ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-230995/16 от 17.03.2017 АС города Москвы

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

«24» марта 2017 г.                                                          Дело № А40-230995/16-33-1925

Резолютивная часть объявлена 17.03.2017 гола

Решение в полном объеме изготовлено 24.03.2017 года

Арбитражный суд г.Москвы  в составе:

судьи Ласкиной С.О.

Протокол ведет секретарь Зенюкова Д.М.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

АО "Желдорреммаш"

к ответчику: Департамент образования города Москвы

о признании недействительным решения (уведомления) от 14.10.2016г. № 02-14-2789/16

при участии: согласно протоколу судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

АО "Желдорреммаш" обратилось в суд с требованием к Департаменту образования города Москвы о признании недействительным решение (уведомление) от 14.10.2016г. № 02-14-2789/16.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что обжалуемое решение нарушает права заявителя, а также не соответствует действующему законодательству.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика не согласен с заявленными требованиями по доводам, изложенным в отзыве.

Срок на оспаривание, предусмотренный ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, оценив представленные доказательства в совокупности, считает, что заявленные требования необоснованны и не подлежат удовлетворению  в полном объеме, при этом суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В обоснование заявленных требований, заявитель утверждает, что поданные документы на получение лицензии были возвращены административным органом необоснованно, а оспариваемое решение возлагает на заявителя незаконные обязательства по представлению дополнительных документов.

Данные доводы не приняты судом во внимание и отклонены ввиду несоответствия их фактическим материалам дела, представленным в дело доказательствам и неправильным применением заявителем норм материального права.

Как следует из материалов дела, 20.09.2016 года заявитель обратился в Управление  с заявлением о предоставлении лицензии.

При поверке изложенных в заявлении сведений установлено, что место нахождения соискателя лицензии – г. Москвы; соискателем лицензии в разделе 2 заявления был заявлен вид образования «Профессиональное обучение», при том в разделе 1 не был указан адрес места осуществления образовательной деятельности в г. Москве; не были представлены документы и сведения по адресу места осуществления образовательной деятельности в г Москве.

Управление указывает, что противоречия в содержании заявления связаны с неверным заполнением формы заявления заявителем.

Так, в качестве места нахождения соискателя лицензии указан адрес: 127018, <...>. При этом в разделе «Место осуществления образовательной деятельности» не заполнен. В разделе 3 имеется информация о филиале по адресу: 692510, <...>.

Управление указывает, что исходя из этого не представляется возможным понять, совпадает ли место нахождении соискателя лицензии и место осуществления им лицензируемой деятельности, планируется ли осуществление лицензируемого вида деятельности а территории г. Москва и/или Уссурийска.

Уточнений по программам обучения и площади помещении, планируемых к использованию для осуществления образовательной деятельности истцом по существу не дано.

Соискателю лицензии было направлено уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений в соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона о лицензировании.

12.10.2016 года соискатель лицензии представил в Управление документы во исполнение уведомления от 22.09.2016 № 02-14-2522/16.

В связи с тем, что выявленные нарушения не были устранены в полном объеме представленное ранее заявление и прилагаемые к нему документы были возвращены соискателю лицензии в соответствии с ч. 10 ст. 13 Федерального закона о лицензировании.

В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии).

В силу статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) указанным Законом регулируются отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

В соответствии со статьей 3 Закона № 99-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В силу пункта 1 статьи 3 Закона № 99-ФЗ лицензированием является деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования. Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с вышеуказанным Законом, а также в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (пункт 3 статьи 3 Закона № 99-ФЗ).

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона № 99-ФЗ лицензирующими органами являются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование. Определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования относится к полномочиям Правительства Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 5 Закона № 99-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона № 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. Из содержания Закона № 273-ФЗ следует, что в зависимости от основания переоформления лицензии она переоформляется полностью или в части соответствующего приложения (часть 6 статьи 91).

В соответствии с частью 1 статьи 91 Закона № 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию. Частью 3 статьи 91 Закона № 273-ФЗ закреплены полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление переданного Российской Федерацией полномочия в сфере образования – лицензирования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 данного Закона) в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 данного Закона.

 Согласно части 4 статьи 91 Закона № 27-ФЗ лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также – лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Пунктом 10 Положения № 966 установлено, что для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Закона № 99-ФЗ, а также необходимые документы (копии документов) и сведения, в том числе копию положения о филиале, если соискатель намерен осуществлять в нем образовательную деятельность (подпункт «с» пункта 10 Положения № 966). Лицензия переоформляется в случае если лицензиат намерен осуществлять лицензируемую деятельность в филиале, не указанном в лицензии (пункт 16 Положения № 966). В заявлении о переоформлении лицензии указываются места осуществления образовательной деятельности, планируемые к реализации образовательные программы, а также представляются документы (копии документов) и сведения, указанные в пункте 16 названного Положения. Для переоформления лицензии лицензиат представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, и оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (часть 3 статьи 18 Закона № 99-ФЗ).

Частью 4 статьи 91 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются, в числе прочего адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием наименования и места нахождения такого филиала.

При намерении организации осуществлять образовательную деятельность в филиале, расположенном на территории другого субъекта Российской Федерации, организация вправе обратиться с заявлением о предоставлении лицензии в лицензирующий орган соответствующего субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона № 99-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям лицензирующих органов относится, в том числе полномочие на утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов.

Однако Положением № 966 лицензирующему органу субъекта Российской Федерации, к компетенции которого отнесено лицензирование образовательной деятельности головной организации, не предоставлено право на осуществление лицензирования деятельности, осуществляемой филиалом организации, расположенном на территории другого субъекта Российской Федерации.

В подпункте «б» пункта 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» во исполнение требований Закона о лицензировании, указано на то, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, осуществляют лицензирование в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации».

В силу пункта 12 статьи 91 Закона № 273-ФЗ лицензирующий орган принимает решение о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата при наличии одного из следующих оснований: 1) лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не отнесено к компетенции лицензирующего органа; 2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не вправе реализовывать; 3) наличие в соответствии с положением о лицензировании образовательной деятельности у лицензиата неисполненного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.

В судебном заседании представители ответчика пояснили, что из-за неверного заполнения формы заявления Обществом, ответчик был лишён возможности без устранения противоречий в содержании заявления рассмотреть данное заявление по существу, понять, совпадает ли место нахождении соискателя лицензии и место осуществления им лицензируемой деятельности, планируется ли осуществление лицензируемого вида деятельности а территории г. Москва и/или Уссурийска.

В силу п.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.

Согласно п.5 ст. 200 АПК РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Доводы заявителя судом были рассмотрены, однако признаны необоснованными и не соответствующими фактическим материалам.

В соответствии со ст. 201 АПК РФ суд может признать недействительным оспариваемый ненормативный правовой акт, незаконными решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если установит, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ненормативный акт может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии действующему законодательству и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правом на обращение в суд за защитой обладает лицо, чьи прав и законные интересы нарушены.

Признание недействительным как не соответствующего законодательству ненормативного правового акта государственного органа власти в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является способом защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов юридического лица при обращении с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии со ст.4 АПК РФ  и ст. 11 ГК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Действия Департамента осуществлялись в рамках имеющихся полномочий и в соответствии с действующим законодательством.

На основании вышеизложенного, суд считает, что оспариваемое решение соответствуют закону и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из изложенного, руководствуясь  ст.ст. 27-29, 33, 64-68, 71, 75, 81, 102, 110, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие требованиям действующего законодательства, в удовлетворении заявления АО «Желдорреммаш» отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

  Судья                                                                                                Ласкина С.О.