ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело №А40-207510/18-41-1675
Резолютивная часть решения объявлена 13.05.2019.
Решение в полном объеме изготовлено 05.09.2019.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Березовой О.А., рассмотрев в судебном заседании суда первой инстанции, проведенном по адресу: <...>, зал судебных заседаний 4010, - при ведении протокола секретарем Черепковой Е.С., при участии представителей истца ФИО1 по доверенности от 27.03.2018, ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы ФИО2 по доверенностям от 16.01.2019 № 4-47-62/9 и от 26.12.2018 № 33-Д-1224/18, Департамента финансов города Москвы ФИО3 по доверенности от 20.12.2018 № 05-09-46/18, ГУП «Московский метрополитен» ФИО4 по доверенности от 21.03.2017 № С-03-09/115, 3-го лица ФИО5 по доверенности от 04.09.2018 № Дс-31-159/18, дело по иску ООО «Сириус» (ОГРН <***>) к Правительству Москвы (ОГРН <***>), Департаменту финансов г Москвы (ОГРН <***>), ДГИМ (ОГРН <***>), ГУП «Московский метрополитен» (ОГРН <***>) о взыскании 478 953 090 руб., 3-е лицо Департамент городского строительства города Москвы, установил:
С учетом изменения размера исковых требований, принятого судом, истец просит суд взыскать с ответчиков в размере 478 953 090 руб.
Иск мотивирован тем, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:21:0110205:297 площадью 20 000 кв. м по адресу: г. Москва, поселение Московский, в р-не д. Саларьево, участок № 10/3, - целью разрешенного использования которого в соответствии со сведениями ЕГРН является размещение многофункционального административно-торгового и производственно-складского комплекса; в кадастровых паспортах и кадастровой выписке в отношении земельного участка сведения о каких-либо обременениях и ограничениях отсутствуют, однако в полученном истцом в 2016 году градостроительном плане земельного участка № RU77-239000-017375 имеются сведения о том, что под участком проложена линия метрополитена, часть участка по всей его длине шириной 40 м обременена технической зоной метро, согласно градостроительному плану земельного участка № RU77-239000-035626, полученному истцом в 2017 году, часть земельного участка площадью 6 582 кв. м имеет обременение «использование подземного пространства», в плане сделана ссылка на проект планировки участка линейного объекта метрополитена Сокольнической линии от станции «Тропарево» до проектируемой станции «Саларьево» с электродепо, утв. постановлением Правительства Москвы от 23.07.2013 № 482-ПП, в п. 4 проекта указано, что на части земельного участка истца предусмотрено установление технической зоны метро на площади 0, 3468 га; кроме того, в плане сделана ссылка на проект планировки территории линейного объекта – участок Сокольнической линии метрополитена от станции «Саларьево» до проектируемой станции «Столбово» с учетом развития прилегающей улично-дорожной сети, утв. постановлением Правительства Москвы от 02.11.2017 № 819-ПП, в п. 6.1 проекта указано, что в отношении части земельного участка истца площадью 6 582 кв. м установлено обременение «использование подземного пространства».
Истец сослался на то, что примерный перечень видов обременений земельных участков и ограничений их использования в г. Москве (Перечень) определен постановлением Правительства Москвы от 28.08.2007 № 753-ПП, в соответствии с п. 6 Перечня ограничение «запрещается проведение земляных работ без получения соответствующего разрешения» устанавливается для участков или их частей, в частности, в границах технических (охранных) зон подземных сооружений, в том числе строящихся и проектируемых линий метрополитена, строящихся и проектируемых подземных инженерных сооружений и коммуникаций; в соответствии с п. 10 Перечня обременение «собственник, землевладелец, землепользователь и арендатор земельного участка обязан обеспечить возможность использования части пространства под земельным участком для размещения на смежном земельном участке подземного сооружения, необходимого для государственных или общественных нужд» устанавливается в габаритах этого сооружения, обоснованных документацией по планировке и (или) проектной документацией.
Определение понятий «техническая зона метрополитена для строительства» и «техническая зона для эксплуатации» дано в Правилах использования территорий технических и охранных зон метрополитена в городе Москве, утв. приказом Москомархитектуры от 13.03.2006 № 52. Правилами установлены и размеры технических зон, исходя из которых техническая зона метрополитена для эксплуатации участка Сокольнической линии метро от станции «Тропарево» до станции «Саларьево» имеет ширину не менее 100 м по всей длине земельного участка, охранная зона имеет ширину 220 м по всей длине земельного участка.
Истец сослался на то, что в соответствии со ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ) охранная зона объектов инфраструктуры метрополитена относится к зоне с особыми условиями использования территорий; в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий; согласно ст. 107 Кодекса со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанными ограничениям, если иное не предусмотрено п. 2 и 4.
Правилами использования территорий технических и охранных зон метрополитена в городе Москве, утв. приказом Москомархитектуры от 13.03.2006 № 52 (Правила), установлено, что на территории технических зон, установленных для обеспечения строительства наземных объектов метрополитена и участков линий метрополитена мелкого заложения, возведение капитальных зданий и сооружений, строительство и прокладка инженерных сооружений и коммуникаций, посадка деревьев до окончания строительства сооружений метрополитена не допускаются; на территории технических зон, установленных для обеспечения строительства участков линий метрополитена глубокого заложения, а также на территории шириной 30 м, прилегающей с обеих сторон к границам технической зоны, возведение капитальных зданий и сооружений, строительство и прокладку инженерных сооружений и коммуникаций, посадку деревьев, пересечение территории технических зон инженерными сооружениями и коммуникациями (путепроводами, мостами, трубопроводами и т.п.) следует производить на основании заключения уполномоченных контролирующих организаций, указанных в п. 7.1; использование территории технических зон эксплуатируемых линий метрополитена для размещения нового строительства, реконструкции, прокладки подземных инженерных коммуникаций следует осуществлять на основании акта разрешенного использования участка, содержащего заключения уполномоченных контролирующих организаций, указанных в п. 7.1, а проектирование планировки и застройки на территории данной зоны необходимо вести с обязательным учетом технических условий эксплуатации или строительства метрополитена.
Таким образом, по мнению истца, часть его земельного участка находится в границах зон с особыми условиями использования территорий, что свидетельствует о наличии ряда ограничений при использовании участка, а потому истец в соответствии со ст. 56, 57, 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 22 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» истец вправе требовать возмещения убытков, причиненных ограничением его прав как собственника земельного участка.
Истец представил в дело заключение специалиста от 20.02.2018 № 01202/18, согласно которому размер убытков, причиненных установлением на земельном участке истца обременений (ограничений прав владения, пользования и распоряжения) в отношении части этого земельного участка в виде технической зоны метро и в отношении части земельного участка площадью 6 582 кв. м «использование подземного пространства», составляет 58 897 500 руб., отчет от 10.12.2018 № 3173-15153/2018-О, согласно которому рыночная стоимость обременения земельного участка в виде охранной зоны метро площадью 19 827, 5 кв. м (размер убытков, причиненных ограничением прав собственника установлением этого обременения) составляет 478 953 090 руб., рыночная стоимость обременения в виде технической зоны метрополитена площадью 13 925, 7 кв. м (размер убытков, причиненных ограничением прав собственника установлением этого обременения) составляет 336 389 209 руб., рыночная стоимость обременения в виде зоны охраны подземного пространства площадью 6 582 кв. м (размер убытков, причиненных ограничением прав собственника установлением этого ограничения) составляет 158 994 792 руб.
Ответчики против иска возразили, сослались на недоказанность истцом факта причинения убытков, поскольку само по себе наличие на земельном участке истца технической и охранной зон метрополитена в связи со строительством и введением в эксплуатацию нескольких участков Сокольнической линии метрополитена не ограничивает истца в использовании земельного участка, так как наземные сооружения метрополитена на участке истца отсутствуют, строительство на участке многофункционального административно-торгового и производственно-складского комплекса возможно, а необходимость согласования строительства с ГУП «Московский метрополитен» сама по себе не свидетельствует об ограничениях использования участка.
Исследовав письменные доказательства, представленные сторонами и 3-ми лицами, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:21:0110205:297 площадью 20 000 кв. м по адресу: г. Москва, поселение Московский, в р-не д. Саларьево, участок № 10/3, - что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 15.08.2007 50 НБ № 619520.
Из свидетельства, кадастрового паспорта и кадастровой выписки на земельный участок следует, что видом его разрешенного использования является размещение многофункционального административно-торгового и производственно-складского комплекса.
На градостроительном плане земельного участка № RU77-239000-017375, выданном истцу в 2016 году, на участке обозначена техническая зона метро, в п. 2.2.5 указано, что на часть земельного участка, предназначенную для размещения линейных объектов и (или) занятую линейными объектами, градостроительный регламент не распространяется, эта часть земельного участка не может быть использована в целях строительства, реконструкции капитальных объектов, за исключением линейных объектов транспортной инфраструктуры.
В п. 5 градостроительного плана земельного участка RU77-239000-035626, полученном истцом в 2017 году, указано, что часть земельного участка площадью 10 216 кв. м расположена в границах санитарно-защитной зоны, установленной СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-3 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», земельный участок полностью расположен в границах полосы воздушного подхода аэродрома Москва (Внуково), утв. приказом Росавиации от 04.10.2017 № 792-П «Об утверждении карт (схем), на которых отображены границы полос воздушных подходов и границы санитарно-защитных зон аэродромов гражданской авиации».
Аналогичные сведения об ограничениях земельного участка указаны и в градостроительном плане № RU77-239000-036807, полученном истцом в 2018 году, и в градостроительном плане № RU77-239000-043272, полученном истцом в 2019 году.
Постановлением от 23.07.2013 № 482-ПП Правительство Москвы утвердило проект планировки участка линейного объекта метрополитена Сокольнической линии от станции «Тропарево» до проектируемой станции «Саларьево» с электродепо, из п. 4 «Характеристики земельных участков, установленных проектом межевания» которого следует, что часть земельного участка истца площадью 0, 3468 га имеет обременение в виде установления зон с особыми условиями использования территории.
Постановлением от 02.11.2017 № 819-ПП Правительство Москвы утвердило проект планировки территории линейного объекта - участок Сокольнической линии метрополитена от станции «Саларьево» до проектируемой станции «Столбово» с учетом развития прилегающей улично-дорожной сети, в таблице 6 «Характеристика земельных участков территории» которого следует, что часть земельного участка истца площадью 6 582 кв. м имеет обременение в виде использования подземного пространства.
П. 2 ст. 15 ГК Российской Федерации установлено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушение (упущенная выгода).
Ст. 16 Кодекса предусматривает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Аналогичная норма предусмотрена п. 2 ст. 61 Земельного кодекса Российской Федерации: убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Кроме того, ст. 16.1 ГК Российской Федерации, введенная в действие Федеральным законом от 30.12.2012 № 302-ФЗ, устанавливает, что в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
В п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что согласно ст. 16.1 ГК Российской Федерации в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации. В частности, возможность такой компенсации предусмотрена ст. 279, 281, п. 5 ст. 790 ГК Российской Федерации, п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
В соответствии со ст. 57 Земельного кодекса Российской Федерации возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные, в частности, ограничением прав собственников земельных участков; такие убытки возмещаются собственникам за счет лиц, в пользу которых ограничиваются права, а при отсутствии таких лиц - за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при этом возмещение убытков, причиненных ограничением прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных ст. 57.1 Кодекса.
Цели установления зон с особыми условиями использования территорий указаны в п. 1 ст. 104 Земельного кодекса Российской Федерации; согласно п. 2 ст. 104 в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Виды зон с особыми условиями использования территорий перечислены в п. 1 ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации, а п. 6 ст. 106 устанавливает, что если иное не предусмотрено ст. 106, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.
Последствия установления, изменения, прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий установлены в ст. 107 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, п. 1 ст. 107 предусматривает, что со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено п. 2 и 4 ст. 107. В соответствии с п. 2 ст. 107 со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории в отношении планируемых к строительству, реконструкции объектов капитального строительства и до дня ввода указанных объектов в эксплуатацию независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах зоны с особыми условиями использования территории, допускается, за исключением случая установления зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с п. 15 ст. 106:
1) использование земельных участков, расположенных в границах данной зоны, в соответствии с ранее установленным видом разрешенного использования земельных участков для целей, не связанных со строительством, с реконструкцией объектов капитального строительства;
2) использование земельных участков, расположенных в границах данной зоны, для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании разрешения на строительство, выданного до дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории, или в случае начала строительства, реконструкции до дня установления или изменения данной зоны, если для строительства, реконструкции указанного объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство;
3) использование зданий, сооружений, расположенных в границах такой зоны, в соответствии с их видом разрешенного использования.
Правила использования территорий технических и охранных зон метрополитена в городе Москве, утв. приказом Москомархитектуры от 13.03.2006 № 52, разъясняют процедуру подготовки проектной документации, проектирования планировки и застройки, проведения реконструктивных, строительных, иных видов работ в пределах технических и охранных зон метрополитена.
Техническая зона метрополитена для строительства определяется Правилами как городская территория, отводимая для последующего строительства участков линии метрополитена, для размещения электродепо и других наземных сооружений при строительстве объектов метрополитена; техническая зона метрополитена для эксплуатации определяется как участок городской территории, непосредственно примыкающий к объекту метрополитена и используемый для обеспечения нормального функционирования объекта (входа и выхода пассажиров, подъезда и размещения специализированных машин, оборудования и материалов в период ремонтных работ метрополитена, предотвращения вибродинамического воздействия при строительных и реконструктивных работах, проводимых городом); охранная зона метрополитена определяется как часть городской территории, расположенная над (под) действующими сооружениями метрополитена, строящимися и проектируемыми линиями метрополитена, а также в непосредственной близости от них в установленных параметрах. Охранные зоны устанавливаются в целях предотвращения нежелательного воздействия внешних факторов на объекты метрополитена и объектов метрополитена на прилегающие к ним территории.
Согласно разделу 4 Правил для проектируемых и строящихся линий и сооружений метрополитена в целях обеспечения их строительства на территории города Москвы необходимо предусматривать технические зоны шириной не менее 20 метров в обе стороны от оси проектной трассы или оси междупутья; для действующих (эксплуатируемых) линий и сооружений метрополитена необходимо предусматривать технические зоны шириной не менее 40 метров в обе стороны от внешнего контура (проекций внешнего контура) сооружений метрополитена. Для проектируемых, строящихся и эксплуатируемых линий и сооружений метрополитена, кроме технических, устанавливаются охранные зоны от воздействия факторов природно-техногенного характера: охранная зона метро М.1 и охранная зона метро М.2; параметры охранных зон с обозначением М.1 и М.2 составляют 100 метров в обе стороны от внешнего контура (проекций внешнего контура) сооружений метрополитена или 110 метров от оси проектной трассы (оси междупутья).
В соответствии с разделом 6 Правил на территории технических зон, установленных для обеспечения строительства наземных объектов метрополитена и участков линий метрополитена мелкого заложения, возведение капитальных зданий и сооружений, строительство и прокладка инженерных сооружений и коммуникаций, посадка деревьев до окончания строительства сооружений метрополитена не допускаются; пересечение территории технических зон инженерными сооружениями и коммуникациями (путепроводами, мостами, трубопроводами и т.п.), посадку кустарника и устройство газонов на территории технической зоны, а также застройку территории шириной 30 м с обеих сторон от границ технической зоны следует производить на основании заключения уполномоченных контролирующих организаций, указанных в п. 7.1.
На территории технических зон, установленных для обеспечения строительства участков линий метрополитена глубокого заложения, а также на территории шириной 30 м, прилегающей с обеих сторон к границам технической зоны, возведение капитальных зданий и сооружений, строительство и прокладку инженерных сооружений и коммуникаций, посадку деревьев, пересечение территории технических зон инженерными сооружениями и коммуникациями (путепроводами, мостами, трубопроводами и т.п.) следует производить на основании заключения уполномоченных контролирующих организаций, указанных в п. 7.1.
Использование территории технических зон эксплуатируемых линий метрополитена для размещения нового строительства, реконструкции, прокладки подземных инженерных коммуникаций следует осуществлять на основании акта разрешенного использования участка (раздел 5), содержащего заключения уполномоченных контролирующих организаций, указанных в п. 7.1.
Проектирование планировки и застройки на территории данной зоны необходимо вести с обязательным учетом технических условий эксплуатации или строительства метрополитена.
На территории охранных зон с обозначением М.1 при оформлении акта разрешенного использования участка (раздел 5) требуется получение заключений уполномоченных контролирующих организаций, указанных в п. 7.1, при осуществлении следующих видов деятельности:
проектирование и строительство объектов водоснабжения и водопользования (бассейнов, коллекторов, водозаборных скважин, водосборников), осуществление деятельности, связанной с искусственным водопонижением и движением воды;
проектирование и строительство топливно-заправочных комплексов (ТЗК), складов ГСМ, нефтепроводов, нефтеперерабатывающих предприятий, городских очистных сооружений, производственных коммуникаций.
На территории охранных зон с обозначением М.2 размещение зданий и сооружений, проведение строительных и реконструктивных работ, связанных с откачкой подземных вод и повышенной вибродинамической активностью, следует производить на основании акта разрешенного использования участка (раздел 5), содержащего заключения уполномоченных контролирующих организаций, указанных в п. 7.1, а проектирование планировки и застройки на территории данной зоны необходимо вести с обязательным проведением инженерно-геологических изысканий и учетом технических условий эксплуатации или строительства метрополитена.
Порядок согласования документации по проектированию (строительству) объектов, размещаемых на территории технических и охранных зон метрополитена установлен в разделе 7 Правил. Кроме того, этим разделом предусмотрено, что строительные работы по возведению зданий и сооружений в технических зонах (в случаях, разрешающих такое строительство, оговоренных в разделе 6, и при наличии акта разрешенного использования участка на строительство с заключениями контролирующих организаций), а также работы, связанные с искусственным водопонижением и движением воды на территориях охранных зон М.1 и М.2, следует производить при техническом надзоре уполномоченных организаций, осуществляющих эксплуатацию Московского метрополитена.
Ст. 57.1 «Особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий», введенная в действие Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ, предусматривает, что убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные ограничением прав лиц, указанных в п. 2, в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, подлежат возмещению в полном объеме с учетом особенностей, установленных ст. 57.1 (п. 1); убытки возмещаются гражданам и юридическим лицам - собственникам земельных участков (п. 2); при расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков определяются с учетом рыночной стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, и иных убытков, связанных со сносом зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, приведением их параметров и (или) разрешенного использования (назначения), разрешенного использования земельных участков в соответствие с установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории ограничениями использования земельных участков, иных убытков, предусмотренных п. 4 ст. 57.1 (п. 3).
В соответствии с п. 8 ст. 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации убытки возмещают:
1) собственник здания, сооружения, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории (концессионер, частный партнер в период действия концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, предметом которых является эксплуатация (использование) таких здания, сооружения, если иное не предусмотрено концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве), иной правообладатель таких здания, сооружения, если его обязанность по возмещению указанных убытков предусмотрена документом, на основании которого им осуществляются владение и (или) пользование такими зданием, сооружением, а в случае возмещения убытков, причиненных в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории в отношении планируемого к строительству объекта капитального строительства до ввода такого объекта в эксплуатацию, - застройщик;
2) орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, в случае отсутствия лиц, указанных в пп. 1 п. 8 ст. 57.1, или установления зоны с особыми условиями использования территории по основаниям, не связанным с размещением зданий, сооружений, либо орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на установление границ зоны с особыми условиями использования территории в случае, если такая зона возникает в силу федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных пп. 3 п. 8 ст. 57.1.
П. 9 ст. 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случае, если строительство здания, сооружения, объекта незавершенного строительства начато после дня принятия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории или дня определения границ зоны с особыми условиями использования территории, возникающей в силу федерального закона, и до дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости, и в отношении таких здания, сооружения не принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (кроме случаев, если данное решение принято исключительно в связи с несоответствием таких здания, сооружения, объекта незавершенного строительства обязательным требованиям к количеству этажей и (или) высоте объекта), убытки собственникам таких здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства в размере, определенном исходя из рыночной стоимости таких объектов недвижимого имущества и убытков, связанных со сносом таких объектов недвижимого имущества или приведением их параметров или разрешенного использования (назначения) в соответствие с установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории ограничениями использования земельных участков, возмещают органы государственной власти, органы местного самоуправления, которые приняли решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории либо подготовили сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории, возникающей в силу закона, и по вине которых сведения о зоне с особыми условиями использования территории не были внесены в установленный срок в Единый государственный реестр недвижимости. Иные убытки, причиненные ограничениями прав в связи с установлением или изменением зоны с особыми условиями использования территории, возмещают правообладатели зданий, сооружений, застройщики, органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в п. 8 ст. 57.1.
Согласно п. 10 ст. 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если зона с особыми условиями использования территории установлена или изменена в отношении планируемых к строительству, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с п. 13 ст. 106 Кодекса, убытки возмещаются с учетом следующих особенностей:
1) собственникам земельных участков, которые вправе в соответствии с п. 2 ст. 107 Кодекса использовать земельные участки и иные объекты недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах зоны с особыми условиями использования территории, убытки в полном объеме возмещаются после ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории;
2) собственникам земельных участков, которые не вправе в соответствии с п. 2 ст. 107 Кодекса использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием для целей строительства зданий, сооружений, убытки в полном объеме возмещаются со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории, за исключением случая, предусмотренного пп. 3 п. 10 ст. 57.1;
3) собственникам земельных участков, которые не вправе в соответствии с п. 2 ст. 107 Кодекса использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием для целей строительства зданий, сооружений, в случае, если в соответствии с федеральным законом или утвержденным Правительством Российской Федерации положением о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида после ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, в связи с размещением которого установлена такая зона, требуется изменение такой зоны по итогам оценки фактического воздействия данного объекта:
убытки, предусмотренные п. 7 и причиненные в период действия разрешения на строительство объекта капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, возмещаются со дня установления или изменения такой зоны;
убытки, предусмотренные п. 3-5, в полном объеме возмещаются по истечении одного года со дня ввода указанного объекта капитального строительства в эксплуатацию либо со дня изменения зоны с особыми условиями использования территории, если решение об изменении зоны принято до истечения указанного срока.
Согласно п. 6 ст. 107 возмещение правообладателям земельных участков, иных объектов недвижимости, публично-правовым образованиям убытков, причиненных ограничением их прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, осуществляется в соответствии со ст. 57.1 Кодекса, а в случае, если установление или изменение зоны с особыми условиями использования территории приводит к невозможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества (за исключением объекта, в отношении которого принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (кроме случаев, если данное решение принято исключительно в связи с несоответствием такого объекта обязательным требованиям к количеству этажей и (или) высоте объекта), в соответствии с их разрешенным использованием), по требованию гражданина или юридического лица - собственника таких земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества указанные в п. 8 и 9 ст. 57.1 Кодекса правообладатели зданий, сооружений, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, застройщики, органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны выкупить такие земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что часть земельного участка истца находится в границах зон с особыми условиями использования территорий, что предполагает определенные ограничения использования участка. Данное обстоятельство следует как из представленных суду градостроительных планов земельного участка, так и из постановлений Правительства Москвы от 23.07.2013 № 482-ПП, от 02.11.2017 № 819-ПП. При этом вопреки мнению ответчиков отсутствие сведений о таких зонах и связанных с ними ограничениях (обременениях) в ЕГРН не опровергает наличие этих зон.
Вместе с тем в период, определенный в п. 9 ст. 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации, строительство на земельном участке какого-либо объекта истцом не начато, а потому оснований для применения указанного пункта не имеется.
Из представленных суду градостроительных планов земельного участка, полученных истцом в 2017-2019 гг., следует, что истец вправе использовать участок для целей строительства зданий, сооружений, поскольку в планах указан вид разрешенного использования земельного участка «размещение объектов капитального строительства», а пункт, аналогичный п. 2.2.5 градостроительного плана № RU77-239000-017375 (последний устанавливал, что часть земельного участка, предназначенная для размещения линейных объектов и (или) занятую линейными объектами, не может быть использована в целях строительства, реконструкции капитальных объектов, за исключением линейных объектов транспортной инфраструктуры), в этих планах отсутствует, в связи с чем оснований для применения пп. 2 и 3 п. 10 ст. 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации также не имеется.
Правилами использования территорий технических и охранных зон метрополитена в городе Москве, утв. приказом Москомархитектуры от 13.03.2006 № 52, запрет на строительство на земельном участке истца здания многофункционального административно-торгового и производственно-складского комплекса, в том числе в той его части, которая находится в границах зон с особыми условиями использования территорий (технической и охранной зон метрополитена), не установлен.
О том, что установление или изменение зоны с особыми условиями использования территории привело к невозможности использования истцом земельного участка, в том числе в целях строительства на нем объекта капитального строительства, истец не заявляет, в связи с чем отсутствуют и основания для применения п. 6 ст. 107 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 65 АПК Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
Вместе с тем в ходе судебного разбирательства истец отказался от назначения по делу судебной экспертизы на предмет определения того, какие именно ограничения использования земельного участка истца повлекли строительство и эксплуатация линейного объекта (участков Сокольнической линии метрополитена) и установление в связи с этим особых зон использования территорий. Не согласился истец и с назначением по делу судебной экспертизы на предмет определения того, возможно ли строительство на его земельном участке объекта капитального строительства с показателями, указанными в градостроительном плане земельного участка.
С учетом Правил и объяснений представителей ГУП «Московский метрополитен» относительно порядка согласования документации по проектированию (строительству) объектов, размещаемых на территории технических и охранных зон метрополитена, согласования и производства строительных работ по возведению зданий и сооружений в технических и охранных зонах суд считает, что истец не доказал наличие оснований для взыскания убытков в соответствии со ст. 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем в иске отказывает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 15, 16.1 ГК Российской Федерации, ст. 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 65, 110-112, 167-170 АПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья О.А. Березова