ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-222352/19-121-1867 от 16.10.2019 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва

Дело № А40-222352/19-121-1867

22 октября 2019 года

Резолютивная часть решения  в порядке ч.1 ст.229 АПК РФ от 16 октября 2019 года

Мотивированное решение изготовлено 22 октября 2019 года

Арбитражный суд города Москвы

в составе: судьи  Е.А.Аксеновой (единолично)

рассмотрев в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ, дело

по заявлению: ООО "Цирк морских животных" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, дата регистрации: 04.03.2015, 129226, Москва город, улица Сергея Эйзенштейна, дом 8, строение 18, комната №207 этаж 2)

к Администрации Октябрьского района города Ижевска (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 02.08.2006, 426033, <...>)

о признании незаконным и отмене постановления от 11.07.2019г. №  488/19 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 19 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57-РЗ

без вызова лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Цирк морских животных» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Администрации Октябрьского района города Ижевска (далее – ответчик, Администрация, Административная комиссия) от 11.07.2019г. №  488/19 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 19 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57-РЗ.

Заявление мотивировано тем, что оспариваемое постановление является незаконным и необоснованным в связи с недоказанностью состава административного правонарушения, а также Общество ссылается неприменение административным органом ст. 4.1.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения, заявитель также указывает на нарушение предусмотренного ст. 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении.

Ответчиком представлены материалы административного дела, письменный отзыв, по доводам которого Администрация против удовлетворения требований Заявителя возражает, ссылаясь на то, что факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57-РЗ доказан, его вина установлена, а административный штраф назначен в пределах санкции ч. 3 ст. 19 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57-РЗ.

Определением от 29.08.2019 заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, в соответствии с ч. 1,2 ст. 227 и ст. 228 АПК РФ, без вызова сторон.

16.10.2019 изготовлена резолютивная часть решения в порядке ч. 1 ст. 229 АПК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Резолютивная часть решения от 16.10.2019 размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 17.10.2019 в 13 час. 04 мин. МСК.

25.03.2019 через систему «Мой арбитр» от заявителя поступило заявление об изготовлении мотивированного решения.

Таким образом, заявителем соблюден пятидневный срок для подачи заявления об изготовлении мотивированного решения.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд установил, что требования заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

Судом проверено и установлено, что заявление об оспаривании постановления подано заявителем в Арбитражный суд города Москвы с соблюдением десятидневного срока, установленного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Октябрьского района города Ижевска от 11.07.2019г. №  488/19 заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 19 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57-РЗ, Обществу назначен административный штраф в размере 14 000, 00 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд города Москвы.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

Согласно части 3 статьи 19 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" неисполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или настоящим Законом - влечет наложение административного штрафа на юридических от четырнадцати тысяч до двадцати четырех тысяч рублей.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, 15 мая 2019 непосредственным обнаружением зафиксировано, что на земельном участке с к.н. 18:266010150:17, с восточной стороны д.11 по ул.Холмогорова г.Ижевска установлен шатер «Дельфинарий», с которого производится сброс жидких отходов на прилегающую территорию, что является нарушением п. 3.2.1, 3.2.5 «Правил благоустройства города Ижевска», утвержденных решением Городской думы г.Ижевска от 28.06.2012 г. № 308.

В ходе осмотра установлено, что деятельность шатра «Дельфинарий» осуществляет ООО «Цирк морских животных» согласно сведениям, размещенным у кассы шатра.

Таким образом, ООО «Цирк морских животных» является лицом, осуществляющим деятельность шатра «Дельфинарий» на земельном участке с к.н. 18:266010150:17, с восточной стороны <...> и лицом, ответственным за слив жидких бытовых отходов на прилегающую территорию г. Ижевска.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решением городской Думы города Ижевска от 28.06.2012 N 308 утверждены "Правила благоустройства города Ижевска" (далее - Правила, Правила благоустройства).

Правилами благоустройства N 308 установлены обязательные для исполнения требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.

Физические и юридические лица обязаны осуществлять содержание (в том числе очистку и уборку), а также обеспечивать благоустройство объектов благоустройства самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств (пункт 4.1 Правил благоустройства N 308).

В соответствии с пунктом 3.2., подп. 3.2.1 Раздела 3 («Общие требования по обеспечению благоустройства, чистоты и порядка») Правил благоустройства:

3.2. В целях обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске запрещается:

3.2.1. Загрязнять и засорять территорию, здания, строения города, объекты благоустройства;

3.2.5. Выливать жидкие бытовые отходы на территории города, закапывать жидкие бытовые отходы в землю.

В силу пункта 4.2 Правил благоустройства N 308 ответственными за благоустройство и содержание объектов благоустройства являются физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе на территориях земельных участков и зданиях многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилищным фондом, либо собственники многоквартирного жилого дома, выбравшие непосредственный способ управления.

В целях благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске юридические лица, физические лица в соответствии и в пределах, установленных настоящими Правилами, обязаны обеспечивать содержание территорий, уборку мест общего пользования зданий, сооружений, очистку территорий от мусора, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, ликвидацию зимней скользкости, гололеда, удаление обледенений (пункт 3.1.3 Правил благоустройства N 308).

ООО «Цирк морских животных» нарушены Правила благоустройства, выразившиеся в виновном действии, то есть в сливе жидких отходов на прилегающую территорию г.Ижевска, на земельный участок с к.н. 18:266010150:17, с восточной стороны д.11 по ул.Холмогорова г.Ижевска

Тем самым ООО «Цирк морских животных» нарушило пункт 3.2, подп. 3.2.1, 3.2.5 «Правил благоустройства города Ижевска», утвержденных решением Городской думы г.Ижевска от 28.06.2012 г. № 308.

Таким образом, ООО «Цирк морских животных» совершило правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 19 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011г. №57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений».

В связи с указанными обстоятельствами, 17.06.2019 членом административной комиссии при Администрации Октябрьского района города Ижевска в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении № 180Р1902144 о совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст.19 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011г. №57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений».

Постановлением от 11.07.2019 № 488/19 ООО "Цирк морских животных" привлечено к административной ответственности на основании ч. 3 ст.19 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011г. №57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», в виде административного штрафа в размере 14 000 рублей.

В порядке ч.ч.6,7 ст. 210 АПК РФ судом проверено и установлено, что протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено должностными лицами административного органа в рамках их полномочий.

Суд установил, что протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено с соблюдением требований ст.25.1, 25.4, 25.5, 28.2, 29.7 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что административной комиссией был нарушен предусмотренный ст. 28.5 КоАП РФ срок составления протокола об административном правонарушении, отклоняется судом в связи со следующим.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения являются несущественными, поскольку эти сроки не являются пресекательными.

Согласно ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

Таким образом, процессуальные документы административного производства подлежат направлению заказанным письмом с уведомлением о вручении по месту нахождения юридического лица. Данное требованием Административной комиссией было соблюдено.

Так, на составление протокола Общество было извещено надлежащим образом. В материалах дела имеется извещение-вызов от 16.05.2019 с почтовой квитанцией об отправке, отчетом об отслеживании почтового отправления. Протокол №180Р 1902144 об административном правонарушении от 17.06.2019 получен Обществом 09.07.2019 согласно почтовой квитанциии об отправке. В данном протоколе имеется информация о дате, времени и месте заседания административной комиссии.

Ссылка заявителя на то, что в протоколе об административном правонарушении от 17.06.2019 № 180Р1902144, рассмотрение дела назначено в кабинете № 108, а фактическое рассмотрение дела состоялось в кабинете № 309, не принимается судом, поскольку в случае действительной явки представителя юридического лица на рассмотрение дела об административном правонарушении, представитель не был лишен возможности уточнить номер кабинета, в котором состоялось рассмотрение дела об АП. Суд также учитывает, что в извещении-вызове от 16.05.2019 также был указан номер телефона. Следовательно, заявитель также не был лишен возможности при помощи услуг телефонной связи уточнить номер кабинета, учитывая, что адрес и место рассмотрения дела об административном правонарушении указаны верные и корректные.

Суд считает, что с учетом надлежащего извещения юридического лица о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, некорректное указание номера кабинета, не является существенным нарушением, влекущим незаконность постановления.

С учетом изложенного Административной комиссией не допущено процессуальных нарушений, влияющих на законность и обоснованность выводов о совершении Обществом вмененного административного правонарушения.

Таким образом, вопреки доводу заявителя об обратном, нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.

Факт слива жидких отходов на прилегающую территорию города Ижевска, подтверждается фотоматериалами от 15.05.2019 и иными материалами дела об административном правонарушении.

Нарушения, зафиксированные в протоколе об административном правонарушении, свидетельствуют о недостаточности проводимых Обществом работ по содержанию благоустройства прилегающей территории, подтверждают ненадлежащее исполнение ООО «Цирк морских животных» своих обязанностей в силу требований действующего законодательства.

Довод заявителя о том, что в данном случае имело место выпадение осадков, а не слив жидких бытовых отходов, опровергается фотоматериалами от 15.05.2019, на которых зафиксировано, что именно от установленного шатра «Дельфинарий» производился слив жидких отходов.

Факт слива жидких отходов на прилегающую территорию на земельный участок с кадастровым номером 18:266010150:17 подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 17.06.2019 № 18ОР1902144, фотоматериалами, а также иными материалами административного дела в совокупности.

Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57-РЗ.

Доводы же заявителя об обратном не свидетельствуют и документально не подтверждены, в то время как факт совершения правонарушения в полном объеме подтверждается представленными ответчиком материалами административного дела.

Поскольку характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности свидетельствуют об отсутствии малозначительности. Правонарушение непосредственно затрагивает право жителей муниципального образования на благоприятную, здоровую и безопасную среду проживания, создает угрозу причинения вреда их жизни и здоровью, причинения имущественного вреда.

Административный штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции ч. 3 ст.19 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011г. №57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» в размере 14 000 руб. При доказанности в деяниях Заявителя всех элементов совершенного им правонарушения, для применения к нему мер административного реагирования не имеют правового значения мотивы невыполнения резидентом своей обязанности.

Учитывая, что целью административного наказания является предупреждение совершения административных правонарушений правонарушителем, применение ст. 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае будет свидетельствовать не о предупреждении со стороны государственных контролирующих органов нарушений, а о способствовании уклонения от административной ответственности.

Исключительных обстоятельств, объективно повлиявших на совершение заявителем неправомерного деяния, не имеется.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что факт совершения Заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью ч. 3 ст.19 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011г. №57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», подтверждается собранными по делу доказательствами.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда. Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела.

Доказательств того, что ответчиком были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, до составления протокола об административном правонарушении ответчиком не представлено и судом не установлено (статья 2.1 КоАП).

В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность; юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.

Оценив собранные административным органом доказательства, суд приходит к выводу, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч. 3 ст. 19 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57-РЗ предусмотрена административная ответственность. При этом в деле не имеется и ООО "Цирк морских животных" не представлено доказательств отсутствия у общества возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.

Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что  оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений п.п. 18, 18.1  Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации от 2 июня 2004 года № 10, суд не усматривает, требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления удовлетворению не подлежат.

Таким образом, постановление Администрации Октябрьского района города Ижевска от 11.07.2019г. №  488/19 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 19 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57-РЗ вынесено административным органом в пределах представленных полномочий, с соблюдением требований действующего законодательства, при установлении фактов совершения административных правонарушений, а также при соблюдении порядка и срока привлечения к административной ответственности.

В связи с изложенным, требования заявителя не подлежат удовлетворению

Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований и расцениваются судом, как направленные исключительно на уклонение от административной ответственности.

В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

В соответствии с ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, ст.ст.1.5, 2.1, 4.5, 15.1, 22.1, 23.5, 24.1, 24.5, 25.1, 25.4, 26.1-26.3, 28.2, 28.3, 29.5, 29.6, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 27, 29, 65, 71, 104, 163, 167-170, 207-211 АПК РФ

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ООО "Цирк морских животных" о признании незаконным и отмене постановления Администрации Октябрьского района города Ижевска от 11.07.2019г. №  488/19 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 19 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57-РЗ, – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение пятнадцати  дней со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

          СУДЬЯ:                                                                                                 Е.А.Аксенова