ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-242796/17-147-2000 от 20.03.2018 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

27 марта 2018 г.

Дело № А40-242796/17 -147-2000

Резолютивная часть решения объявлена 20 марта 2018 г.

Полный текст решения изготовлен 27 марта 2018 г.

Арбитражный суд в составе судьи Нагорной А.Н. ,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Беляевой В.Л., с использованием средств аудиофиксации,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению)

Индивидуального предпринимателя ФИО1

к Департаменту экономической политики и развития города Москвы (зарегистрированному по адресу: 125032, <...>; ОГРН: <***>; ИНН: <***>, дата регистрации: 19.12.2002 г.)

к Инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по г. Москве (зарегистрированной по адресу: 109377, <...>; ОГРН: <***>; ИНН: <***>; дата регистрации 23.12.2004)

о признании незаконным акта от 09.08.2017 г. № 15049, обязании прекратить начисление торгового сбора, обязании произвести зачет суммы уплаченного торгового сбора, взыскании расходов на оплату юридических услуг в размере 25 000 руб. 

с участием

от заявителя – ФИО2 по доверенности от 06.12.2017 г. без №;

от ответчика – от Департамента экономической политики и развития г. Москвы ФИО3 по доверенности № 66 от 26.12.2017 г.); от ИФНС России № 21 по г. Москве ФИО4 по доверенности № 32 от 20.01.2016 г.

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - заявитель, Предприниматель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту экономической политики и развития города Москвы (далее - ответчик, Департамент, ДЭПиР) и Инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по г. Москве  (далее – налоговый орган, Инспекция) о признании незаконным акта от 09.08.2017 г. № 15049, обязании прекратить начисление торгового сбора, обязании произвести зачет суммы уплаченного торгового сбора, взыскании расходов на оплату юридических услуг в размере 25 000 руб.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал уточненные заявленные требования по доводам заявления и пояснений, отказавшись от требования к Инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по г. Москве об обязании произвести зачет суммы уплаченного торгового сбора; представитель ответчика возражал по доводам отзыва на заявление; представитель налогового органа возразил по доводам отзыва поддержав позицию ответчика.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что по требованию  заявителя Инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по г. Москве об обязании произвести зачет суммы уплаченного торгового сбора производство по делу подлежит прекращению, а требования о признании незаконным акта от 09.08.2017 г. № 15049, обязании прекратить начисление торгового сбора, обязании произвести зачет суммы уплаченного торгового сбора, взыскании расходов на оплату юридических услуг в размере 25 000 руб.  не подлежат удовлетворению исходя из следующего.

В судебном заседании от 20.03.2018 г. заявитель ходатайствовал об отказе от иска и прекращении производства по делу, в части требованию  заявителя Инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по г. Москве об обязании произвести зачет суммы уплаченного торгового сбора. Ответчики против прекращения производства по делу в части не возразили.  

Отказ истца от заявленных требований является его правом в соответствии с ч. 2 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Полномочия лица, подписавшего отказ от иска, судом проверены. Суд с учетом представленных заявителем доказательств о полной оплате штрафа считает, что данный отказ не противоречит закону, не нарушает прав третьих лиц; оснований для непринятия отказа от иска судом не установлено. Судом принят отказ заявителя  от исковых требований в части требования  заявителя Инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по г. Москве об обязании произвести зачет суммы уплаченного торгового сбора, как не противоречащий закону и не нарушающий права других лиц.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ отказ от иска является основанием для прекращения производства по делу. Согласно части 3 статьи 151 АПК РФ в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Отказывая в удовлетворении требований в оставшейся части суд исходил из следующего.

Так, из материалов дела следует, что 09.08.2017 г. Департаментом по результатам проведенного обследования помещения составлен акт № 15049 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором с начислением суммы торгового сбора, со ссылкой на Постановление Правительства Москвы от 30.06.2015 г. № 401 «О Порядке сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве». Акт был направлен Департаментом в налоговый орган.

Так, на основании акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, заявитель поставлен на учет в Инспекции как плательщик торгового сбора.

Согласно пункту 1 статьи 410 Налогового кодекса Российской Федерации торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городе федерального значения Москве сбор устанавливается настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этого субъекта Российской Федерации.

Закон города Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе» (далее также - Закон о торговом сборе), в соответствии с главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливает торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору и определяет орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории города Москвы.

Согласно пункту 1 статьи 418 Кодекса орган государственной власти города федерального значения Москвы осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.

Законом города федерального значения Москвы определяется орган, осуществляющий полномочия, указанные в пункте 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 418 НК РФ).

Пунктом 3 статьи 418 НК РФ определено, что уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.

Согласно статье 4 Закона о торговом сборе полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.

Пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 № 210-ПП, определено, что департамент осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.

Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве (далее также - Порядок).

В соответствии с положениями пункта 1.1 Порядка он устанавливает порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором, порядок выявления объектов осуществления торговли, используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в отношении которых в налоговый орган не представлены уведомления или в отношении которых в уведомлениях указаны недостоверные сведения, а также порядок передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором.

Пунктом 1.2. Порядка также определено, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент экономической политики и развития города Москвы (далее также - Уполномоченный орган).

Согласно пункту 2.1. Порядка под сбором сведений об объектах обложения торговым сбором понимается получение Уполномоченным органом сведений из источников, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия.

В целях сбора Уполномоченным органом сведений об объектах осуществления торговли Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Центр налоговых доходов» (далее также - ГБУ «Центр налоговых доходов»), в том числе, осуществляет межведомственное взаимодействие, связанное с направлением информации об объектах осуществления торговли, размещенных на территории города Москвы, в Уполномоченный орган в соответствии с регламентом, утвержденным Уполномоченным органом.

Пунктом 2.2 Порядка к числу источников сведений об объектах обложения торговым сбором отнесены: государственные предприятия и учреждения (п. 2.2.1); информация, размещенная физическими и юридическими лицами в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в средствах массовой информации (п. 2.2.5).

В силу пункта 2.3 Порядка, обработка собранной информации осуществляется путем анализа и сопоставления, в том числе с использованием информационных систем города Москвы.

Приказом Департамента от 19.12.2016 № 200-ПР утвержден Порядок формирования списка объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения (далее также - Порядок формирования списка объектов).

Пунктом 2.1.6. Порядка выявления объектов обложения сбором также установлено, что при сборе сведений об объектах обложения сбором может использоваться информация от Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Центр налоговых доходов» (далее также - ГБУ «Центр налоговых доходов»).

Согласно пункту 3.1. Порядка по результатам обработки информации Департамент составляет список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения (далее также - Список объектов).

Список объектов подлежит опубликованию на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном ДЭПиР (п. 3.3. Порядка).

Пунктом 3.4 Порядка выявления объектов обложения сбором установлено, что Список объектов публикуется на официальном сайте Департамента не позднее трех рабочих дней с момента его утверждения.

Во исполнение вышеназванных положений ДЭПиР, получив от ГБУ «Центр налоговых доходов» информацию об объекте осуществления торговли, а именно: Информационную карту от 14.04.2017 с приложением фотографий объекта, находящемся по адресу: <...>, в котором заявитель осуществляет торговую деятельность (далее также - Объект), а также проанализировав информацию об объекте из сети Интернет, включил названный Объект в Список объектов.

Вышеназванный Список объектов опубликован на официальном сайте Департамента http://depr.mos.ru/ 18.05.2017, о чем Предпринимателю сообщено письмом от 29.05.2017 № ДПР-31-1923/17. При этом вид торговли, осуществляемой через Объект, был определен как «торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы».

В соответствии с положениями пункта 4.1. Порядка юридическое лицо, являющееся правообладателем объекта, включенного в Список объектов, вправе в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в Список объектов, опубликованный на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, подать в Уполномоченный орган обращение об исключении такого объекта из Списка объектов (далее также - Обращение).

В случае если в отношении соответствующего объекта не поступило Обращение в срок, указанный в настоящем пункте, Уполномоченный орган составляет соответствующий акт в порядке, установленном разделом 5 настоящего Порядка.

Предприниматель обратился в адрес Департамента в установленный двадцатидневный срок с соответствующим Обращением, о чём последнему сообщено письмом от 21.06.2017 № ДПР-31-1923/17.

Обращение было рассмотрено 27.07.2017 на заседании Комиссии. По итогам рассмотрения Комиссия приняла решение об отказе в исключении Объекта из Списка объектов, что подтверждается Выпиской из протокола от 27.07.2017 № 44. Письмом от 08.08.2017 № ДПР-31-1923/17 Департамент уведомил Заявителя о принятом решении.

09.08.2017 Департаментом составлен Акт № 15049 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором в отношении Объекта. Сопроводительным письмом от 15.08.2017 № ДПР-30-4949/17 Ответчик направил указанный Акт в адрес Заявителя.

Следовательно, указанное выше подтверждает, что оспариваемый акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором составлен Департаментом экономической политики и развития города Москвы в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Материалами дела подтверждено, что торговая деятельность, осуществляемая заявителем через Объекты, является объектом обложения торговым сбором.

В соответствии с пунктом 1 статьи 411 Кодекса плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории города Москвы, в отношении которых   нормативным   правовым   актом   установлен   указанный   сбор,   с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории города Москвы.

Пунктом 1 статьи 412 НК РФ определено, что объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 413 Кодекса торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

При этом к торговой деятельности относится, в частности, такой вид торговли как: торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями).

Статьей 2 Закона о торговом сборе, в том числе, установлена ставка торгового сбора для торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 413 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях главы 33 «Торговый сбор» Кодекса, в том числе, используются следующие понятия: объект осуществления торговли в отношении видов торговли, указанных в пункте 2 статьи 413 Кодекса, - здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор; торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

Из п. 1.5 Порядка следует, что к объектам стационарной торговой сети, имеющим торговые залы, относятся: отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), используемые одной организацией или индивидуальным предпринимателем для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (п. 1.5.1 Порядка); расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые одной организацией или индивидуальным предпринимателем для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (п. 1.5.2 Порядка).

Таким образом, организации, ведущие торговлю, являются плательщиками торгового сбора только в случае использования объектов движимого или недвижимого имущества (объекта осуществления торговли), находящегося на территории города Москва, и при установлении ставки торгового сбора в отношении этого вида деятельности.

Понятие «торгового объекта» для целей торгового сбора прямо в налоговом законодательстве не определено. В соответствии со статьей 11 НК РФ в данном случае подлежат применению нормы отраслевого законодательства.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Ответчиком в ходе проведения сбора сведений об Объекте было установлено, что Предприниматель осуществляет торговлю через Объект, расположенный по адресу: <...>.

Объект оснащен оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями, что также подтверждается фотографиями, сделанными в ходе проведения сбора сведений.

Согласно фототаблице, являющейся неотъемлемым приложением к информационной карте, Заявителем на момент осуществления сбора информации предлагалась следующая продукция: чехлы для телефонов и планшетов, зарядные устройства, кабели для зарядки, внешние аккумуляторы, наушники и т.п.

Доводы Предпринимателя, что представленные фотографии не подтверждают факта, что он осуществляет торговлю на Объекте, не принимаются судом во внимание и опровергаются общедоступной информацией с сайта www.apple-repairs.ru где имеется указание на возможность приобретения аксессуаров в сети сервисных центров.

Суд также учитывает, что требованиями действующего законодательства определено, что хозяйствующие субъекты при регистрации заявляют планируемые к осуществлению основной и дополнительные виды экономической деятельности. Классификация и кодирование основных и дополнительных видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации, осуществляется на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее по тексту также - ОКВЭД).

Так, в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении ФИО1 содержатся следующие сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред.2):

Дополнительные виды деятельности: Торговля розничная аудио- и видеотехникой в специализированных магазинах (47.43); Торговля розничная бытовыми электротоварами в специализированных магазинах (47.54); Торговля розничная фотоаппаратурой, оптическими приборами и средствами измерений, кроме очков, в специализированных магазинах (47.78.1); Торговля розничная непродовольственными товарами, не включенными в другие группировки, в специализированных магазинах (47.78.9); Торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах (47.79) и т.п.

Таким образом, Департамент экономической политики и развития города Москвы, выявив объект обложения торговым сбором, в отношении которого в налоговый орган не представлено уведомление, правомерно составил Акт № 9973 от 05.04.2017 г.

С учетом изложенного, требования заявителя к Департаменту экономической политики и развития города Москвы о признании незаконным акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором от 09.08.2017 г. № 15049, а также к Инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по г. Москве об обязании прекратить начисление торгового сбора не подлежат удовлетворению судом исходя из их необоснованности.

Судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 25 000 руб. не подлежит удовлетворению судом ввиду отказа в удовлетворении заявленных требований.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований, расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 49, 150, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Принять отказ Индивидуального предпринимателя ФИО1 от требований к Инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по г. Москве об обязании произвести зачет суммы уплаченного торгового сбора, производство по делу № А40-242796/17-147-2000 в соответствующей части прекратить по основаниям подп. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении требований Индивидуального предпринимателя ФИО1 к Департаменту экономической политики и развития города Москвы о признании незаконным акта от 09.08.2017 г. № 15049 и взыскании расходов на оплату юридических услуг в размере 25 000 руб., а также к Инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по г. Москве об обязании прекратить начисление торгового сбора, - отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

А.Н. Нагорная