ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-222337/16 от 26.12.2016 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-222337/16

130-28

26 декабря 2016 г.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

судьи С.М. Кукиной (единолично),

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Исполняющего обязанности Юго-Западного транспортного прокурора ( 119048, г.Москва, улица Хамовнический вал, дом 1) к ОАО «РЖД» (107144, г.Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, дата регистрации 23.09.2003) о привлечении к административной ответственности ОАО «РЖД» по ч.5 ст.9.5 КоАП РФ заявление (№08-05-16 от 31.10.2016)

без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности Юго-Западного транспортного прокурора обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о привлечение к административной ответственности на основании ч. 5 ст.9.5 КРФоАП

Ответчик, извещенный надлежащим образом о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, отзыв не представил, требования не оспорил.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, выслушав представителя заявителя, суд пришел к выводу, что заявление подлежит удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии с частью 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Как следует из материалов дела, Юго-Западная транспортная прокуратура 17.10.2016 в период времени с 11 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. провела проверку соблюдения требований градостроительного законодательства ОАО «РЖД», при эксплуатации объектов капитального строительства Московского центрального кольца, в том числе объекта: «Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения» 8 этап -Строительство эстакады через Рязанский проспект и Горьковское направление Московской железной дороги, расположенного по адресу: г. Москва, перегоны и станции Малого кольца Московской ж.д.

В ходе проверки установлено, что 10.09.2016 состоялось открытие движения по Московскому центральному кольцу, для пассажиров открыты платформы и начато регулярное движение электропоездов.

В ходе проведенной транспортной прокуратурой проверки установлено, что в настоящее время эксплуатируются следующих объектов капитального строительства (названия в соответствии с проектной документацией/при эксплуатации):

«Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения» 18 этап - Строительство остановочных пунктов «Гостиничная» («Окружная»), «Владыкино» («Владыкино») (разрешение на строительство от 29.08.2016 № 77-09-0809-2016МС);

«Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения» 20 этап - Строительство остановочных пунктов «Андроновка» («Андроновка»), «Волгоградская» («Угрешская»), «Дубровка» («Дубровка»), «Автозаводская» («Автозаводская»), «ЗИЛ» («ЗИЛ») (разрешение на строительство от 02.09.2016 № 77-000-0813-2016МС);

«Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения» 21 этап - Строительство остановочного пункта Ярославская» («Ростокино») (разрешение на строительство от 09.09.2016 № 77-000-0820-2016МС);

«Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения» 37 этап - Реконструкция путепровода на 31 км Малого кольца МЖД через Варшавское шоссе (разрешение на строительство от 23.08.2016 № 77-05-0804-2016МС);

«Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения» 8 этап - Строительство эстакады через Рязанский проспект и Горьковское направление Московской железной дороги (разрешение на строительство от 07.09.2016 № 77-04-0816-2016МС);

«Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения» 12 этап - Реконструкция Дорогомиловского моста через р. Москва (разрешение на строительство от 18.02.2016 № 77-000-0551-2016МС);

«Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения» 13 этап - Реконструкция станции Кожухово (разрешение на строительство от 24.06.2016 № 77-000-0691-2016МС);

«Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения» 14 этап - Реконструкция железнодорожного участка Ростокино (искл.) - Белокаменная (вкл.) (разрешение на строительство от 07.09.2016 № 77-000-0815-2016МС);

«Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения» 26 этап - Строительство остановочного пункта «Новохохловская» («Новохохловская») (разрешение на строительство от 25.03.2016 № 77-04-0593-2016МС);

«Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения» 23 этап - Строительство остановочного пункта «Ботанический сад» («Ботанический сад») (разрешение на строительство от 04.04.2016 № 77-02-0599-2016МС);

«Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения» 19 этап - Строительство остановочных пунктов «Открытое шоссе» («Бульвар Рокоссовского»), «Черкизовская» («Локомотив»), «Измайловский парк» («Измайлово»), «Соколиная гора» («Соколиная гора») (разрешение на строительство от 18.08.2016 № 77-03-0801-2016МС);

«Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения» 28 этап - Строительство остановочного пункта «Шелепиха» («Шелепиха») (г. Москва, перегоны и станции Малого кольца Московской ж.д.), (разрешение на строительство от 26.02.2016 № 77-01-0561-2016МС);

«Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения» 4 этап - Реконструкция железнодорожного участка Андроновка (вкл.) - Канатчиково (искл.) с использованием существующей ветви № 15 Андроновка-Люблино-сортировочное под III главный путь (разрешение на строительство от 19.02.2016 № 77-000-0558-2016МС);

«Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения» 16 этап - Реконструкция путепровода через Хорошевское шоссе со строительством остановочного пункта «Хорошево» («Хорошево») (разрешение на строительство от 29.02.2016 № 77-09-0563-2016МС);

«Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения» 38 этап - Реконструкция путепровода Большой Зил с подходами (разрешение на строительство от 23.08.2016 № 77-05-0802-2016МС);

«Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения» 17 этап - Строительство остановочных пунктов: «Новопесчаная» («Зорге»), «Волоколамская» («Стрешнево»), «Ходынка» («Панфиловская»), «Войковская» («Балтийскую»), «Коптево» («Коптево»), «Николаевская» («Лихоборы») (разрешение на строительство от 30.08.2016 № 77-09-0810-2016МС);

«Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения» 27 этап - Строительство остановочного пункта «Варшавское шоссе» («Верхние Котлы») (разрешение на строительство от 30.08.2016 № 77-05-0807-2016МС);

«Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения» 24 этап - Строительство остановочного пункта «Белокаменная» («Белокаменная») (разрешение на строительство от 30.08.2016 № 77-03-0808-2016МС);

«Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения» 25 этап - Строительство остановочного пункта «Шоссе Энтузиастов» («Шоссе Энтузиастов») (разрешение на строительство от 28.12.2015 № 77-03-0510-2015МС);

«Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной
 дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения» 3 этап -
 Реконструкция железнодорожного участка Лихоборы (искл.) - Ростокино
 (вкл.) (разрешение на строительство от 30.08.2016 № 77-000-0806-2016МС).

В настоящее время эксплуатируется, в том числе эстакада через Рязанский проспект и Горьковское направление Московской железной дороги Московского центрального кольца.

В ходе дальнейшей проверки установлено, что на указанный объект капитального строительства ОАО «РЖД» 07.09.2016 получено разрешение на строительство Министерства строительства и жилищно-коммунальноо хозяйства РФ № 77-04-0816-2016МС.

Заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию по указанному объекту направлено ОАО «РЖД» в Министерство строительства и жилищно-коммунальноо хозяйства РФ лишь 19.10.2016.

В силу норм градостроительного законодательства для эксплуатации объектов капитального строительства требуется разрешение на ввод его в эксплуатацию, обязанность по получению которого в соответствии с частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации лежит на застройщике, а именно ОАО «РЖД».

По окончанию проверки, сотрудниками прокуратуры составлен Акт проверки соблюдения федерального законодательства от 17.10.2016г.

Согласно части 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Статьей 28.4, п. 1 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.5 КоАП РФ, возбуждаются прокурором в пределах своих полномочий.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента вынесения постановления об административном правонарушении.

31.10.2016г. исполняющим обязанности Юго-Западного транспортного прокурора Д.В. Петуховым, при участии представителя ОАО «РЖД» по доверенности от 02.08.2016г. Уткина Е.С., вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Копия вручена представителю.

Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 статьи 9.5 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Москвы.

В силу ч. 5 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Вместе с указанным заявлением застройщиком предоставляются документы, перечисленные в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган, выдавший разрешение на строительство, обязан в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Согласно пунктам 10, 13 и 14 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации - (далее - ГК РФ) под объектом капитального строительства - здание строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства) за исключение временных построек, киосков, навесов, и других подобных построек; строительством является создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Таким образом, в силу норм градостроительного законодательства для эксплуатации названного объекта капитального строительства требуется разрешение на ввод его в эксплуатацию, обязанность по получению которого в соответствии с частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации лежит на застройщике, то есть на ОАО «РЖД».

Согласно письма начальника группы заказчика по строительству и реконструкции интермодальных транспортно-пересадочных узлов ДКРС-Москва ОАО «РЖД» от 26.10.2016 № 11525-ДКРС МСК разрешение на ввод, в том числе объекта - «Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения» 8 этап – Строительство эстакады через рязанский проспект и Горьковское направление Московской железной дороги до настоящего времени не оформлено.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда. Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).

Доказательств, подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленных административных правонарушений, в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу о наличии вины учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения.

Суд также учитывает письменные объяснения от 31.10.2016г. представителя ОАО «РЖД» Савина П.Л. и Уткина Е.С., данных при вынесении Постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с которыми факт не получения разрешения признан полностью.

Срок привлечения к административной ответственности предусмотренный ст. 4.5 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях не пропущен.

Суд учитывает, что заявитель не сослался на наличие отягчающих обстоятельств при совершении ответчиком указанного административного правонарушения, в связи с чем, суд, учитывая факт его совершения ответчиком впервые, счел возможным применить к рассматриваемым правоотношениям положения ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ при определении размера штрафа, подлежащего взысканию, и назначить наказание в минимальном размере, предусмотренном ч. 5 ст. 9.5 КРФоАП, т.е. в размере 10 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь вышеназванными нормативными актами, ст.ст. 27, 29, 134-137, 156, 167-170, 176, 202-206 АПК РФ, ст. 4.1, 4.2, ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Привлечь Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, дата регистрации: 23.09.2003г., 107174, г.Москва, ул.Н. Басманная, д. 2) к административной ответственности на основании ч. 5 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наложить на Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, дата регистрации: 23.09.2003г., 107174, г.Москва, ул.Н. Басманная, д. 2) административный штраф в размере 10 000 руб.

Штраф следует уплатить по следующим реквизитам:

Реквизиты администратора: Адрес: 107140, г. Москва, 2-я Леснорядская ул., д. 13/15 Расчетный счет: 40101810800000010041, Полное наименование: Московская межрегиональная транспортная прокуратура, Банк получателя: Отделение 1 Московского ГТУ Банка России г.Москва 705, БИК банка: 044583001, Получатель платежа: УФК по г. Москве (Московская межрегиональная транспортная прокуратура), ИНН 7708630676; КПП 770801001, л/ч 04731855430, ОКТМО 45378000, КБК 41511690010016000140.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

В соответствии с ч.4.2 ст.206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, до истечения шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, экземпляр настоящего решения для его принудительного исполнения будет направлен в Федеральную службу судебных приставов.

Судья:

С.М.Кукина