ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-218511/16 от 02.02.2017 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва

17 марта  2017 года                                                   Дело №А40-218511/16-79-1888

Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 17 марта 2017 года.

Арбитражный суд в составе:                                                                                                                                                   

председательствующего: Л.А. Дранко (шифр 79-1888)

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Ермишкиным С.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «БЕЛЛА Восток»

к Отделу судебных приставов по ЦАО № 3 УФССП России по Москве

третье лицо – ООО «Медфарминвест»

о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству №13443/16/77018-ИП

При участии:От заявителя: Волкова Е.И., паспорт, дов. от 25.01.2016 г.

От заинтересованного лица: неявка, извещен

От третьего лица: неявка, извещен

УСТАНОВИЛ:

ООО «БЕЛЛА Восток» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с  уточненным в порядке ст. 49 АПК  РФ заявлением  к Отделу судебных приставов по ЦАО № 3 УФССП России по г. Москве, в котором просит суд признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству № 13443/16/77018-ИП.

Одновременно ООО «БЕЛЛА Восток» просит суд обязать судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по ЦАО № 3 УФССП по г. Москве в течении 10 дней со дня вступления судебного акта в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение, путем совершения предусмотренных законом действия, направленные на принудительное исполнение требований, содержащихся в исполнительном листе. 

В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что судебным приставом-исполнителем нарушены нормы ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве», а также ФЗ № 118 «О судебных приставах» в связи с не принятием мер по своевременному, полному и правильному исполнению решения Арбитражного суда г. Москвы по делу А40-107155/2015.

Судебный пристав, извещенный надлежащим образом о мете и времени проведения судебного заседания, на рассмотрение дела не явился, отзыв и материалы исполнительного производства  не представил.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, пояснения на заявление не представило.

Суд посчитал возможным рассмотреть дело в порядке ч. 2 ст. 200 АПК РФ в отсутствие судебного пристава-исполнителя и третьего лица.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, изучив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд считает, что уточненные требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Исходя из того, что оспариваемое бездействие судебного пристава-исполнителя Таганского отдела судебных приставов УФССП России по г. Москве носит длящийся характер, суд считает срок для обжалования, предусмотренный ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» соблюденным.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании в соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), в силу п. 5 ст. 200 АПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель, в том числе, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Как следует из материалов дела, 03 декабря 2015 Арбитражным судом г. Москвы вынесено решение по делу №А40-107155/2015 о взыскании с ООО «Медфарминвест» в пользу ООО «БЕЛЛА Восток» задолженности в размере 311 886, 57 рублей, расходов по уплате государственной пошлины в размере 9 238, 00 рублей.

Указанный судебный акт вступил в законную силу 11.01.2016 и ООО «БЕЛЛА Восток» в соответствии со ст. 319 АПК РФ получило исполнительный лист от 17.02.2016 №ФС 007199159.

В силу статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ (далее по тексту -Федеральный закон № 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

17.03.2016 ООО «БЕЛЛА Восток» нарочно отвезло в Басманный отдел судебных приставов по ЦАО №3 УФССП России по Москве заявление о возбуждении исполнительного производства с приложением оригинала исполнительного листа от 17.02.2016 № ФС 007199159.

22.03.2016 судебный пристав - исполнитель Басманного отдела судебных приставов по ЦАО №3 УФССП России по Москве (далее - судебный пристав - исполнитель) Еремеев А.Е. возбудил исполнительное производство под номером №13443/16/77018-ИП. В настоящее время Басманный отдел судебных приставов по ЦАО №3 УФССП России по Москве был упразднен и все полномочия перешли к ОСП по Центральному АО №3 УФССП России по Москве.

В силу положений частей 1, 8, 17 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя путем вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, копия которого не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

На основании ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

В срок совершения исполнительных действий не включается время, изложенное в ч. 7 ст. 36 Федерального закона №229-ФЗ (отложение исполнительного производства, исполнительное производство приостановлено, представлена отсрочка или рассрочка исполнительного документа и т.д.).

При этом в случае отложения, приостановления, предоставления отсрочки и рассрочки по исполнительному производству судебный пристав - исполнитель выносит, постановление, копия которого направляется в адрес взыскателя (ООО «БЕЛЛА Восток»).

В статье 38 Федерального закона №229-ФЗ зафиксированы основания для отложения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Срок для отложения исполнительного производства не более 10 дней.

Статьей 39 Федерального закона №229-ФЗ установлены основания для приостановлении исполнительного производства.

Как указывает заявитель, в адрес ООО «БЕЛЛА Восток» от судебного пристава - исполнителя постановления об отложении исполнительного производства, о приостановлении исполнительного производства, о представлении отсрочки или рассрочки исполнительного документа не поступали, из чего можно сделать вывод, что указанные постановления по исполнительному производству №13443/16/77018-ИП не выносились.

Статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее по тексту - Федеральный закон №118-ФЗ) судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Из приведенного следует, что судебный пристав-исполнитель обязан соблюдать законные права и интересы взыскателя по исполнительному производству.

В рамках возложенных обязанностей на судебного пристава - исполнителя 22.03.2016 и 23.03.2016 по информационной базе «АИС ФССП» направил запросы в: ФНС России, банки (ОАО «Банк Москвы», ОАО «Сбербанк России», ЗАО «ВТБ24»), операторам сотовой связи (ОАО «МТС», ОАО «МегаФон») и в МВД России.

23.03.2016 были получены ответы от: ОАО «МегаФон» - сведения об имуществе есть, ЗАО «ВТБ24» - сведения об имуществе отсутствуют и ГИБДД _ТС - сведения о имуществе есть.

27.03.2016 был получен ответ на запрос от ОАО «МТС» о том, что сведений об имуществе нет.

28.03.2016 был получен ответ от ОАО «Сбербанк России» - сведения об имуществе есть и от ОАО «Банк Москвы» о том, что сведения об имуществе в банке отсутствуют.

29.03.2016 был получен ответ от ФНС России о наличии сведений об имуществе должника.

Таким образом, в распоряжении судебного пристава - исполнителя имелась достаточная информация для совершения исполнительных действий по указанному исполнительному производству.

ООО «БЕЛЛА Восток» на основании ст. 50 Федерального закона №229-ФЗ 09.06.2016 воспользовалось своим правом и ознакомилось с исполнительным производством.

При ознакомлении с исполнительным производством 09.06.2016, заявитель указывает, что дело на бумажном носителе представителю ООО «БЕЛЛА Восток» не предоставили, а лишь сделали распечатку из базы «АИС ФССП России».

В результате бездействия судебного пристава-исполнителя нарушены, как указывает заявитель, принципы исполнительного производства, закрепленные ст. 4 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве»,- законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, а также предусмотренные законом права ООО «БЕЛЛА Восток», как стороны исполнительного производства.

Считая бездействие судебного пристава-исполнителя незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с ч.2 ст. 201 АПК РФ основанием для принятия решения суда о признании бездействия незаконным является, одновременно как несоответствие бездействия закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным бездействием гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с требованиями ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно ч.1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:

1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;

3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;

5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;

6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;

7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;

8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;

9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательстваРоссийской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);

10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;

11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;

12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

13) взыскивать исполнительский сбор;

14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;

16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;

17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства (ч. 1 - 2 ст. 68 Закона об исполнительном производстве).

Вместе с тем, материалы указанного выше исполнительного производства и документы, свидетельствующие о совершении исполнительных действий в рамках этого производства, заинтересованным лицом не представлены.

Изложенное свидетельствует о незаконном бездействии судебного пристава по исполнению требований исполнительного документа и нарушении требований ст.ст. 30, 36, 64, 68 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно ч.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу приведенной правовой нормы заявление о признании незаконным оспариваемого бездействия подлежит удовлетворению.

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в случае признания действия (бездействия) незаконным в решение суда должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Согласно ч. 2 ст. 329 АПК РФ заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается.

На основании ст.ст. 2, 5, 30, 64, 121 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и  руководствуясь ст.ст. 29, 65, 67, 71, 75, 81, 167-170, 176, 198-201, 329 АПК РФ, суд            РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Отдела  судебных приставов по ЦАО № 3 УФССП России по Москве по исполнительному производству №13443/16/77018-ИП.

Обязать судебного пристава-исполнителя Отдела  судебных приставов по ЦАО № 3 УФССП России по Москве в течение 10 дней со дня вступления судебного акта в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение путем совершения предусмотренных законом действий, направленных на принудительное исполнение требований, содержащихся в исполнительном листе.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Л.А. Дранко