены все доводы Заявителя, однако, они не опровергают установленные судом обстоятельства и не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Государственная пошлина распределяется в соответствии со ст.110 АПК РФ и возлагается на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", заявление ФГУП «Почта России» о признании незаконным предписания Управления Роскомнадзора по ЦФО от 29.06.2018г. №П-77/11/264-нд/-/1/98, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья И.А.Блинникова