Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва
23 января 2018 года Дело № А40- 296/17 -122-1991
Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2018 года
Полный текст решения изготовлен 23 января 2018 года
Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Порошиной М.О.
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «ЭкоФер» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 129343, <...>, дата регистрации 11.08.2017)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы
о признании незаконными решений от 24.11.2017 года № 3390581-2017, № 3390192-2017,
при участии:
от заявителя – ФИО1, дов. от 11.09.2017 г.
от ответчика – ФИО2, дов. от 02.11.2017 г.
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЭкоФер» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решений Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее ответчик, Департамент) от 24.11.2017 года № 3390581-2017, № 3390192-2017 об отказе в предоставлении лицензии на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов и цветных металлов, устранении допущенных нарушений прав и законных интересов путём принятия решения о предоставлении лицензии на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов и цветных металлов.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, указав на незаконность и необоснованность оспариваемого решения, в связи с чем, нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что оспариваемые ненормативные правовые акты приняты в пределах полномочий, предоставленных Департаменту, являются законными и обоснованными.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд установил, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» «11» октября 2017 года Обществом с ограниченной ответственностью «ЭкоФер» (далее по тексту - Заявитель) Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее по тексту - Заинтересованное лицо) поданы заявления о предоставлении лицензии на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома цветных металлов и черных металлов, что подтверждается выписками из электронного журнала регистрации и контроля обращений заявителей № 3390581-2017 и № 33901922.017 от 08.08.2017.
В соответствии с частью 8 ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в случае, если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением требований, установленных частью 1 настоящей статьи, и (или) документы, указанные в части 3 настоящей статьи, представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют.
Заинтересованное лицо не выявило нарушений лицензионных требований и условий при проведении документарной проверки.
Заинтересованное лицо приняло решение о рассмотрении заявлений, соответственно, признало, что положения частей 1 и 3 ст. 13 Федерального законы №99-ФЗ от 04.05.2011 г. соблюдены.
10.11.2017 г. была проведена внеплановая выездная проверка. 13 ноября 2017 г. в здании Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы представителю Заявителя были представлены на подпись Акты проверки от 13.11.2017 № 0403-108/2017 (Акт).
В Акте проверки на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов указано, что «выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов) а именно:
В нарушение п.п. "а" ч. 5 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287, при проведении внеплановой выездной проверки должностному лицу не было представлено оборудование для сортировки и (или) измельчения стружки.
В Акте проверки на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома цветных металлов указано, что «выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов) а именно:
В нарушение п.п. "а" ч.5 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287, при проведении внеплановой выездной проверки должностному лицу не было представлено оборудование для определения химического состава лома и отходов цветных металлов
Так же, 13.11.2017 представителем Заявителя были представлены возражения на Акт, а именно - Объяснительная от 13.11.2017 (Объяснительная), которая приобщена к Акту. В Объяснительной указано, что с Актом проверки № 0403-108 /2017 не согласны, т.к. оборудование было представлено, что отображено в п.п. 9.5 и 9.7 Акта проверки.
24.11.2017 года Заинтересованным лицом были приняты решения № 3390581-2017 и № 3390192-2017 об отказе в предоставлении лицензии
Не согласившись с принятыми решениями, полагая их незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Судом проверено и установлено, что срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Удовлетворяя заявленные требования, суд соглашается с позицией Заявителя, при этом исходит из следующего.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 17.05.2013 № 296-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы" (далее - Положение) Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим в том числе - функции по реализации государственной политики в области экологической экспертизы, охраны атмосферного воздуха, водных отношений, охраны и рационального использования городских почв, охраны и использования зеленого фонда, охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов (далее - установленная сфера деятельности).
В соответствии с п. 4.2 Положения, на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы принимает решения, в том числе о предоставлении лицензий или об отказе в предоставлении лицензий на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
Согласно п. 2.3.1. постановления Правительства Москвы от 28.08.2014 № 498-ПП "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов" в городе Москве" полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
Согласно п. 3.3.3.9. постановлению Правительства Москвы от 28.08.2014 № 498-ПП "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов" в городе Москве" в случаях соискания лицензии и переоформления лицензии обеспечивает проведение внеплановой выездной проверки с оформлением акта проверки в установленном порядке и определяет наличие оснований на предоставление государственной услуги путем установления соответствия соискателя лицензии предъявляемым нормативными правовыми актами требованиям.
Перечень документов, предоставляемых соискателем лицензии для получения или переоформления лицензии содержится в п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 г. № 1287 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов", а также в п. 2.5 постановления Правительства Москвы от 28.08.2014 № 498-ПП "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов" в городе Москве".
Заинтересованному лицу были предоставлены заявления со всеми необходимыми документами, установленными ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ и п. 7 Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов", в том числе: Опись документов; Запрос,(заявление) на предоставление государственной услуги; Доверенность на сдачу документов в «одно окно»; Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; Копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ; Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; Копия устава; Копия учредительного договора; Копия выписки из единого государственного реестра; Копия решения (протокола); Копии правоустанавливающих документов на помещение (участок); Копии правоустанавливающих документов на используемое оборудование; Копии документов, подтверждающих квалификацию работников; Другие документы.
Согласно пункту 2.10.1 Приложения к постановлению Правительства Москвы от 28 августа 2014 г. N 498-ПП "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов" в городе Москве" основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
2.10.1.1. Наличие в представленном запросе и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации, в том числе наличие противоречий документам или сведениям, полученным с использованием межведомственного информационного взаимодействия.
2.10.1.2. Установленное в ходе проверки несоответствие заявителя лицензионным требованиям.
2.10.2. Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, установленный пунктом 2.10.1 настоящего Регламента, является исчерпывающим.
В соответствии с п. 7 ст. 14 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" основанием отказа в предоставлении лицензии является:
1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;
3) представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в пункте 38 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона вид деятельности и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.
Иных оснований для отказа в предоставлении лицензии Федеральным законом не предусмотрено.
В оспариваемом решении лицензирующий орган не сослался ни на положения п. 7 ст. 14 ФЗ №99-ФЗ от 04.05.2011 г., ни на положения пункта 2.10.1 Приложения к постановлению Правительства Москвы от 28 августа 2014 г. N 498-ПП, в которых содержится закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении лицензии.
Заинтересованное лицо сослалось только на пп. "а" ч. 5 Положения о лицензировании лома черных металлов, цветных металлов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствуют требованиям Федерального закона 04.05.2011 N 99-ФЗ.
Согласно пп. "а" п. 5 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов", лицензионными требованиями к осуществлению лицензируемой деятельности являются наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 13 Закона N 99-ФЗ к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.
Подпунктом "б" пункта 7 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов" установлено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", документы (копии документов), указанные в пунктах 1 и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании технических средств, оборудования и технической документации, используемых для осуществления лицензируемой деятельности.
Заинтересованное лицо обязано было при вынесении решения об отказе в предоставлении лицензии обосновать причину отказа и сослаться на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии (п. 6 ст. 14 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ).
Однако заинтересованное лицо не мотивировало причину отказа и не сослалось на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов.
Уведомление не соответствует следующим нормам закона:
1)требованиям части 7 статьи 4 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно нарушен принцип законности при осуществлении лицензирования;
2)требованиям части 6 статьи 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в связи с тем, что уведомление об отказе в предоставлении лицензии должно содержать ссылку на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа.
3)в нарушение пункта 3.3.3.9 Административного регламента предоставления государственной услуги «Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов» в городе Москве (утверждён Постановлением Правительства города Москвы от 28.08.2014 № 498-ПП) акт проверки оформлен с нарушением - в нём указано на отсутствие оборудования, которое имеется и было представлено при проверке, что отображено в Акте проверки.
В нарушение части 6 статьи 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» уведомление об отказе в предоставлениилицензии не содержит ссылку на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа.
Настоящий отказ в предоставлении лицензии не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской деятельности, а именно Заявитель лишён возможности осуществлять лицензируемую деятельность, из-за чего терпит необоснованные убытки, нарушаются права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые решения Департамента об отказе в предоставлении государственной услуги не соответствуют требованиям Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку материалы дела подтверждают правовую позицию заявителя, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Иных доказательств, подтверждающих сомнения ответчика, не представлено.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд возлагает обязанность на Ответчика устранить допущенное нарушение прав заявителя.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд полагает необходимым обязать Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём принятия решения о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоФер» лицензий на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черный металлов и цветных металлов.
Расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и руководствуясь ст.ст. 4, 8, 9, 29, 51, 65, 67, 68, 71, 75, 110, 137, 167-170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 24.11.2017 № 3390581-2017 об отказе в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоФер» лицензии на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов.
Признать незаконным решение Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 24.11.2017 № 3390192-2017 об отказе в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоФер» лицензии на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома цветных металлов.
Обязать Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных заявителя путём принятия решения о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоФер» лицензий на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черный металлов и цветных металлов.
Взыскать с Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы в пользу ООО «ЭкоФер» расходы по уплате госпошлины в размере 6000 (шесть тысяч) руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.Е. Девицкая