Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-21185/16-149-158
11 апреля 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 11 апреля 2017 года
Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Нидзельской Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Негосударственного образовательного учреждения высшего образования «Московский институт банковского дела»
к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки РФ
о признании недействительным приказа
с участием:
от заявителя: ФИО1 (дов. от 16.01.2017)
от ответчика: ФИО2 (дов. от 20.12.2016 №01-239/11-01), ФИО3 (дов. от 09.01.2017 №01-7/07-01)
УСТАНОВИЛ:
НОУ ВО «Московский институт банковского дела» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.12.2015 №2440 «О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Негосударственного образовательного учреждения высшего образования «Московский институт банковского дела».
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.05.2016г. в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 24.08.2016г. Решение Арбитражного суда г. Москвы оставлено без изменений.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.05.2016г. и Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 24.08.2016г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Представители заявителя поддержали требования в полном объеме, по доводам изложенным в заявлении и письменных пояснениях, укал, что оспариваемый приказ нарушает права и законные интересы заявителя, проверка Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки РФ проведена с грубыми нарушениями законодательства.
Ответчик по заявленным требованиям возражал, представил письменные пояснения.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суд установил, что Заявитель обратился в арбитражный суд с соблюдением срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ и исчисляемого по правилам ст. 113 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, с учетом указаний суда кассационной инстанции, изложенных в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 17.05.2016г., суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, 29.12.2015г. Рособрнадзором издан приказ №2440 о лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский институт банковского дела» (свидетельство о государственной аккредитации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25.05.2012, регистрационный номер №1703, серия ВВ №001722).
Не согласившись с указанным приказом, Заявитель обратился в Арбитражном суде г. Москвы с настоящим заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативно-правовому акту, возлагается на лицо, принявший указанный акт.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Согласно статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Вместе с тем, согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Судом, не находит оснований для удовлетворения требований НОУ ВО «Московский институт банковского дела» на основании следующего.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 594 (далее -Положение о Службе), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.
Пунктом 5.1. Положения о Службе к полномочиям Рособрнадзора отнесен федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, а также принятие мер по устранению последствий нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений и контроль за исполнением таких предписаний в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Пунктом 3 ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании в Российской Федерации) установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Законом об образовании в Российской Федерации.
Согласно материалам дела, на основании приказа Рособрнадзора от 20.10,2015 № 1883 «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении Негосударственного образовательного учреждения высшего образования «Московский институт банковского дела» Рособрнадзором была проведена внеплановая выездная проверка Института.
О проведении внеплановой выездной проверки Рособрнадзором было направлено уведомление в адрес Института от 20.10. 2015 № 07-3223.
По итогам указанной проверки был составлен акт проверки от 23.10.2015 № 551/ВП/Л/З/К.
Копия акта проверки от 28.10.2015 № 551/ВП/Л/З/К была представлена ректору образовательного учреждения, о чем свидетельствует отметка в данном акте проверки.
При проведении внеплановой выездной проверки Института, в соответствии с ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом Рособорнадзора были составлены протоколы об административных правонарушениях: протокол об административном правонарушении № 551/ВП/Л/З/К - 19.20.1 от 22.10.2015; протокол об административном правонарушении № 551/ВП/Л/З/К - 19.20.2 от 23.10.2015; протокол об административном правонарушении № 551/ВП/Л/З/К - 19.20.3 от 23.10.2015;
Указанные протоколы об административных правонарушениях были направлены в судебный участок №304 района Восточное Измайлово г. Москвы. При этом мировой судья судебного участка №304 района Восточное Измайлово г. Москвы признал виновным Институт в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования Рособрнадзор выдал Институту предписание Рособрнадзора от 23.10.2015 №03-55-437/24-Л/3. Срок исполнения предписания Рособрнадзора был установлен - 23.11.2015.
Пунктом 9 ст. 93 Закона об образование в Российской Федерации установлено, что в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. До истечения срока устранения выявленного несоответствия орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов. В течение тридцати дней после получения уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия. Действие государственной аккредитации возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия. В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает, организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.
При проведении внеплановой выездной проверки Рособрнадзора у Института были выявлены, в том числе несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам. Указанные несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся указаны в акте проверки Рособрнадзора от 23.10.2015 № 551/ВП/Л/З/К.
Согласно Акту по результатам проверки документов и сведений юридического лица Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 04.12.2015 №07-55-1465, в ходе проверки были выявлены следующие несоответствия.
1.1. пункту 7.3 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.05.2010 № 544 (зарегистрирован Минюстом России 15.07.2010, регистрационный № 17837) (с учётом приказа Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1245) (далее - ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент) -у лицензиата по образовательной программе 38.03.02 Менеджмент (профиль «Финансовый менеджмент») удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в целом составляет 28 % от аудиторных занятий (требование ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент - не менее 30 % аудиторных занятий).
Пунктом 7.3. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.05.2010 № 544 (зарегистрирован Минюстом России 15.07.2010, регистрационный № 17837) (далее - ФГОС ВПО 080200 Менеджмент), установлено, что «Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий».
Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов в соответствии с частью 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон 273-ФЗ).
Перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности формы промежуточной аттестации обучающихся определяется в учебном плане в соответствии с частью 22 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ.
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий, а также объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся указываются в рабочих программах дисциплин (модулей) в соответствии с пунктом 18 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программа бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367.
Такими образом, удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в целом в учебном процессе определяется на основании учебного плана и рабочих программ дисциплин (модулей), являющихся составными компонентами образовательной программы.
С целью устранения выявленного несоответствия институт представил только учебный план по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, в котором предусмотрено проведение занятий в интерактивной форме.
При этом, институт не представил учебно-методическое материалы, подтверждающие фактическое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, а именно не представил рабочие программы дисциплин (модулей), содержание которых подтверждает проведение занятий в интерактивных формах в объеме, предусмотренном учебным планом.
На основании только учебного плана невозможно сделать вывод, что по программе бакалавриата по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент удельный вес занятий проводимых в интерактивных формах в целом в учебном процессе составляет не менее 30 процентов аудиторных занятий.
Таким образом, институт не представил документы, подтверждающие устранение выявленного несоответствия.
Довод института, что все документы и подтверждающие материалы были представлены в период проверки с 21 по 23 октября 2015 года, не обоснован, так как: в ходе проверки члены комиссии ознакомились с документами, представленными институтом в соответствии с пунктом 12 приказа Рособрназора от 20.10.2015 № 1883. На основании анализа и экспертизы документов, представленных институтом в период проведения проверки, было установлено несоответствие пункту 6.3 ФГОС ВПО 080200 Менеджмент, указанное в акте проверки от 23.10.2015 551/ВП/Л/З/К.
1.2 пункту 7.16 ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент - лицензиатом к образовательному процессу для ведения дисциплин профессионального цикла привлечен преподаватель, не имеющий базового образования и (или) учёной степени, соответствующих профилю преподаваемой дисциплины: старший преподаватель ФИО4 (базовое образование «физик», без учёной степени) ведёт дисциплину: «Безопасность жизнедеятельности».
Пунктом 7.16 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.05.2010 № 544 (зарегистрирован Минюстом России 15.07.2010, регистрационный № 17837) (далее - ФГОС ВПО 080200 Менеджмент), установлено, что «реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью».
С целью устранения указанного несоответствия, институт представил следующие документы: копия приказа ректора института от 30.10.2015 № 97/1-У «О внесении изменений в приказ закреплении учебных дисциплин за профессорско-преподавательским составом института на 2015-2016 учебный год»; копия гражданско-правового договора №02-26/04 от 01.11.2015 с преподавателем ФИО5 на выполнение учебной нагрузки по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»; копии документов об образовании ФИО5.
Согласно представленным документам, институт перераспределил учебную нагрузку между научно-педагогическим работниками института, заключил гражданско-правовой договор на выполнение учебной нагрузки с преподавателем ФИО5. Вместе с тем, представленные документы не содержат информации, подтверждающей фактическое привлечение научно-педагогического работника ФИО5 к реализации программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент: индивидуальный план работы преподавателя, расписание учебных занятий.
Таким образом, институт не представил документы, подтверждающие устранение выявленного несоответствия.
Довод института, что вышеперечисленные документы были представлены в период проверки с 21 по 23 октября 2015 года, необоснован. В ходе проверки члены комиссии ознакомились с документами, представленными институтом в соответствии с пунктом 12 приказа Рособрназора от 20.10.2015 № 1883. На основании анализа и экспертизы документов, представленных институтом, было установлено несоответствие пункту 7.16 ФГОС ВПО 080200 Менеджмент, указанное в акте проверки от 23.10.2015 551/ВП/Л/З/К: «лицензиатом к образовательному процессу для ведения дисциплин профессионального цикла привлечен преподаватель, не имеющий базового образования и (или) учёной степени, соответствующих профилю преподаваемой дисциплины: старший преподаватель ФИО4 (базовое образование «физик», без учёной степени) ведёт дисциплину: «Безопасность жизнедеятельности».
1.3. пункту 7.16 ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент - лицензиатом к образовательному процессу по образовательной программе 38.03.02 Менеджмент (профиль «Финансовый менеджмент») не привлечены преподаватели из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
Пунктом 7.16 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.05.2010 № 544 (зарегистрирован Минюстом России 15.07.2010, регистрационный № 17837) (далее - ФГОС ВПО 080200 Менеджмент), установлено, что «к образовательному процессу должно быть привлечено не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций».
С целью устранения указанного несоответствия, институт представил следующие документы: копии справок с места работы ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10
Вместе с тем, институт не представил сведения о научно-педагогических работниках, реализующих программу бакалавриата по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент; не представил документы, подтверждающие привлечение научно-педагогических работников ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 к реализации программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (трудовые договоры, гражданско-правовые договоры); документы, подтверждающие фактическое привлечение научно-педагогических работников ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 (индивидуальные планы работы преподавателей, расписание занятий).
Таким образом, институт не представил документы, подтверждающие привлечение к образовательному процессу по программе бакалавриата по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций.
Довод института, что вышеперечисленные документы были представлены в период проверки с 21 по 23 октября 2015 года, необоснован. В ходе проверки члены комиссии ознакомились с документами, представленными институтом в соответствии с пунктом 12 приказа Рособрназора от 20.10.2015 № 1883. На основании анализа и экспертизы документов, представленных институтом в период проведения проверки, было установлено несоответствие пункту 7.16 ФГОС. ВПО 080200 Менеджмент, указанное в акте проверки от 23.10.2015 551/ВП/Л/З/К: «лицензиатом к образовательному процессу по образовательной программе 38.03.02 Менеджмент (профиль «Финансовый менеджмент») не привлечены преподаватели из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений».
1.4 пункту 6.3 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 21.12.2009 № 747 (далее - ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 Экономика), - у лицензиата при реализации ООП Экономика (профиль «Финансы и кредит») трудоемкость вариативной (профильной) части профессионального цикла предусматривает 75 з.ед. (требования ФГОС ВПО 080100 Экономика: 20% от 240 з.ед. - 48 з.ед.).
Несоответствие устранено в соответствии с актом проверки документов и сведений юридического лица Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 04.12.2015 №07-55-1465.
1.5 пункту 7.3. ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр» - в рабочем учебном плане подготовки бакалавров по направлению «Экономика» (профиль: «Финансы и кредит», форма обучения очная) утвержденного ректором лицензиата ФИО11 25 июня 2015 г. (протокол ученого совета № 11 от 25.06.2015г.) удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах составляют менее 20 процентов (11,9%).
Пунктом 7.3. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 21.12.2009 № 747 (далее -ФГОС ВПО 080100 Экономика), установлено, что «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий».
Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов в соответствии с частью 9 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ.
Перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности формы промежуточной аттестации обучающихся определяется в учебном плане в соответствии с частью 22 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ.
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий, а также объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся указываются в рабочих программах дисциплин (модулей) в соответствии с пунктом 18 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программа бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367.
Такими образом, удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в целом в учебном процессе определяется на основании учебного плана и рабочих программ дисциплин (модулей), являющихся составными компонентами образовательной программы.
С целью устранения выявленного несоответствия институт представил только учебный план по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, в котором предусмотрено проведение занятий в интерактивной форме.
При этом, институт не представил учебно-методическое материалы, подтверждающие фактическое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, а именно не представил рабочие программы дисциплин (модулей), содержание которых подтверждает проведение занятий в интерактивных формах в объеме, предусмотренном учебным планом.
На основании только учебного плана невозможно сделать вывод, что по программе бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 Экономика удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в целом в учебном процессе составляет не менее 20 процентов аудиторных занятий.
Таким образом, институт не представил документы, подтверждающие устранение выявленного несоответствия.
1.6 пункту 7.16 ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 Экономика - лицензиатом к образовательному процессу для ведения дисциплин профессионального цикла привлечен преподаватель, не имеющий базового образования и (или) учёной степени, соответствующих профилю преподаваемой дисциплины: старший преподаватель ФИО4 (базовое образование «физик», без учёной степени) ведёт дисциплину: «Безопасность жизнедеятельности».
Пунктом 7.16 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 21.12.2009 № 747 (далее -ФГОС ВПО 080100 Экономика), установлено, что «реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научнопедагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью».
С целью устранения указанного несоответствия, институт представил следующие документы: копия приказа ректора института от 30.10.2015 № 97/1-У «О внесении изменений в приказ закреплении учебных дисциплин за профессорско-преподавательским составом института на 2015-2016 учебный год»; копия гражданско-правового договора №02-26/04 от 01.11.2015 с преподавателем ФИО5 на выполнение учебной нагрузки по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»; копии документов об образовании ФИО5.
Согласно представленным документам, институт перераспределил учебную нагрузку между научно-педагогическим работниками института, заключил гражданско-правовой договор на выполнение учебной нагрузки с преподавателем ФИО5. Вместе с тем, представленные документы не содержат информации, подтверждающей фактическое привлечение научно-педагогического работника ФИО5 к реализации программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 Менеджмент: индивидуальный план работы преподавателя, расписание учебных занятий.
Таким образом, институт не представил документы, подтверждающие устранение выявленного несоответствия.
Довод института, что вышеперечисленные документы были представлены в период проверки с 21 по 23 октября 2015 года, необоснован. В ходе проверки члены комиссии ознакомились с документами, представленными институтом в соответствии с пунктом 12 приказа Рособрназора от 20.10.2015 № 1883. На основании анализа и экспертизы документов, представленных институтом, было установлено несоответствие пункту 7.16 ФГОС ВПО 080100 Экономика, указанное в акте проверки от 23.10.2015 551/ВП/Л/З/К: «лицензиатом к образовательному процессу для ведения дисциплин профессионального цикла привлечен преподаватель, не имеющий базового образования и (или) учёной степени, соответствующих профилю преподаваемой дисциплины: старший преподаватель ФИО4 (базовое образование «физик», без учёной степени) ведёт дисциплину: «Безопасность жизнедеятельности».
1.7. пункту 7.16 ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 Экономика - лицензиатом к образовательному процессу по образовательным программам 38.03.01 Экономика (профиль «Финансы и кредит») не привлечены преподаватели из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
Пунктом 7.16 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 21.12.2009 № 747 (далее -ФГОС ВПО 080100 Экономика), установлено, что «к образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций».
С целью устранения указанного несоответствия, институт представил следующие документы: копии справок с места работы, ФИО10, ФИО12, ФИО13, ФИО14
Вместе с тем, институт не представил сведения о научно-педагогических работниках, реализующих программу бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 Экономика; не представил документы, подтверждающие привлечение научно-педагогических работников ФИО10, ФИО12, ФИО13, ФИО14 к реализации программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (трудовые договоры, гражданско-правовые договоры); документы, подтверждающие фактическое привлечение научно-педагогических работников ФИО10, ФИО12, ФИО13, ФИО14 (индивидуальные планы работы преподавателей, расписание занятий).
Таким образом, институт не представил документы, подтверждающие привлечение к образовательному процессу по программе бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 экономика не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций.
Довод института, что вышеперечисленные документы были представлены в период проверки с 21 по 23 октября 2015 года, необоснован. В ходе проверки члены комиссии ознакомились с документами, представленными институтом в соответствии с пунктом 12 приказа Рособрназора от 20.10.2015 № 1883. На основании анализа и экспертизы документов, представленных институтом в период проведения проверки, было установлено несоответствие пункту 7.16 ФГОС ВПО 080100 Экономика, указанное в акте проверки от 23.10.2015 551/ВП/Л/З/К: «лицензиатом к образовательному процессу по образовательным программам 38.03.01 Экономика (профиль «Финансы и кредит») не привлечены преподаватели из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений».
1.8. пункту 4 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее - ГОС ВПО) по специальности Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденного заместителем Минобразования Российской Федерации ФИО15 17.03.2000, государственной регистрации 181 эк/сп (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276- ст) - у лицензиата в учебно-методических комплексах («Контроль и ревизия», «Международные стандарты учета и финансовой отчетности», утвержденные проректором по учебно-методической работе ФИО16 27.08.2015, «Физическая культура», утвержденный проректором по учебной работе ФИО17 15.06.2011) по специальности «Бухгалтерский учет и аудит» отсутствуют дидактические единицы:
ГСЭ.Ф.2 «Физическая культура»: «Индивидуальный выбор спорта или систем физических упражнений; профессионально-прикладная физическая подготовка студентов; основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма»;
0ПД.Ф.14 «Контроль и ревизия»: «Сущность, роль контроля; взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля, внутреннего управленческого контроля и ревизии; основные задачи и направления финансового контроля; основные задачи и направления финансового контроля; порядок и проверки смет (бюджетов); организация проведения ревизии»;
0ПД.Ф.15 «Международные стандарты учета и финансовой отчетности»: «Глобализация экономики - важнейший фактор ускорения процессов международной гармонизации бухгалтерского учета и отчетности».
Разделом 4 государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденного заместителе министра образования Российской Федерации ФИО15 17.03.2000, номер государственной регистрации 181 эк/сп (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 №276-ст) (далее - ГОС ВПО Бухгалтерский учет, анализ и аудит) установлены требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», в том числе перечень дисциплин и их основные разделы.
С целью устранения указанного несоответствия институтом представлены следующие документы: учебно-методические комплексы по дисциплинам Физическая культура, Контроль и ревизия, Международные стандарты учета и финансовой отчетности.
Согласно представленным документам институт указал в рабочие программы дисциплин основные разделы предусмотренные разделом 4 ГОС ВПО Бухгалтерский учет, анализ и аудит.
Вместе с тем институт не представил документы, подтверждающие устранение выявленного несоответствия в реализованной на момент проверки части образовательной программы по специальности 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит:
- сведения о контингенте обучающихся по специальности 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит;
- расписание дополнительных занятий по дисциплинам Физическая культура, Контроль и ревизия, Международные стандарты учета и финансовой отчетности с целью освоения обучающимися обязательного минимума содержания основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» в соответствии с разделом 4 ГОС ВПО Бухгалтерский учет, анализ и аудит;
- ведомости переаттестации по дисциплинам «Теория менеджмента», Физическая культура, Контроль и ревизия, Международные стандарты учета и финансовой отчетности.
Таким образом, институт не представил документы, подтверждающие устранение выявленного несоответствия.
1.9 подпункту 3.1. пункта 3 ГОС ВПО 060500 по специальности Бухгалтерский учет, анализ и аудит - у лицензиата согласно рабочему учебному плану по специальности 08 0109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (форма обучения заочная) утвержденного ректором ФИО11 25 июня 2015 г. (протокол ученого совета №11 от 25.06.2015) отсутствуют следующие программы учебных дисциплин: Введение в правовую информатику (ЕН.В.2), Деловое администрирование в бухгалтерском учете (0ПД.В.1), Модели бухгалтерского учета зарубежных стран (СД.В.2).
Несоответствие устранено в соответствии с актом проверки документов и сведений юридического лица Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 04.12.2015 №07-55-1465.
1.10. пункту 4 ГОС ВПО по специальности 061100 Менеджмент организации, утвержденного заместителем Министра образования Российской Федерации: ФИО15 17.03.2000, номер государственной регистрации 2 34 зк/сп (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст) в учебно-методических комплексах («Антикризисное управление» утвержденный проректором по учебно- методической работе ФИО16 27.08.2015; «Физической культуре», утвержденный проректором по учебной работе ФИО18 15.06.2011) образовательной программы по специальности 080507.65 Менеджмент организации (специализация «Финансовый менеджмент») у лицензиата отсутствуют дидактические единицы:
ГСЭ.Ф.9 «Физическая культура»: «Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений; профессионально-прикладная физическая подготовка; основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма»; СД.04 «Антикризисное управление»: «Человеческий фактор антикризисного управления».
Разделом 4 государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 061100 Менеджмент организации, утвержденного заместителе министра образования Российской Федерации ФИО15 17.03.2000, номер государственной регистрации 234 эк/сп (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 №276-ст) (далее - ГОС ВПО Менеджмент организации) установлены требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы подготовки менеджера, в том числе перечень дисциплин и их основные разделы.
С целью устранения указанного несоответствия институтом представлены следующие документы: учебно-методические комплексы по дисциплинам Физическая культура, Антикризисное управление.
Согласно представленным документам институт указал в рабочих программы дисциплин основные разделы предусмотренные разделом 4 ГОС ВПО Менеджмент организации.
Вместе с тем институт не представил документы, подтверждающие устранение выявленного несоответствия в реализованной на момент проверки части образовательной программы по специальности 080507 Менеджмент организации:
- сведения о контингенте обучающихся по специальности 080507 Менеджмент организации;
- расписание дополнительных занятий по дисциплинам Физическая культура, Антикризисное управление с целью освоения обучающимися обязательного минимума содержания образовательной программы подготовки менеджера в соответствии с разделом 4 ГОС ВПО Менеджмент организации;
- ведомости переаттестации по дисциплинам Физическая культура, Антикризисное управление.
Таким образом, институт не представил документы, подтверждающие устранение выявленного несоответствия.
Довод института, что «вывод эксперта в п. 4 не согласуется с выводом п. 3.2 второго Акта, которым нарушение было устранено» не обоснован, так как:
- в пункте 3.2 Акта проверки документов и сведений от 04.12.2015 №1465 указано несоответствие пункту 3.1 ГОС ВПО Бухгалтерский учет, анализ и аудит - отсутствуют рабочие программы дисциплин Введение в правовую информатику, Деловое администрирование в бухгалтерском учете, Модели бухгалтерского учета зарубежных стран (то есть отсутствуют компоненты образовательной программы);
- в пункте 4 Акта проверки документов и сведений от 04.12.2015 №1465 указано несоответствие пункту 4 ГОС ВПО Менеджмент организации - отсутствуют дидактические единицы по дисциплинам Физическая культура, Антикризисное управление (то есть содержание образовательной программы, в том числе отдельных компонентов образовательной программы, не соответствует установленным требованиям).
1.11. подпункту 3.1. пункта 3 ГОС ВПО по специальности 060400 Финансы и кредит, утвержденного заместителем Министра образования Российской Федерации ФИО15 17.03.2000, номер государственной регистрации 180 эк/сп (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст) - у лицензиата согласно рабочему учебному плану по специальности 080105 «Финансы и кредит» (форма обучения заочная) утвержденного ректором ФИО11 25 июня 2015 г. (протокол ученого совета №11 от 25.06.2015) отсутствуют следующие программы учебных дисциплин: Введение в правовую информатику (ЕН.В.1), Управленческий анализ (ФТД.4).
Несоответствие устранено в соответствии с актом проверки документов и сведений юридического лица Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 04.12.2015 №07-55-1465.
1.12. пункту 4 ГОС ВПО по специальности 060400 Финансы и кредит - у лицензиата в учебно-методическом комплексе по «Физической культуре», утвержденном проректором по учебной работе ФИО18 15.06.2011, по специальности «Финансы и кредит» отсутствуют дидактические единицы: ГСЭ.Ф.2 «Физическая культура»: «Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений; профессионально-прикладная физическая подготовка студентов; основы методики самостоятельных и самоконтроль за состоянием своего организма».
Разделом 4 государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 060400 Финансы и кредит, утвержденного заместителе министра образования Российской Федерации ФИО15 17.03.2000, номер государственной регистрации 180 эк/сп (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 №276-ст) (далее - ГОС ВПО Финансы и кредит) установлены требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы экономиста по специальности «Финансы и кредит», в том числе перечень дисциплин и их основные разделы.
С целью устранения указанного несоответствия институтом представлены следующие документы: учебно-методический комплекс по дисциплине Физическая культура.
Согласно представленным документам институт указал в рабочей программе дисциплин основные разделы предусмотренные разделом 4 ГОС ВПО Финансы и кредит.
Вместе с тем институт не представил документы, подтверждающие устранение выявленного несоответствия в реализованной на момент проверки части образовательной программы по специальности 080105 финансы и кредит:
- сведения о контингенте обучающихся по специальности 080105 Финансы и кредит;
- расписание дополнительных занятий по дисциплине Физическая культура с целью освоения обучающимися обязательного минимума содержания образовательной программы подготовки менеджера в соответствии с разделом 4 ГОС ВПО Финансы и кредит;
- ведомости переаттестации по дисциплине Физическая культура.
Таким образом, институт не представил документы, подтверждающие устранение выявленного несоответствия.
При этом суд отмечает, что довод института, что «все запрашиваемы документы были представлены Заявителем в срок и в полном объеме. Другие документы Рособрнадзором не запрашивались», не обоснован, так как:
Согласно части 9 статьи 93 Федерального закона № 273-ФЗ в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие государственной аккредитации и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия. До истечения срока устранения выявленного несоответствия орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов. В течение тридцати дней после получения уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия. В случае если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации. Таким образом, порядок приостановления и лишения действия государственной аккредитации образовательной деятельности (в том числе в части рассмотрения уведомления, представленного образовательной организацией в подтверждение устранения выявленного несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам) установлен Федеральным законом № 273-ФЗ.
Федеральный закон №273-Ф3 (часть 9 статьи 93) регламентирует порядок предоставления уведомления с приложением подтверждающих документов и процедуру проверки самих документов. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки должна проверить только уведомление с приложенными документами. Предоставляемые документы должны быть укомплектованы таким образом, чтобы лицо, уполномоченное на проведение проверки предоставленных документов и сведений, имело возможность сделать обоснованный вывод об устранении выявленных несоответствий. При этом перечень документов, которые образовательная организация может представить с целью подтверждения устранения выявленных несоответствий, не ограничен.
Федеральный закон №273-ФЗ не предусматривает запрос дополнительных документов при не подтверждении устранения выявленных несоответствий, так как при обнаружении данного юридического факта, Рособрнадзор должен в обязательном порядке зафиксировать и принять меры, предусмотренные частью 9 статьи 93 Федерального закона №273-ФЗ.
На основании акта проверки Рособрнадзора от 23.10.2015 № 551/ВП/Л/З/К, руководствуясь нормой ст.93 Закона об образовании в Российской Федерации, а также в связи с тем, что у Института были выявлены несоответствия в части содержания и качества подготовки обучающихся, Рособрнадзором был издан приказ от 29.10.2015 №1988 «О приостановлении Негосударственному образовательному учреждению высшего образования «Московский институт банковского дела» действия государственной аккредитации образовательной деятельности».
В данном приказе Рособрнадзора Институту был установлен срок один месяц для устранения несоответствий, указанных в акте проверки Рособрнадзора от 23.10.2015 № 551/ВП/Л/З/К.
В период с 01.12.2015 по 04.12.2015 сотрудником Рособрнадзора была проведена проверка документов и сведений, представленных Институтом письмом от 20.11.2015 №07-55-1465, в соответствии с актом проверки Рособрнадзора от 23.10.2015 № 551/ВП/Л/З/К.
По результатам проверки документов и сведений, представленных Институтом, сотрудником Рособрнадзора был составлен акт по результатам проверки документов и сведений юридического лица от 04.12.2015 № 07-55-1465 и сделан вывод о неустранении выявленных несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов.
В соответствии с ч.9 ст.93 Закона об образовании в Российской Федерации и на основании акта по результатам проверки документов и сведений юридического лица от 04.12.2015 № 07-55-1465 был издан приказ Рособрнадзора от 29.12.2015 №2440 «О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский институт банковского дела».
Доводы Заявителя о том, что документальная проверка проведена с грубейшими нарушениями требований Закона №294-ФЗ к организации и проведению проверок и Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области образования, судом отклоняются как необоснованные.
Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), подлежат отмене судом, если проверка проведена с грубым нарушением установленных Федеральным законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок (часть 1 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ).
Перечень грубых нарушений установлен частью 2 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ и расширительному толкованию не подлежит.
В ходе проведения проверки ответчик грубые нарушения установленных частью 2 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок не допустил.
В этой связи, у суда отсутствуют правовые основания для признания результатов проверки недействительными.
Таким образом, Рособрнадзор при издании оспариваемого Институтом приказа Рособрнадзора действовал в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Лицо, обращающееся с требованием об оспаривании ненормативного правового акта, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление прав, целью защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и быть направлен на его восстановление.
Учитывая, что оспариваемый приказ от 29.12.2015 №2440 является законным, обоснованным и не нарушает прав и законных интересов заявителя, требования заявителя не подлежат удовлетворению ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако, они не могут служить основанием к удовлетворению заявленных требований.
Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 4, 27, 29, 65, 69, 71, 110, 167-170, 199-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Негосударственного образовательного учреждения высшего образования «Московский институт банковского дела» о признании недействительным приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.12.2015 №2440 «О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Негосударственного образовательного учреждения высшего образования «Московский институт банковского дела» - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: М.М. Кузин