ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-228418/2023-84-1865 от 11.12.2023 АС города Москвы

900110019_38145940





АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ  115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17 

http://www.msk.arbitr.ru
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

г. Москва Дело № А40-228418/23-84-1865  09 января 2024 г. 

Резолютивная часть решения изготовлена 11.12.2023 (в порядке ст. 229 АПК РФ)
Полный текст решения изготовлен 09.01.2024 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Сизовой О.В., 

рассмотрев в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ, дело 

по заявлению: АО "ЦДУ" (117420, <...>, ЭТ 1  ПОМ I КОМ 01-06, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 11.11.2008,  ИНН: <***>); 

к ответчику: ГУФССП России по г. Москве (105094, Россия, г. Москва, Муниципальный  округ Басманный вн.тер.г., ул. Гольяновская, д. 4А, ОГРН: <***>, Дата присвоения  ОГРН: 23.12.2004, ИНН: <***>) 

об оспаривании постановления от 31.08.2023,
без вызова лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

АО "ЦДУ" (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города  Москвы с заявлением к ГУФССП России по г. Москве (далее – Ответчик, Управление) об  оспаривании постановления от 31.08.2023 о привлечении ООО "СКМ" к административной  ответственности по ч. 2 ст. 14.57 КоАП РФ

Определением от 20.10.2023 года заявление принято к производству суда для  рассмотрения в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, в соответствии с ч. 1,2 ст. 227  и ст. 228 АПК РФ, без вызова сторон, по материалам, представленным заявителем и  ответчиком. 

Согласно ч. 2 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае  подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного  производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение. 

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть  подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного 


производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". 

Через систему «Мой Арбитр» от заявителя поступило ходатайство об изготовлении  мотивированного решения суда. 

С учетом изложенного, суд считает необходимым изготовить мотивированное решение. 

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29  АПК РФ

От ответчика поступил отзыв и заверенные копии материалов дела об  административном правонарушении, возражал против удовлетворения требований заявителя  по основаниям, изложенным в отзыве и оспариваемом постановлении, со ссылкой на  законность и обоснованность оспариваемого постановления, доказанность вины заявителя. 

Заявителем было заявлено ходатайство о рассмотрении заявления по общим правилам  искового производства. 

Исследовав материалы дела, суд признал ходатайство заявителя о рассмотрении дела  по общим правилам искового производства не подлежащим удовлетворению по следующим  основаниям. 

В соответствии с частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам  искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе  рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство  третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть  рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по  ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что: 

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах  рассмотрения арбитражными судами дел" (пункт 2) обстоятельства, препятствующие  рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, указанные в части 5 статьи 227  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, могут быть выявлены  только в ходе рассмотрения этого дела после принятия искового заявления, заявления к  производству, а не одновременно с его принятием, за исключением случая,  предусмотренного пунктом 1 части 5 этой статьи. В случае выявления таких обстоятельств  арбитражный суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового  производства или по правилам административного судопроизводства и указывает в нем  действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки совершения  этих действий (часть 6 статьи 227 Кодекса), то есть переходит к подготовке дела к судебному  разбирательству, осуществляемой в соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 135  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Названное определение может быть вынесено в том числе по результатам рассмотрения  арбитражным судом ходатайства стороны, указавшей на наличие одного из обстоятельств,  предусмотренных пунктами 1 - 4 части 5 статьи 227 Кодекса, в случае его удовлетворения. 

В определении о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по  правилам административного судопроизводства должно содержаться обоснование вывода 


арбитражного суда о невозможности рассмотрения дела в порядке упрощенного  производства; обжалование такого определения Кодексом не предусмотрено. 

Арбитражный суд города Москвы в процессе рассмотрения настоящего дела не  установил наличия предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации оснований для рассмотрения дела по общим правилам  искового производства. 

Изучив материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого  доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их  совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя не  подлежат удовлетворению по следующим основаниям. 

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа  арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, в связи с чем, согласно  ч.7 ст. 210 АПК РФ, оспариваемое постановление проверено судом в полном объеме. 

Установленный ч.2 ст. 208 АПК РФ срок на обжалование оспариваемого постановления  заявителем не пропущен. 

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения  административного органа о привлечении к административной ответственности  арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность  оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли  законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли  установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности  привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие  значение для дела. 

Как следует из материалов дела, постановлением 31.08.2023 постановлением ГУФССП  России по г. Москве, АО "ЦДУ" признано виновным в совершении административного  правонарушения по ч. 2 ст. 14.57 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере  50 000 рублей. 

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в  Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением. 

Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд  считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом,  что заявителем не оспаривается. Нарушений процедуры привлечения заявителя к  административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены  оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от  02.06.2004 № 10, судом не установлено. Сроки давности привлечения к административной  ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены. 

Как следует из материалов дела, Зюзинской межрайонной прокуратурой г. Москвы  совместно со специалистами ГУФССП России по г. Москве проведена проверка исполнения  требований федерального законодательства в отношении АО «Центр долгового управления»  по адресу: <...>, Башня А, этаж 7, офис «Центр долгового  управления» (далее - АО «ЦЦУ») (ИНН: <***>). 

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц адресом  регистрации АО «ЦЦУ» является: <...>, этаж 1, пом. I, ком. 01-06,  а. генеральным директором АО «ЦЦУ» 27.04.2021 г назначена ФИО1 

В целях защиты прав и законных интересов физических лиц, Федеральный закон от  03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при  осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении  изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых  организациях» (далее - Закон № 230-ФЗ), устанавливает правовые основы деятельности по  возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий,  направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из  денежных обязательств. 


Кроме того, согласно ст. 10 Закона № 230-ФЗ кредитор и лицо, действующее от его  имени и (или) в его интересах, обязаны ответить на обращение должника по содержащимся в  таком обращении вопросам, касающимся просроченной задолженности и ее взыскания, не  позднее тридцати дней со дня получения такого обращения. 

Так, в нарушение ст. 10 Закона № 230-ФЗ, АО «ЦЦУ», отвечая на обращения граждан  не представило документы и сведения об основаниях возникновения, структуре и размере  просроченной задолженности, запрашиваемые указанными лицами. 

Помимо прочего, согласно п. 7 ст. 17 Закона № 230-ФЗ юридическое лицо,  осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве  основного вида деятельности, включенное в государственный реестр, обязано представлять в  уполномоченный орган отчет о деятельности по возврату просроченной задолженности, а  также документы и сведения, перечень которых определяется федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации  государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности по  возврату просроченной задолженности физических лиц. Формы, сроки и периодичность  представления указанных документов определяются федеральным органом исполнительной  власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и  нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности по возврату просроченной  задолженности физических лиц. Формы, сроки и периодичность представления указанных  документов определяются органом исполнительной власти, осуществляющим функции по  выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию  в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц. 

Форма указанного отчета утверждена приказом Министерства юстиции РФ от  30.06.2021 г. № 108 «Об утверждении формы отчета о деятельности по возврату  просроченной задолженности, перечня документов и сведений, представляемых  юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц,  осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве  основного вида деятельности, а также сроков и периодичности их представления. 

Согласно сведениям, представленным в ходе проверки, за период с 01.01.2022 по  31.12.222 в АО «ПДУ» поступило 45 844 обращения, из них повторно поступивших - 25 873. 

При этом, согласно отчету о деятельности по возврату просроченной задолженности,  представляемого юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических  лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве  основного вида деятельности, а указанный период в АО «ЦЦУ» поступило - 28 465  обращений, что устанавливает нарушение п. 7 ст. 17 Закона № 230-ФЗ. 

Кроме того, согласно п. 3. ст. 17 Закона № 230-ФЗ юридическое лицо, осуществляющее  деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида  деятельности, включенное в государственный реестр, обязано вести аудиозапись всех  случаев непосредственного взаимодействия с должником и иными лицами, направленного на  возврат просроченной задолженности, предупреждать должника и иных лиц о такой записи в  начале взаимодействия, а также обеспечивать хранение на электронных носителях  аудиозаписей до стечения не менее трех лет с момента осуществления записи. 

Так, в ходе проведения проверки по прослушиванию аудиозаписей непосредственного  взаимодействия АО «ЦДУ» с должниками и иными лицами за период с 26.06.2023 по  30.06.2023 установлено, что в нарушение п. 3 ст. 17 Закона № 230-ФЗ, на записях  отсутствует уведомление о записи телефонных разговоров в начале взаимодействия,  направленного на возврат просроченной задолженности. 

Вместе с тем, согласно пп. а. п. 5 ч. 2 ст. 6 Закона № 230-ФЗ не допускаются,  направленные на возврат просроченной задолженности, действия кредитора или лица  действующего от его имени и (или) в его интересах, связанные в том числе с введением  должника и иных лиц в заблуждение относительно правовой природы и размера  неисполненными обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения  обязательств. 


Так, в нарушение пп. а. п. 5 ч. 2 ст. 6 Закона № 230-ФЗ 27.06.2023 в 11 час. 20 мин. АО  «ЦДУ» осуществляло взаимодействие по инициативе абонента телефонного номера 8******-**-**, представившегося гражданином. В ходе переговоров работник АО «ЦДУ» ввел  должника Б заблуждение относительно суммы просроченной задолженности, сообщив, что  сумма просроченной задолженности не превышает 1,5% от суммы представленного займа. 

Более того, согласно ч. 3 ст. 6 Закона № 230-ФЗ, если иное не представлено  федеральным законом, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его  интересах, при совершении действий, направленных на возврат просроченной  задолженности, не вправе без согласия должника передавать (сообщать) третьим лицами или  делать доступными для них сведения о должнике, просроченной задолженности и ее  взыскании и любые другие персональные данные должника. 

Так, в нарушение ч. 3 ст. 6 Закона № 230-ФЗ 27.06.2023 в 14 час. 09 ми. АО «ЦДУ»  осуществляло взаимодействие по инициативе абонента телефонного номера 8***-***-**-**,  который представился сотрудником полиции. В ходе переговоров работник АО «ЦДУ»  сообщил третьему лицу сведения о наличии задолженности гражданина перед ООО  «Мирокредитная компания Униврсального финансирования». 

В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности,  не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения  производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в  порядке, установленное законом. 

Частью 1 ст. 14.57 КоАП РФ предусмотрено, что совершение кредитором или лицом,  действующим от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных  организаций), действий, направленных на возврат просроченной задолженности и  нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов  физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности,  за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, - влечет наложение  административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;  на должностных лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от  шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч  рублей. 

Согласно ч. 2 ст. 14.57 КоАП РФ нарушение, предусмотренное частью 1 этой статьи,  совершенное юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц,  осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве  основного вида деятельности, - влечет наложение административного штрафа на  должностных лиц в размере от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей или  дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от  пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление  деятельности на срок до девяноста суток. 

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере  потребительского кредита (займа). 

Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое  установлена ч. 2 ст. 14.57 КоАП РФ, образуют действия, направленные на возврат  просроченной задолженности, которые нарушают законодательства Российской Федерации о  защите прав к законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по  возврату просроченной задолженности. 

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.57 КоАП РФ является  юридическое лицо, включенное в государственный реестр юридических лиц,  осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве  основного вида деятельности, а также должностное лицо этого юридического лица. 

Согласно свидетельству № 11/18/77000-КЛ, АО «ЦДУ» внесено в государственный  реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной  задолженности в качестве основного вида деятельности, а потому является субъектом  административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.57 КоАП РФ


Таким образом, в действиях юридического лица АО «ЦДУ» усматриваются признаки  состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.57 Кодекса РФ об  административных правонарушениях, то есть совершение юридическим лицом, включенным  в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату  просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, действий,  направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство  Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при  осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, а именно допустило  нарушения, установленные ст. 10, п. 3, 7 ст. 17, пп. а п. 5 ч. 2 ст. 6 и ч. 3 ст. 6 Закона № 230- ФЗ. 

Вина в совершении правонарушения заключается в том, что у АО «ЦДУ» имелась  возможность для соблюдения требований законодательства регулирующего правоотношения  в сфере потребительского кредита (займа) при осуществлении деятельности по возврату  просроченной задолженности, но им не были предприняты для этого все возможные меры. 

Доказательств невозможности соблюдения требований законодательства в указанной  сфере или обстоятельств, которые АО «ЦЦУ» не могло предвидеть и предотвратить при  соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не  выявлено. 

Обстоятельств, исключающих административную ответственность АО «ЦДУ» в  совершенном административном правонарушении, не установлено, равно как смягчающих и  отягчающих обстоятельств совершения административного правонарушения. 

В силу положений ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении  административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась  возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом  или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная  ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их  соблюдению. 

По смыслу приведенной нормы, при решении вопроса о виновности юридического  лица в совершении административного правонарушения именно на неги возлагается  обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и  норм. 

Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие то  обстоятельство, что Банком приняты все зависящие от него меры по соблюдению  требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при  осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за нарушение  которых предусмотрена .административная ответственность, хотя такая возможность у Банка  имелась, что указывает на его вину. 

Факт совершения административного правонарушения АО «ЦДУ» подтверждается  совокупностью вышеуказанных исследованных доказательств. 

При вынесении постановления должностным лицом ответчика смягчающих и  отягчающих обстоятельств не установлено. 

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения ответчика от  административной ответственности у суда не имеется. 

Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях  заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к  административной ответственности административным органом соблюдены, размер  ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных ст.  4.1 КоАП РФ, требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого  постановления удовлетворению не подлежат. 

Судом рассмотрены все доводы Заявителя, однако они не могут служить основанием  для удовлетворения заявленных требований и расцениваются судом, как направленные  исключительно на уклонение от административной ответственности. 


Согласно ч. 3 ст. 211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении  заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к  административной ответственности, что решение административного органа о привлечении  к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает  решение об отказе в удовлетворении требования заявителя. 

В силу ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного  органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не  облагается. 

На основании ст. ст. 1.5, ч. 1 ст. 1.6, 2.1, 4.1, 4.5, ч. 2 ст. 14.57, 24.5, 25.1, 25.4, 28.2, 29.7,  30.7 КоАП РФ и руководствуясь ст.ст. 27, 29, 65, 71, 123, 156, 167-170, 210, 211, 229 АПК  РФ, п.37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых  вопросах применения судами положений гражданского процессуального кодекса российской  федерации и арбитражного процессуального кодекса российской федерации об упрощенном  производстве», суд 

РЕШИЛ:

В удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела в общем порядке искового 

производства – отказать.
В удовлетворении заявленных требований АО "ЦДУ" - отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в срок, 

не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления 

мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.

Судья Сизова О. В.


Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 13.03.2023 9:45:00
Кому выдана СИЗОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА