ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-247245/18-146-2017 от 05.12.2018 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

12 декабря 2018 года

Дело №

А40-247245/18-146-2017

Резолютивная часть решения объявлена 05 декабря 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено 12 декабря 2018 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи

Яцевой В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Макеевой В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР ФИЛИ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 121108, <...>, помещение I ком 5)

к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (ОГРН <***>, ИНН <***>, 125009, <...>)

о признании незаконным и отмене Постановления № 2 от 04.09.2018 по делу об административном правонарушении № 05-07-18-346 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.28  КоАП РФ и решения №2 от 05.10.2018 по рассмотрению жалобы на постановление № 2 от 04.09.2018 по делу об административном правонарушении № 05-07-18-346

при участии:от заявителя – Клименков Я.В. (Паспорт, Доверенность от 01.10.2018); от ответчика – Литвинова Ю.А. (Удостоверение №  10100, Доверенность № 77-30-34/8 от 31.08.2018);

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР ФИЛИ» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением опризнании незаконным и отмене Постановления Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства № 2 от 04.09.2018 по делу об административном правонарушении № 05-07-18-346 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.28  КоАП РФ и решения №2 от 05.10.2018 по рассмотрению жалобы на постановление № 2 от 04.09.2018 по делу об административном правонарушении № 05-07-18-346.

Представитель заявителя в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, возражал против заявленных требований, по доводам, изложенным в письменных пояснениях, заявил ходатайство о пропуске срока на обжалование Постановления, представил для приобщения материалы дела об административном правонарушении.

Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя  не обоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6 и 7 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Как следует из материалов дела, 19.09.2018 в адрес заявителя поступило постановление №2 от 04.09.2018 по делу по административном правонарушении №05-07-18-346 о привлечении к административной ответственности Заявителя по п.1 ст. 14.28 КоАП РФ, данным постановлением на Заявителя наложен штраф в размере 500 000 рублей.

05.10.2018 должностным лицом государственного органа было вынесено Решение №2 по делу №05-07-17-346 об оставлении постановления о привлечении к административной ответственности по п.1 ст. 14.28 КоАП РФ в силе.

Не согласившись с вынесенными постановлением и решением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.

Заявлением мотивировано тем, что правонарушение, допущенное заявителем, является малозначительным.

Также, заявитель сослался на то, что отсутствуют и не могли наступить вред и какие-либо неблагоприятные последствия.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд исходит из следующего.

Согласно ч.2 ст.23 ФЗ РФ №214-ФЗ от 30.12.2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ РФ №214-ФЗ от 30.12.2004) контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с названным Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.

Функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по организации государственного контроля и надзора соблюдения в городе Москве законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в силу п.1, 4.2.1, 4.2.2, 4.3. Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26.04.2011 №157-1111, является Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест), к полномочиям которого также отнесено принятие решений о рассмотрении в установленном порядке дел об административных правонарушениях, привлечении к административной ответственности должностных лиц и юридических лиц в пределах своей компетенции.

В силу положений п.1 ст.2 ФЗ РФ №214-ФЗ (в ред. ФЗ от 10.07.2012 №118-ФЗ, от 23.06.2014 №171-ФЗ) застройщиком признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных ФЗ от 24.07.2008 №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» случаях на праве безвозмездного срочного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.

Как следует из материалов дела, Москомстройинвестом в период с 02.07.2018 по 27.07.2018 на основании приказа от 25.06.2018 №01-06-146/8 проведена плановая выездная проверка ООО «Центр Фили» на предмет соблюдения требований ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ при строительстве многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и автомобильной парковкой, расположенного по адресу: <...> ЗАО) (далее - Объект).

По результатам проверки (Акт проверки от 27.07.2018 №117/18) установлено, что ООО «Центр Фили» осуществляет строительство Объекта на земельном участке с кадастровым №77:07:0005009:21 на основании договора аренды земельного участка от 18.06.2010 № М-07-034806, разрешения на строительство от 18.04.2016 №77-208000-012533-2016.

Согласно сведениям Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии первый договор участия в долевом строительстве по Объекту зарегистрирован 14.09.2016.

Деятельность ООО «Центр Фили» связана с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и автомобильной парковкой по адресу г. Москва, ЗАО, Филевский парк, Багратионовский проезд, вл. 1 А.

Таким образом, в соответствии с п.1 ст.2 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ ООО «Центр Фили» является застройщиком многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и автомобильной парковкой по адресу г. Москва, ЗАО, Филевский парк, Багратионовский проезд, вл. 1А.

В соответствии с ч.1 ст. 3 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ застройщик вправе привлекать денежные средства граждан на строительство Объектов только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) предоставления проектной декларации и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства многоквартирного дома, или договора аренды такого земельного участка.

В соответствии с ч.2 ст. 3 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ установлено, что право на привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся многоквартирном доме, имеют застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.

В ходе анализа представленных для проведения проверки документов установлено, что ООО «Центр Фили» в лице генерального директора ФИО3 заключен ДДУ от 28.11.2017 №122 (далее - Договор) с гражданином ФИО4 (Участником долевого строительства).

Согласно п.2.1 указанного Договора предмет договора застройщик обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) Многоквартирный дом и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию  Многоквартирного  дома  передать  Объект  долевого  строительства Участнику долевого строительства.

В соответствии с п. 1.5 Договора под Объектом долевого строительства понимается квартира, а также доля в общем имуществе Многоквартирного дома, создаваемые с привлечением в рамках Договора денежных средств Участника и входящие в состав Многоквартирного дома. Указанные квартира и доля в общем имуществе подлежит передаче Участнику в порядке и на условиях, предусмотренных договором, после получения разрешения на ввод в эксплуатацию Многоквартирного дома.

В соответствии с п. 1.2 Договора Многоквартирный дом - многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и автомобильной парковкой, создаваемый (строящийся) Застройщиком и на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0005009:21 и расположенный по адресу: г. Москва, ЗАО, Багратионовский проезд, вл. 1 А. Указанный адрес является строительным адресом. По окончании строительства Многоквартирному дому будет присвоен почтовый адрес.

Как следует из материалов дела, цена договора от 28.11.2017 №122 составляет 17 337 078,00 руб. (п. 3.1 договора).

Согласно отметке (штампу) Управления Росреестра по Москве на оборотной стороне данного Договора дата государственной регистрации Договора - 16.01.2018 (номер регистрации 77:07:005009-21-77/005/2017-153).

Денежные средства гражданина ФИО4 привлечены ООО «Центр Фили» 02.02.2018 (17 337 078,00 руб., платежное поручение №314831).

В соответствии с ч.2. ст.1 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.07.2017 №267-ФЗ) привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только:

1)         на основании договора участия в долевом строительстве;

2)         путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.

Согласно ч.1 ст. 3 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ предусмотрено, что застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» либо пп. 15 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ, договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

То есть обязательными условиями для получения застройщиком права на привлечение денежных средств граждан являются наличие у застройщика действующего разрешения на строительство, опубликование им проектной документации, государственной регистрации права на земельный участок и наличие договора участия в долевом строительстве, заключенного в письменной форме и прошедшего государственную регистрацию.

Следовательно, Застройщик не имеет права на привлечение денежных средств граждан при отсутствии у него действующего разрешения на строительство.

Согласно информации, содержащейся в Информационно-аналитической системе управления градостроительной деятельностью (Положение о системе утверждено постановлением Правительства Москвы от 10.06.2014 №322-ПП «Об Информационно-аналитической системе управления градостроительной деятельностью»), по состоянию на 27.07.2018 ООО «Центр Фили» на строительство Объекта - многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и автомобильной парковкой по адресу г. Москва, ЗАО, Филевский парк, Багратионовский проезд, вл. 1А получено разрешение на строительство № 77-208000-012533-2016 от 18.04.2016 сроком действия до 05.12.2017.

ООО «Центр Фили» в рамках составления протокола представлена копия разрешения на строительство №77-208000-012533-2016 от 18.04.2016 (продленная от 26.02.2018 со сроком действия до 31.03.2018).

Таким образом, само Общество представило документы, свидетельствующие, что продление действия разрешение на строительство №77-208000-012533-2016 от 18.04.2016 было получено им только 26.02.2018.

То есть в период с 06.12.2017 по 25.02.2018 (в том числе по состоянию на 02.02.2018) ООО «Центр Фили» не имело права на привлечение денежных средств граждан, поскольку не располагало действующим разрешением на строительство.

ООО «Центр Фили» имело возможность для соблюдения требований действующего законодательства, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, денежные средства гражданина ФИО4 привлечены ООО «Центр Фили» в нарушение требований ч.1 ст. 3 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ, а именно до получения действующего разрешения на строительство (02.02.2018).

Лица, привлекающие денежные средства граждан для строительства в нарушение требований, установленных ч.2 ст.1 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч.2.2. ст.1 ФЗ от 30.12.2004 № 214-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ привлечение денежных средств гражданина, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, лицом, не имеющим в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на это права и (или) привлекающим денежные средства граждан в нарушение требований, установленных указанным законодательством.

Согласно примечанию к ст. 14.28 КоАП РФ, в случае нарушения лицом требований к привлечению денежных средств гражданина, связанному с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, административная ответственность, установленная ч.1 ст. 14.28 КоАП РФ, наступает в отношении каждого случая неправомерного привлечения денежных средств гражданина в отдельности.

Таким образом, с 21.06.2010 законодателем четко установлено, что административная ответственность по ч.1 ст.14.28 КоАП РФ наступает за каждый случай неправомерного привлечения денежных средств гражданина в отдельности.

Таким образом, установлены нарушения требований ч.2 ст.1, ч.1 ст. 3 ФЗ от 30.12.2004 № 214-ФЗ при строительстве Объекта.

ООО «Центр Фили» совершило административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст. 14.28 КоАП РФ, а именно привлечение денежных средств гражданина, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, лицом, не имеющим в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на это права и (или) привлекающим денежные средства граждан в нарушение требований, установленных указанным законодательством, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Объектом данного правонарушения являются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства.

Субъектом правонарушения является лицо, обязанное осуществлять привлечение денежных средств гражданина, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Объективная сторона правонарушения состоит в привлечении ООО «Центр Фили» денежных средств граждан для целей строительства в нарушение требований, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, а именно до получения разрешения на строительство.

Определяя субъективную сторону правонарушения, суд отмечает следующее.

Согласно материалам дела, по состоянию на 02.02.2018 (привлечение денежных средств гражданина ФИО4) ООО «Центр Фили» не получило ни новое разрешение на строительство, ни продление разрешения от 18.04.2016.

В этой связи не состоятелен довод заявителя, что Общество должно быть освобождено от ответственности, поскольку 26.02.2018, по прошествии более 3-х недель после привлечения денежных средств гражданина ФИО4, оно получило продление разрешения на строительство от 18.04.2018.

Довод заявителя о малозначительности совершенного правонарушения в связи с тем, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям отсутствует, суд также отклоняет, ввиду следующего.

Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий   правонарушения,   возмещение   причиненного   ущерба,   не   являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч.ч.2,3 ст.4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (п.п.8,18.1).

Как следует из положений ст. 14.28 КоАП РФ, для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта совершения административного правонарушения, то есть вредные материальные последствия не могут рассматриваться в качестве его квалифицирующего признака.

В данном случае (по вмененному составу правонарушения) существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

При этом выявленные нарушения необходимо отнести к категории существенных, так как они посягают на общественные отношения, возникающие в особо регулируемой сфере – в сфере долевого строительства многоквартирных жилых домов, и нарушают права участников долевого строительства.

Такая правовая позиция следует из п. 16 Обзора судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (утв. Президиумом ВС РФ 19.07.2017), где четко сказано, что административные правонарушения, составы которых предусмотрены ст. 14.28 КоАП, ввиду особой значимости охраняемых законом общественных отношений, выступающих объектом посягательства этого административного правонарушения, не могут быть признаны малозначительными.

Как прямо указано в п. 16 Обзора, предусмотренные ст. 14.28 КоАЛ административные правонарушения несут существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, правам дольщиков, в том числе гражданам - участникам долевого строительства, заключающим указанные договоры исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, причиняют вред общественным отношениям в области эффективного контроля за строительством, создают препятствия в осуществлении контроля за деятельностью застройщика, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, что, в свою очередь, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, участвующих в долевом строительстве, а широкий круг лиц вводится в заблуждение относительно порядка строительства многоквартирных жилых домов (в том числе срока его окончания).

Все изменения положений действующего законодательства, в том числе в части положений ФЗ №214-ФЗ и ответственности за из неисполнение, имеют своей целью защиту прав частных участников долевого строительства путем ужесточения требований к застройщикам и усиления контроля за их деятельностью, а также обеспечение доступности, простоты, ясности восприятия обязательной к размещению информации частными участниками долевого строительства (как фактическими, так и потенциальными).

Именно поэтому санкции ст. 14.28 КоАП РФ устанавливают значительные суммы штрафа за несоблюдение требований законодательства об участии в долевом строительстве (до 1 000 000 рублей).

Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалось, как в материалах административного дела, так и в материалах арбитражного дела отсутствуют, Обществом не представлены.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии со стороны Общества надлежащего контроля за соблюдением и исполнением соответствующих публично-правовых обязанностей, о пренебрежительном отношении Общества к установленным правовым требованиям и предписаниям.

Суд также отмечает, что доводы застройщика об отсутствии правонарушения противоречат не только положениям ФЗ №214-ФЗ, но и целям, в которых они были приняты: защита прав частных участников долевого строительства путем ужесточения требований к застройщикам и усиления контроля за их деятельностью.

Таким образом, как фактические обстоятельства дела, так и сама правовая позиция застройщика, изложенная в поданном в суд заявлении, свидетельствуют о соразмерности и оправданности наложения на Общество штрафных санкций.

В то же время само заявление Общества о применении ст.2.9 КоАП РФ свидетельствует о том, что Общество факт совершения правонарушения признало.

При рассмотрении дела об административном правонарушении учтены характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения.

Суд отмечает, что наказание ООО «Центр Фили» назначено в пределах санкции ч.1 ст. 14.28 КоАП РФ, ее минимальный размер - 500 000 руб.

Наряду с исследованием вышеуказанных обстоятельств арбитражный суд, согласно положений ст.ст.210, 211 АПК РФ, также рассматривает вопрос о соблюдении административным органом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Пленум ВАС РФ в п. 10 Постановления от 02.06.04 №10 разъяснил, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процедурных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности (ч.2 ст.206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа (ч.2 ст.211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

ООО «Центр Фили» извещен в установленном порядке о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 14.28 КоАП РФ.

С целью извещения ООО «Центр Фили» о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 14.28 КоАП РФ (20.08.2018 в 10 час. 00 мин.) Москомстройинвестом на адрес государственной регистрации ООО «Центр Фили» почтовым отправлением направлено уведомление от 08.08.2018 №77-21-2363/8 (идентификатор: 12500925100694, получено адресатом 14.08.2018).

Дополнительно копия уведомления вручена 08.08.2018 представителю ООО «Центр Фили» ФИО1, о чем имеется отметка на копии. Также по адресу регистрации ООО «Центр Фили» направлена телеграмма от 08.08.2018 №77-21-2361/8 о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.14.28 КоАП РФ (20.08.2018 в 10 час. 00 мин.).

Протокол от 20.08.2018 №05-07-18-346-02 об административном правонарушении по ч.1 ст.14.28 КоАП РФ составлен в присутствии представителя (ФИО1, доверенность от 10.07.2018 №б/н) ООО «Центр Фили», который не согласился с выявленным правонарушением, пояснил, что ООО «Центр Фили» предприняло все меры для продления разрешения на строительство, о чем свидетельствует его продление до 31.03.2018.

Копия определения №77-21-2713/8 от 23.08.2018 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №05-07-18-346 и вызове лиц на 04.09.2018 в 10 час. 10 мин. направлена Почтой России по адресу государственной регистрации застройщика (идентификатор 12500926041651, 27.08.2018 получено адресатом), по адресу регистрации должностного лица (идентификатор 12500926041668).

Дополнительно по адресу государственной регистрации организации и адресу регистрации должностного лица направлены телеграммы от 23.08.2018 №№ 77-21-2715/8 и №77-21-2714/8.

Постановление №2 по делу об административном правонарушении №05-07-18-346 от 04.09.2018 и Решение №2 от 05.10.2018 также вынесены с участием представителя по доверенности ООО «Центр Фили» ФИО1

Таким образом, при привлечении Общества к ответственности соблюдены требования КоАП РФ в части извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени составления протокола и вынесения постановления об административном правонарушении.

Приняты все меры для своевременной реализации ООО «Центр Фили» права на защиту, в том числе посредством объяснений, которым Общество распорядилось по собственному усмотрению (воспользовалось).

Порядок и процедура привлечения ООО «Центр Фили» к административной ответственности по ч.1 ст.14.28 КоАП РФ соблюдены.

В соответствии с положениями ст.4.5. КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Материалы дела об административном правонарушении свидетельствуют о том, что ООО «Центр Фили» привлечено к административной ответственности в пределах срока, предусмотренного ст.4.5 КоАП РФ.

Факт совершения правонарушения (неправомерного привлечения денежных средств гражданина) подтверждается платежными поручениями, ДДУ, пояснениями Общества и протоколом от 20.08.2018 №05-07-18-346-02, иными материалами дела об административном правонарушении №05-07-18-346.

Таким образом, Постановление №2 по делу об административном правонарушении №05-07-18-346 от 04.09.2018 вынесено административным органом в пределах срока, установленного ст.4.5 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается винов­ным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответствен­ность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалами административного дела установлено, что у ООО «Центр Фили» имелась возможность для соблюдения правил и норм, установленных законом, КоАП РФ, но им не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства.

В соответствии с ч. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований и расцениваются судом, как направленные на уклонение от административной ответственности.

При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу о законности вынесенных в отношении заявителя постановления и решения по делу об административном правонарушении, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказывает.

Кроме того, суд также отмечает следующее.

Судом установлено, что ООО «Центр Фили» пропущен срок обжалования Постановления №2 от 04.09.2018 и Решения от 05.10.2018 №2 по делу об административном правонарушении №05-07-18-346.

В соответствии с ч.1 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии с ч.3 ст.302 КоАП РФ жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В то же время в соответствии с ч.1 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.

В соответствии с ч.2 ст.208 АПК РФ указанное заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

Таким образом, реализация лицом возможности обжалования постановления по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, не прерывает установленный ст.208 АПК РФ срок на обжалование постановления (решения) о привлечении юридического лица к административной ответственности.

Обжалуемое Постановление №2 от 04.09.2018 по делу об административном правонарушении №05-07-18-346 получено Обществом 19.09.2018 (листы 178, 182 дела 05-07-18-346).

Следовательно, срок подачи жалобы на Постановление №2 от 04.09.2018 - до 03.10.2018 (среда) включительно.

В то же время жалоба на Постановление №2 от 04.09.2018 о привлечении Общества к административной ответственности подана истцом в Арбитражный суд г.Москвы 17.10.2018.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что жалоба на Постановление №2 от 04.09.2018 подана с нарушением 10-ти дневного срока, предусмотренного ч.2 ст.208 АПК РФ для оспаривания решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

Обжалуемое Решение №2 от 05.10.2018 по делу об административном правонарушении №05-07-18-346 получено Обществом 05.10.2018 (на руки представителем, отметка о получении в решении).

Следовательно, срок подачи жалобы на Решение №2 от 05.10.2018 - до 15.10.2018 (понедельник) включительно.

В то же время жалоба на решение подана истцом в Арбитражный суд г.Москвы 17.10.2018.

В соответствии с абз.2 ч.2 ст.208 АПК РФ в случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Согласно ч. 1 ст. 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу ч. 2 ст. 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.

Обществом заявлено устное ходатайство о восстановлении срока. При этом заявителем не обосновано наличие уважительных причин пропуска срока на подачу настоящего заявления.

Таким образом суд не находит оснований для восстановления срока для подачи такого заявления.

Согласно ст. 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Пропуск срока на обращение в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006 №9316/05, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.12.2012 № ВАС-17042/12).

С учетом изложенного, суд отказывает заявителю в удовлетворении заявленных требований также и в связи с пропуском срока на обжалование постановления и решения.

В силу ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 1.5, 2.1, 4.5, 14.28, 25.1, 26.1, 28.2 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 29, 67, 68, 75, 167-170, 176, 210, 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР ФИЛИ» отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:В.А. Яцева