Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва
Дело № А40-247592/16
130-244
15 мая 2017 г.
Резолютивная часть решения объявлена 04 мая 2017 года
Полный текст решения изготовлен 15 мая 2017 года
Арбитражный суд в составе судьи Кукиной С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петуховой Т.К.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) ФИО1 к Центральному банку России (адрес: 107016, <...> МНН: 7702235133, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 10.01.2003) о признании незаконным Приказа № ОД-3864 от 10.11.2016 г.
третье лицо – ЗАО «Регистроникс»
при участии представителей: от истца (заявителя) - ФИО2, ФИО3. № 78 АБ 2337556 от 13.03.2017, паспорт; от ответчика (заинтересованного лица) – ФИО4, ФИО3. № 337 от 7 сентября 2015г., удостоверение, ФИО5, ФИО3. № ДВР16-010/279 от 6 октября 2016г, паспорт; от третьего лица - ФИО2, ФИО3. № 78 АБ 2337556 от 13.03.2017, паспорт
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральному банку Российской Федерации о признании незаконным Приказа № ОД-3864 от 10.11.2016 г.
Представитель заявителя в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, просил суд удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, указанным в письменном отзыве, со ссылкой на то, что оспариваемый Приказ является законным и обоснованным, вынесенным в пределах компетенции ответчика.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Суд установил, что срок на обжалование ненормативных актов, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ заявителем не пропущен.
Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным обжалуемого заявителем Приказа ЦБ РФ необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие их закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Из заявления следует, что Приказом Банка России от 10.11.2016 № ОД-3864 аннулирован квалификационный аттестат серии АА № 0013754 по квалификации, «руководитель или контролер или специалист организации, осуществляющей клиринговую и (или) депозитарную деятельность или деятельность по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг», выданный ФИО1
Посчитав указанный Приказ незаконным и не обоснованным, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд исходил из следующих обстоятельств.
Согласно п. 9.1 ст. 4, ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п. 10 и 14 ст. 42 Федерального закона от 22.04.1996г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о рынке ценных бумаг) Банк России:
- осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Банком России;
- устанавливает квалификационные требования к работникам профессиональных участников рынка ценных бумаг, требования к профессиональному опыту лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа профессиональных участников рынка ценных бумаг, утверждает программы квалификационных экзаменов для аттестации граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, определяет условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих аттестацию граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в форме приема квалификационных экзаменов и выдачи квалификационных аттестатов, осуществляет аккредитацию таких организаций, определяет типы и формы квалификационных аттестатов и ведет реестр аттестованных лиц;
В силу п. 10 ст. 44 Закона о рынке ценных бумаг Банк России вправе аннулировать квалификационные аттестаты физических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения ими законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
Согласно п. 6 Положения о специалистах финансового рынка, утвержденного приказом ФСФР России от 28.01.2010 № 10-4/пз-н (далее - Положение о специалистах финансового рынка), решение об аннулировании квалификационного аттестата, выданного ФКЦБ России, ФСФР России или организацией, аккредитованной ФСФР России на осуществление аттестации специалистов финансового рынка, аттестованного лица принимается в случае неоднократного или грубого нарушения аттестованным лицом законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, законодательства Российской Федерации об инвестиционных фондах или законодательства Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах, а также указанного Положения, в том числе если исполнение или неисполнение аттестованным лицом своих обязанностей повлекло нарушение организацией (ее филиалом) указанного в настоящем пункте Положения законодательства.
Согласно сведениям, представленным Банком России, ФИО1 с 23.11.2010 по 18.01.2016 являлась единоличным исполнительным органом ЗАО «РЕГИСТРОНИКС» (профессиональный участник рынка ценных бумаг).
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 4 и статьи 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о Банке России) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями (к числу которых относятся и профессиональные участники рынка ценных бумаг) и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
В силу пункта 10 статьи 44 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (далее -Закон о рынке ценных бумаг) Банк России вправе аннулировать квалификационные аттестаты физических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения ими законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
Согласно пункту 6 Положения о специалистах финансового рынка, утвержденного приказом ФСФР России от 28.01.2010 № 10-4/пз-н (далее - Положение о специалистах финансового рынка), решение об аннулировании квалификационного аттестата, выданного ФКЦБ России, ФСФР России или организацией, аккредитованной ФСФР России на осуществление аттестации специалистов финансового рынка, аттестованного лица принимается в случае неоднократного или грубого нарушения аттестованным лицом законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, законодательства Российской Федерации об инвестиционных фондах или законодательства Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах, а также указанного Положения, в том числе, если исполнение или неисполнение аттестованным лицом своих обязанностей повлекло нарушение организацией (ее филиалом) указанного в данном пункте Положения законодательства.
Пунктом 7 Положения о специалистах финансового рынка предусмотрено, что нарушения, допущенные специалистами финансового рынка, указанные в пунктах 1.1 и 2 приложения № 1 к Положению (руководитель и контролер), в связи с которыми за нарушение законодательства Российской Федерации была аннулирована лицензия организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке, являются основанием для принятия решения об аннулировании квалификационных аттестатов указанных лиц.
Приказ № ОД-3864 издан в соответствии с пунктом 10 статьи 44 Закона о рынке ценных бумаг и пунктами 6, 7 Положения о специалистах финансового рынка.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 69 Федерального закона «Об акционерных обществах» единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) осуществляет руководство текущей деятельностью общества. Единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.
Основаниями для издания указанного приказа явились неоднократные и грубые
нарушения ФИО1 как единоличного исполнительного органа законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, повлекшими нарушения ЗАО «РЕГИСТРОНИКС» законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, послужившие основанием для аннулирования Банком России лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по ведению реестра (приказ Банка России от 10.11.2016 № ОД-3863).
Нарушения выявлены Банком России в ходе проведения проверки деятельности ЗАО «РЕГИСТРОНИКС» (Акт проверки от 08.08.2016 № А14-425-12-4/794ДСП (далее - Акт проверки), а также в рамках осуществления дистанционного надзора.
Так, в нарушение требований пункта 2.1.13 Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 20.07.2010 № 10-49/пз-н (далее - Положение о лицензионных требованиях) и 2.4.5 Положения Банка России от 27.07.2015 №481-П «О лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ограничениях на совмещение отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о порядке и сроках представления в Банк России отчетов о прекращении обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценныхбумаг, в случае аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг» (далее - Положение № 481-П) как руководитель ЗАО «РЕГИСТРОНИКС», одновременно являвшийся членом совета директоров ЗАО «РЕГИСТРОНИКС», допустила отсутствие в обществе в период с 30.06.2015 по 09.11.2015 избранного совета директоров (п. 3.2.1 Акта проверки).
В нарушение требований пункта 2.4.1 Положения № 481-П и пункта 2.8.2 Положения о лицензионных требованиях ФИО1 не обеспечила наличие как минимум одного работника (специалист), соответствующего квалификационным требованиям, в Уральском филиале ЗАО «РЕГИСТРОНИКС» (п. 3.2.5 Акта проверки (стр. 100-101 том№ 1 приложение к отзыву), стр.18-20 том№ 2 приложение к отзыву).
В нарушение требований пункта 2.11 Положения о лицензионных требованиях и пункта 1.7 Положения № 481-П ФИО1 в период с 20.07.2015 по 27.09.2015 не обеспечила постоянное руководство текущей деятельностью ЗАО «РЕГИСТРОНИКС» (в обществе отсутствовало лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, а также не были возложены его полномочия на иное лицо, соответствующее требованиям к лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа) (п. 3.2.2 Акта проверки).
В нарушение требований пункта 2.4 Положения о внутреннем контроле
профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР
России от 24.05.2012 № 12-32/пз-н (далее - Положение о внутреннем контроле)
ФИО1 в период с 23.06.2015 по 25.06.2015, с 13.07.2015 по 31.07.2015 не обеспечила непрерывность осуществления внутреннего контроля.
В ЗАО «РЕГИСТРОНИКС» отсутствовало лицо, выполняющее функции контролера (п. 2 Акта проверки).
В нарушение требований пункта 2 статьи 11 Федерального закона «О
противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и
манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» (далее - Закон о ПНИИИ/МР) в период с 23.11.2010 по
18.01.2016 ФИО1 не назначила должностное лицо, в обязанности которого входит осуществление контроля за соблюдением требований Закона о ПНИИИ/МР (далее - должностное лицо в области ПНИИИ/МР) (п. 3.2.6 Акта проверки).
В нарушение требований пункта 3 статьи 11 Закона о ПНИИИ/МР ФИО1 не обеспечила условия для эффективного осуществления должностным лицом в области ПНИИИ/МР своих функций (п. 3.2.6 Акта проверки).
В нарушение требований пункта 9.2 Положения о внутреннем контроле в период с 23.11.2010 по 18.01.2016 ФИО1 не обеспечила непрерывность осуществления внутреннего контроля в целях ПНИИИ/МР (п. 3.2.6 Акта проверки).
В нарушение требований пункта 9.3.5 Положения о внутреннем контроле ФИО1 в период с 23.11.2010 по 18.01.2016 не обеспечила составление и предоставление совету директоров для рассмотрения письменного отчета о результатах осуществления внутреннего контроля в целях ПНИИИ/МР за прошедший квартал (п. 3.2.6 Акта проверки).
В нарушение пункта 1.1 Приказа ФСФР России от 11.02.2010 № 10-7/пз-н «О порядке и сроках раскрытия профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов информации о расчете собственных средств в сети «Интернет» ФИО1 не обеспечила соблюдение требований к раскрытию информации о расчете собственных средств по состоянию на 31.10.2015 на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В нарушение пункта 2.1.10 Положения о лицензионных требованиях, Указания Банка России от 15.01.2015 № 3533-У «О сроках и порядке составления и представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг в Центральный банк Российской Федерации» ФИО1 не обеспечила представление в Банк России отчетности с соблюдением установленного срока.
В нарушение пункта 1.3 Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 23.12.2010 № 10-77/пз-н, ФИО1 не обеспечила прием реестра с соблюдением требований законодательства (акт приема реестра ЗАО «Визир» от 11.12.2015) (п. 3.4 Акта проверки).
Изложенные обстоятельства подтверждают, что ФИО1 как единоличный исполнительный орган ЗАО «РЕГИСТРОНИКС» ненадлежащим образом выполняла возложенные на нее функции.
Следовательно, у Банка России имелись основания для аннулирования квалификационного аттестата серии АА № 013754 по квалификации «руководитель или контролер или специалист организации, осуществляющей клиринговую и (или) депозитарную деятельность или деятельность по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг», выданного ФИО1, в соответствии с пунктом 10 статьи 44 Закона о рынке ценных бумаг и пунктами 6, 7 Положения о специалистах финансового рынка.
Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее. В рамках осуществления надзорных полномочий, установленных статьей 42 Закона о рынке ценных бумаг, Банк России неоднократно выявлял нарушения ЗАО «РЕГИСТРОНИКС» требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к профессиональному участнику рынка ценных бумаг при осуществлении деятельности по ведению реестра, что подтверждается направлением ЗАО «РЕГИСТРОНИКС» предписаний и привлечением общества к административной ответственности.
Из представленных материалов следует, Банком России в адрес ЗАО «РЕГИСТРОНИКС» было направлено 17 предписаний об устранении и недопущении в дальнейшей деятельности нарушений законодательства Российской Федерации.
Также в отношении ЗАО «РЕГИСТРОНИКС» было вынесено 11 постановлений о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1, частями 1 и 2 статьи 15.19, частью 3 статьи 15.22, частью 9 статьи 15.29, частью 9 статьи 19.5 и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначены наказания в виде штрафов.
Выявленные нарушения являлись однотипными, носили системный характер и создавали препятствия для осуществления надзорных полномочий Банка России, а также нарушали права и законные интересы клиентов и иных заинтересованных лиц.
Таким образом, ЗАО «РЕГИСТРОНИКС» являлось недобросовестным участником рынка ценных бумаг, осуществляло профессиональную деятельность с многочисленными нарушениями законодательства Российской Федерации, к обществу неоднократно применялись меры надзорного реагирования, направленные на предупреждение совершения нарушений законодательства Российской Федерации.
Руководство ЗАО «РЕГИСТРОНИКС» в свою очередь было не в состоянии надлежащим образом обеспечить деятельность общества как профессионального участника рынка ценных бумаг, что влекло существенные риски для эмитентов и зарегистрированных лиц.
Довод заявителя о том, что профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг является единственной сферой деятельности ФИО1 и единственным источником дохода, является несостоятельным в связи со следующим.
В соответствии со статьей 10 Закона о рынке ценных осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Также пунктом 2.1.2 Положения Банка России от 27.07.2015 № 481-П «О лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ограничениях на совмещение отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о порядке и сроках представления в Банк России отчетов о прекращении обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в случае аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг» установлено требование о наличии в штате у лицензиата лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, для которого работа у лицензиата является основным местом работы.
Законодательство Российской Федерации не устанавливает ограничений на совмещение регистратором, равно как и его руководителем, деятельности в иных сферах.
Согласно протоколу внеочередного общего собрания акционеров ЗАО «Регистроникс» от 19.11.2010 № 62 и протоколу внеочередного общего собрания
акционеров ЗАО «Регистроникс» от 18.01.2016 ФИО1 являлась генеральным директором общества с 23.11.2010 по 18.01.2016. Одновременно, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), ФИО1 является генеральным директором ЗАО «Дорога» (ИНН <***>), о чем 25.03.2008 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
В обоснование незаконности оспариваемого приказа заявитель указывает на то, что проверка деятельности ЗАО «Регистроникс» была проведена Банком России без участия ФИО1, ей не было известно о цели проверки, она не приглашалась для дачи пояснений относительно выявленных нарушений, а также не была ознакомлена с актом проверки, что лишило ФИО1 до издания приказа № ОД-3864 возражать на выводы Банка России.
Основанием для издания приказа № ОД-3864 послужили нарушения, повлекшие аннулирование лицензии ЗАО «Регистроникс», которые выявлены в ходе осуществления Банком России надзорных полномочий, в том числе при проведении инспекционной (выездной) проверки общества (проверяемый период: с 01.05.2013 по дату, предшествующую дате завершения проверки).
Порядок проведения выездных проверок деятельности некредитных финансовых организаций регулируется Инструкцией Банка России от 24.04.2014 № 151-И «О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» (далее - Инструкция № 151-И).
Цель проведения Банком России проверок поднадзорных организаций установлена пунктом 1.3 Инструкции № 151-И, в соответствии с которым основной целью проведения Банком России проверок является оценка на месте общего состояния поднадзорной организации либо отдельных направлений (вопросов) ее деятельности (с учетом возможности применения конкретных требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России к определенной поднадзорной организации).
Законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность на рынке ценных бумаг, не предусмотрено участие в проверке, проводимой Банком России, бывших руководителей некредитных финансовых организаций, а также не предусмотрено предоставление акта проверки, составленного по результатам проверки, иным лицам.
В соответствии с пунктами 9.1, 9.3 и 9.3.4 Инструкции № 151-И экземпляр акта проверки вручается поднадзорной организации в лице уполномоченного представителя для ознакомления. Банк России предоставил ЗАО «Регистроникс» второй экземпляр акта проверки, общество ознакомилось с данным актом проверки и в Банк России были представлены возражения (стр. 16-29 приложения).
Вместе с тем считаем необходимым отметить, что ФИО1 является членом совета директоров ЗАО «Регистроникс» и после прекращения полномочий генерального директора общества продолжила свою трудовую деятельность в данной компании в качестве директора Петербургского филиала вплоть до издания приказа № ОД-3864.
Следовательно, ФИО1 не только знала о проведении проверки, но и имела возможность присутствовать при ее проведении, ознакомиться с актом проверки и участвовать в подготовке возражений на акт проверки, как руководитель структурного подразделения и орган управления обществом.
Относительно фактов нарушений, явившихся основанием для издания приказа № ОД-3864 и выявленных в ходе проведения иных надзорных мероприятий (отсутствие совета директоров общества и нарушение порядка расчета собственных средств), следует отметить, что обо всех таких фактах ФИО1 было известно, что подтверждается документами, приложенными к отзыву, а также письмом ЗАО «Регистроникс» от 09.10.2015 об отказе от лицензии и изменении направлений деятельности общества, представленным истцом в материалы дела.
В заявлении заявитель указывает на невиновность ФИО1 в совершении нарушений в связи с имеющимся в ЗАО «Регистроникс» корпоративным конфликтом, злоупотреблением правом со стороны отдельных акционеров, о чем Банку России обществом было сообщено.
Суд считает, что указанный довод не является основанием для признания приказа № ОД-3864 недействительным.
В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Рассмотрение вопроса о злоупотреблении правом не относится к компетенции Банка России, о чем истец был проинформирован.
Корпоративный конфликт в ЗАО «Регистроникс» является предметом многочисленных судебных разбирательств и Банк России не наделен полномочиями по оценке действий сторон конфликта.
В соответствии со статьей 8 Закона о рынке ценных бумаг держатель реестра осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами, нормативными актами Банка России.
Законодательство Российской Федерации предъявляет высокие требования к
деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, так как такая деятельность
связана с сохранением права собственности акционеров. Наличие корпоративного конфликта, может повлечь негативные последствия для регистратора, и, как следствие,
4 для клиентов регистратора (эмитентов и зарегистрированных лиц), что имеет место в ситуации с ЗАО «Регистроникс».
Наличие в организации корпоративного конфликта не может являться основанием, допускающим осуществление деятельности с нарушениями законодательства Российской Федерации, и невозможностью единоличного исполнительного органа контролировать ситуацию и управлять обществом в рамках своей компетенции.
Утверждение заявителя о том, что «значительная часть требований Банка России были введены накануне исследуемого периода виновных действий, и общество не имело возможности эти новации быстро ввести» не соответствует действительности.
Лицензионное требование о наличии в регистраторе избранного совета директоров введено 10.06.2011 (пункт 2.1.13 Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 20.07.2010 № 10-49/пз-н (далее - Положение о лицензионных требованиях) в реакции от 05.04.2011).
Наличие как минимум одного работника (специалиста), соответствующего квалификационным требованиям, введено 14.05.2005 (пункт 3.7.5 Приказа ФСФР России от 16.03.2005 № 05-3/пз-н «Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг»).
Требование об осуществлении постоянного руководства вступило в силу 01.10.2010 (пункт 2.11 Положения о лицензионных требованиях).
Требование о непрерывности осуществления внутреннего контроля вступило в силу 04.01.2013 (пункт 2.4 Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 24.05.2012 № 12-32/пз-н (далее - Положение о внутреннем контроле).
Требование о назначении должностного лица, в обязанности которого входит осуществление контроля за соблюдением требований Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 224-ФЗ) и обеспечении эффективного осуществления должностным лицом в области противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (далее - ПНИИИ/МР) своих функций вступило в силу 27.01.2011 (статья 11 Закона № 224-ФЗ).
Требование об обеспечении непрерывности осуществления внутреннего контроля в целях ПНИИИ/МР и о составлении и предоставлении совету директоров для рассмотрения письменного отчета о результатах осуществления внутреннего контроля в целях ПНИИИ/МР за прошедший квартал вступило в силу 04.01.2013 (пункты 9.2 и 9.3.5 Положения о внутреннем контроле).
Требования к раскрытию информации о расчете собственных средств по состоянию на отчетную дату на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» вступили в силу 30.08.2011 (Приказ ФСФР России от 09.06.2011 № 11-27/пз-н «О внесении изменений в некоторые Приказы Федеральной службы по финансовым рынкам»).
Указание Банка России от 15.01.2015 № 3533-У «О сроках и порядке составления и представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг в Центральный банк Российской Федерации» вступило в силу 01.04.2015.
Положение о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утвержденное приказом ФСФР России от 23.12.2010 № 10-77/пз-н, вступило в силу 13.05.2011.
Таким образом, на начало проведения проверки нормы законодательства действовали уже длительное время. В соответствии с требованиями Закона о рынке ценных бумаг держатель реестра обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации. Не соблюдение таких требований является основанием для аннулирования лицензии.
Доводы заявителя об отсутствии возбужденных административных дел в отношении ФИО1, и административных штрафов, наложенных административным органом на ФИО1, не могут быть приняты во внимание, поскольку отсутствие указанных обстоятельств не отменяет наличия допущенных нарушений и не снимает ответственности с ФИО1 как с должностного лица ЗАО «Регистроникс», несущего ответственность за соблюдение обществом требований законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 69 и статьи 71 Федерального закона «Об акционерных обществах» к компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) несет ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания ответственности не установлены федеральными законами.
Законодательство Российской Федерации о рынке ценных бумаг устанавливает квалификационные требования к органам управления и к определенной категории работников профессионального участника рынка ценных бумаг в целях пресечения и предупреждения недобросовестности со стороны специалистов финансового рынка, а также отсутствия у них должного уровня квалификации, в связи с чем аннулировании квалификационного аттестата является мерой ответственности.
Банк России как контролирующий и надзорный орган в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», вправе по своему усмотрению определять вид меры, которая будет применена к специалисту финансового рынка, нарушающего требования.
Предметом настоящего спора является аннулирование квалификационного аттестата специалиста финансового рынка. В связи с чем спорные отношения регулируются Законом о рынке ценных бумаг и Положением о специалистах финансового рынка.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, о том, что Приказ Банка издан в пределах своей компетенции, является законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с 110 АПК РФ расходы по госпошлине возлагаются на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 75, 167-170, 176, 180, 181, 197-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным приказа Центрального банка Российской Федерации от 10.11.2016 №ОД-3864 – отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья:
С.М. Кукина