ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-225893/15 от 25.04.2016 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                             Дело № А40-225893/15-146-917

04 мая 2016 г.

Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2016 г.

Полный текст решения изготовлен 04 мая 2016 г.

Арбитражный суд города Москвы в составе  судьи Л.В. Ласкина

при ведении протокола судебного заседания секретарем заседания Ю.С. Калачевой 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Колхида – 95» (адрес: 119334, г. Москва, пр-т 60-летия Октября, д.2/41, ИНН: 7736042002, ОГРН: 1037739631192, дата регистрации: 13.02.2003) к Правительству Москвы (адрес: 125032, г. Москва, Тверская ул., д.13, ИНН: 7710489036, ОГРН: 1027739813507, дата регистрации: 18.12.2002) о признании незаконным распоряжения Правительства Москвы от 16.06.2015 г. № 340-РП

третье лицо Департамент городского имущества города Москвы (адрес: 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д.20, ИНН: 7705031674, ОГРН: 1037739510423)

в судебное заседание явились от заявителя: Животнев В.В., дов. № 1 от 08.12.2015 г., от заинтересованного лица: Кинчевский В.Г., дов. № 4-47-1374/5 от 07.10.2015 г., Руденко М.В., дов. № 4-47-1021/5 от 28.08.2015 г.,от Департамента: Руденко М.В., дов. № 33-Д-831/15 от 30.12.2015 г.

УСТАНОВИЛ:

ООО «Колхида – 95» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным распоряжения Правительства Москвы от 16.06.2015 г. № 340-РП «О признании утративших силу распоряжения Правительства от 02.02.2012 г. № 35-РП».

Представитель заявителя явился в судебное заседание, заявленное требование поддерживает.

Представители заинтересованных лиц явились в судебное заседание, требование заявителя не признают.

Представитель третьего лица явился в судебное заседание.

Выслушав объяснения представителей заявителя, заинтересованного лица, третьего лица, изучив материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу, что требование заявителя не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 197 АПК РФ, дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

Как следует из материалов дела, во исполнение решения Арбитражного суда г. Москвы от 25 октября 2012 г. по делу № А40-46859/12-41-442 Правительством Москвы вынесено распоряжение Правительства Москвы от 02 февраля 2012 № 35-РП, на основании которого ООО "Колхида-95" предоставлен земельный участок площадью 0,48 га. по адресу: г. Москва, пересечение Новоясеневского проспекта с ул. Тарусской (северный выход станции метро "Ясенево") для проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации торгового центра.

В процессе взаимодействия с уполномоченными органами Правительства Москвы, а именно с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы, обществу стало известно об отмене распоряжения Правительства Москвы от 02.02.2012 № 35-РП «О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Колхида-95» земельного участка по адресу: пересечение Новоясеневского проспекта с улицей Тарусской, северный выход станции метро «Ясенево» (письмо от 21 августа 2015 года № МКА-02-19379/5-1).

Общество считает принятое решение Правительства Москвы незаконным, так как вынесение оспариваемого распоряжения нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, оно обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.

Правительство Москвы на основании ст. 11 Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" в пределах своих полномочий:

-           организует и осуществляет управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти;

-           осуществляет управление в области земельных отношений.

Распоряжения Правительства Москвы - правовые акты, принимаемые Правительством Москвы по вопросам организационно-распорядительного характера согласно п. 4 ч. 3 ст. 4 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы".

Правовые акты по вопросам организационно-распорядительного характера и не являющиеся нормативными, согласно ст. 19 Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65, принимаются в форме распоряжений Правительства Москвы. Правовые акты Правительства Москвы принимаются Правительством Москвы, Президиумом Правительства Москвы.

Порядок принятия правовых актов Правительства Москвы определяется Правительством Москвы.

Правовые акты Правительства Москвы и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы официально опубликовываются, вступают в силу, изменяются, приостанавливаются, отменяются, признаются утратившими силу в порядке, установленном Уставом города Москвы и Законом города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы".

На основании ст. 20 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" Распоряжения Мэра Москвы, Правительства Москвы, распоряжения и приказы заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы вступают в силу со дня их подписания, если иное не указано в самом правовом акте.

Согласно п. 5 ст. 19 Закона города Москвы от 20.12.2006 №65 «О Правительстве Москвы» и п. 3.1.4 постановления Правительства Москвы от 20.12.2006 № 112-ПП «О Регламенте Правительства Москвы» распоряжения Правительства Москвы могут быть признаны утратившими силу, отменены или приостановлены. При этом решения принимаются в форме постановления или распоряжения.

В соответствии с пунктом 3.4.3 Регламента правительства Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21.02.2006 N 112-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 22.05.2012 N 238-ПП, утратившими силу признаются распорядительные документы Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы: выполненные; фактически утратившие силу, ограниченного срока действия, если их срок истек; в связи с вступлением в силу новых правовых актов, содержащих положения, регулирующие те же отношения, что и действующие правовые акты; по решению суда.

Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" в статье 24 указывает на основания утраты силы правовых актов:

истечения срока действия правовых актов или их отдельных положений;

вступления в силу новых правовых актов, содержащих положения, регулирующие те же отношения, что и действующие правовые акты;

вступления в законную силу решения суда о признании правовых актов либо их отдельных положений противоречащими Конституции Российской Федерации, Уставу города Москвы;

в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Согласно ч. 2 ст. 24 Закона города Москвы от 08.07.2009 № 25 «О правовых актах города Москвы», признание правовых актов или их отдельных положений утратившими силу осуществляется правовыми актами того же вида и того же органа государственной власти (должностного лица), принявшего (издавшего) исходные правовые акты, за исключением случаев, установленных частью 3.1 настоящей статьи.

Кроме того, применяя по аналогии положения постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Распоряжение Правительства Москвы от 02.02.2012 N 35-РП "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Колхида-95" земельного участка по адресу: пересечение Новоясеневского проспекта с улицей Тарусской, северный выход станции метро "Ясенево" (Юго-Западный административный округ города Москвы)" следует расценивать как выполненное, фактически утратившее силу, и отменено в связи с вступлением в силу новых правовых актов, содержащих положения, регулирующие те же отношения.

Так, распоряжение Правительства Москвы от 02.02.2012 N 35-РП считается выполненным, поскольку единственное указание организационного характера — это предоставление обществу с ограниченной ответственностью "Колхида-95" земельного участка по адресу: пересечение Новоясеневского проспекта с улицей Тарусской, северный выход станции метро "Ясенево" площадью 0,48 га с кадастровым номером 77:06:0008011:80 в границах согласно кадастровому паспорту земельного участка в аренду сроком на один год и пять месяцев для проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации торгового центра.

В связи с чем, между Департаментом городского имущества города Москвы и ООО «Колхида-95» был заключен договор аренды от 08.02.2013 №И-06-000175 земельного участка по адресу: пересечение Новоясеневского проспекта с улицей Тарусской, северный выход станции метро "Ясенево" площадью 0,48 га с кадастровым номером 77:06:0008011:80 для строительства торгового центра сроком на 1 год и 5 месяцев (запись ЕГРП от 28.04.2014 №77-77-06/108/2013-910).

Распоряжение Правительства Москвы от 02.02.2012 N 35-РП фактически утратило силу, поскольку достижение целей, указанных в нём в части осуществления на участке проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации торгового центра, не допускается в соответствии с действующим градостроительным законодательством. Факты исследованы судом по заявлению ООО «Колхида-95» в рамках дела №А40-3357/2014 и №А40-5083/2015.

Также, распоряжение Правительства Москвы от 02.02.2012 N 35-РП отменено в связи с вступлением новых правовых актов, содержащих положения, регулирующие отношения непосредственно затрагивающие отношения в сфере строительства - приказа Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы (Москомархитектуры) от 14.02.2014 №307 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: пересечение Новоясеневского проспекта с ул. Тарусской, северный выход ст. метро «Ясенево».

Так, приказом Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы от 14.02.2014 №307 выпущен градостроительный план земельного участка № RU77-226000-007167, согласно которому использование земельного участка в иных целях кроме благоустройства и озеленения не допускается.

Правовые акты, Правительства Москвы или Мэра Москвы, в которых параметры и сведения об объектах разрешенного строительства не соответствуют параметрам и сведениям, указанным в градостроительном плане земельного участка, в таком случае на основании постановления Правительства Москвы от 17.04.2012 N 139-ПП "О мерах по обеспечению взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при _ реализации отдельных решений Градостроительно-земельной комиссии города Москвы" подлежат изменению или признанию утратившими силу.

ООО «Колхида-95» ранее обращалось в Арбитражный суд города Москвы с целью оспорить приказ Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы от 14.02.2014 №307 и повлиять на градостроительную ситуацию в рамках производства по делу №А40-5083/2015. Решением Арбитражного суда г. Москвы отказано в удовлетворении требований ООО «Колхида-95».

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Здесь имеется в виду именно федеральный закон, поскольку, с учетом положений п. «О» ст.71 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 ГК РФ, гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации.

С учетом изложенного, Мэр Москвы и Правительство Москвы не вправе принимать правовые акты, содержащие нормы гражданского права, а заявитель не указал федеральный закон, который предусматривает возможность возникновения у Правительства Москвы гражданских обязанностей из принимаемых им правовых актов в области инвестиционной деятельности.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора в соответствии с ГК РФ (а не в соответствии с правовыми актами Правительства Москвы).

Аналогичные положения содержит ч. 1 ст. 7 Закона РСФСР от 26.06.1991 №1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» - основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними.

Исходя из общих начал гражданского законодательства (ст. 8 ГК РФ) правовые акты Мэра Москвы и Правительства Москвы в области инвестиционной деятельности не являются сделками, не создают, не изменяют и не прекращают гражданских прав и не налагают обязанности на субъектов инвестиционной деятельности при реализации инвестиционных проектов на основании договора. По своей правовой природе они имеют организационный характер, и не влияют на правоотношения сторон договора или контракта.

Из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 № 4784/11 следует, что распорядительные акты Правительства Москвы не влияют на гражданские правоотношения, возникшие из договора (Инвестиционного контракта / договора аренды).

Согласно п. 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации (утвержден Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05 июня 1996 года № 7) арбитражным судам следует иметь в виду, что со дня размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, для них считается определенной.

Целью заявляемых и рассматриваемых арбитражным судом в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований является восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителей по данной категории дел.

Заявитель не является собственником земельного участка, на котором предполагалось по условиями заключенного сторонами договора произвести строительство и эксплуатацию торгового центра. Договор аренды от 08.02.2013 №И-06-000175 прекратил свое действие 14.09.2015. Согласно письму Департамента городского имущества города Москвы от 11.12.2015 №ДГИ-И-62776/15, запись о государственной регистрации указанного договора аренды погашена Управлением Росреестра по Москве.

Таким образом, общество не является правообладателем земельного участка по адресу: пересечение Новоясеневского проспекта с ул. Тарусской, северный выход ст. метро «Ясенево» (ЮЗАО).

Следовательно, в целях восстановления прав и законных интересов в сфере инвестиционной деятельности заявителем избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку оспаривание распоряжения Правительства Москвы от 16.06.2015 № 340-РП не влечет восстановления правообладания земельным участком.

Изложенные обстоятельства подтверждаются судебной практикой (дело № А40-133351/2013, А40-61613/2015).

Таким образом, требование заявителя не подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

            На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требования ООО «Колхида – 95» о признании незаконным распоряжения Правительства Москвы от 16.06.2015 г. № 340-РП «О признании утративших силу распоряжения Правительства от 02.02.2012 г. № 35-РП», в связи с соответствием Закону г. Москвы от 08.07.2009 г. № 25 «О правовых актах города Москвы».

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционной суд через Арбитражный суд города Москвы в месячный срок.

Судья                                                                                                                    Л.В. Ласкин