ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-240515/15 от 11.07.2016 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

31 октября 2016 г.

Дело № А40-240515/15

7-1953

Резолютивная часть решения объявлена 11 июля   2016  г.

Полный текст решения изготовлен 31 октября 2016 г.

Арбитражный суд г. Москвы

в составе судьи Белицкой С.В.,

при ведении протокола помощником судьи Катлан Е.С..

рассмотрев в открытом судебном заседании   дело

по иску ООО «Газпромтранс»

к ОАО «РЖД»

о взыскании 5.619.503 руб. 95 коп.

при участии:

от истца – ФИО1 паспорт, доверенность;

от ответчика –  ФИО2 паспорт, доверенность;

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен о взыскании 5.619.503 руб. 95 коп.  пени за просрочку доставки вагонов.

До принятии решения по делу истцом заявлено об отказе от иска в части взыскания 4.988.589 руб. 18 коп пени, что принято судом в порядке ст.49 АПК РФ. Производство по делу в данной части подлежит прекращению на основании ст.150 АПК РФ.

Ответчик иск не признал по доводам, изложенным в отзыве, заявил о применении ст. 333 ГК РФ.

Рассмотрев исковое заявление, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в том числе подлинные, заслушав представителей сторон, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в период август – ноябрь 2014 г.  ОАО «РЖД» приняты к перевозке  вагоны, доставленные на станцию назначения с нарушением сроков, предусмотренных Правилами исчисления сроков доставки грузов, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 №27.

Данное обстоятельство подтверждается соответствующими отметками, проставленными перевозчиком в прилагаемых к настоящему исковому заявлению копиях железнодорожных транспортных накладных.

При осуществлении перевозки груза, отношения между грузоотправителем и перевозчиком регулируются положениями главы 40 ГК РФ и Уставом железнодорожного транспорта.

В соответствии с ч.2 ст.784 ГК РФ, общие условия перевозки определяются транспортными уставами или кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Согласно п.2 ст.785 ГК РФ, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 25.08.1995 №153-Ф3 «О федеральном железнодорожном транспорте» определено, что груз это объект железнодорожной перевозки, принятый железной дорогой в установленном порядке к перевозке.

Согласно ст.33 УЖТ РФ предусмотрено, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.

Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей не общего пользования для грузополучателей.

В соответствии со ст.792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таковых сроков в разумный срок.

Исходя из указанной нормы, перевозчик обязан доставить вагоны в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.

Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.

В соответствии со ст.793 ГК РФ, за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии со ст.400 ГК РФ, ст.133 УЖТ РФ ненадлежащее исполнение железной дорогой, грузоотправителем обязательств, возникших в связи с осуществлением перевозки грузов, влечет применение к ним ограничений ответственности в пределах, предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта, а в случаях им установленных - соглашением сторон.

Согласно сведений, содержащихся в ж.д.накладных, доставка вагонов на станцию назначения осуществлена с нарушением сроков доставки.

В соответствии с абз. 6 ст.33 УЖТ РФ за несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.

Согласно ст.97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона.

Расчет срока доставки грузов производится в соответствии со ст.33 УЖТ РФ и Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.

На основании ст.ст.97, 33 Устава железнодорожного транспорта РФ истцом за просрочку доставки груза начислены пени в размере 630.914 руб. 77  коп.

Согласно ст.120 УЖТ РФ до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия.

В соответствии со ст.123 УЖТ РФ претензии об уплате штрафов и пеней могут быть предъявлены к перевозчику в течение сорока пяти дней. Данный срок исчисляется со дня выдачи груза. При этом перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных ст.123 Устава сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Направленные истцом в адрес ответчика претензии, оставлены последним без удовлетворения.

В соответствии со ст.ст.309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается.

Доводы ответчика судом проверены, признаны необоснованным в связи со следующим.

В силу 25 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее по тексту УЖТ РФ), при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на .каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов ж/ транспортом транспортную ж/накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная ж/накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.

Статьей 33 УЖТ РФ предусмотрено, что исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов ж/транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной ж/ накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 №30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта РФ», при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов надлежит руководствоваться «Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом», утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 № 27 (далее по тексту Правила).

Пункт 2 Правил устанавливает, что нормативные сроки доставки грузов (далее - срок доставки), в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.

Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные. Расчетное время - московское.

Сроки доставки грузов, а также порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, определяются исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования в зависимости от расстояния перевозки и видов отправки (п. 2.1. Правил).

За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 УЖТ РФ случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со 97 УЖТ РФ.

Статьей 792 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) предусмотрено, что перевозчик обязан доставлять груз в пункт назначения в срок, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

Согласно статье 97 УЖТ РФ, за просрочку доставки груза или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 УЖТ РФ обстоятельств.

По спорным железнодорожным накладным: №№ ЭХ128635, ЭХ152585, ЭХ152715, ЭХ244071, ЭХ401877.

В соответствии с п. 6.7. Приказа МПС РФ от 18.06.2003 г. № 27, о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчиком составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.

Согласно абз. 3, 4 пункта 3.4 Правил составления актов, в акте общей формы указываются причина и время задержки вагона в пути, сведения об обнаруженных неисправностях.

В соответствии с п. 6 ст. 71 АПК не предоставлены оригиналы актов общей формы. Отсутствие актов общей формы является основанием для отказа увеличения срока доставки груза.

В отзыве ответчик указал, что ООО «Газпромтранс» неправомерно исчислил период просрочки доставки груженых вагонов, поскольку имеются основания для увеличения срока доставки в связи с обоснованной задержкой вагонов согласно п. 6.3 Правил исчисления сроков  доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 27 (далее - Правила).

Данный довод ответчика не подтверждается обстоятельствами дела, а также доказательствами, приложенными к отзыву.

Согласно п. 6.3 Правил, исчисления сроков доставки грузов, сроки доставки грузов увеличиваются в случае задержки вагонов в пути следования, связанной с исправлением и технического или коммерческого состояния, при условии: 1) задержка произошла по не зависящим от перевозчика причинам; 2) факт задержки был фиксирован в акте общей формы, котором в обязательном порядке указываются причины задержки груза, продолжительность этой задержки. Обстоятельства, на которые ссылается ответчик, не подпадают под действие указанной выше нормы, поскольку в возникновении задержки вагонов в пути следования и соответственно увеличении срока доставки грузов на время устранения коммерческой неисправности повинен сам Перевозчик.

В силу Общей инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности, не измененных дополнениями, внесенными в Инструкцию Указанием МПС РФ за № И-1313Ц от 17.11.1998 за использованием бланков актов общей формы должен вестись строгий учет.

Железнодорожные накладные являются, в силу пункта 2.2.1 Правил заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 19.01.2000 № 2Ц, документом по которому производится взыскание и уплата платежей.

По смыслу ст.41 УЖД РФ выдача груза получателю является заключительной стадией выполнения договора перевозки, завершающей правоотношения сторон. Сроком расчета является дата уведомления грузополучателя от прибытии груза, указанная в ж/д накладной.

Согласно п.2.2.2 Правил составления актов общей формы, составленные на станции в пути следования, должны быть приложены к перевозочному документу (железнодорожной накладной).

Согласно п. 5.1 Правил, станция составившая акты общей формы в пути следования, должна была в соответствии с разделом 4 «Заполнение накладных в пути следования» п.4.1 Правил сделать отметки о составлении актов общей формы в каждой накладной, указать номер акта общей формы, дату составления, о чем он составлен, отметку об информировании грузополучателя, дату, время и способ передачи информации.

Отметки в железнодорожных накладных сделаны ненадлежащим образом. Отсутствие в железнодорожных накладных соответствующих отметок, свидетельствует о том, что ответчиком не доказан факт задержки вагонов на промежуточных станциях, и следовательно нет оснований для увеличения срока доставки грузов.

По спорным железнодорожным накладным: №№ЭФ813516, ЭХ004455, ЭХ136269, ЭФ839762, ЭФ923583, ЭФ926553, ЭХ182549, ЭХ182597, ЭХ182743, ЭХ182793, ЭХ293440, ЭХ318300, ЭХ317136, ЭХ317350, ЭХ317768, ЭХ317967, ЭХ374910, ЭХ376553, ЭХ376696, ЭХЗ17491, согласно доводам ответчика срок доставки груза увеличен согласно заключенного договора на увеличение срока доставки груза.

Оснований для увеличения срока доставки грузов нет по следующим основаниям. Согласно п. 11 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом перевозчик и грузоотправитель могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены данными Правилами сроки доставки грузов.

Однако, согласно п. 3 ст.308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц не участвующих в нем в качестве сторон.

Истец договоров о продлении срока доставки грузов с Перевозчиком не заключал.

Ссылка ответчика на заключенные договоры не является основанием для возникновения обязательств на стороне истца, не порождает правовых последствий для ООО «Газпромтранс» и не может ограничивать законного права (ст.97, ст. 120 Устава ж/д транспорта) на взыскание с ответчика пени за нарушение срока доставки груза.

В соответствии со ст. 97 Устава ж/д транспорта за несоблюдение сроков доставки грузов Перевозчик уплачивает пени в размере 9 % (девяти) процентов платы за доставку каждого порожнего вагона за каждые сутки.

Согласно ст. 120 Устава ж/д транспорта право на предъявление к Перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, имеют:

грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель) - в случае просрочки доставки груза, грузобагажа.

Исходя из изложенного, наличие каких-либо договорных отношений (обязательств) между ответчиком и иными юридическими лицами не может влиять на правоотношения, возникшие между истцом и ответчиком из оснований предусмотренных законом (ст. 8 ГК РФ).

Выводы ответчика относительно правомерности применения условий вышеназванного договора к возникшим спорным отношениям, противоречит нормам материального права РФ, так как право требования Истца относительно уплаты пени за просрочку доставки груза возникает из ст. 120 Устава (в случае просрочки доставки груза, грузополучатель (в данном случае Истец имеет право на предъявление к перевозчику иска).

Таким образом, с того момента как грузоотправитель и ответчик заключили договор перевозки (в пользу третьего лица, а именно истца), у ответчика (перевозчика) возникает обязанность перед грузополучателем и грузоотправителем доставить груз в сроки, предусмотренные нормативными актами РФ (Устав, Правила).

В свою очередь у грузоотправителя и грузополучателя возникает право требования уплаты пени в случае просрочки груза.

Грузоотправитель заключил с ответчиком договор о продлении срока доставки груза, таким образом, именно грузоотправитель, заключив данный договор, согласился на увеличение срока доставки груза.

Кроме того, пункт 2 Правил устанавливает, что нормативные сроки доставки грузов (далее - срок доставки), в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.

В данном случае, доводы ответчика, о том, что фактический срок доставки груза не превышает срока указанного на лицевой стороне железнодорожной накладной, не является обоснованным.

Довод ответчика, о составлении истцом расчета штрафных санкций без учета следования вагонов через Московский и Санкт-Петербургский ж.д. узлы (п.5.9 Правил) является несостоятельный в силу осуществления расчета времени пребывания электронной системой самого ответчика.

Кроме того, ответчиком не представлено доказательств расчета (определения) сроков по доставке спорных вагонов без учета прохождение по станциям Московского узла, а также доказательств не возможности их следования иным маршрутом, минуя указанный транспортный узел.

Одновременно судом принимает во внимание отсутствие доказательств, что следование вагонов через станции этого узла не являлось отклонением от кратчайшего маршрута (маршрута следования вагона), за который начисляется провозная плата (ст. 15 УЖТ РФ).

Довод ответчика о применении срока исковой давности суд находит необоснованным по следующим обстоятельствам.

В соответствии со ст. 195 ГК РФ под исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно п. 3 ст. 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки, устанавливается 1 год.

В соответствии со ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по защите его права.

Таким образом, событие (момент наступления права требования об оплате пени за просрочку доставки груза железнодорожным транспортом) возникло у истца с даты истечения срока доставки груза, установленного в железнодорожной накладной.

Принимая во внимание, что окончание срока исковой давности по спорным железнодорожным накладным приходится на период с 28.11.2014 г.  по  04.12.2014 г., исковое заявление направлено в Арбитражный суд 28.11.2015 г. (квитанция со штампом ФГУП «ПОЧТА РОССИИ», представленная на обозрение суду), требования истца в данной части иска суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Одновременно судом принимаются во внимание доводы ответчика о применении ст.333 ГК РФ.

В соответствии со ст.330 ГК РФ, неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки его исполнения. Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, средством возмещения потерь кредитора, вызванных нарушением должником своих обязательств, но не должна служить средством дополнительного обогащения кредитора за счет должника.

Согласно  постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» и Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 № 17 «Обзор практики применения арбитражными судами ст. 333 ГК РФ» размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

Как следует из заявленных требований, расчет неустойки осуществлен в соответствии со ст.97 УЖТ, согласно которой ее размер составляет 9% платы за перевозку груза за каждый день просрочки. Таким образом, законодателем предусмотрено применение императивной нормы в отношении перевозчика.

Вместе с тем, как следует из материалов дела,  просрочка в доставке вагонов в большинстве случаев составляет от 1 до 11 дней, т.е. является незначительной.

Исходя из смысла и основных положений гражданского законодательства, назначения института ответственности за нарушение обязательств, неустойка является восстановлением имущественной сферы потерпевшего, а не его неосновательным обогащением за счет нарушителя.

При таких обстоятельствах, размер пени является несоразмерным  последствиям нарушения обязательства, в связи с чем подлежит уменьшению в порядке ст.333 ГК РФ до 504.731 руб.82 коп.

Учитывая изложенные обстоятельства, исковые требования подлежат частичному  удовлетворению.

Расходы по госпошлине подлежат распределению в порядке ст.110 АПК РФ.

С учетом изложенного, на основании ст.ст.309, 310, 785, 793 ГК РФ, ст.33, 97 УЖТ РФ, руководствуясь ст.ст.102, 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Производство по делу № А40-240515/15-7-1953 в части взыскания 4.988.589 руб. 18 коп.. прекратить.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»  в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Газпромтранс» 504.731 руб.82 коп. штрафа, 15.618 руб. расходы по госпошлине.

В остальной части иска отказать.

Вернуть Общества с ограниченной ответственностью «Газпромтранс» из ДФБ РФ 35.480 руб. расходы по госпошлине.

Выдать исполнительный лист после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано   в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с даты изготовления полного текста решения.

Судья                                                                                             С.В.Белицкая