Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-236947/18-72-2398
28 декабря 2018 г.
Резолютивная часть решения в порядке ч. 1 ст. 229 АПК РФ 07 декабря 2018 года
Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2018 года
Арбитражный суд города Москвы
в составе: судьи Немовой О.Ю., (единолично)
рассмотрев в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ, дело
по заявлению Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет дружбы народов» (РУДН)
к ответчику – Инспекция Федеральной налоговой службы России № 28 по городу Москве
о признании незаконным постановления от 20.09.2018 г. № 772820180912063601
без вызова лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (РУДН) (далее – заявитель, учреждение, ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании постановления Инспекция ФНС России № 28 по г. Москве (далее – заинтересованное лицо, административный орган, инспекция) от 20.09.2018 г. № 772820180912063601 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 6.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Инспекция представила материалы административного дела, письменный отзыв по доводам которого против удовлетворения требований заявителя возражает, ссылаясь на то, что факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст.15.25 КоАП РФ доказан, его вина установлена.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, и 07 декабря 2018 года судом в порядке ч. 1 ст. 229 АПК РФ вынесена резолютивная часть решения, согласно которой заявленные РУДН требования были оставлены без удовлетворения.
21 декабря 2018 от заявителя поступило заявление о составлении мотивированного решения в порядке ч. 2 ст. 229 АПК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на расчетный счет Учреждения поступили денежные средства по договору на обучение № 1032168622-1/01.09.2017. Документы, подтверждающие указанную операцию, были оформлены 07.09.2017. Вместе с тем, указанные документы были представлены в уполномоченный банк («СБЕРБАНК РОССИИ МОСКОВСКИЙ БАНК») только 04.10.2017.
В соответствии с пунктом 2.3 Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция № 138-И) документы, связанные с проведением валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет.
Таким образом, Учреждение представило документы, подтверждающие валютную операцию с нарушением установленного срока на 4 дня, что является административным правонарушением, состав которого предусмотрен частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
По факту выявленного нарушения в отношении ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов" составлен протокол об административном правонарушении от 13.09.2018 №72820180912063601. При составлении протокола присутствовал представитель заявителя ФИО1, действующий на основании доверенности от 08.08.2018 №44-09/18-269.
20.09.2018 при участии представителя Заявителя ФИО1 вынесено Постановление № 72820180912063601о привлечении ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов" к административной ответственности по ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с оспариваемым постановлением ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
Судом установлено, что протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено должностными лицами административного органа в рамках их полномочий, что не оспаривается заявителем.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, судом не установлено.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Как следует из заявления, Учреждение не отрицает представление подтверждающих валютную операцию документов (уведомления от 07.09.2017 № 07096766) с нарушением срока, вместе с тем указывает на то, что единственной формой учета и отчетности, в соответствии с положениями Инструкции № 138-И является справка о валютных операциях. Далее Учреждение указывает на то, что поскольку с 01.03.2018 порядок представления в уполномоченный банк документов изменен (Инструкция № 138-И утратила силу), а действующая в настоящим момент Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И не предусматривает представление справок о валютных операциях, ответственность за непредставление справки о валютных операциях на сегодняшний день устранена, соответственно постановление от 20.09.2018 № 772820180912063601 исполнению не подлежит.
Однако, налоговый орган не вменяет Учреждению нарушение сроков на представление справки о валютных операциях, налоговый орган вменяет нарушение, связанное с несвоевременным представлением документов, связанных с проведением валютной операции, которые должны были быть приложены к справке и представлены в срок не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты (в соответствии с пунктом 2.3 Инструкция № 138-И).
Пунктом 2.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» действующей в настоящий момент, предусмотрено следующее: «Резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее пятнадцати рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет».
Таким образом, действующей в настоящий момент Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И (так же, как и Инструкцией Банка России от 04,06.2012 № 138-И, действующей на момент совершения Учреждением правонарушения) установлена обязанность резидента по представлению в уполномоченный банк документов, связанных с проведением операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет, в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты.
В виду изложенного, обязанность резидента по представлению документов, связанных с проведением операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет, не отменена, срок на представление данных документов остался прежним - 15 рабочих дней, административная ответственность, установленная частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ также не устранена. Таким образом, ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов", нарушив установленные п. 2.3 Инструкции № 138-И сроки представления документов, связанных с проведением валютной операции, которые должны были быть приложены к справке, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Часть 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ применяется при нарушении установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Объектом данных правонарушений являются общественные отношения, возникающие в сфере валютного регулирования и валютного контроля, в частности, при осуществлении резидентами валютных операций.
Объективная сторона заключается в действиях (бездействии), повлекших представление форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций с просрочкой определенной продолжительности (до десяти дней включительно, от одиннадцати до тридцати дней включительно, от тридцати одного дня и более).
Субъектом ответственности может быть юридическое лицо, являющееся резидентом и осуществляющее валютные операции.
Субъективная сторона, исходя из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, устанавливается лишь выявлением наличия у юридического лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятия юридическим лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Так же, в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством Российской Федерации, Общество должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством Российской Федерации, но, и обязано было обеспечить их выполнение.
Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению обществом обязанностей, установленных валютным законодательством Российской Федерации и актами валютного регулирования, а также фактов, препятствующих реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, не установлено.
Вина общества в совершении вмененных административных правонарушений подтверждается материалами дела с учетом положений ст. 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, состав вменяемого административного правонарушения в действиях заявителя доказан.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10, суд не усматривает, требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления удовлетворению не подлежат.
Суд, рассмотрев материалы административного дела, считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, ст.ст.1.5, 2.1, 4.5, 15.1, 22.1, 23.5, 24.1, 24.5, 25.1, 25.4, 26.1-26.3, 28.2, 28.3, 29.5, 29.6, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 27, 29, 65, 71, 104, 163, 167-170, 207-211 АПК РФ
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет дружбы народов» отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: О.Ю.Немова