ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-2370/16 от 14.04.2016 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва                                                                  Дело № А40-2370/16 -146-21

20 апреля  2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2016 года

Полный текст решения изготовлен 20 апреля 2016 года

Арбитражный суд в составе

судьи Кастальской М.Н., (единолично)

при ведении протокола открытого судебного заседания секретарем Алферовой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению АНО «Международная академия бизнеса и управления» (адрес: 129594, г. Москва, 5-й проезд Марьиной рощи, д.15А, ИНН: 7717284888, ОГРН: 1157700004648, 143370, Московская обл., Наро-Фоминский р-н, пос. Калининец, д.17, кв.31)

к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (адрес: 129994, г. Москва, ул. Садово – Сухаревская, д.16, ИНН: 7701537808, ОГРН: 1047796344111)

о признании Предписания Рособрнадзора № 03-55-373/05-Л/З от 25.09.2015 г. недействительным, применении последствия недействительности Предписания Рособрнадзора № 03-55-373/05-Л/З от 25.09.2015 г. ко всем последующим действиям и решениям Рособрнадзора в отношении Академии, основанием которых явилось или может явиться оспариваемое Предписание

при участии:

от заявителя- Филатова А. В.- паспорт, доверенность от 07.10.2015 г; Полянская Т. П.- паспорт, доверенность от 07.10.2015;

от ответчика- Хромушина В. Г.- удостоверение, доверенность № 01-273/11-01 от 09.11.2015; Красильников А. В.- удостоверение, доверенность № 01-70/07-01 от 15.03.2016;

УСТАНОВИЛ:

Автономная  некоммерческая организация высшего образования «Международная академия бизнеса и управления»  (далее заявитель, Академия) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (далее Рособрнадзор, ответчик), с учетом принятого судом изменения предмета спора в порядке ст. 49 АПК РФо признании Предписания Рособрнадзора № 03-55-373/05-Л/З от 25.09.2015 г. недействительным, применении последствия недействительности Предписания Рособрнадзора № 03-55-373/05-Л/З от 25.09.2015 г. ко всем последующим действиям и решениям Рособрнадзора в отношении Академии, основанием которых явилось или может явиться оспариваемое Предписание.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает на отсутствие нарушений пункта 3 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.11.2013 № 1259, пункта 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России 29.08.2013 № 1008; части 4 статьи 59 Федерального закона № 273-ФЗ; части 4 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ, пункта 2 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112, подпункта «н» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706, а также указывает на отсутствие образовательной деятельности по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и дополнительным образовательным программам на момент проведения проверки.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика против заявления возражал по доводам, изложенным в отзыве, указал, что оспариваемое предписание соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч.ч. 4, 5 ст. 200 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, на основании исследования представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в их совокупности и взаимосвязи, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Академия осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 19.06.2015, регистрационный № 1500, серия 90Л01 № 00008498, выданной Рособрнадзором, с бессрочным сроком действия. В соответствии с лицензией Академия вправе реализовывать образовательные программы среднего профессионального образования, высшего образования, аспирантуры, программы дополнительного профессионального образования.

18 февраля 2015 года  Рособрнадзором был издан приказ № 188 о проведении внеплановых проверок образовательных организаций во исполнение поручения Правительства РФ от 23.12.2014 № ОГ-П8-9429.

В соответствии с приказом Рособрнадзора от 18.09.2015 № 1664 «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении Автономной некоммерческой организации высшего образования «Международная академия бизнеса и управления», проведена проверка Академии в период с 21.09.2015 по 25.09.2015.

По результатам проверки составлен Акт проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 25.09.2015 № 488/ВП/Л/З/К, с которым представитель Академии  ознакомлен под роспись 25.09.2015.

Согласно Акту проверки в деятельности Академии были выявлены следующие нарушения: в нарушение подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федераций от 28.10.2013 №966 (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), у лицензиата отсутствует материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов - пункта 7.18 Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02Л 0 Туризм, утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.05.2014 № 474 (зарегистрирован Минюстом России 19.06.2014, регистрационный 32806), Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 205.2014 508 (зарегистрирован Минюстом России 29.07,2014, регистрационный № 33324), Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 № 832 (зарегистрирован Минюстом России 19.08.2014, регистрационный № 33638), у лицензиата отсутствует открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий; в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, пункта 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалиста, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19,12.2013 № 1367 (зарегистрирован Минюстом России 24.02,2014, регистрационный №31402), по специальности 030501 Юриспруденция отсутствуют рабочие программы по дисциплинам «Русский язык и культура речи», «Культурология», «Статистика делового письма», «Риторика», «Правовые основы малого бизнеса»; в нарушении подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности у лицензиата отсутствуют педагогические работники, — заключившие с лицензиатом трудовые договоры, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, имеющие стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующие требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов: в нарушение раздела III Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденного приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 11 января 2011 года № 1н, лицензиатом назначены на должность заведующих кафедрами назначены лица, не имеющие ученых степеней и (или) ученых званий; - в нарушение пункта 4 Положения о порядке замещения должностей научно-   — педагогических работников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 04.12.2014     № 1536     (зарегистрирован     Минюстом     России     16.01.2015, регистрационный № 35559), на должность заведующих кафедрами назначаются лица на основании прохождения конкурсного отбора; в нарушении подпункта «е» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности в части наличия печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, выявлено: а) в нарушение пункта 7.17 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031900 Международные отношения (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 22.12.2009 №815 (зарегистрирован Минюстом России 01.03.2010, регистрационный № 16538), в рабочих программах дисциплин в качестве основной литературы указана учебная литература для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла, изданная более пяти лет назад; б) в нарушение пункта 7.17 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 Реклама и связи с общественностью (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.03.2010 №221 (зарегистрирован Минюстом России 11.05.2010, регистрационный №17166), в рабочих программах дисциплин в качестве основной литературы указана учебная литература для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла, изданная более пяти лет назад; в) в нарушение пункта 7.16 Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм, утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.05.2014 №474 (зарегистрирован Минюстом России 19.06.2014. регистрационный №32806), в рабочих программах дисциплин в качестве специальной литературы используется  учебная литература, изданная более пяти лет назад;  г)      в нарушение пункта 7.16 Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм, утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.05.2014 №474 (зарегистрирован Минюстом России 19.06.2014, регистрационный № 32806), каждый обучающийся не обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по дисциплинам профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий);  д) в нарушение пункта 7.16 Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Минобрнауки России от 28 июля 2014 г. № 832) (зарегистрирован Минюстом России 19.08.2014, регистрационный № 33638) в рабочих программах дисциплин в качестве основной литературы указана учебная литература, изданная более пяти лет назад; е) в нарушение пункта 7.16 Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Минобрнауки России от 28 июля 2014 г. №832) (зарегистрирован Минюстом России 19.08.2014, регистрационный №33638), у лицензиата отсутствует учебная литература, указанная в рабочих программах дисциплин в качестве основной литературы; в нарушение пункта 13.2 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования ~ программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.07.2014 № 839, зарегистрирован в Минюсте РФ 25.08.2014, регистрационный № 33799 (далее - Порядок приема), организация не определила количество мест по договорам об оказании платных образовательных услуг для приема на обучение лиц, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», и лиц, которые являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и обучались в соответствии с государственным стандартом и (или) учебным планом общего среднего образования, утвержденными Кабинетом Министров Украины (далее - лица, постоянно проживающие в Крыму) постоянно проживающих в Крыму, которые поступают на условиях, установленных пунктом 142 Порядка приема; в нарушение подпункта 3 пункта 142 Порядка приема организация не уменьшила количество общеобразовательных вступительных испытание (не более двух) при  поступлений на программы бакалавриата и специалитета для лиц, постоянно проживающих в Крыму; в нарушение пункта 117 Порядка приема на первый курс на программы высшего образования на места по договорам об оказании платных образовательных услуг, были зачислены 505 студентов, не представивших оригиналы документов об образовании установленного образца или заявлений о согласии на зачисление в порядке, установленном пунктом 116 Порядка приема; в нарушение пункта 43 Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.01.2014 № 36, зарегистрирован в Минюсте РФ 06.03.2014, регистрационный .№31529 (далее -Порядок приема на программы СПО) приказами ректора академии от 15.08.2015 № 1 а/150815, от 15.08.2015 №2а/150815 на первый курс на программы среднего профессионального образования на места по договорам об оказании платных образовательных услуг были зачислены 264 студента, не представивших оригиналы документов об образовании; в нарушение пункта 43 Порядка приема на программы СПО приказы ректора академии о зачислении студентов на первый курс на программы среднего профессионального образования изданы без приложений с пофамильными перечнями указанных лиц; в нарушение пункта 10 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 .№ 706 (далее - Правила оказания платных образовательных услуг), части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» академия не довела на вывеске до сведения потребителя свое фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес) и режим работы; в нарушение подпункта «д» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг в договорах об оказании платных образовательных услуг, заключенных академией со студентами, зачисленными на первый курс в 2015 год  (форма договора утверждена приказом первого проректора от 27.01.2015 № 200/220-115), в договорах об оказании платных образовательных услуг по дополнительным образовательным программам, заключенных академией в 2014, 2015 годах, не указаны реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя; в нарушение подпункта «к» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг в договорах об оказании платных образовательных услуг, заключенных академией со студентами, зачисленными на первый курс в 2015 году на основные образовательные программы, в договорах об оказании платных образовательных услуг по дополнительным образовательным программам, заключенных академией в 2014, 2015 годах, не указан вид образовательной программы; в нарушение подпункта «н» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг в договорах об оказании платных образовательных услуг, заключенных академией со студентами, зачисленными в 2015 году на направления подготовки 38.04.02 Менеджмент (30 человек), 40.03.01 Юриспруденция (21 человек), 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (9 человек), 38.03.01 Экономика (21 человек), 38.03.02 Менеджмент (25 человек), 10.03.01 Информационная безопасность (8 человек), 41.03.05 Международные отношения (8 человек), 54.03.01 Дизайн (25 человек), 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (7 человек), 38.03.03 Управление персоналом (11 человек), указано, что после освоения обучающимся образовательной программы и успешного прохождения государственной итоговой аттестации ему выдается диплом бакалавра, в то время как академия не имеет государственной аккредитации на указанные образовательные программы; в нарушение пункта 21 Правил оказания платных образовательных услуг в договорах об оказании платных образовательных услуг, заключенных академией со студентами, зачисленными в 2015 году на первый курс, в договорах об оказании платных образовательных услуг по дополнительным образовательным программам, заключенных академией в 2014, 2015 годах, предусмотрена возможность отказа академии от исполнения обязательств по договору при условии полного возмещения обучающемуся убытков; в нарушение пунктов 43, 45 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 (зарегистрирован Минюстом России 24.02.2014, регистрационный № 31402), в личных делах студентов очно-заочной формы обучения, проходящих обучение по ускоренной программе, отсутствуют индивидуальные учебные планы, личные заявления о переходе на ускоренную программу обучения, решения ученого совета; в нарушение пункта 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 (зарегистрирован Минюстом России 20.08.2013, регистрационный №29444) (далее - Порядок организации и осуществления      образовательной      деятельности      по      дополнительным профессиональным программам), отсутствуют договоры об образовании, заключаемые со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, по программам дополнительного профессионального образования «Электронное декларирование с использованием сетей Интернет» (18 час), «Психологическое обеспечение кадровой работы в таможенных органах» (18 час); в нарушение пункта 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам отсутствуют образовательные программы по программам дополнительного профессионального образования «Электронное декларирование с использованием сетей Интернет» (18 час), «Психологическое обеспечение кадровой работы в таможенных органах» (18 час); в нарушение пункта б Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам в структуре образовательной, программы дополнительного, профессионального образования «Разработка механизма управления качеством образования  негосударственной образовательной организации высшего образования» не описан перечень профессиональных компетенций, не представлены характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации; в нарушение пункта 8 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам в структуре образовательной программы дополнительного профессионального образования «Разработка механизма управления качеством образования в негосударственной образовательной организации высшего образования» отсутствуют планируемые результаты обучения, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации; в нарушение пункта 3 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.11.2013 № 1259 (зарегистрирован Минюстом России 28.01.2014, регистрационный №31137), в академии отсутствуют самостоятельно разработанные и утвержденные программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре; в нарушение пункта 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России 29.08.2013 № 1008 (зарегистрирован Минюстом России 27Л1.2013, регистрационный № 30468) в академии отсутствуют разработанные и утвержденные дополнительные общеразвивающие программы; в нарушение пункта 6 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 16,08.2013 №968 (зарегистрирован Минюстом России 01.11.2013, регистрационный № 30306) (далее -Порядок), государственные экзаменационные комиссии по специальностям среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет и 43.02.01 Туризм сформированы без включения лиц, приглашенных из сторонних организаций: педагогических работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, высшую или первую квалификационную категорию, представителей работодателей или их объединений по профилю подготовки выпускников); в нарушение пункта 6 Порядка по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 Право и организация социального обеспечения в составе государственной экзаменационной комиссии для проведения итоговой государственной аттестации (выпуск 2015 года) отсутствуют лица, приглашенные из сторонних организаций, в том числе представители работодателей; в нарушение пункта 15 Порядка Программы государственной итоговой аттестации по специальностям среднего профессионального образования 38.02,01 Экономика и бухгалтерский учет и 43.02.10 Туризм не обсуждены на заседании педагогического совета образовательной организации с участием председателей государственных экзаменационных комиссий; в нарушение пункта 20 Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 25.03.2003 №1155 (зарегистрирован Минюстом России 05,05.2003, регистрационный № 4490), отчеты о работе государственных экзаменационных комиссий не заслушивались на ученом совете академии; в нарушение пункта 11 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.02.2014 № 1.12, зарегистрированного Минюстом России 07.03.2014, регистрационный № 31540 (далее - Порядок заполнения, учета и выдачи документов) в личном деле выпускника академии 2015 года по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн гражданина республики Молдова отсутствует документ о согласовании русскоязычной транскрипции фамилии и имени выпускника; в нарушение части 4 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» академией в 2015 году была проведена государственная итоговая аттестация по не имеющим государственной аккредитации основным образовательным программам по направлениям подготовки 38.03.02 Менеджмент, 40.03.01 Юриспруденция, 38,03.04 Государственное и муниципальное управление, 3 8.03,01 Экономика, 10.03.01 Информационная безопасность, 41.03,05 Международные отношения, 54.03.01 Дизайн, 42,03.01 Реклама и связи с общественностью. В результате чего в нарушение части 4 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 2 Порядка заполнения, учета и выдачи документов академия в 2015 году выдала документы о высшем образовании и о квалификации (далее -дипломы), и приложения к ним, образцы которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ЮЛ 0.2013 № 1100 «Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним» (зарегистрирован Минюстом России 29.11,2013, регистрационный №30505) выпускникам, обучавшимся по очной и очно-заочной   формам   обучения   по   не   аккредитованным   образовательным программам высшего образования: 38.03.02 Менеджмент (48 человек), 40.03.01 Юриспруденция (14 человек), 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (20 человек), 38.03.01 Экономика (6 человек), 10.03,01 Информационная безопасность (8 человек), 41.03.05 Международные отношения (11 человек), 54,03.01 Дизайн (17 человек), 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (32 человека); в нарушение пункта 25 Порядка заполнения, учета и выдачи документов в книгах регистрации выдачи документов о высшем образовании и о квалификации не указано наименование присвоенной квалификации; в нарушение пункта 6 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 (далее - Правила размещения), академия на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не обновила сведения о плане финансово-хозяйственной деятельности, утвержденном в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации; в нарушение пункта 1 Правил размещения академия разместила на своем официальном сайте по адресу http://mabiu.ru/distant/ недостоверную информацию о реализации программ высшего профессионального образования на базе технологий дистанционного обучения с выдачей государственного диплома о высшем образовании, в то время как в пояснительной записке проректора по учебной работе И.В. Тарасенко указано, что образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в академии не реализуются.

Также в отношении Академии составлены три протокола об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях: № АП-19.30-5-488/ВП/Л/3/К от 25.09.2015 об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрена административная ответственность частью 5 статьи 19.30 Кодекса (нарушение установленного законодательством    об    образовании    порядка    приема    в    образовательную организацию); № АП-19.20-3-488/ВП/Л/3/К от 25.09.2015 об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрена административная ответственность частью 3 статьи 19.20 Кодекса (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий такого    разрешения   (лицензии),   если   такое   разрешение   (лицензия) обязательно (обязательна); № АП-19.30-3-488/ВП/Л/3/К от 25.09.2015 об административном правонарушении в отношении Академии за совершение которого предусмотрена административная ответственность частью 3 статьи 19.30 Кодекса (выдача организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам документов об образовании, документов об образовании и о квалификации установленного в соответствии с законодательством об образовании образца).

Постановлением Останкинского районного суда города Москвы от 16.10.2015 по делу № 5-1781/15 Академия признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

На основании Акта проверки и в соответствии с частью 6 статьи 93 Федерального закона № 273-ФЗ Рособрнадзором было выдано предписание от 25.09.2015 № 03-55-373/05-Л/З об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, законодательства Российской Федерации в сфере образования в срок до 06.11.2015.

Не согласившись с предписанием  от 25.09.2015 № 03-55-373/05-Л/З, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд г. Москвы.

Из конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности следует, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются по инициативе непосредственных участников спорного правоотношения, предусматривая свободу распоряжения лицами, участвующими в деле, принадлежащими им субъективными материальными правами и процессуальными средствами их защиты.

Правила принципа диспозитивности применительно к производству в арбитражном суде  распространяется и на процессуальные отношения, возникающие в связи с выбором лица, обратившегося в арбитражный суд, способа защиты своих прав.

Так, истец (заявитель) самостоятельно определяет объем своих требований, и суд не вправе выходить за рамки заявленного предмета заявленных требований (ст. ст. 4, 36, 37, 49, 139 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений обращение в арбитражный суд осуществляется в форме заявления, в котором, в силу пункта 4 части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно быть сформулировано исковое требование, вытекающее из спорного материального правоотношения (предмет иска), а в соответствии с пунктом 5 этой части исковое заявление должно содержать фактическое обоснование заявленного требования (обстоятельства, с которыми истец связывает свои требования, то есть основания иска).

Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов.

Согласно части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Из содержания приведенной выше нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что право изменять предмет иска предоставлено только истцу. Арбитражный суд не вправе выходить за пределы исковых требований по своей инициативе.

Как установлено ч. 1 ст. 81 Арбитражного процессуального кодекса РФ, лицо, участвующее в деле, представляет арбитражному суду свои объяснения об известных ему обстоятельствах, имеющих значение для дела, в письменной или устной форме. Объяснения, изложенные в письменной форме, приобщаются к материалам дела (абз. 2 ч. 1 указанной статьи).

В соответствии с ч. 2 ст. 81 АПК РФ объяснения, изложенные в письменной форме участвующими в деле лицами, оглашаются в судебном заседании. После оглашения объяснения, изложенного в письменной форме, лицо, представившее это объяснение, вправе дать относительно него необходимые пояснения, а также обязано ответить на вопросы других лиц, участвующих в деле, и арбитражного суда.

Часть 1 ст. 64 АПК РФ определяет, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном АПК РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

При этом ч. 2 данной статьи прямо предусмотрено, что в качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.

Следовательно, объяснения лица, участвующего в деле, об известных ему обстоятельствах, имеющих значение для дела, в письменной форме, поданные в порядке ст. 81 АПК РФ,  изменением оснований заявленных требований не являются.

Границы предмета доказывания, как и пределы судебного разбирательства, определяются предметом и основанием иска. При этом арбитражный суд в соответствии с действующим арбитражным процессуальным законодательством не вправе выходить за пределы заявленных требований, а также рассматривать вопрос о законности оспариваемого постановления по иным основаниям, не заявленным заявителем.

Учитывая изложенное, исходя из заявленных Академией предмета и основания спора, арбитражный суд проверяет оспариваемые ненормативные акты и действия в соответствии с требованиями, установленными статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на момент их издания и совершения.

Суд установил, что срок, установленный для оспаривания ненормативных правовых актов, установленный ч. 4 ст. 198 АПК заявителем не пропущен.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 594 (далее - Положение о Службе), Рособрнадзор является федеральным органом государственной власти и осуществляет следующие полномочия: федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, а также принятие мер по устранению последствий нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений образовательным организациям и контроль за исполнением таких предписаний в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 5.1 Положения о Службе); контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности (пункт 5.9 Положения о Службе).

В связи с изложенным, оспариваемое предписание выдано уполномоченным должностным лицом.

Доводы заявителя, изложенные в заявлении в обоснование заявленных требований, относительно отсутствия нарушений пункта 3 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.11.2013 № 1259, пункта 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России 29.08.2013 № 1008  судом рассмотрены и признаны необоснованными в связи со следующим.

В соответствии с Положением о лицензировании наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ, является требованием, предъявляемым как к лицензиату (подпункт «г» пункта 6 Положения о лицензировании), так и к соискателю лицензии (подпункт «г» пункта 4 Положения о лицензировании). То есть требование о наличии таких программ обусловлено не только непосредственным проведением учебных занятий с обучающимися, но и самим фактом наличия у образовательной организации лицензии на осуществление образовательной деятельности по указанным в лицензии программам.

            Обязанность организации, осуществляющей образовательную деятельность,разрабатывать и утверждать образовательные программы установлена также Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровней и (или) направленности или по соответствующему виду образования, установленном в соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона № 273-ФЗ.

Отсутствие обучающихся по отдельным образовательным программам, не освобождает Академию от обязанности, предусмотренной подпунктом «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, для всего перечня услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

В силу положений частей 1, 3 и 9 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в случае изменения перечня оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, лицензия подлежит переоформлению на основании заявления лицензиата.

Таким образом, на момент проведения проверки у Академии должны были быть утвержденные образовательные программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и дополнительные образовательные программы в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности.

При этом, соответствующее заявление об исключении указанных образовательных программ из лицензии было подано в Рособрнадзор 13.01.2016, то есть через четыре месяца после проведения проверки, по результатам которой было выявлено соответствующее нарушение.

Согласно свидетельству о государственной аккредитации образовательной деятельности (серия 90А01 № 0000972, регистрационный № 0911 от 13.03.2014) на момент проведения проверки Академия имела государственную аккредитацию по следующим укрупненным группам направлений подготовки и специальностей профессионального образования:

1)        среднего профессионального образования: 030000 Гуманитарные науки; 080000 Экономика и управление; 100000 Сфера обслуживания;

2)        высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр» - бакалавриат: 040000 Социальные науки.

3)        высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист» - подготовка специалистов: 030000 Гуманитарные науки; 070000 Культура и искусство; 080000 Экономика и управление; 090000 Информационная безопасность.

При этом, как указано в Акте проверки, Академией в 2015 году была проведена государственная итоговая аттестация по не имеющим государственной аккредитации основным образовательным программам по направлениям подготовки высшего образования - бакалавриат: 40.03.01 Юриспруденция, 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, 38.03.01 Экономика,10.03.01 Информационная безопасность, 41.03.05 Международные отношения, 54.03.01 Дизайн, 42.03.01 Реклама и связи с общественностью, которые, согласно Перечню специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061, соответствуют следующим укрупненным группам направлений подготовки: 10.00.00 Информационная безопасность, 38.00.00 Экономика и управление, 40.00.00 Юриспруденция, 41.00.00 Политические науки и регионоведение, 42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело, 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств.

Ссылки Академии на письмо Минобрнауки России от 24.06.2014 № АК-1666/05 «Об установлении соответствий при утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки» не могут быть признаны судом обоснованными, поскольку в соответствии с указанным письмом свидетельства о государственной аккредитации, выданные организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей в соответствии со старыми перечнями подтверждают государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования, указанных в лицензии образовательной организации высшего образования и относящиеся к имеющим государственную аккредитацию укрупненным группам направлений подготовки и специальностей в соответствии с действующими на момент принятия решения о государственной аккредитации перечнями групп специальностей, направлений подготовки.

Укрупненные группы направлений подготовки -10.00.00 Информационная безопасность, 38.00.00 Экономика и управление, 40.00.00 Юриспруденция, 41.00.00 Политические науки и регионоведение, 42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело, 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств, как отмечалось выше, содержатся в Перечне от 12.09.2013 № 1061.

Однако, на момент принятия решения о государственной аккредитации образовательной деятельности Академии 13.03.2014 укрупненные группы направлений подготовки и специальностей, к которым относятся указанные в Акте проверки направления подготовки бакалавриата, в свидетельстве о государственной аккредитации Академии отсутствовали.

В связи с указанными обстоятельствами право проведения государственной итоговой аттестации по данным направлениям подготовки могло появиться у Академии исключительно после переоформления свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности с внесением в него соответствующих изменений.

Таким образом, административный орган, установив, что действия общества не соответствуют требованиям законодательства, правомерно в соответствии с предоставленными полномочиями вынес оспариваемое предписание.

Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако, они не могут служить основанием к удовлетворению заявленных требований.

Кроме того, суд отмечает, что в соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, недействительным, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В связи с указанным суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание Федеральной службы по надзору в сфере образования и от 25.09.2015 № 03-55-373/05-Л/З, соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя в порядке ст. 110 АПК РФ.

            На основании ст. ст. 4, 8, 9, 16, 29, 65, 67, 68, 71, 75, 110, 167-170, 176, 181, 182, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных АНО «Международная академия бизнеса и управления» требований отказать в  полном объеме.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                             М.Н. Кастальская