ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-21769/09 от 04.06.2010 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

«11» июня 2010 года Дело № А40-21769/09-152-106

г. Москва

Резолютивная часть решения объявлена 04 июня 2010 года. Полный текст решения изготовлен 11 июня 2010 года.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего: судьи Рогова А.Н. (единолично)

При ведении протокола судебного заседания судьей Роговым А.Н.

С участием:

от заявителя: Кузина А.Д., дов. от 24.05.2010 года, паспорт 46 02 930704, Прохоров В.Н. – председатель правления, паспорт 45 01 058186,

от ответчика: Слободников А.О., дов. от 05.02.2010 года

от третьих лиц: от Ногинское РО филиала «Мосэнергосбыт-центр продаж» ОАО «Мосэнергосбыт» - не явился, извещен; Морозов В.М., паспорт 45 02 257496

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению СНТ «ТЭЦ-12»

к ответчику – УФАС по Москве

3-и лица: Ногинское РО филиала «Мосэнергосбыт-центр продаж» ОАО «Мосэнергосбыт»; Морозов В.М.

о признании недействительным решения УФАС по Москве от 10.12.2008 года по делу № 7к-3/2008

у с т а н о в и л:

СНТ «ТЭЦ-12» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к УФАС по Москве с заявлением о признании недействительным решения УФАС по Москве от 10.12.2008 года по делу № 7к-3/2008.

Заявление мотивировано тем, что оспариваемое решение принято ответчиком в нарушение норм Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, в полном объеме.

Ответчик представил письменный отзыв, возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на обоснованность и соответствие Федеральному закону № 135-ФЗ «О защите конкуренции» оспариваемого решения.

Третьи лица доводы заявителя не признали по основаниям, изложенным в письменных отзывах.

Судебное заседание проведено в отсутствие третьего лица (Ногинское РО филиала «Мосэнергосбыт-центр продаж» ОАО «Мосэнергосбыт»), извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания. Доказательства надлежащего извещения в материалах дела имеются.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон и лиц, участвующих в деле, оценив доказательства в совокупности, суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению, исходя из нижеследующего.

Согласно ч.1 ст.197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт. решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 « О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Следовательно, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов, входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Судом проверено и установлено, что процессуальный срок на обращение в суд заявителем соблюден.

Согласно материалам дела, решением Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2009 года по делу № А40-21769/09-152-106 заявленные истцом требования (о признании недействительным решения УФАС по Москве от 10.12.2008 года по делу № 7к-3/2008) удовлетворены в полном объеме. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2009 года решение суда первой инстанции оставлено в силе. Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.02.2010 года № КА-А40/469-10 решение Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2009 года по делу № А40-21769/09-152-106 и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2009 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

При этом, судом кассационной инстанции указано, что судом первой инстанции не была дана надлежащая оценка протоколу общего собрания членов СНТ «ТЭЦ-12» от 26.05.2007 года и протоколу заседания правления СНТ «ТЭЦ-12» от 10.06.2007 года.

Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд исходит из нижеследующих обстоятельств дела.

Оценка представленных в дело доказательств показала, что оспариваемое решение принято в соответствии с полномочиями, переданными Московскому УФАС России Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы. Действия Комиссии соответствовали требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России 25.12.2007 № 447 (далее Административный регламент № 447).

Согласно материалам дела, Решением Комиссии заявитель признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по продаже электрической энергии в границах присоединенной сети на территории СНТ «ТЭЦ-12», выразившееся в ущемлении интересов членов СНГ «ТЭЦ-12» путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, в части применения при расчетах с членами СНТ «ТЭ 12» в 2007-2008 г.г. тарифа на электрическую энергию, установленного согласно Протоколу общего собрания членов СНТ «ТЭЦ-12» от 26.05.2007г и Протоколу заседания правления СНТ «ТЭЦ-12» от 10.06.2007 самостоятельно.

Основанием для принятия ответчиком оспариваемого решения послужили нижеследующие обстоятельства дела.

Как следует из материалов дела, в адрес Московского УФАС России поступило поручение ФАС России о рассмотрении обращения гр. Морозова В.М. (вх. 4899 от 17.04.2008 г.) с жалобой на неправомерные действия садового некоммерческого товарищества «ТЭЦ-12» (далее СНТ «ТЭЦ-12») в части ущемления интересов членов СНТ «ТЭЦ-12» путем применения завышенного тарифа на электрическую энергию.

СНТ «ТЭЦ-12» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного Протоколом общего собрания членов садоводческого товарищества №2 от 25.10.2003 г. СНГ «ТЭЦ-12» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией ФНС России по городу Ногинск Московской области 20.05.2004 г. за основным государственным регистрационный номером 1045006107013.

В соответствии с п. 1.1 Устава, СНТ «ТЭЦ-12» утверждено гражданами на добровольных началах для содействия его членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства.

Согласно договору энергоснабжения №90016209 от 01.12.2006 г., заключенного между ОАО «Мосэнергосбыт» и СНТ «ТЭЦ-12», Товарищество в интересах членов СНТ «ТЭЦ-12» покупает электрическую энергию.

СНГ «ТЭЦ-12» является единственным хозяйствующим субъектом, действующим на рынке оказания услуг по продаже электрической энергии в границах присоединенной сети, что подтверждается Аналитическим отчетом от 16.07.2008 г.

Таким образом, СНТ «ТЭЦ-12» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по продаже электрической энергии в границах присоединенной сети на территории СНТ «ТЭЦ-12».

Согласно Протоколу общего собрания членов СНТ «ТЭЦ-12» от 26.05.2007г., и Протоколу заседания правления СНТ «ТЭЦ-12» от 10.06.2007г., заявителем установлен тариф на оплату за потребленную электрическую энергию в размере 210 коп/кВтч. Указанный тариф применялся СНТ «ТЭЦ-12» при расчетах с членами товарищества (садоводами) в 2007 году.

В соответствии с квитанциями к приходному кассовому ордеру СНТ «ТЭЦ-12» при расчетах с членами товарищества за потребленную электрическую энергию в 2008 году применяло тариф в размере - 235 коп/кВтч, что подтверждается Протоколом заседания Комиссии № 1.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней. Изменение тарифов в течение финансового года не допускается.

В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 28.06.2006 г. №572/20 «О мерах по государственному регулированию цен (тарифов) в Московской области», Топливно-энергетический комитет Московской области является уполномоченным органом исполнительной власти в части установления тарифов на электрическую энергию.

Протоколом Правления Топливно-энергетического комитета Московской области от 21.12.2006 г. №15 (утв. распоряжением ТЭК МО от 22.12.2005 г. №35-РП) для потребителей электрической энергии, расположенных на территории Московской области, приравненным к группе «Население», в том числе для садоводческих, огороднических или дачных объединений граждан - некоммерческих организаций, учрежденных гражданами на добровольных началах для содействия их членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение), рассчитывающихся по общему счетчику на вводе с 01 января 2007 года установлен тариф на электрическую энергию в размере ~ 180 коп/кВтч.

Решением правления Топливно-энергетического комитета Московской области (утв. Распоряжением ТЭК МО от 26.12.2007 №49-РП) для потребителей электрической энергии, расположенных на территории Московской области, приравненным к группе «Население», в том числе для садоводческих, огороднических или дачных объединений граждан - некоммерческих организаций, учрежденных гражданами на добровольных началах для содействия их членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение), рассчитывающихся по общему счетчику на вводе с 01 января 2008 года установлен тариф на электрическую энергию в размере - 205 коп/кВтч.

Учитывая изложенное, следует вывод о том, что СНТ «ТЭЦ-12» при осуществлении расчетов с членами товарищества (потребителями электрической энергии) должны применяться тарифы, установленные решениями правления ТЭК МО на соответствующий календарный год.

Комиссией по рассмотрению дела №7к-3/2008 о нарушении антимонопольного законодательства обоснованно установлено, что СНТ «ТЭЦ-12» неправомерно применяло при расчетах с членами товарищества в 2007-2008 г.г. тарифы на электрическую энергию, установленные согласно Протоколу общего собрания членов СНТ «ТЭЦ-12» от 26.05.2007г., и Протоколу заседания правления СНТ «ТЭЦ-12» от 10.06.2007г.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Вместе с тем, необходимо отметить то обстоятельство, что ни законодательство РФ, ни разъяснения Федеральной службы по тарифам не наделяют заявителя правом на самостоятельное изменение тарифа на электроэнергию. Кроме того, устав заявителя также не содержит положения об изменении тарифа самостоятельно.

Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», являющийся правовым полем, определяющим порядок создания и хозяйственной деятельности различных организационно-правовых форм объединений граждан и определяющим круг полномочий (компетенции) их управляющих органов, то согласно ст. 21 Закона «Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения» ни прямо, ни косвенно не наделяет общее собрание членов некоммерческого объединениям правом на рассмотрение и изменение тарифов на электроэнергию.

В то время, как из материалов дела усматривается, что общее собрание СНТ «ТЭЦ-12» в нарушение законодательства РФ рассмотрело и изменило тариф на электроэнергию.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение ответчика принято обоснованно и соответствует нормам Федеральным законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение прав и законных интересов заявителя в рассматриваемом деле судом не усматривается. Основания для применения ч.2 ст.201 АПК РФ в рассматриваемом деле у суда отсутствуют.

В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь Федеральным законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ст.ст.16, 29,64-68,75,110,123,156,167-170, 198-201 АПК, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления СНТ «ТЭЦ-12» о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10.12.2008 года по делу № 7к-3/2008 о нарушении антимонопольного законодательства отказать.

Проверено на соответствие Федеральному закону № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья А.Н. Рогов