ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва | Дело № А40-228159/21-21-1734 |
11 января 2022 г.
Резолютивная часть решения в порядке ч. 1 ст. 229 АПК РФ вынесена 17 декабря 2021 г.
Полный текст решения изготовлен 11 января 2022 г.
Арбитражный суд в составе судьи Гилаева Д.А.
рассмотрев в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ
дело по заявлению АО "КОРПОРАЦИЯ "СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПУНКТЫ УПРАВЛЕНИЯ" (109052, МОСКВА ГОРОД, ПОДЪЁМНАЯ УЛИЦА, ДОМ 12А, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 02.05.2012, ИНН: <***>)
к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ (107078, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 09.09.2003, ИНН: <***>)
о признании незаконным и отмене постановления от 13.10.2021г. № 077/04/7.32.3-18195/2021 по делу об административном правонарушении
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
АО "КОРПОРАЦИЯ "СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПУНКТЫ УПРАВЛЕНИЯ" (далее – заявитель, общество, заказчик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановления УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ (далее – ответчик, УФАС по г. Москве, антимонопольный орган ) от 13.10.2021г. № 077/04/7.32.3-18195/2021 о привлечении к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
Определением от 25.10.2021 г. заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, в соответствии с ч. 1,2 ст. 227 и ст. 228 АПК РФ, без вызова сторон.
17 декабря 2021 г. изготовлена резолютивная часть решения в порядке ч. 1 ст. 229 АПК РФ.
Ответчик представил отзыв и заверенные копии материалов дела об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.
Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы.
27.12.2021 г. от заявителя поступило заявление о составлении мотивированного решения.
Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом проверено и установлено, что десятидневный срок, предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ст. 30.3 КоАП РФ для обжалования решения административного органа о привлечении к административной ответственности, заявителем не пропущен.
В соответствии с ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как следует из заявления, постановлением от 13.10.2021г. № 077/04/7.32.3-18195/2021 АО "КОРПОРАЦИЯ "СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПУНКТЫ УПРАВЛЕНИЯ" привлечено к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
В обосновании своей позиции заявитель указывает на то, что в его действиях отсутствует состав и событие административного правонарушения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости, равноправия справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При этом, в настоящем случае, как правильно указано в оспариваемом постановлении, заявителем неправомерно установлены требования к составу заявки на участие в закупке о наличии у участника закупки сертификата соответствия услуг автосервиса, документов налогового органа, подтверждающих освобождение от уплаты НДС либо применение упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) в случае, если участник закупки освобождается от исполнения обязанностей налогоплательщика либо применяет УНС, а также не указана дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации о закупке (реестровый номер закупки 32009577056), что не отвечает требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Так, пунктом 15.6.9 Положения о закупке установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, входящих в состав заявки. Согласно положениям приведенного пункта заявка участника закупки, в том числе должна содержать: копии документов, подтверждающих соответствие участника процедуры закупки обязательным требованиям, установленным в соответствии с Законодательством, в случае если в соответствии с Законодательством для исполнения обязательств по предмету договора требуется наличие таких документов и их перечень был указан в извещении о проведении закупки, и декларация о соответствии участника процедуры закупки иным обязательным, требованиям, установленным в извещении о проведении закупки; - декларация о соответствии участника процедуры закупки дополнительным требованиям, установленным в извещении о проведении закупки в соответствии с подпунктом 10.4.4 Положения, и (или) копии документов, перечень которых указан в извещении о проведении закупки, подтверждающих соответствие участника процедуры закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с подпунктами 10.4.4 и (или) 10.4.4
Положения, если в извещении о проведении закупки были установлены дополнительные требования. - копии документов, подтверждающих соответствие участника процедуры закупки квалификационным требованиям, установленным в извещении о проведении закупки, в случае если в соответствии с настоящим Положением в извещении о проведении закупки были установлены квалификационные требования и перечень подтверждающих документов был указан в извещении о проведении закупки.
Во исполнение требований приведенной выше нормы права АО «Стратегические пункты управления» разработано и утверждено 24.12.2020 извещение о проведении открытого запроса котировок в электронной форме без проведения предварительного квалификационного отбора по проведению технического обслуживания транспортного средства (далее - Документация запроса котировок), в которой Заказчиком установлены следующие требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки участникам процедуры (пункт 18 Информационной карты, приложение № 2 к извещению о проведении закупки), в частности: - копия штатного расписания (унифицированная форма №Т-3); - декларация о наличии следующего имущества: офисные, производственные, складские помещения, торговые площадки, транспортные средств, оборудование (в собственности и\или ином законном основании); - копия бухгалтерского баланса (форма № 1) за отчетный период - 2019 г. с отметкой налогового органа о принятии (либо с подтверждением сдачи налоговой отчетности в электронном виде). Копия отчета о финансовых результатах за отчетный период - 2019 г. (форма № 2) с отметкой налогового органа о принятии (либо с подтверждением сдачи налоговой отчетности в электронном виде). - копия сертификата соответствия услуг автосервиса.
При этом квалификационные требования, такие как наличие материально-технических ресурсов в соответствии с пунктом 10.4.5 Положения о закупках могут быть установлены при осуществлении Заказчиком квалификационного отбора.
Между тем, согласно пункту 5 Информационной карты Документации запроса котировок, закупка проведена способом запроса котировок без проведения квалификационного отбора, следовательно, требования о предоставлении в составе заявки декларации о наличии офисных, производственных, складских помещений, торговых площадок, транспортных средств, оборудования (в собственности и/или ином законном основании) является некорректным в отношении рассматриваемой процедуры закупки.
Кроме того, требование о предоставлении копий бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, копии штатного расписания в составе заявки участника закупки не предусмотрено пунктом 15.6.9 Положения о закупках. Учитывая изложенное, установление в приложении № 2 к извещению о проведении закупки требование к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, включающим требования о представлении копий штатного расписания (унифицированная форма №Т-3), бухгалтерского баланса (форма № 1) за отчетный период - 2019 г. с отметкой налогового органа о принятии (либо с подтверждением сдачи налоговой отчетности в электронном виде), отчета о финансовых результатах за отчетный период - 2019 г. (форма № 2) с отметкой налогового органа о принятии (либо с подтверждением сдачи налоговой отчетности в электронном виде), декларации о наличии имущества(в собственности и\или- ином законном основании) противоречит Положению о закупках.
Относительно требования о представлении копии сертификата соответствия услуг автосервиса, суд отмечает, что сертификация услуг автосервиса не является обязательной, указанная сертификация является добровольной. Проведение сертификации в системах добровольной сертификации с точки зрения законодательства Российской Федерации в области технического регулирования является правом и осуществляется по инициативе самого лица в интересах дополнительного подтверждение качества оказываемых работ, услуг. Наличие у организации сертификата соответствия услуг автосервиса не является гарантией надлежащего исполнения обязательств по договорам, заключенным в последующем по результатам проведения соответствующих закупочных процедур. Лицо, не обладающее указанным сертификатом, может не уступать по опыту и квалификации компании, прошедшей добровольную сертификацию.
Кроме того, рассматриваемое требование не направлено на выявление лучших условий исполнения обязательств, в связи с чем установление данного требования не имеет под собой никакого правового и объективного обоснования и не связано с потребностью заказчика.
При таких обстоятельствах, антимонопольный орган обоснованно пришел к выводу о неправомерности установления в Документации запроса котировок требования к составу заявки участника о предоставлении копии сертификата соответствия услуг автосервиса.
Также АО «Стратегические пункты управления» 13.10.2020 разработано и утверждено извещение и документация о закупке на открытый запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по выполнению изыскательских работ и работ по разработке проектно-сметной документации и рабочей документации на ремонт объекта: «Реконструкция и техническое перевооружение производственных и испытательных мощностей по выпуску подъемников специального, назначения для обеспечения выполнения работ по доставке, эвакуации и обслуживанию систем объектов на различных уровнях эксплуатации» (далее - Документация открытого запроса предложений).
В соответствии с пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках определено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участниками такой закупки разъяснений положений документации о закупках.
Аналогичное требование установлено пунктом 10.17.5 Положения о закупках. Вместе с тем в нарушении пункта 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункту 10.17.5 Положения о закупках Документация открытого запроса предложений (пункт 34 Информационной карты) не содержит даты окончания срока предоставления участникам процедуры закупки разъяснений положений документации.
В пункте 9 Информационной карты Документации открытого запроса предложение установлено, что в случае если участник закупки освобождается от исполнения обязанностей налогоплательщика либо применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), то заявка на участие в запросе предложений должна содержать указание на соответствующую норму закона с приложением копий документов налогового органа, подтверждающих освобождение от уплаты НДС либо применение УСН.
В то же время, приложение № 3 к Информационной карте «Требования к составу заявки» не содержит указания на предоставление в составе заявки копий документов налогового органа, подтверждающих освобождение от уплаты НДС либо применения УСН.
Исходя из изложенного, подобное формирование Документации открытого запроса предложений может ввести участников закупочной процедуры в заблуждение, относительности необходимости предоставления в составе заявки копий указанных выше документов. Таким образом, такие действия Заказчика по своей сути означают злоупотреблением правом на формирование документации открытого запроса предложений, поскольку сформированная подобным образом документация не отвечает, прежде всего, принципам, заложенным частью 1 статьи 3 Закона о закупках, так как само по себе указание требований к содержанию и составу заявки на участие в закупках должно быть не только содержательным, но и не должно никоим образом вводить участников, закупки в заблуждение относительно состава заявки. Аналогичное нарушение выявлено по закупке 32009841644.
В обоснование заявленного требования АО «Стратегические пункты управления» ссылается на то, что требования к содержанию заявок установлены в соответствии с пунктом 15.6.9 Положения о закупках, которым закреплен перечень информации и документов для подготовки заявки к участию в закупочных процедурах, не являющийся закрытым. Требование о предоставлении сертификата соответствия услуг автосервиса обосновано необходимостью подтверждения соответствия оказываемых услуг в области ремонта модели автомобиля Лексус, что не противоречит пункту 10.4.7 Положения о закупках, в соответствии с которым закреплены ограничения устанавливаемых к участникам закупки требований. Предоставление участником закупки указанного сертификата, по мнению АО «Стратегические пункты управления», не возлагает на участников закупки дополнительных трат и не является ограничением, поскольку организации, основной деятельностью которых являются услуги по техническому ремонту и обслуживанию автомобилей определенной марки проходят сертификацию и имеют сертификат соответствия услуг автосервиса. Для участия в закупке подано 4 заявки, все участники имели сертификат соответствия услуг автосервиса, что исключает в настоящем случае ограничение конкуренции на торгах и ущемление чьих-либо прав и законных интересов. АО «Стратегические пункты управления» также отмечает, что в период проведения закупки запросы от участников закупки, иных заинтересованных лиц касательно предоставления сертификата соответствия услуг автосервиса не поступали. В части установления положений о представлении копий документов налогового органа, подтверждающих освобождение от уплаты НДС либо применения УСН АО «Стратегические пункты управления» поясняет, что указанные положения включены в Информационную карту в соответствии подпунктами 5-7 части 10 статьи 4 Закона о закупках, предусматривающими указание сведений о начальной (максимальной) цене договора, формах, срока и порядка оплаты оказанных услуг, а также порядка формирований цены договора, и не являются требованиями для участников закупки, а носят исключительно информационный характер (при оформлении договора с победителем закупки в разделе договора о цене и порядке оплаты указывается сумма договора и НДС/НДС не облагается и основания для освобождения от НДС) и для участников закупку требования о предоставлении подтверждении налогового режима (освобождение от НДС, УСН) не является ни ограничением, ни излишним требованием, так как при освобождении участника от уплаты НДС, применении УСН, у него должны быть необходимые, документы, оформленные в соответствии с действующим налоговым законодательством Российской Федерации и их представление не повлечет для участника излишних временных затрат. С учетом того, что указанные требования носят информационный характер, их непредставление не может послужить основанием для отклонения заявки.
В то же время заявителем не учтено, что Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного
Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Как указано ранее, в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничении конкуренции по отношению к участникам закупки.
Также, спорные требования могут предъявляться к исполнителю договора по результатам проведения соответствующей закупочной процедуры, в том числе объявленной среди лиц, прошедших предварительный квалификационный отбор, поскольку обратное приведет к необоснованному исключению из числа участников закупки лиц, способных исполнить взятые на себя обязательства по контракту, но лишенные возможности представить требуемые документы именно на этапе подачи заявок. Желание Заказчика в выборе надежного контрагента не может обуславливать правомерность установления им спорных требований в рассматриваемых закупочных документациях на стадии подачи и рассмотрения заявок.
Исходя из вышеизложенного, антимонопольный орган обоснованно посчитал избыточным установление спорных требований как по их содержанию, так и по порядку их реализации, поскольку Заказчиком в документации указано на необходимость предоставления спорных документов непосредственно на этапе подачи заявок. Кроме того, административный орган акцентирует внимание, что документация о закупке - это совокупность утвержденных документов, определяющих процедуру, условия конкретной закупки, содержание которой не должно иметь противоречий для возможности корректного составления потенциальным участником закупки заявки на участие в ней.
В настоящем случае каких-либо доказательств наличия у АО «Стратегические пункты управления» объективной необходимости в установлении указанных выше требований судом не установлено, а АО «Стратегические пункты управления» не представлено.
В то же время состав совершенного административного правонарушения является формальным и не требует для квалификации деяния в качестве противоправного, наступления каких-либо негативных последствий для охраняемых общественных интересов. Оконченный состав административного правонарушения образует само деяние лица.
При таких обстоятельствах, административная ответственность наступает независимо от наличия или отсутствия последствий совершенного противоправного деяния. Таким образом, действия юридического лица - АО «Стратегические пункты управления» нарушают положения части 2 статьи 2, части 6 статьи 3, пунктов 2, 9 части 10, 11 статьи 4 Закона о закупках, пунктов 10.17.5, 15.6.9 Положения о закупках и образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, что выразилось в несоблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию документации о закупке товаров, работ, услуг.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ несоблюдение предусмотренных требований предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до. десяти тысяч рублей.
Годичный срок давности предусмотренный ч.1 ст. 45 КоАП РФ соблюден административным органом, поскольку правонарушение совершено 13.10.2020, а оспариваемое постановление вынесено 13.10.2021, то есть в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено и заявителем не оспаривается.
Таким образом, суд соглашается с доводами ответчика, о наличии в действиях АО "КОРПОРАЦИЯ "СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПУНКТЫ УПРАВЛЕНИЯ" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене оспариваемого постановления судом не установлено.
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований и расцениваются судом, как направленные на уклонение от административной ответственности.
В силу ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании ст.ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.5, ч. 7 ст. 7.32.3, 22.1, 23.5, 24.1, 24.5, 25.1, 25.4, 26.1-26.3, 28.2, 28.3, 29.5, 29.6, 29.10 КоАП РФ и руководствуясь ст.ст. 4, 29, 64-68, 71, 75, 81, 226-229 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать АО "КОРПОРАЦИЯ "СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПУНКТЫ УПРАВЛЕНИЯ" в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления УФАС ПО Г. МОСКВЕ от 13.10.2021 г. № 077/04/7.32.3-18195/2021 о привлечении к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Судья Гилаев Д.А.