ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-242594/17-92-1915 от 07.03.2018 АС города Москвы

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                                      Дело № А40-242594/17-92-1915

16 марта 2018 года  

Резолютивная часть решения объявлена 07 марта 2018 года  

Полный текст решения изготовлен 16 марта 2018 года  

Арбитражный суд в составе судьи Уточкина И.Н.

При ведении протокола судебного заседания секретарем Масловским С.Э.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственное учреждение «Федеральный фонд производственных инноваций»

Заинтересованные лица: 1) ФНС России; 2) Минэкономразвития России

об определении типа Государственного учреждения «Федеральный фонд производственных инноваций» как бюджетное учреждение;

в судебное заседание явились:

от заявителя: Размыслович С.В., Пивнева А.В. дов. от 15.12.2017 г. № 1;

от ответчиков: 1) Усольцев Г.А. дов. от 26.01.2018 г. № ММВ-24-7/38; 2) Лемешко А.О. дов. от 22.01.2018 г. № 5-МО;

УСТАНОВИЛ:

 Государственное учреждение «Федеральный фонд производственных инноваций» обратилось в арбитражный суд с заявлением к ФНС России, Минэкономразвития России об определении типа Государственного учреждения «Федеральный фонд производственных инноваций» как бюджетное учреждение;

Заявитель подержал заявление.

Ответчики поддержали позицию заявителя по основаниям, изложенным в отзывах.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению.

Как следует из материалов дела,  Государственное учреждение «Федеральный фонд производственных инноваций» (далее - Заявитель) было создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 г. № 827 и зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 18.09.2002 за ОГРН № 1027739216834.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 года №1671-р (далее - Распоряжение) принято решение о ликвидации Государственного учреждения «Федеральный фонд производственных инноваций» в 6-ти месячный срок в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Мероприятия, связанные с ликвидацией Заявителя, осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Заинтересованное лицо 2).

Во исполнение Распоряжения приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 11 сентября 2015 г. № 647 и от 30 сентября 2015 г. № 714 была создана ликвидационная комиссия Заявителя, председателем которой назначена С.В Размыслович.

В соответствии с нормами действующего гражданского законодательства Российской Федерации для ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия осуществила следующие мероприятия: публикация в средствах массовой информации сообщения о ликвидации и сроке заявления требований кредиторов; выявление и уведомление кредиторов, взыскание дебиторской задолженности; составление промежуточного ликвидационного баланса.

Промежуточный ликвидационный баланс Заявителя на 01 июля 2016 г. направлялся на утверждение в Министерство экономического развития Российской Федерации письмами от 08.07.2016 № ОВ-75, 26.07.2016 №ОВ-76 и от 13.02.2017 №ОВ-77.

В ответ было получено письмо Минэкономразвития России от 03.03.2017 г. №Д15и-184 об отказе в утверждении промежуточного ликвидационного баланса в связи с тем, что тип Заявителя не определен, в связи с чем невозможно определить по каким обязательствам его учредитель несет субсидиарную ответственность. В обоснование к письму Минэкономразвития России были приложены ответы по этому вопросу из Министерства юстиции Российской Федерации (№09/125613-МГ от 02.11.2016), из Федеральной налоговой службы России (№ГД-4-8/5884@ от 05.04.2016) и из Минфина России (№14-05-07/11091 от 25.02.2016).

По данным промежуточного ликвидационного баланса Заявитель не располагает денежными средствами для погашения всей кредиторской задолженности, большая часть которой по налоговым платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (24 млн. руб.), а основным кредитором является Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее - Заинтересованное лицо 1).

Выплаты денежных сумм кредиторам производятся со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Требования кредиторов, в том числе и по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества ликвидируемого учреждения и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность, считаются погашенными (пункт 5.1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации в случае недостаточности денежных средств или иного имущества учреждения субсидиарную ответственность по его обязательствам в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) несет собственник соответствующего имущества. При этом обязательства государственного учреждения, по которым учредитель несет субсидиарную ответственность, зависят от типа государственного учреждения.

Так, учредитель казенного учреждения несет субсидиарную ответственность при недостаточности денежных средств учреждения (пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ). Учредители автономного учреждения и бюджетного учреждения при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, несут субсидиарную ответственность только по обязательствам учреждения, которые связаны с причинением вреда гражданам (пункты 5-6 статьи 123.22 ГК РФ).

Министерство экономического развития Российской Федерации не утверждает промежуточный ликвидационный баланс, а Заявитель не может продолжить дальнейшие ликвидационные мероприятия (выплаты денежных сумм кредиторам, списание кредиторской задолженности, составление и утверждение ликвидационного баланса и т.д.) в связи с тем, что тип Заявителя не определен в соответствии с нормами ГК РФ.

Министерство экономического развития Российской Федерации обращалось за разъяснениями в Министерство юстиции Российской Федерации. В своем ответе от 2.11.2016 №09/125613-МГ Минюст России ссылается на отсутствие полномочий по официальным разъяснениям законодательства Российской Федерации в указанной сфере.

При этом, на момент создания Государственного учреждения «Федеральный фонд производственных инноваций» законодательство, определяющее правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, не предусматривало разделения государственных учреждений по типам - автономные, бюджетные и казенные.

Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции от 20.04.2007, действовавшей по 30.09.2010) «бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, за исключением казенных предприятий и автономных учреждений, в целях настоящего Кодекса признаются бюджетными учреждениями».

В соответствии с Уставом Заявитель был создан для целей государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса и наделен государственным имуществом на праве оперативного управления (копии Устава и свидетельств о праве оперативного управления на недвижимое имущество прилагаются).

После вступления в силу с 01.01.2011 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) произошло разделение государственных учреждений по типам: бюджетное, казенное, автономное.

В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 31 Федерального закона N 83-ФЗ федеральные казенные учреждения, создаются путем изменения типа федеральных государственных учреждений, действующих на день официального опубликования Федерального закона N 83-ФЗ.

Также, путем изменения типа учреждения создаются и автономные учреждения (статья 23 Федерального закона N 83-ФЗ).

Организационно-правовая форма с момента создания Заявителя не менялась -государственное учреждение, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ и учредительными документами Заявителя.

Также казенные учреждения являются получателями бюджетных средств и осуществляют операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации, а доходы, полученные от деятельности казенного учреждения, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (статья 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации). При этом у Заявителя на протяжении всей деятельности отсутствовали лицевые счета в Федеральном казначействе и Заявитель не осуществлял операции с бюджетными средствами и не перечислял доходы в бюджет

В  соответствии  со  статьей   6  Бюджетного  кодекса  Российской  Федерации государственные (муниципальные) казенные учреждения создаются для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (статья 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Как следует из вышеуказанных положений, казенные учреждения могут выполнять как государственные (муниципальные) функции, так и оказывать государственные | муниципальные) услуги (выполнять работы) физическим и юридическим лицам. В свою очередь, бюджетные учреждения могут быть созданы исключительно для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Осуществление государственных (муниципальных) функций - не их задача.

Несмотря на то, что в порядке статьи 31 Федерального закона N 83-ФЗ тип правового положения Заявителя не был изменен, из Устава Заявителя и названных норм права следует, что Заявитель не является казенным учреждением, поскольку не наделен полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, то есть является бюджетным.

Исходя из вышеуказанного, суд считает, что поскольку изменения в его организационно-правовую форму с момента создания не вносилась, на протяжении всей деятельности у Заявителя отсутствовали лицевые счета в Федеральном казначействе единственный расчетный счет Заявителя открыт в Межгосударственном банке ОГРН 001027739567228) и Заявитель не осуществлял операции с бюджетными средствами, а также в силу целей создания, определенных Уставом Заявителя, тип Заявителя в настоящее время может быть только бюджетное учреждение.

Согласно части 1 статьи 218 АПК РФ арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктами 1, 2, 3 ч.2 ст.218 АПК РФ установлен перечень фактов, по установлению которых арбитражный суд рассматривает дела, при этом п.4 ч.2 ст.218 АПК РФ установлено, что арбитражный суд рассматривает дела также об установлении других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В порядке особого производства суд устанавливает (констатирует) имевшие место в действительности обстоятельства - юридические факты - с которыми связаны возникновение, изменение, прекращение гражданских прав и обязанностей.

Пунктом 1 статьи 219 АПК РФ установлено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.

Руководствуясь ст.ст. 64-68, 75, 110, 167-170, 218, 219 АПК, суд

РЕШИЛ:

Определить тип Государственного учреждения «Федеральный фонд производственных инноваций» (ОГРН 1027739216834) как бюджетное учреждение.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                                                                           Уточкин И.Н.