ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-212240/2021-149-1574 от 10.01.2022 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

Дело №А40-212240/21-149-1574

Резолютивная часть решения объявлена 10 января 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 13 января 2022 года

Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ковтонюком Я.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании ело по заявлению АО «МОСГАЗ»

к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве

о признании незаконным решения

с участием:

от заявителя: Кудрявцев А.С. (дов. от 13.12.2021 №20-033/447)

от ответчика: Мацота Н.Э. (дов. от 11.01.2021 №Д-12/2021)

УСТАНОВИЛ:

АО «МОСГАЗ» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее – ответчик, Управление) от 30.06.2021 №КУВД-001/2021-9822657/2 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на объект недвижимости с кадастровым номером 77:09:0005005:1119, расположенного по адресу: Москва, ул.Зорге, д.4, стр.2; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления действий по снятию с государственного кадастрового учета и регистрации прекращения права собственности АО «МОСГАЗ» в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0005005:1119, расположенного по адресу: Москва, ул.Зорге, д.4, стр.2.

Заявитель поддержал требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Ответчик против удовлетворения требований возражал по доводам, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, выслушав доводы заявителя и ответчика, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из заявления, АО «МОСГАЗ» принадлежало на праве собственности здание ГРП «Хорошевский, 9» площадью 23,5 кв. м с кадастровым номером 77:09:0005005:1119, расположенное по адресу: г. Москва, Зорге ул., д. 4, стр. 2 (далее - Здание ГРП), что подтверждается записью о государственной регистрации права от 16.07.2013 №77-77-12/024/2013-959 (Свидетельство о государственной регистрации права №77-АО 901613).

28.09.2020 силами Заявителя Здание было снесено и фактически прекратило своё существование, о чем составлен соответствующий акт. На месте снесенного Здания ГРП установлен газорегуляторный пункт блочный (ГРПБ).

18.03.2021 Заявитель обратился в Управление с заявлением от 18.03.2021 вх. №КУВД-001/2021-9822657 (PKPVDMFC-2021-03-18-255789, MFC-0558/2021-455661-1) о снятии с государственного кадастрового учета и регистрации прекращения права собственности на Здание ГРП.

К указанному заявлению приложен акт обследования от 03.02.2021, подготовленный кадастровым инженером ООО «Граунд» Османовым Т.И., подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости.

По результатам проверки акта обследования, Ответчиком принято решение о приостановлении снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости и государственной регистрации прав, о чем было направлено Уведомление от 31.03.2021 №КУВД-001/2021-9822657.

28.04.2021 в порядке п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в апелляционную комиссию подано заявление об обжаловании в административном порядке решения о приостановлении.

По результатам рассмотрения заявления, апелляционная комиссия вынесла решение от 19.05.2021 № 484/2021 об отклонении заявления об обжаловании Решения о приостановлении.

Вследствие неустранения причин, указанных в Решении о приостановлении, Управлением вынесено решение от 30.06.2021 №КУВД-001/2021-9822657/2 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования АО «МОСГАЗ», суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон №218-ФЗ) отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.

Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона №218-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в п. 1-3 ст. 15 Федерального закона №218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 15 Федерального закона № 218-ФЗ).

В силу части 4 статьи 18 Федерального закона №218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона №218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона №218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).

При этом, понятие «правовой экспертизы» представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Федерального закона №218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.

В статье 26 Федерального закона №218-ФЗ перечислены случаи, при которых осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав.

В настоящем случае, как следует из текста оспариваемого решения, основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий послужило то, что не  были устранены причины приостановления государственной регистрации, а именно:

В состав приложения акта обследования не включен проект на снос или демонтаж объекта капитального строительства;

Представленные в составе акта обследования электронные документы не соответствуют требованиям п. 13 Приказа Министерства экономического развития РФ от 20.11.2015 № 861 «Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке» (далее - Требования № 861).

Между тем, приостанавливая государственную регистрацию по вышеназванным мотивам, а в последующем отказывая в регистрации, Управление не учло следующее.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.

В соответствии с п. 3 Требований №861, акт обследования подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы включаются в состав приложения. В случае отсутствия в составе приложения соответствующих документов в строке «Заключение кадастрового инженера» должна быть приведена причина их неиспользования.

Согласно п. 9 Требований №861 перечень документов, необходимых для использования подготовки акта обследования, является открытым. При этом допускается составление акта обследования без приложения каких-либо документов (абз. 2 п. 3 Требований № 861).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что Акт обследования объекта недвижимости сам по себе является документом, подтверждающим произведенный кадастровым инженером осмотр объекта недвижимости и подтверждающим факт прекращения существования такого объекта недвижимости, а отсутствие каких-либо иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости, допускается Требованиями № 861 и не влечет за собой безусловного признания такого акта обследования не соответствующим ему.

В состав приложения Акта обследования включены следующие документы:

- Распоряжение о сносе Здания ГРП от 14.11.2019 № Р-160/19;

- Акт о сносе здания от 29.09.2020 №116;

- Ордер ОАТИ с графиком производства работ от 18.12.2019 №19090495;

- Ордер ОАТИ с графиком производства работ от 14.07.2020 №19090495/1;

- Уведомление о закрытии Ордера ОАТИ от 28.10.2020;

- Уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства от 28.08.2020 №09-УПС-772/20-(0)-0;

- Письмо Мосгосстройнадзора о направлении уведомления о планируемом сносе для размещения в ИСОГД от 01.09.2020 №09-УПС-772/20-(0)-1;

- Уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства от 30.09.2020 № 09-УЗС-355/20-(0)-0;

- Письмо Мосгосстройнадзора о направлении уведомления о завершении сноса для размещения в ИСОГД от 01.10.2020 №09-УЗС-355/20-(0)-1;

- Письмо ОАТИ от 16.05.2019 № 01-18-925/9.

Причина неиспользования иных документов приведена в строке 5 «Заключение кадастрового инженера»: иные документы отсутствуют.

Согласно п. 9 Требований № 861 в реквизит «Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования» вносятся сведения о наименовании и реквизитах документов, использованных при подготовке акта, в том числе реквизиты проектной документации объекта капитального строительства (за исключением проектной документации линейных объектов) в случае сноса или демонтажа объекта капитального строительства, его частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства.

Заявитель отметил, что на месте снесенного Здания ГРП установлен газорегуляторный пункт блочный (ГРПБ).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 №878 «Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей» газорегуляторный пункт - это технологическое оборудование, размещаемое в специальных зданиях, шкафах или блоках, предназначенное для снижения давления газа и поддержания его на заданном уровне в газораспределительных сетях.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 №870 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» технологическое устройство - это комплекс технических устройств, соединенных газопроводами, обеспечивающий получение заданных параметров сети газораспределения и сети газопотребления, определенных проектной документацией и условиями эксплуатации, включающий в том числе газорегуляторные пункты, газорегуляторные пункты блочные, газорегуляторные пункты шкафные, газорегуляторные установки и пункты учета газа.

Согласно п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ некапитальные строения, сооружения - это строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Таким образом, исходя из системного толкования норм ст. 1 ГрК РФ, постановления Правительства РФ от 29.10.2010 №870, постановления Правительства РФ от 20.11.2000 №878 ГРПБ является некапитальным объектом, представляющим собой блок контейнерного типа с размещенным внутри технологическим оборудованием, входящим в состав сети газораспределения и сети газопотребления.

Из изложенного следует, что снос Здания ГРП осуществлялся не в целях строительства или реконструкции других объектов капитального строительства, а в целях установки технологического оборудования, входящего в состав сети газораспределения и сети газопотребления.

В связи с изложенным, включение в акт обследования проектной документации на снос или демонтаж не требуется.

Следовательно, акт обследования подготовлен в соответствии с требованиями законодательства, а указание Управления на необходимость включения в акт обследования проектной документации на снос или демонтаж является необоснованным.

В отношении довода Управления на то, что представленные в составе акта обследования электронные документы не соответствуют п. 13 Требований № 861, суд указывает следующее.

Документы, входящие в состав приложения к акту обследования от 03.02.2021, отвечают условиям пункта 13 Требований, поскольку оформлены в форме электронных образов бумажных документов в виде файлов в формате PDF, обеспечивают визуальную идентичность их бумажным оригиналам в масштабе 1:1 и представлены в виде монохромной копии, выполненной с разрешением 300 dpi, а также подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

Ордер ОАТИ, график производства работ, уведомление о закрытии ордера ОАТИ включены в состав приложения к акту обследования в форме электронных документов и подписаны электронной подписью уполномоченного должностного лица, в связи с этим «График производства работ» от 18.12.2019 №19090495 и «График производства работ» от 14.07.2020 №19090495/1 прикладываются в оригинале, то есть в полноцветном режиме. Данная информация содержится в строке «Заключение кадастрового инженера».

Таким образом, электронные образы документов, включенных в состав приложения акта обследования, соответствуют п. 13 Требований № 861.

При этом, согласно положениям пункта 71 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 №278 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (далее - Приказ №278), уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а не устранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.

Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, не устранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В нарушение пункта 71 Приказа №278 при принятии Решения об отказе Ответчик ограничилось лишь ссылкой на статьи нормативных правовых актов, но не указало в чем именно заключалось несоблюдение требований.

Таким образом, как обосновано замечено Заявителем, не представляется возможным устранить указанное основание приостановления государственной регистрации, что является существенным нарушением прав Общества.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что АО «МОСГАЗ» при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий.

Следовательно, у Управления отсутствовали правовые основания для отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным решения.

Судом рассмотрены все доводы Ответчика, однако они не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с п. 3 ч.4 ст. 201 АПК РФ суд  возлагает на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке и сроки.

Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.65, 167-170, 176, 181, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 30.06.2021 №КУВД-001/2021-9822657/2 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на объект недвижимости с кадастровым номером 77:09:0005005:1119, расположенного по адресу: Москва, ул.Зорге, д.4, стр.2.

Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления действий по снятию с государственного кадастрового учета и регистрации прекращения права собственности АО «МОСГАЗ» в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0005005:1119, расположенного по адресу: Москва, ул.Зорге, д.4, стр.2 в установленном законом порядке и сроки.

Взыскать с Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в пользу АО «МОСГАЗ» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. (три тысячи рублей).

Проверено на соответствие требованиям действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:                                                                                                             М.М. Кузин