ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-244221/17-39-2424 от 06.03.2018 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

26.03.2018 г.                                                                     Дело № А40-244221/17-39-2424

Резолютивная часть решения принята 06.03.2018 г.

Полный текст решения изготовлен 26.03.2018 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Ю.Ю. Лакоба

рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению

ФГБУ «ЯКУТСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

к ООО «ЛИАЦ»

о взыскании денежных средств в размере 20 337,30  руб.

УСТАНОВИЛ:

ФГБУ «ЯКУТСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО «ЛИАЦ» о взыскании денежных средств в размере 20 337,30  руб. по договору на специализированное авиаметеорологическое обеспечение № 20 от 25.11.2013 г.

Истец исковые требования поддержал.

Ответчик против иска возражал по мотивам отзыва. Истцом представлены возражения на отзыв.

   Исследовав и оценив представленные доказательства, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам

Как следует из материалов дела, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Якутское управление  по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее ФГБУ «Якутское УГМС») в октябре 2015 г. обеспечивало воздушные суда ООО «ЛИАЦ» (далее Авиакомпания) метеорологической информацией в соответствии с Договором на специализированное авиаметеорологическое обеспечение № 20 от 25.1 1.2013 года. Однако, оказанные услуги ФГБУ «Якутское УГМС» за октябрь 2015 года на сумму в размере 20 337 (двадцать тысяч триста тридцать семь) рублей 30 копеек остались не оплаченными Авиакомпанией.

31 октября 2015 года ФГБУ «Якутское УГМС» направило Авиакомпании с сопроводительным письмом № 65-21/3-2431 следующие документы на оплачу: Счет № 1644 от 31.10.2015 г. на сумму 20 337,30 рублей, счет-фактуру № 1986 от 31.10.2015 г., акт выполненных работ, реестр самолетовылетов.

Согласно п. 2.2.6. Договора, Заказчик обязуется подписать акт выполненных работ и в 10-дневный срок со дня получения один экземпляр подписанного акта вернуть в адрес исполнителя. Если Заказчик не возвращает подписанный акт в установленный срок, он не освобождается от обязанности но оплате, согласно ст. 8 и ст. 307 ГК РФ.

В соответствии с п. 4.2. Договора, реестры самолетовылетов составляются и подписываются начальниками АМСГ (АМЦ, ОГ) на основании сведений, полученных от центров и отделений филиала «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири».

Согласно п. 4.3. Договора, Исполнитель ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, направляет Заказчику счет, счет-фактуру по установленной форме, акт выполненных работ и реестры самолетовылетов.

Заказчик в течение пяти рабочих дней после получения реестров самолетовылетов проверяет их на наличие ошибок (п. 4.4. Договора).

ООО «ЛИАЦ» не направил в адрес ФГЬУ «Якутское УГ'МС» подписанный акт выполненных работ или возражения к нему в установленные сроки. Также, в адрес ФГ'БУ «Якутское УГМС» не поступали замечания к реестру самолетовылетов ООО «ЛИАЦ» в октябре 2015 года.

Оплата в размере 20 337,30 рублей до настоящего времени не поступила. Таким образом, задолженность Авиакомпании перед Управлением составляет 20 337 (двадцать тысяч триста тридцать семь) рублей 30 копеек.

Требования Управления основаны на следующем:

В соответствии с п.З ст. 17 Федерального закона «О гидрометеорологической службе» от 19.07.1998 г. № 113-ФЗ специализированная метеорологическая информация предоставляется пользователям (потребителям) на основе договоров.

В силу ст.1 указанного закона специализированной информацией является информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потреби геля) и за счёт его средств.

Согласно и.1 Постановления Правительства РФ от 3 августа1992 г. № 532 «О повышении эффективности использования в народном хозяйстве гидрометеорологической информации и данных о загрязнении окружающей природной среды» принято предложение Министерства ЭКОЛОГИИи природных ресурсов Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации о предоставлении предприятиями и организациями Комитета по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации специализированной гидрометеорологической информации и данных о загрязнении окружающей природной среды коммерческим структурам, предприятиям и организациям гражданской авиации, морского и железнодорожного транспорта на договорной основе за плату.

В соответствии с п.5 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997г. № 1425, специализированная информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды предоставляется получателям информации в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационному обеспечению.

Право бюджетных учреждений оказывать услуги за плату для граждан и юридических лиц предусмотрено пунктом 4 статьи 9.2. Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ. Порядок определения платы устанавливается учредителем. Согласно и. 1.1. Устава ФГБУ «Якутское УГМС» учредителем и собственником имущества Учреждения является Российская Федерация. Полномочия и функции учредителя Учреждения от имени Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).

Стоимость услуг определяется в соответствии с Порядком определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, утвержденным Приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 7 мая 2014 года № 238.

Пунктом 3 Порядка установлено, что перечень платных услуг (работ) и цены на платные услуги (работы) утверждает руководитель Учреждения путем издания соответствующего приказа.

В соответствии с п. 4 Порядка, размер платы за платные услуги (работы) определяется, в том числе, на основании установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации цен (тарифов) на соответствующие платные услуги (работы) по основным видам деятельности Учреждений (при наличии), размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание Учреждениями платных услуг (работ), а также размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества с учетом анализа фактических затрат Учреждений на оказание платных услуг (работ) в предшествующие периоды.

Направленная в адрес ответчика претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Доводы отзыва судом отклоняются по следующим основаниям.

Пунктом 6.7. главы 6 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 № 128 (далее ФАП-128) предусмотрено, что перед началом работ, а также в процессе их выполнения командир воздушного судна обязан иметь информацию о погоде в районе выполнения авиационной работы.

Таким образом, полеты без информации о погоде запрещаются.

Метеорологическая информация передана метеорганом экипажу воздушного судна через средства радиосвязи АТИС и подтверждена реестрами самолетовылетов. Ответчик пользовался услугой и не отказался от нее, объем оказанных услуг не оспаривает.

Метеорологическая информация передана метеорганом экипажу воздушного судна через средства радиосвязи АТИС и подтверждена реестрами самолетовылетов. Реестры самолетовылетов направляются авиакомпаниям для сверки.

Ответчик пользовался услугой и не отказался от нее, объем оказанных услуг не оспаривает, частично оплатил задолженность за оказанные услуги.

В отзыве ответчик не заявлял, что полеты его воздушных судов в спорный период не выполнялись, и данный факт им не отрицается. Замечаний по реестрам самолетовылетов не направлялись. Факт оказания услуг по предоставлению в спорный период метеоинформации иным лицом ответчиком не предоставлено.

Все предыдущие счета, счета-фактуры за 2014 и 2015 годы были оплачены ответчиком без возражений, по реестрам самолетовылетов, о чем свидетельствуют копии платежных поручений ООО «ЛИАЦ» (приложение).

Метеорологическая информация передана метеорганом экипажу воздушного судна через средства радиосвязи АТИС и подтверждена реестрами самолетовылетов. Ответчик пользовался услугой и не отказался от нее, объем оказанных услуг не оспаривает.

Исполнитель (ФГБУ «Якутское УГМС») не получил возражений Заказчика по сведениям из реестров самолетовылетов за октябрь 2015 года.

Подлежащей оплате является специализированная метеорологическая информация, для конкретного потребителя, как информационный продукт. Данный вид услуг в соответствии с п. 3.3.2. Устава ФГБУ «Якутское УГМС» является дополнительным видом деятельности, не основным.

Основным видом деятельности ФГБУ «Якутское УГМС» согласно пункту 3.2. Устава является производство метеорологической информации общего назначения.

Как указывалось в исковом заявлении № 10/10-384 от 15.09.2017 г. указанное выше разделение по видам деятельности регулируется и Постановлениями Правительства Российской Федерации № 532 от 3 августа 1992 г., и № 1425 от 15 ноября 1997 г.

ООО «ЛИАЦ» не предоставило в качестве доказательства копию договора с другим лицом и платежные поручения в качестве доказательства оплаты услуг другому лицу. Таким образом, факт оказания услуг по предоставлению в спорный период метеоинформации иным лицом ответчиком не предоставлено.

Согласно п.1 ст.779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с п.1 ст.781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

На основании ст.1, п.3 ст.17 Федерального закона от 19.07.1998 №113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" специализированная информация (далее - Закон о гидрометеорологической службе), под которой понимается информация, предоставляемая по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств, предоставляется пользователям (потребителям) на основе договоров.

Государственные услуги по предоставлению авиационной метеорологической информации предоставляются на платной основе в соответствии со статьями 64, 69 Воздушного кодекса Российской Федерации, Законом о гидрометеорологической службе, приказом Минтранса России от 17.07.2012 №241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" (далее - приказ Минтранса РФ №241).

Согласно п.1 ст.64 Воздушного кодекса Российской Федерации оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Полету воздушного судна должна предшествовать подготовка воздушного судна и его экипажа. Порядок подготовки к полету воздушного судна и его экипажа, порядок осуществления контроля за их готовностью и порядок выполнения полета устанавливаются федеральными авиационными правилами (ст.68 Воздушного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.1 ст.69 Воздушного кодекса Российской Федерации аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.69 Воздушного кодекса Российской Федерации правила и условия аэронавигационного обслуживания, а также обеспечения полетов воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Руководствуясь положениями пунктов 2.7, 2.7.1, 2.8, 5.37, 6.7, 8.20 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 №128 (далее - Правила №128), учитывая данное в Правилах "Организация воздушного движения в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.11.2011 №293, определение понятию метеорологической информации, суд приходит к выводу о том, что полеты воздушного судна без прогноза погоды запрещены.

Согласно п.1 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 №372, Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

На Росгидромет возложены полномочия по метеорологическому обслуживанию гражданской и экспериментальной авиации (пп.5.4.16 вышеуказанного Положения).

Приказом Минтранса РФ №241 утверждены Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.

Пунктом 3.5 названного Перечня, действовавшего в спорный период, установлен сбор за метеообеспечение.

Сбор устанавливается на один вылет воздушного судна и применяется по группам воздушных судов, установленным по максимальной взлетной массе воздушных судов, со следующими коэффициентами:

воздушные суда до пяти тонн включительно - 0,25;

воздушные суда свыше пяти тонн до 12 тонн включительно - 0,5;

самолеты свыше 12 тонн - 1,0.

Аналогичные положения содержатся в пункте 4.1 договора №20.

Также приказом Минтранса РФ №241 утверждены Правила взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве РФ.

Пунктом 7 Правил взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации установлено, что сбор за аэронавигационное обслуживание на маршрутах обслуживания воздушного движения взимается по ставкам в размере, действующем на дату вылета воздушного судна из аэропорта (с аэродрома) или начала полета воздушного судна в районе обслуживания воздушного движения Российской Федерации.

Взимание и применение не зарегистрированных и/или не опубликованных в установленном порядке сборов, тарифов за наземное обслуживание, понижающих коэффициентов,предусмотренных пунктами 2 и 8 настоящего приложения, цен на материально-технические ресурсы, не допускается (пункт 9 Правил).

Таким образом, оплата услуг по метеорологическому обеспечению полетов, оказываемых истцом, осуществляется по предусмотренных ставкам сбора, установленной для соответствующего аэропорта вылета воздушного судна.

Правовая позиция по аналогичным делам представлена решениями Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) № А58-1802/2016, № А58-2350/2016, № А58-427/2017, № А58-452/2017, № А58-3327/2017. № А58-3627/2017, № А58-5864/2017, № А58-6049/2017. № А58-6144/2017, № А58-7683/2017, а также решением Арбитражного суда Амурской области № А04-3728/2017.

Таким образом, доводы отзыва признаны судом необоснованными. Так же суд обращает особое внимание на то, что ООО «ЛИАЦ» не направил в адрес ФГЬУ «Якутское УГ'МС» подписанный акт выполненных работ или возражения к нему в установленные сроки. Также, в адрес ФГ'БУ «Якутское УГМС» не поступали замечания к реестру самолетовылетов ООО «ЛИАЦ» в октябре 2015 года.

С учетом изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению в заявленном размере.

Судебные расходы по оплате государственной пошлине распределяются по правилам ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в порядке возмещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309,310 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ст.ст.4,49,65,110,125,126,167-171,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ООО «ЛИАЦ» в пользу ФГБУ «ЯКУТСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» денежные средства в размере 20 337,30  руб., а также расходы по оплате госпошлины в размере     2 000 руб.

                Решение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в течение 15-ти дней со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции, а в случае составления мотивированного решения - в течение 15-ти дней со дня принятия решения в полном объеме.

Судья                                                                                                                Ю.Ю.Лакоба