Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
18 апреля 2017 года
город Москва
Дело №А40-212052/16-84-1839
Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 18 апреля 2017 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Сизовой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сочневой А. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению: Частного образовательного учреждения высшего образования «Восточно-Европейский Институт психоанализа»
к ответчику/заинтересованному лицу: Рособрнадзору
о признании незаконными действий Рособрнадзора по проведению проверки Уведомления от 12.08.2016 об устранении несоответствий федеральным государственным стандартам, о признании недействительным акта проверки документов и сведений юридического лица Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 08 сентября 2016г. № 07-55-1410, приказа от 04.10.2016 № 1667 «О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Частного образовательного учреждения высшего образования «Восточно - Европейский Институт психоанализа»
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1(паспорт, дов.№ б/н от 20.10.2016г.);
от ответчика: ФИО2(удостов., дов.№ 01-1/07-01 от 09.01.2017г.); ФИО3 ( удостов., дов. № 01-231/11-01 от 20.11.2016г.);
УСТАНОВИЛ:
Частное образовательное учреждение высшего образования «Восточно-Европейский Институт психоанализа» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действий Рособрнадзора по проведению проверки Уведомления от 12.08.2016 об устранении несоответствий федеральным государственным стандартам, о признании недействительным акта проверки документов и сведений юридического лица Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 08 сентября 2016г. № 07-55-1410, приказа от 04.10.2016 № 1667 «О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Частного образовательного учреждения высшего образования «Восточно - Европейский Институт психоанализа» (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
В судебном заседании Заявитель представил письменное заявление об отказе иска в части заявленных требований Частного образовательного учреждение высшего образования «Восточно-Европейский Институт психоанализа» к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки об оспаривании акта проверки документов и сведений юридического лица от 08.09.2016 г. № 07-55-1410.
Ходатайство об отказе от иска подписано ректором Частного образовательного учреждения высшего образования «Восточно-Европейский Институт психоанализа» ФИО4
Судом проверены полномочия ФИО4 на отказ от иска.
Судом принят частичный отказ от иска в соответствии со ст.49 АПК РФ, поскольку он не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу в случае отказа истца (заявителя) от иска и принятия его арбитражным судом.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования в части признания незаконными действий Рособрнадзора по проведению проверки Уведомления от 12.08.2016 об устранении несоответствий федеральным государственным стандартам, признании незаконным приказа от 04.10.2016 № 1667 «О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Частного образовательного учреждения высшего образования «Восточно - Европейский Институт психоанализа».
Представитель ответчика против заявления возражал по доводам, изложенным в отзыве, указал, что оспариваемые действия и приказ соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч.ч. 4, 5 ст. 200 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, на основании исследования представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в их совокупности и взаимосвязи, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Как следует из материалов дела, с 11 по 15 июля 2016г. на основании приказов от 01.07.2016 № 1076 и от 08.07.2016 №1156 Рособрнадзором была проведена плановая выездная проверка в отношении ЧОУВО «Восточно-Европейский Институт психоанализа».
По результатам проверки Рособрнадзором 15 июля 2016г. был составлен акт проверки № 304/Л/З/К, выдано Предписание от 15.07.2016 № 07-55-250/18-Л/З и составлен протокол об административном правонарушении № 304/Л/З/К-19.30.5 от 15.07.2016.
11 августа 2016 года на основании результатов указанной проверки и Акта приказом Рособрнадзора № 1410 от 11.08.2016г. Институту была приостановлена государственная аккредитация.
15 августа 2016 года в Рособрнадзор было сдано уведомление об устранении несоответствий, указанных в акте проверки Рособрнадзора от 15.07.2016 г. №304/Л/З/К с документами, подтверждающими отсутствие этих несоответствий при реализации образовательных программ.
22 августа 2016г. Мировым судьей судебного участка № 155 Санкт-Петербурга вынесено постановление о прекращении производства по делу № 5-665/2016-155 об административном правонарушении (протокол № 304/Л/З/К-19.30.5 от 15.07.2016), ввиду установления факта грубого нарушения порядка проведения проверки. Результаты проверки были признаны судом недействительными. Указанное постановление суда вступило в законную силу 13.09.2016 года. В Рособрнадзор постановление суда поступило 2 сентября 2016г. и им обжаловано не было.
08 августа 2016 г. Рособрнадзором был издан приказ №1156 от 08.07.2016г., которым были внесены изменения в приказ о проведении проверки от 01.07.2016г. №1076.
04 октября 2016 года Рособрнадзор издал приказ от 04.10.2016 № 1667 «О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Частного образовательного учреждения высшего образования «Восточно - Европейский Институт психоанализа» (далее - приказ № 1667).
В качестве основания для вынесения приказа № 1667 указано на положения части 24 статьи 92 и части 9 ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон 273-ФЗ) и Акт по результатам проверки документов и сведений юридического лица Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 08.09.2016 № 07-55-1410.
Не согласившись с действиями и приказом от 04.10.2016 № 1667 «О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Частного образовательного учреждения высшего образования «Восточно - Европейский Институт психоанализа, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд установил, что срок, установленный для оспаривания ненормативных правовых актов, установленный ч. 4 ст. 198 АПК заявителем не пропущен.
В обосновании заявленных требований заявитель указывает, что проверка была проведена с грубыми нарушениями действующего закона, а именно в нарушение части 12 ст. 9 Федерального закона №294-ФЗ, в нарушение прав юридических лиц, предусмотренных ст. 18 Федерального закона №294-ФЗ с указанным приказом № 1156 от 08.07.2016г. об изменении первоначального приказа о проверке и привлечении дополнительно эксперта Институт ознакомлен не был вплоть до окончания проверки, при проведении указанной плановой проверки Рособрнадзором не соблюдена периодичность, предусмотренная пунктом 1 части 9 статьи 19 Федерального закона от 04.05.211 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно указанной норме закона основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии, проверка была проведена при отсутствии руководителя или иного уполномоченного должностного лица на проведение проверки, что является нарушением пункта 2 ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ. Согласно пункту 2 ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ государственный орган контроля (надзора) не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, акт от 08.09.2016г. № 07-55-1410 не был вручен руководителю либо уполномоченному представителю заявителя, а также не был направлен заказным почтовым отправлением.
Поддерживая вывод административного органа, суд считает необходимым отметить следующее.
Рособрнадзор в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 594 (далее - Положение), является федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в сфере образования и науки и осуществляет полномочия в соответствии с компетенцией, в частности:
федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (пункт 5.1 Положения);
федеральный государственный контроль качества образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (пункт 5.2 Положения);
контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (пункт 5.9 Положения).
Подпунктом 6.6 пункта 6 Положения установлено, что Рособрнадзор уполномочен приостанавливать в установленном законодательством Российской Федерации порядке действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, лишать организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.
Согласно части 8 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ), части 3 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) плановая проверка юридического лица проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом.
Частью 4 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных Законом об образовании.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ, которая введена Федеральным законом от 31.12.2014 № 500-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», меры, принимаемые по результатам проведения проверок качества образования, устанавливаются статьей 93 Закона об образовании.
В соответствии с частью 9 статьи 93 Закона об образовании в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия. Указанный срок не может превышать шесть месяцев.
До истечения срока устранения выявленного несоответствия орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов. В течение тридцати дней после получения уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия.
В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки (часть 9 статьи 93 Закона об образовании).
Согласно пункту 53 Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год, утвержденного и.о. руководителя Рособрнадзора и размещенного на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://obrnadzor.gov.ru/common/ upload/doc_list/Plan_provedeniya Federalnoysluzhboy ро nadzoru_v_sfere_obrazovaniya_i nauki planovvkh _proverok_uridicheskikh_lits_i_i ndividualnykh_predprinimateley_na_2016 god.pdf (скрин-шот официальной страницы Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети Интернет прилагается), и на основании приказа Рособрнадзора от 01.07.2016 № 1076 «О проведении плановой выездной проверки в отношении Частного образовательного учреждения высшего образования «Восточно-Европейский Институт Психоанализа» (с внесенными изменениями приказом Рособрнадзора от 08.07.2016 № 1156) (копии приказов прилагаются) в период с 11 по 15 июля 2016 г. Рособрнадзором была проведена плановая выездная проверка в отношении Института.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), при этом проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
Частью 12 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляются органом государственного контроля (надзора) не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Рособрнадзором в соответствии с частью 12 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ уведомление с копией приказа 05.07.2016 было направлено письмо Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Рособрнадзора от 05.07.2016 № 07-1861 в адрес Института путем телефонограммы о проведении плановой выездной проверки, которую принял старший инспектор учебного отдела ФИО5 время приема в 12-40 05.07.2016; на электронную почту ректора Института и Института (копии документов об отправке уведомлений прилагаются).
По результатам проверки образовательной деятельности Института были выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, законодательства Российской Федерации в сфере образования, а также содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, которые были указаны в акте проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 15.07.2016 № 304/Л/З/К.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки
По итогам плановой проверки 15.07.2016 проректору по учебной работе Института ФИО1, уполномоченному в соответствии с доверенностью Института от 25.04.2016 и на основании устава Института, в соответствии с требованиями части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ был вручен Акт проверки под расписку об ознакомлении, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ было вручено предписание об устранении выявленных нарушений от 15.07.2016 № 07-55-250/18-Л/З.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ, которая введена Федеральным законом от 31.12.2014 № 500-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», меры, принимаемые по результатам проведения проверок качества образования, устанавливаются статьей 93 Закона об образовании.
Таким образом, требования Федерального закона № 294-ФЗ не распространяются действия Рособрнадзора, связанные с принятием решения о лишении действия государственной аккредитации образовательной деятельности на основании акта, в том числе не распространяется требование статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ, так как не проводилась документарная проверка.
При этом Законом об образовании не предусмотрена обязанность Рособрнадзора направить копию акта по результатам проверки документов и сведений юридического лица, в образовательную организацию, предоставившую указанные документы и сведения. И также обязанность иным способом ознакомить образовательную организацию с внутренним документом в рамках полномочий Рособрнадзора, так как исправление выявленных нарушений уже не предусмотрено.
Также Административным регламентом установлен порядок проведения контроля за устранением выявленного в ходе проверки несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, включая принятие мер в связи с неустранением несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.
Согласно пунктам 68-71 Административного регламента должностное лицо Рособрнадзора в случае выявления неустранением несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся и подписания соответствующего акта, устанавливающий данный факт, направляет образовательной организации лишь копию распорядительного акта о лишении организации государственной аккредитации.
Также, в отношении юридического лица было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном части 5 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ), составлен протокол об административном правонарушении от 15.07.2016 № АП304/Л/3/К-19.30.5.
Постановлением от 22.08.2016 Мирового судьи судебного участка № 155 Санкт-Петербурга по делу об административном правонарушении № 5-665/2016-155 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 5 статьи 19.30 КоАП РФ, в отношении юридического лица было прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ
Согласно части 9 статьи 93 Федерального закона от 29.12.22012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия.
На основании Акта проверки, который содержит сведения о выявленных несоответствий федеральным государственным образовательным стандартам и в соответствии с частью 9 статьи 93 Закона об образовании в соответствии с приказом Рособрнадзора от 11.08.2016 № 1410 Институту было приостановлено действие государственной аккредитации.
Суд отмечает, что составление протокола об административном правонарушении по нарушениям, выявленным при проверки качества и содержания подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, законодательством Российской Федерации в сфере образования не предусмотрено.
Из материалов дела следует, что Ректор Института в установленный срок уведомил письмом от 12.08.2016 № 38/07-р Рособрнадзор об устранении несоответствий, указанных в Акте проверки (в части содержания и качества обучающихся), и направил в Рособрнадзор пакет документов.
Закон об образовании (часть 9 статьи 93) регламентирует порядок предоставления уведомления с приложением подтверждающих документов и процедуру проверки самих документов. Императивность нормы указывает, что до истечения срока устранения выявленного несоответствия Рособрнадзор должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов.
В течение тридцати дней после получения уведомления Рособрнадзор проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия.
Таким образом, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки должна проверить только уведомление с приложенными документами. Обязанность по доказыванию устранения выявленных несоответствий лежит на образовательной организации. Закон не предусматривает запрос дополнительных документов при не подтверждении устранения выявленных несоответствий, так как при обнаружении данного юридического факта, Рособрнадзор должен в обязательном порядке зафиксировать, и принять соответствующие меры, предусмотренные частью 9 статьи 93 Закона об образовании.
Суд отмечает, что уполномоченный представитель Рособрнадзора в порядке, установленном частью 9 статьи 93 Закона об образовании, провел проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении Институтом выявленных несоответствий, и по результатам проверки представленных документов составил акт по результатам проверки документов и сведений юридического лица Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки № 07-55-1410 от 08.09.2016
Согласно акту по результатам проверки документов и сведений юридического лица Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки № 07-55-1410 от 08.09.2016 (далее - Акт проверки № 07-55-1410) Институт не устранил выявленные нарушения требований федеральных государственных образовательных стандартов, а именно пункт 6.7 федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 № 946 (зарегистрирован Минюстом России 15.10.2014, регистрационный № 34320); пункт 6.5 федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 Психология (уровень магистратуры), утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.09.2015 № 1043 (зарегистрирован Минюстом России 12.10.2015, регистрационный № 39285).
В связи с тем, что Институт не представил порядок разработки и утверждения образовательных программ, в том числе регламентирующий внесение изменений в образовательную программу; не представил документы подтверждающие ознакомление обучающихся с изменениями, внесенными в образовательную программу в части способов проведения производственной практики (научно-исследовательская работа), производственной практики (преддипломная практика) по направлениям подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), 37.04.01 Психология (уровень магистратуры), Рособрнадзор пришел к выводу о несоответствии содержания и качества подготовки обучающихся по образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.
В этой связи ответчиком обоснованно был сделан вывод о несоответствии содержания и качества подготовки обучающихся по образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.
В соответствии с частью 9 статьи 93 Закона об образовании в случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.
При этом обязанность по доказыванию устранения выявленных несоответствий лежит на образовательной организации. Закон не предусматривает (часть 9 статьи 93 Закона об образовании) запрос дополнительных документов при не подтверждении устранения выявленных несоответствий, а также поиски необходимых документов, в том числе на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Кроме того, подпунктом «б» пункта 9 Административного регламента установлено, что в случае выявления при проведении проверки несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам должностные лица Рособрнадзора обязаны принять меры по результатам проведения проверки, предусмотренные частью 9 статьи 93 Закона об образовании, и в случае неустранения в установленный срок выявленного несоответствия лишить организацию государственной аккредитации полностью или отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.
В этой связи и в соответствии с полномочиями Рособрнадзора, установленными частью 9 статьи 93 Закона об образовании Рособрнадзором был издан приказ от 04.10.2016 № 1667 (копия прилагалась к отзыву Рособрнадзора от 07.12.2016) о лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Института.
Следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 68 Административного регламента решение коллегиального органа Рособрнадзора по вопросу приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки носит для Рособрнадзора рекомендательный характер.
В этой связи наличие или отсутствие в представленных Рособрнадзором документах копии протокола, составленного по результатам принятого решения коллегиального органа Рособрнадзора по вопросу лишения Института, не может являться основанием для признания приказа Рособрнадзора от 04.10.2016 № 1667 «О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Частному образовательному учреждению высшего образования «Восточно-Европейский Институт Психоанализа» недействительным.
В этой связи и в соответствии с полномочиями Рособрнадзора, установленными частью 9 статьи 93 Закона об образовании и подпунктом 6.6 пункта 6 Положения, Рособрнадзором был издан приказ от 04.10.2016 № 1667 о лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Института.
Таким образом, оспариваемые заявителем действия и приказ Рособрнадзора были приняты в рамках полномочий Рособрнадзора и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.
Кроме того, суд отмечает, что в соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, недействительным, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Однако заявителем при обращении в суд не пояснил, а судом в ходе рассмотрения дела не было установлено, какие именно нарушения закона были допущены ответчиком, а также какие права и законные интересы заявителя были нарушены.
В связи с указанным суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ, соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя в порядке ст. 110 АПК РФ.
На основании ст. ст. 4, 27, 29, 65, 71, 110, 167-170, 199-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Принять отказ Частного образовательного учреждение высшего образования «Восточно-Европейский Институт психоанализа» от иска в части.
Производство по делу № А40-212052/16-84-1839 в части заявленных требований Частного образовательного учреждение высшего образования «Восточно-Европейский Институт психоанализа» к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки об оспаривании акта проверки документов и сведений юридического лица от 08.09.2016 г. № 07-55-1410 прекратить.
Проверив на соответствие действующему законодательству, в удовлетворении заявленных требований Частного образовательного учреждение высшего образования «Восточно-Европейский Институт психоанализа» полностью отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в течении месяца с даты принятия в Девятый Арбитражный апелляционный суд.
СУДЬЯ О. В. Сизова