ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-232374/2021-122-1615 от 27.01.2022 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Г. Москва

2 февраля 2022 года                                                           Дело № А40-232374/21-122-1615

Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2022 года

Полный текст решения изготовлен 2 февраля 2022 года

Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Власенко А.Е.

с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.

Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Бизнес-Сервис»

к Минпромторг России

о признании незаконным требования о возврате субсидии и уплате пени исх. №55834/02 от 05.07.2021г., уплате штрафа исх. №84999/02 от 04.10.2021г.

при участии:

от заявителя –ФИО1 (паспорт, диплом, дов. от 01.01.2022г.), ФИО2 (паспорт, диплом, дов. от 01.01.2022г.)

от ответчика – ФИО3 .(уд, диплом, дов. от 22.12.2020г.)

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Минпромторгу России, в котором просил признать незаконным требование о возврате субсидии и уплате пени исх. № 55834/02 от 05.07.2021, уплате штрафа исх. № 84999/02 от 04.10.2021.

Заявитель в судебное заседание явился, требования поддержал.

Представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, также представил заявление о прекращении производства по делу в связи с тем, что оспариваемые требования не обладают признаками ненормативно-правового акта, подлежащего оспариванию в порядке главы 24 АПК РФ.

Данное ходатайство не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и главы 24 АПК РФ может быть оспорен и признан недействительным арбитражным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом в определенной процессуальной форме, содержащий обязательные предписания, распоряжения, направленный на установление, изменение или прекращение правоотношений и влекущий неблагоприятные для заявителя последствия в сфере предпринимательской или экономической деятельности.

Властное предписание, содержащееся в ненормативном правовом акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц. Обязательность исполнения властного предписания - один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта. Документы, не содержащие обязательных для исполнения требований, не влекут правовых последствий, не затрагивают права и законные интересы Заявителя.

Из материалов дела безусловно следует, что оспариваемыми требованиями на заявителя возложена обязанность по возврату субсидии в размере 41 441 621,63 руб. и уплате штрафа в размере 103 604 054,08 руб.

Данные требования являются обязательными к исполнению, содержат обязательное предписание, а также однозначно направлены на установление, изменение или прекращение правоотношений и влекущие неблагоприятные для заявителя последствия в сфере предпринимательской или экономической деятельности.

Таким образом, в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу должно быть отказано.

Выслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Как указывает Заявитель, в адрес ООО «Бизнес-Сервис» (Общество, Управляющая компания) от Министерства промышленности и торговли РФ (Минпромторг) поступило письмо (исх. № 55834/02 от 05.07.2021) - уведомление о расторжении договора с требованием о возврате субсидии в размере 41 441 621,63 руб., уплате пени в размере 12 610 911,59 руб.

Общество, не согласившись с указанным требованием,  направило в Минпромторг свои возражения.

07.10.2021г. от Минпромторга поступило письмо исх. № 84999/02 от 04.10.2021г. с требованием о возврате субсидии в размере 41 441 621,63 руб. и уплате штрафа в размере 103 604 054,08 руб.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с вышеуказанными требованиями.

Отказывая в удовлетворении требований Заявителя, исходит из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2015 №831 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям - управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2013 - 2016 годах на реализацию инвестиционных проектов создания объектов индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков, в рамках подпрограммы «Индустриальные парки» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям - управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2013 - 2016 годах на реализацию инвестиционных проектов создания объектов индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков, в рамках подпрограммы «Индустриальные парки» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности (в редакции от 22.08.2015) (далее - Правила).

Согласно п. 1 Правил субсидии предоставляются в целях стимулирования инвестиционной активности управляющих компаний. Согласно п. 3 Правил инвестиционный проект должен соответствовать следующим критериям:

а)  целью инвестиционного проекта является создание коммунальной, транспортной и технологической инфраструктуры, а также зданий, строений и сооружений, предназначенных для резидентов индустриального (промышленного) парка или технопарка;

б) реализация инвестиционного проекта будет способствовать решению задач и достижению целевых показателей и индикаторов государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», в том числе способствовать достижению следующих целевых показателей эффективности реализации инвестиционных проектов индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков:

уровень заполняемости объектов резидентами индустриального (промышленного) парка или технопарка на конец 2020 года - не менее 70 процентов общей совокупной площади;

размер средств, поступивших в виде налогов в федеральный бюджет от осуществления деятельности резидентов индустриального (промышленного) парка или технопарка на конец 2020 года (накопленным итогом), - не менее общего совокупного размера средств, запрашиваемых в виде субсидии;

количество высокопроизводительных рабочих мест на конец 2020 года для индустриальных (промышленных) парков - не менее 1500, для технопарков - не менее 500, а в отношении субъектов Российской Федерации с численностью населения менее 500 тыс. человек количество таких мест для индустриальных (промышленных) парков - не менее 750, для технопарков - не менее 400;

коэффициент бюджетной эффективности инвестиционного проекта на конец 2020 года (накопленным итогом) - для индустриальных (промышленных) парков - не менее 2, для технопарков - не менее 1,5;

среднегодовой коэффициент роста производительности труда - не менее 1,05;

в) реализация инвестиционного проекта обеспечит достижение до конца 2020 года целевых показателей эффективности реализации инвестиционного проекта согласно приложению № 1 к Правилам.

Таким образом, условием и целью предоставления субсидии является достижение данных ключевых показателей.

Резидентом индустриального (промышленного) парка или технопарка в рамках Правил является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с управляющей компанией индустриального (промышленного) парка или технопарка договор аренды и (или) купли-продажи объектов промышленной инфраструктуры индустриального (промышленного) парка или технопарка либо их частей и (или) земельного участка, находящихся в границах территории индустриального (промышленного) парка в целях ведения промышленного производства промышленной продукции или в границах территории технопарка в целях обеспечения рынка промышленной продукцией и технологиями. Данное определение установлено также постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2015 № 794 в редакции от 04.08.2015.

Также согласно статье 3 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» промышленное производство (промышленность) - это определенная на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности совокупность видов экономической деятельности, относящихся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений.

Во исполнение Правил между Минпромторгом России и ООО «Бизнес-Сервис» (Управляющая компания) был заключен договор о предоставлении субсидии от 06.10.2015 № 16У6067.2015.02 (Договор).

Объем предоставленной субсидии по Договору составляет 41 441 621 (Сорок один миллион четыреста сорок одна тысяча шестьсот двадцать один) рубль 63 копейки.

Согласно предмету Договора (п. 1.2 Договора) Минпромторг России предоставляет субсидии на возмещение часта затрат, связанных с уплатой процентов по следующим кредитам (траншам в рамках кредитных линий), полученным в 2013-2016 гг. на реализацию инвестиционного проекта по созданию объектов индустриального парка «Две башни» (далее - инвестиционный проект), а Управляющая компания обязуется реализовать инвестиционный проект в соответствии с Планом-графиком реализации инвестиционного проекта, согласно Приложению № 1 к Договору и Целевыми показателями эффективности реализации инвестиционного проекта, согласно Приложению № 2 и Договору.

В соответствии с п. 3.1.4 и п. 3.1.3 Договора Управляющая компания обязуется соблюдать порядок, цели и условия предоставления субсидии, а также в процессе реализации инвестиционного проекта выполнить План-график реализации инвестиционного проекта, согласно Приложению № 1 к Договору, и достигнуть Целевые показатели эффективности реализации инвестиционного проекта, согласно Приложению № 2 и Договору.

Согласно п. 3.1.7 Договора Управляющая компания обязуется до завершения срока реализации инвестиционного проекта каждое полугодие в срок, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным полугодием, представлять в Минпромторг России, в том числе, по форме согласно Приложению № 4 к Договору отчет о ходе выполнения Плана-графика, о динамике достижения целевых показателей, о размере привлекаемых заемных средств и выплате по привлеченным средствам, о ходе реализации инвестиционного проекта с применением геоинформационной системы индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков (при наличии). Управляющая компания представляет в Минпромторг России отчет по указанной форме в 3-х экземплярах с приложением подтверждающих документов, в том числе: договоры подрядов и выполнения услуг, копии платежных поручений, копии актов ввода в эксплуатацию, копии актов приема работ и др.

ООО «Бизнес-Сервис» письмом от 19.01.2021 № 01-БС/19012021 направило в Минпромторг России отчет о достижении целевых показателей эффективности инвестиционного проекта, согласно которому заявлялось полное достижение всех целевых показателей эффективности инвестиционного проекта.

В целях проверки фактического достижения ООО «Бизнес-Сервис» целевых показателей эффективности реализации инвестиционного проекта Минпромторг России письмами от 25.11.2020 № 90742/02 и № 29372/02 от 12.04.2021 запросил копии подтверждающих документов. ООО «Бизнес-Сервис» подтверждающие документы были предоставлены не в полном объеме. Так, не были предоставлены документы, подтверждающие достижение целевых показателей «Количество высокопроизводительных рабочих мест» и «Среднегодовой коэффициент роста производительности труда».

В целях установления фактического уровня достижения ООО «Бизнес-Сервис» целевых показателей эффективности реализации инвестиционного проекта, а также проверки соблюдения ООО «Бизнес-Сервис» порядка, целей и условий предоставления субсидии, во исполнение приказа Минпромторга России от 08.04.2021 № 1254 «О проведении обязательных проверок соблюдения управляющими компаниями целей, условий и порядка предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям - управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2013 - 2016 годах на реализацию инвестиционных проектов создания объектов индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков», Минпромторгом России 16.04.2021 проведена обязательная выездная проверка соблюдения ООО «Бизнес-Сервис» целей, условий и порядка предоставления субсидий.

По результатам проведенной обязательной выездной проверки был составлен Акт обязательной выездной проверки (Акт), которым установлено неисполнение ООО «Бизнес-Сервис» условий получения субсидий из федерального бюджета по следующим основаниям:

В нарушение п. 3 Правил, п. 3.1.2 и п. 3.1.3 Договора по состоянию на 31.12.2020 ООО «Бизнес-Сервис» не обеспечено достижение трех из шести целевых показателей эффективности реализации инвестиционного проекта, предусмотренных Приложением № 2 к Договору:

а) достижение целевого показателя «Количество резидентов» составило 50% (1 из 2 резидентов).

Минпромторгом России установлен факт размещения и ведения производственной деятельности на территории индустриального парка «Две Башни» только одним арендатором ООО «Система-5». В нарушение п. 2 и п. 3 Требований к индустриальным (промышленным) паркам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2015 № 794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков» (далее - Требования) арендатор АО «ДКС» не соответствует требованиям к резидентам индустриального (промышленного) парка, поскольку не осуществляет на территории индустриального парка «Две Башни» промышленную деятельность, на территории парка занимается только логистической и складской деятельностью, что отражено в Акте. Производственные помещения, которые согласно заявлению ООО «Бизнес-Сервис» арендует АО «ДКС» в индустриальном парке в целях ведения промышленного производства, проверяющим продемонстрированы не были.

б) не достигнут целевой показатель «Количество высокопроизводительных рабочих мест».

В целях установления фактического уровня достижения целевого показателя «Количество высокопроизводительных рабочих мест» письмами от 25.11.2020 №90742/02 и от 12.04.2021 № 29372/02, а также в ходе проведения обязательной проверки были повторно запрошены у представителей ООО «Бизнес-Сервис» документы, подтверждающие достижение целевого показателя «Количество высокопроизводительных рабочих мест» (штатное расписание резидентов индустриального парка и (или) отчеты о фактической численности работников резидентов индустриального парка, подготовленные резидентами индустриального парка в соответствии формой № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» по состоянию на 31.12.2020).

По информации, полученной от Департамента региональной промышленной политики и проектного управления, вышеуказанные документы представителями ООО «Бизнес-Сервис» представлены не были. Более того, ООО «Бизнес-Сервис» письмом от 21.07.2021 б/н уведомило Минпромторг России о недостижении целевого показателя «Количество высокопроизводительных рабочих мест» (план - 1710, факт - 757). Однако, подтверждающие документы для определения фактического уровня достижения показателя ООО «Бизнес-Сервис» не представлены Минпромторгу России.

в) не достигнут целевой показатель «Среднегодовой коэффициент роста производительности труда».

Подтверждающие документы для определения фактического уровня достижения показателя ООО «Бизнес-Сервис» не представлены Минпромторгу России в ходе проведения обязательной выездной проверки. По информации, полученной от Департамента региональной промышленной политики и проектного управления, представители ООО «Бизнес-Сервис» в ходе проведения обязательной проверки (сотрудники компании ФИО4. и ФИО5) затруднились сообщить о том, как был рассчитан указанный показатель при представлении отчетности за 2020 год.

г) в нарушение п. 3 Правил и п. 3.1.4 Договора ООО «Бизнес-Сервис» не выполнен показатель «Уровень заполняемости объектов резидентами индустриального (промышленного) парка или технопарка на конец 2020 года – не менее 70 процентов общей совокупной площади».

Фактический уровень заполняемости объектов резидентами индустриального парка на конец 2020 года составил 33,6% (учитывая, что арендатор АО «ДКС» не соответствует требованиям к резидентам индустриального (промышленного) парка).

Таким образом, ООО «Бизнес-Сервис» не достигнуты три целевых показателя, предусмотренные Правилами и Договором, что является нарушением условий предоставления субсидии и нарушением предмета Договора.

Более того, в 2020 году Федеральным казначейством была проведена камеральная проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета российским организациям - управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк») в 2013-2016 годах на реализацию инвестиционных проектов создания объектов индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков (камеральная   проверка).   Согласно   акту   камеральной   проверки, направленному в Минпромторг России письмом Федерального казначейства от 13.11.2020 б/н (вх. № МП-218444 от 26.11.2020), Федеральным казначейством установлено несоответствие индустриального парка «Две Башни» и ООО «Бизнес-Сервис» требованиям к индустриальным (промышленным) паркам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2015 № 794.

Согласно п. 24 Правил и п. 5.2 Договора в случае установления по итогам проверок факта нарушения условий, цели и порядка предоставления субсидии, определенных Правилами и Договором, Управляющая компания возвращает полученную субсидию в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Также Управляющая компания несет ответственность за достоверность сведений, представляемых в Минпромторг России согласно п. 5.3 Договора. В ходе обязательной выездной проверки было установлено, что ООО «Бизнес-Сервис» письмом от 19.01.2021 № 01-БС/19012021 фактически предоставлены недостоверные сведения в отчет за 2020 и предыдущие годы о достижении целевых показателей эффективности инвестиционного проекта.

В соответствии с п. 5.4 Договора Управляющая компания в случае не достижения значений, предусмотренных Целевыми показателями эффективности реализации инвестиционного проекта, уплачивает штрафные санкции в размере согласно расчету, указанному в Приложении № 3 к Правилам. Штрафные санкции уплачиваются в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, в течение 10 дней с даты получения соответствующего требования Минпромторга России.

Минпромторгом России неоднократно направлялись запросы в адрес ООО «Бизнес-Сервис» о предоставлении необходимых документов.

В связи с вышеизложенным, Минпромторг России письмом от 05.07.2021 № 55834/02 уведомил о расторжении Договора на основании п. 8.1 Договора и направил требование к ООО «Бизнес-Сервис» о возврате предоставленной субсидии в полном объеме в соответствии с п. 24 Правил и п. 5.1 - 5.3 Договора.

При указанных обстоятельствах,  суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненорма­тивных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных по­ложений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полно­мочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспаривае­мый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфе­ре предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Поскольку заявитель не представил конкретные доводы, в чем оспариваемые им требования не соответствуют закону, а также не доказал нарушение ими своих прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Судом проверены и оценены все доводы заявителя, но отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права.

На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.

На основании ст.ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, и руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 71, 75, 159, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении ходатайства Ответчика о прекращении производства по делу отказать.

В удовлетворении заявленных требований  отказать полностью.

            Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                          Н.Е. Девицкая