ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-227356/2020-28-1589 от 12.10.2021 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Москва Дело № А40-227356/20-28-1589

03 ноября 2021 года

Резолютивная часть объявлена 12 октября 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 03 ноября 2021 года

Арбитражный суд в составе:

председательствующего судьи С.С. Хорлиной, единолично,

при ведении протокола секретарем А.Д. Нестеровой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЮРФАКТ-2000" (ОГРН: <***>) к ДЕПАРТАМЕНТУ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ (ОГРН: <***>) об урегулировании разногласий, возникших между Истцом и Ответчиком при заключении Соглашения об изъятии для государственных нужд нежилого помещения в многоквартирном доме, включенном в решение о реновации, изложив пункты договора в редакции Истца,

и по встречному иску ДЕПАРТАМЕНТА ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЮРФАКТ-2000" об изъятии для государственных нужд города Москвы нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0010009:3728, площадью 254,7 кв. м, расположенное по адресу: <...>.

определении, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу является основанием для погашения ограничений (обременении) внесенных в ЕГРН в отношении изымаемого недвижимого имущества, в том числе записей:

- № 77-77/002-77/002/005/2016-31/1 от 17.05.2016 (Залог в силу закона);

- № 77:02:0010009:3728-77/055/2020-2 от 19.10.2020 (Запрещение регистрации);

- № 77:02:0010009:3728-77/055/2020-1 от 04.09.2020 (Запрещение регистрации);

- № 77:02:0010009:3728-77/055/2021-3 от 09.02.2021 (Запрещение регистрации). Определить, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу

является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности ООО «Юрфакт-2000» на нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0010009:3728, площадью 254,7 кв. м, расположенное по адресу: <...>;

перехода и возникновения права собственности субъекта Российской Федерации-города федерального значения Москвы на нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0010009:3728, площадью 254,7 кв. м, расположенное по адресу: <...>.

установлении следующих условий возмещения:

- возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается Департаментом городского имущества города Москвы на основании решения суда по настоящему делу, вступившего в «законную силу, путем перечисления денежных средств на счет правообладателя;

- правообладатель обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты вступления настоящего решения в законную силу предоставить в Департамент городского имущества города Москвы реквизиты расчетного счета для оплаты стоимости изъятого недвижимого имущества. Обязательства Департамент городского имущества города Москвы по оплате считаются исполненными с даты списания денежных средств с корреспондентского счета Департамента;

- В случае отказа Правообладателя предоставить реквизиты расчетного счета более 5 (пяти) рабочих дней, денежные средства составляющие стоимость изъятого недвижимого имущества вносятся Департаментом городского имущества города Москвы на депозит нотариуса;

- Правообладатель обязан освободить Нежилое помещение от собственного имущества и имущества иных лиц в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения денежной компенсации. В случае нарушения Правообладателем указанного срока, предоставить Департаменту городского имущества города Москвы и/или иному уполномоченному исполнительному органу города Москвы и/или подрядной организации на принудительное освобождение Нежилого помещения. Департамент городского имущества города Москвы и/или иной уполномоченный исполнительный орган города Москвы и/или подрядная организация не несут юридической ответственности за оставленное правообладателем собственное имущество и имущество иных лиц,

третье лицо: Правительство Москвы,

при участии:

от истца (по первоначальному иску) – ФИО1, по доверенности от 18.09.2020, диплом №Ю/16179 от 02.07.2021 г.;

от ответчика (по первоначальному иску) и от третьего лица – ФИО2 – по доверенности Правительства Москвы №-4-47-1499/21 от 11.08.2021, по доверенности ДГИ №33-Д-1527/20 от 23.12.2020, диплом №1036 от 25.06.10г.;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "ЮРФАКТ-2000" обратилось в суд к Департаменту городского имущества города Москвы с требованиями:

1. Урегулировать разногласия, возникшие между Истцом и Ответчиком при заключении Соглашения об изъятии для государственных нужд нежилого помещения в многоквартирном доме, включенном в решение о реновации, изложив пункты договора в редакции Истца, а именно:

1.1. ПУНКТ 1.7. Настоящим Стороны подтверждают, что возмещение, указанное в разделе 2 Соглашения и размер возмещения, определённый независимым оценщиком ООО «АВЕСТА» и указанный в отчёте от 18 сентября 2 02 0 г. № 38/092 0 «об оценке рыночной стоимости нежилого помещения, общей площадью 254,7 кв.м. (подвал, пом. I, комн. 1-5; этаж 1, пом. I, комн. 1-9, 9а, 96, 10,11), расположенного по адресу: <...>», кадастровый номер 77:02:0010009:3728 который прилагается к Соглашению, включает рыночную стоимость прав только на изымаемое нежилое помещение. Все возможные убытки Правообладателя, причиненные изъятием, в том числе в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами, стоимость неотделимых улучшений, упущенная выгода и другие возмещаемые величины не включены в отчёт.

1.2. ПУНКТ 2.1. По настоящему Соглашению размер возмещения (далее - Возмещение) Правообладателю за нежилое помещение определен в соответствии с Отчетом ООО «АВЕСТА» № 38/0920 от 18 сентября 2020г. об оценке рыночной стоимости нежилого помещения, общей площадью.

254, 7 кв.м. (подвал, пом. I, комн. 1-5; этаж 1, пом. I, комн. 1-9, 9а, 96, 10,11), расположенного по адресу: <...>) составляет 42 723 000 (Сорок два миллиона семьсот двадцать три тысячи) рублей, а с учетом НДС: 51 2 67 600 (Пятьдесят один миллион двести шестьдесят семь тысяч шестьсот) рублей.

Размер возмещения убытков, причинённых, в следствии изъятия нежилого помещения кадастровый номер 77:02:0010009:3728, общей площадью 254,7 кв.м составляет 10.000.000 (десять миллионов) руб. 00 коп.

Размер возмещения стоимости неотделимых улучшений, в следствии изъятия нежилого помещения кадастровый номер 77:02:0010009:3728, общей площадью 254,7 кв.м составляет 5.000.000 (пять миллионов) руб. 00 коп.

Размер возмещения упущенной выгоды, возникшей, в следствии изъятия нежилого помещения кадастровый номер 77:02:0010009:3728, общей площадью 254,7 кв.м составляет 20.000.000 (двадцать миллионов) руб. 0 0 коп.

Размер возмещения предстоящих расходов, в следствии изъятия нежилого помещения кадастровый номер 77:02:0010009:3728, общей площадью 254,7 кв.м составляет 500.000 (пятьсот тысяч) руб. 00 коп.

Общий размер Возмещения составляет 86.767.600 (восемьдесят шесть миллионов семьсот шестьдесят семь тысяч шестьсот) руб. 00 коп.

1.3. ПУНКТ 3.1.1. Исключить

1.4. ПУНКТ 3.1.2. В течение 14 (четырнадцати) рабочих дней с даты предоставления Возмещения освободить изымаемое нежилое помещение от собственного имущества и имущества третьих лиц.

В случае нарушения Правообладателем указанного срока, Департамент городского имущества города Москва оставляет за собой право на принудительное освобождение нежилого помещения Собственником

Настоящим Правообладатель подтверждает, что Департамент не несет юридической ответственности за оставленное Правообладателем собственное имущество после выполнения им п.3.1.2.

2. Заключить между Обществом с ограниченной ответственностью «Юрфакт-2000» и Департаментом городского имущества города Москвы Соглашения об изъятии для государственных нужд нежилого помещения в многоквартирном доме, включенном в решение о реновации в следующей редакции ООО «Юрфакт-2000».

Департамент городского имущества города Москвы заявил ходатайство о принятии встречного иска об изъятии для государственных нужд города Москвы нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0010009:3728, площадью 254,7 кв. м, расположенное по адресу: <...> и установлении суммы возмещения Правообладателю за изымаемое Нежилое помещение в соответствии с отчетом об оценке от 22.06.2020 № П782-20, выполненным независимой оценочной организацией ООО «Оценка и Консалтинг», в размере 1 236 000 рублей.

Согласно ст. 132 АПК РФ ответчик до принятия Арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, вправе предъявить истцу встречный иск для рассмотрения его совместно с первоначальным иском. Предъявление встречного иска осуществляется по общим правилам предъявления исков. Встречный иск принимается арбитражным судом в случае, если: встречное требование направлено к зачету первоначального требования; удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска; между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению дела.

Согласно п.1 ст. 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Суд, изучив встречное исковое заявление, материалы дела, считает, что требования, изложенные в заявлении, соответствуют условиям ч. 3 ст. 132 АПК РФ.

С учетом изложенного, протокольным определением от 15.07..2021 судом принято встречное исковое заявления для совместного рассмотрения с первоначальным иском.

21.09.2021 г. в судебном заседании Департаментом - истцом по встречному иску заявлено ходатайство о выделении в отдельное производство требований об установлении суммы возмещения Правообладателю за изымаемое недвижимое имущество в соответствии с отчетом об оценке от 22.06.2020 № П782-20, выполненным независимой оценочной организацией ООО «Оценка и Консалтинг» в размере 1 236 000 рублей.

В обоснование заявления истец указывает, что многоквартирные жилые дома в части квартир полностью отселены. Письмом от 12.05.2021 № ДГИ-Э-57585/21 Московский фонд реновации жилой застройки, осуществляющий функции застройщика по проектированию и строительству жилых домов в рамках Программы реновации, проинформировал Департамент о том, что снос многоквартирного дома по адресу: <...> был запланирован во втором квартале 2021 года, однако наличие одного не изъятого нежилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: <...> не позволил осуществить фактический снос двух домов в установленные сроки. В связи с этим, городом Москва ведутся дополнительные расходы бюджетных средств на содержание спорного жилого дома. Таким образом, на настоящий момент нарушены сроки сноса спорного многоквартирного жилого дома.

В соответствии с ч. 12 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ, наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества, не является препятствием для принятия судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации перехода, прекращения прав и обременений на изымаемое недвижимое имущество.

Учитывая то обстоятельство, что рассмотрение требований об изъятии объектов недвижимого имущества и об установлении суммы возмещения, приведет к затягиванию процесса, соответственно к невозможности реализации городских программ дорожного строительства в регламентированные сроки, суд признает выделение в отдельное производство требований в части разрешения спора о размере возмещения соответствующим целям эффективного правосудия.

В ходе судебного разбирательства Департаментом - истцом по встречному иску заявлено ходатайство об уточнении исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ, а именно:

1. Изъять для государственных нужд города Москвы нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0010009:3728, площадью 254,7 кв. м, расположенное по адресу: <...> с установлением суммы возмещения за изымаемое Нежилое помещение в соответствии с отчетом об оценке от 22.06.2020 № П782-20, выполненным независимой оценочной организацией ООО «Оценка и Консалтинг» в размере 1 236 000 рублей.

Определить, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу является основанием для погашения ограничений (обременении) внесенных в ЕГРН в отношении изымаемого недвижимого имущества, в том числе записей:

- № 77-77/002-77/002/005/2016-31/1 от 17.05.2016 (Залог в силу закона);

- № 77:02:0010009:3728-77/055/2020-2 от 19.10.2020 (Запрещение регистрации);

- № 77:02:0010009:3728-77/055/2020-1 от 04.09.2020 (Запрещение регистрации);

- № 77:02:0010009:3728-77/055/2021-3 от 09.02.2021 (Запрещение регистрации).

Определить, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности ООО «Юрфакт-2000» на нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0010009:3728, площадью 254,7 кв. м, расположенное по адресу: <...>; перехода и возникновения права собственности субъекта Российской Федерации-города федерального значения Москвы на нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0010009:3728, площадью 254,7 кв. м, расположенное по адресу: <...>.

2. Установить следующие условия возмещения:

- возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается Департаментом городского имущества города Москвы на основании решения суда по настоящему делу, вступившего в «законную силу, путем перечисления денежных средств на счет правообладателя;

- правообладатель обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты вступления настоящего решения в законную силу предоставить в Департамент городского имущества города Москвы реквизиты расчетного счета для оплаты стоимости изъятого недвижимого имущества. Обязательства Департамент городского имущества города Москвы по оплате считаются исполненными с даты списания денежных средств с корреспондентского счета Департамента;

- В случае отказа Правообладателя предоставить реквизиты расчетного счета более 5 (пяти) рабочих дней, денежные средства составляющие стоимость изъятого недвижимого имущества вносятся Департаментом городского имущества города Москвы на депозит нотариуса;

- Правообладатель обязан освободить Нежилое помещение от собственного имущества и имущества иных лиц в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения денежной компенсации. В случае нарушения Правообладателем указанного срока, предоставить Департаменту городского имущества города Москвы и/или иному уполномоченному исполнительному органу города Москвы и/или подрядной организации на принудительное освобождение Нежилого помещения. Департамент городского имущества города Москвы и/или иной уполномоченный исполнительный орган города Москвы и/или подрядная организация не несут юридической ответственности за оставленное правообладателем собственное имущество и имущество иных лиц.

Уточнения приняты судом в порядке ст. 49 АПК РФ.

В ходе судебного разбирательства Представитель истца (по первоначальному иску) заявил ходатайство об объединение дел №А40-227356/20-28-1589 и дело №А40-209691/21 в одно производство.

В обоснование заявленного ходатайства заявитель указывает на то, что в рамках настоящего дела и дела №А40-209691/21 идентичны исковые требования, а также данные дела связаны между собой по основаниям возникновения заявленных требований и представленными доказательствами.

Оценив заявленное ходатайство, изучив материалы дела, суд не находит процессуальных оснований для удовлетворения ходатайства путем объединения дел в одно производство руководствуясь ч. 2.1 ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При этом суд исходил из того, что из содержания данной нормы права следует, что вопрос объединения нескольких однородных дел может быть решен по усмотрению и является правом, а не обязанностью арбитражного суда, который при его решении должен руководствоваться принципом целесообразности для выполнения задач арбитражного судопроизводства, указанных в ст. 2 АПК РФ.

Кроме того, риск принятия противоречащих друг другу судебных актов в настоящем случае отсутствует, в связи с чем, ходатайство ответчика об объединении дел в одно производство удовлетворению не подлежит.

Требования по первоначальному иску заявлены со ссылкой на нормы ст. ст. ст. ст. 421, 422, 424, 432, 445, 555, 624 ГК РФ, ст. 49, 56, 56.1,56.11 ЗК РФ, ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ.

Требования по встречному иску заявлены со ссылкой на нормы ст. ст. 279, 282 ГК РФ, ст. 49, 56, 56.1,56.11 ЗК РФ, ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ.

Истец (по первоначальному иску) исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, возражал относительно встречного иска.

Представитель ответчика (по первоначальному иску) относительно заявленных исковых требований возражал, поддержал встречные исковые требования.

Судом в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено Правительство Москвы

Истец (по первоначальному иску) исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, возражал относительно встречного иска.

Представитель ответчика, третьего лица (по первоначальному иску) относительно заявленных исковых требований возражал, поддержал встречные исковые требования.

Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует, Истец является собственником нежилого помещения, в доме попавшем под снос по программе реновации, общей площадью 254,7 кв.м. (подвал, пом. I, комн. 1-5; этаж 1, пом. I, комн. 1-9, 9а, 96, 10, 11), расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 77:02:0010009:3728 (далее - «Объект»).

10.06.2020 Ответчиком было опубликовано на сайте www.mos.ru/dgi/ ранее изданное распоряжение №1664 от 02.06.2020 «Об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества» согласно которому Ответчик должен изъять у правообладателя, т.е. Истца, Объект, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, статьями 279 и 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 7.4 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», постановлениями Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. № 99-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы», от 23 декабря 2015 г. № 941-ПП «Об утверждении порядков взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, а также организаций при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение освобождения территорий города Москвы, и признании утратившими силу правовых актов города Москвы», от 01 августа 2017 г. № 497-ПП «О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве».

11.08.2020 Истцом получено письмо от 06.08.2020 № ДГИ-и-50376/20 с проектом Соглашения об изъятии для государственных нужд нежилого помещения в многоквартирном доме, включенном в решение о реновации (далее - «Соглашение» / «Проект Соглашения»).

Общество проверило Проект Соглашения и усомнившись в его достоверности и справедливости в части оценки заказал у независимого оценщика произвести оценку рыночной стоимости Объекта.

На основании отчета об оценке произведенного по заказу Истца, 23.09.2020 Департаменту было вручено подписанное Соглашение с учетом протокола разногласий от 21.09.2020.

Позднее, Истцом было получено письмо Ответчика № ДГИ-1-78606/20-1 от 14.10.2020г. «об изъятии недвижимости».

В письме формально отсутствовал отказ либо согласие по условиям, а лишь указано на возможность судебного разрешения спора.

В обоснование заявленного иска, истец по первоначальному иску указывает, что при отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Согласно п. 4. ст. 421 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В обоснование встречного иска, Департамент указал, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...>, включен в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве.

ООО «Юрфакт-2000» (далее - Правообладатель) является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0010009:3728, площадью 254,7 кв. м, расположенного по адресу: <...> (далее - Нежилое помещение), о чем в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) внесена запись регистрации от 17.05.2016 № 77-77/002-77/002/005/2016-30/2.

В отношении Нежилого помещения в ЕГРН содержаться следующие записи об ограничении (обременении):

- № 77-77/002-77/002/005/2016-31/1 от 17.05.2016 (Залог в силу закона);

-№ 77:02:0010009:3728-77/055/2020-2 от 19.10.2020 (Запрещение регистрации);

- № 77:02:0010009:3728-77/055/2020-1 от 04.09.2020 (Запрещение регистрации);

- № 77:02:0010009:3728-77/055/2021-3 от 09.02.2021 (Запрещение регистрации). Согласно ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Правительство Российской Федерации постановлением от 15.04.2014 № 323 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утвердило государственную программу, направленную на обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.

В соответствии с указанным нормативным актом, Правительством Москвы подготовлена и реализуется Программа реновации жилищного фонда в городе Москве в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.04.1993 № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (далее — Закон Российской Федерации от 15.04.1993 № 4802-1), Законом города Москвы от 17.05.2017 № 14 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве» (далее- Закон города Москвы от 17.05.2017 № 14), иными, принятыми в целях реализации указанных закона Российской Федерации и закона города Москвы, нормативными правовыми актами города Москвы на основании итогов голосования и результатов проведенных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, подведенных в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 02.05.2017 № 245-ПП «Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве» .

Статьей 7.4 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 № 4802-1 установлено, что нежилые помещения в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации, подлежат изъятию для государственных нужд города Москвы при условии их предварительного и равноценного возмещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Закона г. Москвы от 17.05.2017 № 14, собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, предоставляется предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного нежилого помещения на праве собственности. Размер, порядок и условия предоставления указанного возмещения определяются в соответствии с федеральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.

При этом, ст. 2 указанного закона определено, что правовую основу обеспечения дополнительных гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы.

Из подпункта 3.2 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) следует, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 3 статьи 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно статье 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Из пункта 6 статьи 279 ГК РФ следует, что сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В соответствии со ст.ст. 281, 282 ГК РФ если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, при этом его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода.

Согласно пункту 2 статьи 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.

В соответствии с п. 4.2.14(1) Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 № 99-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы» Департамент на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы принимает решения об изъятии нежилых помещений в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве.

Во исполнение порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, а также организаций при изъятии нежилых помещений в многоквартирных домах для государственных нужд города Москвы в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве (далее- Порядок), утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 23.12.2015 № 941-ПП «Об утверждении порядков взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, а также организаций при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение освобождения территорий города Москвы, и признании утратившими силу правовых актов города Москвы», Департамент уполномочен на совершение следующих действий при изъятии нежилых помещений расположенных в многоквартирных домах включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве:

- направление запроса в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) в целях выявления лиц, нежилые помещения которых подлежат изъятию в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве;

- подготовку и принятие правового акта об изъятии нежилых помещений в рамках реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее - решение об изъятии нежилых помещений);

- обеспечивает опубликование в порядке, аналогичном порядку, установленному для опубликования сообщений о планируемом изъятии земельных участков, сообщения о планируемом изъятии нежилых помещений;

- направляет решение об изъятии нежилых помещений правообладателям изымаемых объектов недвижимого имущества;

- опубликовывает решение об изъятии нежилых помещений;

- направляет копию решения об изъятии нежилых помещений в Росреестр;

- обеспечивает направление в Департамент экономической политики и развития города Москвы копии решения об изъятии нежилых помещений в целях организации проведения независимой оценки рыночной стоимости изымаемых нежилых помещений, а также определения убытков, причиненных изъятием нежилых помещений;

- обеспечивает подготовку проекта соглашения об изъятии нежилых помещений для государственных нужд города Москвы в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее - соглашение об изъятии) и направление проекта соглашения об изъятии собственнику нежилых помещений для подписания;

- в случае если по истечении 90 календарных дней со дня получения проекта соглашения об изъятии собственником изымаемого нежилого помещения не представлено подписанное соглашение об изъятии, Департамент обращается в суд с требованием о принудительном изъятии нежилого помещения.

Департаментом городского имущества города Москвы (далее - Департамент) издано распоряжение от 02.06.2020 № 16646 «Об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества», в соответствии с которым подлежит изъятию для государственных нужд города Москвы, для целей реализации постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 № 497-ПП «О программе реновации жилищного фонда в городе Москве», Нежилое помещение, принадлежащие Правообладателю.

В соответствии с отчетом об оценке от 22.06.2020 № П782-20, выполненным независимой оценочной организацией ООО «Оценка и Консалтинг», определена величина убытков причиненных обладателю прав на изымаемое недвижимое имущество.

Сумма денежной компенсации за изымаемое Нежилое помещение составляет 28 308 000 рублей, и включает в себя рыночную стоимость изымаемого объекта недвижимости, а также иные убытки и расходы, причиненные Правообладателю в связи с изъятием.

Между Департаментом и ООО «Юрфакт-2000» 13.04.2016 заключен договор купли-продажи недвижимости (нежилого помещения) № 59-3218, согласно условиям которого, продавец обязуется передать в собственность покупателя объект недвижимости, расположенный по адресу: <...> с кадастровым номером 77:02:0010009:3728 общей площадью 254,7 кв.м, а покупатель принять и оплатить это имущество.

Согласно п. 3.1 договора, цена объекта составляет 28 502 000 рублей в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости от 09.03.2016 №16-16Б/30, выполненным ООО АБН-Консалт» и положительным экспертным заключением от 18.03.2016 №553/С-16, подготовленным НП СРО «СВОД». НДС в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ не начисляется.

В соответствии с п. 3.2 договора, оплата по договору осуществляется в рассрочку в течение пяти лет со дня его заключения.

По условиям п. 3.4 договора, оплата по договору вносится покупателем ежемесячно. Первый платеж перечисляется не позднее одного месяца с даты заключения договора. Последующие ежемесячные платежи осуществляются Покупателем до 13 числа каждого месяца и состоят из оплаты в счет основного долга, составляющей не менее 475 033 рублей 34 копейки и процентов за предоставленную рассрочку, начисляемых на остаток от основного долга.

Обязанность по оплате ежемесячных платежей ООО «Юрфакт-2000» не исполнена, в связи с чем, образовалась задолженность в сумме 27 072 000 рублей, на момент оценки недвижимого имущества.

Таким образом, компенсация, подлежащая возмещению Правообладателю в связи с изъятием Нежилого помещения, составляет 1 236 000 рублей.

В соответствии с требованиями ст. 56.8 и 56.9 ЗК РФ, а также ч. 2 ст. 56.10 ЗК РФ в адрес Правообладателя письмом за исходящим от 03.08.2020 № ДГИ-И-50376/20 направлен проект соглашения об изъятии для государственных нужд нежилого помещения в многоквартирном доме, включенном в решение о реновации с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и расчета убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества.

Направление указанных документов (проект соглашения и отчеты об оценке) подтверждается отчетом об отслеживании отправлении с почтовым идентификатором 12599347436894.

Срок заключения проекта соглашения со стороны правообладателя в соответствии с ч. 10 ст. 56.10 ЗК РФ составляет девяносто дней, со дня получения правообладателем проекта соглашения об изъятии.

В соответствии с ч. 10 ст. 56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Таким образом, срок подписания соглашения истек 10.11.2020.

С учетом установленных обстоятельств, встречный иск об изъятии указанного недвижимого имущества заявлен истцом правомерно, в связи с чем, подлежит удовлетворению на условиях соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы.

Вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии является основанием для перехода права собственности на нежилое помещение, находящееся в частной собственности.

Государственная регистрация возникновения, прекращения или перехода прав на недвижимое имущество, изъятое для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

Основанием для государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, в случае принятия судебного акта об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, обращения собственника изымаемого имущества в регистрационный орган с заявлением о государственной регистрации перехода прав не требуется.

В резолютивной части решения суда, являющегося основанием для внесения записи в государственный реестр, указывается на отсутствие или прекращение права ответчика, сведения о котором были внесены в государственный реестр (п. 5 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25).

Также истец просит определить, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу является основанием для погашения ограничений (обременении) внесенных в ЕГРН в отношении изымаемого недвижимого имущества.

Согласно абз. 2 п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов от 29.04.2010 N 10/22) оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРН.

Наличие или отсутствие ограничений (обременении) внесенных в ЕГРН в отношении изымаемого недвижимого имущества не входит в предмет доказывания по делу об изъятии земельного участка, в связи с чем основания для указания в резолютивной части решения на то, что что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу является основанием для погашения ограничений (обременении) внесенных в ЕГРН в отношении изымаемого недвижимого имущества, отсутствуют.

В части установления денежной компенсации за изымаемое недвижимое имущество в соответствии с отчетом об оценке от 22.06.2020 № П782-20, выполненным независимой оценочной организацией ООО «Оценка и Консалтинг», в размере 1 236 000 рублей., Суд указывает , что данное требование выделено из настоящего искового заявления в отдельное производство с присвоением нового номера, в связи с чем, не подлежит рассмотрению в настоящем деле.

Отказывая в удовлетворении первоначально заявленных требований, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом.

Согласно ч. 2 ст. 445 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Исходя из положений ст. 445 Гражданского кодекса РФ, ООО «Юрфакт-2000» обращаясь с требованиями об обязании Департамент заключить соглашение и урегулировать разногласия об изъятии недвижимого имущества обязано доказать, что в силу действующего законодательства к правоотношениям связанным с изъятием недвижимого имущества применимы положения гражданского законодательства об урегулировании разногласий между сторонами сделки.

Общий порядок изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд регламентирован Гражданским (ст. ст. 279 - 282), Земельным (ст. ст. 49, 56) и Жилищным (ст. 32) кодексами Российской Федерации.

Фактическим изъятием недвижимого имущества является прекращения права собственности (или иного права) на изымаемый объект недвижимости, при этом, законодательство предусматривает два основания:

- подписанное между уполномоченным органом и правообладателем соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд;

- вступившее в законную силу судебное решение о принудительно изъятии недвижимого имущества для государственных нужд.

С учетом изложенного, принимая в вынимание, что решение об изъятии нежилого помещения принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры такого изъятия, и истцом в установленном порядке данное решение не оспорено, за изъятием нежилого помещения обратилось уполномоченное лицо.

Следовательно, обращение с исковыми требованиями об урегулировании разногласий при заключении соглашения об изъятии недвижимого имущества, а также обязание уполномоченного органа заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества являются неверным способом защиты своих прав и законных интересов.

Судебные расходы за неимущественное требование распределяются согласно удовлетворенным требованиям в порядке ст. 110 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 65, 71, 75, 101-103,110, 123, 167-170, 181 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении первоначальных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Юрфакт-2000» -отказать.

Встречные исковые требования удовлетворить.

Изъять для государственных нужд города Москвы нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0010009:3728, площадью 254,7 кв. м, расположенное по адресу: <...> с установлением суммы возмещения за изымаемое Нежилое помещение в соответствии с отчетом об оценке от 22.06.2020 № П782-20, выполненным независимой оценочной организацией ООО «Оценка и Консалтинг» в размере 1 236 000 рублей.

Определить, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу является основанием для погашения ограничений (обременении) внесенных в ЕГРН в отношении изымаемого недвижимого имущества, в том числе записей:

- № 77-77/002-77/002/005/2016-31/1 от 17.05.2016 (Залог в силу закона);

- № 77:02:0010009:3728-77/055/2020-2 от 19.10.2020 (Запрещение регистрации);

- № 77:02:0010009:3728-77/055/2020-1 от 04.09.2020 (Запрещение регистрации);

- № 77:02:0010009:3728-77/055/2021-3 от 09.02.2021 (Запрещение регистрации).

Определить, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности ООО «Юрфакт-2000» на нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0010009:3728, площадью 254,7 кв. м, расположенное по адресу: <...>; перехода и возникновения права собственности субъекта Российской Федерации-города федерального значения Москвы на нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0010009:3728, площадью 254,7 кв. м, расположенное по адресу: <...>.

Установить следующие условия возмещения:

- возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается Департаментом городского имущества города Москвы на основании решения суда по настоящему делу, вступившего в «законную силу, путем перечисления денежных средств на счет правообладателя;

- правообладатель обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты вступления настоящего решения в законную силу предоставить в Департамент городского имущества города Москвы реквизиты расчетного счета для оплаты стоимости изъятого недвижимого имущества. Обязательства Департамент городского имущества города Москвы по оплате считаются исполненными с даты списания денежных средств с корреспондентского счета Департамента;

- В случае отказа Правообладателя предоставить реквизиты расчетного счета более 5 (пяти) рабочих дней, денежные средства составляющие стоимость изъятого недвижимого имущества вносятся Департаментом городского имущества города Москвы на депозит нотариуса;

- Правообладатель обязан освободить Нежилое помещение от собственного имущества и имущества иных лиц в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения денежной компенсации. В случае нарушения Правообладателем указанного срока, предоставить Департаменту городского имущества города Москвы и/или иному уполномоченному исполнительному органу города Москвы и/или подрядной организации на принудительное освобождение Нежилого помещения. Департамент городского имущества города Москвы и/или иной уполномоченный исполнительный орган города Москвы и/или подрядная организация не несут юридической ответственности за оставленное правообладателем собственное имущество и имущество иных лиц.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья:

С.С. Хорлина