ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-224446/17-131-2307 от 24.01.2018 АС города Москвы

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. МоскваДело № А40-224446/17-131-2307

31 января 2018 года                                                                                                  

Резолютивная часть решения объявлена 24 января 2018 года

Полный текст решения изготовлен 31 января 2018 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи Жбанковой Ю.В., единолично,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Видановым А.В.

рассмотрев в открытом  судебном заседании дело по иску

истец ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "УГОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "КУЗБАССРАЗРЕЗУГОЛЬ"

ответчик ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

о взыскании 570 616 руб. 75 коп.

в заседании приняли участие:

от истца: ФИО1 по доверенности от 04.02.2016г. № 69-2016/УК

от ответчика: не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "УГОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "КУЗБАССРАЗРЕЗУГОЛЬ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" о взыскании 570 616 руб. 75 коп. ущерба.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание не явился. Ответчик мотивированный отзыв на иск не представил. Возражений не заявил. Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика, в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Истец поддержал исковые требования в полном объеме, представил на обозрение суда подлинники доказательств.

Изучив материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, исследовав и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, выслушав в судебном заседании полномочного  представителя истца, который поддержал и изложил свою позицию по делу, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 11 февраля 2017г. в соответствии с железнодорожной накладной № ЭЯ964968 ОАО «РЖД» (перевозчик) принял от ОАО «Угольная компания «Кузбасразрезуголь» (грузоотправитель) к перевозке каменный уголь марки Д общей массой 3 600 500 кг в адрес АО «Восточный порт» (грузополучатель).

14 февраля 2017 г. в пути следования грузового поезда № 2044 на 4648 км ПК 7 на 2 главном пути станции Ук двухпутного электрифицированного участка Тайшет -Нижнеудинск Нижнеудинской дистанции пути Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры произошел сход 14 вагонов, начиная с 27 по 40 по ходу движения.

Согласно технического заключения от 17.02.2017 г. комиссия пришла к выводу, что причиной схода 14 вагонов явился излом рельса по коду дефекта 99.1. согласно инструкции «Дефекты рельсов. Классификация, каталог и параметры дефектных и остродефектных рельсов», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД от 23.10.2014 г. № 2499. Излому рельса способствовали нарушения требований Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной МПС России 01.07.2000 г. № ЦП-774 и Технических указаний по монтажу и содержанию изолирующих стыков с композитными накладками ЦПТ-82/9, утвержденных ЦП МПС России 05.06.2001 г., в части содержания изолирующего стыка, которые привели к повышенному динамическому воздействию на стык от колес подвижного состава. В соответствии с пунктом 3 Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 18.12.2014 г. № 344, данное событие, связанное с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, классифицировано как крушение железнодорожного подвижного состава по причине излома рельса под поездом и отнесено к учету по ответственности за Нижнеудинской дистанцией пути Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры.

В результате аварии, из 14 сошедших вагонов 9 вагонов имели опрокидывание на бок с просыпанием груза: №№ 53083903, 55768774, 62044375, 62038575, 63442727, 63814883, 64899776, 61861324,62799911.

Груз, частично собранный из указанных вагонов, был погружен на станции Нижнеудинск ВСБ ж.д. и отправлен на станцию Находка-Восточная Двост. ж.д., грузополучатель - АО «Восточный порт», на основании попутного коммерческого акта № ВСБ1700348/11 от 08.03.2017 г., в следующих вагонах:

-  № 59633438 по досылочной железнодорожной накладной № ЭБ104560,

-  № 63344840 по досылочной железнодорожной накладной № ЭБ117356

-  № 63834568 по досылочной железнодорожной накладной № ЭБ116841

-  № 63692206 по досылочной железнодорожной накладной № ЭБ115259

-  № 60214111 по досылочной железнодорожной накладной № ЭБ114873,

При комиссионном проверке массы прибывшего груза было установлено, что при общей массе нетто по 9 вагонам согласно основной накладной 634 800 кг, общая масса нетто 5 прибывших вагонов по досылочным железнодорожным накладным составила 324 700 кг., о чем составлен коммерческий акт № ДВС1706020/1098 от 24.03.2017 г., приложение к коммерческому акту № ДВС1706020/1098 от 24.03.2017 г. (форма ГУ-105), приемо-сдаточный акт № 2/6 от 24.03.2017 г.

Таким образом, общая масса утраченного груза составляет 310 100 кг (634 800 кг - 324 700 кг).

Уголь, поступивший в порт в вагонах №№ 59633438, 63344840, 63834568, 63692206, 60214111, общей массой 324 700 кг, был вывезен за пределы Российской Федерации 14.06.2017 г. на судне INDIGO АСЕ, что подтверждается:

-  Декларацией № 10006063/2280717/0014606;

-  судовыми документами от 14.06.2017г.

В соответствии со статьей 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В соответствии со статьей 796 ГК РФ, статьей 95 Устава железнодорожного транспорта перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком в случае утраты или недостачи груза или багажа в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа (п. 2 ст. 796 ГК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу ч. 2 ст. 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В материалы дела не представлены доказательства наличия обстоятельств, которые ответчик, действуя как перевозчик, не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело, а также доказательства того, что он предпринял все необходимые меры для доставки груза в надлежащем состоянии.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.

Указанное требование закона корреспондирует обязанность должника возместить убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Возмещение убытков – это мера гражданско-правовой ответственности. Поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Лицо, требующее возмещение убытков, должно доказать факт нарушения обязательства контрагентом, наличие и размер понесенных истцом убытков, причинную связь между правоотношением и убытками.

На основании изложенного, суд считает, что материалами дела подтверждается наличие условий, необходимых для возложения гражданско-правовой ответственности в виде возмещения ущерба на ответчика, в связи с чем требование истца о взыскании ущерба в размере 570 616 руб. 75 коп.  обоснованно и подлежит удовлетворению.

Ответчик в судебное заседание не явился, требования истца документально не опроверг.

В соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ госпошлина  по иску относится на ответчика.

С учетом изложенного, на основании  ст.ст. 11, 12, 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 4, 27, 65-68, 71, 102, 110, 121, 123, 156, 167-171, 176, 180, 181, 319 Арбитражного процессуального кодека Российской Федерации Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (адрес: 107174, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 23.09.2003) в пользу ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "УГОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "КУЗБАССРАЗРЕЗУГОЛЬ" (адрес: 650054, <...>, А, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 05.05.2003) ущерб в размере 570 616 (Пятьсот семьдесят тысяч шестьсот шестнадцать) руб. 75 коп. и расходы по оплате госпошлины в размере 14 412 (Четырнадцать тысяч четыреста двенадцать) руб.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.    

            Судья                                                                                              Ю.В.Жбанкова