ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-249578/16 от 22.03.2017 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Г. Москва

28 марта 2017 года                                                   Дело  № А40-249578/16-120-1576

Резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2017 года

Полный текст решения изготовлен 28 марта 2017 года

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи – Блинниковой И.А.

протокол ведет – секретарь судебного заседания Ларионова Н.Ю.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

дело по заявлениюМинистерство финансов Чувашской Республики

ответчики: 1) ФАС России, 2) Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, 3) ООО «Коммунальные технологии», 4) УФАС по Чувашской республике

о признании недействительными пп, 1-4 решения ФАС России от 01.08.2016 г. № АГ/52587/16 о частичном удовлетворении требований

с участием:

от заявителя: ФИО1 дов. № 05/14-8006 от 12.12.2016 г., ФИО2 дов. № 05/14-29 от 09.01.2017 г.

от ответчиков: 1) ФИО3 дов. № ИА/79829/16 от 18.11.2016 г., ФИО4 дов. № ИА/10532/17 от 20.02.2017 г.; 2) ФИО2 дов. № 1 от 09.01.2017 г., ФИО5 дов. № 3 от 09.01.2017 г.; 3) ФИО6 дов. № 124 от 20.12.2016 г.;

УСТАНОВИЛ:

Министерство финансов Чувашской Республики (Заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными п.п. 1-4 решения ФАС России от 01.08.2016 г. № АГ/52587/16 о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении  ООО «Коммунальные технологии»  о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, с изменениями, внесенными решением ФАС России от 07.09.2016 г. № СП/61715/16.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.

Ответчик УФАС по Чувашской республике в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Ответчик ФАС России требования заявителя не признал по основаниям, изложенным  в отзыве.

Ответчик Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам поддерживает позицию, изложенную в возражениях на отзыв  ответчика ФАС России.

Ответчик ООО «Коммунальные технологии» поддержало позицию, изложенную в отзыве.

Выслушав представителей явившихся в заседание сторон, рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок на обращение в суд, предусмотренный ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Как следует из материалов дела, ООО «Коммунальные технологии» (далее - Общество) обратилось заявлением в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Госслужба) (вх. № 43595/16 от 01.04.2016) в части тарифа на передачу тепловой энергии.

ФАС России 01.08.2016 принято решение № АГ/52587/16 о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ООО «Коммунальные технологии» о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (вх. № 43595/16 от 01.04.2016) (далее - решение от 01.08.2016).

Решением ФАС России от 07.09.2016 № СП/61715/16 внесены изменения в решение ФАС России от 01.08.2016 № АГ/52587/16 (далее - решение от 07.09.2016).

Решением от 01.08.2016 частично удовлетворены требования Общества и Госслужба признана нарушившей пункты 45, 57, 74(1), 90 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 (далее - Основы), при установлении тарифов на передачу тепловой энергии для ООО «Коммунальные технологии» на 2016 год; предписано (с учетом изменений, внесенных решением от 07.09.2016) пересмотреть  до 10 сентября 2016 г. ранее установленные тарифы и учесть расходы по следующим статьям в размере:

«Полезный отпуск тепловой энергии» - 692,35 тыс. Гкал;

«Арендная плата» - 8 510,98 тыс. руб.; «Предпринимательская прибыль» - 6 525,17 тыс. руб.,

Согласно п. 4 предписано осуществить дополнительный учет неправомерно неучтенных расходов в размере 6 852,23 тыс. руб. с учетом расчетного полезного отпуска тепловой энергии в размере 692,35 тыс. Гкал, а также определить ежегодные темпы снижения объема учитываемых потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации, и связанные с уровнем учитываемых потерь тепловой энергии в соответствии с положениями п. 90 Основ.

В последующем, Общество обратилось в Верховный Суд Чувашской Республики с заявлениями:

о признании недействующим постановления Госслужбы Чувашии от 16.12.2016 № 48-13-21/т «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель предоставляемые теплоснабжающим организациям потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2015-2017 годы» в части тарифов, установленных строкой 3 столбцов 5 и 6 в пункте 3 приложения № 2 к указанному постановлению;

о признании недействующим постановления Госслужбы Чувашии от 16.12.2016 № 48-13-21/т «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель предоставляемые теплоснабжающим организациям потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской республике на 2015 -2017 годы» в части тарифов, установленных в столбцах 5 и 6 в пункта 19 приложения № 1 к указанному постановлению.

В качестве заинтересованного лица 13 и 19 октября 2016 года в указанных делах было привлечено Министерство финансов Чувашской Республики.

В обоснование своей позиции Общество приводило доводы, указанные в оспариваемом в настоящем деле решении ФАС России и само решение.

Вместе с этим в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно решению Верховного Суда Чувашской Республики по делу № За-57/2016 от 31.10.2016) по оспариванию тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, признаны обоснованными требования ООО «Коммунальные технологии» по позициям: объем полезного отпуска тепловой энергии, объем потерь тепловой энергии в сети, расходы на компенсацию потерь тепловой энергии, расчетная предпринимательская прибыль (из заявленных Обществом требований в сумме 115 млн. руб. (с учетом НДС) удовлетворено требований на сумму 48 млн. руб. (с учетом НДС).

Согласно решению Верховного Суда Чувашской Республики по делу № За-56/2016 от 07.11.2016 по оспариванию тарифа на тепловую энергию, признаны обоснованными требования ООО «Коммунальные технологии» по позициям: объем полезного отпуска тепловой энергии, объем потерь тепловой энергии в сети, расходы по сомнительным долгам, расчетная предпринимательская прибыль, экономия от снижения потребления энергетических ресурсов топливо) (из заявленных Обществом требований на 2016 год в сумме 515 млн. руб. (с учетом НДС) удовлетворено требований на сумму 289 млн. руб. (с учетом НДС)). Не приняты судом требования Общества по позициям: арендная плата, выпадающие доходы за 2013 год.

Заявитель полагает, что убытки Общества в размере 337 млн. рублей, могут быть предъявлены к взысканию с казны Чувашской Республики и Министерства финансов Чувашской Республики, выступающее от имени казны Чувашской Республики, являющегося заинтересованным лицом, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении настоящего дела.

Вместе с тем, Министерство финансов Чувашской Республики не согласно с пунктами 1-4 решения от 01.08.2016 и решением от 07.09.2016, считает их незаконными, обратилось в Арбитражный суд города Москвы

Отказывая в удовлетворении требований, суд исходит из следующего.

Суд установил, что срок на обжалование ненормативных актов, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ заявителем не пропущен.

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в ФАС России обратилось с заявлением о рассмотрении спора по вопросу установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче тепловой энергии ООО «Коммунальные технологии» (далее также - Общество).

Спор возник с Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее также - Служба), которой в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в теплоснабжении постановлением от 11.12.2015 № 89-14-21 /т «О внесении изменений в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16.12.2014 №48-13-21/т» Обществу установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии для потребителей города Новочебоксарск на 2016-2017 годы.

Общество просило предписать Службе учесть при установлении тарифов объем технико-экономических показателей и расходов по статьям затрат:

-           «Полезный отпуск тепловой энергии» на 2016 год в объеме 678 тыс. Гкал, на 2017 год в объеме 675,1 тыс. Гкал;

-           «Потери тепловой энергии» на 2016 год в объеме 127,92 тыс. Гкал; на 2017 год в объеме 127,92 тыс. Гкал;

-           «Расходы на покупку потерь тепловой энергии» на 2016 год в сумме 106 184,36 тыс. руб. на 2017 год в сумме ПО 541,7 тыс. руб.;

-           «Арендная плата» на 2016 год в сумме 10 743,4 тыс. руб., на 2017 год в сумме 21 635,37 тыс. руб.;

-           «Предпринимательская прибыль» на 2016 год в сумме 7 136.79 тыс. руб.. на 2017 год в сумме 6 830,33 тыс. руб.;

ФАС России отмечает, что Обществом заявлены статьи расходов на 2016 и 2017 годы.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования), орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом    отклонения    значений    параметров    регулирования    деятельности ретушируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

Так как корректировка расходов на 2017 год осуществляется в конце 2016 года, ФАС России счел целесообразным рассматривать расходы только за 2016 год.

Служба определила объем полезного отпуска тепловой энергии на 2016 год в размере 706,16 тыс. Гкал, т.е. на уровне утвержденного на 2015 год объема полезного отпуска.

Общество предлагает рассчитать объем полезного отпуска на 2016 год как средний объем фактического полезного отпуска за 2013-2015 гг. При этом, за 2015 год принята ожидаемая величина полезного отпуска, т.к. фактические данные за полный 2015 год на момент установления тарифов на 2016 год отсутствовали.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования, тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения — на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

В соответствии с пунктом 18 Методических указаний формирование органами регулирования расчетных объемов, используемых при расчете тарифов в сфере теплоснабжения (за исключением поставки тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более), осуществляется с учетом количественной оценки ожидаемого уровня потребления тепловой энергии, тепловой нагрузки с учетом данных, предоставляемых регулируемыми организациями при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе договорных (заявленных на расчетный период регулирования потребителями) объемов, и статистических данных, в том числе среднегодового фактического потребления за три предыдущих года и планов регионального развития, в том числе с учетом фактического отключения (подключения) потребителей, объемов потерь и других параметров, используемых при расчете объемов.

Схема теплоснабжения города Новочебоксарск на 2013-2027 годы размещена на официальном сайте администрации города Новочебоксарск.

В указанной схеме теплоснабжения данные об объемах полезного отпуска 0(30 «Коммунальные технологии» отсутствуют, в связи с чем объем полезного отпуска для Общества должен определяться с учетом объема полезного отпуска за 2014 год (последний отчетный год на момент установления тарифов на 2016 год) и динамики за 2012-2014 годы.

Общество в расчетах использует ожидаемый объем за 2015 год, что является некорректным, так как на момент утверждения тарифов на 2016 год Служба не располагала данными за полный 2015 год.

Служба размер полезного отпуска установила на уровне плана базового периода без проведения необходимых расчетов, в связи с чем ФАС России отметило нарушение законодательства Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при установлении тарифов для ООО «Коммунальные технологии» на 2016 год.

Согласно представленным Обществом обосновывающим материалам (акты оказания услуг, счета-фактуры, формы 46-ТЭ) фактический объем полезного отпуска составил: в 2012 году - 738,869 тыс. Гкал; в 2013 году - 699,479 тыс. Гкал (снижение к уровню 2012 г. - 5%); в 2014 году - 706,48 тыс. Гкал (рост к уровню 2013 г. - 1%, снижение к уровню 2012 года - 4%).

Согласно динамике полезного отпуска за 2012-2014 годы снижение полезного отпуска 2014 год к 2012 году составило 4%, т.е. в среднем снижение 2% в год.

Фактический объем полезного отпуска за 2015 год составил 628,63 тыс. Гкал (снижение к уровню 2014 года - 11%).

ФАС России посчитал обоснованным рассчитать плановый объем полезного отпуска на 2016 год, согласно Основам ценообразования, с учетом фактического объема полезного отпуска за 2014 год (последний отчетный год на момент установления тарифов на 2016 год), с применением динамики за 2012-2014 годы (снижение на 2% ежегодно).

Плановый объем полезного отпуска на 2016 год по расчету ФАС России составляет 692,35 тыс. Гкал (706,48 тыс. Гкал * 0,98), что на 13,81 тыс. Гкал ниже уровня, утвержденного Службой.

Службой объем технологических потерь тепловой энергии учтен в размере 120,09 тыс. Гкал, т.е. на уровне нормативов (в соответствии с приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 19.12.2013 г. № 03/01-03/489).

Общество просило учесть потери на уровне фактических в размере 127,92 тыс. Гкал, т.к. более 75% отпуска тепловой энергии осуществляется по приборам учета.

В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования, в случае если по данным, представленным регулируемой организацией, более 75 процентов фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период, то в необходимую валовую выручку такой регулируемой организации на последующие годы включаются расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным за предыдущий отчетный период, с применением к нему определяемых органом регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации.

До 2013 года ООО «Коммунальные технологии» осуществляло отпуск тепловой энергии конечным потребителям города Новочебоксарск. Согласно представленной форме 46-ТЭ (полезный отпуск) за 2012 год объем отпуска тепловой энергии по приборам учета составлял 97%.

С 2013 года статус ЕГО присвоен 11 АО «Т Плюс» (ранее - ОАО «ТГК-5»). В соответствии с формами 46-ТЭ (полезный отпуск) ПАО «Т Плюс» за 2015 год объем отпуска тепловой энергии по приборам учета составил 99%.

ООО «Коммунальные технологии» осуществляет учет тепловой энергии в точках приема тепловой энергии от ПАО «Т Плюс» 100 % по приборам учета (представлены акты допуска в эксплуатацию узлов учета), а передача конечным потребителям осуществляется на 99% по приборам учета (форма 46-ТЭ ПАО «Т Плюс»).

С учетом вышеизложенного, на основании пункта 90 Основ ценообразования в НВВ Общества необходимо включить объем фактических потерь за 2014 год (предыдущий отчетный период) с применением темпов снижения.

Фактический объем потерь тепловой энергии, приобретенный у ПАО «Т Плюс» в 2014 году составил 137,541 тыс. Гкал. (подтверждено актами и счет- фактурами).

Общество просит учесть потери на уровне 127,92 тыс. Гкал, т.е. со снижением к фактическим за 2014 год на 7%.

Службой допущено нарушение положений пункта 90 Основ ценообразования — не определены ежегодные темпы снижения объема учитываемых потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации.

Сумма расходов на компенсацию потерь тепловой энергии на 2016 год, рассчитанная в соответствии с требования Общества, составит 105 942,77 тыс. руб.

В составе статьи «Арендная плата» Общество заявляет расходы на аренду по договорам целевой долгосрочной аренды объектов недвижимости (заключены на срок 48 лет) от 01.01.2008 № 1-КТ, № 2-КТ, № 3-КТ с МУП «Коммунальные сети г. Новочеркасска», а также на аренду земли в общей сумме 20 743,40 тыс. руб. на 2016 год.

В соответствии с условиями договоров № 1-КТ, № 2-КТ, № 3-КТ в адрес арендодателя перечисляются следующие платежи:

- арендная плата в виде арендного дохода, который определялся до 2013 года исходя из площади арендуемых объектов, размера стоимости строительства и коэффициентов износа, зоны, благоустройства и т.д. С 2014 года (согласно решению Новочебоксарского городского собрания депутатов от 19.03.2013 №,С 50-5) размер арендного дохода стал определяться с учетом рыночной стоимости имущества, что повлекло увеличение стоимости аренды;

-эксплуатационные расходы за содержание имущества: амортизация, налог на имущество, затраты по техническому надзору и учету имущества.

Службой расходы на аренду на 2016 год учтены в размере 6 346.82 тыс. руб. исходя из принципа возмещения арендодателю расходов по амортизации и налогу на имущество по договорам № 1-КТ, № 2-КТ, № 3-КТ. Расходы на аренду земли исключены Службой в полном объеме. В отзыве и экспертном заключении тге указано оснований, по которым Службой расходы на аренду земельных участков исключены в полном объеме.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования арендная плата, концессионная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы, концессионной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исхода из принципа возмещения арендодателю, лизингодателю или концеденту амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренд}", лизинг, концессию, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата, концессионная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

Учет расходов на арендную плату по договорам № 1-КТ, № 2-КТ, № 3-КТ выполнен Службой в соответствии с действующим законодательством, исходя из принципов возмещения амортизации и налога на имущество. Включение в состав арендной платы дохода арендодателя (арендного дохода) действующим законодательством в области тарифообразования не предусмотрено.

Доля арендного дохода в составе арендной платы по договорам № 1-КТ, № 2-КТ, № 3-КТ составляет 89%, 37% и 91% соответственно.

Общество арендует земельные участки под объектами теплоснабжения (объекты, арендуемые по договорам № 1-КТ, № 3-КТ). Договор аренды земельных участков №60 от 27.04.2006 заключен на 48 лет, договор № 11 от 02.06.2009 предусматривает автоматическую пролонгацию.

В соответствии с расчетом арендной платы (в % от кадастровой стоимости участков) в приложении к договорам, величина арендной платы составляет: по договору № 60 от 27.04.2006 - 1 956,13 тыс. руб., по договору № 11 от 02.06.2009 - 208.03 тыс. руб.

Так как Службой не представлено обоснования исключения расходов на аренду земельных участков, а также с учетом того, что на данных участках расположены объекты теплоснабжения, ФАС России посчитал обоснованным учесть расходы на аренду земли в соответствии с представленными договорами в размере 2 164.16 тыс. руб.

Общая сумма расходов по статье «аренда» составит 8 510,98 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5% текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

В соответствии с пунктом 57 Основ ценообразования текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя.

Службой величина предпринимательской прибыли для ООО «Коммунальные технологии» на 2016 год учтена в размере 1837,1.0 тыс. руб., что составляет 1,43% от уровня утвержденных текущих расходов на 2016 год (за исключением расходов на покупку потерь тепловой энергии и теплоносителя, расходов по договорам займа), в связи с чем ФАС России выявлены признаки нарушения законодательства Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при установлении тарифов для ООО «Коммунальные технологии» на 2016 год.

Общество просило рассчитать предпринимательскую прибыль в размере 5% от предложенного Обществом уровня текущих расходов (с учетом предлагаемой корректировки по арендной плате).

Объем предпринимательской прибыли по расчету ФАС России (с учетом корректировки по статье «аренда») составит 6 525,17 тыс. руб.

На основании изложенного, ФАС России обоснованно приняла решение о частичном удовлетворении требований Общества и предписала Службе пересмотреть ранее установленные на территории Чувашской Республики тарифы на услуги по передаче тепловой энергии для ООО «Коммунальные технологии».

Минфин Чувашской Республики не приводит информации о том, какие положения нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы тарифообразования в сфере теплоснабжения были нарушены ФАС России.

Государственная служба по конкурентной политики и тарифам Чувашской Республики не оспаривала Решение ФАС России, при этом проинформировала об исполнении Решения ФАС России.

Оснований для компенсации вреда из бюджета Чувашской Республики не усматривается в силу того, что Решение ФАС России предписывает дополнительно учесть в тарифах для ООО «Коммунальные технологии» неправомерно неучтенные при установлении тарифов средства.

При этом размер убытков, которые по мнению Заявителя могут быть предъявлены к взысканию с казны Чувашской Республики, в несколько десятков раз превышают предписанный Решением ФАС России дополнительный учет расходов в тарифах.

Кроме того, Заявителем не доказано наличие нарушения его прав и законных интересов оспариваемым ненормативным правовым актом ФАС России.

Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ одним из обязательных условий для удовлетворения требований Заявителя является нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом ФАС России его прав и законных интересов.

Бремя доказывания факта нарушения прав и законных интересов оспариваемым ненормативным правовым актом ФАС России статьей 65 АПК РФ возложено на Заявителя.

Доказательств обратного Заявителем не представлено, указаний на нарушение его прав и законных интересов в заявлении, поданном в суд, также не имеется.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК он может признать такой акт недействительным.

Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным обжалуемого Заявителем акта ФАС России необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие их закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

Согласно статье 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Статьей 2 АПК РФ предусмотрено, что задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Целью обращения в суд является именно восстановление нарушенного права.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ принят ответчиком в рамках его компетенции с соблюдением норм закона, не препятствует осуществлению деятельности заявителя и не нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом проверены и оценены все доводы заявителя, но отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права, так как судом установлено, что оспариваемые заявителем Приказ принят в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу о недоказанности заявителем факта нарушения оспариваемым решением его прав и законных интересов, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в соответствии со ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании ст.ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, и руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 71, 75, 159, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие ФЗ «О теплоснабжении», заявление Министерства финансов Чувашской Республики о признании недействительными п.п. 1-4 решения ФАС России от 01.08.2016 г. № АГ/52587/16 о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении  ООО «Коммунальные технологии»  о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, с изменениями, внесенными решением ФАС России от 07.09.2016 г. № СП/61715/16 оставить без удовлетворения.

   Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                                                               И.А.Блинникова