ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. МоскваДело № А40- 896/18 -131-1859
11 февраля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 06 февраля 2019 года
Полный текст решения изготовлен 11 февраля 2019 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего судьи Жбанковой Ю.В., единолично,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Большаковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
истец ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
ответчик ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ОБЪЕДИНЕННАЯ РЕЛЬСОСВАРОЧНАЯ КОМПАНИЯ"
о взыскании 19 593 169 руб. 35 коп.
в заседании приняли участие:
от истца: Позднякова И.А. по доверенности от 23.05.2018
от ответчика: Розов К.В. по доверенности от 01.06.2018, Быков А.В. по доверенности от 01.10.2018г.
УСТАНОВИЛ:
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ОБЪЕДИНЕННАЯ РЕЛЬСОСВАРОЧНАЯ КОМПАНИЯ" о взыскании 19 593 169 руб. 35 коп. пени по договору № 2451588 на выполнение работ по алюминотермитной сварке рельсов от 14.06.2017г.
Истец поддержал исковые требования в полном объеме, представил возражения на отзыв ответчика, против применения ст. 333 ГК РФ возражал.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований по мотивам ранних представленных требований на иск, представил дополнительный отзыв на иск, просил применить ст. 333 ГК РФ.
Изучив материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, доводы отзыва на иск, исследовав и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, выслушав в судебном заседании полномочных представителей сторон, которые поддержали и изложили свои позиции по делу, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком был заключен договор на выполнение работ по алюминотермитной сварке рельсов от 14.06.2017 № 2451588, в соответствии с которым Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по алюминотермитной сварке рельсов для нужд Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» в 2017 г. (далее - Работы) на эксплуатационных объектах Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры (далее - Объекты).
Согласно п. 1.2. договора содержание работ и требования к ним указаны в Техническом задании (приложение № 1).
Срок начала выполнения работ по договору - 01.05.2017, срок окончания работ по нему - не позднее 31.12.2017. Сроки выполнения работ и их объем в 2017 г. определяются в Календарном плане (приложение № 2) и Адресном плане (приложение № 3).
В соответствии с п. 2.1 договора его цена составляет 88 215 120 руб. 00 коп., кроме того НДС (18 %) - 15 878 721 руб. 60 коп. Итого общая сумма договора составляет 104 093 841 руб. 60 коп.
Согласно п. 2.1. договора цена работ по сварке одного рельсового стыка составляет 14 490 руб. 00 коп., кроме того НДС (18%) - 2 608 руб. 20 коп. Итого цена работ по сварке одного рельсового стыка с учетом НДС составляет 17 098 руб. 20 коп. Калькуляция стоимости работ по сварке одного рельсового стыка является приложением № 4 к договору.
В соответствии с п. 2.5. договора датой окончания работ в отчетном месяце является дата акта сдачи-приемки.
Согласно п. 3.1. договора приемка выполненных работ производится заказчиком ежемесячно в соответствии со сроками, указанными в Календарном плане, уполномоченными представителями сторон.
В течение 2-х календарных дней с даты завершения выполнения работ в отчетном месяце, но не позднее 2-го числа месяца, следующего за отчетным, подрядчик оформляет и передает заказчику акт сдачи-приемки в 2 экземплярах (п. 3.2. договора).
Согласно п.4.3. договора подрядчик не вправе в одностороннем порядке уменьшить ежемесячный объем работ, определенных в Календарном плане.
В соответствии с п. 9.3. договора в случае нарушения подрядчиком сроков выполнения работ, предусмотренных Календарным планом, подрядчик уплачивает заказчику пеню в размере 1 % от цены соответствующих работ за каждый день просрочки в течение 10-ти календарных дней с даты предъявления заказчиком соответствующего требования, а также возмещает заказчику причиненные убытки.
Согласно актам выполненных работ объем выполненных подрядчиком работ по договору составил в июле 397 стыков, в августе 651 стык, в сентябре 807 стыков.
Объем недовыполненных работ по договору за июль составляет 833 стыка на сумму 14 242 800 руб. 60 коп., за август 599 стыков на сумму 10 241 821 руб. 80 коп., за сентябрь 48 стыков на сумму 820 713 руб. 60 коп.
Таким образом, Ответчиком нарушены сроки выполнения работ, предусмотренных Календарным планом, за июль, август, сентябрь 2017 г. и, соответственно, начислена пеня с 5 октября по 31 января 2018г. в размере 19 593 169 руб. 35 коп. (расчет суммы пени прилагается).
В связи с изложенным, на основании п. 9.3. договора в адрес подрядчика были направлены претензии от 29.12.2017 № 7441/ЗСибДИ, от 08.02.2018 № 1039/ЗСибДИ о необходимости в течение 10-ти календарных дней с даты получения претензии оплатить пеню. Ответ на указанные претензии от ООО «ОРК» не поступал.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно п. 4.4.2 договора от 14.06.2017 заказчик обязан своевременно обеспечить подрядчику возможность выполнения работ по договору путем выделения технологических «окон» для производства работ в необходимом объеме в соответствии с технологическим процессом на основании графика предоставления «окон».
В соответствии с п. 4.1.4 договора от 14.06.2017 подрядчик обязан выполнять работы в течение временных рамок (технологических «окон»), выделенных заказчиком для проведения работ согласно Календарному плану и адресным планам.
Согласно п. 4.1.24 договора подрядчик обязан назначить своего уполномоченного представителя, который в ходе выполнения работ будет решать вопросы в оперативном порядке с уведомлением заказчика о его реквизитах (телефоне, электронной почте, факсе).
Как следует из Акта-допуска для производства строительно-монтажных работ на территории ОАО «РЖД», выданного ООО «ОРК» 27.06.2017, до начала работ подрядчик обязан выполнить определенные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ, в том числе в срок за 8 суток до начала работ обеспечить заявку через диспетчеров ПЧ на предоставление технологических «окон» для выполнения работ на выделенных участках, требующих прекращения движения поездов (п. 9 перечня мероприятий), а также обеспечить своевременную подачу заявок в ПЧ на сопровождение и технический надзор при производстве работ (п.8 перечня мероприятий).
Работы по договору выполнялись ООО «ОРК» в соответствии с календарным и адресными планами на выполнение работ по алюминотермитной сварке рельсов (Приложения № 2, 3 Договора).
Кроме того, для производства работ по договору сторонами подписан план-график производства работ по сварке стыков АЛТС на июль 2017 г., ОАО «РЖД» утверждены графики технологических створов основных плановых «окон», составленные с учетом возможности предоставления технологических «окон».
Таким образом, инициатором предоставления технологических «окон» для выполнения работ по Договору является ООО «ОРК». Календарным планом (приложение № 2 Договора) стороны согласовали участок пути, количество стыков и сроки выполнения работ. При этом, согласно условий заключенного договора и норм действующего законодательства у ОАО «РЖД» отсутствует обязанность ежедневного планирования работы подрядчика по исполнению Договора на конкретных участках пути.
Фактическое предоставление заказчиком подрядчику технологических «окон» подтверждается выгрузкой из программного обеспечения «Автоматизированная система планирования и выполнения «окон» (АС ПВО)», которая введена ОАО «РЖД» в постоянную эксплуатацию актами №№ 2/11, 4/11 на основании: распоряжения старшего вице-президента ОАО «РЖД» Гапановича В.А. от 19.03.2014 № 701р «О заключении в 2014 г. договоров на выполнение работ в рамках корпоративного заказа ОАО «РЖД» для ОАО «НИИАС»; договора № КНП/575/7/092-14-00027/ТИ-333 от 30.05.2014; телеграммы ОАО «РЖД» от 18.09.2014 № 812, договора № Р10/579/6/ВН/160-14-00047/ТИ-480 от 22.07.2014; телеграммы ОАО «РЖД» от 31.10.2014 г. № ЦДИТ-13/133.
В соответствии с 4.1.3 договора от 14.06.2018 № 2451588 подрядчик обязуется выполнять работы в соответствии с Положением об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО «РЖД, утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 30.08.2013 № 1932р (далее - Положение от 30.08.2013 № 1932р).
Согласно требований раздела 4 Положения от 30.08.2013 № 1932р порядок предоставления технологических «окон» установлен Инструкцией о порядке предоставления и использования «окон» для ремонтных и строительно-монтажных работ на железных дорогах ОАО «РЖД», утвержденной Распоряжением ОАО «РЖД» от 25.12.2014 № 3154р (далее -Положение от 25.12.2014 № 3154р).
Использование АС АПВО - автоматизированной системы анализа, планирования и выполнения «окон» на сети железных дорог предусмотрено указанной инструкцией.
Таким образом, возможность использования программы АС АПВО с учетом п. 4.1.3 договора от 14.06.2018 № 2451588, Положения от 30.08.2013 № 1932р, Положения от 25.12.2014 № 3154р согласована с ООО «ОРК».
Кроме того, с учетом положений п. 4.1.24 договора от 14.06.2017 в ходе выполнения работ по данному договору взаимодействие между заказчиком и подрядчиком осуществлялось в оперативном порядке, то есть ежедневно, через уполномоченных представителей сторон, что также подтверждается пояснениями начальников дистанций пути Западно-Сибирской железной дороги.
Согласно указанным пояснениям, в соответствии с п. 4.1.24 договора, информация о графике предоставления технологических «окон» в оперативном порядке предоставлялась уполномоченному представителю ООО «ОРК» Дудоладову А.В. посредством сотовой связи.
Кроме того, согласно п. 4.1.22 договора подрядчик обязан составлять и направлять на подписание заказчику не позднее 2-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, акт о простое по форме Приложения № 7 к договору, в случае вынужденного простоя подрядчика по вине заказчика.
Таким образом, стороны в договоре от 14.06.2017 предусмотрели специальный порядок фиксации случаев простоя по вине заказчика.
Однако в адрес ОАО «РЖД» не поступило ни одного акта простоя по вине ОАО «РЖД», что опровергает позицию ООО «ОРК» о виновных действиях ОАО «РЖД».
В материалы дела такие доказательства со стороны подрядчика не представлены.
ООО «ОРК» не выполнены требования, предъявляемые конкурсной документацией к необходимому количеству бригад сварщиков АЛТС, что повлекло за собой отставание от Календарного плана выполнения работ по Договору.
В соответствии с требованиями котировочной документации ОАО «РЖД» (запрос котировки № 486/ЗКТЭ-ЦДИДМ/17) по лоту № 12 «На право заключения договора на выполнение работ по алюминотермитной сварке рельсов на объектах Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры» условием проведения аукциона является наличие у подрядчика не менее 34 сварщиков термитной сварки и 17 бригадиров (руководителей) группы (семнадцать бригад).
Между тем, как следует из протокола совместного совещания Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры Воробьевского А.А. от 14.07.2017 № ЗСибДИ-398/п, подписанного со стороны заместителя генерального директора ООО «ОРК» Антонова М.М., по состоянию на 14.06.2017 работы выполняются 9 бригадами, вместо необходимых 17-ти. В связи с указанным обстоятельством заместителю генерального директора ООО «ОРК» Антонову М.М. поручено: С 17.07.2017 обеспечить выход дополнительных 6-ти бригад по алюминотермитной сварке рельсов, в дистанциях пути: Беловская (ПЧ-31) - 1 бригада, Новокузнецкая (ПЧ-33) - 1 бригада, Анжерская (ПЧ-28) - 1 бригада, Барнаульская (ПЧ-17) - 3 бригады; С 01.08.2017 обеспечить выход дополнительно 5-ти бригад по алюминотермитной сварке рельсов; Обеспечить работу бригад в выходные и праздничные дни; В случае предоставления дневных и ночных «окон» в одни сутки, обеспечить работу бригад АЛТС во все предоставляемые «окна», исключить случаи отказа от «окон»; Исключить случаи простоя бригад АЛТС по причине отсутствия материалов для сварки АЛТС, обеспечить своевременную доставку; Организовать фрезеровку рельсовых накладок, применяемых для АЛТС.
Согласно протоколу совместного совещания Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры Воробьевского А.А. от 28.07.2017 № ЗСибДИ-450/п, подписанного со стороны заместителя генерального директора ООО «ОРК» Антонова М.М., выполнение плана по АЛТС находится под угрозой, меры принимаемые компанией ООО «ОРК» для восполнения отставания недостаточны, выработка бригад АЛТС по прежнему остается на низком уровне.
Как следует из данного протокола ООО «ОРК» обратилось к заместителю Центральной дирекции инфраструктуры Кучину А.В. с просьбой о снятии 30 % объема в рамках договора от 14.06.2017.
На совместном совещании были приняты следующие решения: Заместителю генерального директора ООО «ОРК» Антонову М.М.: Обеспечить с 31.07.2017 выход в работу дополнительных 2 бригад; Исключить случаи простоя бригад АЛТС по причине отсутствия материалов для сварки АЛТС, в том числе фрезеровочных накладок, обеспечить своевременную доставку; Генеральному директору ООО «ОРК» Розову Д.В. поручено в срок
до 01.08.2017 проинформировать в письменном виде руководство
Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры о принятых решениях
по восполнению отставания с указанием конкретных дат выхода
дополнительных бригад, обеспечения расходными материалами,
календарным графиком выполнения работ.
Вместе с тем, как следует из письма ООО «ОРК» от 31.07.2017 № 43, на 31.07.2017 на полигоне дороги осталось 12 бригад. 3 бригады за самовольное покидание объекта были уволены. В срок до 02.08.2017 генеральный директор ООО «ОРК» Розов Д.В. обязуется восстановить личный состав бригад.
Таким образом, причиной невыполнения подрядчиком объема работ явилось неисполнение самим подрядчиком требований, предъявляемых конкурсной документацией к необходимому количеству бригад сварщиков АЛТС.
В соответствии с 4.1.3 договора от 14.06.2018 № 2451588 подрядчик обязуется выполнять работы в соответствии с Положением «Об обеспечении .безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 30.08.2013 № 1932р (далее - положение от 30.08.2013 № 1932р).
Согласно п. 4.1.9. подрядчик обязан обеспечивать безопасные условия труда своим работникам и привлекаемым для выполнения работ третьим лицам в соответствии с Положением о взаимодействии между ОАО «РЖД» и подрядными организациями в сфере охраны труда, утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 17.08.2009 № 1722р (далее - положение 17.08.2009 № 1722р).
Согласно п. 1.3. положения от 30.08.2013 № 1932р разрешающим документом на производство работ является акт-допуск на строительство, реконструкцию объектов инфраструктуры ОАО «РЖД».
В соответствии с п. 3.1. положения от 30.08.2013 № 1932р акт-допуск на выполнение работ по ремонту объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» в зоне действия технических сооружений и устройств согласовывается руководителем дирекции инфраструктуры, утверждается и выдается строительной организации главным инженером железной дороги, либо по его решению заместителем главного инженера железной дороги по территориальному управлению.
Согласно п. 3.5. положения № 17.08.2009 № 1722р акт-допуск - это документ, определяющий условия производства работ работниками одного юридического лица (подрядчика) на территории (объекте) другого юридического лица (заказчика), констатирующий перечень согласованных организационных и технических мероприятий, обеспечивающих безопасность труда работников обоих юридических лиц, являющийся письменным разрешением заказчика на производство работ подрядчиком и подписанный полномочными представителями обоих юридических лиц.
Согласно п. 5.2. положения № 17.08.2009 № 1722р руководитель работ на объекте оформляет совместно с руководителем структурного подразделения ОАО «РЖД» акт-допуск в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон (Приложение А к настоящему положению).
На основании изложенного, получение акта-допуска в письменном виде обязательно для проведения подрядной организации ремонтных работ.
Кроме того, получение акта допуска является обязанностью подрядчика.
Акт допуска был получен ООО «ОРК» 27.06.2017, что ответчиком ранее не оспаривалось.
Так, в ответе ООО «ОРК» на претензию от 11.08.2017 № 48, генеральный директор ООО «ОРК» Розов Д.В. в обоснование причин несоблюдения подрядчиком Календарного графика выполнения работ по договору от 14.06.2018 № 2451588 ссылается на то, что Акт допуска на производство работ на Западно-Сибирской дороге получен 27.06.2017.
Таким образом, ответчик письменно подтверждает факт получения данного документа.
При этом, исходя из буквального толкования ответа на претензию от 11.08.2017 № 48, ответчик ссылается не на фактический допуск к выполнению работ по договору 14.06.2018 № 2451588, а на акт допуска, как на документ, с указанием его реквизитов - даты выдачи (27.06.2017).
Также в адрес ООО «ОРК» неоднократно направлялись претензии об оплате штрафных санкций по договору от 14.06.2018 № 2451588, в связи с некачественным выполнением работ, к которым также была приложена копия акта-допуска от 27.06.2017.
Каких-либо возражений относительно неподписания акта допуска от 27.06.2017 либо неосведомленности о его существования от ООО «ОРК» не поступало. Более того, требования по всем претензиям были оплачены, что подтверждается платежным поручением от 02.04.2018 №73.
Более того, заместитель генерального директора ООО «ОРК» Антонов М.М. направлял подписанный со стороны ООО «ОРК» акт допуска от 27.06.2017 в адрес специалистов ОАО «РЖД», что подтверждается распечаткой электронного письма от 19.10.2017, и опровергает позицию ответчика о том, что данное доказательство у него отсутствует.
В соответствии с ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.05.2018, вступившим в законную силу, по делу № А40-254549/17-131-2513 по иску ОАО «РЖД» к ООО «ОРК» удовлетворены требования ОАО «РЖД» о взыскании пени по договору подряда на выполнение работ по алюминотермитной сварке рельсов от 14.06.2017 № 2451588 за нарушение сроков выполнения работ, предусмотренных Календарным планом, за июль, август, сентябрь 2017 г. Период начисления пени с 06.09.2017 по 04.10.2017.
В рамках дела № А40-226896/18-131-1859 Арбитражным судом города Москвы рассматриваются требования ОАО «РЖД» о взыскании пени по договору подряда на выполнение работ по алюминотермитной сварке рельсов от 14.06.2017 № 2451588 за нарушение сроков выполнения работ, предусмотренных Календарным планом, за июль, август, сентябрь 2017 г. Период начисления пени с 05.10.2017 по 31.01.2018.
Исковые требования ОАО «РЖД» по указанным судебным делам связаны с взысканием пени за невыполненные работы по Календарному плану по договору от 14.06.2017 № 2451588, но с различным периодом для начисления пени.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.05.2018 по делу № А40-254549/17-131-2513 установлен факт получения акта допуска ООО «ОРК» от 27.06.2017, доводы Ответчика в части непредоставления Истцом акта допуска, его неподписания со стороны ООО «ОРК» признаны несостоятельными.
Кроме того, указанным судебным актом установлены причины невыполнения подрядчиком объема работ - неисполнение самим подрядчиком требований, предъявляемых конкурсной документацией к необходимому количеству бригад сварщиков, а не неисполнение обязательств по договору со стороны ОАО «РЖД».
В результате неисполнения ООО «ОРК» обязательств по договору ОАО «РЖД» понесло дополнительные расходы на содержание железнодорожных путей.
Ввиду допущенного отставания от плана алюминотермитной сварки не ликвидировано 740 мест временного восстановления плетей бесстыкового пути (1840 несваренных стыков/2).
Наличие данных мест временного восстановления негативно влияет на
состояние железнодорожного пути, и всего перевозочного процесса в целом: 1. Возрастает количество отказов 3-й категории, ввиду увеличения ограничений скорости движения поездов по участкам пути с невыполненными работами по сварке рельсовых стыков, что приводит к нарушению графика перевозочного процесса. Максимально допустимые скорости движения поездов по дефектным рельсам установлены Инструкцией «Дефекты рельсов. Классификация, каталог и параметры дефектных и остродефектных рельсов», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 23.10.2014 № 2499р.
В соответствии с п. 1.7 Положения об учете, расследовании и анализе отказов в работе технических средств на инфраструктуре ОАО «РЖД» с использованием автоматизированной системы КАС АНТ, утвержденного
Распоряжением ОАО «РЖД» от 11.07.2016 № 1375р, отказ - событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта.
В зависимости от последствий случаев нарушения функционирования технических средств вводится их следующая классификация, где 3-я категория - это:
неисправности - случаи нарушения нормального функционирования технических средств, не имеющие последствий, относящихся к отказам 1-й и 2-й категории;
повреждения - нарушения исправного состояния технического средства, выявленные в процессе планово-предупредительного технического обслуживания эксплуатационным персоналом, в том числе с применением средств диагностики.
Возрастают затраты на содержание железнодорожного пути, ввиду необходимости постоянного мониторинга данных мест и замены рельсовых рубок, зимой на удлиненные, летом на укороченные.
Так, в соответствии с калькуляцией затраты на выполнение работ по содержанию 1 стыка в год по состоянию на 1 июня 2017 года составляли 19445,50 рублей, общая сумма расходов ОАО «РЖД» на содержание 1480 несваренных стыков в год - 28 779 340 рублей. Расчет произведен на основании Технически обоснованных норм времени на работы по текущему содержанию пути, утвержденных Вице-президентом ОАО «РЖД» В.Б.Воробьевым 30.03.2009, Распоряжением ОАО «РЖД» от 14.11.2016 № 2288р «Об утверждении и введении в действие Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути».
По состоянию на 01.11.2018 затраты на содержание стыка составляют 23885,01 рублей, общая сумма расходов ОАО «РЖД» на содержание 1480 несваренных стыков в год - 35 349 814,8 рублей. Расчет произведен в соответствии с Распоряжением ОАО «РЖД» от 11.01.2018 № 22/р «Об утверждении Норм времени на работы по текущему содержанию пути. Часть 2. Работы по рельсам и скреплениям», Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.12.2017 № 2707р «Об утверждении Норм времени на работы по текущему содержанию пути. Часть 1. Работы по балласту и шпалам», Распоряжением ОАО «РЖД» от 14.11.2016 № 2288р.
Работы по договору выполнялись ООО «ОРК» в соответствии с календарным и адресными планами на выполнение работ по алюминотермитной сварке рельсов (Приложения № 2, 3 Договора).
Кроме того, для производства работ по договору сторонами подписан план-график производства работ по сварке стыков АЛТС на июль 2017 г., ОАО «РЖД» утверждены графики технологических створов основных плановых «окон», составленные с учетом возможности предоставления технологических «окон».
Как следует из Акта-допуска для производства строительно-монтажных работ на территории ОАО «РЖД», выданного ООО «ОРК» 27.06.2017, подрядчик обязан в срок за 8 суток до начала работ обеспечить заявку через диспетчеров ПЧ на предоставление технологических «окон» для выполнения работ на выделенных участках, требующих прекращения движения поездов (п. 9 перечня мероприятий), а также обеспечить своевременную подачу заявок в ПЧ на сопровождение и технический надзор при производстве работ (п.8 перечня мероприятий).
В соответствии с 4.1.3 договора от 14.06.2018 № 2451588 подрядчик обязуется выполнять работы в соответствии с Положением об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО «РЖД, утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 30.08.2013 № 1932р (далее - Положение от 30.08.2013 № 1932р).
Согласно требований раздела 4 Положения от 30.08.2013 № 1932р порядок предоставления технологических «окон» установлен Инструкцией о порядке предоставления и использования «окон» для ремонтных и строительно-монтажных работ на железных дорогах ОАО «РЖД», утвержденной Распоряжением ОАО «РЖД» от 25.12.2014 № 3154р (далее -Положение от 25.12.2014 № 3154р).
Использование АС АПВО - автоматизированной системы анализа, планирования и выполнения «окон» на сети железных дорог предусмотрено указанной инструкцией.
Таким образом, возможность использования программы АС АПВО с учетом п. 4.1.3 договора от 14.06.2018 № 2451588, Положения от 30.08.2013 № 1932р, Положения от 25.12.2014 № 3154р согласована с ООО «ОРК».
Фактическое предоставление заказчиком подрядчику технологических «окон» подтверждается выгрузкой из АС АПВО.
Кроме того, ООО «ОРК» в качестве обоснования своей позиции в отзыве на исковое заявление (стр. 2) ссылается на применение Регламента взаимодействия между подразделениями дирекции инфраструктуры и подрядными организациями в вопросах организации и выполнения работ по алюминотермитной сварке рельсов.
Между тем, в отзыве отсутствуют реквизиты указанного регламента, в материалы дела данный документ не представлен, в п.4.1.3 Договора - в перечне нормативных документов, обязательных для исполнения договора регламент не указан.
Таким образом, доводы Ответчика о нарушении Истцом порядка выполнения работ по договору, установленного «Регламентом» несостоятельны.
В адрес ОАО «РЖД» не поступило ни одного акта простоя по вине ОАО «РЖД», что опровергает позицию ООО «ОРК» о виновных действиях ОАО «РЖД».
Согласно п. 4.1.22 договора подрядчик обязан составлять и направлять
на подписание заказчику не позднее 2-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, акт о простое по форме Приложения № 7 к договору, в случае вынужденного простоя подрядчика по вине заказчика.
Таким образом, стороны в договоре от 14.06.2017 предусмотрели специальный порядок фиксации случаев простоя по вине заказчика.
В материалы дела такие доказательства со стороны подрядчика не представлены.
Кроме того, согласно требованиям ст. 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые создают невозможность ее завершения в срок.
Нормой ст. 719 ГК РФ предусмотрено, что подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда.
ООО «ОРК» правом, предусмотренным ст.719 ГК РФ, не воспользовалось, а продолжало выполнение работ по Договору. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Ответчик уведомил Истца о приостановлении выполнения работ в связи с непредоставлением технологических «окон» и накладок для фрезеровки Истцом.
Учитывая изложенное, при отсутствии доказательств, в нарушение ст.65 АПК РФ, ООО «ОРК» не вправе ссылаться в обоснование причин нарушения исполнения Договора на неисполнение указанных обязанностей со стороны ОАО «РЖД».
ООО «ОРК» в одностороннем порядке (стр.5 отзыва), в нарушение требований, предъявляемых конкурсной документацией к необходимому количеству бригад сварщиков АЛТС, не обеспечен выход 17 бригад для выполнения работ по договору, что повлекло за собой отставание от Календарного плана выполнения работ по Договору.
В соответствии с требованиями котировочной документации ОАО «РЖД» (запрос котировки № 486/ЗКТЭ-ЦДИДМ/17) по лоту № 12 «На право заключения договора на выполнение работ по алюминотермитной сварке рельсов на объектах Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры» условием проведения аукциона является наличие у подрядчика не менее 34 сварщиков термитной сварки и 17 бригадиров (руководителей) группы (семнадцать бригад).
Таким образом, причиной невыполнения подрядчиком объема работ с июля по сентябрь 2017 г. явилось неисполнение самим подрядчиком требований, предъявляемых конкурсной документацией к необходимому количеству бригад сварщиков АЛТС, что подтверждается протоколом совместного совещания Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры Воробьевского А.А. от 14.07.2017 № ЗСибДИ-398/п, подписанным со стороны заместителя генерального директора ООО «ОРК» Антонова М.М., протоколом совместного совещания Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры Воробьевского А.А. от 28.07.2017 № ЗСибДИ-450/п, подписанным со стороны заместителя генерального директора ООО «ОРК» Антонова М.М., письмом ООО «ОРК» от 31.07.2017 № 43, отзывом от 22.11.2018 (стр.5).
Согласно расчету истца, проверенному судом, сумма неустойки по договору составила 19 593 169 руб. 35 коп.
Исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 ГК РФ) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 ГК РФ только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
Вместе с тем, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 2 Определения от 21.12.2000 N 263-О, положения п. 1 ст. 333 ГК РФ содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой ущерба.
Таким образом, суд считает необходимым применить ст. 333 ГК РФ и снизить размер неустойки до суммы 15 000 000 руб., учитывая конкретные обстоятельства дела и принимая во внимание то, что заявленная неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств.
В соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ госпошлина по иску относится на ответчика. Согласно п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 г. № 6 при уменьшении арбитражным судом размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы истца по государственной пошлине подлежат возмещению ответчиком исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее уменьшения.
С учетом изложенного, на основании ст.ст. 11, 12, 307, 309, 310, 330, 331, 702, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 4, 27, 65, 67-68, 71, 102, 110, 167-171, 176, 180, 181, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ОБЪЕДИНЕННАЯ РЕЛЬСОСВАРОЧНАЯ КОМПАНИЯ" (адрес: 107140, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА КРАСНОСЕЛЬСКАЯ ВЕРХН., ДОМ 2/1, СТРОЕНИЕ 2, КОМНАТА 1И, ОГРН 1167746822935, ИНН 7708298965, дата регистрации 31.08.2016) в пользу ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"(адрес: 107174, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА БАСМАННАЯ НОВ., 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, дата регистрации 23.09.2003) пени в размере 15 000 000 (пятнадцать миллионов) руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 120 966 (Сто двадцать тысяч девятьсот шестьдесят шесть) руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.
Судья Ю.В.Жбанкова