именем Российской Федерации
г. Москва Дело № А40-228009/15-120-1743
Резолютивная часть решения объявлена21 марта 2016 года
Полный текст решения изготовлен 28 марта 2016 года
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи – Блинниковой И.А.
протокол ведет – секретарь Гаврилов О.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
дело по иску (заявлению) ФИО1
к ответчику (заинтересованному лицу) Банк России
о признании незаконными приказа от 06.08.2015 г. № ОД-2020
с участием:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: ФИО2, дов. №205 от 26.05.2015 г.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (далее так же - Заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа Банка России от 06.08.2015 г. № ОД-2020.
Заявленные требования мотивированны тем, что оспариваемый приказ Банка России от 06.08.2015 г. № ОД-2020 не соответствует Федеральному закону от 22.04.1996г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг), Положения о специалистах финансового рынка (утвержденного Приказом ФСФР России от 28.01.2010г. №10-4/пз-н) (далее – Положение).
Ответчик по заявленным требованиям возражал, представил суду письменный отзыв, мотивированный тем, что оспариваемый приказ Банка России издан в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суд установил, что Заявитель обратился в арбитражный суд с соблюдением срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ и исчисляемого по правилам ст. 113 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения ответчика, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 10 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о рынке ценных бумаг) Банк России аннулирует квалификационные аттестаты физических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения ими законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
Согласно п. 6 Положения о специалистах финансового рынка, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 28.01.2010 № 10-4/пз-н (далее -Положение о специалистах финансового рынка) ФСФР России принимает решение об аннулировании квалификационного аттестата, выданного ФКЦБ России, ФСФР России или организацией, аккредитованной ФСФР России на осуществление аттестации специалистов финансового рынка, аттестованного лица в случае неоднократного или грубого нарушения аттестованным лицом законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, законодательства Российской Федерации об инвестиционных фондах или законодательства Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах, а также настоящего Положения, в том числе, если исполнение или неисполнение аттестованным лицом своих обязанностей повлекло нарушение организацией (ее филиалом) указанного в настоящем пункте Положения законодательства.
Как следует из материалов дела, 25.08.2015 в адрес ФИО1 поступило уведомление Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) за № 55-1-2-8/1662 от 11.08.2015г. и приказ Центрального Банка РФ (Банка России) за № ОД-2020 от 06.08.2015 об аннулировании выданных квалификационных аттестатов в связи с неоднократными внушениями законодательства РФ о ценных бумагах (далее - приказ):
-серии КА № 009678 по квалификации «специалист финансового рынка по специализации в области финансового рынка: брокерская, дилерская деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами»;
-серии КА № 005503 по квалификации «специалист финансового рынка по специализации в области финансового рынка: депозитарная деятельность».
В качестве основания аннулирования аттестатов указано, что ФИО1 как контролер ООО «Унисон Капитал» ненадлежащим образом выполняла свои обязанности, а именно не контролировала:
а) достоверность представляемой отчетности общества, в результате чего были допущены расхождения между данными квартальной отчетности профессионального участника рынка ценных бумаг представленным списком действующих договоров общества;
б) соблюдение обществом срока представления в ФСФР России справки о структуре собственности по состоянию на 30.06.2013.
в) соблюдение требований к оформлению первичных документов внутреннего учета общества «журнал регистрации "'Поручений клиентов не содержит информации о лице, зарегистрировавшем поручение; в некоторых случаях в качестве лиц, принимавших поручения, указаны сотрудники либо уволившиеся; либо в силу своих должностных обязанностей неуполномоченные принимать, поручения).
С приказом Банка России № ОД-2020 от 06.08.2015 об аннулировании выданных ФИО3 квалификационных аттестатов заявитель не согласен, считает его необоснованным, незаконным и подлежащим отмене Не согласившись с указанным приказом, Заявитель обратился в Арбитражном суде г. Москвы с настоящим заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативно-правовому акту, возлагается на лицо, принявший указанный акт.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Согласно статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Вместе с тем, согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно п. 9.1 ст. 4, ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п. 10 и 14 ст. 42 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о рынке ценных бумаг) Банк России:
- осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Банком России;
- устанавливает квалификационные требования к работникам профессиональных участников рынка ценных бумаг, требования к профессиональному опыту лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа профессиональных участников рынка ценных бумаг, утверждает программы квалификационных экзаменов для аттестации граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, определяет условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих аттестацию граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в форме приема квалификационных экзаменов и выдачи квалификационных аттестатов, осуществляет аккредитацию таких организаций, определяет типы и формы квалификационных аттестатов и ведет реестр аттестованных лиц.
В силу п. 10 ст. 44 Закона о рынке ценных бумаг Банк России вправе аннулировать квалификационные аттестаты физических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения ими законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
Согласно п. 6 Положения о специалистах финансового рынка, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 28.01.2010 № 10-4/пз-н (далее -Положение о специалистах финансового рынка) ФСФР России принимает решение об аннулировании квалификационного аттестата, выданного ФКЦБ России, ФСФР России или организацией, аккредитованной ФСФР России на осуществление аттестации специалистов финансового рынка, аттестованного лица в случае неоднократного или грубого нарушения аттестованным лицом законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, законодательства Российской Федерации об инвестиционных фондах или законодательства Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах, а также настоящего Положения, в том числе, если исполнение или неисполнение аттестованным лицом своих обязанностей повлекло нарушение организацией (ее филиалом) указанного в настоящем пункте Положения законодательства.
Оспариваемый Приказ Банка России № 2020 издан в соответствии с пунктом 10 статьи 44 Закона о рынке ценных бумаг и пунктом 6 Положения о специалистах финансового рынка в связи с неоднократными нарушениями контролером ООО «Унисон Капитал» ФИО1 законодательства Российской Федерации о ценных бумагах» а именно п. 4.2, 4.3, 5.2 Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 24Ю5.2012 № 12-32/пз-н (далее - Положение о внутреннем контроле).
Основанием для издания Приказа послужило следующее.
Банком России была проведена плановая выездная проверка деятельности ООО «Унисон Капитал» за период с 01.11.2011 по 18.08.2015, по результатам которой составлен акт проверки от 01.09.2014 № А1НИ25-15/237ДСП.
В ходе проверки выявлены совершенные Обществом неоднократные нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах:
1. В соответствии с п. 2.1.15 Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 20.07.2010 № 10-49/пз-н (далее - Положение о лицензионных требованиях) лицензиат обязан обеспечить полноту и достоверность информации, предоставление которой при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг предусмотрено законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативными актами лицензирующего органа.
В ходе проверки были проанализированы сведения об осуществлении брокерской деятельности, в частности информация, раскрывающая количество клиентов на конец отчетных периодов.
В результате анализа ежеквартальной отчетности профессионального участника рынка ценных бумаг ООО «Унисон Капитал» по форме № 1100 и предоставленного обществом списка действующих договоров на брокерское обслуживание, выявлены расхождения (п. 5.1.1).
Таким образом, ООО «Унисон Капитал» был нарушен п. 2.1.15 Положения о лицензионных требованиях в части обязанности лицензиата обеспечить достоверность информации, предоставление которой при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг предусмотрено законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативными актами лицензирующего органа.
Согласно абз. 2 п. 4.2 Положения о внутреннем контроле контролер при осуществлении своей деятельности контролирует соблюдение профессиональным участником требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, законодательства Российской Федерации о рекламе, внутренних документов профессионального участника, в том числе достоверность и полноту представляемой отчетности профессионального участника, а также соответствие ее содержания законодательству Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативным правовым актам федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Таким образом, ФИО1 как контролер ООО «Унисон Капитал» в нарушение абз. 2 п. 4.2 Положения о внутреннем контроле не контролировала достоверность представляемой Обществом отчетности, а именно Обществом были допущены расхождения между данными квартальной отчетности профессионального участника рынка ценных бумаг и представленным списком действующих договоров Общества.
2. В соответствии с п. 2.1.10 Положения о лицензионных требованиях одним из лицензионных требований профессионального участника рынка ценных бумаг является предоставление полной информации о структуре собственности лицензиата на магнитном носителе и в бумажном виде не позднее 15 рабочих дней, следующих за отчетным кварталом.
В ходе проверки Обществом были представлены справки о структуре собственности, направленные в уполномоченный орган, а также документы, подтверждающие их получение уполномоченным органом, в проверяемый период.
Справка о структуре собственности за 2 квартал 2013 года от 17.07.2013 направлена через личный кабинет профессионально участника рынка ценных бумаг и получена ФСФР России 30.07.2013, подтверждением чего является скриншот из личного кабинета профессионального участника рынка ценных бумаг, с записью исходящего (входящего) номера отправленного (полученного) файла (п. 1.3.1 Акта проверки - стр. 42-43).
Таким образом, ООО «Унисон Капитал» было нарушено требование п. 2.1.10 Положения о лицензионных требованиях в части соблюдения установленного срока при направлении справки о структуре собственности в ФСФР России за 2 квартал 2013 года.
Согласно абз. 3 п. 4.2 Положения о внутреннем контроле контролер при осуществлении своей деятельности контролирует соблюдение профессиональным участником требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, законодательства Российской Федерации о рекламе, внутренних документов профессионального участника, в том числе соблюдение сроков представления отчетности профессионального участника.
Таким образом, ФИО1 как контролер ООО «Унисон Капитал» в нарушение абз. 3 п.-4.2 Положения о внутреннем контроле не контролировала соблюдение ООО «Унисон Капитал» срока предоставления в ФСФР России справки о структуре собственности по состоянию на 30.06.2013.
В соответствии с п. 22 Порядка ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами, утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ № 32, Минфина РФ № 108н от 11.12.2001 (далее - Порядок ведения внутреннего учета), профессиональный участник ведет журнал регистрации поручений клиентов, в который в день получения поручения должны вноситься:
- номер поручения, присвоенный в соответствии с установленной Правилами ведения внутреннего учета Сделок профессионального участника системой нумерации;
- наименование или уникальный код (номер) клиента;
-номер и дата договора с клиентом (если уникальный код клиента не позволяет определить, во исполнение какого договора подано поручение);
-дата и время (с указанием часов и минут) получения профессиональным участником поручения;
-фамилия и инициалы или индивидуальный код сотрудника, зарегистрировавшего поручение (наименование электронной системы, используемой организацией для доставки поручений клиентов на совершение сделок с ценными бумагами - для поручений, переданных с использованием такой электронной системы);
- журнал регистрации поручений клиентов может содержать и иную информацию.
Журнал регистрации поручений ООО «Унисон Капитал» не содержит информации о лице, зарегистрировавшем поручение. В нем отражена информация о лице, принявшем поручение.
Кроме того, в некоторых случаях в качестве лиц, принявших поручения, указаны сотрудники либо уволившиеся и не имеющие доступ к внутреннему учету (руководитель депозитария ФИО4, дата увольнения 31.12.2011), либо в силу своих должностных обязанностей неуполномоченные принимать поручения - ФИО5 (с 30.06.2013 -руководитель депозитария), ФИО6 (специалист депозитария) (п. 2.5.2 Акта проверки).
Таким образом, ООО «Унисон Капитал» был нарушен п. 22 Порядок ведения внутреннего учета в части отражения в журнале регистрации поручений сведений о лице, зарегистрировавшем поручение.
Согласно абз. 7 п. 4.3 Положения о внутреннем контроле контролер при осуществлении своей деятельности контролирует путем проведения проверок соблюдение профессиональным участником требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, и внутренних документов профессионального участника, в том числе соблюдение требований к оформлению первичных документов внутреннего учета, ведению регистров внутреннего учета, отражению операций с ценными бумагами в системе внутреннего учета профессионального участника (при осуществлении профессиональным участником брокерской деятельности и/или дилерской деятельности и/или деятельности по управлению ценными бумагами).
Таким образом, ФИО1 как контролер ООО «Унисон Капитал» в нарушение абз. 7 п. 4.3 Положения о внутреннем контроле не контролировала соблюдение требований к оформлению первичных документов внутреннего учета Общества, а именно журнал регистрации поручений ООО «Унисон Капитал» не содержал информации о лице, зарегистрировавшем поручение, в некоторых случаях в качестве лиц, принявших поручения, указаны сотрудники либо уволившиеся, либо в силу своих должностных обязанностей неуполномоченные принимать поручения.
В соответствии с абз. 4 п. 5.2 Положения о внутреннем контроле контролер обязан, в том числе надлежащим образом выполнять свои функции.
Вместе с тем, учитывая указанные нарушения абз. 2, абз. 3 п. 4.2, абз. 7 п. 4.3 Положения о внутреннем контроле, ФИО1 как контролер ООО «Унисон Капитал» в нарушение абз. 4 п. 5.2 Положения о внутреннем контроле ненадлежащим образом выполняла свои функции.
Выявленные нарушения носили регулярный характер, что свидетельствует о систематическом нарушении контролером ООО «Унисон Капитал» ФИО1 требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
Таким образом, приказ Банка России от 06.08.2015 № ОД-2020 об аннулировании квалификационных аттестатов серии КА № 009678 по квалификации «Специалист финансового рынки по специализации в области финансового рынка: брокерская, дилерская деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами» и серии КА № 005503 по квалификации «Специалист финансового рынка по специализации в области финансового рынка: депозитарная деятельность», выданных ФИО1, издан в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Кроме того, Банк России не согласен с доводами ФИО1 о том, что незаконно аннулирование квалификационных аттестатов по квалификации «Специалист финансового рынка по специализации в области финансового рынка: брокерская, дилерская деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами» и по квалификации «Специалист финансового рынка по специализации в области финансового рынка: депозитарная деятельность» ввиду выявленных нарушений законодательства о рынке ценных бумаг только в области брокерской деятельности.
В соответствием с Положением о внутреннем контроле внутренний контроль направлен на осуществление контроля за соответствием деятельности профессионального участника требованиям законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, законодательства Российской Федерации о рекламе, а также соблюдением внутренних документов профессионального участника, связанных с его деятельностью на рынке ценных бумаг.
Для достижения указанных целей в организации - профессиональном участнике рынка ценных бумаг должно быть назначено уполномоченное должностное лицо -контролер.
Учитывая что, депозитарная деятельность, также как и брокерская, дилерская деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами относится к профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ненадлежащее исполнение своих функции контролером ФИО1 свидетельствует о невозможности исполнять обязанности контролера в любой из видов деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг, в том числе и депозитарной.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Банк России просит Арбитражный суд г. Москвы отказать в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным приказа Банка России от 06.08.2015 № ОД-2020 об аннулировании квалификационных аттестатов серии КА № 009678 по квалификации «Специалист финансового рынка по специализации в области финансового рынка: брокерская, дилерская деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами» и серии КА № 005503 по квалификации «Специалист финансового рынка по специализации в области финансового рынка: депозитарная деятельность», выданных ФИО1.
Допущенные ФИО1 нарушения повлекли, в том числе, аннулирование лицензии Общества, что, в соответствии с пунктом 7 Положения о специалистах финансового рынка, является самостоятельным основанием для аннулирования квалификационного аттестата.
Судом проверены и оценены все доводы заявителя, однако отклонены судом, как не подтвержденные доказательствами, основанные на неверном толковании норм права и не свидетельствующие о возможности удовлетворения требований.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Вместе с тем, заявителем не представлено достаточных доказательств нарушения нормативно-правовых актов и его прав. Также не представлено доказательств, указывающих, какие права заявителя подлежат восстановлению и каким образом.
Суд считает, что оспариваемый Приказ принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в полном соответствии с законодательством Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о не установлении условий, предусмотренных ст.13 ГК РФ, ч.1 ст.198 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого Приказа недействительным, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Расходы по госпошлине
в соответствии со ст.110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного, в соответствии положениями Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации», Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", руководствуясь ст.ст. 29, 75, 167-170, 198-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие ФЗ «О рынке ценных бумаг», заявление ФИО1 о признании незаконным приказа Банк России от 06.08.2015 г. № ОД-2020 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья И.А. Блинникова