РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва
Дело № А40-208036/23-99-3109
31 октября 2023 г.
Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2023года
Полный текст решения изготовлен 31 октября 2023 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Зайнуллиной З.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бубнович Д.Н.., с использованием средств аудиозаписи
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению)
АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "АТОМСТРОЙЭКСПОРТ" (603006, НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, НИЖНИЙ НОВГОРОД ГОРОД, СВОБОДЫ ПЛОЩАДЬ, ДОМ 3, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 01.11.2002, ИНН: <***>)
к МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ № 6 (107061, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.12.2004, ИНН: <***>)
о признании недействительными решений МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 6 от 22.05.2023 г. № 9 «Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению» и от 22.05.2023 г. № 12 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения»,
при участии представителей:
от заявителя: ФИО1 дов. от 28.04.2023 г. №52АА5967569, паспорт, диплом;
от ответчика: ФИО2 дов. от 24.08.2023 г. № 06-18/05919ВП@, уд. УР№535104, диплом.
У С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество «АТОМСТРОЙЭКСПОРТ» (далее – Общество, Заявитель, налогоплательщик, АО «АТОМСТРОЙЭКСПОРТ») обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 6 (далее – Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 22.05.2023 №9 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость по налоговой декларации за 4 квартал 2021 года, заявленной к возмещению, и №12 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заявитель подержал заявленные требования. Заинтересованное лицо против удовлетворения заявленных требований возражало по доводам отзыва.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд счел заявленные требования Общества не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, Инспекцией по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2021 года (корректировка № 5), проведенной в соответствии со ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), составлен акт налоговой проверки от 22.03.2023 № 11 и вынесено Решение № 12, которым установлено завышение суммы НДС, подлежащей возмещению из бюджета на 37 975 620 руб. Решением № 9 Обществу отказано в возмещении НДС в указанной сумме.
Общество обратилось с апелляционной жалобой в Федеральную налоговую службу. Решением ФНС России от 04.08.2023 № БВ-4-9/4802@ указанная жалоба оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Установленный статьей 198 АПК РФ срок на обращение в суд о признании недействительным решения Инспекции заявителем соблюден.
Основанием для вынесения обжалуемых решений послужил вывод Инспекции о том, что Обществом необоснованно заявлено право на вычет НДС по счетам-фактурам, выставленным при реализации оборудования в рамках контракта от 18.07.2012 № 77-598/1110700 и отраженным в строке 040 «Сумма налога, ранее исчисленная по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения ставки 0 процентов по которым не была документально подтверждена» по коду операции 1010421 «Реализация товаров (не указанных в п. 2 ст. 164 Кодекса) на территорию государств - членов ЕАЭС» раздела 4 налоговой декларации за 4 квартал 2021 года (корректировка № 5) на 37 975 620 руб. по истечению срока, установленного п. 1.1 ст. 172, п. 2 ст. 173 Кодекса.
Так, Общество считает, что трехлетний срок на применение налогового вычета по НДС, уплаченного по неподтвержденному экспорту, должен исчисляться с момента возникновения у налогоплательщика права на применение нулевой ставки НДС и не связан с периодом отгрузки товара, поскольку в силу пунктов 1 и 2 статьи 172 НК РФ право на вычет по НДС появляется у налогоплательщика лишь с момента, когда им выполнены все условия для принятия НДС к вычету.
Заявитель указывает, что налоговым органом при вынесении Решения не учтены условия заключенного с заказчиком договора о том, что помимо товарных накладных по форме Торг-12 между Обществом и заказчиком оформляются акты приема-передачи оборудования, свидетельствующие о переходе права собственности на поставленное оборудование к заказчику.
По мнению Общества, право на применение налоговых вычетов по НДС возникло у налогоплательщика в 3-4 кварталах 2019 года, поскольку именно в этом налоговом периоде товар был принят к учету (оприходован) заказчиком, и у налогоплательщика появилась возможность получения недостающих документов.
Налогоплательщик полагает, что до указанных налоговых периодов по объективной причине (непринятие товара заказчиком) было лишено возможности сформировать полный комплект документов, предусмотренный статьей 165 НК РФ, подтвердить право на применение налоговой ставки 0 процентов и заявить налоговый вычет по НДС.
По мнению Общества, так как впоследствии правомерность применения налоговой ставки НДС 0 процентов подтверждена, уплаченный НДС подлежит налоговому вычету в порядке и на условиях, предусмотренных статьями 171, 172 НК РФ. Указанный налоговый вычет производится на дату, соответствующую моменту начисления НДС по налоговой ставке 0 процентов (на последнее число квартала, в котором собран пакет документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС).
Налогоплательщик считает, что при условии, что первичные налоговые декларации по НДС, в которых заявлены к вычету спорные суммы вычетов по НДС, представлены в срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 173 НК РФ, отказ в возмещении НДС неправомерен.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено следующее.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров вывезенных в таможенной процедуре экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 9 статьи 165 НК РФ документы (их копии), указанные в пунктах 1 - 3 статьи 165 НК РФ, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, реэкспорта, свободной таможенной зоны.
Если по истечении 180 календарных дней, указанных в абзаце первом пункта 9 статьи 165 НК РФ, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), операции по реализации товаров, предусмотренные подпунктами 1 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, подлежат налогообложению по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 НК РФ. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат вычету в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 171 и 172 НК РФ.
На основании пункта 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 2.1 - 2.8-1, 2.10, 2.13, 3, 3.1, 8, 9, 9.1 и 12 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран в течение сроков, указанных в пункте 9 статьи 165 НК РФ, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из дат: 1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; 2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
В силу пункта 10 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком в случае отсутствия документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ.
Пунктом 3 статьи 172 НК РФ предусмотрено, что вычеты сумм налога, указанных в пункте 10 статьи 171 НК РФ, производятся на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по налоговой ставке 0 процентов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 НК РФ, при наличии на этот момент документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. При этом положения пункта 3 статьи 172 НК РФ не распространяются на налогоплательщиков, отказавшихся от применения налоговой ставки, указанной в пункте 1 статьи 164 НК РФ, в порядке, установленном пунктом 7 статьи 164 НК РФ, а также на операции по реализации товаров, указанных в подпункте 1 (за исключением сырьевых товаров) и подпункте 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
На основании пункта 2 статьи 173 НК РФ, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 № 17473/08 по делу № А40-24726/08-128-79 определено, что указание в пункте 2 статьи 173 НК РФ на соответствующий налоговый период по операциям реализации товаров (работ, услуг), по которым ранее обоснованность применения нулевой ставки НДС не подтверждена, связано не с налоговым периодом, в котором применяются налоговые вычеты, а с налоговым периодом, за который определяется налоговая база для целей уплаты упомянутого налога по операциям реализации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 № 2428-0, возмещение НДС возможно, в том числе за пределами установленного пунктом 2 статьи 173 Кодекса срока, если реализации права налогоплательщика в течение этого срока препятствовали обстоятельства, связанные, в частности, с невыполнением налоговым органом возложенных на него обязанностей или с невозможностью получить возмещение, несмотря на своевременно предпринятые к тому действия со стороны налогоплательщика.
Разрешение вопроса о правомерности предоставления налогоплательщику права на применение налогового вычета по НДС с учетом предусмотренного законодателем срока на его реализацию осуществляется правоприменительными органами исходя из фактических обстоятельств конкретного дела, позволяющих установить соответствующий налоговый период, с которым связано начало течения указанного срока, а также обстоятельств, препятствовавших его соблюдению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между Заявителем (Генподрядчик) и РУП «Белорусская атомная электростанция» (Республика Беларусь) (Заказчик) заключен генеральный контракт от 18.07.2012 № 77-598/1110700 на сооружение Белорусской АЭС (далее - Контракт) в рамках которого Общество поставляло РУП «Белорусская атомная электростанция» оборудование. Исходя из условий Контракта, товарная накладная ТОРГ-12 является первым по времени составления документом, выставленным в адрес РУП «БелАЭС». ТОРГ-12 оформляется исходя из рублевого эквивалента и является предварительной стоимостью.
Обществом 25.01.2022 в налоговый орган представлена первичная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2021 года, а также 10.02.2022, 19.08.2022 представлены уточненные налоговые декларации (корр. 1,3), в которых заявлено право на применение налоговых вычетов по НДС, в том числе в размере 37 975 620 руб. по счетам-фактурам, датированным 2015 - 2018 годами, выставленным Обществом в адрес Заказчика при реализации ТМЦ (оборудования) в рамках Контракта.
По результатам камеральных налоговой проверок первичной и уточненной (корр. 1,3) налоговых деклараций Инспекцией вынесены решения от 14.07.2022 № 14, от 16.12.2022 № 32 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с которым Обществу предложено уменьшить заявленный к возмещению из бюджета НДС на 37 975 620 рубля. Также решением от 14.07.2022 № 9, от 16.12.2023 № 25 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, Обществу отказано в возмещении НДС в сумме 37 975 620 руб.
Обществом 14.01.2023 в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2021 года (корр.№ 5), в которой заявлено право на применение налоговых вычетов по НДС размере 9 963 799 490 рублей, в том числе в размере 37 975 620 руб. по счетам-фактурам, датированным 2015 - 2018 годами, выставленным Обществом в адрес Заказчика при реализации ТМЦ (оборудования) в рамках Контракта.
В соответствии с условиями дополнительного соглашения № 17 от 27.04.2015 к Контракту, помимо товарных накладных по форме ТОРГ-12, оформляются акты приема-передачи оборудования РУП «Белорусская атомная электростанция», в которых указывается стоимость оборудования в долларах США, свидетельствующие о переходе права собственности на поставленное оборудование. Акты приема-передачи оборудования оформляются датой перехода права собственности на оборудование к РУП «Белорусская атомная электростанция», в которых определена цена реализации оборудования. В заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов РУП «Белорусская атомная электростанция» ссылается на акты приема-передачи оборудования, указывая дату перехода права собственности на товары от Общества к РУП «Белорусская атомная электростанция».
В связи с тем, что в срок, установленный статьей 164 НК РФ, Обществом не собран полный комплект документов для применения налоговой ставки НДС 0 процентов, Обществом за соответствующие налоговые периоды исчислен НДС по налоговой ставке 18 процентов.
Согласно представленным Обществом товарным накладным отгрузка оборудования по указанным счетам-фактурам производилась в налоговых периодах: 4 квартал 2015, 1- 4 кварталы 2016 года, 1 - 4 кварталы 2017 года, 1 квартал 2018 года.
Из представленных налогоплательщиком актов приема-передачи оборудования следует, что оборудование принято Заказчиком в 3 - 4 квартале 2019 года.
В рамках камеральных налоговых проверок налогоплательщиком представлены письменные пояснения, из которых следует, что Заказчик принимал оборудование за пределами 180 дней, предусмотренных для подтверждения налоговой ставки 0 процентов. Причина позднего подписания актов приема-передачи оборудования заключается в наличии у Заказчика замечаний к качеству и комплектности сопроводительной документации и поставленного Обществом оборудования.
В силу положений пп. 1 п. 1 и п. 9 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по операциям, облагаемым НДС по нулевой ставке, в случае отсутствия подтверждающих документов является налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Следовательно, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.05.2009 № 17473/08 по делу № А40-24726/08-128-79, правом на вычет сумм НДС, исчисленных в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по нулевой ставке, в случае отсутствия документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса, подтверждающих правомерность применения данной ставки, налогоплательщик может воспользоваться в течение трех лет после окончания налогового периода, на который приходится день отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичными документами, а также первичные учетные документы должны содержать в качестве обязательных реквизитов дату составления указанных документов и содержание хозяйственной жизни.
Следовательно, датой отгрузки товаров, в том числе вывозимых с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, в целях определения налоговой базы при осуществлении расчетов в иностранной валюте и выставления счетов-фактур признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся Приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Протокол), в целях исчисления НДС при реализации товаров датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика), либо дата выписки иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства-члена для налогоплательщика НДС.
Таким образом, срок предъявления НДС к вычету в отношении операций по отгрузке товаров за: : 4 квартал 2015 года истекает 31.12.2018; 1 квартал 2016 года истекает 31.03.2019; 3 квартал 2016 года истекает 30.09.2019; 4 квартал 2016 года истекает 31.12.2019; 1 квартал 2017 года истекает 31.03.2020; 2 квартал 2017 года истекает 30.06.2020; 3 квартал 2017 года истекает 30.09.2020; 4 квартал 2017 года истекает 31.12.2020; 1 квартал 2018 года истекает 31.03.2021.
Декларации первичная и уточненная (корр. № 1,3,5) по НДС за 4 квартал 2021 года, в которых заявлены налоговые вычеты по НДС с операций по реализации (отгрузке) товаров в 4 квартале 2015, 1 - 4 кварталах 2016 года, 1 - 4 кварталах 2017 года и в 1 квартале 2018, представлены Обществом в налоговый орган 25.01.2022, 10.02.2022, 19.08.2022 и 14.01.2023 соответственно, то есть по истечении трехгодичного срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 173 НК РФ.
Обществом не приведены документально подтвержденные обстоятельства, свидетельствующие о наличии объективных препятствий для своевременной реализации права Общества на применение налоговых вычетов по НДС по спорным операциям.
Кроме того, спорные суммы НДС с операций по экспортной реализации товаров в 4 квартале 2015г., 1 - 4 кварталах 2016 года, в 1 - 4 кварталах 2017, 1 квартал 2018 года исчислены налогоплательщиком в уточненных налоговых декларациях по НДС, представленных в налоговый орган по истечении трехлетнего срока с момента отгрузки товаров, а также позднее заявления права на налоговые вычеты по НДС с указанных операций (25.10.2021), а именно: за 4 квартал 2015.(корректировка 7) - 05.04.2022г., за 1 квартал 2016г. (корректировка 9)- 29.03.2022г., за 2 квартал 2016г.(корректировка 9)- 05.04.2022г., 3 квартал 2016 года (корректировки № 10) - 29.03.2022г.; за 4 квартал 2016 года (корректировка № 10)- 29.03.2022; за 1 квартал 2017г.(корректировка 6)- 14.04.2022г., за 2 квартал 2017 года (корректировка № 7) - 14.04.2022г.; за 3 квартал 2017 года (корректировка № 11) - 11.04.2022, за 4 квартал 2017г.(корректировка 5)-29.12.2020г., за 1 квартал 2018г.(корректировка 5)- 31.03.2021г.
Главой 21 НК РФ предусмотрен определенный порядок заявления налоговых вычетов по НДС, в соответствии с которым налоговый вычет по НДС, исчисленный налогоплательщиком в случае отсутствия документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, по операциям реализации товаров, указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, не может быть заявлен ранее исчисления соответствующих сумм налога.
Таким образом, в рассматриваемом случае на момент истечения трехлетнего срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ, налогоплательщик не исчислил НДС с операций по экспортной реализации товаров за соответствующие налоговые периоды, следовательно, у него отсутствовало право заявить налоговый вычет по НДС.
Аналогичные выводы содержат: Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.08.2019 по делу № А75-7687/2018 (Определением ВС РФ от 09.12.2019 № 304-ЭС19-23693 отказано в передаче дела в СКЭС ВС РФ); Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.12.2017 по делу № А53-33627/2016; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.05.2017 по делу № А56-10824/2016; Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.03.2017 по делу № АЗЗ-29107/2015; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.10.2009 по делу № А51-1960/2009; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.09.2012 по делу № А45-24014/2011 (Определением ВАС РФ от 10.01.2013 № ВАС-17461/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ); Постановления ФАС Московского округа от 15.10.2009 по делу № А40-14202/09-151-21, от 04.03.2009 № КА-А40/903-09 по делу № А40-39331/08-115-112, от 31.08.2009 № КА-А40/8317-09 по делу № А40-54106/08-14-226; Постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.03.2014 по делу № А56-33765/2013, от 13.09.2011 по делу № А42-8814/2010; Письмо Минфина России от 03.02.2015 №03-07-08/4181.
Таким образом, суд соглашается с выводом Инспекции о неправомерном заявлении Обществом налоговых вычетов по НДС по истечении трехлетнего срока, предусмотренного п. 2 ст. 173 НК РФ, в отношении операций по реализации (отгрузке) товаров в адрес РУП «Белорусская атомная электростанция» в 4 квартале 2015 года, 1-4 кварталах 2016 года, 1-4 квартале 2017 года, 1 квартале 2018 года, является обоснованным и соответствующим законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.
Ссылка Общества на письма ФНС России, Минфина России, а также на арбитражную практику несостоятельна, поскольку в указанных письмах и судебных актах рассмотрены иные фактические обстоятельства, отличные от настоящего дела.
Суд указывает, что судами уже были рассмотрены аналогичные споры по заявлениям Общества, поданным на решения Инспекции, вынесенные по результатам камеральных проверок деклараций по НДС за периоды: 1 квартал 2022 года (первичная налоговая декларация), 3 квартал 2019 года (корр.4), 2 квартал 2021 года, 4 квартал 2020 года (корр. № 1), 1 квартал 2021 года, 4 квартал 2020 года (корр.2), 3 квартал 2021 года, 4 квартал 2020 года, 4 квартал 2019 года (корр.3), 2 квартал 2021 года (корр.1).
Арбитражным судом города Москвы рассмотрены заявления Общества, поданные по аналогичным основаниям, на решения Инспекции, вынесенные по результатам камеральных проверок деклараций по НДС за периоды 4 квартал 2020 года (корр. № 1, 2, 3), 1 квартал 2021 года, 2 квартал 2021 года, 3 квартал 2021 года.
Например, по делу № А40-144484/22-183-2746 судом первой инстанции вынесено решение от 28.11.2022 об отказе в удовлетворении требований АО «АСЭ», которое оставлено без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27.04.2023. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2023 по делу № 305-ЭС23-14676 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, Письмом Заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации – председателя Судебной коллегии по экономическим спорам ФИО3 от 23.10.2023 г. отказано АО «АСЭ» в удовлетворении жалобы о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора.
С учетом вышеизложенного, материалами налоговой проверки в отношении Общества при полном проведённом комплексе мероприятий налогового контроля доказаны вменяемые налоговые правонарушения, а доводы налогоплательщика лишь сводятся к опровержению уже доказанных и подтвержденных обстоятельств, явившихся основанием для принятия законного и обоснованного решения Инспекции.
Суд, оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, обстоятельства, на которые указывал Заявитель и Инспекция в рамках рассмотрения настоящего дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Уплаченная при обращении в суд государственная пошлина согласно ст.110 АПК РФ подлежит отнесению на Заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 112, 167-171, 177, 201 Арбитражного процессуального НК РФ Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Акционерного общества "АТОМСТРОЙЭКСПОРТ" о признании недействительными решений Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 6 от 22.05.2023 г. № 9 «Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению» и от 22.05.2023 г. № 12 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» -отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья:
З.Ф. Зайнуллина