ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-208461/2021-122-1433 от 16.12.2021 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Москва                                                                     

17 декабря 2021 года                                                           Дело № А40-208461/21-122-1433

Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2021 года

Полный текст решения изготовлен 17 декабря 2021 года

Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Власенко А.Е.

с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамент городского имущества г. Москвы

к Управлению Росреестра по г. Москве

третье лицо: ООО «Акустические материалы» 

о признании незаконным решений изложенных в письмах от 28.06.2021г. №КУВД-001/2021-10157929/5, КУВД-001/2021-10157930/3, КУВД-001/2021-10144299/6, КУВД-001/2021-10144300/3, КУВД-001/2021-10161215/6, КУВД-001/2021-10161216/3

при участии:

от заявителя – ФИО1 (уд., диплом, дов. от 08.12.2020г.)

от ответчика – ФИО2 (уд., диплом, дов. от 11.01.2021г.)

от третьего лица – ФИО3 (паспорт, диплом, дов. от 17.11.2021г.)

УСТАНОВИЛ:

Департамент городского имущества г. Москвы (далее также Заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве, в котором просит признать незаконными решения Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, изложенные в письмах от 28.06.2021 №КУВД-001/2021-10157929/5, КУВД-001/2021-10157930/3, КУВ Д-001/2021-10144299/6, КУВ Д-001 /2021 -10144300/3, КУВ Д-001/2021 -10161215/6, КУВ Д-001/2021-10161216/3 об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и государственной регистрации ограничения (обременения) в виде ипотеки на нежилые помещения с 77:01:0002012:3484, 77:01:0002012:3485, 77:01:0002012:3487, расположенные по адресу: <...>, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве зарегистрировать переход права собственности и ограничение (обременение) в виде ипотеки на нежилые помещения 77:01:0002012:3484, 77:01:0002012:3485, 77:01:0002012:3487, расположенные по адресу: <...>.

Представитель заявителя требования поддержал.

Представитель ответчика требования не признал.

Представитель третьего лица поддержал позицию Заявителя.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд полагает, что срок на обращение в суд, предусмотренный ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как указывает заявитель, Департамент городского имущества города Москвы (Департамент) и ООО «Акустические материалы» обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности и государственной регистрации ограничения (обременения) в виде ипотеки на нежилые помещения с кадастровыми номерами: 77:01:0002012:3484, 77:01:0002012:3485, 77:01:0002012:3487, расположенные по адресу: <...>.

Письмами Управления Росреестра по Москве от 28.06.2021 №КУВД-001/2021-10157929/5, КУВД-001/2021-10157930/3, КУВД-001/2021-10144299/6, КУВД-001/2021-10144300/3, КУВД-001/2021-10161215/6, КУВД-001/2021-10161216/3 сообщено об отказе в государственной регистрации перехода права собственности, ипотеки на указанный объект недвижимости в связи с тем, что на государственную регистрацию прав не представлена электронная закладная, составленная в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 26.04.2018, а также, что в представленных экземплярах Договора отсутствует дата составления (подписания) документа, подлежащая отражению в записях ЕГРН.

Не согласившись с принятым решением, полагая его незаконными, не обоснованными и подлежащими отмене, Заявитель обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Удовлетворяя требования заявителя, суд соглашается с его доводами, при этом исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона № 218-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с п.  12 ст. 29 Федерального закона № 218-ФЗ отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона №218-ФЗ.

Согласно с положениями Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.

Поскольку по смыслу и содержанию Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах, их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.

Установлено, что Департамент и ООО «Акустические материалы» обратились в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности и государственной регистрации ограничения (обременения) в виде ипотеки на нежилые помещения с кадастровыми номерами: 77:01:0002012:3484, 77:01:0002012:3485, 77:01:0002012:3487, расположенные по адресу: <...>.

Согласно сведениям ЕГРН нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0002012:3484 общей площадью 75,4 кв. м по адресу: г. Москва, <...> д.ЗЗ, стр. 2 принадлежат на праве собственности городу Москве, о чем в сведения ЕГРН внесена запись № 77-01/41-244/2004-474 от 10.03.2004.

Нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0002012:3485 общей площадью 32,9 кв. м по адресу: г. Москва, <...> принадлежат на праве собственности городу Москве, о чем в сведения ЕГРН внесена запись № 77-77-11/222/2005-406 от 13.07.2005.

Нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0002012:3487 общей площадью 117,8 кв. м по адресу: г. Москва, <...> принадлежат на праве собственности городу Москве, о чем в сведения ЕГРН внесена запись № 77-77-11/095/2006-867 от 08.12.2006.

В рамках Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» между Департаментом и ООО «Акустические материалы» заключены договоры купли-продажи недвижимости от 14.01.2021 № 59-6595,59-6591, 59-6584.

В соответствии с пунктом 2.1.2 Договора покупатель обязан в срок не позднее десяти рабочих дней с даты оплаты первого платежа в соответствии с п. 3.4 Договора направить в орган регистрации прав документы, необходимые для государственной регистрации перехода права собственности, залога и выдачи электронной закладной на выкупаемую недвижимость.

19.03.2021 Департаментом в Управление Росреестра по Москве представлено заявление о регистрации перехода права собственности по Договору к ООО «Акустические материалы» для приобщения его к материалам регистрационного дела от 28.06.2021 №КУВД-001/2021-10157929/5, КУВД-001/2021-10157930/3, КУВД-001/2021-10144299/6, КУВД-001/2021-10144300/3, КУВД-001/2021-10161215/6, КУВД-001/2021-10161216/3.

Согласно пункту 2.1.7 Договора покупатель обязан составить электронную закладную на выкупаемую недвижимость, удостоверяющую права продавца по ипотеке в силу закона и по обеспеченному данной ипотекой обязательству, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представив ее в орган регистрации прав в соответствии с нормами действующего законодательства.

26.03.2021 Управлением Росреестра по Москве государственная регистрация перехода права собственности к покупателю была приостановлена по причине непредставления электронной закладной в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 26.04.2018 № 231 «Об утверждении формы электронной закладной, формы соглашения о внесении изменений в электронную закладную, требований к заполнению формы электронной закладной, соглашения о внесении изменений в электронную закладную, а также требований к их формату», или закладная в виде именной документарной ценной бумаги, в случае если согласие о выдаче такой закладной достигнуто с продавцом (п. 2.1.7 Договора), а также по причине отсутствия в представленных в дело экземплярах Договоров купли-продажи даты составления (подписания) документы, подлежащая отражению в записях ЕГРН.

Согласно пункту 1.7 Договора договор вступает в законную силу с момента его подписания сторонами. В случае, если подписание Договора Сторонами осуществлено в разные даты, датой договора признается дата подписания Договора последней Стороной.

В соответствии с положениями Федерального закона от 25.11.2017 № 328-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» права Департамента как залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству с 01.07.2018 могут быть удостоверены электронной закладной - бездокументарной ценной бумагой, права по которой закрепляются в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью залогодателя и залогодержателя, который хранится в депозитарии.

В соответствии с п. 7 ст. 13 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» закладная составляется залогодателем, а если он является третьим лицом, также и должником по обеспеченному ипотекой обязательству. Закладная выдается первоначальному залогодержателю органом регистрации прав после государственной регистрации ипотеки.

Департаментом заключен Государственный контракт с Банком ВТБ (ПАО) на оказание услуг по принятию на учет и депозитарному обслуживанию электронных закладных.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Федерального закона № 102-ФЗ электронная закладная составляется посредством заполнения формы электронной закладной на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), или на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», или с использованием иных информационных технологий взаимодействия с органами регистрации, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью залогодателя и залогодержателя, а в случае, если залогодатель является третьим лицом, также и должника по обеспеченному ипотекой обязательству и направляется в орган регистрации прав вместе с заявлением о выдаче электронной закладной.

Министерство экономического развития РФ приказом от 26.04.2018 № 231 «Об утверждении формы электронной закладной, формы соглашения о внесении изменений в электронную закладную, требований к заполнению формы электронной закладной, соглашения о внесении изменений в электронную закладную, а также требований к их формату» утвердило формы соответствующих документов.

Форма электронной закладной, как приложение к Договору, не является документарной закладной, а является образцом для заполнения покупателем формы электронной закладной с учетом требований, содержащихся в приказе Министерства экономического развития России от 26.04.2018 № 231.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Росреестра, XML-схема для формирования xml-документа «Электронная закладная» и «Соглашение о внесении изменений в электронную закладную» находится в стадии разработки.

Вместе с тем Управление Росреестра по Москве письмом от 20.06.2018 исх. № 10884/2018 информировало Департамент о возможности подачи документов на государственную регистрацию прав, выражающих содержание сделки, в электронном виде в формате PDF, подписанных электронной подписью, до утверждения необходимых XML-схем Росреестром и перехода исключительно на электронный формат подачи документов на государственную регистрацию прав.

Однако Управлением Росреестра по Москве были приняты решения об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и государственной регистрации ограничения (обременения) в виде ипотеки на нежилые помещения с кадастровыми номерами: 77:01:0002012:3484, 77:01:0002012:3485, 77:01:0002012:3487, расположенные по адресу: <...> поскольку в представленных в дело экземплярах Договоров купли-продажи отсутствует дата составления (подписания) документов, подлежащая отражению в записях ЕГРН.

Принятые Управлением Росреестра по Москве решения об отказе в государственной регистрации перехода права собственности к покупателю не мотивированы, правовые основания их принятия не указаны, содержат только набор фактических данных о подаче электронной закладной.

Кроме того, в рамках реализации положений федеральных законов от 16.07.1998 № 102-ФЗ и от 25.11.2017 № 328-ФЗ и в целях организации процесса применения электронных закладных Департамент в адрес Управления Росреестра по Москве неоднократно направлял обращения от 08.02.2019 исх. № ДГИ-И-8653/19, от 14.06.2019 исх. № ДГИ-И-40816/19, от 16.01.2020 исх. № ДГИ-И-2016/20, от 17.03.2020 исх. № ДГИ-И-20001/20 и от 21.04.2020 исх. № ДГИ-И-27215/20 о порядке межведомственного взаимодействия Управления Росреестра по Москве и Департамента, как залогодержателя, при оформлении и передаче на депозитарное хранение электронных закладных, а также о программно-техническом обеспечении данного процесса, необходимости оформления электронной закладной, о сроках начала приема заявлений о выдаче электронных закладных.

Письмами от 19.02.2019 исх. № 2789/2019 и от 12.07.2019 исх. № 11876/2019 Управление Росреестра проинформировало о запросе данной информации в Росреестре.

Вместе с тем, от Управления Росреестра по Москве Департаментом не получены конкретные сведения о применении программно-технических средств и сервисов Росреестра при реализации процесса подачи заявлений покупателями для оформления электронных закладных и последующей их передачи на учет и хранение в специализированный депозитарий.

Таким образом, правовых оснований для отказа в государственной регистрации перехода права собственности и государственной регистрации ограничения (обременения) в виде ипотеки на нежилых помещений с кадастровыми номерами обременения) в виде ипотеки на нежилые помещения с кадастровыми номерами: 77:01:0002012:3484, 77:01:0002012:3485, 77:01:0002012:3487, расположенные по адресу: <...> не усматривается.

При этом согласно п. 5 ст. 21 Федерального закона № 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Таким образом, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.

Департаментом в Управление Росреестра по Москве были предоставлены все необходимые документы для осуществления государственной регистрации перехода права собственности и государственной регистрации ограничения (обременения) в виде ипотеки на вышеуказанный объект недвижимости.

Согласно положениям ст. 200 АПК РФ на орган, который принял решение, воз­лагается обязанность доказывать наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения.

Ответчик не доказал наличие обстоятельства, послужившего основанием для оспариваемого решения, доводы заявителя не опроверг.

Поскольку материалы дела подтверждают правовую позицию заявителя, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Иных доказательств, подтверждающих сомнения ответчика, не представлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд возлагает обязанность на Ответчика устранить допущенное нарушение прав заявителя.

В целях устранения нарушения прав и законных интересов Департамента на Управление Росреестра по Москве должна быть возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя путем осуществления регистрационных действий по заявлению Департамента городского имущества города Москвы № КУВД-001/2020-30577086.

Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на ответчика. Однако поскольку как заявитель, так и ответчик освобождены от уплаты госпошлины, вопрос о ее взыскании не рассматривается.

Руководствуясь  ст. ст.  110, 167, 170, 176, 198, 201 АПК РФ суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными решения Управления Росреестра по Москве от 28.06.2021 г. № КУВД-001/2021-10157929/5, КУВД-001/2021-10157930/3, КУВД-001/2021-10144299/6, КУВД-001/2021-10144300/3, КУВД-001/2021-10161215/6, КУВД-001|2021-10161216/3 .

Обязать Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя путем осуществления учетно-регистрационных действий по заявлениям  Департамента городского имущества города № КУВД-001/2021-10157929, КУВД-001/2021-10157930, КУВД-001/2021-10144299, КУВД-001/2021-10144300, КУВД-001/2021-10161215, КУВД-001|2021-10161216.

Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:                                                                                              Н.Е. Девицкая