Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва | Дело № А40-209915/20-154-1818 |
28 января 2021 г.
Резолютивная часть решения объявлена: 21 января 2021 года
Полный текст решения изготовлен: 28 января 2021 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Полукарова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Подрезовым А.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения-Главного Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации № 2 по г. Москве и Московской области (121596, <...>, СТР.2, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.12.2002, ИНН: <***>)
к ГБУ «ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ПРОСПЕКТ ВЕРНАДСКОГО» (119454, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 06.11.2014, ИНН: <***>)
о взыскании финансовых санкций от начисленных за 2019 платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 461 000 руб. 00 коп.
В судебное заседание явились:
Участники, согласно протокола;
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение – Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 2 по г. Москве и Московской области (далее – Фонд, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ГБУ «ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ПРОСПЕКТ ВЕРНАДСКОГО» (далее – Ответчик) о взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление сведений или представление неполных/недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в размере 461 000 руб.
Заявитель в судебном заседании требования поддерживал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении, указал, что определенный законодателем размер ответственности является соразмерным совершенному правонарушению.
Ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, указав на то, что несвоевременная сдача отчетности по форме СЗВ-СТАЖ, произошла по причине сбоя информационной системы программного обеспечения по электронной передаче отчетности.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению частично, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ГБУ «ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ПРОСПЕКТ ВЕРНАДСКОГО» зарегистрировано в Государственном учреждении - Главном управлении Пенсионного фонда Российской Федерации № 2 по городу Москве и Московской области в качестве страхователя за номером 087-814-003082.
Согласно абзацу 3 статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные Законом № 27-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица..
Согласно ч. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы), указанные в данной норме закона сведения в отношении работающих у него лиц.
Таким образом, срок представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ о работающих застрахованных лицах за 2019 год истекает 01.03.2020.
Судом установлено, что ответчиком отчетность по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год представлена в территориальный орган ПФР 21 июля 2020, т.е. с нарушением срока, установленного пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
По данному факту ГУ - Главным управлением ПФР № 2 по г. Москве и Московской области был составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 15.06.2020 г. № 087S18200097030.
По результатам рассмотрения акта от 16.06.2020 г. № 087S18200097030, Фондом было вынесено решение от 13.07.2020 № 087S18200112543 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Указанным решением заявитель привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ с начислением штрафа в размере 461000 руб.
Согласно пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» статья 44 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ (обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения) признана утратившей силу.
Вместе с тем Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П подпункт «а» пункта 22, пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1, 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2, 3).
При этом Конституционным Судом Российской Федерации указано на то, что данный вывод не означает восстановление действия положений Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы.
Конституционным Судом Российской Федерации указано, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций допускается только в судебном порядке: если санкция применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 15.07.1999 № 11-П, от 11.03.1998 № 8-П, от 12.05.1998 № 14-П и от 30.07.2001 № 13-П) санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости, соразмерности, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
В отзыве на заявление ответчик указывает на то, что несвоевременная сдача отчетности произошла по причине технического сбоя в сети программы по передаче электронной отчетности СБИС из-за того, что 25 марта 2019 года была направлена форма СЗВ-СТАЖ для назначении пенсии, в результате чего при отправке СЗВ-СТАЖ появилась отметка о сдаче СЗВ-СТАЖ за 2019 год, в результате чего отчет оказался не отправленным. Проверить отправку отчета вовремя не было возможности из-за введения на территории Москвы режима повышенной готовности в связи с распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Также ответчик указывает на то, что отчетность в Пенсионный фонд по формам СЗВ-М, СЗВ-ТД им предоставлялась всегда вовремя без нарушений, отчеты по страховым взносам, в которых так же указывается стаж работы, также передавались им своевременно.
На основании изложенного, суд считает по решению Фонда от 13.07.2020 № 087S18200112543 о применении финансовых санкций к страхователю за нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежащим взысканию сумма штрафа до 10 000 руб.; в остальной части требований суд отказывает.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика в порядке ст.110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования заявителя удовлетворить частично и взыскать с ГБУ «ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ПРОСПЕКТ ВЕРНАДСКОГО» в доход бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации сумму финансовых санкций (штрафа) в размере 10000 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с ГБУ «ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ПРОСПЕКТ ВЕРНАДСКОГО» в доход Федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья А.В. Полукаров