РЕШЕНИЕ
г. Москва
23 июня
2010 года
Дело №
А40-23469/10-156-193
Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2010 года
Решение изготовлено в полном объеме 23 июня 2010 года
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего
Гданской Т.В.,
членов суда:
единолично, при ведении протокола судебного заседания судьей Гданской Т.В.
с участием:
от истца – ФИО1 - генерального директора, по решению от 20.05.2010г., ФИО2 – представителя, по доверенности от 21.04.2010г.,
от ответчиков:
1) ФИО3 - сотрудника, по доверенности №22-02/2974 от 16.03.2010г.,
2) ФИО4 – заместителя начальника отдела, по доверенности «НЮ-3-15/29 от 20.01.2010
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда по адресу: <...>, зал 4014 дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Ирида»
к
Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве и Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги»
Третьи лица – Департамент земельных ресурсов города Москвы; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о
признании договора аренды недействительным в части
Судебное заседание проводилось с перерывом 09.06.2010 – 16.06.2010
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Ирида» обратилось в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве и Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», третьи лица - Департамент земельных ресурсов города Москвы и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра м картографии по Москве, о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка №Д-30/39-з от 03.09.2007, заключенного между ОАО «РЖД» и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, в соответствии со ст. ст. 11, 12, 125, 168, 209, 271, 552 ГК РФ, 36, 64, 90 ЗК РФ.
В обоснование иска истец сослался на то, что является собственником нежилого здания расположенного по адресу: Москва, Андроновское шоссе, дом 16, общей площадью 432,3 кв.м., о чем в ЕГРП сделана запись регистрации № 77-01/04-683/2004-329 от 21.07.2004.
Земельный участок площадью 2302 кв.м., на котором расположено указанное здание и который необходим для его использования, не поставлен на государственный кадастровый учет и не оформлен договор аренды по следующим причинам.
Согласно абз. 1, 2 ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном у правлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим ЗК РФ. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке/на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Руководствуясь указанной нормой права, 01.11.2004 ООО «Ирида» обратилось в службу «одного окна» Префектуры Юго-Восточного административного округа с заявлением об оформлении договора аренды земельного участка.
В ходе проведения мероприятий по оформлению земельно-правовых отношений Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Москве установлено, что сведения о земельном участке площадью 432,3 кв.м., имеющем расположение: <...> отсутствуют.
07.07.2008 Департамент земельных ресурсов г. Москвы письмом № 33-ИТН-1270/8-(0)-0 уведомил ООО «Ирида», что по вопросу подтверждения оформления земельно-правовых отношений необходимо к ранее сданным ООО «Ирида» документам представить в ТУ ЮВАО план границ земельного участка, согласованный в установленном порядке с ТППМ ЮВАО, Управой района Лефортово, ОАО «РЖД».
ОАО «РЖД» письмом от 27.11.2008 № НГ-19/2859 сообщило ООО «Ирида», что, поскольку земельный участок ООО «Ирида» расположен в полосе отвода железной дороги, Московская железная дорога отказывает в согласовании границ смежного землепользования с земельным участком заявителя.
В результате, Департамент письмом от 13.02.09 г. № 33-1-1076/9-10-1 указал, что земельный участок, на который ООО «Ирида» просит оформить договор аренды, частично расположен в полосе отвода железной дороги, стоящей на государственном кадастровом учете. С учетом ст. 4, 8 ФЗ от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» департамент не вправе распоряжаться данными землями и не относится к числу субъектов, которым в силу закона предоставлено право сдачи в аренду земель отвода железной дороги.
29.01.2009 ООО «Ирида» обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по г. Москве с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка в полосе отвода ОАО «РЖД», расположенного по адресу: Москва, Андроновское ш., д. 16.
Письмом от 23.03.2009 территориальное управление уведомило ООО «Ирида», что объект недвижимости по адресу: <...>, находящийся в собственности ООО «Ирида», расположен в границах земельного участка полосы отвода Малого кольца Московской окружной железной дороги, с кадастровым номером: 77:04:0002023:20. Территориальным управлением на вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером 77:04:02023:020 был заключен долгосрочный договор аренды земельного участка от 03.09.2007 № Д-30/39-3 с ОАО «РЖД».
ООО «Ирида» полагает, что указанный договор аренды противоречит закону и иным правовым актам и подлежит признанию недействительным в соответствии со ст. 168 ГК РФ по следующим основаниям:
ООО «Ирида», как собственник здания, лишено своего законного права аренды земельного участка, расположенного под ним и необходимого для его использования.
Так, согласно абз. 1, 2 ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим ЗК РФ. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
В соответствии с п. 3, ст. 27 ЗК РФ содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 4 ст. 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, названные в п. 1 этой статьи (к которым относятся и земли транспорта), занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью.
Земли полосы отвода железной дороги вдоль магистральных путей являются исключительной федеральной собственностью, которыми от имени Российской Федерации уполномочено распоряжаться Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
При этом Земельный кодекс Российской Федерации не содержит запрета на передачу в аренду гражданам и юридическим лицам свободных земельных участков, расположенных в полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта, оговаривая возможность заключения таких договоров аренды использованием земельных участков в определенных целях и с соблюдением требований безопасности движения, установленных федеральными законами. Отсутствует такой запрет и в иных федеральных законах.
Решением Верховного Суда РФ от 29.01.2007 № ГКПИ06-1020 установлено, что ЗК РФ не содержит запрета на передачу в аренду гражданам и юридическим лицам свободных земельных участков на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта, оговаривая возможность заключения таких договоров аренды использованием земельных участков в определенных целях и с соблюдением требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Земельный участок с кадастровым номером 77:04:0002023:20, предоставленный ОАО «РЖД» в долгосрочную аренду по договору от 03.09.07 г. № Д-30/39-3 с ОАО оформлен с нарушением действующего законодательства, что привело к нарушению исключительных прав ООО «Ирида» на оформление части земельного участка под зданием в аренду.
Так, истец приобрел право собственности на здание 21.07.2004, т.е до заключения оспариваемого договора долгосрочной аренды от 03.09.2007 № Д-30/39-3 с ОАО «РЖД» и постановки земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002023:20 на кадастровый учет.
Таким образом, при определении площади земельного участка необходимого для формирования полосы отвода железной дороги, стороны оспариваемого договора нарушили требования об установлении и согласовании границ земельного участка, и, как следствие, оформили оспариваемый договор долгосрочной аренды от 03.09.2007 № Д-30/39-з, хотя обязаны были учесть права истца на земельный участок, расположенный под принадлежащим ему зданием и необходимый для его использования, и должны были согласовать смежные границы землепользователя - ООО «Ирида».
В силу абз. 1, 2 ч. 1 ст. 36 ЗК РФ Росимущество в лице его территориального управления обязано предоставить именно ООО «Ирида» в аренду земельный участок в полосе отвода железных дорог, который необходим для использования расположенного на нем здания, как лицу имеющее на это исключительное право в силу закона. Однако, при наличии в отношении вышеуказанного земельного участка обременения в виде договора долгосрочной аренды от 03.09.2007 № Д-30/39-з с ОАО «РЖД», этот земельный участок не может быть представлен в аренду ООО «Ирида».
Таким образом, заключение договора долгосрочной аренды от 03.09.2007 № Д-30/39-3 с ОАО «РЖД» земельного участка, расположенного под принадлежащем ООО «Ирида» зданием, противоречит нормам права и, следовательно, такой договор является ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ, поскольку противоречит закону и иным правовым актам и лишает ООО «Ирида» возможности реализовать принадлежащее ему исключительное право на аренду или приобретение в собственность необходимого земельного участка.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве по иску возражало, указав на то, что в соответствии с положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, утвержденным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23.10.2009 № 298, управление является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, ведения государственного реестра кадастровых инженеров в части приема и хранения документов, представляемых для внесения сведений в реестр.
Согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, информация о земельном участке, расположенном по адресу: <...>, используемым Истцом, отсутствует.
На основании ст. 16 федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (закон) государственный кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных вп.7, 10-21 ч.2 ст. 7 сведений об объекте недвижимости.
Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется, если иное не установлено Законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов в течении двадцати рабочих дней. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В силу ст. 20 закона с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении.
При постановке на учет объекта недвижимости заявление и необходимые для кадастрового учета документы могут быть представлены в орган кадастрового учета и в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Заявление должно быть удостоверено подписью заявителя или подписью его представителя. При этом подлинность такой подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев, если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично. В этих случаях должен быть предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя, или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя.
Если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются в форме электронных документов, такое заявление должно быть заверено электронной цифровой подписью заявителя или электронной цифровой подписью его представителя. Подлинность электронной цифровой подписи подтверждается в установленном федеральным законом порядке.
Если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично, данный орган выдает этому заявителю или его представителю расписку в получении таких документов с указанием их перечня и даты получения. Расписка должна быть выдана этому заявителю или его представителю в день получения органом кадастрового учета таких документов.
При поступлении заявления и необходимых для кадастрового учета документов в орган кадастрового учета посредством почтового отправления расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения органом кадастрового учета таких документов, по указанному в заявлении почтовому адресу с уведомлением о вручении. Порядок подтверждения получения органом кадастрового учета представленных в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования заявления и необходимых для кадастрового учета документов устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
На основании ст. 22 закона с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие документы:
- одним из таких документов является межевой план земельного участка, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
Межевой план составляется на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и содержит информацию о внесенных в государственный кадастр недвижимости сведениях об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новых необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости сведениях о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков.
Местоположение границ земельного участка в силу законодательства о кадастре недвижимости устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно абз. 2 ч. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, а также с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии) и естественных границ земельного участка.
В силу ст. 39 закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном порядке обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1. собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2. пожизненного наследуемого владения;
3. постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4. аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Важным моментом является тот факт, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского, земельного, лесного, водного, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.
Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
- к заявлению о постановке на государственный кадастровый учет необходимо приложить документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя).
При постановке на учет в срок не более чем 20 рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете заявителю выдается кадастровый паспорт соответствующего объекта недвижимости.
На основании изложенного Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве оставил на усмотрение суда и просил суд рассмотреть заявление в отсутствии представителя управления.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве против иска возражало, указав на то, что в соответствии со ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет 1 год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка, либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Долгосрочный договор аренды земельного участка № Д-30/39-3 с ОАО «РЖД» был заключен 03.09.2007. Из материалов дела следует, что истец вел переписку с департаментом земельных ресурсов города Москвы и ОАО «РЖД». Таким образом, истцу, исходя из содержания писем (Письмо ОАО «РЖД» № НГ-19/2859 от 27.11.2008; Письмо ДЗР г. Москвы № 33-1-1076/9-10-1 от 13.02.09) было известно, что данная земля находится в полосе отвода, то есть является федеральной собственностью, то есть истец должен был узнать о существовании долгосрочного договора аренды между ОАО «РЖД» и ответчиком.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», п. 4 ст. 87 ЗК РФ землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах, и эти земли являются федеральной собственностью.
Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» также установлено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 названного Закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Указанные истцом в исковом заявлении письма от 27.02.2009 г. № 22-19/2984, от 23.03.209 г. № 22-19/4516, от 20.08.2009 г. № 22-08/13957 не являются отказом, а лишь содержат рекомендации по устранению причин, препятствующих заключению договора аренды на данный земельный участок.
В ответах на письма истца ответчиком указывается, что на вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером 77:04:0002023:20 был заключен долгосрочный договор аренды земельного участка от 03.09.2007 № Д-30/39-з с ОАО «РЖД». Также ответчик указывает на то, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 № 264 предусмотрена обязанность арендатора (ОАО «РЖД») передавать часть арендованного земельного участка в субаренду собственникам расположенных на этом участке зданий. Наконец, из смысла писем следует, что после предоставления истцом определенного пакета документов, в том числе кадастрового паспорта, ответчик вернется к рассмотрению вопроса.
Истец в своем исковом заявлении указывает, что при наличии в отношении спорного земельного участка обременения в виде договора долгосрочной аренды от 03.09.2007 № Д-30/39-з с ОАО «РЖД», этот земельный участок не может быть представлен в аренду истцу. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве полагает, что данное утверждение является несостоятельным по следующим причинам. Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Во исполнение данного федерального закона было принято постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 года № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги»». В соответствии с п. 2 правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными «РЖД», учрежденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 № 264, пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключенного Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги», за исключением случая, если договор аренды заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения.
Также постановлением предусмотрена обязанность арендатора (ОАО «РЖД») передавать часть арендованного земельного участка в субаренду собственникам расположенных на этом участке зданий, строений, сооружений по их заявлению.
Долгосрочный договор аренды земельного участка от 03.09.2007 № Д-30/39-з с ОАО «РЖД» был заключен ранее обращений ООО «Ирида» в ТУ ФАУГИ по городу Москве. В настоящее время данный договор является действительным. Таким образом, Ответчик не знал о существовании недвижимого имущества на спорном участке, никаких писем в ТУ ФАУГИ по городу Москве от ООО «Ирида» до 2009 не поступало.
Земельный кодекс РФ не устанавливает порядок формирования границ полосы отвода железной дороги. В соответствии с п. 3 ст. 90 ЗК РФ этот порядок определяется Правительством РФ. В период формирования межевого дела на указанный земельный участок действовал приказ МПС РФ от 15.05.1999 № 26Ц «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта». В п. 4 Положения установлено, что размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, утверждаемыми МПС РФ, а также проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций. Установление границ полосы осуществляется территориальными органами Государственного земельного комитета Российской Федерации совместно с железными дорогами. Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно п. 1.2 приказа Федеральной службы земельного кадастра от 14.09.2000 № 20 территориальные органы федеральной службы земельного кадастра утверждают по согласованию с железными дорогами, другими предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта границ земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта, включая полосу отвода железных дорог, с указанием их кадастровых номеров, на основании генеральных схем развития железнодорожных линий и станций, утвержденных в установленном порядке норм и проектно-сметной документации, межевых дел, а также материалов по инвентаризации земельных участков.
В соответствии с п.п. 2 и 3 постановления Правительства РФ от 12.10.2006 № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог и упорядочения земельных участков, расположенных в границах полосы отвода, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути необщего пользования (далее - заинтересованная организация) обеспечивают подготовку схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации. Постановка вновь образованных в границах полосы отвода земельных участков на государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению заинтересованной организации или уполномоченного ею лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, ТУ ФАУГИ по г. Москве не обязано изменять границы установленной полосы отвода железной дороги на основании обращения ООО «Ирида» как собственника здания, частично расположенного в полосе отвода, так как ООО «Ирида» не является заинтересованной организацией, которая имеет право обращаться за изменением границ полосы отвода.
ОАО «Российские железные дороги» иск не признало по следующим основаниям.
03.09.2007 между ОАО «Российские железные дороги» и Территориальным управлением Росимущества по г.Москве был заключен договор аренды земельного участка №Д-30/39-з, находящегося в федеральной собственности Российской Федерации, согласно которому Территориальное управление Росимущества по г.Москве предоставило в пользование ОАО «РЖД» участок с кадастровым номером 77:04:02023:020 площадью 17,73423 га, расположенный по адресу: г.Москва, Юго-Восточный административный округ, Малое кольцо Московской окружной железной дороги, для эксплуатации и обслуживания железнодорожного транспорта. Согласно п.2. договора договор считается заключенным на срок 49 лет и является заключенным с момента его государственной регистрации. Договор был зарегистрирован в установленном порядке 21.08.2008.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российского Федерации «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» № 17-ФЗ от 20.01.2003, к землям железнодорожного транспорта относятся земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах. К полосам отвода железных дорог относятся земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта. На основании ст. 17 и ч.4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом федерального железнодорожного транспорта» №29-ФЗ от 27.02.2003 земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 №611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» установлены правила использования земель в целях обеспечения функционирования железных дорог.
Соответственно, земельный участок с кадастровым номером 77:04:02023:020 площадью 17,73423 га, переданный в аренду ОАО «РЖД» Территориальным управлением Росимущества по г.Москве по договору №Д- 30/39-з от 07.09.2007, является федеральной собственностью, относится к землям железнодорожного транспорта, ограничен в обороте и предоставлен для установления полосы отвода железной дороги. Порядок и условия его использования в целях эксплуатации и обслуживания железнодорожного транспорта установлены Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 4 Федерального закона №29-ФЗ от 27.02.2003 и законодательством Российской Федерации. Указанный земельный участок может использоваться только в целях эксплуатации и обслуживания железнодорожного транспорта и соответственно передаваться в аренду исключительно железной дороге.
Российской Федерации как собственнику земельного участка в соответствии со ст. 209 и 608 ГК РФ принадлежат правомочия владения, пользования, распоряжения своим имуществом. Таким образом, Российская Федерация, как собственник земельного участка, правомерно передала его в аренду ОАО «РЖД» по договору №Д-30/39-з от 07.09.2007.
На основании изложенного, ОАО «Российские железные дороги» полагало, что ООО «Ирида» не представило надлежащих доказательств недействительности заключенного долгосрочного договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:04:02023:020 площадью 17,73423 га, а также доказательств нарушения действующего законодательства при оформлении договора аренды №Д-30/39-з от 07.09.2007.
Истец считает, что приведенные доводы против удовлетворения заявленных исковых требований являются не состоятельными, в связи со следующим.
ТУ ФАУГИ по г. Москве указывает о том, что истцом пропущен годичный срок исковой давности, установленный ч.2 ст. 181 ГК РФ, для признания оспоримых сделок недействительными.
Между тем, иск заявлен о признании недействительным договора аренды от 03.09.2007 № Д-30/39-3, как противоречащего закону, и, следовательно, являющегося ничтожным.
В пункте 32 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации). Учитывая, что названный Кодекс не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица. При этом следует учитывать, что такие требования могут быть предъявлены в суд в сроки, установленные пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
С 26.07.2005 действует редакция пункта 1 статьи 181 ГК РФ, согласно которой иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлен в течение трех лет, исчисляемый со дня, когда началось исполнение сделки. Таким образом, истцом не пропущен срок исковой давности.
В своем отзыве ТУ Росимущества указывает что, согласно п.1. ст.2. Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.
Однако, ответчиками не представлено доказательств того, что земельный участок, занятый зданием принадлежащем истцу и необходимый для его использования может быть использован под вышеуказанные цели. Кроме того, согласно выписке из ЕГРП весь земельный участок переданный в аренду ОАО «РЖД» относится к землям поселений, а не землям транспорта.
Ссылки ответчика на п. 3 ст. 4 и п.1. ст. 8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" вообще не уместны, поскольку имеют иной предмет правового регулирования: формирование уставного капитала ОАО «РЖД» в процессе приватизации государственного имущества.
ТУ Росимущества полагает, что оспариваемый договор не препятствует истцу в оформлении земельно-правовых отношений. При этом ответчик ссылается на постановление Правительства РФ от 29.04.2006 № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «РЖД», указывая на возможность заключения договора аренды или субаренды. Истец полагает, что с указанными доводами нельзя согласиться исходя из следующего. До настоящего времени участок необходимый истцу не поставлен на кадастровый учет, т.е. не может быть предметом гражданско-правовых сделок. Кроме того, одним из принципов земельного законодательства является единство земельного участка и связанного с ним объекта недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ). Презумпция неделимости земельного участка под зданием истца нашла своё отражение в судебных актах по делу А40-112662/09-94-731. Неделимость земельного участка исключает возможность разделения его на части путем постановки на кадастровый учет двух его частей, так и последующее заключение двух сделок. Более того, неделимость земельного участка означает, что его часть не могла быть передана в аренду ОАО «РЖД».
Утверждения ответчика о том, что он не знал о существовании недвижимого имущества на спорном земельном участке несостоятельны, поскольку здание истца отмечено на плане границ земельного участка, переданного в аренду ОАО «РЖД» (лист 2 кадастрового паспорта земельного участка 77:04:0002023:20), являющегося приложением к оспариваемому договору аренды).
Росимущество, со ссылкой на постановление Правительства РФ от 12.10.2006 и приказ МПС РФ от 15.05.1999, утверждает, что ТУ ФАУГИ по г. Москве не обязано изменять границы установленной полосы отвода железной дороги на основании обращения ООО «Ирида» как собственника здания, расположенного в полосе отвода, так как последнее не является заинтересованной организацией, которая имеет право обращаться за изменением границ полосы отвода. Указанные доводы не имеют отношения к рассматриваемому спору, поскольку, в настоящем споре истец не просит суд обязать ТУ ФАУГИ по Москве изменить границы полосы отвода, иск заявлен о признании недействительным договора аренды земельного участка, т.е. в данном случае имеется спор о законности формирования границ земельного участка, предоставленного в аренду ОАО «РЖД».
Департамент земельных ресурсов г. Москвы по иску пояснил, что земельный участок по адресу: Андроновское шоссе, вл. 16 частично расположен в полосе отвода железной дороги, стоящей на государственном учете с кадастровым номером 77:04:0002023:20. ООО «Ирида» является собственником нежилого здания расположенного на вышеуказанном земельном участке, при этом, часть здания расположена в полосе отвода железной дороги, а другая часть - находится в неразграниченной государственной собственности.
Вследствие заключения договора аренды земельного участка были нарушены права смежного землепользователя, предусмотренные 4.1 ст. 36 ЗК РФ, ООО «Ирида», как собственника нежилого здания, расположенного на вышеуказанном земельном участке.
Установление, пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется ТУ ФАУГИ по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Департамент земельных ресурсов г. Москвы не вправе распоряжаться данными землями и не относится к числу субъектов, которым в силу закона предоставлено право сдачи в аренду земель отвода железной дороги, но после согласования ТУ ФАУГИ с ОАО "РЖД" границ и размера полосы отвода указанного участка, ТУ ФАУГИ обязано произвести уточнение границ полосы отвода по границе здания, принадлежащего ООО «Ирида», что, в последствии, позволит ДЗР г. Москвы рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка под использование объекта капитального строительства, следовательно, могут быть реализованы права предусмотренные 4.1 ст.36 ЗК РФ.
Заявлением от 16.06.2010 истец уточнил исковые требования, указав на то, что признание оспариваемого договора недействительным в полном объеме нарушит баланс интересов сторон и может привести к необоснованному ущемлению прав ОАО "РЖД", поскольку площадь принадлежащего истцу недвижимого имущества занимает незначительную часть земельного участка, переданного в аренду ОАО «РЖД».
На основании ст. 49 АПК РФ, истец просил признать недействительным договор аренды от 03.09.2007 № Д-30/39-3, заключенный между ОАО «Российские железные дороги» и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, в части аренды части земельного участка площадью 1488 кв.м., занятой принадлежащими на праве собственности ООО "Ирида" нежилым зданием, по адресу: Москва, Андроновское ш., дом 16, и необходимой для использования указанного объекта недвижимости, в границах согласно плану границ земельного участка представленного истцом.
Заявление истца принято судом.
Заслушав в открытом судебном заседании доводы и пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, в том числе представленные сторонами на обозрение суда подлинные документы, суд пришел к следующим выводам.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-112662/09-94-731 от 08.12.2009 установлено, что ООО «Ирида» является собственником нежилого здания расположенного по адресу: Москва, Андроновское шоссе, дом 16, общей площадью 432,3 кв.м., о чем в ЕГРП сделана запись регистрации № 77-01/04-683/2004-329 от 21.07.2004.
Истец обратился в службу «одного окна» Префектуры ЮВАО с заявлением об оформлении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <...>, который необходим для использования находящегося на нем здания, принадлежащего ООО «Ирида» на праве собственности.
Департамент земельных ресурсов ЮВАО г. Москвы письмом исх. № 33-1-1076/9-(0)-1 от 13.02.2009 отказал ООО «Ирида» в предоставлении в аренду земельного участка, указав, что земельный участок, на который ООО «Ирида» просит оформить договор аренды, частично расположен в полосе отвода железной дороги, стоящий на государственном кадастровом учете.
Заявитель считая, что действия Департамента земельных ресурсов г. Москвы (письмо исх. 33-514-967/9-(0)-1 от 16.07.2009), по отказу в заключении договора аренды земельного участка, выразившихся в отказе в предоставлении ООО «Ирида» комплекта документов для постановки на кадастровый учет являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя, обратился в суд, при этом, суд отказывая в удовлетворении заявления исходил из следующих фактически установленных обстоятельств по делу.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 ЗК РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ и п. 3 ст.4 Закона г.Москвы № 27 от 14.05.2003 «О землепользовании и застройке в городе Москве» решение предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти г.Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю.
Правомочия собственника земельного участка от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы. В соответствии с разграничением полномочий решения предоставлении земельных участков в аренду принимают префекты административных округов города Москвы.
В соответствии с ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Департамент земельных ресурсов города Москвы оформляет земельно-правовые отношения на основании такого решения.
Судом установлено, при проведении работ выявлено, что земельный участок по адресу: Андроновское шоссе, вл. 16 частично расположен в полосе отвода железной дороги, стоящей на государственном учете с кадастровым номером 77:04:0002023:20.
В письме ТУ в ЮВАО г. Москвы от 16.07.2009 № 33-5Т4-967/9-(0)-1 сообщалось, что поставить на государственный кадастровый учет земельный участок под частью здания не представляется возможным. Участок полосы отвода железной дороги является федеральной собственностью в силу закона. Согласно ст. ст. 4,8 ФЗ от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» земли полосы отвода железной дороги вдоль магистральных путей являются исключительной собственностью Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 90 ЗК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Пунктами 2, 3 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 № 611, предусмотрено, что в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта обеспечивает подготовку соответствующего проекта границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода. Постановка вновь образованных в границах полосы отвода земельных участков на государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению заинтересованной организации или уполномоченного ею лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Режим использования земельных участков в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта определен пунктом 4 Правил, в соответствии с которым в границах полосы отвода заинтересованная организация обязана, в том числе не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
На основании пункта 1 статьи 125, статьи 209 и пункта 3 статьи 214 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 № 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации является управление. Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.99 № 2611 утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог (далее - Положение). В соответствии с пунктом 5 Положения пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кроме того, суд установлено, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об особенностях управления и Распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" от 27.02.2003 № 29-ФЗ земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, являются федеральной собственностью.
Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 № 26 "Ц" установлен порядок использования земель железнодорожного транспорта, включая полосу отвода.
В соответствии с установленным порядком, размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, утверждаемыми МПС России, а также проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций (пункт 4 названного Положения).
Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 5 названного Положения).
Изменение границ и размера полосы отвода без согласования с ОАО "РЖД" и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом нарушает их права как землепользователя и собственника. До настоящего времени земельный участок не выделен из состава земельного участка ОАО «РЖД», кадастровый учет не прошел.
В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010 № 09 АП-608/2010-АК указано, что без выделения части земельного участка из состава земельного участка, относящегося к землям железнодорожного транспорта, являющегося федеральной собственностью, прошедшего кадастровый учет, выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории под объектом недвижимости, расположенном по адресу г.Москва. Андроновское шоссе, д. 16, не представляется возможным.
Судом также указано на то, что положения ст.35, 36 ЗК РФ предусматривают оформление земельно-правовых отношений на неделимый земельный участок, расположенный под зданием. Это обусловлено тем, что предоставляемый земельный участок служит исключительно целям эксплуатации соответствующего единого объекта недвижимого имущества. Действующим земельным законодательством не допускается возможность оформления земельно-правовых отношений на земельный участок занятый только частью единого объекта недвижимого имущества.
При этом, заявитель не лишен возможности оформить земельно-правовые отношения в соответствии со статьей 36 ЗК РФ путем предварительного формирования нового земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 11.2 ЗК РФ. ТУ ФАУФИ информировало истца о заседаниях рабочей группы с участием представителей Департамента земельных ресурсов города Москвы, Территориального управления, Управления Роснедвижимости по городу Москве и ОАО «РЖД», в ходе проведения которых рассматриваются вопросы устранения пересечения границ земельных участков, расположенных в полосе отвода железной дороги с границами ранее учтенных Департаментом земельных ресурсов города Москвы земельных участков.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.05.2010 № КГ-А40/4878-10 установлено, что спорный земельный участок входит в состав другого земельного участка (кадастровый номер 77:04:0002003:20), расположенного в пределах красных линий градостроительного регулирования полосы отвода железной дороги, в отношении земельного участка (кадастровый номер 77:04:0002003:20). ФАУГИ заключен с ОАО «РЖД» долгосрочный договор аренды от 03.09.2007 №Д-30/39-з.
Согласно пункту 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», пункту 4 ст. 87 ЗК РФ землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах, и эти земли являются федеральной собственностью.
В силу ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду при условии соблюдения требований безопасности движения, установленного федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «РЖД» предусмотрен порядок пользования этими участками на договорной основе, а также предоставлено право ОАО «РЖД» передавать часть земельного участка в субаренду правообладателям недвижимого имущества, расположенного на этих участках.
В постановлении также указано на то, что суды при принятии судебных актов исходили не из отсутствия у заявителя как такового права на оформление земельно-правовых отношений, а по сути, указали на избрание заявителем ненадлежащего способа реализации и защиты своего права, отметив, что заявитель не лишен возможности оформить земельные правоотношения путем предварительного формирования нового земельного участка в порядке, установленном ст.11.2 Земельного кодекса РФ и положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог.
Из материалов настоящего дела усматривается, что истец просит признать ничтожным долгосрочный договор аренды от 03.09.2007 №Д-30/39-з, заключенный между ФАУГИ и ОАО «РЖД», в части спорного земельного участка, на котором расположена часть здания, принадлежащего истцу на праве собственности.
Однако спорный земельный участок входит в состав другого земельного участка (кадастровый номер 77:04:0002003:20), расположенного в пределах красных линий градостроительного регулирования полосы отвода железной дороги. Земельный кодекс РФ не устанавливает порядок формирования границ полосы отвода железной дороги.
В соответствии с п. 3 ст. 90 ЗК РФ этот порядок определяется Правительством РФ.
Согласно приказу МПС РФ от 15.05.1999 № 26Ц «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта», действовавшему в период формирования межевого дела на указанный земельный участок, размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, утверждаемыми МПС РФ, а также проектно - сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», п. 4 ст. 87 ЗК РФ землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах, и эти земли являются федеральной собственностью.
Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» также установлено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 названного Закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными «РЖД», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 года № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги»», пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключенного Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги», за исключением случая, если договор аренды заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения.
При изложенных обстоятельствах, исковые требования истца подлежат отклонению полностью. При этом, так как земельный участок, на котором расположено здание, принадлежащее истцу, как самостоятельный объект права не выделен, размер и правильность полосы отвода железной дороги, в части земельного участка, на котором расположено принадлежащее истцу здание, не оспорены, суд исходит из того, что полоса отвода железной дороги соответствует действующему законодательству. При этом, суд учитывает то, что в законе содержится прямое указание на необходимость заключения договора аренды на земельный участок, относящийся к полосе отвода железной дороги, между Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) и Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги». Исключением являются случаи, когда соответствующий договор аренды уже заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения. Спорный же долгосрочный договор аренды земельного участка от 03.09.2007 № Д-30/39-з с ОАО «РЖД» был заключен ранее обращений ООО «Ирида» в ТУ ФАУГИ по городу Москве (2009).
Суд полагает необходимым обратить внимание на то, что заявителем избран ненадлежащий способ реализации и защиты своего права. Истец не лишен возможности оформить земельные правоотношения путем предварительного формирования нового земельного участка в порядке, установленном ст.11.2 Земельного кодекса РФ и положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог.
В соответствии с приказом МПС РФ от 15.05.1999 № 26Ц «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта» установление границ полосы осуществляется территориальными органами Государственного земельного комитета Российской Федерации совместно с железными дорогами. Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 5 Положения).
Согласно п. 1.2 приказа Федеральной службы земельного кадастра от 14.09.2000 г. № 20 территориальные органы федеральной службы земельного кадастра утверждают по согласованию с железными дорогами, другими предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта границ земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта, включая полосу отвода железных дорог, с указанием их кадастровых номеров, на основании генеральных схем развития железнодорожных линий и станций, утвержденных в установленном порядке норм и проектно-сметной документации, межевых дел, а также материалов по инвентаризации земельных участков.
В соответствии с п.п. 2 и 3 постановления Правительства РФ от 12.10.2006 № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог и упорядочения земельных участков, расположенных в границах полосы отвода, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути необщего пользования (далее - заинтересованная организация) обеспечивают подготовку схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации. Постановка вновь образованных в границах полосы отвода земельных участков на государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению заинтересованной организации или уполномоченного ею лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд повторно, с учетом постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010 № 09 АП-608/2010-АК, обращает внимание истца на то, что ТУ ФАУФИ информировало истца о заседаниях рабочей группы с участием представителей Департамента земельных ресурсов города Москвы, Территориального управления, Управления Роснедвижимости по городу Москве и ОАО «РЖД», в ходе проведения которых рассматриваются вопросы устранения пересечения границ земельных участков, расположенных в полосе отвода железной дороги с границами ранее учтенных Департаментом земельных ресурсов города Москвы земельных участков.
Судом отклоняются доводы ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности по следующим основаниям.
Согласно нормам ст. 195 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности нормами ст. 196 ГК РФ установлен в три года. В соответствии со ст. 199 ГК РФ, требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет 1 год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка, либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Между тем, иск заявлен о признании недействительным договора аренды от 03.09.2007 № Д-30/39-3, как противоречащего закону, и, следовательно, являющегося ничтожным.
В пункте 32 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации). Учитывая, что названный Кодекс не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица. При этом следует учитывать, что такие требования могут быть предъявлены в суд в сроки, установленные пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
С 26.07.2005 действует редакция пункта 1 статьи 181 ГК РФ, согласно которой иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлен в течение трех лет, исчисляемый со дня, когда началось исполнение сделки. Таким образом, истцом не пропущен срок исковой давности, с учетом того, что договор заключен 03.09.2007, а иск предъявлен, согласно отметке суда, 01.03.2010.
Судебные расходы по делу в сумме госпошлины по иску относятся на истца полностью.
Руководствуясь ст.ст. 8, 11, 12, 66, 167, 168, 195, 196, 199, 307-310, 421, 431, 552, 606, 610, 614, 621 ГК РФ, ст.ст. 41, 49, 51, 65, 66, 67, 69, 71, 101-103, 110, 112, 123, 156, 167-170, 176 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать полностью.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Судья Т.В. Гданская