Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
03 апреля 2017 года | Дело № | А40-241347/16-120-1523 |
Резолютивная часть решения объявлена 27 марта 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 03 апреля 2017 года
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи – Блинниковой И.А.
протокол ведет – секретарь судебного заседания Ларионова Н.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
дело по заявлениюООО «СМАРТ СЕРВИС»
ответчик: Государственная жилищная инспекция г. Москвы
о признании недействительным Предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 19.10.2016 г. № РЛ-СЗ-08812/1
с участием:
от заявителя: ФИО1 дов. б/н от 17.02.2017г., ФИО2 дов. № 84 от 01.08.2016г.
от ответчика: ФИО3 дов. № 2128-и от 19.12.2016 г.
УСТАНОВИЛ:
ООО «СМАРТ СЕРВИС» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственной жилищной инспекции города Москвы о признании незаконными предписание Государственной жилищной инспекции г. Москвы от 19.10.2016 г. № РЛ-СЗ-08812/1.
Заявитель в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, просил суд удовлетворить заявленные требования.
Ответчик в судебное заседание явился, представил письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения требований заявителя.
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав доводы заявителя и ответчика, суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Согласно п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 г. № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительными обжалуемых заявителем предписаний Мосжилинспекции необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие их закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
В соответствии со ст. 1 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утверждённого Постановлением Правительства Москвы от 26 июля 2011 г. № 336-ПП Государственная жилищная инспекция города Москвы (далее - Мосжилинспекция) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, в том числе функции по региональному государственному жилищному надзору в пределах своей компетенции.
Согласно ст. 2 Постановления инспекция осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами, федеральными конституционными законами и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом города Москвы, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы и настоящим Положением.
Пунктом 4.2.10 Постановления определено, что инспекция осуществляет свои полномочия в установленной сфере деятельности посредством принятия решений, в том числе, о выдаче предписаний о прекращении нарушений обязательных требований, устранения выявленных нарушений, проведения мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определены полномочия должностных лиц органов государственного жилищного надзора, которые вправе, в том числе - выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдению обязательных требований.
Пунктом 4 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора вправе, в том числе, составлять протоколы об административных нарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Из материалов дела следует, что во исполнение распоряжения Заместителя начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы ФИО4 от 21 сентября 2016 года № PЛ-C3-01492 в период с 22 сентября 2016 года по 19 октября 2016 года была проведена внеплановая, выездная проверка в отношение ООО «ДС Эксплуатация» (прежнее наименование ООО "СМАРТ СЕРВИС") по адресу: г. Москва, Щукино, Маршала Соколовского, дом 10, к. 1, на предмет проверки фактов нарушения лицензиатом лицензионных требований, указанных в обращении № ГР-09-6648/16.
Основанием для проведения проверки явилось обращение ФИО5 о нарушении его прав потребителя.
По результатам проверки в адрес Общества главным специалистом Государственной жилищной инспекции города Москвы ФИО6 было направлено Предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 19 октября 2016 года № PЛ-C3-08812/1 (далее по тексту - Предписание).
Согласно, пункту 1 Предписания «Привести начисления платы за услуги «Холодное водоснабжение на ОДН» в соответствие с порядком расчета платы, установленным п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, по кв. № 81 и методикой расчета ставки планово-нормативного расхода для расчета субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД, утвержденной распоряжением Правительства Москвы от 16.03.2010 № 460-РМ за период с 2014 года по настоящее время».
Согласно, пункту 2 Предписания «Привести начисления платы за услуги «Электроснабжение на ОДН» в соответствие с порядком расчета платы, установленным п. 44, 54 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, раздела 1 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 по квартире № 81 и Методикой расчета ставки планово-нормативного расхода для расчета субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД, утвержденной распоряжением Правительства Москвы от 16.03.2010 № 460-РМ за период с 2014 года по настоящее время».
Согласно, пункту 3 Предписания «Произвести перерасчет платы за услугу «тех. Обслуживание и содержание жилого дома и прилег, терр» по кв. 81 с учетом требований Постановления Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. № 850-ПП «О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг» и в соответствие с п. 2.1. Постановления Правительства Москвы № 411-ПП от 04.06.2002 «О возмещении выпадающих доходов организаций от предоставления гражданам льгот по оплате жилищных, коммунальных услуг и услуг связи» исходя из утвержденных Правительством Москвы условий начислений платежей и обязательных ставок за площадь, занимаемую в пределах установленных норм, и исходя из фактической стоимости - за остальную площадь. По формуле: ((129,3 где. (общая площадь квартиры) - 42 кв.м. (социальная норма))* 51,7 9 (тариф У О)) - (социальная норма на семью 42 кем. *24,53руб. (тариф)*50%).»
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд, рассмотрев материалы дела, считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3.2.1 Административного регламента исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее по тексту - Административного регламента) Основанием начала выполнения административной процедуры является:
3.2.1.1.Ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
3.2.1.2.Истечение срока исполнения ранее выданного Мосжилинспекцией предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований лицом, в отношении которого осуществляется государственная функция.
3.2.1.3.Поступление в Мосжилинспекцию обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований. (п. 3.2.1.3 в ред. постановления Правительства Москвы от 21.09.2016 N 573-ПП)
3.2.1.4.Наличие ходатайства лица, в отношении которого осуществляется государственная функция, о проведении внеплановой выездной проверки в целях установления факты досрочного исполнения предписания Мосжилинспекции.
3.2.1.5.Наличие распоряжения Мосжилинспекции о проведении проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Согласно ст. 156 ЖК РФ собственниками помещений многоквартирного дома утверждается плата за содержание общего имущества.
В силу части 4 ст. 158 ЖК РФ если собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании не принято решение об установлении указанной плат, то такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно Решению Верховного Суда РФ дано толкование пункта 44 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 - распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств.
Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
В соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 в плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Заявитель не включает расходы на содержание и ремонт оборудования, входящего в состав общего имущества, с помощью которого производится коммунальная услуга по отоплению и горячему водоснабжению (далее - ИТП) в плату за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению. Действительно, расходы на содержание и ремонт ИТП учтены в составе размера платы за содержание и ремонт общего имущества.
Заявитель не оспаривает тот факт, что ИТП, лифтовое оборудование, а также системы дымоудаление (далее - ДУ) и противопожарной автоматики (далее - ППА) входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Вместе с тем суд не согласен с выводами Мосжилинспекции о том, что расходы на коммунальные ресурсы, а именно электрическая энергия, потребляемые ИТП, системами ДУ и ППА для поддержания функционирования и работоспособности должны быть включены в состав платы за содержание и ремонт по следующим оснвоаниям.
В соответствии с пунктом 15 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее - Минимальный перечень) к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов относятся: техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем; контроль состояния, выявление и устранение причин недопустимых вибраций и шума при работе вентиляционной установки; проверка утепления теплых чердаков, плотности закрытия входов на них; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах, устранение засоров в каналах, устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов, замена дефективных вытяжных решеток и их креплений; проверка исправности, техническое обслуживание и ремонт оборудования системы холо-доснабжения; контроль и обеспечение исправного состояния систем автоматического дымоудаления; сезонное открытие и закрытие калорифера со стороны подвода воздуха; контроль состояния и восстановление антикоррозионной окраски металлических вытяжных каналов, труб, поддонов и дефлекторов; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В соответствии с пунктом 17 Минимального перечня к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания индивидуальных тепловых пунктов и водоподкачек в многоквартирных домах: проверка исправности и работоспособности оборудования, выполнение наладочных и ремонтных работ на индивидуальных тепловых пунктах и водоподкачках в многоквартирных домах; постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности оборудования; гидравлические и тепловые испытания оборудования индивидуальных тепловых пунктов и водоподкачек; работы по очистке теплообменного оборудования для удаления накипно-коррозионных отложений; проверка работоспособности и обслуживание устройства водоподготовки для системы горячего водоснабжения. При выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В соответствии с п. 15, 17-19 Протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу <...> от 23 апреля 2015 года совокупный размер платы за техническое обслуживание жилого дома и прилегающей территории (далее - размер платы за ТО) установлен в размере 94,28 руб./кв.м.
Данным протоколом также установлено, что коммунальные услуги оплачиваются отдельно по факту потребления. Учитывая, что затраты на электроснабжение на общедомовые нужды отнесены к коммунальным услугам, заявитель соблюдает решение общего собрания собственников и правомерно не включает данный вид расходов в состав платы за содержание и ремонт.
Согласно представленному отчету о выполнении договора управления многоквартирным домом за 2015 год, информации о стоимости работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в 2015 году и плана работ по техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем, в размер платы, утвержденный общим собранием, не входят расходы на коммунальные ресурсы для работы ИТП, ДУ и ППА.
Таким образом, в размер платы за ТО обоснованно не включены расходы на электроснабжение для работы ИТП, ДУ и ППА по вышеизложенным обстоятельствам. Данные расходы оплачиваются собственниками в составе коммунальной услуги электроснабжения на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 2.1. Порядка возмещения через Городской центр жилищных субсидий выпадающих доходов жилищных и иных организаций от предоставления льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг, услуг связи (радиотрансляции и телевизионной антенны) гражданам, имеющим на то право в соответствии с действующим законодательством, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 04.06.2002 № 411-ПП (далее - Порядок) гражданам, оплачивающим услуги технического обслуживания дома и отопления по фактической стоимости, но имеющим право на льготы в соответствии с действующим законодательством, льготы по оплате названных услуг рассчитываются исходя из утвержденных Правительством Москвы условий начисления платежей и обязательных ставок за площадь, занимаемую в пределах установленных норм, и исходя из фактической стоимости - за остальную площадь.
Данный пункт Порядка определяет методику расчета льготы, но не методику размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Москвы от 07.12.2004 N 850-ПП "О Порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг" скидки по оплате жилья и коммунальных услуг, осуществляемые за счет средств бюджета города, предоставляются ветеранам труда и приравненным к ним лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона города Москвы от 03.11.2004 N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы", имеющим звание "Ветеран труда", после назначения пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Ветеранам труда, получающим пенсии либо пожизненное содержание по другим основаниям, - при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (отопления, водоснабжения, канализации, горячего водоснабжения (подогрева воды), электроэнергии, газа) в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда. В домах, не имеющих центрального отопления, предоставляется скидка в размере 50 процентов от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы. Обеспечение топливом производится в первоочередном порядке.
Согласно п. 6 вышеназванного постановления в случае, когда наниматель или собственник жилого помещения имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по двум и более основаниям, платежи за названные услуги начисляются ему по одному из оснований по выбору гражданина. При этом по каждому из видов платежей могут быть применены разные скидки.
Меры социальной поддержки граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг основываются на заявительном принципе, осуществляются при представлении ими в организацию, производящую начисление платежей за названные услуги, документов, подтверждающих отнесение их к соответствующей категории льготников (п. 7).
Как следует из расчета размера платы с учетом льготы по адресу: ФИО7, д. 10, кв. 81 начисления жилищно-коммунальные услуг (ЖКУ) производятся с учетом льгот «Ветеран военной службы» и «Ветеран труда», принадлежащих ФИО5 и ФИО8 соответственно.
Общая площадь квартиры составляет 129,3 кв.м.;
Количество проживающих 2 человека, социальная норма площади жилья 42 кв.м., Ставка планово-нормативного расхода, установленная Правительством Москвы, в период до июля 2016 года-25,51 руб./кв.м, после июля 2016 - 26,53 руб./кв.м. Стоимость содержание и текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме, установленная жителями - 51,79 руб./кв.м.
Размер начислений, возмещаемый в адрес ООО «СМАРТ СЕРВИС» Государственным центром жилищных субсидий (далее - ГЦЖС) рассчитывается по следующей формуле (на примере ставок до июля 2016 года): (42 кв.м. х 25,51 рулей за кв.м.) / 2 = 535,71 рублей.
Существующий порядок расчета размера платы для собственников кв. 81, производимый управляющей компанией:
129,3 х 51,79 - (42 кв.м. * 25,51)/2 = 6 160,74 руб.
Таким образом, собственнику предоставляется скидка на оплату ЖКУ в размере, возмещаемом ООО «СМАРТ СЕРВИС» в качестве выпадающих доходов ГЦЖС.
Расчет размера платы, который требует производить Мосжилинспекция в соответствии с выданным предписанием: (129,3-42) х 51,79 - (42 кв.м. х 25,51) /2 = 3 985.56 руб.
Из расчета следует, что по мнению ответчика, собственник-льготник должен оплачивать ЖКУ по тарифам, утвержденным общим собранием собственников, только за площадь, которая превышает нормативную (42 кв.м. на двоих) и ему еще дополнительно предоставляется льгота на 42 кв.м. по ставкам планово-нормативного расхода.
При таком расчете у управляющей компании возникают доходы, которые не компенсируются ГЦЖС в размере 2 175,18 руб. ежемесячно.
Данный порядок нарушает основы жилищного законодательства, в соответствии с которыми, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.
При указанных обстоятельствах, суд соглашается с расчетом заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу части 2 статьи 201 арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины, подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 75, 167-170, 176, 180, 181, 197-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие Постановлениям Правительства РФ №№354-ПП, 290-ПП, Постановлению Правительства Москвы № 850-ПП, признать недействительным Предписание Государственной жилищной инспекции г. Москвы об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 19.10.2016 г. № РЛ-СЗ-08812/1.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции г. Москвы в пользу ООО «СМАРТ СЕРВИС» расходы по госпошлине в сумме 3000 руб. (три тысячи рублей).
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья И.А.Блинникова