ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-230628/15 от 11.04.2016 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

22 апреля 2016г.

Дело №

А40-230628/2015-145-1904

Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2016г.

Решение в полном объеме изготовлено  22 апреля 2016г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи

Вигдорчика Д.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Широбоковой О.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Институт информационных технологий, экономики и менеджмента» (ОГРН 1035003952675, ИНН 7715153720, 141600,  Московская область, г.Клин, ул.Мира, д. 36 А)

к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (ОГРН 1047796344111, ИНН 7701537808, 127994 г.Москва ул.Садово-Сухаревская 16)

о признании недействительным Приказа № 2175 от 20.10.2015.

при участии: до объявления перерыва: от заявителя Горечева А.О., доверенность б/н от 02.06.2015, паспорт, Смагина И.А., ректор, паспорт.; от ответчика – Красильников А.В., доверенность № 01-70/07-01 от 15.03.2016, удостоверение., Гавва В.Н., доверенность 01-40/07-01 от 10.02.2016, удостоверение, Исаенко О.К., доверенность 11-87 от 04.09.2015, удостоверение

после объявления перерыва: от заявителяГоречева А.О., доверенность б/н от 02.06.2015, паспорт, Смагина И.А., ректор, паспорт.; от ответчика – Красильников А.В., доверенность № 01-70/07-01 от 15.03.2016, удостоверение., Исаенко О.К., доверенность 11-87 от 04.09.2015, удостоверение

УСТАНОВИЛ:

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Институт информационных технологий, экономики и менеджмента» обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки о признании недействительным Приказа № 2175 от 20.10.2015г. «О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Институт информационных технологий, экономики и менеджмента»

В судебном заседании от 04.04.2016г. объявлен перерыв до 11.04.2016г.

Представитель заявителя в судебное заседание явился, настаивал на удовлетворении требований в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, указанный в письменном отзыве.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав доводы представителей явившихся в судебное заседание сторон, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.

Согласно п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 г. № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК он может признать такой акт недействительным.

Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным обжалуемого заявителем Приказа Рособрнадзора необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие его закону и наличие нарушения им прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

Как следует из заявления, 20.11.2015г. Рособрнадзором издан Приказ № 2175 «О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Институт информационных технологий, экономики и менеджмента».

Не согласившись с указанным Приказом, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, суд учитывал следующие обстоятельства.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 594, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.

В силу п.5.1. Положения о Службе к полномочиям Рособрнадзора отнесен федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, а также принятие мер по устранению последствий нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений и контроль за исполнением таких предписаний в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно п. 5.9. Положения о Службе к полномочиям Рособрнадзора отнесено лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, в том числе контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.

Согласно ч. 9 ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам Рособрнадзор приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия.

Таким образом, у Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки имелись полномочия по вынесению обжалуемого Приказа.

Из материалов дела следует, что Институт осуществляет образовательную деятельность по аккредитованным программам по укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, реализуемым в соответствии с приложениями к свидетельству о государственной аккредитации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 22.02.2013г., регистрационный № 0417, серия 90А01 № 0000420, со сроком действия до 10.02.2018г.

В рамках указанных полномочий и согласно приказу Рособрнадзора от 13.03.2015г. № 287 «О проведении плановой выездной проверки в отношении Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Институт информационных технологий, экономики и менеджмента» в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 год, утвержденным руководителем Рособрнадзора, в период с 18.03.2015 по 20.03.2015 проведена проверка образовательной деятельности Института.

По результатам проверки выявлены нарушения соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников Института требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, которые указаны в Акте проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 20.03.2015 № 84/Л/З/К.

В соответствии с актом проверки в деятельности Института выявлено несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования по специальностям 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 080801 «Прикладная информатика (по областям)».

В связи с чем Рособрнадзором 06.04.2015 вынесен Приказ № 439 о приостановлении действия государственной аккредитации в отношении отдельного уровня образования, укрупненной группы профессий, специальностей и направлений подготовки 080000 «Экономика и управление».

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2015г. по делу № А40-130868/2015, оставленное Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2016г. без изменений, указанный Приказ от 06.04.2015г. № 439 признан законным и обоснованным.

Судом в рамках дела № А40-130868/2015 также установлено, что в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия.

В силу ч. 3 ст. 69 АПК РФ  вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

В соответствии с ч. 9 ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. До истечения срока устранения выявленного несоответствия орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов. В течение тридцати дней после получения уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия. Действие государственной аккредитации возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия. В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

Во исполнение Приказа от 06.04.2015г. № 439 Институтом в адрес Рособрнадзор направлено уведомление об устранении выявленных несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов вх. от 15.04.2015 № 07-55-305.

По итогам рассмотрения уведомления от 15.04.2015 № 07-55-305 составлен Акт проверки документов и сведений Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 23.04.2015 № 84/АК, которым установлен факт неустранения ранее выявленных несоответствий.

Также за вх. № 07-55-381 от 08.05.2015г. Институтом в Рособрнадзор направлен отчет об исправлении нарушений, отраженных в Акте проверки от 23.04.2015 № 84/АК, отчет за вх. № 07-55-433 от 22.05.2015г., а также Дополнение к уведомлению от 15.04.2015г. (вх. от 15.04.2015 № 07-55-305) поступивший в Рособрнадзор 07.10.2015г. за вх. № 07-55-1129.

По итогам анализа представленных Институтом документов 07.10.2015г. Рособрнадзором составлен Акт проверки документов и сведений, в котором сделан вывод о не устранении выявленных несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов.

При этом, суд отклоняет доводы общества об устранении выявленных нарушений, установленных Акте проверки от 23.04.2015 № 84/АК.

Так, на основании акта проверки и приказа Рособрнадзора лицензиату установлено устранить выявленные несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов:

В нарушение п. 6.1. государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденного заместителем Министра образования Российской Федерации Шадриковым В.Д., номер государственной регистрации 181 эк/сп (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст), у лицензиата отсутствует основная образовательная программа по заочной форме обучения.

Во исполнение п. 1.1 акта проверки лицензиатом дополнительно представлены копии основной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, форма обучения - заочная, квалификация - Экономист, утвержденная ректором АНО ВПО «ИИТЭМ» И. А. Смагиной 22.06.2015 г., включающая в себя: календарный учебный график, учебный план, аннотации РПД, включенных в УМКД, программы учебной и производственной практик.

При этом, у лицензиата отсутствуют программы учебных дисциплин, что не соответствует п. 3.1. государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальность 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденного заместителем Министра образования Российской Федерации В.Д. Шадриковым 17.03.2000, номер государственной регистрации 181 эк/СП (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России оЛВО.09.2003 № 276-ст) .

Представленная ООП имеет следующие нарушения:

- в разделе I «Общие положения» в нормативно-правовой базе представлено Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном  заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71, которое утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства  РФ от 29.03.2014 г. № 245;

- календарным графиком для заочной формы обучения предусмотрено 11 недель каникул на 2,3,5 курсах, что противоречит п. 5.7 ГОС ВПО, согласно которому «Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период»;

- согласно разделу 1 «Введение» Программы учебной практики студентов специальности 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, она является начальным этапом, реализующим практическую подготовку бакалавров экономики и менеджмента в Институте, тогда как ГОС ВПО по специальности 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит предусматривает   подготовку   специалистов с присвоением квалификации экономист»;

- согласно п. 2.1 «Обязанности руководителя практики от Института» Программы учебной практики студентов специальности 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит (далее - Программа) от Организации назначается руководитель учебно - ознакомительной практики, тогда как учебным планом и другими пунктами Программы предусмотрена учебная практика;

- программа производственной практики студентов специальности 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит предусматривает проведение практики для студентов очной формы обучения, что позволяет сделать вывод о непредставлении данного документа для обучающихся по заочной форме.

Таким образом, представленные документы свидетельствуют о не устранении выявленного нарушения.

В нарушение учебного плана с учебным графиком по специальности 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит у лицензиата отсутствуют рабочие учебные программы по дисциплинам: «Организация и финансирование инвестиций», «Анализ оборотных средств», «Информационные системы в бухгалтерском учете», «Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы», «Учет на предприятиях малого бизнеса», «Учет и анализ банкротств», «Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности», «Управленческий анализ в отраслях», «Особенности учета в торговле», «Бухгалтерский учет на биржах»;

Во исполнение пункта 1.2 акта проверки лицензиатом представлены копии следующих документов:

- учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация и финансирование инвестиций» для специальности 080109 «Бухгалтерский /чет, анализ и аудит»;

- учебно-методический комплекс по дисциплине «Анализ оборотных средств» для специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;

- учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные системы в бухгалтерском учете» для специальности 080109 «Бухгалтерский учет,   анализ и аудит»;

- учебно-методический комплекс по дисциплине «Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы» для специальности 080109 «Бухгалтерский /чет,   анализ  и  аудит»;

- учебно-методический комплекс по дисциплине «Бухгалтерский учет предприятиях  малого бизнеса» для специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;

- учебно-методический комплекс по дисциплине «Учет и анализ эанкротств» для специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ л аудит»;

- учебно-методический комплекс по дисциплине «Учет, анализ л аудит внешнеэкономической деятельности» для специальности 080109 «Бухгалтерский учет,   анализ и аудит»;

- учебно-методический комплекс по дисциплине «Управленческий анализ в отраслях» для специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и  аудит»;

- учебно-методический комплекс по дисциплине «Особенности учета в торговле» для специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ л аудит»;

- учебно-методический комплекс по дисциплине «Бухгалтерский учет на биржах, в инвестиционных институтах и во внебюджетных фондах» для специальности 080109 «Бухгалтерский учет,   анализ и аудит»;

- учебно-методический комплекс по дисциплине «Учет предприятиях малого бизнеса» для специальности 080109 «Бухгалтерский учет,   анализ и аудит»;

- учебно-методический комплекс по дисциплине «Анализ оборотных средств» для специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;

В ходе проверки установлено следующее:

- у лицензиата отсутствует рабочая программа дисциплины «Бухгалтерский учет на биржах».

- структура дисциплины (модуля) «Учет на предприятиях малого бизнеса» (заочная форма обучения) включает в себя 16 часов аудиторной нагрузки (16 ч. лекций и  4 ч. практических занятий), что не соответствует учебному плану специальности, согласно которому объем дисциплины 28 часов (16 ч. лекций и 4 ч. практических занятий, причем, в 10 семестре предусмотрено 12 часов аудиторной нагрузки, в 11- 16 часов). Указанная программа не содержит наименование дидактических единиц.

Структура дисциплины (модуля) «Анализ оборотных средств» (заочная форма обучения) включает в себя 14 часов аудиторной нагрузки (12 ч. лекций и 2 ч. практических занятий) не соответствует учебному плану специальности, согласно которому объем дисциплины 14 часов (10 ч. лекций и 2 ч. практических занятий). Учебно-методический комплекс не содержит оценочных средств для проведения промежуточной аттестации. Указанная программа не содержит наименование дидактических единиц.

Таким образом, представленные документы свидетельствуют о не устранении выявленного нарушения.

В нарушение п. 6.1. государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 651400 Прикладная информатика (по областям), утвержденного Заместителем Министра образования Российской Федерации В.Д. Ладриковым 14.03.2000, номер государственной регистрации 52 мжд/СП (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст) у лицензиата отсутствует основная образовательная программа по заочной форме обучения;

Во исполнение пункта 1.3 акта проверки лицензиатом представлены копии следующих документов:

- основная образовательная программа высшего профессионального - образования «Прикладная информатика в экономике» по специальности 80801 Прикладная информатика в экономике (по областям), квалификация Информатик-экономист, форма обучения: заочная, утвержденная ректором АНО ВПО «ИИТЭМ» Ю.Н. Костиным 15.10.2013, включающая в себя: календарный учебный график, учебный план, программа производственной практики;

- основная образовательная программа высшего профессионального образования по специальности 080801 Прикладная  информатика экономике (по областям), квалификация - Информатик-экономист, форма обучения: заочная, утвержденная ректором АНО ВПО  «ИИТЭМ» Смагиной 22.06.2015, включающая в себя: календарный учебный график, учебный план, программа производственной практики;

В ходе проверки установлено следующее:

- у лицензиата отсутствуют: программы учебных дисциплин, то не соответствует п. 3.1. государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 51400 Прикладная информатика (по областям), утвержденного Заместителем Министра образования Российской Федерации Шадриковым 14.03.2000, номер государственной регистрации 52-жд/сп (с учетом Общероссийского классификатора специальностей о образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России т  30.09.2003  № 27 б-ст) ;

Представленная ООП имеет следующие нарушения:

- в разделе I «Общие положения» в нормативно - правовой базе представлено Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении),

- утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71, которое утратило силу в связи изданием Постановления  Правительства РФ от 29.03.2014г. № 245;

В тексте ООП встречается разное наименование специальности: Прикладная информатика в экономике», «Прикладная информатика», Прикладная информатика (по отраслям), что не позволяет сделать вывод о наличии ООП по специальности 080801 Прикладная информатика экономике.

Календарным графиком для заочной формы обучения предусмотрено 11 недель каникул на 2,3,5 курсах, что противоречит п. 5.7 ГОС ВПО, согласно которому «Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель зимний период»;

Согласно разделу 1 «Введение» Программы учебной практики студентов специальности 080801 Прикладная информатика в экономике, на является начальным этапом, реализующим практическую подготовку бакалавров экономики и менеджмента в Институте, тогда как ГОС ВПО с специальности Прикладная информатика (по отраслям) предусматривает подготовку специалистов с присвоением квалификации информатик-экономист»;

Программы учебной и производственной практик студентов специальности 080801 Прикладная информатика в экономике предусматривает проведение практики для студентов очной формы сучения, что позволяет сделать вывод о непредставлении данного документа для обучающихся по заочной форме.

Таким образом, представленные документы свидетельствуют о не устранении выявленного нарушения

В нарушение ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-Ф2 «Об образовании в Российской Федерации», пункта 6.2 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 351400 Прикладная Информатика (по областям), утвержденного заместителем Министра Образования Российской Федерации В.Д. Шадриковым 14.03.2000, номер государственной регистрации 52 мжд/сп (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст), к преподаванию дисциплин «Математическая экономика», «Информационная безопасность» привлекается Иванова СБ.; дисциплины «Бухгалтерский учет и аудит» - Фомина А.А.; дисциплины «Информационная безопасность» - Иванов В.В., квалификация которых не подтверждена лицензиатом.

При этом, суд соглашается с доводами заявителя об устранении нарушений изложенных в п. 1.4 акта от 23.04.2015г. № 84/АК. Однако, в связи с не устранением иных нарушений, указанный довод не может служить основанием для отмены обжалуемого акта.

Суд отклоняет доводы заявителя о не обоснованности лишения Института аккредитации по направлению подготовки 08000- Экономика и управление, уровень образование – высшее образование – специалитет и укрепленной группы специальностей и направлений 080000 – экономика и управление, уровень образования – высшее образование – бакалавр.

Так, в соответствии со ст. 24 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» (действовавшего до 01.09.2013г.) Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации (степени) «специалист» осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) «магистр» - на базе бакалавриата.

В силу ч. 5 ст. 27 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 в Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы):

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование - бакалавриат;

5.1) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура;

6) послевузовское профессиональное образование.

Аналогичная структура закреплена в ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии с которой, в  Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

В силу п. «б» ст. 12 Закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ к основным образовательным программам относятся образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

В силу ч. 2 ст. 69 указанного закона к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.

В соответствии со ст. 108 Закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке: высшее профессиональное образование - бакалавриат - к высшему образованию - бакалавриату; высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура - к высшему образованию - специалитету или магистратуре;

Суд также  учитывает, что Приказом  Минобрнауки РФ от 17.02.2011 N 201 (ред. от 05.07.2011) "Об установлении соответствия направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) "бакалавр" и "магистр", перечни которых утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337, направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист", перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1136. установлено соответствие

направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "бакалавр", перечень которых утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 октября 2009 г., регистрационный N 15158), в редакции Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2010 г. N 168 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 г., регистрационный N 17016), от 12 августа 2010 г. N 856 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2010 г., регистрационный N 18418) и от 11 марта 2011 г. N 1352 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 апреля 2011 г., регистрационный N 20389), направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) "бакалавр" и квалификации "дипломированный специалист", указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. N 276-ст, с изменениями N 1/2005 ОКСО, введенными в действие Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с 1 октября 2005 г., и N 2/2010 ОКСО, принятыми Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 марта 2010 г. N 48-ст и введенными в действие с 1 июня 2010 г. (приложение N 1);

Кроме того, письмом Минобрнауки России от 24.06.2014 N АК-1666/05 "Об установлении соответствий при утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки"  также подтверждены аналогичные выводы о переходном периоде.   В частности, их письма следует, что соответствия направлений подготовки высшего образования - бакалавриата, направлений подготовки высшего образования - магистратуры, специальностей высшего образования - специалитета, содержащихся в новых и старых перечнях установлены:

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. N 201 (зарегистрирован Минюстом России 20 мая 2011 г. N 20824) с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июля 2011 г. N 2105 (зарегистрирован Минюстом России 31 августа 2011 г., регистрационный N 21719);

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1245 (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2013 г., регистрационный N 30964).

С целью упрощения применения установленных соответствий новых и старых перечней Министерство направляет для использования в работе единый переходник, подготовленный на основе вышеуказанных приказов Министерства (приложение к настоящему письму).

При этом Министерство обращает внимание, что установленные соответствия по направлениям подготовки и специальностям, указанным в старых и новых перечнях, подтверждают идентичность содержания, условий и требований к результатам реализуемых по ним образовательным программам, право организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществлять образовательную деятельность по направлениям подготовки и специальностям, соответствующим в старых и новых перечнях направлениям подготовки и специальностям, имеющимся в лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельстве о государственной аккредитации образовательной деятельности.

Таким образом, свидетельства о государственной аккредитации, выданные организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей в соответствии со старыми перечнями подтверждают государственную аккредитацию всех образовательных программ высшего образования, указанных в лицензии образовательной организации высшего образования и относящиеся к имеющим государственную аккредитацию укрупненным группам направлений подготовки и специальностей в соответствии с действующими на момент принятия решения о государственной аккредитации перечнями укрупненных групп специальностей, направлений подготовки.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что не соответствия Института установленным требованиям аккредитации уровня образования по направлению – специалитет по направлению 080000 – экономика и управление, равны образом относится и к уровню образования по направлению – бакалавриат по направлению 080000 – экономика и управление.

Соответственно, доводы заявителя о наличии двух уровней образования специалитет и бакалавриат  при наличии указанного тождества не может быть принят судом. 

На основании изложенного, с учетом акта от 07.10.2015г. и положений ч. 9 ст. 93 закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ суд приходит к выводу об обоснованности вынесенного Рособрнадзором Приказа о лишении аккредитации.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования

На основании изложенного суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии с 110 АПК РФ расходы по госпошлине возлагаются на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 75, 167-170, 176, 180, 181, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Институт информационных технологий, экономики и менеджмента» о признании незаконным приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.10.2015г. №2175 «О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности ВНО ВПО «Институт информационных технологий , экономики и менеджмента» - отказать.

Проверено на соответствие ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:Д.Г. Вигдорчик