ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40- 046/15 -172-1876
14 июня 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2017 года
Полный текст решения изготовлен 14 июня 2017 года
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Председательствующего судьи Паньковой Н.М. (единолично)
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пашкевич Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по иску ОАО АК «Уральские авиалинии» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 01.08.2002)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании денежных средств
3-е лицо: Федеральное агентство воздушного транспорта РФ (Росавиация) (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 28.04.2004)
при участии:
от истца – ФИО1 доверенность от 03.06.2016;
от ответчика – ФИО2 доверенность от 25.07.2016;
от третьего лица - ФИО3 доверенность 29.12.2016;
УСТАНОВИЛ:
ОАО АК «Уральские авиалинии» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному агентству воздушного транспорта РФ (Росавиация) о взыскании 1 958 461 руб. суммы убытков. Исковое требование мотивировано тем, что в рамках постановления Правительства РФ №237 от 17 марта 2015 года «Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям транспорта на возмещение потерь в доходах в связи с обеспечением бесплатного проезда участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также сопровождающих их лиц в период празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» ОАО АК «Уральские авиалинии» обеспечило перевозку участников и инвалидов ВОВ, а так же сопровождающих их лиц в период празднования 70-й годовщины победы ВОВО 1941- 45 годов. Всего было перевезено 284 пассажира. В связи с чем сумма потерь составила 1 958461 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 марта 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано полностью.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 05 октября 2016 года решение Арбитражного суда города Москвы от 10 марта 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2016 года по делу № А40-229046/15-172-1876 отменены, и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал следующее.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции сослался на статьи 6, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что в силу положений утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 237 от 17.03.2015 Правил предоставления субсидий организациям транспорта на возмещение потерь в доходах в связи с обеспечением бесплатного проезда участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также сопровождающих их лиц в период празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов субсидии юридическим лицам предоставляются из федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, что такие денежные обязательства публично-правового образования осуществляются путем выполнения получателем бюджетных средств обязанности уплатить физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения; что в силу положений Правил предоставления субсидий ответчик осуществляет выполнение возложенных на него публичных функций, в том числе по контролю за соблюдением условий предоставления спорной субсидии, что обязательства по доведению субсидии до исполнителя не являются собственными денежными обязательствами ответчика, в связи с чем возникшие у истца убытки не являются расходными обязательствами ответчика, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, а потому оснований для удовлетворения иска не имеется. Также суд первой инстанции указал, что «по результатам судебного разбирательства пришел к выводу, что факт несоответствия закону действий Росавиации, произведенных в соответствии с Правилами предоставления субсидий не установлен, равно как и не установлено наличие причинно- следственной связи между действиями ответчика и убытками, возникшими у истца. Правомерность позиции ответчика, изложенной в письме от 02.07.2015 №5.13-1461, проверена судом и нашла свое подтверждение путем проверки представленной в материалы дела документации, которая направлялась истцом для целей получения субсидии.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает выводы судов противоречащими нормам материального права, сделанными без исследования доказательств в их совокупности.
Судами не применены разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В пункте 15 постановления высший суд разъяснил, что в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Верховный Суд обратил внимание судов на то, что предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе.
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что заявленные требования относятся к расходным обязательствам федерального уровня, не выполнил рекомендации Верховного Суда Российской Федерации и не привлек к участию в деле соответствующего ответчика, представителем которого фактически выступает Федеральное агентство воздушного транспорта.
Отклоняя ссылку истца на указанное разъяснение Верховного Суда Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к ошибочному выводу, что при замене ответчика и предъявлению иска к публично-правовому образованию подлежали бы изменению как предмет, так и основание иска. Росавиация в таком случае является представителем Российской Федерации и именно неправомерность действий Росавиации указываются в качестве основания требования об убытках. Таким образом, и предмет и основание иска о взыскании убытков остаются прежними при привлечении к участию в деле в качестве ответчика публично-правового образования.
Также не может согласиться судебная коллегия суда кассационной инстанции и с мотивами суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции о правомерности отказа ответчиком в предоставлении субсидии ввиду несоблюдения формы заявки.
Вывод судов о том, что ответчик правомерно на основании пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации принял решение об отказе в предоставлении истцу субсидии в связи с нарушением установленного порядка ее получения, поскольку в нарушение подпункта "а" пункта 6 Правил предоставления субсидий надлежащим образом оформленная заявка на получение субсидии в срок до 01.07.2015 в Росавиацию не поступила, противоречит, как имеющимся в деле доказательствам, которые судами в совокупности не исследованы, так и положениям Правил предоставления субсидий ввиду следующего. Во-первых, возврат заявок на предоставление субсидий Правилами предоставления субсидий не предусмотрен.
Правила предусматривают возможность возврата отчета о потерях в доходах.
При этом согласно пункту 9 Правил предоставления субсидий сначала в течение 5 рабочих дней со дня поступления отчета, но не ранее 01.07.2015, федеральные органы исполнительной власти (в данном случае Росавиация) направляют его копию в Пенсионный фонд Российской Федерации для подтверждения информации, содержащейся в графах 1 и 3 отчета, в отношении участников и инвалидов Великой Отечественной войны, являющихся гражданами Российской Федерации.
В силу пункта 10 Правил предоставления субсидий возврат отчета организациям транспорта осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в том числе Росавиацией, в случае выявления недостоверной информации либо неточностей, в том числе ошибок в расчетах и после получения информации от Пенсионного фонда Российской Федерации о достоверности (недостоверности) сведений в отношении включенных в отчет перевезенных лиц.
Во-вторых, Правила предоставления субсидий в пункте 11 предусматривают для организаций транспорта возможность в течение 5 рабочих дней устранить допущенные нарушения и (или) неточности и представить уточненные отчеты в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 4 настоящих Правил, то есть в данном случае – в Росавиацию.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции обращает внимание судов на то, что такое право истцу предоставлено не было, а также на то, что заявка на субсидию была направлена истцом в срок (получена ответчиком 25.06.2015), а отчет направлен задолго до истечения срока на его предоставление (срок истекал 01.09.2015).
Более того, даже подача отчета в последний день срока не лишает транспортную организацию предоставленного Правилами предоставления субсидий права на исправление в нем неточностей после его возврата в указанный в Правилах срок.
В третьих, суды не приняли во внимание, что в ответе Росавиации не указано, в чем заключается несоблюдение формы отчета о потерях в доходах. Суды, указывая на несоблюдение истцом требований, предъявляемым к отчету о потерях в доходах, в действительности перечисляют претензии ответчика к форме заявки, но не к отчету.
Кроме того, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает необходимым обратить внимание судов на то, что отказ в субсидии возможен при неустранении тех претензий, которые будут выявлены в отчете и такие претензии к отчету могут заключаться в наличии в отчете недостоверной информации либо неточностей, в том числе ошибок в расчетах, то есть претензии к отчету должны быть существенными и касаться его содержания.
Указание в заявке только адреса государственной регистрации, к тому же при том, что истец, соблюдая закон, реально располагается по этому адресу, указание сокращенного наименования в заявке при приложении к ней свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о регистрации истца (в котором указаны полное и сокращенное его наименование), а также неуказание слов «включая НДС» в графе, которая предусматривает указание суммы именно с учетом НДС, судами неправомерно расценены как существенные недостатки, являющиеся основанием для отказа в предоставлении субсидии, тем более с учетом того, что истцу не была предоставлена возможность внесения уточнений в заявку и отчет.
Все сведения в заявке для запроса ассигнований имеются.
Императивность нормы предусматривает невозможность иного поведения, например, получение субсидии без оформления заявки и предоставления отчета, но не сводится к пустой формализации заполнения граф заявки.
Правила предоставления субсидий вообще предусматривают возможность первоначально подать заявку на субсидию (до 01.07.2015) без предоставления отчета о потерях в доходах, поскольку в период подачи заявки сведения о потерях могут носить еще не исчерпывающий характер, пока транспортная организация не сформирует отчет и все необходимые к нему документы.
Наличие заявки является императивным требованием для того, чтобы претендовать на получение субсидии, поскольку служит основанием для обращения Росавиации в Министерство транспорта Российской Федерации за выделением бюджетных ассигнований.
Субсидия же выдается на основании проверенного отчета о потерях в доходах в пределах запрошенных в заявке средств при подтверждении их размера и сведений о льготниках и в пределах выделенных ассигнований.
Следовательно, вывод судов о недоказанности истцом противоправности поведения ответчика и причинно-следственной связи между действиями (бездействием) Росавиации и понесенными истцом убытками, при указанных обстоятельствах является преждевременным.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что судебные акты не являются законными и обоснованными, в связи с чем, и в соответствии с частями 1-3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные судебные акты подлежат отмене.
При новом рассмотрении спора, судом учтены являющиеся обязательными указания суда кассационной инстанции.
По ходатайству истца была проведена замена ответчика Федеральное агентство воздушного транспорта РФ (Росавиация) на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации. Федеральное агентство воздушного транспорта РФ (Росавиация) привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании представитель истца заявленное требование поддержал в полном объеме; просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика представил письменный отзыв, дал устные пояснения по существу спора, просил в иске отказать.
Представитель 3-го лица в судебном заседании с иском не согласился, просил в иске отказать.
Оценив представленные по делу доказательства, проверив доводы истца и возражения представителей ответчика и третьего лица, суд установил следующее.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статей 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в силу пункта3 статьи 125 эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 16 - 19 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно разъяснениям в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства. Верховный Суд обратил внимание судов на то, что предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов производятся за счет средств федерального бюджета, порядок возмещения расходов, связанных с реализацией ФЗ "О ветеранах", утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитывается при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
Указом Президента Российской Федерации от 23 января 2015 г. № 32 «О некоторых вопросах, связанных с празднованием 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» установлено предоставить с 3 по 12 мая 2015 г., в период проведения мероприятий, связанных с празднованием 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, гражданам Российской Федерации, а так же постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, относящимся к категории участников и инвалидов Великой Отечественной войны, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 и статье 4 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - ветераны), и сопровождающим их лицам право бесплатного проезда по территории Российской Федерации, в сообщении между субъектами Российской Федерации железнодорожным, морским, внутренним водным, воздушным и автомобильным (кроме такси) транспортом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2015 г. № 259 утверждены Правила предоставления участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, а так же лицам, их сопровождающим, бесплатного проезда в период проведения мероприятий, связанных с празднованием 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (далее - Правила № 259).
Правила устанавливают, что участникам и инвалидам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 и статье 4 Федерального закона «О ветеранах», являющимися гражданами Российской Федерации либо постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, а так же лицам, их сопровождающим, право бесплатного проезда на всех видах транспорта, кроме такси в период с 03 мая 2015 г. по 12 мая 2015 г. в сообщении между субъектами Российской Федерации предоставляется без ограничения числа поездок и маршрутов следования.
В Правилах № 259 определены условия перевозок, на которые предоставляется право бесплатного проезда, а так же перечень документов, предъявляемых участниками или инвалидами Великой Отечественной войны, а так же лицами, их сопровождающими, в транспортную организацию для обеспечения бесплатного проезда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 г. № 237 в соответствии со статьей 6 и пунктом 35 части 2 статьи 21 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» утверждены Правила предоставления субсидий организациям транспорта на возмещение потерь в доходах в связи с обеспечение бесплатного проезда участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а так же сопровождающих их лиц в период с 03 мая 2015 г. по 12 мая 2015 г. (далее - Правила № 237, Правила предоставления субсидий)
Предоставление субсидий организациям транспорта на возмещение потерь в доходах в связи с обеспечением бесплатного проезда участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также сопровождающих их лиц в период празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в сводной бюджетной росписи федерального бюджета Федеральному агентству железнодорожного транспорта, Федеральному агентству морского и речного транспорта, Федеральному агентству воздушного транспорта и Федеральному дорожному агентству на указанные цели, после внесения в установленном порядке в сводную бюджетную роспись изменений, предусматривающих передачу Министерством транспорта Российской Федерации соответствующих бюджетных ассигнований указанным главным распорядителям средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 3 Правил № 237 потери в доходах организаций транспорта, возникающие определяются в размере доходов, которые указанные организации могли бы получить в случае применения установленных тарифов при перевозке: воздушным транспортом - в салонах экономического класса воздушных судов.
В рамках спорных правоотношений предоставление субсидий организациям воздушного транспорта осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта (далее - Агентство) в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на основании договоров, заключаемых Агентством с организациями транспорта, (пункты 4 и 5 Правил № 237).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО АК «Уральские авиалинии» обеспечило перевозку участников и инвалидов ВОВ, а так же сопровождающих их лиц в период празднования 70-й годовщины победы ВОВО 1941-45 годов. Всего было перевезено 284 пассажира. В связи с чем сумма потерь/убытков истца составила 1 958461 руб.
25.06.2015 ОАО АК «Уральские авиалинии» в адрес Федерального агентства воздушного транспорта РФ направило Заявку на получение субсидии на возмещение потерь в доходах в связи с обеспечением бесплатного проезда участников и инвалидов ВОВ, а также сопровождающих их лиц в период празднования 70-й годовщины Победы в ВОВ 1941-1945 годов.
Письмом от 02.07.2015 №5.13-1461 Федеральное агентство воздушного транспорта РФ возвратило ОАО АК «Уральские авиалинии» документы, со ссылкой на не соответствие заявки форме, установленной в Приложении №1 Правил. А именно, указанное в строке 1 заявки наименование организации транспорта не соответствует полному наименованию юридического лица, указанному в свидетельстве о государственной регистрации коммерческой организации №03952-1 серия I-ОИ в строке 3 заявки отсутствуют. Приложением 1 к Правилам предусмотрено указание в строке 4 заявки юридического и почтового адресов организации транспорта. В представленной заявке указан только один адрес без указания его вида (юридический или почтовый). Кроме того, форма отчета, установленная приложением 2 к Правилам, также не соблюдена.
Согласно пункту 6 Правил предоставления субсидий организации транспорта для получения субсидии представляют в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, указанный в пункте 4 настоящих Правил:
а) до 01.07.2015 заявку на получение субсидии по форме согласно приложению N 1, а также сведения о государственной регистрации организации транспорта. Заявка является основанием для передачи Министерством транспорта Российской Федерации в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, указанным в пункте 4 настоящих Правил, бюджетных ассигнований на предоставление субсидий;
б) до 01.09.2015 отчет о потерях в доходах, подлежащих возмещению из федерального бюджета, по форме согласно приложению N 2 (далее - отчет). К отчету прилагаются документы, подтверждающие размер тарифа, действующего в период с 03.05.2015 по 12.05.2015 для соответствующих вида транспорта, маршрута и условий перевозки.
Согласно пункту 9 Правил предоставления субсидий сначала в течение 5 рабочих дней со дня поступления отчета, но не ранее 01.07.2015, федеральные органы исполнительной власти направляют его копию в Пенсионный фонд Российской Федерации для подтверждения информации, содержащейся в графах 1 и 3 отчета, в отношении участников и инвалидов Великой Отечественной войны, являющихся гражданами Российской Федерации.
В силу пункта 10 Правил предоставления субсидий возврат отчета организациям транспорта осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в том числе Росавиацией, в случае выявления недостоверной информации либо неточностей, в том числе ошибок в расчетах и после получения информации от Пенсионного фонда Российской Федерации о достоверности (недостоверности) сведений в отношении включенных в отчет перевезенных лиц.
Правила предоставления субсидий в пункте 11 предусматривают для организаций транспорта возможность в течение 5 рабочих дней устранить допущенные нарушения и (или) неточности и представить уточненные отчеты в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 4 настоящих Правил, то есть в данном случае - в Росавиацию.
Возврат заявок на предоставление субсидий Правилами предоставления субсидий не предусмотрен. Правила предусматривают возможность возврата отчета о потерях в доходах.
Согласно материалам дела заявка на субсидию была направлена истцом в срок (получена ответчиком 25.06.2015), а отчет направлен задолго до истечения срока на его предоставление (срок истекал 01.09.2015).
Отказ в субсидии возможен при неустранении тех претензий, которые будут выявлены в отчете и такие претензии к отчету могут заключаться в наличии в отчете недостоверной информации либо неточностей, в том числе ошибок в расчетах, то есть претензии к отчету должны быть существенными и касаться его содержания.
Указание в заявке только адреса государственной регистрации, при том, что истец, соблюдая закон, реально располагается по этому адресу, указание сокращенного наименования в заявке при приложении к ней свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о регистрации истца (в котором указаны полное и сокращенное его наименование), а также неуказание слов "включая НДС" в графе, которая предусматривает указание суммы именно с учетом НДС, не может быть расценено как существенные недостатки, являющиеся основанием для отказа в предоставлении субсидии, тем более с учетом того, что истцу не была предоставлена возможность внесения уточнений в заявку и отчет. Все сведения в заявке для запроса ассигнований имеются.
Правила предоставления субсидий предусматривают возможность первоначально подать заявку на субсидию (до 01.07.2015) без предоставления отчета о потерях в доходах, поскольку в период подачи заявки сведения о потерях могут носить еще не исчерпывающий характер, пока транспортная организация не сформирует отчет и все необходимые к нему документы.
Наличие заявки является императивным требованием для того, чтобы претендовать на получение субсидии, поскольку служит основанием для обращения Росавиации в Министерство транспорта Российской Федерации за выделением бюджетных ассигнований.
Субсидия же выдается на основании проверенного отчета о потерях в доходах в пределах запрошенных в заявке средств при подтверждении их размера и сведений о льготниках и в пределах выделенных ассигнований.
В силу положений статьи 65 АПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Наличие обязанности по доказыванию предполагает представление стороной доказательств, бесспорно подтверждающих ее позицию, суд, оценивая собранные сторонами доказательства, должен дать оценку их законности и обоснованности.
Согласно статье 68 АПК РФ, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Исходя из положений статей 8, 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, являясь равноправными, в равной мере несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Представленными истцом в материалы дела доказательствами подтверждается несение расходов в заявленном размере и по основаниям дающим ему право на компенсацию выпадающих доходов в связи оказанием услуг по авиаперевозке участников и инвалидов Великой Отечественной Войны, а также сопровождающих их лиц в период празднования 70-й годовщины победы в ВОВ 1941-45 годов по льготным тарифам (бесплатно).
Ответчиком и третьим лицом не представлено доказательств объективно опровергающих заявленное истцом требование, а также недостоверность представленных им доказательств, либо то, что перевезенные лица не относятся к льготной категории граждан.
С учетом изложенного исковое требование признано судом законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном размере.
Расходы по государственной пошлине распределяются между сторонами по правилам ст. 110 АПК РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 9, 65, 102, 110, 167-171, 176 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны в пользу ОАО АК «Уральские авиалинии» 1 958 461 (один миллион девятьсот пятьдесят восемь тысяч четыреста шестьдесят один) руб. – сумму убытков, 32 585 (тридцать две тысячи пятьсот восемьдесят пять) руб. – государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.М. Панькова