Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
18 апреля 2016 г. Дело № А40- 24078/16-17-214
Арбитражный суд в составе: судьи Поляковой А.Б. (единолично),
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску Аппарата Губернатора Волгоградской области к Аппарату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, третьи лица: Министерство финансов РФ, Комитет финансов Волгоградской области о взыскании убытков в сумме 7359 руб. 13 коп.
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Аппарат Губернатора и Правительства Волгоградской области обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Аппарату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о взыскании убытков в сумме 7 359 рублей 13 копеек.
Основанием для обращения Аппарата Губернатора Волгоградской области в арбитражный суд с настоящим иском послужило неполное возмещение ответчиком понесенных расходов на компенсационные выплаты (единовременные пособия в размере трехмесячного денежного вознаграждения и денежная компенсация за все неиспользованные отпуска), произведенные помощникам депутата Государственной Думы в связи с их досрочным увольнением.
Ответчик отзыв на иск не представил.
Третье лицо Министерство финансов РФ представило отзыв, в котором возражало против удовлетворения заявленных требований.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Суд, исследовав имеющиеся в деле доказательства, находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании заявления ФИО1 Государственной Думой 04 июля 2014 г. принято постановление № 4763-6 «О досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО1» (далее -Постановление № 4763-6)
Согласно статье 79 Трудового кодекса Российской Федерации (далее -ТК РФ) срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения.
Уведомления о прекращении срочных трудовых договоров, заключенных с помощниками депутата, были вручены названным лицам 04 июля 2014 г. - в день возникновения оснований, указанных в части 10 статьи 38 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а увольнение указанных работников было осуществлено 08 июля 2014 г.
В связи с досрочным увольнением помощников депутата Государственной Думы, наряду с оплатой фактически отработанного времени, действующим законодательством предусмотрены компенсационные выплаты, включающие в себя единовременное пособие в размере его трехмесячного денежного вознаграждения (часть 11 статьи 38 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ) и денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска (статья 127 ТК РФ).
Согласно вышеназванным нормам Аппарат Губернатора и Правительства Волгоградской области произвел расчет и выплаты заработной платы с 01 июля 2014 г. по 08 июля 2014 г., компенсацию за неиспользованный отпуск и единовременные пособия при увольнении помощников депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО1 на общую сумму 859 692,55 рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 40 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ расходы на оплату труда помощников члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и их содержание возмещаются за счет средств федерального бюджета.
В целях возмещения расходов аппаратом Губернатора и Правительства Волгоградской области в финансово-экономическое управление аппаратаГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации были направлены счета от 03 июля 2014 г. № 23, 24, от 04 июля 2014 г. № 25, от 09 июля 2014 г. № 26 по расходам на выплаты помощникам депутата Государственной Думы в связи с их увольнением, для возмещения за счет средств федерального бюджета.
Платежными поручениями от 21 июля 2014 г. № 459 и от 23 июля 2014 г. № 486 Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации возместил расходы по вышеназванном счетам в размере 852 333,42 рублей, в том числе по расходам на оплату труда и выплаты единовременных пособий в связи с увольнением помощников депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО1 в сумме 268 151,73 рублей (оплата труда с 01 июля 2014 г. по 04 июля 2014 г. - 11 304,35 рублей, начисления на оплату труда - 16 967,6 рублей, компенсации за неиспользованный отпуск - 44 879,78 рублей, единовременные пособия - 195 000 рублей).
Обосновывая возмещение расходов по счетам от 04 июля 2014 г. № 25 и от 09 июля 2014 г. № 26 не в полном объеме, экономическое управление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации сослалось на часть 2 статьи 40 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ, согласно которой все выплаты помощникам депутата Государственной Думы производятся в пределах установленного фонда оплаты труда помощников депутата Государственной Думы, а также указало на то, что оплата труда помощников депутата Государственной Думы должна быть осуществлена за 4 рабочих дня (01 - 04 июля 2014 г.) а не за 6 рабочих дней (01-08 июля 2014 г.).
При этом экономическое управление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации указало на то, что дата издания Постановления № 4763-6 «О досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО1» определяет окончательный размер фонда оплаты труда помощников депутата Государственной Думы и является датой их увольнения.
Помощники депутата ФИО1 были уволены в установленный трудовым законодательством срок.
Вместе с тем, средства из федерального бюджета на возмещение указанных расходов в бюджет Волгоградской области поступили не в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от 21 июля 2014 г. № 459 и от 23 июля 2014 г. № 486 и письмом от 07 августа 2014 г. № 20-13м/14670. Данное обстоятельство явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с требованием о возмещении убытков.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 40 Федерального закона от 08.05.1994 №3-Ф3 расходы на оплату труда помощников члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и их содержание возмещаются за счет средств федерального бюджета.
В целях возмещения расходов Аппаратом Губернатора и Правительства Волгоградской области в финансово-экономическое управление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации были направлены счета от 03 июля 2014 г. № 23 и № 24; от 04 июля 2014 г. № 25; от 09 июля 2014 г. № 26 по расходам на выплаты помощникам депутата Государственной Думы в связи с их увольнением, для возмещения за счет средств федерального бюджета.
Платежными поручениями от 21 июля 2014 г. № 459 и от 23 июля 2014 г. № 486 Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации возместил расходы по вышеназванным счетам в размере 852 333 руб. 42 коп., в том числе по расходам на оплату труда и выплаты единовременных пособий в связи с увольнением помощников депутата Государственной Думы Федерального Российской Федерации ФИО1 в сумме 268 151 руб. 73 коп. (оплата труда с начислениями с 01июля 2014 г. по 04 июля 2014 г. - 11 304, 35 руб.; начисления на оплату труда - 16 967, 6 руб.; компенсации за неиспользованный отпуск - 44 879, 78 руб.; единовременные пособия - 195 000 руб.)
Таким образом, ответчик возместил расходы Аппарата Губернатора и Правительства Волгоградской области не в полном объеме, сославшись на часть 2 статьи 40 Федерального закона от 08.05.1994 №3-Ф3, согласно которой все выплаты помощникам депутата Государственной Думы производятся в пределах установленного фонда оплаты труда помощников депутата Государственной Думы и указав на то, что оплата труда помощников депутата Государственной Думы должна быть осуществлена за 4 рабочих дня, а не за 6 рабочих дней.
Вместе с тем, на помощников депутатов Государственной Думы распространяется действие трудового законодательства, что следует, в частности, из содержания статьи 25, части 1 статьи 37, частей 1, 10 статьи 38, части 7 статьи 40 Федерального закона от 08.05.1994 №3-Ф3.
Таким образом, обязанность по выплате помощникам депутата Государственной Думы по работе в субъекте Российской Федерации компенсации за неиспользованный отпуск возлагается законом на работодателя, то есть на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, независимо от того, за счет каких средств производится финансирование работодателя на данные цели.
Кроме этого, согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права. В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежит возмещениюза счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В предмет доказывания по спорам о возмещении убытков входят: факт противоправного поведения, факт нарушения обязательства; факт наличия убытков (их размер); факт наличия причинно-следственной связи между противоправным поведением и возникшими убытками; факт вины причинителя вреда (убытков).
При этом вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ истец не представил никаких доказательств вины и противоправного поведения, нарушения обязательств со стороны ответчика, доказательств наличия убытков и наличия причинно-следственной связи между противоправным поведением и возникшими убытками.
В соответствии с частью 6 статьи 40 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» расходы на оплату труда помощников члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и их содержание возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном статьей 35 настоящего Федерального закона.
При этом частью 2 статьи 40 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установлено, что все выплаты помощникам члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, производятся в пределах установленного фонда оплаты труда помощников члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
Согласно части 7 указанной выше нормы права, помощнику члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, работающему по срочному трудовому договору, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется в соответствии с трудовым законодательством.
В части первой статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации закреплен особый порядок реализации права на отпуск при увольнении работника -выплата денежной компенсации за все неиспользованные отпуска.
В соответствии с положениями трудового законодательства, компенсация за неиспользованные отпуска производится непосредственно работодателем.
Поскольку Аппарат Государственной Думы РФ работодателем ФИО2, ФИО3 и ФИО4 не является, в трудовых отношениях с ними не состоит, то и оснований для удовлетворения требований, предъявленных к нему, не имеется.
На основании изложенного требования истца суд признает не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 12, 15, 307-309, 1064 ГК РФ, ст.ст.65, 71, 75, 110, 167-170, 176 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Аппарата Губернатора Волгоградской области отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья А.Б. Полякова