ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-222254/16 от 02.03.2017 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва                                                                              Дело № А40-222254/16 -72-1896

21 марта 2017 г.

Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2017года

Полный текст решения изготовлен 21 марта 2017года

Арбитражный суд в составе судьи Немовой О.Ю.

при ведении протокола открытого судебного заседания секретарем Гузиевой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению: Частного образовательного учреждения высшего образования Институт международной торговли и права (ЧОУ ВО «ИМТП»)

к ответчику – Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

о признании незаконным приказа от 04.05.2016 г. № 690

при участии:

от заявителя: Зубарева О.В., доверенность от 19.12.2016 г., Мишутин Д.А., доверенность от 19.12.2016 г.

от ответчика: Хромушина В.Г., доверенность от 20.12.2016 г., Балашов А.Е., доверенность от 09.01.2017 г.

УСТАНОВИЛ:

ЧОУ ВО «ИМТП» (далее – заявитель, институт) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, об оспаривании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор, заинтересованное лицо) от 04.05.2016 г. № 690 «О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности ЧОУ ВО «ИМТП».

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Заинтересованное лицо против удовлетворения заявленных требований возражало по доводам письменного отзыва.

Выслушав представителей явившихся в заседание лиц, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 5.1. Положения о Службе к полномочиям Рособрнадзора отнесен федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, а также принятие мер по устранению последствий нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений и контроль за исполнением таких предписаний в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Исходя из п. 5.2. Положения о Службе к полномочиям Рособрнадзора отнесен федеральный государственный контроль качества образования в организациях, указанных в п. 5.1 Положения о Службе, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также принятие мер по устранению нарушений этих стандартов.

Таким оспариваемые акты, вынесены уполномоченным в соответствии с действующим законодательством лицом.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Рособрнадзора от 23.11.2015 № 2202 «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении Частного образовательного учреждения высшего образования «Институт международной торговли и права» Рособрнадзором была проведена внеплановая выездная проверка Института.

В соответствии с указанным приказом Рособрнадзора предметом данной проверки являлась, в том числе, оценка соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.

По результатам указанной выездной проверки Института были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области образования и составлен акт проверки от 01.12.2015 № 699/ВП/З/К.

При этом при проведении внеплановой проверки у Института были выявлены не только нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования (не соблюдение лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности), но и несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.

По итогам указанной проверки был составлен акт проверки от 01.12.2015 № 699/ВП/З/К.

На основании акта проверки Рособрнадзора от 01.12.2015 № 699/ВП/З/К, руководствуясь нормой ст. 93 Закона об образовании, а также в связи с тем, что у Института были выявлены несоответствия в части содержания и качества подготовки обучающихся, Рособрнадзором был издан приказ от 08.12.2015 № 2294 «О приостановлении Частному образовательному учреждению высшего образования «Институт международной торговли и права» действия государственной аккредитации»

В данном приказе Рособрнадзора Институту был установлен срок до 13.01.2016 для устранения несоответствий, указанных в акте проверки Рособрнадзора от 01.12.2015 № 699/ВП/З/К.

По результатам проверки документов и сведений, представленных Институтом письмом от 30.12.2015 № 07-55-1892, сотрудником Рособрнадзора был составлен акт по результатам проверки документов и сведений юридического лица от 25.01.2016 № 07-55-1892 и сделан вывод о не устранении выявленных несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов

В соответствии с ч. 9 ст.93 Закона об образовании в Российской Федерации и на основании акта по результатам проверки документов и сведений юридического лица от 25.01.2016 № 07-55-1892 был издан приказ Рособрнадзора от 04.05.2016 № 690 «О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Частного образовательного учреждения высшего образования «Институт международной торговли и права»

Указанные обстоятельства послужили основаниям для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 4 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.

Частью 9 статьи 93 Закона об образовании предусмотрено, что в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. До истечения срока устранения выявленного несоответствия орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов. В течение тридцати дней после получения уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия.

Действие государственной аккредитации возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия. В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки

В связи с чем, суд соглашается с доводами ответчика о том, что на процессуальные действия, связанные с приостановлением, возобновлением и аннулированием государственной аккредитации,  урегулированные частью 9 статьи 93 Закона об образовании, требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в части порядка  проведения проверки и оформления акта, оформляемого по результатам проверки документов и сведений юридического лица, не применяется.

При этом Закон об образовании (часть 9 статьи 93) регламентирует как порядок предоставления уведомления с приложением подтверждающих документов и процедуру проверки самих документов.

Императивность нормы указывает, что до истечения срока устранения выявленного несоответствия Рособрнадзор должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов.

В течение тридцати дней после получения уведомления Рособрнадзор проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия.

Таким образом, Федеральная служба в сфере образования должна проверить только уведомление с приложенными документами. Обязанность по доказыванию устранения выявленных несоответствий лежит на образовательной организации.

Закон об образовании не предусматривает запрос дополнительных документов при не подтверждении устранения выявленных несоответствий, так как при обнаружении данного юридического факта, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки должна в обязательном порядке зафиксировать, и принять соответствующие меры, предусмотренные частью 9 статьи 93 Закона об образовании.

Образовательная организация в установленный Рособрнадзором срок должна доказать факт устранения выявленных несоответствий посредством предоставления документов, перечень которых неограничен в связи с соблюдением предоставленных законов прав. Предоставляемые документы должны быть укомплектованы таким образом, чтобы лицо, уполномоченное на проведение проверки предоставленных документов и сведений, имело возможность сделать обоснованный вывод об устранении выявленных несоответствий.

Проведение же какой-либо дополнительной внеплановой проверки, регламентируемой положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в данном случае не предусмотрено.

В данном случае лицо, в соответствие с частью 9 статьи 93 Закона об образовании в течение тридцати дней после получения уведомления заявителя  от 30.12.2015 № 07-55-1892 уполномоченное лицо Рособрнадзора, руководствуясь Законом об образовании, изучило содержащуюся в уведомлении информацию и приложенные документы, зафиксировав результаты в Акте по результатам проверки документов и сведений юридического лица от 25.01.2016 № 07-55-1892, согласно которому документы, которые позволили бы сделать обоснованный вывод об устранении всех выявленных несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, предоставлены не были.

Доводы же заявителя об обратном не свидетельствует.

В соответствии с актом проверки документов и сведений юридического лица Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 25.01.2016 №07-55-1892 часть нарушений заявителем были устранены.

Вместе с тем, Пунктом 7.3 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 04.05.2010 №464 (зарегистрировано Минюстом России 21.05.2010, регистрационный №17337) (далее - ФГОС ВПО Юриспруденция), установлено, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и
общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах,
определяется главной целью ООП бакалавриата и особенностью контингента
обучающихся и содержанием конкретных дисциплин в целом.

В учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических
часов и видов учебных занятий, а также объем дисциплины (модуля) с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам
учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся указываются в
рабочих программах дисциплин (модулей) в соответствии с пунктом 18 Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программа бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367..

Таким образом, содержание рабочих программах дисциплин позволяет установить, предусмотрены или не предусмотрены в рамках учебных курсов встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу (часть 5 стать 12 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

 Следовательно образовательная организация самостоятельно определяет перечень учебных курсов образовательной программы, в рамках которых предусматривает и соответственно проводит встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Согласно акту проверки от 01.12.2015 №699/ВП/3/К, на момент проведения проверки в рабочих программах дисциплин не были предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Соответственно не выполнялись требования к условиям реализации программ бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, установленные пунктом 7.3 ФГОС ВПО Юриспруденция в части формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

С целью устранения несоответствий, указанных в пункте 1.4. акта от 25.01.2016 №07-55-1892, лицензиатом представлены выписки из протокола Ученого совета ЧОУ ВО «ИМТП» от 03.12.2015 протокол № 4 «Об утверждении рабочих программ учебных дисциплин»; рабочих программ учебных дисциплин по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденных ректором О.Ю. Гаврюшиным 03.12.2015; учебных планов очной, очно-заочнойзаочной форм обучения по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, утвержденных ректором О.Ю. Гаврюшиным 03.12.2015.

Согласно представленным документам институт внес изменения в рабочие программы дисциплин, предусмотрев в рамках учебных курсов встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Однако, не представил документы, подтверждающие фактическую реализацию изменений, внесенных в программу бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, а именно проведение встреч с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классов экспертов и специалистов предусмотренных рабочими программами дисциплин.

Аналогичная ситуация имела и место в отношении пункта 7.3 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.05.2010 №544 (зарегистрировано Минюстом России 15.07.2010, регистрационный №17837).

Пунктом 7.4 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 04.05.2010 №464 (зарегистрировано Минюстом России 21.05.2010, регистрационный №17337) (далее - ФГОС ВПО Юриспруденция), установлено, что общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся).

По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, выставляется оценка ("отлично","хорошо","удовлетворительно", "неудовлетворительно").

Согласно представленным документам, институт внес изменения в учебные планы и рабочие программы дисциплин программы бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.

Вместе с тем, институт не представил экзаменационно-зачетные ведомости по дисциплинам «Гражданское и торговое право зарубежных стран», «Конституционное право зарубежных стран», «Семейное право», «Коммерческое право», подтверждающие, что форма промежуточной аттестации по вышеперечисленным   дисциплинам   соответствует   формам   промежуточной аттестации, установленным в представленных институтом учебных планах и рабочих программах дисциплин.

Аналогично, в отношении пункта 7.4 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.05.2010 №544 (зарегистрировано Минюстом России 15.07.2010, регистрационный №17837) (далее - ФГОС ВПО 080200 Менеджмент), установлено, что институт внес изменения в учебные планы и рабочие программы дисциплин программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент.

Вместе с тем, институт не представил экзаменационно-зачетные ведомости по дисциплинам «Политология», «Концепции современного естествознания», «Корпоративная социальная ответственность», «Корпоративные финансы», «Страхование», «Бизнес-английский», «Международное экономическое право», подтверждающие, что форма промежуточной аттестации по вышеперечисленным дисциплинам соответствует формам промежуточной аттестации, установленным в представленных институтом учебных планах и рабочих программах дисциплин.

Пунктом 7.17 федерального государственного образовательного стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденным приказом Минобрнауки России от 04.05.2010 № 464, установлены требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата: к образовательному процессу привлекается не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

С целью устранения несоответствий лицензиатом представлены копии следующих документов: копия справки с места основной работы и трудовой договор с Повериным А.С; копия справки с места основной работы и трудовой договор с Лисицыным В.А.; копия справки с места основной работы и трудовой договор с Деминой А.А.; Копия справки свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и трудовой договор с Шаповаловым Д.А.

Вместе с тем, лицензиат не представил сведения о научно-педагогических работниках реализующих программу бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (договоры гражданско-правового характера, трудовые договоры, индивидуальные планы работы педагогических работников, документы об образовании и (или) квалификации), а также документы, подтверждающие фактическое привлечении научно-педагогических работников Поверина А.С, Лисицына В.А., Шаповалова Д.А к реализации программы бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (индивидуальные планы работы преподавателей). Институт не представил сведения о перераспределении учебной нагрузки между преподавателями.

Таким образом, суд соглашается с доводами ответчика о том, что на основании представленных документов не представляется возможным установить, что к образовательному процессу привлекается не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений, и сделать вывод об устранении выявленного несоответствия.

Довод института, что все документы и подтверждающие материалы были представлены в период выездной проверки, не обоснован, так как: в ходе проверки члены комиссии ознакомились с документами, представленными институтом в соответствии с приказом Рособрназора от 23.11.2015 № 2202.

На основании анализа и экспертизы документов, представленных институтом в период проведения проверки, было установлено несоответствие пункту 7.17 ФГОС ВПО 030900 Юриспруденция, указанное в акте проверки от 01.12.2015 699/ВП/З/К.

Пунктом 6.7 федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 № 946 (зарегистрирован Минюстом России 15.10.2014, регистрационный № 34320) (далее - ФГО СВО 37.03.01 Психология), установлено требование: в Блок 2 "Практики" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.

Типы учебной практики:

практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.

Способы проведения учебной практики:

стационарная.

Типы производственной практики:

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;

научно-исследовательская работа.

Способы проведения производственной практики: стационарная

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

Порядок организации и проведения практики обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, формы  и  способы  ее  проведения,  а также  виды  практики  обучающихся, определяется Положением о практике обучающихся, осваивающих основные
профессиональные образовательные программы высшего образования,
утвержденным          приказом       Минобрнауки           России от 27.11.2015 № 1383.

Порядок разработки и утверждения образовательных программ, в том числе программ практик, являющихся частью образовательной программы, установлен Приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 №1367.

В ходе проверки, проведенной с приказом Рособрнадзора от 23.11.2015 № 2202 также было выявлено несоответствие пункту 6.7 ФГОС ВО Психология: по направлению подготовки 37.03.01 Психология профиль «Психология управления» (уровень бакалавриата) - в институте проводится производственная практика по типу «Научно-исследовательская работа» (п. Б 2 Н РУП, количество зачетных единиц не запланировано); полностью отсутствуют методическое обеспечение и фонды оценочных средств по указанной практике.

С целью устранения несоответствий лицензиатом представлены копии следующих документов: выписки из протокола Ученого совета ЧОУ ВО «ИМТП» от 03.12.2015 протокол №4 «Об утверждении рабочих программ учебных дисциплин»; учебных планов очной, очно-заочной, заочной форм обучения по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), утвержденных ректором О.Ю. Гаврюшиным 03.12.2015; программы учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), утвержденной ректором О.Ю. Гаврюшиным 03.12.2015; программы производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), утвержденной ректором О.Ю. Гаврюшиным 03.12.2015; программы производственной практики: научно-исследовательская работа по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), утвержденной ректором О.Ю. Гаврюшиным 03.12.2015; программы производственной практики: преддипломная по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), утвержденной ректором О.Ю. Гаврюшиным 03.12.2015.

Институт внес изменения в учебный план программы бакалавриата по направлению подготовки 37.03.01 Психология, определив трудоемкость производственной практики по типу научно-исследовательская работа.

Вместе с тем, фонд оценочных средств по производственной практике: научно-исследовательская работа по направлению подготовки 37.03.01 Психология, входящий в состав программы практики, не включает в себя указанием этапов формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы; типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы, предусмотренные программой практики. Следовательно,   фонд  оценочных  средств,   входящий  в   состав  программы практики, не позволяет оценить достижение планируемых результатов обучения по практике, определенных в программе производственной практике (научно-исследовательская работа).

Таким образом, институт не обеспечивает реализацию производственной практики по типу научно-исследовательская работа по программе бакалавриата по направлению 37.03.01 Психология в полном объеме, что не соответствует пункту 6.7. ФГОС ВО 37.03.01 Психология.

Довод института, что нарушение, указанное в акте проверки от 01.12.2015 №699/ВП/3/К, не относится к ФГОС, не обоснован, так как в федеральном государственном стандарте устанавливаются требования к структуре образовательной программы, планируемым результаты освоения образовательной программы, а также условиям реализации образовательной программы. Реализация образовательных программ должна осуществляется в соответствие с установленным порядком (статья 13 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»). Таким образом, нарушение установленных требований при реализации образовательных программ, разработанных в соответствии с ФГОС, влечет за собой нарушение требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.

Аналогично, в отношении Пункта 6.7 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 10.12.2014 № 1567 (зарегистрирован Минюстом России 05.02.2015, регистрационный № 35894)

Лицензиатом не представлены документы, подтверждающие прохождение студентами практик, предусмотренных учебными планами (отчеты о прохождении практики, договоры на прохождение практики, заключенные с предприятиями, приказы о направлении студентов на практику, экзаменационно-зачетные ведомости по практикам).

Довод института, о необоснованности запроса вышеперечисленных документов, не обоснован, так как институт не представил сведения о контингенте обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление с указание курса и формы обучения, подтверждающие что практики по программе бакалавриата на момент устранения несоответствий, указанных в акте проверки от 01.12.2015 №699/ВП/3/К, не проводились. Поэтому в акте проверки документов и сведений от 25.01.2016 №07-55-1892 было указано на необходимость представления документов, подтверждающих прохождение студентами практик, предусмотренных учебным планом с целью устранения выявленного несоответствия

Пунктом 3.3 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 061100 Менеджмент организации, утвержденного заместителем Министра образования Российской Федерации В.Д. Шадриковым 17.03.2000, номер государственной регистрации 234 эк/сп (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст) (далее - ГОС ВПО 061100 Менеджмент организации), установлено, что образовательная программа подготовки менеджеров состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.

Дисциплины и курсы национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплины по выбору студентов должны отвечать назначению цикла и содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

Вместе с тем, разделом 4 ГОС ВПО 061100 Менеджмент организации установлены требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы подготовки менеджера, в том числе перечень дисциплин федерального компонента, подлежащих изучению.

Согласно представленным документам, институт внес изменения в учебные планы по специальности 080507 Менеджмент организации (дата утверждения учебных планов 03.12.2015).   Вместе с тем, в учебном плане заочной формы обучения по специальности 080507 Менеджмент организации, утвержденном ректором О.Ю. Гаврюшиным отсутствует дисциплина «Деньги, кредит, банки». Согласно выписке из протокола заседания Ученого совета ЧОУ ВО «ИМТП» от 03.12.2015, протокол №4, дисциплина «Деньги, кредит, банки» должна быть включена в учебные планы по специальности 080507 Менеджмент организации. На основании представленных документов не представляется возможным сделать вывод об устранении несоответствия.

Довод института, что при разработке и утверждении образовательной программы по специальности 080507 Менеджмент организации руководствовался Порядком разработки и утверждения образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 №1367, является ошибочным.

В соответствии с пунктом 3 Порядка разработки и утверждения образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 №1367, образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией. Имеющие государственную аккредитацию образовательные программы разрабатываются организацией в соответствии с федеральными государственными образовательными.

Образовательная программа по специальности 080507 Менеджмент организации должна быть разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом, в том числе в соответствии с требованиями, к обязательному минимуму содержания образовательной программы подготовки менеджера, указанными в ГОС ВПО 061100 Менеджмент организации.

С целью устранения несоответствий п 6.1.2 ГОС ВПО 061100 Менеджмент организации, пункта 7.4 Порядка заполнения, учета и выдачи документов в отношении приложения к диплому Батышевой В.М. (per. № 286)  лицензиатом представлены копии следующих документов: приказа Ректора ЧОУ ВО «ИМТП» от 03.12.2015 №48/ 6-о; акта от 07.12.2015 №08 на предмет списания и уничтожения дипломов о высшем образовании и приложении к дипломам об уничтожении приложения к диплому выпускника 2015 года по специальности 061100 Менеджмент организации Батышевой В.М.; приложения к диплому выпускника 2015 года по специальности 061100 Менеджмент организации Батышевой В.М. от 03.12.2015.

Вместе с тем, лицензиатом лицензирующему органу не была не представлена копия учебного плана, по которому обучалась Батышева В.М. в связи с чем, ответчик был лишен возможности  сделать вывод, что сведения указанные в приложении к диплому совпадают с сведениями в учебном плане, по которому  проходила обучение Батышева В.М.

Довод институт о том, что учебные план был представлены при проведении выездной проверки, никаких изменений в них не вносилось, не обоснован, так как в ходе проверки члены комиссии ознакомились с документами, представленными институтом в соответствии с приказом Рособрназора от 23.11.2015 № 2202. На основании анализа и экспертизы документов, представленных институтом в период проведения проверки, было установлено несоответствие пункту 6.1.2 ГОС ВПО 061100 Менеджмент организации, указанное в акте проверки от 01.12.2015 699/ВП/З/К.

Пунктом 7.2 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 061100 Менеджмент организации, утвержденного заместителем Министра образования Российской Федерации В.Д. Шадриковым 17.03.2000, номер государственной регистрации 234 эк/сп (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст) (далее - ГОС ВПО 061100 Менеджмент организации), установлено, что каждый вуз должен разработать и иметь фонд контрольных заданий для оценки качества подготовки специалистов. Фонд используется для регулярного проведения самоанализа работы, а также при аттестации специальности и вуза.

Пунктом 7.3 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 061100 Менеджмент организации, утвержденного заместителем Министра образования Российской Федерации В.Д. Шадриковым 17.03.2000, номер государственной регистрации 234 эк/сп (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст) (далее - ГОС ВПО 061100 Менеджмент организации), установлено, что фонд должен включать операционные формы заданий, вопросов, тестов, задач, которые позволяют оценить уровень знаний, навыков и умений, их соответствие положениям настоящего стандарта и квалификационным требованиям.

С целью устранения несоответствий лицензиатом представлены копии следующих документов: выписки из протокола Ученого совета ЧОУ ВО «ИМТП» от 03.12.2015 протокол №4 «Об утверждении учебных планов по специальностям и направлениям подготовки на 2015-2016 учебный год»; учебных планов очной, очно-заочной и заочной форм обучения по специальности 080507 Менеджмент организации, утвержденных ректором О.Ю. Гаврюшиным 03.12.2015; рабочих программ дисциплин «Организационное поведение», «Управление качеством», «Экономика организации (предприятия, фирмы», «Экономическая политика», «Внешняя торговля» по специальности 080507 Менеджмент организации.

При этом документы, представленные институтом, не соответствуют установленным требованиям, а именно:

по дисциплине «Организационное поведение» отсутствуют оценочные средства, предусмотренные рабочей программой дисциплины (задания для проведения контрольных работ);

по дисциплине «Внешняя торговля» отсутствуют оценочные средства, предусмотренные рабочей программой дисциплины (задачи).

Довод института, что при разработке и утверждении образовательной программы по специальности 080507 Менеджмент организации руководствовался Порядком разработки и утверждения образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 №1367, является ошибочным.

В соответствии с пунктом 3 Порядка разработки и утверждения образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 №1367, образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией. Имеющие государственную аккредитацию образовательные программы разрабатываются организацией в соответствии с федеральными государственными образовательными.

Образовательная программа по специальности 080507 Менеджмент организации должна быть разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом, в том числе в соответствии с требованиями, указанными в ГОС ВПО 061100 Менеджмент организации.

С целью устранения несоответствий, пункта 1.2 ГОС ВПО 060600 Мировая экономика - выпускнику 2012 года по специальности 080102 Мировая экономика лицензиатом представлены копии
следующих документов: приказа Ректора ЧОУ ВО «ИМТП» от 03.12.2015 №48/5- о; акта от 07.12.2015 №08 на предмет списания и уничтожения дипломов о высшем образовании и приложении к дипломам дубликата диплома специалиста 137705  0378818          per.      номер 347, дата        выдачи 28 октября 2015 года, с присвоением квалификации Экономист со знанием иностранного языка выпускника 2012 года Федорова Р.С; дубликата диплома специалиста 137705 0378820 per. номер 349, дата выдачи 03 декабря 2015 года, с присвоением квалификации Экономист выпускника 2012 года Федорова Р.С.

Вместе с тем, лицензиатом не представлены документы, подтверждающие присвоение квалификации Экономист выпускнику 2012 года Федорову Р.С: копия решения государственной аттестационной комиссии о присвоении выпускнику квалификации (степени), соответствующей ГОС ВПО 060600 Мировая экономика.

Довод институт о том, что запрашиваемые документы был представлены
при проведении выездной проверки, не обоснован, так как в ходе проверки члены комиссии ознакомились с документами, представленными институтом в
соответствии с приказом Рособрназораот 23.11.2015 № 2202.

На основании анализа и экспертизы документов, представленных институтом в период проведения проверки, было установлено несоответствие пункту 1.2 ГОС ВПО 061100 Менеджмент организации, указанное в акте проверки от 01.12.2015 699/ВП/З/К.

С целью устранения несоответствий разделу 4 ГОС ВПО 021100 Юриспруденция, пункту 7.4. Порядка заполнения, учета и выдачи документов - в приложении к диплому Романовой П.А. (per. № 282), лицензиатом представлены копии следующих документов: копия приказа Ректора ЧОУ ВО «ИМТП» от 03.12.2015 № 48/7-о; копия акта на предмет списания и уничтожения дипломов о высшем образовании и приложении к дипломам об уничтожении приложения к диплому с отличием по специальности 021100 Юриспруденция (per. № 276) выпускника
2015 года Романовой П.А.; копия приложения к диплому выпускника 2015 года
Романовой П.А. от 03.12.2015.

 Лицензиатом не представлен учебный план, по которому обучалась студентка Романова П.А., рабочая программа дисциплины «Иностранный язык», подтверждающие освоение дисциплины «Иностранный язык» в объеме, предусмотренном ГОС ВПО 021100 Юриспруденция.

Довод институт о том, что учебные план был представлены при проведении выездной проверки, никаких изменений в них не вносилось, не обоснован, так как: в ходе проверки члены комиссии ознакомились с документами, представленными институтом в соответствии с приказом Рособрназора от 23.11.2015 № 2202. На основании анализа и экспертизы документов, представленных институтом в период проведения проверки, было установлено несоответствие разделу 4 ГОС ВПО 021100 Юриспруденция, указанное в акте проверки от 01.12.2015 699/ВП/З/К

Таким образом, заинтересованное лицо, в установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования порядке приняло решение о лишении Института государственной аккредитации.

При этом  процедура проверки предоставленного Институтом уведомления с приложенными документами соответствовала требованиям Закона об образовании.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В данном случае совокупности указанных условий судом не установлено.

При принятии решения суд также учитывает, что в соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Исходя из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом в судебном заседании.

Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК Российской Федерации).

Гарантией для лиц, не реализовавших по уважительным причинам свое право на совершение процессуальных действий в установленный срок, является институт восстановления процессуальных сроков, предусмотренный статьей 117 АПК Российской Федерации, согласно которой пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен по ходатайству лица, участвующего в деле.

Частями 1, 2 ст. 117 АПК РФ Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

В данном случае, в обоснование заявленного ходатайства о восстановлении срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявитель ссылается на обжалование им оспариваемого Приказа в пределах срока на обжалование в Мещанском районном суде, который определением о 05.10.2016г. производство по делу № 2А-13921/16 прекратил по мотиву подведомственности спора арбитражному суду.

Однако, указанное обстоятельство не может являться основанием для восстановления вышеуказанного срока, поскольку, по мнению суда,  заявитель  осуществляя лицензируемый вид деятельности по оказанию платных образовательных услуг, в том числе, по направлению подготовки 030900 Юриспруденция, не был лишен возможности обратиться с заявленными требованиями в установленный срок и с соблюдением правил подведомственности.

Поскольку факт уважительности пропуска процессуального срока на обжалование оспариваемого Приказа заявителем не доказан, указанный срок в порядке ч. 2 ст. 117 АПК РФ восстановлению не подлежит.

Пропуск установленного срока и отсутствие оснований для его восстановления с учетом правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О также является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.

На основании стизложенного и руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 71, 75, 159, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ЧОУ ВО «ИМТП» отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                      О.Ю. Немова