ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-232902/15 от 09.02.2016 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва А40-232902/15-139-1936

9 февраля 2016 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Корогодова И.В.

рассмотрев дело по иску ООО «УК «ЛАД» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 410041, <...>)

к Минобороны России (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 119019, <...>)

о взыскании задолженности по неоплаченным коммунальным услугам в размере 39812 руб. 48 коп., по оплате за благоустройство придомовой территории в размере 49 096 руб. 67 коп., пени и расходов по госпошлине в размере 3560 руб.00 коп.

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

ООО «УК «ЛАД» (далее – Истец) обратилось в суд с исковым заявлением к Минобороны России (далее - Ответчик) о взыскании задолженности по неоплаченным коммунальным услугам в размере 39812 руб. 48 коп., задолженности по оплате за благоустройство придомовой территории в размере 49 096 руб. 67 коп., пени до момента полной оплаты задолженности по коммунальным услугам и расходов по госпошлине в размере 3560 руб.00 коп.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.

В соответствии с ч.2 ст.226 АПК РФ дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления, заявления в арбитражный суд.

В соответствии с ч.5 ст.228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.

Ответчик отзыв на иск или иные возражения против удовлетворения исковых требований не представил.

Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

Как следует из материалов дела, квартиры №№ 27, 49,56,93,94,95,96,102,128,129,132,136,154,34,68,72 ж/<...> находятся в собственности Российской Федерации. Указанные квартиры состоят на балансе Министерства обороны РФ.

Как установлено судом, управляющей организацией по адресу <...>/д 20В, которая обеспечивает предоставление жилищно-коммунальных услуг по указанному адресу, является ООО «УК «ЛАД», что подтверждается протоколом Общего собрания участников помещений от 05.06.2015г.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2008г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности, является Министерство обороны Российской Федерации.

Согласно ст.296 ГК казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Учреждением признается некоммерческая организация, 'созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК. Учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную" ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (Бюджетный кодекс РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 153 ЖК, до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Согласно статье 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Обязанность по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

С учетом рассмотренных положений обязанность собственника жилого помещения нести соответствующее бремя содержания принадлежащего ему имущества жилищное законодательство определяет как обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

За период август 2014 г. по октябрь 2015г. по <...> находящейся на балансе Министерства обороны РФ, имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных платежей в размере 39812 руб.48 коп., что подтверждается выписками по лицевому чету в отношении указанной квартиры, которые имеются в материалах дела. Как установлено судом, задолженность по оплате коммунальных платежей образовалась вследствие неоплаты Минобороны России коммунальных услуг в период с августа 2014 по октябрь 2015г. включительно.

Согласно п. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм, за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Плата за жилье и коммунальные услуги вносится ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в течение которого услуги были оказаны.

В соответствии с п.п. 2, 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги в многоквартирном доме включает в себя:

- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Также п.1 ст. 158 ЖК РФ на собственника помещения в многоквартирном доме возложена обязанность нести расходы по содержанию принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

- плату за коммунальные услуги, включающую в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

В соответствии с п.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется, исходя из показании приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, сформулированные в Правилах предоставления коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307). Согласно п. 1 ст. 156 ЖК РФ, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. В соответствии с ч.8 ст. 156 ЖК РФ, размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

Как следует из материалов дела, решением собрания собственников были установлены тарифы за содержание жилья в размере 11,78 руб/кв.м, ремонт жилья - 2,02 кв.м Решением собрания собственников многоквартирных домов установлены тарифы за содержание жилья в размере 13,57 руб/кв.м, ремонт жилья - 2,50 кв.м, утвержден перечень работ по благоустройству придомовой территории дома на текущий год (Перечень прилагается как приложение 2 к Договору управления) и плата за благоустройство в размере 41,93 руб/кв.м. единовременно.

Квартиры №№ 27,34,49,56,61,68,72,77,93,94,95,96,102,129,132,136,154,128, расположенные в жилом доме по адресу <...> ж/д 20В, находятся на балансе Министерства обороны Российской Федерации, и переданы по договорам социального найма нанимателям. Виды работ по благоустройству придомовой территории относятся к капитальному ремонту общего имущества, в связи с этим обязанность по капитальному ремонту жилого помещения возложена на собственника жилья (наймодателя)- Российскую Федерацию в лице Министерства обороны РФ.

Учитывая вышеизложенное, размер оплаты за благоустройство придомовой территории жилого дома №20В по ул. Рижская в г. Саратове составляет 49096,67 руб. Начисление оплаты за отопление производиться исходя из ежемесячных показаний общедомового прибора учета тепла и тарифов ПАО «ВоТГК» на основании выставленных счет-фактур.

Управляющая компания получает от поставщиков - коммунальных услуг предприятий энергоснабжения ОАО «Волжская ТГК», ЗАО СПГЭС, МУП по вывозу бытовых отходов вышеперечисленные коммунальные услуги.

Однако, как следует из материалов дела, ответчиком оказанные истцом услуги за благоустройство придомовой территории жилого дома в размере 49096,67 руб. также оплачены не были.

У Минобороны перед ООО «УК «ЛАД» образовалась задолженность по оплате коммунальных услуг по квартире № 128 в размере 39812 руб. 48 коп. и за благоустройство придомовой территории жилого дома, расположенного по адресу <...> ж/д 20В размере 49096,67 руб., то есть в общей сумме 88 909 руб. 15 коп.

Статьей 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии со статьей 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требовании - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 ГК РФ).

С учетом вышеизложенного, требование истца о взыскании с Ответчика суммы задолженности в общем размере 88 909 руб. 15 коп. признается судом обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Также истцом заявлено требование о взыскании с Министерства обороны РФ пени до момента полной оплаты задолженности по жилищно-коммунальным услугам, которое не признается судом подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с 1 ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения, или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Однако, как установлено судом, договор на оказание жилищно-коммунальных услуг между истцом и ответчиком не заключался, следовательно, условие об уплате пени в случае нарушения ответчиком своих обязательств в случае неуплаты жилищно-коммунальных платежей между сторонами не согласовывались, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требования о взыскании с ответчика пени до момента полной оплаты задолженности по жилищно-коммунальным услугам.

Таким образом, исковые требования признаются судом подлежащими удовлетворению частично в размере 39 812 руб. 48 коп. – задолженность по оплате жилищно-коммунальных платежей и 49 096 руб. 67 коп. - задолженность по оплате за благоустройство придомовой территории, а всего в сумме 88 909 руб. 15 коп.

В соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ госпошлина по иску подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

С учетом изложенного, на основании ст.ст. 65, 307, 309, 310, 506, 516 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 102, 110, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЛАД» задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 88 909 (восемьдесят восемь тысяч девятьсот девять) руб. 15 коп., из которых 39 812 (тридцать девять тысяч восемьсот двенадцать) руб. 48 коп. – задолженность по оплате жилищно-коммунальных платежей и 49 096 (сорок девять тысяч девяносто шесть) руб. 67 коп. - задолженность по оплате за благоустройство придомовой территории.

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЛАД» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 560 руб. (три тысячи пятьсот шестьдесят рублей).

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья И.В. Корогодов