РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-228251/21 -33-1677 |
декабря 2021 г.
Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2021года
Полный текст решения изготовлен 03 декабря 2021 года
Арбитражный суд г.Москвы в составе:
Судьи Ласкиной С.О.
При ведении протокола секретарем судебного заседания Костровой О.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице ГУ Банка России по ЦФО
к ответчику: ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "СОГЛАСИЕ" (129110, МОСКВА ГОРОД, ГИЛЯРОВСКОГО УЛИЦА, 42, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 16.07.2002, ИНН: <***>)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, согласно протоколу об административном правонарушении от 18.10.2021г № ТУ-45-ЮЛ-21-7149/1020-1
при участии в судебном заседании:
от заявителя: извещен, не явился,
от ответчика: извещен, не явился,
У С Т А Н О В И Л:
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице ГУ Банка России по ЦФО (далее – Банк, заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении ООО СК «Согласие» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, согласно протоколу об административном правонарушении от 18.10.2021г № ТУ-45-ЮЛ-21-7149/1020-1.
От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебный процесс не обеспечил. Заблаговременно от заинтересованного лица каких-либо ходатайств, в том числе об отложении судебного заседания на иную дату не поступало. Отзыв не поступал.
Дело подлежит рассмотрению в соответствии со ст. 123, 156 АПК РФ.
Дело рассмотрено при отсутствии возражений сторон в порядке ст. 137 АПК РФ, п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006г. № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству».
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России в Южном федеральном округе (далее - Управление Службы) поступило обращение ФИО1 (от 29.08.2021 № ОЭ-134987) (далее - Заявитель) о незаконных действиях Страховщика, выразившихся в расторжении в одностороннем порядке договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В адрес Страховщика Управлением Службы был направлен запрос от 01.09.2021 № С59-6-3-1/20973 о предоставлении информации и документов в отношении описанной в обращении Заявителя ситуации.
В Управление Службы поступило письмо Страховщика от 23.09.2021 № 2512-ИсхК/2021 (далее - письмо Страховщика), содержащее информацию в отношении описанной в обращении Заявителя ситуации с приложением подтверждающих документов, по результатам анализа которых было установлено следующее.
12.03.2021 между Страховщиком и Заявителем был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 12.03.2021 серия XXX № 0163051538 (далее -договор ОСАГО).
29.07.2021 в 12:27 Заявитель получил от Страховщика уведомление от 22.07.2021 б/н о досрочном прекращении договора ОСАГО (почтовый идентификатор 80095362566598) на основании пункта 1.15 Правил № 431-П в связи с предоставлением ложных/неполных сведений, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска и расчета страховой премии, а именно о территории преимущественного использования транспортного средства (далее - Уведомление).
Также Заявитель был уведомлен о возможности восстановления действия условий договора ОСАГО в случае предоставления им документов, опровергающих наличие оснований для расторжения договора ОСАГО по инициативе Страховщика ввиду сообщения страхователем ложных или неполных сведений, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска и расчета страховой премии.
Согласно информации, содержащейся в письме Страховщика, Уведомление было направлено в адрес Заявителя ошибочно, Страховщиком была проведена проверка, по результатам которой Страховщиком принято о решение о восстановлении договора ОСАГО.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон № 40-ФЗ) обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.
Согласно пункту 1.1 Положения Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Правила № 431-П) договор обязательного страхования может быть заключен как путем оформления и выдачи страхователю страхового полиса обязательного страхования на бумажном носителе, так и путем составления и направления ему страхового полиса обязательного страхования в виде электронного документа в случаях и порядке, предусмотренных Правилами № 431-П.
В соответствии с пунктом 1.6 Правил № 431-П для заключения договора обязательного страхования владелец транспортного средства представляет страховщику документы, указанные в статье 15 Закона № 40-ФЗ. Владелец транспортного средства несет ответственность за полноту и достоверность сведений и документов, представляемых страховщику.
В соответствии с пунктом 1.15 Правил № 431-П страховщик вправе досрочно прекратить действие договора обязательного страхования в случае выявления ложных или неполных сведений, представленных страхователем при заключении договора обязательного страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска.
Согласно пункту 1.16 Правил № 431-П в случаях досрочного прекращения действия договора обязательного страхования, предусмотренных пунктом 1.15 Правил № 431-П, датой досрочного прекращения действия договора обязательного страхования считается дата получения страхователем письменного уведомления страховщика.
В соответствии с пунктом 8 Указания Банка России от 14.11.2016 № 4190- У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указание № 4190-У) после направления владельцем транспортного средства заявления о заключении договора ОСАГО в соответствии с Указанием № 4190-У страховщик в срок не более пяти минут регистрирует его в своей информационной системе и направляет в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Закона № 40-ФЗ (далее - АИС ОСАГО), запрос, необходимый для проверки всех содержащихся в нем сведений.
По результатам автоматизированной обработки запроса, направленного в соответствии с пунктом 8 Указания № 4190-У, АИС ОСАГО направляется страховщику соответствующее подтверждение сведений либо отказ в подтверждении сведений.
В представленных Страховщиком документах отсутствует информация АИС ОСАГО об отказе в подтверждении сведений в заявлении о заключении договора ОСАГО.
Учитывая изложенное, Страховщик в нарушение положений пункта 1.15 Правил № 431 -П осуществил необоснованное расторжение договора ОСАГО, заключенного с Заявителем.
Статьей 938 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.
Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее-Закон № 4015-1). Дополнительные лицензионные требования к осуществлению деятельности в сфере страхования также определены федеральными законами и нормативными актами Банка России, регулирующими отношения, связанные с организацией страхового дела.
В соответствии со статьей 1 Закона № 4015-1 составной частью страхового законодательства, помимо Закона № 4015-1, являются федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона № 4015-1 надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых Законом № 4015-1, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
В силу подпункта 1 пункта 5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона № 4015-1 лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера представляет собой специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.
Таким образом, Страховщик, направив Заявителю уведомление от 22.07.2021 б/н о досрочном прекращении договора ОСАГО в одностороннем порядке по причине предоставления им ложных/неполных сведений, которые могут иметь существенное значение для определения степени страхового риска и расчета страховой премии, допустило в своей деятельности неправомерное применение пункта 1.15 Правил ОСАГО, и, соответственно, нарушило требования пункта 5 статьи 30 Закона № 4015-1.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Объективные обстоятельства, которые не позволили Страховщику исполнить требования законодательства, неисполнение которых влечет ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, не установлены.
Между тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего.
Согласно статье 4.5 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за некоторые виды административных правонарушений, указанные в данной норме - по истечении одного года, двух, трех или шести лет со дня совершения административного правонарушения (часть 1); при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 г. N 2, следует, что установленные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности являются пресекательными и, в случае их пропуска, суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ.
Учитывая правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 №3-П, срок давности привлечения к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения. Принимая во внимание дату совершения нарушения, то с момента совершения Обществом указанного нарушения прошло более 3 (трех) месяцев.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Однако данное правонарушение не может быть отнесено к категории длящихся.
Как следует из материалов административного дела, правонарушение, зафиксированное в протоколе об административном правонарушении от 18.10.2021г. совершено ответчиком 29.07.2021 г.
Предметом проверки ответчика являлся контроль за соблюдением ООО СК «Согласие» положений действующей лицензии.
Установление административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, направлено на административно-правовую охрану общественных отношений, регулируемых лицензионным законодательством, которое не поименовано в числе отраслей законодательства, к административной ответственности за нарушение которого лицо может быть привлечено судом в срок, превышающий три месяца.
Такое толкование части 1 статьи 4.5 КоАП РФ применительно к положениям статьи 14.1 КоАП РФ соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.01.2019 г. N 3-П.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения ООО СК «Согласие» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ на момент принятия судом решения по настоящему делу (26.11.2021 г.) истек.
При этом заявление и протокол об административном правонарушении поступили в суд согласно штампу канцелярии Арбитражного суда г. Москвы 21.10.21г., в силу чего, с учетом необходимости соблюдения судом требований АПК РФ о процессуальной форме рассмотрения дела и о надлежащем извещении сторон, дело не могло быть рассмотрено до истечения вышеуказанного срока.
В Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2015 г. N 310-АД14-5160 указано, что по истечении срока давности привлечения к административной ответственности утрачивается возможность правовой оценки действий лица, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении.
С учетом указанной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации судом не производится оценка действий ответчика на предмет наличия в них состава административного правонарушения.
Данный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 N 09АП-72379/2018 по делу N А40-261680/18, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 N 09АП-6686/2019 по делу N А40-265200/18, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 N 09АП-5988/2019 по делу N А40-237888/18, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2019 N 09АП-6229/2019 по делу N А40-286914/18, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2019 N 09АП-3931/2019 по делу N А40-309985/18 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2019 N 09АП-71870/2018 по делу N А40-242240/18)
В соответствии с ч. 2 ст.204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании ст. ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.3, 4.5, 14.1, 25.4, 28.2, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 71, 123, 156, 167-170, 202-206, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | С.О. Ласкина |