ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-248100/18-122-2740 от 29.01.2019 АС города Москвы

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17

http://www.msk.arbitr.ru

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Г. Москва

31 января 2019 года                                                     Дело № А40-248100/18-122-2740

Резолютивная часть решения объявлена 29 января 2019 года

Полный текст решения изготовлен 31 января 2019 года

Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Будько Н.С.

с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению АО «АКБ «КОР»

к Центральному Банку РФ

о признании незаконными приказов Банка России от 05.10.2018 г. №ОД-2586 об отзыве лицензии, от 05.10.2018 г. №ОД-2587 о назначении временной администрации

при участии:

от заявителя – Асаинов А.Ф., протокол СД№2016/05/16/16 от 16.05.2016 г., Резван П.А., дов. от 22.11.2018 г., Игнатовская Н.В. по дов-ти от 22.11.2018, Тимошенко Е.А. по дов-ти от 14.12.2018.

от ответчика – Пирогова С.В., дов. от 27.03.2018 г., Акинфиева Д.В., дов. от 11.01.2018 г., Трубечков И.М., дов. от 29.11.2018 г., Самофалова Е.М. по дов-ти от 29.01.2018

УСТАНОВИЛ:

АО «АКБ «КОР» (далее Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ЦБ РФ, в котором просит признать недействительными (незаконными) приказ Банка России от 05.10.2018 № ОД-2586 «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг у кредитной организации Акционерное общество «Акционерный коммерческий банк «КОР» АО «АКБ «КОР» (г. Волгоград)», приказ Банка России от 05.10.2018 № ОД-2587 «О назначении временной администрации по управлению кредитной организацией Акционерное общество «Акционерный коммерческий банк «КОР» АО «АКБ «КОР» (г. Волгоград) в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций»; и обязать Банк России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов кредитной организации Акционерное общество «Акционерный коммерческий банк «КОР».

Представитель заявителя требования поддержал.

Представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.

Выслушав представителей явившихся в заседание лиц, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Как следует из материалов дела, Приказом Банка России от 05.10.2018 №ОД-2586 у Акционерного общества «Акционерный коммерческий банк «КОР» отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Приказом Банка России от 05.10.2018 № ОД-2587 в связи с отзывом у Акционерного общества «Акционерный коммерческий банк «КОР» лицензии на осуществление банковских операций с 05 октября 2018 года назначена временная администрация по управлению кредитной организацией АО «АКБ «КОР».

Не согласившись с указанными приказами Банка, полагая, что они нарушают права и законные интересы АО «АКБ «КОР», создают непреодолимые препятствия для осуществления последним уставной деятельности, Заявитель обратился в суд.

Отзывая в удовлетворении требований, суд соглашается с доводами Ответчика, при этом исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 и статьей 59 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Закон о Банке России) Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О банках и. банковской деятельности» (далее - Закон о банках), основаниями для отзыва лицензии у кредитной организации на осуществление банковских операций, в том числе являются неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Законом о Банке России, а также установление фактов существенной недостоверности отчетных данных.

Лицензия на осуществление банковских операций отозвана у АО «АКБ КОР» на основании статьи  19, пункта 6.1  части первой статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банковской деятельности) и части одиннадцатой статьи 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее Закон о Банке России) в связи с неоднократным нарушением Банком в течение одного года требований, предусмотренных статьей 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Федерального закона «О противодействии легализации отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон о противодействии легализации), а также требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом.

Лицензия на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг аннулирована у АО «АКБ «КОР» в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» в связи с отзывом у Банка лицензии на осуществление банковских операций.

Нарушения АО «АКБ «КОР», послужившие основанием для принятия решения об отзыве у Банка лицензии на осуществление банковских операций подтверждаются фактами, выявленными Банком России в рамках дистанционного надзора за деятельностью Банка, а также фактами, установленными в ходе инспекционной проверки его деятельности и отраженными в промежуточном акте проверки от 28.08.2018 № А2КИ25-13/452ДСП и в акте проверки от 30.08.2018 № АЗКИ25-13/457ДСП.

Банком неоднократно в течение одного года нарушены требования подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона о противодействии легализации и пунктов 2.5, 2.8 Положения № 321-П, Указания Банка России от 09.08.2004 № 1485-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях» (далее - Указание № 1485-У), выразившиеся в следующем.

Банком не была исполнена предусмотренная подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона о противодействии легализации обязанность по документальному фиксированию и направлению в уполномоченный орган сведений: о 2 операциях (от 08.12.2017 на сумму 1 650,0 тыс. рублей и от 06.03.2018 на сумму 800,0 тыс. рублей) клиента ООО Ломбард «Меридиан», подлежащих обязательному контролю по кодам вида операции 1007 («Обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства»); об 1 операции (от 21.03.2018 по зачислению денежных средств в размере 4 079 Евро) клиента Некоммерческая организация ОО ВОГК «Динамо», подлежащей обязательному контролю по коду вида операции 9001 («Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества»).

Банком в нарушение указанной обязанности также не были направлены сведения: об ИНН представителя участника операции в составе ОЭС № 1803 от 16.11.2017 по операции, подлежащей обязательному контролю по коду вида операции 4006 («Зачисление на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, в случае если операции по указанному счету не производились с момента его открытия»); о реквизитах документа, удостоверяющего личность представителя ООО «АРКТУР», в составе ОЭС № 1028 от 13.06.2018 по операции, подлежащей обязательному контролю по коду вида операции 5005 («Скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий»); об ИНН представителя участника операции в составе 3 ОЭС (№ 1341 от 23.07.2018, №№ 1472, 1473 от 06.08.2018) по операциям, подлежащим обязательному контролю по коду вида операции 9002 («Операция по расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества»); идентифицирующие получателя денежных средств по операции, подлежащей обязательному контролю по коду вида операции 9002 («Операция по расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества») в составе ОЭС № 1376 от 01.08.2018.

В нарушение требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона о противодействии легализации Банком также предоставлены недостоверные сведения о месте регистрации и пребывания, реквизитах документа, удостоверяющего личность представителя клиента в составе ОЭС № 1829 от 22.11.2017 по операции, подлежащей обязательному контролю по коду вида операции 8001 («Сделки с недвижимым имуществом, подлежащие обязательному контролю»).

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона о противодействии легализации установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

Законодатель, устанавливая обязанность по направлению сведений в Росфинмониторинг, уже определил, что данные операции требуют повышенного внимания со стороны контрольных органов, и в силу этого организация, осуществляющая операции с денежными средствами, обязана формировать и направлять сообщения в установленные сроки.

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона о противодействии легализации порядок представления информации в уполномоченный орган устанавливается Правительством Российской Федерации, а в отношении кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

Положением Банка России от 29.08.2008 № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение № 321-П) установлен порядок представления кредитной организацией (филиалом кредитной организации) в уполномоченный орган сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.

Согласно пункту 2.1 Положения № 321-П направление кредитной организацией в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Законом о противодействии легализации, осуществляется в виде ОЭС через территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации.

Отчет в виде электронного сообщения (ОЭС) - сообщение, формируемое кредитной организацией для представления в уполномоченный орган, содержащее сведения об операциях, предусмотренных Законом о противодействии легализации, представленное в электронной форме и снабженное зарегистрированным кодом аутентификации (пункт 1.1 Положения № 321-П).

Сообщения в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 2.5 Положения №321-П должны направляться только в соответствии с описанием структуры файла ОЭС, которая приведена в положениях 3 и 4 настоящего Положения. В соответствии с пунктом 2.8 Положения № 321-П ОЭС, доставляемый кредитной организацией (ее филиалом) в территориальное учреждение Банка России, должен быть подготовлен в соответствии с пунктами 2.4-2.6 данного Положения.

При этом ответственность за содержание данных, включаемых в ОЭС, несет кредитная организация.

В нарушение пунктов 2.5, 2.8 Положения № 321-П Банком непредставлены в уполномоченный орган сведения о наименовании клиентов, совершающих операции, и Ф.И.О. их представителей в составе 10 ОЭС (№ 1633 от 13.10.2017, № 1786 от 14.11.2017, № 1940 от 15.12.2017, № 1979 от

21.12.2017,     № 60 от 20.01.2018, № 114 от 26.01.2018, № 270 от 16.02.2018,
№ 405 от 13.03.2018, № 1914 от 12.12.2017, № 200 от 09.02.2018) по операциям,
подлежащим обязательному контролю по кодам вида операции 4005
(«Зачисление на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада)
юридического лица, период деятельности которого не превышает трех
месяцев со дня его регистрации») и 4006 («Зачисление на счет (вклад) или
списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, в случае
если операции по указанному счету не производились с момента его
открытия»).

Банком в нарушение указанных норм также представлены некорректные сведения в уполномоченный орган о Ф.И.О. участника операции в составе 15 ОЭС (№ 1356 от 25.07.2018, № 1489 от 06.08.2018, №№ 1518, 1519 от 14.08.2018, № 1336 от 23.07.2018, № 1358 от 26.07.2018, №№1431, 1438, 1440 от 02.08.2018, № 1449 от 03.08.2018, № 1471 от 06.08.2018,     № 1490 от 07.08.2018, № 1506 от 09.08.2018, №№ 1509, 1510 от
14.08.2018) по операциям, подлежащим обязательному контролю по кодам
вида операции 4005 («Зачисление на счет (вклад) или списание денежных
средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого
не превышает трех месяцев со дня его регистрации») и 9002 («Операция по
расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного
имущества»).

Помимо приведенных нарушений Заявителем также допущены нарушения  принятого  в  соответствии  с  Законом  о  противодействии легализации Указания № 1485-У, а именно пункта 1.3 Указания № 1485-У в связи с невнесением в план Программы обучения сотрудников Банка в области противодействия отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма на 2018 год (утвержден председателем Правления Банка 26.01.2018) изменений, в связи принятием 03.05.2018 на работу лица, ответственного за проведение обучения (ответственного сотрудника Банка).

Согласно статье 3 Закона о противодействии легализации под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В этой же статье определено, что к осуществлению внутреннего контроля относится реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

Положения указанной нормы устанавливают не только обязанность кредитных организаций своевременно представлять в уполномоченный орган соответствующие сведения, но и обеспечивать достоверность представляемых сведений путем надлежащего заполнения предусмотренных нормативными правовыми актами форм отчетности (в рассматриваемом случае - ОЭС).

Таким образом, обязанность, возложенная на кредитную организацию нормами Закона о противодействии легализации (в частности, подпунктом 4 пункта 1 статьи 7) и Положением Банка России № 321-П, не содержит каких­либо исключений и требует, чтобы во всех необходимых случаях в уполномоченный орган были представлены достоверные сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, надлежащим образом, в установленном порядке и в установленный срок.

Непредставление информации по операциям, подлежащим обязательному контролю, является прямым нарушением закона и ведет к невозможности оперативного реагирования со стороны уполномоченного органа, тем самым замедляя работу по выявлению и пресечению деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Целью Закона о противодействии легализации, согласно его статье 1 является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) полученных преступным путем доходов и финансированию терроризма. Сфера применения данного Закона - регулирование отношений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением таких операций, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) полученных преступным путем доходов и финансированием терроризма (часть первая статьи 2).

Таким образом, принимая во внимание цели Закона о противодействии легализации и его сферу применения, любое его нарушение является существенным и может привести к нарушению прав и законных интересов граждан, общества и государства, в силу чего положения указанного закона не содержат разграничений нарушений его норм на существенные и незначительные.

С учетом того, что законодатель устанавливает обязанность организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом документально фиксировать и представлять в уполномоченши сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с лен средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, сами по себе допущенные нарушения, выявленные в деятельности Банка, относятся к категории неустранимых.

В соответствии с пунктом 6.1 части первой статьи 20 Закона о банковской деятельности неоднократное нарушение Банком в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6, 7 (за исключением пункта 3 статьи 7), 7.2, 7.3 и 7.5 Закона о противодействии легализации, и (или) неоднократного в течение одного года нарушения требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом является основанием для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Согласно части 11 статьи 74 Закона о Банке России Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Законом о банковской деятельности.

Статьей 13 Закона о противодействии легализации также установлено, что нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований, предусмотренных статьями 6, 7, 7.2, 7.3 и 7.5 настоящего Федерального закона, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона, может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, для отзыва у кредитной организации лицензии достаточно факта неоднократного нарушения в течение одного года любого из требований, предусмотренных как нормами Закона о противодействии легализации, в частности требований, установленных статьей 7, так и нормативными актами Банка России, изданными в соответствии с указанным Федеральным законом.

Для отзыва лицензии по основанию, предусмотренному пунктом 6.1 части первой статьи 20 Закона о банковской деятельности, не требуется соблюдение условия об одновременном нарушении статей 6 и 7 Закона о противодействии легализации.

Статья 6 Закона о противодействии легализации содержит перечень признаков, при соответствии которым совершаемые операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю.

В свою очередь, именно статья 7 Закона о противодействии легализации устанавливает права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе и не связанные с операциями, перечисленными в статье 6 указанного закона.

Законность приказов Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности в связи с неоднократным нарушением требований именно статьи 7 Закона о противодействии легализации подтверждена судебной практикой (дело № А40-7224/2006-120-408, № А40-63807/2007-3146-444, № А40-61551/2007/121-419, № А40-146656/2010-146-980, № А40-177590/2013).

Положения пункта 6.1 статьи 20 Закона о банках не связывают основание для отзыва лицензии с наличием примененных к кредитной организации и неисполненных кредитной организацией предписаний Банка России или привлечением банка к административной ответственности.

Наличие или отсутствие фактов применения к кредитной организации иных мер, предусмотренных Законом о Банке России, не влияет на право Банка России по отзыву лицензии.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, нашедшей отражение в Определении от 14.12.2000 № 268-0, право на отзыв лицензии является одним из закрепленных Федеральным законом о Банке России полномочий Банка России, через которое реализуется его надзорная деятельность и достигаются цели, установленные статьей 3 указанного закона в соответствии со статьей 75 Конституции Российской Федерации.

Законодатель при установлении перечня оснований для отзыва лицензии в статье 20 Закона о банковской деятельности предоставил Банку России право принимать соответствующее решение без каких-либо предварительных действий и дополнительных условий, не указанных в данной статье.

Банк России как орган банковского надзора, располагая всей совокупностью информации о кредитной организации, при наличии предусмотренных законом оснований, принимает решение о применении той или иной меры воздействия, в том числе об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» в случае отзыва у кредитной организации, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, лицензии на осуществление банковских операций Банком России должна быть аннулирована лицензия на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

В этой связи Банком России, во исполнение установленной законом обязанности, принято решение также и об аннулировании у АО «АКБ «КОР» лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Таким образом, Банк России при принятии решения об отзыве у АО «АКБ «КОР» лицензии на осуществление банковских операций и об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг действовал в соответствии с требованиями законодательства и в пределах полномочий, вследствие чего отсутствуют обстоятельства для признания приказа Банка России от 05.10.2018 № ОД-2586 недействительным.

Требование, заявленное в части признания недействительным Приказа № ОД-2587 о назначении временной администрации по управлению АО «АКБ «КОР», также не подлежит удовлетворению в связи со следующим.

Назначение временной администрации обусловлено требованиями пункта 2 статьи 189.26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и статьи 20 Закона о банковской деятельности, обязывающими Банк России осуществить указанное действие после отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

В соответствии со статьей 20 Закона о банках после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем отзыва указанной лицензии, назначает в кредитную организацию временную администрацию в соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Таким образом, Банк России, издавая Приказ № ОД-2587, исполнил обязанность, возложенную на него указанными федеральными законами.

Кроме того, суд принимает во внимание следующее.

Пунктом 6.1 части первой статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» установлено, что Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случае неоднократного в течение одного года нарушения требований, предусмотренных статьями 6, 7 (за исключением пункта 3 статьи 7), 7.2, 7.3 и 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон о противодействии легализации), и (или) неоднократного в течение одного года нарушения требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом.

Нарушения Заявителем пунктов 2.5, 2.8 Положения Банка России от 29.08.2008 № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение № 321-П) при формировании и направлении ОЭС № 1273 от 25.07.2017, № 1486 от 12.09.2017, № 1546 от 04.10.2017 не учитывались Банком России в качестве оснований для отзыва у Заявителя лицензии, так как указанные нарушения были совершены за пределами годичного срока, учитывавшегося при принятии решения об отзыве у Заявителя лицензии.

В период, не превышающий одного года до отзыва у Заявителя лицензии на осуществление банковских операций, Заявителем допущены иные неоднократные нарушения, как требований Закона о противодействии легализации, так и нормативных актов Банка России (Положения № 321-П, Указания Банка России от 09.08.2004 № 1485-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях» (далее - Указание № 1485-У).

Заявителем в составе 10 ОЭС, направленных в уполномоченный орган (№ 1633 от 13.10.2017, № 1786 от 14.11.2017, № 1940 от 15.12.2017, № 1979 от 21.12.2017, № 60 от 16.01.2018, № 114 от 26.01.2018, № 270 от 16.02.2018, № 405 от 13.03.2018, № 1914 от 12.12.2017, № 200 от 09.02.2018), не представлены сведения о лице, совершающем операцию с денежными средствами (плательщик) либо о получателе по операции, являющихся клиентами Банка, а также сведения об их представителях, при перечислении денежных средств между собственными счетами таких клиентов Заявителя (ЗАО «Народное Предприятие «Конфил» ИНН 3445007077, ООО «СИСТЕМА» ИНН 34442168898, ООО «ПАЛИТРА ВКУСА» ИНН 3443138363).

Указание Заявителем в составе ОЭС информации о клиенте по одной из сторон участников расчетов (получателя, либо плательщика) и заполнение отдельных полей ОЭС значением «0» в отношении одной из сторон -участника расчетов, учитывая, что плательщиком и получателем по данным операциям является одно и то же юридическое лицо, не соответствует требованиям, установленным Положением № 321-П.

Согласно структуре файла передачи ОЭС, содержащейся в приложении 4 к Положению № 321-П, в ОЭС отражаются все сведения об участниках операций, а также их представителях, имеющиеся в распоряжении банка. Указанный порядок представления сведений не содержит изъятий из требований к заполнению соответствующих полей ОЭС в случае, если операции совершались между собственными счетами юридических лиц -клиентов банка.

Учитывая, что предусмотренная подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона о противодействии легализации идентификация Заявителем в отношении вышеуказанных клиентов выполнена, Заявитель был обязан отразить соответствующие  сведения  в  составе  записей  ОЭС,  как по  стороне плательщика, так и по стороне получателя средств по операциям, совершенным между собственными счетами организации.

В соответствии с абзацем 7 подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона о противодействии легализации организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица.

Согласно абзацу 12 пункта 2 статьи 7 Закона о противодействии легализации требования к идентификации представителя клиента, в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента, для кредитных организаций устанавливаются Банком России.

То есть, непосредственно Закон о противодействии легализации определяет, что в целях его применения единоличный исполнительный орган является представителем клиента, указанное следует также из норм Положения Банка России от 15.10.2015 № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение № 499-П).

Уполномоченный единоличный исполнительный орган, осуществляет представление интересов юридического лица в силу своих должностных полномочий, предусмотренных федеральным законодательством.

Согласно положениям федерального законодательства, в частности, статьям 53, 182 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 69 Федерального закона «Об акционерных обществах» и статье 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», представителем юридического лица следует считать единоличный исполнительный орган юридического лица.

Обязанность кредитной организации представлять в уполномоченный орган сведения о представителях клиентов-юридических лиц, совершивших операции, подлежащие обязательному контролю, установлена также в Положении № 321-П, нормы которого не содержат каких-либо исключений по заполнению полей ОЭС и требуют, чтобы во всех необходимых случаях в уполномоченный орган были представлены достоверные сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, надлежащим образом, в установленном порядке и в установленный срок.

Как было установлено при проведении проверочных мероприятий, с учетом того, что Заявитель располагал идентификационными сведениями о единоличном исполнительном органе, являющемся представителем клиента, и не располагал сведениями о том, что конкретная операция совершается иным представителем клиента, в соответствующих полях указанных ОЭС подлежала отражению информация о единоличном исполнительном органе как о представителе клиента.

Неотражение в соответствующих полях ОЭС необходимых сведений при наличии у Заявителя информации о клиенте и его представителе, полученной при их идентификации, является нарушением требований пунктов 2.5, 2.8 Положения № 321-П.

Заявителем в составе 15 записей ОЭС (№ 1356 от 25.07.2018, № 1489
от 06.08.2018, № 1519 от 14.08.2018, № 1518 от 14.08.2018, № 1336 от
23.07.2018, № 1358 от 26.07.2018, № 1431 от 02.08.2018, № 1438 от 02.08.2018,
№ 1440 от 02.08.2018, № 1449 от 03.08.2018, № 1471 от 06.08.2018, № 1490 от
07.08.2018, № 1506 от 09.08.2018, № 1509 от 14.08.2018, № 1510 от 14.08.2018)
в полях «NAMEU0» и/или «NAMEU3», помимо указания фамилии, имени,
отчества участника операции, отражен статус физического лица,
зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно описанию структуры файла передачи ОЭС, содержащемуся в приложении 4 к Положению № 321-П, в полях «NAMEU0» и/или «NAMEU3» ОЭС должна быть отражена информация о фамилии, имени, отчестве (при наличии последнего) физического лица либо индивидуального предпринимателя полностью, в указанном порядке, с разделением слов символом «пробел». Указание на то, что физическое лицо имеет статус индивидуального предпринимателя структурой файла не предусмотрено.

Несоблюдение указанного требования и отражение в соответствующих полях информации, не предусмотренной структурой файла, является нарушением требований пунктов 2.5, 2.8 Положения № 321-П.

Заявителем в составе 3 ОЭС (№ 1341 от 23.07.2018, № 1472 от
06.08.2018, № 1473 от 06.08.2018) не зафиксированы и не представлены в
уполномоченный орган сведения об ИНН представителя получателя по
операциям с денежными средствами клиента Заявителя при наличии у
Заявителя необходимой информации.

Данные операции являлись операциями по расходованию денежных средств некоммерческих организаций на сумму, превышающую 100 000 рублей, которые в соответствии с пунктом 1.2 статьи 6 Закона о противодействии легализации подлежат обязательному контролю.

В соответствии со статьей 7 Закона о противодействии легализации сведения по таким операциям должны быть направлены в уполномоченный орган, в том числе сведения о представителе получателя по операции, включая информацию о его ИНН.

Операция, сведения о которой были представлены в ОЭС № 1472 от 06.08.2018, была совершена клиентом Заявителя «Общественная организация «Федерация гандбола Волгоградской области» (далее - «ФГВО»); сумма операции - 400 000 рублей, дата операции - 03.08.2018; денежные средства были получены главным бухгалтером данной организации - клиента Заявителя - Бушуевой Л.В.

По данной подлежащей обязательному контролю операции представителем получателя по операции Заявителем была определена Бушуева Л.В. (в полях блока «У2» ОЭС, в которых должна отражаться идентификационная информация о представителе получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом, была отражена информация о представителе «ФГВО» Бушуевой Л.В.), являющаяся фактическим получателем наличных денежных средств по денежному чеку, оформленному «ФГВО». В материалах инспекционной проверки содержится «Анкета представителя клиента «ФГВО» - физического лица», оформленная на Бушуеву Л.В. в соответствии с требованиями Положения № 499-П.

При этом Заявитель обладал сведениями об ИНН Бушуевой Л.В., что подтверждается информацией из юридического дела клиента Заявителя «ФГВО» - в нем имеются выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от 05.02.2016, от 03.02.2017, от 01.02.2018, в которых содержится информация об ИНН Бушуевой Л.В.

Кроме того, в соответствии с требованиями Положения № 499-П (пункт 2.2) кредитные организации при идентификации и обновлении сведений о клиентах, представителях клиентов обязаны использовать сведения из ЕГРЮЛ, иную информацию из открытых информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо Единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

Вместе с тем, поле «ND2» блока «У2», в котором должна быть отражена информация об идентификационном номер участника операции - представителе получателя по операции, было заполнено Заявителем значением «О» при наличии у Заявителя информации об ИНН данного участника операции.

Операции, сведения о которых представлены в ОЭС № 1341 от 23.07.2018 и № 1473 от 06.08.2018, были совершены клиентом Заявителя «Общественная организация «Волгоградский городской спортивный клуб «Динамо» (далее - «ОО «Динамо»); суммы и даты операций соответственно -200 ООО рублей (20.07.2018) и 500 000 рублей (03.08.2018); наличные денежные средства были получены в кассе Заявителя по денежному чеку, оформленному «ОО «Динамо», главным бухгалтером данной организации -клиента Заявителя - Бушуевой Л.В.

Бушуева Л.В. также была определена Заявителем в качестве представителя «ОО «Динамо». Поля блока «У2» ОЭС № 1341 и № 1473 были также заполнены сведениями о Бушуевой Л.В., за исключением поля «ND2». Сведения об ИНН Бушуевой Л.В. у Заявителя имелись, что подтверждается выписками из ЕГРЮЛ по клиенту «ОО «Динамо».

Таким образом, Заявителем были нарушены требования подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона о противодействии легализации.

Кроме того, Заявителем по приведенным случаям нарушений Закона о противодействии легализации и Положения № 321-П, выявленным Банком России в ходе дистанционного надзора и инспекционной проверки, уже по факту обнаружения Банком России совершенных нарушений, направлены в уполномоченный орган запросы на замену записи указанных ОЭС. Таким образом, в ходе осуществления надзорных мероприятий, Заявитель согласился с фактом нарушения им требований Закона о противодействии легализации и Положения № 321-П.

При этом с учетом того, что законодатель устанавливает обязанность организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, сами по себе допущенные нарушения, выявленные в деятельности Заявителя, относятся к категории неустранимых.

Таким образом, в течение одного года до даты отзыва лицензии Заявителем были допущены многочисленные нарушения требований законодательства в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения судом заявления о признании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными необходимо наличие в совокупности двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт должен противоречить закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы обратившегося лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оспариваемые Приказы Банка России вынесены в рамках полномочий, предоставленных Банку России Законом о Банке России, и соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и целям осуществления надзора Банком России.

Судом проверены и оценены все доводы заявителя, но отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права.

На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.

На основании ст.ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, и руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 71, 75, 159, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

            В удовлетворении требований АО «АКБ «КОР» отказать полностью.

            Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                          Н.Е. Девицкая