ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-23812/2021-17-172 от 13.05.2012 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

Дело № А40-23812/21-17-172

13 мая 2021 г.

Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2021 года

Полный текст решения изготовлен 13 мая 20121 года

Арбитражный суд города Москвы в составе: судьи Поляковой А.Б. (единолично, шифр судьи 17-362) при ведении протокола судебного заседания секретарем Миранги А.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РЫБОЛОВЕЦКИЙ КОЛХОЗ "ВОСТОК-1" к ФЕДЕРАЛЬНОМУ АГЕНТСТВУ ПО РЫБОЛОВСТВУ о признании незаконным бездействия в части не перераспределения в 2020 году долей квот добычи (вылова) крабов, предоставленных в инвестиционных целях в области рыболовства ЗАО «Тефида» по договорам №№ ИИК-23, ИИК-24, ИИК-25, ИИК-26 от 18.11.2020г. в промышленные квоты и не предоставление их в 2020 году

при участии: от заявителя: ФИО1 доверенность № 2-676/2019 от 31.12.2019, от ответчика: ФИО2 доверенность №11-01 -ИЖ/УОб ОТ 15.02.2021

УСТАНОВИЛ:

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РЫБОЛОВЕЦКИЙ КОЛХОЗ "ВОСТОК-1" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Федерального агентства по рыболовству (далее – заинтересованное лицо, Росрыболовство), выразившегося в не перераспределении в 2020 году долей квот добычи (вылова) крабов, предоставленных в инвестиционных целях в области рыболовства ЗАО «Тефида» по договорам от 18.11.2020 № ИИК-23, № ИИК-24, № ИИК-25, № ИИК-26 в промышленные квоты и в не предоставлении их в 2020 году АО «Рыболовецкий колхоз «Восток-1» и другим пользователям на основании ранее заключенных договоров.

В судебном заседании 21 апреля 2021 года был объявлен перерыв в порядке ст. 163 АПК РФ до 26 апреля 2021.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица против удовлетворения заявления возражал по доводам отзыва со ссылкой на законность и обоснованность оспариваемого бездействия.

Суд установил, что срок на обжалование бездействия Росрыболовства, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Как следует из заявления Общества, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок, поданных на участие в аукционе в электронной форме по продаже права на заключение договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях в области рыболовства, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне от 29.10.2020 года, комиссией Федерального агентства по рыболовству (далее - Росрыболовство) данный аукцион был признан несостоявшимся, поскольку на лоты №2, №3, №4, №5 поступило только по одной заявке от ЗАО «Тефида», а на лоты №1, №6 не поступило ни одной заявки.

Комиссией Росрыболовства принято решение заключить договоры о закреплении доли квоты добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях в области рыболовства с ЗАО «Тефида» - единственным участником аукциона по лотам №2, №3, №4, №5.

Согласно приказу Росрыболовства от 11.12.2020 №681 "О распределении объема части общего допустимого улова водных биологических ресурсов, утвержденного применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства по пользователям Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна на 2021 год", с ЗАО «Тефида» 18.11.2020 года были заключены договоры № ИИК-23, № ИИК-24, № ИИК-25, № ИИК-26 о закреплении доли квоты добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях.

Вместе с тем, как указывает заявитель, в нарушение действующего законодательства, регламентирующего порядок распределения квот, Росрыболовством указанные выше инвестиционные квоты в 2020 году не были отнесены к виду промышленных квот и не были распределены в 2020 году по остаточному принципу среди компаний, в том числе и АО «Рыболовецкий колхоз «Восток-1», на основании ранее заключенных договоров.

Бездействие Росрыболовства и нарушение действующего законодательства, по мнению заявителя, выразилось в том, что с даты заключения с ЗАО «Тефида» договоров о закреплении доли квоты добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях - 18.11.2020 года и до конца 2020 года в нарушение постановления Правительства РФ от 15.12.2005 N 768 "О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)", Росрыболовством инвестиционные квоты в объеме, предоставленном ЗАО «Тефида» по результатам аукциона, не были отнесены к виду промышленных квот и не распределены в 2020 году среди компаний, в том числе и АО «Рыболовецкий колхоз «Восток-1», на основании ранее заключенных договоров.

При этом заявитель отмечает, что, как им было указано выше, по результатам прошедшего 29.10.2020 года инвестиционного аукциона с ЗАО «Тефида» 18.11.2020 года были подписаны 4 договора о закреплении долей квот краба для инвестиционных целей с предоставлением права на их вылов с 01.01.2021 года. В то же время, в момент подписания договоров 18.11.2020 года в соответствии с абз. 2 п.15 постановления Правительства РФ от 15.12.2005 года № 768 «О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)» у Росрыболовства возникла обязанность перераспределить инвестиционные квоты краба в категорию промышленных квот краба в объеме 5718,6 тонн и распределить их между 16 предприятиями по остаточному принципу на период с 19.11.2020 по 31.12.2020 года,  что Росрыболовством не было сделано.

На основании изложенного выше, не согласившись с указанными действиями (бездействием) Росрыболовства, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд соглашается с заинтересованным лицом и при этом исходит из следующего.

Росрыболовство осуществляет свои функции и полномочия в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.05.2008 г. № 863 «О Федеральном агентстве по рыболовству» и постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 № 444 «О Федеральном агентстве по рыболовству» (далее - Положение).

Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закон о рыболовстве) и иными нормативными правовыми актами.

В силу ст. 28 Закона о рыболовстве общий допустимый улов водных биоресурсов и перечень видов водных биоресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов водных биоресурсов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.

В соответствии с указанным выше, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации издан приказ от 01.10.2013 г. № 365 "Об утверждении перечня видов водных биологических ресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов".

Водный биоресурс краб-стригун ангулятус (Chionoecetes angulatus) включен в перечень видов, в отношении которых устанавливается общей допустимый улов для дальневосточного рыбного хозяйственного бассейна в зоне Охотского моря.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.06.2009 № 531 «Об определении и утверждении общего допустимого улова водных биологических ресурсов и его изменении» Федеральное агентство по рыболовству разрабатывает общий допустимый улов на предстоящий год или предложения  по  внесению  изменений в ранее утвержденный общий допустимый улов и направляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации для утверждения.

Статьей 30 Закона о рыболовстве установлены виды квот добычи (вылова) водных биоресурсов применительно к которым Росрыболовство ежегодно распределяет общие допустимые уловы водных биоресурсов в морских водах, во внутренних водных объектах, а также квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленные Российской Федерации в районах действия международных договоров.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2015 года № 768 утверждено Положение о распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова).

Согласно пункту 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5.12.2015 года № 768, данным нормативно-правовым актом определяется порядок распределения общих допустимых уловов водных биологических ресурсов (далее - водных биоресурсов) во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Каспийском море применительно к видам квот их добычи (вылова).

При этом, согласно пункту 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5.12.2015 года № 768 Федеральное агентство по рыболовству обладает полномочиями на ежегодное, не позднее 5 декабря, утверждение распределения общих допустимых уловов водных биоресурсов на предстоящий год.

Частью 2 пункта 15 Положения установлено, что общие допустимые уловы, распределенные применительно к квоте добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях, закрепленной на основании договоров о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях, по которым не предоставлено в установленном порядке право на добычу (вылов) крабов в инвестиционных целях, распределяются применительно к видам квот добычи (вылова) водных биоресурсов, указанным в абзаце десятом подпункта «а» пункта 2 настоящего Положения, по остаточному принципу по отношению к предыдущим видам квот.

Из пункта 13 статьи 31 Закона о рыболовстве следует, что квоты добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях распределяются федеральным органом исполнительной власти по результатам проведения аукциона, предусмотренного статьей 38.1 Закона о рыболовстве.

Правила организации и проведения аукциона в электронной форме по продаже права на заключение договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях в области рыболовства, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства и заключения такого договора, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2019 № 1113.

Как следует из материалов дела, приказом Росрыболовства от 28 сентября 2020 года был назначен к проведению аукцион в электронной форме по продаже права на заключение договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи вылова крабов, предоставленной в инвестиционных целях в области рыболовства, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне.

Протоколом комиссии от 29 октября 2020 года аукцион был признан несостоявшимся, поскольку на лоты №2, №3, №4, №5 поступило только по одной заявке от ЗАО «Тефида», а на лоты №1, №6 не поступило ни одной заявки.

Комиссией Росрыболовства принято решение заключить договоры о закреплении доли квоты добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях в области рыболовства с ЗАО «Тефида» -единственным участником аукциона по лотам №2, №3, №4, №5.

Согласно приказу Росрыболовства от 11.12.2020 № 681 "О распределении объема части общего допустимого улова водных биологических ресурсов, утвержденного применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства по пользователям Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна на 2021 год", с ЗАО «Тефида» 18.11.2020 года были заключены договоры № ИИК-23, № ИИК-24, № ИИК-25, № ИИК-26 о закреплении доли квоты добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях.

Между тем, доводы заявителя о то, что в период с 19.11.2020 года по 31.12.2020 года Росрыболовство обязано осуществить перераспределение инвестиционных квот краба в категорию промышленные квоты краба, суд признает несостоятельными в силу следующего.

Как следует из содержания Положения о распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2005 № 768, а также статьи 30 Закона о рыболовстве, Росрыболовство ежегодно распределяет общие допустимые уловы водных биоресурсов в морских водах, во внутренних водных объектах применительно к видам квот.

Таким образом, утверждение заявителя об обязанности перераспределения инвестиционных квот крабов в промышленные квоты отклоняется судом, поскольку основано на неправильном толковании Положений о распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2005 № 768.

Более того, общие допустимые уловы водных биоресурсов в силу пункта 2 Положения о распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2005 № 768, распределяются ежегодно не позднее 05 декабря текущего года на следующий год, соответственно, общий допустимый улов ко всем видам квот на 2020 года был распределён в 2019 году.

В соответствии с приказом Росрыболовства от 05.12.2019 г. № 656 «О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна применительно к видам квот их добычи (вылова) на 2020 год» общие допустимые уловы были распределены применительно, в том числе, к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов «в морских водах», а в последствии на основании приказа Росрыболовства от 13.12.2019 г. № 688 «О распределении объема части общего допустимого улова водных биологических ресурсов, утвержденного применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства по пользователям Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна на 2020 год» предоставлены пользователям, у которых имеются договоры на закрепление доли квот добычи (вылова) крабов «в морских водах».

С учетом изложенного, а также в связи с тем, что квоты добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях могут быть распределены Росрыболовством только путем проведения аукциона, у Росрыболовства отсутствовала обязанность на распределение в 2019 году общих допустимых уловов на 2020 года применительно к квоте добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях, применительно к иным видам квот добычи (вылова) водных биоресурсов с последующим предоставлением ее пользователям, поскольку на 5 декабря 2019 года, договоры заключены не были и квоты предоставлены не были.

Более того, Положением о распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2005 № 768 не регламентирована процедура внесения изменений или уточнений в правой акт по распределению общих допустимых уловов применительно к видам квот в течение текущего года на этот же текущий год.

Кроме того, суд учитывает, что спорный период установлен в интервале времени с 19.11.2020 по 31.12.2020 года, то есть всего 1 месяц 12 дней.

При этом, как указывает заинтересованное лицо, по состоянию на 2021 год в целях реализации Положения Росрыболовством издано 15 актов, направленных на распределение ОДУ и национальных квот Российской Федерации, на основании которых в целях предоставления пользователям права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов по инвестиционным квотам издано 4 акта Росрыболовства, в том числе по Дальневосточному рыбохозяйственному бассейну 2 ед. и по Северному рыбохозяйственному бассейну 2 ед.

Росрыболовством в соответствии с Правилами организации и проведения аукциона в электронной форме по продаже права на заключение договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях в области рыболовства, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства и заключения такого договора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. № 1113 (далее-Правила проведения аукционов):

- в 2019 г. проведен аукцион в электронной форме по продаже права на заключение договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях в области рыболовства, в Дальневосточном и Северном рыбохозяйственных бассейнах (далее - аукцион), по результатам которых были разыграны все лоты, за исключением лотов №№ 23 - 28 (глубоководные виды крабов), по которым не поступило ни одной заявки и, соответственно, аукцион по этим лотам был признан несостоявшимся;

- в 2020 г. по 6 лотам глубоководных видов крабов проведены повторные аукционы, каждый раз со снижением начальной цены на 10 процентов в соответствии с пунктом 66 Правил проведения аукционов, которые были признаны несостоявшимися по причине отсутствия поданных заявок.

Лоты по глубоководным видам крабов состояли из долей квот добычи (вылова) краба-стригуна красного в Подзоне Приморье, краба- стригуна красного в Западно-Сахалинской подзоне, краба-стригуна ангулятуса в Восточно- Сахалинской подзоне и краба-стригуна ангулятуса в Северо-Охотоморской подзоне.

Квоты глубоководных крабов для целей промышленного рыболовства на 2020 год, составляющие 50% от части общего допустимого улова (далее - ОДУ) данных видов крабов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, были распределены только пользователям, осуществляющим промышленное рыболовство, остальные 50% части ОДУ, предназначенные исключительно для инвестиционных целей, Росрыболовством не распределялись в соответствии с Положением.

В целях реализации 6 лотов глубоководных видов крабов, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 1548 «О внесении изменений в правила организации и проведения аукциона в электронной форме по продаже права на заключение договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях в области рыболовства, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства и заключения такого договора» проведен аукцион, по результатам которого с победителем аукциона - ООО «Тефида» по 4 лотам в ноябре 2020 г. были заключены договоры о закреплении доли квоты добычи (вылова) глубоководных крабов, на основании которых часть инвестиционных квот глубоководных крабов на 2021 год распределена данному пользователю.

В целом на 2021 г. квоты добычи (вылова) глубоководных крабов Росрыболовством определены по видам квот в равных пропорциях (50 на 50) - для инвестиционных целей и для промышленного рыболовства в размере по 7182,8 тонн.

В целях промышленного рыболовства вышеуказанная квота глубоководных видов крабов в морских водах на 2021 год распределена пользователям согласно 31 договору о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

Часть квоты добычи (вылова) глубоководных крабов в инвестиционных целях в объеме 4788,34 тонны на 2021 год была распределена ООО «Тефида», оставшаяся часть данной квоты в объеме 2394,46 тонн в соответствии с Положением не распределялась.

В отношении 2 лотов глубоководных крабов, по которым не поступило ни одной заявки, Росрыболовством был проведен повторный аукцион с учетом положений пункта 66 Правил проведения аукционов о снижении стоимости не более чем на 10 %.

Победителем аукциона по одному лоту стало ООО «Амуррыбпром», на второй лот не поступило ни одной заявки. В настоящее время между ООО «Амуррыбпром» и Росрыболовством идет процедура заключения договора.

Кроме того, Росрыболовством подготовлен приказ о проведении аукциона в 2021 году в отношении последнего не реализованного лота.

При этом в случае заключения договоров о закреплении долей по результатам аукционов в 2021 году в отношении 2-х оставшихся лотов глубоководных крабов соответствующие объемы по ним могут быть распределены пользователям только на 2022 год.

Также суд учитывает, что, как следует из материалов дела, Общество обращалось в Федеральную антимонопольную службу с жалобой о нарушении заинтересованным лицом Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Решением Федеральной антимонопольной службы по делу  № 04/10/18.1-59/2020 от 25.05.2020 жалоба общества признана необоснованной.

Указанное решение ФАС России было обжаловано заявителем в Арбитражный суд города Москвы.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2020 по делу № А40-112632/20-145-805 в удовлетворении требований Общества было отказано. Указанное решение оставлено без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020 № 09АП-64449/2020.

Таким образом, нарушений положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях Росрыболовства не установлено, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2020 по делу № А40-112632/20-145-805.

При этом, общество как в тексте своей жалобы в ФАС России, в рамках рассмотрения дела А40-112632/2020 и в тексте настоящего заявления по сути не согласно с действиями Росрыболовства по не распределению общих допустимых уловов применительно к видам квот, при этом, указанные доводы признаны несостоятельными.

Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Также суд отмечает, что из толкования приведенных выше положений постановления Правительства РФ  от 15.12.2015 № 768 следует, что применение абзаца 2 пункта 15 указанного постановления возможно только при реализации всех квот добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях в области рыболовства, в Дальневосточном и Северном рыбохозяйственных бассейнах (далее - аукцион), в данном случае лотов.

Таким образом, в настоящем случае у Росрыболовства отсутствовала возможность не распределенные в установленном порядке квоты добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях, распределять применительно к квоте добычи (вылова) для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, поскольку не по всем инвестиционным квотам было предоставлено право в установленном порядке, более того, как говорилось выше перераспределение привело бы к искусственному занижению цены боле чем на 10 % (пункт 66 Правил проведения аукционов), отсутствию возможности формирования цены лота (пункт 17 Правил проведения аукционов).

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что в настоящем случае Росрыболовство действовало в рамках предоставленных полномочий Законом о рыболовстве и в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 15.12.2005 года № 768 «О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)».

В своих возражениях на отзыв Росрыболовства заявитель ссылается на то, что у Росрыболовства возникла обязанность перераспределить инвестиционные квоты краба в категорию промышленных квот краба в объеме 5 718,6 тонн и распределить их между 16 предприятиями по остаточному принципу на период с 19.11.2020 по 31.12.2020 года, поскольку с ЗАО «Тефида» по результатам аукциона 18.11.2020 года были заключены договоры №№ ИИК-23, ИИК-24, ИИК-25, ИИК-26 о закреплении доли квоты добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях, а аукцион был проведен до 1 ноября 2020 года (протокол от 29.10.2020 года).

Однако данный довод Общества суд отклоняет, так как основан на ошибочном толковании положений постановления Правительства от 15.12.2015 года № 768 « Об утверждении положения о распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)».

Согласно Положению о распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2005 г. № 768 (далее - Положение), Федеральное агентство по рыболовству (далее - Росрыболовство) осуществляет распределение общих допустимых уловов (далее - ОДУ) водных биоресурсов на предстоящий год во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Каспийском море.

В соответствии с пунктом 12(1) Положения общий допустимый улов определенных видов крабов в конкретных районах их добычи (вылова), распределяемый применительно к квоте добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях, устанавливается в размере 50 процентов общих допустимых уловов таких водных биоресурсов в соответствующих районах добычи (вылова), распределяемых применительно к квоте добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах, в зависимости от видов крабов в определенных районах их добычи (вылова), определяемых в перечне, утвержденном в соответствии с частью 4 статьи 29.4 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

Таким образом, квоты добычи глубоководных крабов для целей промышленного рыболовства на 2020 год, составляющие 50% от части общего допустимого улова (далее - ОДУ) данных видов крабов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, были распределены только пользователям, осуществляющим промышленное рыболовство, остальные 50% ОДУ, предназначенные исключительно для инвестиционных целей, Росрыболовством не распределялись в соответствии с Положением.

При этом, из указанных выше установленных судом в рамках настоящего дела обстоятельств следует, что у Росрыболовства отсутствовала возможность не распределенные в установленном порядке общие допустимые уловы, применительно к квоте добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях, распределять применительно к квоте добычи (вылова) для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства.

Ссылки заявителя на приказ Росрыболовства от 30.11.2020 года №632, которым вносились изменения в ранее изданный агентством приказ от 13.12.2019 № 688 «О распределении объема части общего допустимого улова водных биологических ресурсов, утвержденного применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства по пользователям Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна на 2020 год» суд считает не состоятельными, поскольку данные изменения вносились в связи с заключенными на основании приказа Росрыболовства от 29 сентября 2020 г. № 503 «Об утверждении перечня заявителей, между которыми распределяется квота добычи (вылова) камбал дальневосточных в Северо-Охотоморской подзоне для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, с указанием закрепляемых за ними долей такой квоты» договорами о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов от 14.10.2020 № ДВ-М-2291 (ЗАО «Рыбозавод Магаданский»), от 20.10.2020 № ДВ-М-2309 (ИП ФИО3), от 20.10.2020 № ДВ-М-2310 (ИП ФИО4), от 14.10.2020 № ДВ-М-2292 (ООО «Арманская рыбопромышленная компания»), от 14.10.2020 № ДВ-М-2295 (ООО «Магаданская рыбная компания 3»), от 14.10.2020 № ДВ-М-2306 (ООО «РПЗ «Сокра»).

При этом, указанные изменения не касались инвестиционных квот, распределение которых регламентируется постановлением Правительства № 768 и носит специальный порядок.

Таким образом, доказательств незаконности оспариваемого бездействия Росрыболовства Обществом не представлено.

Обществом не представлено и доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым бездействием Росрыболовства.

Согласно ст. 65 АПК РФ заявитель должен доказать, каким образом оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, а также в защиту и на восстановление каких прав предъявлены заявлены указанные требования.

Также согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ. Судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление прав, целью защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и быть направлен на его восстановление.

В данном случае заявителем не сообщено и судом не установлено, каким образом оспариваемое бездействие нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также каким образом признание его незаконным может восстановить права заявителя с учетом того, что, как обоснованно указывает заинтересованное лицо, поскольку в силу пункта 2 постановления Правительства РФ от 28.08.2019 № 1113 «Об аукционе в электронной форме по продаже права на заключение договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях в области рыболовства, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства и заключении такого договора» и ст. 33.8 Закона рыболовстве, право на освоение квот глубоководного краба в инвестиционных целях у ЗАО «Тефида» возникает с 01 января 2021 года.

Изложенное свидетельствует о том, что в случае удовлетворения заявленных требований у заявителя отсутствовала бы реальная возможность освоить весь предоставленный объем за достаточно непродолжительное время (1 месяц 12 дней), а последующее право на добычу у него бы не возникло.

Доказательств обратного заявителем не представлено.

Ссылку заявителя в возражениях на отзыв Росрыболовства на то, что АО РК «Восток-1» имело бы возможность освоить объем за период, как указывает заявитель, с 19.11.2020 по 31.12.2020 суд признает несостоятельной в силу следующего.

Согласно приказу Росрыболовства от 31 августа 2020 г. № 454 «О внесении изменений в приложения к приказу Росрыболовства от 5 декабря 2019 г. № 656» («О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна применительно к видам квот их добычи (вылова) на 2020 год») квоты добычи (вылова) крабов, предоставленные в инвестиционных целях в области рыболовства, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства на 2020 год составили в отношении краба-стригуна ангулятуса в Северо-Охотоморской подзоне - 1228,95 тонн, в Восточно-Сахалинской подзоне - 3050 тонн; краба-стригуна красного в подзоне Приморье -4149,85 тонн, в Западно-Сахалинской подзоне - 150 тонн (далее -инвестиционные квоты крабов на 2020 г.).

По данным ФГБУ ЦСМС по состоянию на 30 сентября 2020 г. добыча (вылов) краба-стригуна ангулятуса в Северо-Охотоморской подзоне составила 1075,02 тонн или 87,5% от квоты в размере 1228,95 тонн для осуществления промышленного рыболовства, в Восточно-Сахалинской подзоне - 2210,32 тонн или 72,5% от квоты в размере 3050 тонн для осуществления промышленного рыболовства; добыча (вылов) краба-стригуна красного в подзоне Приморье - 3392,97 тонн или 81,8% от квоты в размере 4149,85 тонн для осуществления промышленного рыболовства, в Западно-Сахалинской подзоне - 67,1 тонн или 44,8% от квоты в размере 150 тонн для осуществления промышленного рыболовства (далее - освоение промышленных квот крабов).

В случае перераспределения инвестиционных квот крабов на 2020 г. применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства в морских водах размер квот для осуществления промышленного рыболовства увеличится в 2 раза и составит: по крабу-стригуну ангулятусу в Северо-Охотоморской подзоне - 2457,9 тонн, в Восточно-Сахалинской подзоне - 6100 тонн; крабу-стригуну красному в подзоне Приморье - 8299,7 тонн, в Западно-Сахалинской подзоне - 300 тонн.

Таким образом, как обоснованно указывает заинтересованное лицо, с учетом текущих показателей за 9 месяцев 2020 года, возможность освоения заявителем до конца 2020 года общих допустимых уловов крабов, распределенных применительно к квоте добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях, в случае их перераспределения применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства в морских водах, а также возможность освоения заявителем промышленных квот крабов - достижение 100% их освоения до конца 2020 года, представляется маловероятной.

Кроме того, как следует из представленной заинтересованным лицом в материалы дела таблицы за период 9 месяцев по состоянию на 30 сентября 2020 года заявителем были освоены 1068,129 тон - 90 % предоставленной квоты в размере 1195,233 тонн.

Таким образом, как обоснованно указывает Росрыболовство, освоить перераспределенный объем, за период менее двух месяцев невозможно с учетом представленных Росрыболовством статистических данных.

Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии возможности восстановления прав заявителя в случае удовлетворения заявленных им требований.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, бездействие Федерального агентства по рыболовству по не перераспределению в 2020 году долей квот добычи (вылова) крабов, предоставленных в инвестиционных целях в области рыболовства ЗАО «Тефида» по договорам №№ ИИК-23, ИИК-24, ИИК-25, ИИК-26 от 18.11.2020 в промышленные квоты и не предоставление их в 2020 году АО «Рыболовецкий колхоз «Восток-1» и другим пользователям на основании ранее заключенных договоров, соответствуют нормам закона и не нарушают прав и законных интересов АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РЫБОЛОВЕЦКИЙ КОЛХОЗ "ВОСТОК-1".

Судом проверены все доводы заявителя, однако, отклонены как необоснованные, поскольку не опровергают установленные судом фактические обстоятельства дела и не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие Федеральному закону от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», отказать в удовлетворении требований АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РЫБОЛОВЕЦКИЙ КОЛХОЗ "ВОСТОК-1".

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

А.Б. Полякова