Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва Дело А40- 216786/2014
16 февраля 2015 г.
Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 16 февраля 2015 года
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего Махлаевой Т.И. (шифр судьи 2-647)
судьи: единолично
протокол ведет секретарь судебного заседания Фирсов В.В.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО "Сетунь"
к ответчику: Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г.Москвы
третье лицо: Московско – Окское бассейновое водное управление.
о признании незаконным отказа в предоставлении водного объекта в пользование на основании решения №05-10-1103/4 от 23.09.2014 года.
при участии:
от заявителя: ФИО1 генеральный директор, по паспорту.
от ответчика : ФИО2 доверенность от 26.12.2014года.
от третьего лица - ФИО3 доверенность от 17.09.2014 года
У С Т А Н О В И Л:
ООО "Сетунь" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным Мотивированный отказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы в предоставлении водного объекта или его части на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование № 05-10-1103/4 от 23.09.20144; восстановить нарушенные вышеуказанным отказом права ООО "Сетунь" путем обязания Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы принять решение о предоставлении ООО "Сетунь" в пользование части водного объекта в целях строительства в соответствии с действующим законодательством.
В обоснование заявленных требований ООО "Сетунь" ссылается на то, что оспариваемое решение не соответствует положениям ст.ст. 11, 50 Водного кодекса РФ, Постановлению правительства РФ №844 от 30.12.2006 г.
Ответчик по заявлению возражает, ссылаясь на соответствие оспариваемого решения требованиям действующего законодательства.
3-е лицо возражений против удовлетворения требований ООО "Сетунь" не заявило, указало, что в рассматриваемом деле Московско-Окское БВУ не видит причин и оснований, препятствующих получению ООО "Сетунь" правоустанавливающего документа (решения) для заявленных целей.
Выслушав представителей заявителя, ответчика и 3-го лица, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из представленных материалов следует, что 19.08.2014 ООО "Сетунь" обратилось в Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (далее также - ДЖКХиБ) с заявлением о предоставлении части водного объекта - акватории Круглого пруда, расположенного по адресу: <...>, в пользование для целей строительства сооружения на сваях рекреационного назначения.
24.09.2014 ООО "Сетунь" был получен Мотивированный отказ в предоставлении водного объекта или его части на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование № 05-10-1103/4 от 23.09.2014.
В качестве основания для отказа Ответчик указывает на нарушение заявителем требований предоставления документов согласно п.п. 10, 11-14 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование", а именно: в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование, представленной проектной документацией, ситуационном плате и пояснительной записке предусматривается сооружение на сваях рекреационного назначения на акватории Круглого пруда размером 70x20м. При этом в соответствии с условиями договора водопользования от 18.07.2011 № 77.09.01.01.017-П-ДРБВ-С-2011-00308/00 предусмотрено размещение трех строений, размерами 30x30м, 40x40м и 30x30м. Таким образом, производство работ по строительству одного сооружения размером 70x20м, указанно в заявлении и прилагаемом комплекте документов нарушает существенные условиях договора водопользования."
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее также - ВК РФ), на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование, в том числе, для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей.
В соответствии с ч. 2 той же статьи, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование, в том числе, для создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами (п. 4).
Исчерпывающий перечень документов и сведений, подлежащих предоставлению вместе с заявлением о предоставлении водного объекта (его части) в пользование для целей строительства на основании решения содержится в п. 12 Приказа Минприроды РФ от 14.09.2011 № 763 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование" (далее также - Приказ № 763), зарегистрированного в Минюсте России 11.11.2011 за № 22281, и состоит из следующих документов: копии учредительных документов - для юридического лица; копия документа, удостоверяющего личность, - для физического лица; документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени
заявителя, - при необходимости; информация о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации; копия правоустанавливающего документа на земельный участок, право на который не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае использования водного объекта для строительства причалов); сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте; материалы в графической форме с отображением водного объекта, указанного в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование, и размещения средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к ним.
При этом если водный объект (его часть) испрашивается в пользование для: создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами, дополнительно предоставляются: сведения о технических параметрах указанных сооружений (площадь и границы используемой для их размещения акватории водного объекта с учетом размеров охранных зон этих сооружений, длина, ширина и высота сооружений, глубина прокладки подводных коммуникаций и конструктивные особенности, связанные с обеспечением их безопасности);копия документа об утверждении проектно-сметной документации, в которой отражены технические параметры предполагаемых к созданию и строительству сооружений.
В соответствии с п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" (далее также - Постановление № 844): в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование указываются: сведения о заявителе: полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица и индивидуального предпринимателя; наименование и место расположения водного объекта; обоснование вида, цели и срока водопользования.
В соответствии с п. 10 того же Постановления № 844, к заявлению прилагаются: копии учредительных документов - для юридического лица; документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени
заявителя, - при необходимости; информация о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их
реализации; копия правоустанавливающего документа на земельный участок, право на который не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае использования водного объекта для строительства причалов); сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте; материалы в графической форме с отображением водного объекта, указанного в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование, и размещения средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к ним.
В соответствии с п. 12 Постановления № 844, к заявлению о предоставлении в пользование водного объекта в случаях, предусмотренных подпунктами "в" - "д" пункта 2 настоящих Правил, кроме документов, указанных в пункте 10 настоящих Правил, прилагаются сведения о технических параметрах указанных в этих подпунктах сооружений (площадь и границы используемой для их строительства акватории водного объекта с учетом размеров охранных зон этих сооружений, длина, ширина и высота сооружений, глубина прокладки подводных коммуникаций и конструктивные особенности, связанные с обеспечением их безопасности), копия документа об утверждении проектно-сметной документации, в которой отражены указанные технические параметры.
Пунктом 10(1) Постановления № 844 предусмотрено право уполномоченного органа запрашивать: в Федеральной налоговой службе (ее территориальных органах): сведения из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц; сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей; в органах государственной власти и организациях, уполномоченных на проведение
государственной экспертизы, - сведения о наличии положительного заключения
государственной экспертизы и об акте о его утверждении (в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации); в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальных органах) - сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок (в случае использования водного объекта для строительства причалов).
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена как обязанность предоставления, так и обязательность самого наличия заключенного ранее договора водопользования на тот же водный объект для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для целей строительства (создания стационарных платформ).
Пункт 12.4 Приказа № 763, а также п. 18 Постановления № 844 содержит прямой запрет требовать от заявителя предоставления каких-либо иных, помимо предусмотренных соответствующими правилами, сведений и документов.
Наличие в приложении к договору водопользования указания на не существующие на момент его заключения сооружений (строительство которых в будущем лишь предполагается, но не является обязанностью водопользователя) носит исключительно декларативный характер.
Из вышеизложенного следует, что в соответствии с ч. 2 ст. 11 ВК РФ, водные объекты (их части) для целей строительства (создания стационарных платформ) предоставляются исключительно на основании решения, а не на основании договора водопользования.
В связи с чем, включение в договор водопользования описания не существующих на момент его заключения сооружений не создает никаких правовых последствий, поскольку сам по себе договор водопользования как не наделяет водопользователя правом на создание таких сооружений, так и не возлагает на него обязанностей по их созданию.
Суд пришел к выводу, что ООО "Сетунь" в полном объеме предоставило в ДЖКХиБ все предусмотренные п. 12 Приказа № 763, а также п.п. 10, 11-14 Постановления № 844 документы и сведения, необходимые для предоставления водного объекта (его части) в пользование на основании решения.
Помимо оформленного в полном соответствии с требованиями вышеуказанных нормативных актов заявления о предоставлении водного объекта в пользование для целей строительства (создания стационарной платформы) на основании решения (копия прилагается), в ДЖКХиБ были дополнительно предоставлены: пояснительная записка к заявлению (касательно срока предоставления водного объекта в пользование); ситуационный план М 1:2000 с пояснительной запиской (касательно основных характеристик объекта); устав ООО "Сетунь"; свидетельство о государственной регистрации ООО "Сетунь" от 24.06.2011; свидетельство о постановке ООО "Сетунь" на учет в налоговом органе от 24.06.2011; протокол общего собрания участников ООО "Сетунь" от 17.03.2014. Приказ по ООО "Сетунь" № 5 от 18.03.2014; план водоохранных мероприятий от 07.07.2014; договор оказания услуг № 124-2014 от 09.01.2014 с Союзом защиты экологических прав населения Московской области (СЗЭПН МО); договор оказания услуг № 148 от 12.03.2014 с СЗЭПН МО; аттестат аккредитации СЗЭПН МО от 08.07.2010 с приложением (область аккредитации); проектная документация по объекту "Сооружение на сваях рекреационного назначения по адресу: <...> (вблизи комплекса "Воробьевы горы" и реки "Сетунь"), раздел Архитектурные решения; проектная документация по объекту "Сооружение на сваях рекреационного назначения по адресу: <...> (вблизи комплекса "Воробьевы горы" и реки "Сетунь"), раздел Проект организации строительства; приказ по ООО "Сетунь" № 2014 / 2 ПСД от 22.05.2014 (об утверждении проектной документации). Приказ Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы № 139/ГЭЭ от 21.04.2014 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы на материалы проекта "Сооружение на сваях рекреационного назначения по адресу: <...> (вблизи комплекса "Воробьевы горы" и реки "Сетунь"); заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы на материалы проекта "Сооружение на сваях рекреационного назначения по адресу: <...> (вблизи комплекса "Воробьевы горы" и реки "Сетунь") № 139/ГЭЭ от 21.04.2014.
Таким образом, ООО "Сетунь" в полной мере исполнило возлагаемые в соответствии с Приказом № 763 и Постановлением № 844 на заявителя обязанности.
Суд также учитывает, что 18.07.2011 между ООО "Сетунь" и ДЖКХиБ был заключен договор водопользования № 77.09.01.01.017-П-ДРБВ-С-2011-00308/00, на основании которого ООО "Сетунь" была предоставлена вся акватория Круглого пруда, расположенного по адресу: <...> в том числе для использования в рекреационных целях.
Заявленное в договоре использование акватории водного объекта в рекреационных целях полностью соответствует назначению строения, для возведения которого испрашивалось право пользования водным объектом на основании решения - строения на сваях рекреационного назначения.
Различия между характеристиками строений, указанными в договоре водопользования и в заявлении на предоставление водного объекта в пользование на основании решения в силу вышеизложенного не должны учитываться при рассмотрении вопроса о предоставлении водного объекта в пользование для строительства (создания стационарной платформы); при этом они: ни при каких обстоятельствах не могут свидетельствовать о нарушении условий договора водопользования (тем более существенных), так как сумма площадей указанных в договоре водопользования строений вдвое превышает площадь строения, для строительства которого на данном этапе испрашивается решение о предоставлении водного объекта.
На этапе заключения договора водопользования, без проведения инженерных и иных изысканий, проектных работ и расчетов оптимальные с точки зрения безопасности, экологии и экономики параметры строений установить не представляется возможным.
Отличие характеристик сооружения (причем в меньшую сторону), соответствующего целям использования водного объекта, проект которого прошел государственную экологическую экспертизу от характеристик объектов декларативно указанных в договоре водопользования в соответствии с действующим законодательством не может служить основанием для отказа в предоставлении водного объекта в пользование для целей строительства (создания стационарной платформы).
Перечень оснований для отказа в предоставлении водного объекта (его части) в пользование на основании решения установлен действующим законодательством, является исчерпывающим и не содержит оснований, указанных в обжалуемом Отказе.
В соответствии с п. 14 Приказа № 763, исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Согласно п. 14.1, в случае признания невозможным использования водного объекта или его части для заявленной цели уполномоченный орган направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении данного водного объекта в пользование.
Отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в следующих случаях: документы, указанные в пункте 12.2 Регламента, представлены с нарушением требований, установленных Правилами и настоящим Регламентом; получен отказ федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), указанных в подпункте 29.2 настоящего Регламента, в согласовании условий водопользования; право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому лицу, либо водный объект, указанный в заявлении, предоставлен в обособленное водопользование; использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 22 Постановления № 844, исполнительный орган или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении в пользование водного объекта или направляет заявителю мотивированный отказ в течение 30 дней с даты получения документов.
Отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в следующих случаях: документы, указанные в пунктах 10, 11 - 14 настоящих Правил, представлены с нарушением требований, установленных настоящими Правилами; получен отказ федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), указанных в подпункте "г" пункта 20 настоящих Правил, в согласовании условий водопользования; право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому лицу, либо водный объект, указанный в заявлении, предоставлен в обособленное водопользование; использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оспариваемый отказ нарушает охраняемые законом интересы ООО
"Сетунь", в частности: основной целью создания и деятельности ООО "Сетунь", как и любой другой коммерческой организации, является извлечение прибыли.
В течение длительного периода (свыше 2-х лет), в течение которых ООО "Сетунь" безуспешно пытается получить положительное решение ДЖКХиБ о предоставлении части водного объекта в пользование для целей строительства - ООО "Сетунь" прибыли не извлекает и, напротив, несет расходы, связанные с проектированием, проведением экспертиз, исполнением своих обязательств по Договору водопользования.
В соответствии с положениями п. 4 ст. 23 Водного кодекса Российской Федерации, отказ в предоставлении водного объекта или его части в соответствии с частью 1 настоящей статьи в пользование может быть обжалован в судебном порядке.
В силу действия ч. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемый отказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы в предоставлении водного объекта или его части на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование № 05-10-1103/4 от 23.09.20144 не соответствует требованиям ст.ст. 11, 23 Водного кодекса РФ, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, подлежит признанию незаконным в судебном порядке.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, в целях устранения допущенных ответчиком нарушений законных прав и интересов заявителя, суд считает необходимым обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Расходы по госпошлине возлагаются на ответчика в порядке ст. 110 АПК РФ.
На основании ст.ст. 8,12, 13 ГК РФ, ст.ст. 22, 23 ВК РФ, и руководствуясь ст.ст. 65, 66, 71, 110, 167-170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным Мотивированный отказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы в предоставлении водного объекта или его части на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование № 05-10-1103/4 от 23.09.20144.
Обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы принять решение о предоставлении ООО "Сетунь" в пользование части водного объекта в целях строительства в соответствии с действующим законодательством.
Взыскать с Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы в пользу ООО "Сетунь" расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 руб. 00 коп.
Возвратить ООО "Сетунь" из дохода федерального бюджета РФ излишне уплаченную госпошлину в размере 4 000 руб.
Проверено на соответствие положениям ст.ст. 12, 13 Гражданского кодекса РФ.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый Арбитражный апелляционный суд.
Судья: | Т.И.Махлаева |