Именем Российской Федерации
Решение
г. Москва
10 февраля 2017г. Дело № А40-233877/16-121-2107
Резолютивная часть решения суда объявлена 09 февраля 2017г.
Полный текст решения суда изготовлен 10 февраля 2017г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего - судьи Аксеновой Е.А.
При ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шармазанян Н.К.
Рассмотрев в открытом судебном заседании суда дело
по заявлению ООО «Великодворские пески» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 03.11.2011, 601508, <...>)
к ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 20.09.2002, 119180, Москва, ул. Большая Полянка, д. 54, корп. 1), Федеральному агентству по недропользованию (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 14.05.2004, 123995, Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6, корп. А и Б)
третье лицо: ООО «Великодворский перерабатывающий комбинат» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 22.07.2011, 601590, Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, <...>)
о признании недействительным заключения
с участием: от заявителя: ФИО1 (по дов. от 12.10.2016 № ВП-148дов, удостоверение), ФИО2 (по дов. от 01.08.2014 б/н, удостоверение),
от ответчиков: от Роснедр - ФИО3 (по дов. от 06.06.2016 № ЕК-01-32/6082, паспорт), ФИО4 (по дов. от 29.08.2016 № ЕШ-01-32/10213, паспорт), от ФБУ «ГКЗ» - ФИО5 (по дов. от 29.11.2016 № 64, паспорт), от третьего лица: ФИО6 (по дов. от 01.08.2016 б/н, паспорт),
установил:
ООО «Великодворские пески» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, измененным в порядке 49 АПК РФ, о признании незаконным заключения государственной экспертизы по технико-экономическому обоснованию постоянных разведочных кондиций и подсчету запасов формовочных песков участка «Сельское поле» Великодворского месторождения по Владимирской области в редакции, утвержденной протоколом № 4281 заседания Государственной комиссии по утверждению заключений государственной экспертизы запасов твердых ископаемых Роснедр (дата подписания протокола 18.07.2016, дата утверждения протокола Роснедрами 23.08.2016), возложении на Государственную комиссию по утверждению заключений государственной экспертизы запасов твердых ископаемых Роснедр и возложении на Роснедра обязанности по оформлению заключения государственной экспертизы по технико-экономическому обоснованию постоянных разведочных кондиций и подсчету запасов формовочных песков участка «Сельское поле» Великодворского месторождения по Владимирской области в редакции, принятой и озвученной на заседании Государственной комиссии 12.08.2015, возложении на Роснедра обязанности по утверждению заключения государственной экспертизы по технико-экономическому обоснованию постоянных разведочных кондиций и подсчету запасов формовочных песков участка «Сельское поле» Великодворского месторождения по Владимирской области в редакции, принятой и озвученной на заседании Государственной комиссии 12.08.2015.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования.
Ответчики представил отзыв, возражал относительно удовлетворения заявленных требований.
Третье лицо представило письменные объяснения, просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Судом проверено и установлено, что срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Как следует из материалов дела, Общество имеет Лицензию на право пользования недрами ВЛМ 00274 ТР от 28.12.2012 г. с целью геологического изучения, разведки и добычи формовочных песков на участке «Сельское поле» Великодворского месторождения во Владимирской области.
На государственную экспертизу запасов полезных ископаемых Заявителем было представлено «Технико-экономическое обоснование постоянных разведочных кондиций и подсчету запасов формовочных песков участка «Сельское поле» Великодворского месторождения по Владимирской области».
После принятия материалов на государственную экспертизу приказом ФБУ «ГКЗ» от 19.06.2015 № 01-9/390-орг, и приказом от 19.06.2015 № 01-9/391-орг создана экспертная комиссия.
По результатам рассмотрения документов, Обществу был выдан Протокол № 4281, из которого следует, что Государственной комиссии по запасам было рекомендовано, а последней на основе этих рекомендаций было принято решение: 1) воздержаться от утверждения постоянных разведочных кондиций для условий отработки запасов формовочных песков участка «Сельское поле» в связи с тем, что часть запасов, положенных в обоснование постоянных разведочных кондиций, расположены в контуре спорных блоков лицензии ВЛМ 00274 ТР ООО «Великодворские пески» и лицензии ВЛМ 00210 ТЭ ООО «Великодворский перерабатывающий комбинат»; 2) воздержаться от утверждения запасов формовочных песков участка недр «Сельское поле» в связи с отсутствием кондиций для их подсчета.
Заявитель указывает, что в Заключении государственной экспертизы от 12.08.2015, подготовленном Экспертной комиссией, содержались иные выводы и рекомендации, а именно: рекомендовать Государственной комиссии по запасам: 1) утвердить для подсчета запасов формовочных песков участка «Сельское поле» для условий их открытой отработки постоянные разведочные кондиции согласно представленным Заявителем материалам; 2) утвердить запасы формовочных песков участка «Сельское поле» по состоянию на 01.01.2015 г. для условий открытой разработки в цифрах и категориях согласно представленным Заявителем материалам.
С учетом изложенного, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон РФ «О недрах») предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Согласно ч. 3 ст. 11 Закона РФ «О недрах» лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с ч. 2 ст. 29 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
Последовательность административных процедур при проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр определены Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, утвержденным приказом Минприроды России от 25.01.2013 № 27 (далее - Административный регламент).
Вместе с тем, ч. 7 ст. 29 Закона РФ «О недрах» установлено, что проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр.
Согласно п. 19 Административного регламента организацию проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляют Роснедра и его территориальные органы.
В соответствии с п. 21 Административного регламента проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется Федеральным бюджетным учреждением «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (далее - ФБУ «ГКЗ»).
Вместе с тем, ч. 7 ст. 29 Закона РФ «О недрах» установлено, что проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр.
Согласно п. 19 Административного регламента организацию проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляют Роснедра и его территориальные органы.
В соответствии с п. 21 Административного регламента проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется Федеральным бюджетным учреждением «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (далее - ФБУ «ГКЗ»).
Согласно п. 55 Административного регламента предоставление государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых включает в себя следующие административные процедуры:
-прием заявления о проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр;
проверка соответствия заявления о проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр и представляемых документов требованиям Административного регламента;
-формирование и направление межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении государственной услуги;
-направление представленных заявителем материалов в ФБУ «ГКЗ»;
проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр;
-принятие решения об утверждении заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр;
направление заявителю конечного результата предоставления государственной услуги.
В соответствии с п. 74 Административного регламента с целью проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр ФБУ «ГКЗ» создает экспертную комиссию.
Согласно пп. 5 п. 74 Административного регламента результаты государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр излагаются в заключении, которое подписывается членами экспертной комиссии.
В соответствии с п. 23 Административного регламента, конечным результатом предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр является протокол Роснедр об утверждении заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.
В соответствии с п. 82 Административного регламента утверждение заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр оформляется протоколом и подписывается руководителем Роснедр. территориального органа Роснедр или иным уполномоченным должностным лицом Роснедр, территориального органа Роснедр.
Также, пп. 2 п. 82 Административного регламента установлено, что заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр является неотъемлемой частью протокола Роснедр или территориального органа Роснедр об утверждении заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.
Суд полагает необоснованными доводы Заявителя об отсутствии подписей членов комиссии и, соответственно, незаконности заключения, ввиду того, что, Заявителю, в соответствии с пп.74, 82. Административного регламента, по результату предоставления государственной услуги был выдан Протокол № 4281 который подписан (утвержден) уполномоченным должностным лицом Роснедр, а так же приложение к Протоколу Роснедр заключение экспертной комиссии подписанное всеми 7 членами экспертной комиссии. При этом обязательное наличие иных подписей не установлено какими-либо нормативно-правовыми актами.
Также суд считает необходимым указать следующее.
После принятия материалов на государственную экспертизу приказом ФБУ «ГКЗ» от 19.06.2015 № 01-9/390-орг, и приказом от 19.06.2015 № 01-9/391-орг создана экспертная комиссия.
В материалы на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых представлен Протокол заседания НТС Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу от 08.07.2015 № 61.
Согласно п. 4 указанного Протокола ФБУ «ГКЗ» при проведении экспертизы отчета рекомендовано учесть, что часть запасов участка «Сельское поле» Великодворского месторождения формовочных песков числится в распределенном фонде, лицензия ВЛМ 00210 ТЭ, недропользователь ООО «Великодворский перерабатывающий комбинат».
Экспертной комиссией рассмотрены материалы, поступившие на государственную комиссию запасов полезных ископаемых, и установлено, что в материалах Заявителя, поступивших на государственную экспертизу, приведены неточные сведения о запасах полезных ископаемых, положенных в основу расчета технико-экономического обоснования кондиций.
В процессе проведения государственной экспертизы материалов ТЕО постоянных разведочных кондиций и запасов формовочных песков участка недр «Сельское поле», представленных Заявителем, экспертной комиссией выявлено, что запасы по блокам CI-X, С2- II, С2- III, находящиеся в границах горного отвода ООО «Великодворский перерабатывающий комбинат» по лицензии ВЛМ 00210 ТЭ, фактически расположены в контуре лицензионного участка «Сельское поле».
В связи с этим, п. 3.13. Заключения государственной экспертизы установлено, что принятие решения по утверждению подсчета запасов в границах лицензии ВЛМ 00274 TP возможно только после внесения изменений в границы лицензий по обоим лицензионным участкам в связи с допущенной технической ошибкой.
Более того, решением Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2016 по делу № А40-178212/2016 по заявлению ООО «Великодворского перерабатывающего комбината» к Федеральному агентству по недропользованию, Департаменту по недропользованию по Центральному федеральному округу о признании недействительным решения Роснедр, оформленного протоколом заседания Комиссии по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий по участкам недр, отнесенным к компетенции Федерального агентства по недропользованию от 19.05.2016 № 488, об отказе в исправлении технической ошибки в лицензии на право пользования недрами ВЛМ 00210 ТЭ и обязании Роснедр исправить техническую ошибку, допущенную в лицензии ВЛМ 00210 ТЭ, установлено, что в настоящее время «не представляется возможным разграничить и посчитать запасы формовочных песков, отнесенных к участкам Сельское поле-1 и Сельское поле»(стр. 6 Решения от 16.12.2016).
Кроме того, Общество участвовало в деле в качества третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора и, не оспаривало факт наличия технической ошибки
По результатам рассмотрения материалов представленных на государственную экспертизу ФБУ «ГКЗ» принято решение воздержаться от утверждения постоянных разведочных кондиций для условий открытой отработки запасов формовочных песков участка недр «Сельское поле» в связи с тем, что часть запасов, положенных в обоснование постоянных разведочных кондиций расположены в контуре спорных блоков лицензии ВЛМ 00274 TP ООО «Великодворские пески» и лицензии ВЛМ 00210 ТЭ ООО «Великодворский перерабатывающий комбинат», а также в связи с отсутствием кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых.
Указанное решение оформлено Заключением государственной экспертизы по ТЭО постоянных разведочных кондиций и подсчету запасов формовочных песков участка «Сельское поле» Великодворскогоместорождения во Владимирской области, являющимся Приложением № 1 к Протоколу Государственной комиссии от 12.08.2015 № 4281.
Протоколом № 4281 заседания Государственной комиссии по утверждению заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию утверждено Заключение государственной экспертизы по технико-экономическому обоснованию постоянных разведочных кондиций и подсчету запасов формовочных песков участка недр Сельское поле Великодворского месторождения во Владимирской области.
Роснедра письмом от 07.07.2016 № СА-04-31/7644 указало Заявителю на необходимость доработки материалов с учетом исключения спорных блоков участка Сельское поле из подсчета запасов полезных ископаемых, и повторного обращения в Роснедра с уточненным заявлением о проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.
Таким образом, Общество вправе повторно направить в Роснедра надлежаще оформленные материалы на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых с учетом всех замечаний Комиссии.
Из системного толкования положений статьи 198 АПК РФ, статьи 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что спорные действия Роснедр и ФБУ «ГКЗ» совершены в полном соответствии с требованиями действующего законодательства о недрах и не нарушают права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 4, 49, 51, 64-68, 71, 75, 81, 110, 137, 166-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требований заявления ООО «Великодворские пески» о признании незаконным заключения государственной экспертизы по технико-экономическому обоснованию постоянных разведочных кондиций и подсчету запасов формовочных песков участка «Сельское поле» Великодворского месторождения по Владимирской области в редакции, утвержденной протоколом № 4281 заседания Государственной комиссии по утверждению заключений государственной экспертизы запасов твердых ископаемых Роснедр (дата подписания протокола 18.07.2016, дата утверждения протокола Роснедрами 23.08.2016), возложении на Государственную комиссию по утверждению заключений государственной экспертизы запасов твердых ископаемых Роснедр и возложении на Роснедра обязанности по оформлению заключения государственной экспертизы по технико-экономическому обоснованию постоянных разведочных кондиций и подсчету запасов формовочных песков участка «Сельское поле» Великодворского месторождения по Владимирской области в редакции, принятой и озвученной на заседании Государственной комиссии 12.08.2015, возложении на Роснедра обязанности по утверждению заключения государственной экспертизы по технико-экономическому обоснованию постоянных разведочных кондиций и подсчету запасов формовочных песков участка «Сельское поле» Великодворского месторождения по Владимирской области в редакции, принятой и озвученной на заседании Государственной комиссии 12.08.2015, - отказать.
Проверено на соответствие Закону от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: Е.А. Аксенова