И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Москва Дело № А40-218352/17-21-1356
21 февраля 2018 г.
Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2018 г.
Полный текст решения изготовлен 21 февраля 2018 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего судьи Каменской О.В.
Членов суда: единолично
При ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Самодуровой О.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО «АРНОЛЬД» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 127562, Москва, ул. Каргопольская, дом 14, корпус 1)
к Департамент торговли и услуг г. Москвы
о признании незаконным решения от 07.11.2017 года №23-01-16-1588/Р, обязании выдать лицензию,
В судебное заседание явились:
от истца (заявителя) – ФИО1 (по дов. от 13.07.2017г.), ФИО2 (по дов. от 17.11.2017г.)
от ответчика – ФИО3 (по дов. от 11.09.2015г.)
УСТАНОВИЛ:
ООО «АРНОЛЬД» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене решения Департамента торговли и услуг города Москвы от 07.11.2017 N 23-01-16-1588/Р об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории города Москвы и обязании выдать лицензию на розничную продажу алкогольной продукции.
Ответчик доводы заявителя отклонил по мотиву законности оспариваемого акта.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, оценив представленные доказательства в совокупности, считает, что заявленные требования не обоснованны и не подлежат удовлетворению в полном объеме, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как установлено судом, в силу ст. 6 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Федеральный закон № 171-ФЗ) и постановления Правительства Москвы от 18.01.2011 № 9-ПП Департамент на территории города Москвы является лицензирующим органом в области розничной продажи алкогольной продукции.
9.10.2017 Общество обратилось в Департамент с запросом (заявлением) о предоставлении государственной услуги «Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции» в форме выдачи лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на объект лицензирования «магазин», расположенный по адресу <...>, пом. IV, ком. 1,2,3,4,6,10,10а (заявление зарегистрировано за № 1588).
В соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 23.2 Федерального закона № 171-ФЗ в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о выдаче лицензии, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры, при этом основанием для их проведения является предоставленное в лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии.
17.10.2017 на основании заявления Общества от 9.10.2017 № 1588 и распоряжения Департамента от 11.10.2017 № 3192 проведена внеплановая выездная проверка заявленного Обществом объекта лицензирования на предмет его соответствия лицензионным требованиям.
По результатам проверки Департаментом составлен Акт от 17.10.2017 № 1588 (далее - Акт), в котором зафиксировано, что объект лицензирования расположен на расстоянии менее 100 метров (68,1 метр) от входа для посетителей Центра социальной помощи семье и детям «Диалог», в котором проводятся занятия с детьми (п. 3 Акта, план-схема замеров расстояний и фотоматериалы к Акту).
Места, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции, определены ст. 16 Федерального закона № 171 -ФЗ.
Согласно абз. 2 п. 9 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Дополнительные ограничения условий и мест розничной продажи алкогольной продукции установлены Приложением 2 к постановлению Правительства Москвы от 28.12.2005 № 1069-ПП «О мерах по выполнению нормативных правовых актов Российской Федерации в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции».
Пунктом 2 указанного Приложения установлен запрет розничной продажи алкогольной редукции на расстоянии до 100 метров от детских организаций.
Согласно Федеральному закону от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав Гребенка в Российской Федерации» государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» под понятием ребенок понимается лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), а понятие социальная инфраструктура для детей включает в себя систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Как установлено ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей являются содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Из системного толкования положений Федерального закона № 124-ФЗ и постановления Правительства Москвы от 02.07.2002 № 488-ПП «О государственной поддержке детского движения Москвы» следует, что детская организация (тип детского общественного объединения) -самодеятельное самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели). При этом детская организация не обязана иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности.
По смыслу приведенных правовых норм запрещается нахождение объектов розничной продажи алкогольной продукции вблизи организаций, регулярно посещаемых детьми и специализирующихся на работе с ними.
Указанная правовая позиция согласуется с позицией Арбитражных судов по делам №№ А40-222231/2016, А40-58032/2015, А40-100763/2015, А40-108351/2015, А40-132635/2015, А40-183285/2015, А40-188158,2015, А40-195946/2015, А40-3299/2014, А40-195274/2014, А40-/^21544/2014, А40-182822/2014, А40-213578/2014, А40-176402/2014, А40-49672/2014, А40-55255/2014, А40-114290/2014, А40-145193/2014 А40-63415/2013, А40-184765/2013, А40-150096/2012, А40-70021/2012 и т.д.
Следует отметить, что непосредственно в момент проведения проверки магазина ООО «Арнольд» в Центре социальной помощи семье и детям «Диалог» (далее - Центр) проводились занятия с детьми, что было зафиксировано посредством фотосъемки (фотоматериалы к Акту).
Факт работы Центра с детьми и его регулярного посещения ими также подтверждается сведениями, размещенными в сети Интернет (информация, размещенная на официальном сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, на официальном сайте Центра, а также официальных страницах Центра в социальных сетях, прилагается).
Учитывая изложенное, Центр социальной помощи семье и детям «Диалог» оказывает социальные услуги, в том числе детям, и регулярно посещается ими, следовательно, указанный Центр является детской организацией, и розничная продажа алкогольной продукции вблизи указанного Центра (на расстоянии менее 100 метров) запрещена.
Судебная практика: решения Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2014 по делу № А40-146870/13, от 18.04.2014 по делу №А40-184765/13, от 15.10.2014 по делу № А40-114290/14, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2014 по делу № А40-146870/13 и многие другие судебные акты.
Согласно п. 9 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ основанием для отказа в выдаче лицензии, в том числе является несоответствие заявителя иным лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона № 171-ФЗ.
Из положений п. 7 и п. 8 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ следует, что решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче принимается в течение 30 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов и в письменной форме направляется заявителю в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения.
На основании всего изложенного выше, 7.11.2017 (т.е. в установленный срок) Департаментом принято решение № 23-01-16-1588/Р об отказе Обществу в предоставлении государственной услуги «Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции» по запросу (заявлению) о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, которое было получено 8.11.2017 представителем Общества на руки.
Следовательно, принимая указанное решение, Департамент действовал в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего отношения, возникающие между органами исполнительной власти и юридическими лицами в связи с осуществлением лицензирования деятельности в области оборота алкогольной продукции, не нарушая срок и порядок рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги, а также норм, регулирующих отказ в ее предоставлении.
Кроме того, постановление № 1425 частично реализует положения ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ, без учета дополнительных ограничений условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, установленных Приложением 2 к постановлению Правительства Москвы от 28.12.2005 № 1069-ПП.
Таким образом, постановление Правительства РФ № 1425 не содержит исчерпывающего определения детской организации в широком смысле, а лишь раскрывает терминологию, используемую непосредственно в рамках указанного постановления и применительно к нему, в связи с чем, довод Общества о незаконности решения Департамента несостоятелен.
Судебная практика: судебные акты по делам №№ А40-222231/2016, А40-58032/2015, А40-100763/2015, А40-108351/2015, А40-132635/2015, А40-183285/2015, А40-188158,2015, А40-195946/2015, А40-3299/2014, А40-195274/2014, А40-21544/2014, А40-182822/2014, А40-213578/2014, А40-176402/2014, А40-49672/2014, А40-55255/2014, А40-114290/2014, А40-145193/2014 А40-63415/2013, А40-184765/2013, А40-150096/2012, А40-70021/2012 и т.д.
Как было указано выше, органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласно п. 5 ст. 16 Закона N 171-ФЗ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Дополнительные ограничения условий и мест розничной продажи алкогольной продукции установлены Приложением 2 к Постановлению N 1069-ПП.
Пунктом 2 указанного Приложения установлен запрет розничной продажи алкогольной продукции на расстоянии до 100 метров от детских, образовательных организаций, студенческих общежитий, библиотек, осуществляющих образовательный процесс, оптовых и розничных рынков.
В соответствии с п. 4 Приложения расстояния, установленные в п. 2, определяются от входных дверей для посетителей предприятий розничной торговли или общественного питания, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, до входных дверей для посетителей предприятий, перечисленных в п. 2. Расстояние измеряется по тротуарам или пешеходным дорожкам (при их отсутствии - по обочинам, велосипедным дорожкам, краям проезжих частей), аллеям, пешеходным переходам (подземным и надземным).
Согласно п. 5 Приложения в случае, если детские, образовательные организации включают в себя также огороженный земельный участок, расстояния, установленные п. 2, определяются от входных дверей для посетителей предприятий, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, до ближайшего входа для посетителей на территорию огороженного земельного участка.
Согласно Федеральному закону от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Закон N 124-ФЗ) государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Под понятием ребенок согласно ст. 1 Закона N 124-ФЗ понимается лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), а понятие социальная инфраструктура для детей включает в себя систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Целями государственной политики в интересах детей в соответствии со ст. 4 Закона N 124-ФЗ являются содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Из системного толкования положений действующего законодательства (в том числе Закона N 124-ФЗ и постановления Правительства Москвы от 02.07.2002 N 488-ПП "О государственной поддержке детского движения Москвы") следует, что детская организация (тип детского общественного объединения) самодеятельное самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели). При этом детская организация не обязана иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Социальные службы для детей включает в себя организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей.
Термины "социальное и социально-культурное обслуживание и создание возможностей для него" понимаются как социальные и/или культурные услуги и возможности, предоставляемые работникам некоторыми предприятиями, такие как материальная помощь, спортивные сооружения, комнаты для кормящих матерей, библиотеки, детские лагеря и т.п. (Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996)
По смыслу приведенных правовых норм запрещается нахождение объектов розничной продажи алкогольной продукции вблизи организаций, регулярно посещаемых детьми, и специализирующихся на работе с ними.
Таким образом, реализация алкогольной продукции в непосредственной близости от Центра социальной помощи семье и детям "Диалог", оказывающего социальные, психологическую и иные услуги населению, в том числе детям, противоречит действующему законодательству и принципам соблюдения прав ребенка в Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Департамент правомерно принял решение об отказе в предоставлении государственной услуги.
Принимая указанное решение, Департамент действовал в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Вывод суда соответствует судебной практике – Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 августа 2017 г. N 09АП-31974/2017.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, что отсутствует.
Расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя по правилам статьи 110 АПК РФ.
Исходя из изложенного, руководствуясь ФЗ № 161-ФЗ от 22.11.1995г., Постановления Правительства Москвы от 18.01.2011 N 9-ПП, ст.ст. 27-29, 33, 64-68, 71, 75, 81, 102, 110, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований о признании Решения Департамента торговли и услуг города Москвы об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории города Москвы от 07.11.2017 N 23-01-16-1588/Р незаконным, обязании Департамент торговли и услуг города Москвы выдать лицензию на розничную продажу алкогольной продукции ООО «АРНОЛЬД» по заявлению от 09.10.2017г. ( ОГРН <***>, ИНН <***>) , что проверено на соответствие ФЗ № 161-ФЗ от 22.11.1995г., Постановления Правительства Москвы от 18.01.2011 N 9-ПП, отказать.
Расходы по госпошлине отнести на заявителя.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: О.В. Каменская