ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-224618/18-79-2383
16 ноября 2018 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Дранко Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бесполденовой М.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу
к ЗАО «Джи Ти Эн Ти»
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, на основании протокола об административном правонарушении от 06.09.2018 № АП-77/15/3004
при участии в судебном заседании:от административного органа: не явился, извещен
от общества, привлекаемого к административной ответственности: ФИО1 (паспорт, доверенность от 23.10.2018 г. № б/н), ФИО2 (паспорт, доверенность от 23.10.2018 г. № б/н)
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу о привлечении к административной ответственности ЗАО "Джи Ти Эн Ти" (далее Общество) на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, последний извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В порядке ст.ст. 123, 156,ч.3 ст.205 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
Представители Общества возражали против удовлетворения заявления по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд оставляет заявление без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу (далее - Управление) на основании Положения об Управлении, утвержденного Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 № 38, и в соответствии с приказом руководителя Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу от 01.08.2018 № 331-нд в период с 02.08.2018 по 17.08.2018 была проведена внеплановая документарная проверка уполномоченными должностными лицами Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу в отношении ЗАО «Джи Ти Эн Ти».
Закрытое акционерное общество «Джи Ти Эн Ти»(адрес места нахождения: 111141, Москва, пр-кт Зеленый, д. 8Б, ИНН <***>, ОГРН <***>)является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность.
Оказание услуг связи осуществляется на возмездной основе и требует наличие соответствующей лицензии (ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»).
Согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
ЗАО «Джи -Ти Эн Ти» оказывает услуги подвижной спутниковой радиосвязи на основании лицензии: от 06.05.2016 № 140008, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзором).
Таким образом, соблюдение условий, предусмотренных лицензиями, является для оператора связи обязательным.
При проведении плановой выездной проверки в отношении ЗАО «Джи Ти Эн Ти» в соответствии с приказом от 01.08.2018 № 331-нд, выявлено нарушение ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» и п. 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 г. № 538 в части отсутствия акта ввода в эксплуатацию технических средств СОРМ на сети подвижной спутниковой связи, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций и оператора связи, а также п. 2 и 3 Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Часть 1. Общие требования,"'утвержденных приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16.01.2008 № 6 (далее - Требования), в части отсутствия возможности контроля абонентов сети «Тhurауа», находящихся на территории Российской Федерации, но не являющихся абонентами ЗАО «Джи Ти Эн Ти», а также получения информации о местоположении этих абонентов на территории Российской Федерации, по лицензии от 06.05.2016 г. № 140008 (далее - лицензия).
В подтверждение данного нарушения заявителем приложен акт проверки ЗАО «Джи Ти Эн Ти» № А-77/15/331-нд/289 от 17.08.2018.
Согласно ч.2 ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Согласно п. 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 г. № 538, ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи.
Согласно п. 2 Требований сети электросвязи, за исключением сетей связи, предназначенных для оказания услуг связи по предоставлению каналов связи, обеспечивают возможность:
а) передачи на пункт управления (далее - пункт управления ОРМ) уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (далее - уполномоченный орган), информации об абонентских номерах и (или) кодах идентификации, которые были использованы для установления контролируемого соединения и (или) передачи сообщений электросвязи;
б) передачи на пункт управления ОРМ информации, передаваемой в контролируемом соединении и (или) сообщении электросвязи, в том виде, в котором эта информация передается в сеть связи оператора связи с пользовательского (оконечного) оборудования или из присоединенной сети связи.
В случае оказания услуг связи, в процессе которых средствами сети связи оператора связи осуществляется дополнительное кодирование передаваемой информации, на пункт управления ОРМ такая информация передается в декодированном виде.
Информация, передаваемая в контролируемом соединении и (или) сообщении электросвязи, передается на пункт управления ОРМ во время установленного соединения и (или) передачи сообщения электросвязи.
Согласно п. 3 Требований сети связи, в которых оказание услуг связи осуществляется при перемещении абонента (пользователя услуг связи) без изменения абонентского номера или кода идентификации, за исключением сетей связи, в которых не предусмотрена соответствующим стандартом технологическая возможность определения местонахождения пользовательского (оконечного) оборудования, обеспечивают возможность определения местонахождения пользовательского (оконечного) оборудования и передачи на пункт управления ОРМ такой информации.
Согласно п. 10 требований при осуществлении деятельности в соответствии с Лицензией лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
В ходе проведения проверки установлено, что оператор связи ЗАО «Джи Ти Эн Ти» не имеет акта ввода в эксплуатацию технических средств для осуществления оперативно-розыскной деятельности (СОРМ).
Таким образом, как указывает заявитель, ЗАО «Джи Ти Эн Ти» оказывает услуги связи с нарушением требований ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», п. 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 г. N 538, п. 2 и 3 Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Часть 1. Общие требования, утвержденных приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16.01.2008 № 6.
На момент составления протокола ЗАО «Джи Ти Эн Ти» представило Акт продления опытной эксплуатации технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на российском сегменте подвижной спутниковой связи «Тпигауа» оператора связи ЗАО «Джи Ти Эн Ти» при предоставлении услуг в соответствии с лицензией № 140008 от 06.05.2016г.
Таким образом, оператор связи ЗАО «Джи Ти Эн Ти» на основании лицензии Роскомнадзора № 140008 от 06.05.2016 оказывает услуги с использованием сооружения связи, на котором, как считает заявитель, не реализованы требования для проведения оперативно-розыскных мероприятий, чем нарушаются требования п. 2 ст. 64 Закона о связи, п. 10 Правил взаимодействия; п. 10 лицензии № 140008.
В соответствии со ст. 21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим ..Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вменяемое Обществу административное правонарушение выявлено 17.08.2018.
На основании ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ ведущим специалистом-экспертом отдела надзора в сфере предоставления услуг подвижной радиосвязи Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу в отношении ЗАО «Джи Ти Эн Ти» 06.09.2018 был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией) в отсутствие законного представителя юридического лица (генерального директора ЗАО «Джи Ти Эн Ти»), в присутствии представителя ЗАО «Джи Ти Эн Ти» по доверенности от 02.08.2018 № 02-08-2018 ФИО3, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Между тем, Общество устранило нарушение ст.64 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» и п. 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 года №538 в части отсутствия акта ввода в эксплуатацию технических средств СОРМ, предоставив соответствующий документУправлению в августе 2018г., до момента составления Управлением Протокола.
В 2012 году ЗАО «Джи Ти Эн Ти» в соответствии с Федеральным законом РФ от 12.0.1995г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральным законом от 07.06.2003г. №126-ФЗ «О связи», Приказом Министерства информационных технологий и связи РФ №6 от 16.01.08г., условиями действующей на тот момент лицензии №86822, а также частными Техническими требованиями к комплексу аппаратно-программных средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий в Российском сегменте системы «ТУРАЙЯ» (далее - ЧТТ, копия ЧТТ приложена к Отзыву) организовало СОРМ (систему технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий) с целью обеспечения правоохранительных органов России возможностью проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) на сети связи ЗАО «Джи Ти Эн Ти». Трафик абонентов сети «Турайя», являющихся абонентами ЗАО «Джи Ти Эн Ти», проходит через станцию сопряжения подвижной спутниковой связи Thuraya, построенную и введенную в эксплуатацию Обществом на территории Российской Федерации.
14 ноября 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации №1194 «О международно-правовой защите присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов и порядке использования на территории Российской Федерации спутниковых сетей связи, находящихся под юрисдикцией иностранных государств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», были утверждены Правила использования на территории Российской Федерации спутниковых сетей связи, находящихся под юрисдикцией иностранных государств (далее - Правила), в соответствии с которыми ЗАО «Джи Ти Эн Ти» обязано через свою станцию сопряжения, находящуюся на территории Российской Федерации, осуществлять также пропуск трафика абонентов сети подвижной спутниковой связи «Турайя», не являющихся абонентами ЗАО «Джи Ти Эн Ти» и находящихся на территории Российской Федерации (абонентов-роумеров).
Требования о необходимости контроля абонентов-роумеров, а также получения информации о местоположении этих абонентов на территории Российской Федерации (далее - Требования) отсутствовало в ЧТТ и техническом задании на строительство станции сопряжения, и для его реализации ЗАО «Джи Ти Эн Ти» необходимо произвести дорогостоящую модернизацию станции сопряжения при условии активного содействия и участия компании «Турайя» в части предоставления последним соответствующей информации об абонентах-роумерах. Компания «Турайя» является иностранной системой спутниковой связи, принадлежащей ОАЭ, а техническое решение для станции сопряжения Общества является уникальной разработкой, не имеющей аналогов в мире.
На тот момент переговоры между ЗАО «Джи Ти Эн Ти» и компанией «Турайя» по принятию мер, направленных на исполнение Требований, не находили положительной ответной реакции со стороны компании «Турайя». Со слов представителей «Турайя», связное законодательство Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) запрещает предоставлять сведения абонентов-роумеров государственным органам другого государства, а также, что спутники связи «Турайя» не имеют технической возможности (функционала) предоставлять данные о местоположении абонентов-роумеров.
В целях недопущения дальнейшего нарушения законодательства Российской Федерации Общество обращалось к Министру связи с просьбой оказать организационно-методическую помощь в реализации соответствующих Требований (копия письма исх.№191 от 12.10.2016г. приложена к Отзыву).
В ответ на письмо Общества исх.№191 от 12.10.2016г Минсвязи РФ указало (копия письма вх.№ДА-П12-200-23451 от 02.11.2016 приложена к Отзыву) на обязанность ЗАО «Джи Ти Эн Ти» известить компанию «Турайя» о действующем порядке применения на территории Российской Федерации абонентских земных станций системы подвижной спутниковой связи «Турайя» (в том числе об изменении порядка пропуска трафика и необходимости представления сведений о местонахождении абонентов-роумеров на территории Российской Федерации) и совместно с компанией «Турайя» разработать и реализовать перечень мер, позволяющих выполнить требования Правил, в том числе выполнить требования уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Общество обратилось в компанию «Турайя» с разъяснением Требований, после чего «Турайя» предложила обсуждать данный вопрос с представителями уполномоченных государственных органов Российской Федерации, так как выразила сомнение в том, что ЗАО «Джи Ти Эн Ти» действительно обязано соблюдать установленные российским законодательством Требования.
В апреле 2017 года ЗАО «Джи Ти Эн Ти» обратилось к Министру связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (копия письма исх.№96 от 13.04.2017г. приложена к Отзыву) с просьбой рассмотреть возможность проведения рабочей встречи с представителями компании «Турайя» в целях решения вопроса по реализации устранения замечаний по пропуску трафика абонентов-роумеров и предоставлению географических координат пользователей иностранных систем подвижной персональной спутниковой связи в соответствии с законодательством РФ. Получив от Минсвязи РФ подтверждение возможности проведения соответствующей рабочей встречи, Общество дважды (в июне 2017г. и в мае 2018г.) организовывало приглашение официальных представителей компании «Турайя», НИИ Радио и ЦНИИС для участия в рабочей встрече в Минсвязи РФ, о чем свидетельствуют направленные Обществом в соответствующие организации письма (исх.№143 от 19.06.2017г, исх.№144 от 19.06.2017г, исх.№200 от 24.05.2018г., исх.№201 от 24.05.2018г., документы, подтверждающие оформление визы для представителя «Турайя» - Альдармаки ФИО4 Мохамеда. Рабочие встречи состоялись, но информации об итогах их проведения ЗАО «Джи Ти Эн Ти» от Минсвязи РФ не получало.
Также по просьбе ЗАО «Джи Ти Эн Ти» Роскомнадзор направил в «Турайю» письмо о подтверждении, что ЗАО «Джи Ти Эн Ти» действительно обязано выполнять требования российского законодательства, в том числе требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий (требования СОРМ) в части трафика и местонахождения (географические координаты) не только российских абонентов, но и иностранных абонентов системы подвижной спутниковой связи Турайя при их нахождении на территории Российской Федерации (абоненты-роумеры) (копия письма исх. №07ИО-49434 от 13.06.2018г. приложена к настоящему Отзыву).
В июле 2018 года была проведена рабочая встреча между представителями «Турайя» и ЗАО «Джи Ти Эн Ти». Целью данной встречи было принятие первоочередных мер, которые может реализовать «Турайя». По итогам встречи был подписан Отчет встречи, который предусматривает этапность решения поставленных вопросов (копия Отчета встречи компании Турайя и Джи Ти Эн Ти от 18.07.2018 приложена к Отзыву).
В августе 2018 года стало известно, что «Турайя» сменила собственника и в компании произошла смена генерального директора, технического директора, коммерческого директора. Общество приступило к обсуждению существующих вопросов с новым менеджментом и новыми владельцами спутниковой группировки Турайя, что подтверждается направленными письмами в компанию «Турайя» (копия письма исх.№273 от 16.08.2018г., копия письма исх.№292 от 11.09.2018г., копия письма исх.№348 от 02.10.2018г.).
О сложившейся ситуации Общество также уведомляло Управление в процессе проведения им внеплановой документарной проверки, проводимой с 02.08.2018г по 17.08.2018г. (копия письма исх.№272 от 15.08.2018г. приложена к Отзыву).
В соответствии с п.2 статьи 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП) юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ст. 1.5. КоАП).
Как следует из представленных Обществом документов, им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, установленных п.2 и п.З Требований в части отсутствия возможности контроля абонентов сети «Тhuraya», находящихся на территории Российской Федерации, но не являющихся абонентами ЗАО «Джи Ти Эн Ти», а также получения информации о местоположении этих абонентов на территории Российской Федерации, но по объективным причинам у Общества не имелось возможности для их соблюдения. Таким образом, вина Общества в данном случае не доказана.
Вместе с тем, в силу положений ч.1 и ч.4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Указанные положения законодательства получили развитие в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - постановление № 5), согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Согласно части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В Определении Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2009 г. № 486-0 также указано, что юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности лишь при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, когда им не были приняты все необходимые, разумные и достаточные меры по их соблюдению.
С учетом обстоятельств дела заявление не может быть удовлетворено.
Руководствуясь ст.ст. 27, 29, 134-137, 156, 167-170, 176, 202-206 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления о привлечении ЗАО «Джи Ти Эн Ти» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ – отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | Л.А. Дранко |