ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-250430/16 от 13.03.2017 АС города Москвы

А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й С У Д г. М О С К В Ы

115191, г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 17

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

ДЕЛО №

А40-250430/16-20-2343

20 марта 2017 г.

Резолютивная часть решения объявлена 13.03.2017 г.

Полный текст решения изготовлен 20.03.2017 г.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи Бедрацкой А.В.

протокол ведет секретарь судебного заседания Джурук М.А.

с участием:

от истца (заявителя) – ФИО1 (по дов. от 05.12.2016, № 2253-Д);

от ответчика – ФИО2 (по дов. от 10.03.2017 г.), ФИО3 (по дов. от 02.02.2017 г. № 08-06/1259);

рассмотрев в открытом судебном заседании суда дело по заявлению САО ВСК (ОГРН <***>; ИНН <***>; 121552, <...>)

к МИФНС по КН № 9 (ОГРН <***>, ИНН <***>, 127051, <...>)

о признании недействительным решения от 08.08.2016г. № 81,

УСТАНОВИЛ:

Страховое акционерное общество "ВСК" (ОГРН <***>; ИНН <***>; 121552, <...>, (далее – САО «ВСК», Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональной ИФНС России по КН № 9 (ОГРН <***>, ИНН <***>, 127051, <...>), (далее - Инспекция, ответчик, налоговый орган) о признании недействительным решения от 08.08.2016г. № 81 о привлечении налогоплательщика к ответственности за свершение налогового правонарушения.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по доводам заявления и письменных пояснений.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам отзыва и объяснений в порядке ст. 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) за 1 квартал 2014 года, в которой итоговая сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, в сравнении с суммой налога, исчисленной к уплате по первичной декларации за указанный период, была уменьшена на 4 057 627 руб., по результатам чего Инспекцией составлен Акт камеральной налоговой проверки № 57 от 08.06.2016 г.

Рассмотрев возражения Общества на данный акт (исх. № 00-70-14/359 от 14.07.2016 г.), 08.08.2016 г. Инспекция вынесла Решение №81 о привлечении САО «ВСК» к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Обществу доначислена сумма НДС в размере 4 057 627 руб., доначислены пени в размере 69 883, 32 руб. и штраф по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 750 043 руб. и необходимо внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (далее – Решение).

Общество не согласившись с вынесенным Решением №81 от 08.08.2016 г., обратилось с апелляционной жалобой в Федеральную налоговую службу по г. Москве. (далее - ФНС России по г.Москве), рассмотрев апелляционную жалобу Общества, ФНС России по г.Москве поддержало позицию Налогового органа, оставив Решение №81 от 08.08.2016 г. без изменения (Решение ФНС по г. Москве №СА-4-9/22256@ от 30.11.2016 г.)

САО «ВСК», не согласившись с принятым налоговым органом решением, посчитало его незаконным и необоснованным, не соответствующим действующему налоговому законодательству, что послужило основанием для обращения с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы.

Принимая решение, суд руководствовался следующим.

В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственных органов, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из оспариваемого решения, налогоплательщиком в нарушение положений пункта 5 статьи 173 НК РФ не уплачена в бюджет Российской Федерации сумма налога, выставленная им покупателям квартир (физические лица) в счетах - фактурах, и, соответственно, уплаченная покупателями при реализации налогоплательщиком товаров, операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

Установлено, налогоплательщик, выставив счета-фактуры по операциям реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, должен уплатить сумму налога в бюджет Российской Федерации.

Однако, Общество придерживается иного подхода, указывая на отсутствие обязанности по уплате налога, поскольку сумма НДС, была ошибочно указана в счетах - фактурах.

Таким образом, предметом спора с налогоплательщиком является вопрос применения положений пункта 5 статьи 173 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 22 пункта 3 статьи 149 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации, в том числе операции по реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них.

Согласно пункту 5 статьи 173 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета - фактуры с выделением суммы налога: лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога; налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете - фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

Таким образом, пунктом 5 статьи 173 НК РФ установлены специальные правила, предусматривающие в отношении лиц, получивших от покупателей суммы НДС в нарушение главы 21 НК РФ, следующие налоговые последствия: лица, не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) операции с которыми не подлежат налогообложению, исчисляют и уплачивают НДС в случае выставления ими покупателям счетов - фактур с выделением сумм налога.

Как следует из материалов дела, 21.04.2014 С АО «ВСК» представило в Инспекцию первичную налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2014 года, в которой отразило в качестве облагаемой операции реализацию квартир, исчислив и уплатив в бюджет Российской Федерации сумму НДС в общем размере 7 595 525 руб.

25.02.2016 налогоплательщиком была представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2014 года.

В уточненной налоговой декларации по НДС итоговая сумма налога к уплате в бюджет Российской Федерациии, по сравнению с первичной налоговой декларацией, была уменьшена на 4 057 627 руб.

При подаче уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2014 года налогоплательщиком в письме от 23.12.2015 № 00-70-14/583 представлены пояснения относительно причин уменьшения суммы налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2014 года.

Как явствует заявитель, на основании подпункта 22 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождены операции по реализации жилых домов, помещений и долей в них от налога на добавленную стоимость, в связи с чем в 1 квартале 2014 года им ошибочно был начислен налог на добавленную стоимость при реализации квартир физическим лицам на общую сумму 26 600 ООО руб., в том числе НДС - 4 057 627 руб. 12 коп.

В уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2014 года САО «ВСК» отразило рассматриваемые операции по реализации квартир физическим лицам в Разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев».

Выставленные покупателям - физическим лицам счета -фактуры в соответствии с дополнительным листом книги-продаж от 01.10.2015 №1 были исключены (отсторнированы) из книги продаж за 1-й квартал 2014 года.

Согласно условиям договора купли-продажи от 30.01.2014 № 113/01-ОД продавец (САО «ВСК») обязуется передать в собственность, а покупатель (физическое лицо) обязуется принять и оплатить в соответствии с условиями Договора следующее недвижимое имущество:

- трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <...> а, кв. 113.

По соглашению сторон цена помещения, указанного в п. 1.1. рассматриваемого договора, составляет 8 000 000 руб. 00 копеек, в том числе НДС 18%.

Оплата цены помещения производится покупателем в течение 3-х дней с момента подписания настоящего договора путем внесения суммы в размере 8 000 000 руб. 00 копеек, в том числе НДС 18%, в кассу продавца или перечисления на расчетный счет продавца по реквизитам, указанным в Договоре.

САО «ВСК» был выставлен счет-фактура от 30.01.2014 № 0000К-0000485 на сумму 8 000 000 руб., с выделением НДС 1 220 338,98 руб.

Платежным поручением от 04.02.2014 № 437 физическое лицо перечислило на расчетный счет продавца денежные средства в размере 8 000 000 руб., однако в графе «назначение платежа» уже было указано «Налогом не облагается».

Согласно условиям договора купли-продажи недвижимого имущества с использованием кредитных средств от 12.03.2014 № 233170-КП-2014 продавец (САО «ВСК») продает покупателю, а покупатель (физическое лицо) приобретает в общую совместную собственность квартиру, расположенную по адресу: <...>, по цене, указанной в п. 2.1. Договора.

Недвижимое имущество продается за 8 300 000 руб., в том числе 18% НДС.

САО «ВСК» был выставлен счет-фактура от 12.03.2014 № 0000К-0000484 на сумму 8 300 000 руб., с выделением - НДС 1 266 101, 69 руб.

Платежным поручением от 19.03.2014 № 481 физическое лицо перечислило на расчетный счет продавца денежные средства в размере 8 300 000 руб., однако в графе «назначении платежа» отсутствует информация включает ли указанная сумма в себя НДС.

Согласно условиям договора купли-продажи от 27.02.2014 № 140/02-ОД продавец обязуется передать в собственность, а покупатель обязуется принять и оплатить в соответствии с условиями Договора следующее недвижимое имущество:

- трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <...>.

По соглашению сторон цена помещения, указанного в п. 1.1. Договора, составляет 10 300 000 руб. 00 копеек, в том числе НДС.

САО «ВСК» был выставлен счет-фактура от 27.02.2014 № 0000К-0000617 на сумму 10 300 000 руб., с выделением НДС 1 571 186,44 руб.

Оплата физическими лицами по вышеуказанному Договору производилась наличными денежными средствами в кассу организации по приходным кассовым ордерам в сумме 10 300 000 руб., в том числе: от 27.02.2014 № 001-00037 на сумму 5 150 000 руб., в строке «в том числе» было указано «без налога НДС»; от 27.02.2014 № 001-00036 на сумму 5 150 000 руб., в строке «в том числе» было указано «без налога НДС».

Таким образом, из представленных при проведении камеральной налоговой проверки налогоплательщиком документов следует, что в состав цены, подлежащей уплате физическими лицами за приобретаемое у Общества недвижимое имущество (квартиры), включен НДС.

При этом, несмотря на то, что в платежных поручениях и приходно-кассовых ордерах цена за приобретаемое недвижимое имущество указана «без налога НДС» (или вовсе отсутствует информация относительно НДС), фактически физические лица оплатили в составе цены и сумму НДС, т.е. исходя из согласованной в договорах величины.

В соответствии со статьей 90 НК РФ сотрудником Инспекции был проведен допрос свидетеля - главного бухгалтера Общества ФИО4 (протокол допроса от 12.05.2016 №1), в ходе которого свидетель сообщил, что «оплата за реализованные квартиры САО «ВСК» получена с учетом НДС, как указано в договорах». В приходных кассовых ордерах стоимость квартир указана без налога в связи с тем, что кассир не внес необходимые редакционные правки.

Таким образом, главный бухгалтер Общества подтвердил, что оплата за реализацию недвижимого имущества (квартиры) была получена от физических лиц с суммой налога на добавленную стоимость.

При этом, согласно представленным пояснениям САО «ВСК» (вх. от 24.03.2016 № 07593), возврат сумм налога на добавленную стоимость контрагентам (физическим лицам) не производился.

Из протокола допроса свидетеля физического лица (покупателя) ФИО5 от 23.05.2016 № 3 следует, что стоимость приобретенной квартиры составила 8 300 000 руб., в том числе НДС 18%. Оплата производилась согласно условиям договора - с учетом НДС безналичным расчетом заемными средствами. Возврат НДС компанией САО «ВСК» не осуществлялся. Имущественный вычет по НДФЛ не заявлялся.

Из протокола допроса свидетеля физического лица (покупателя) ФИО6 от 23.05.2016 № 2 также следует, что квартира приобреталась за 8 300 000 руб., в том числе НДС 18 %. Оплата произведена в полном объеме по договору с учетом НДС перечислением на расчетный счет продавца. До настоящего времени НДС компанией САО «ВСК» не возвращался. Имущественный вычет по НДФЛ не заявлялся.

Таким образом, покупатели - физические лица подтвердили, что оплата недвижимого имущества (квартиры) осуществлялась согласно условиям заключенного договора - с учетом НДС.

Также необходимо отметить, что уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за отчетные/налоговый периоды 2014 года Обществом не представлялись. Корректировочные счета-фактуры САО «ВСК» не выставлялись.

Соответственно, в нарушение ст. 173 НК РФ, САО "ВСК" занижена налоговая база по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2014 года на стоимость реализованных квартир в рамках вышеприведенных договоров на общую сумму 22 542 373 руб.

Как указывает налогоплательщик, при реализации квартир физическим лицам в 1 квартале 2014 года, Общество ошибочно посчитало, что данные операции подлежат налогообложению НДС, в связи с чем после определения цены реализуемых жилых помещений Заявитель на основании пункта 3 статьи 154 НК РФ исчислил НДС расчетным методом, суммы которого были указаны в договорах купли-продажи, а также в выставленных покупателям счетах-фактурах.

Как явствует заявитель, при обнаружении в 2015 году ошибки (исчисление НДС с операций, не подлежащих налогообложению) он аннулировал выставленные в 1 квартале 2014 года покупателям квартир счета - фактуры и впоследствии за указанный период была подана уточненная налоговая декларация с уменьшением суммы НДС, исчисленной к уплате в бюджет Российской Федерации.

Аннулирование счетов-фактур отражено Заявителем в книге продаж за 1 квартал 2014 года, а именно были оформлены дополнительные листы книги продаж, в которых были зарегистрированы ошибочные счета - фактуры.

Также Общество указывает, что исправление ошибки, допущенной при исчислении и уплате НДС в бюджет, в рассматриваемой ситуации не требует внесения изменений в договоры купли - продажи квартир в части включения в цену НДС, поскольку само по себе это условие является недействительным, в связи с тем, что не соответствует положениям подпункта 22 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Кроме того, Заявитель отмечает, что им не предъявлялся покупателям квартир НДС к уплате сверх установленной договором цены. Цена договоров купли-продажи была определена, исходя из рыночных цен, сложившихся при взаимодействии спроса и предложения на рынке недвижимости в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Налоговая база по НДС и сумма НДС к уплате в бюджет Российской Федерации определены Обществом расчетным методом, исходя из установленной цены договоров купли - продажи квартир, в соответствии с пунктом 3 статьи 154 НКРФ.

Таким образом, цены в договорах купли - продажи определены до расчета НДС, ошибочно исчисленного Обществом к уплате в бюджет.

Следовательно, по мнению Общества, физические лица (покупатели квартир) не понесли каких - либо дополнительных расходов сверх рыночной цены реализуемых квартир.

Заявитель указывает, что САО «ВСК» направило в адрес покупателей извещения о том, что счета-фактуры аннулированы без изменения цены договора, являющейся рыночной.

Кроме того, Заявитель отмечает, что вывод Инспекции о том, что налоговая база при исчислении НДС не может быть рассчитана на основании пункта 3 статьи 154 НК РФ, поскольку приобретение рассматриваемых квартир осуществлялось САО «ВСК» без НДС по инвестиционным контрактам является неправомерным.

В предварительном судебном заседании Общество в подтверждение довода о рыночности цен, указанных в договорах купли - продажи квартир, представило копии отчетов об определении рыночной (справедливой) стоимости имущества от 27.12.216.

Суд, исследовав доводы Общества, считает их несостоятельными по следующим основаниям.

Как было указано выше, пунктом 5 статьи 173 НК РФ установлены специальные правила, предусматривающие исчисление и уплату НДС налогоплательщиками, осуществляющими реализацию товаров (работ, услуг) операции с которыми не подлежат налогообложению, в случае выставления счетов - фактур покупателям с выделением суммы НДС.

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 №33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», в силу подпункта 2 пункта 5 статьи 173 НК РФ налог также подлежит уплате в бюджет в случае, если при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, покупателю был выставлен счет-фактура с выделением суммы налога.

Указанная позиция подтверждается также и арбитражными судами Российской Федерации, например, решениями Арбитражного суда города Москвы по делам №А40-202034/16-108-1773, А40-190298/16-75-1689, №А40-70955/10-20-368.

Так, в частности, по делу №А40-70955/10-20-368 Судами отмечено, что «Поскольку поставщики заявителя, оказавшие услуги, освобожденные от уплаты НДС, в нарушение подпункта 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации выставляли заявителю счета-фактуры, в которых указаны суммы налога на добавленную стоимость, они в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации должны уплатить полученные суммы налога в бюджет».

В пункте 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 №17-П «По делу о проверке Конституционности пунктов 6 и 7 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «КАМСНАБ»» приведена следующая позиция: «Применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 7 ноября 2008 года N 1049-О-О отметил, что правила пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в системной связи с другими положениями данного Кодекса предусматривают возможность выбора налогоплательщиком наиболее оптимального способа организации экономической деятельности и налогового планирования: налогоплательщик вправе либо сформировать цену товаров (работ, услуг) без учета сумм налога на добавленную стоимость и, следовательно, без выделения этих сумм в выставляемых покупателю счетах-фактурах, что повышает ценовую конкурентоспособность соответствующих товаров (работ, услуг), либо выставить контрагенту счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость, притом что эта сумма (без учета налоговых вычетов) подлежит уплате в бюджет; такое законодательное регулирование направлено на согласование интересов государства и налогоплательщиков, покупателей и поставщиков товаров (работ, услуг), оно определяет меру свободы усмотрения налогоплательщиков в процессе исполнения ими конституционной обязанности по уплате налогов, при которой они вправе самостоятельно осуществлять налоговое планирование, что не может рассматриваться как нарушение их конституционных прав».

Таким образом, толкование Конституционным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации пункта 5 статьи 173 НК РФ подтверждает позицию Инспекции - если при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, покупателю был выставлен счет-фактура с выделением суммы налога, на налогоплательщика возлагается обязанность перечислить налог в бюджет Российской Федерации.

Согласно позиции, изложенной в письме ФНС России от 09.12.2004 N 03-1-08/2467/17@ (согласовано с Минфином России), при реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них или передаче доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме (начиная с 1 января 2005 года) налогоплательщиками, не отказавшимися на основании пункта 5 статьи 149 НК РФ от освобождения от налогообложения операций, перечисленных в пункте 3 статьи 149 НК РФ, при выделении суммы НДС в выставленном покупателю счет-фактуре, необходимо иметь ввиду следующее: если впоследствии в соответствии с Законом в договор купли-продажи перечисленного выше имущества до реализации этого имущества будут внесены изменения, согласно которым цена реализации имущества будет уменьшена на сумму налога, то сумма налога, исчисленная и уплаченная при получении авансового платежа и возвращенная покупателю на основании изменений к договору, принимается к вычету при реализации указанного имущества по договорам купли-продажи; если в соответствии с Законом в договор купли-продажи перечисленного выше имущества до реализации этого имущества покупатель согласился внести изменения, согласно которым новая цена реализации имущества без НДС соответствует ранее установленной цене имущества с НДС, то сумма налога, исчисленная и уплаченная при получении авансового платежа, к вычету не принимается; если в соответствии с Законом в договор купли-продажи перечисленного выше имущества до реализации этого имущества не внесены изменения и цена имущества указана с НДС, то при реализации указанного имущества налогоплательщиком, не отказавшимся на основании пункта 5 статьи 149 Кодекса от освобождения от налогообложения и получившим оплату с налогом на добавленную стоимость, данная сумма налога подлежит перечислению в бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ.

Таким образом, из вышеуказанного письма ФНС России, согласованного с Минфином России, следует, что если в договор купли - продажи не были внесены изменения и цена имущества указана с НДС, то при реализации указанного имущества налогоплательщиком, не отказавшимся на основании пункта 5 статьи 149 Кодекса от освобождения от налогообложения и получившим оплату с налогом на добавленную стоимость, данная сумма налога подлежит перечислению в бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ.

Аналогичная позиция отражена и в письме ФНС России от 17.02.2006 № ММ-6-03/182@.

Соответственно, при условии отсутствия внесения изменений в ранее заключенные договоры купли-продажи недвижимости в части цены, оснований для «аннулирования» выставленных счетов-фактур при реализации квартир у налогоплательщика1 не было.

Кроме того, в силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявленными требованиями.

Согласно положениям Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (пунктом 1 статьи 424 ГК РФ), изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, либо в установленном законом порядке (пунктом 2 статьи 424 ГК РФ), изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором (пунктом 1 статьи 450 ГК РФ).

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 452 ГК РФ, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.

Согласно пункту 1 статьи 549 ГК РФ, по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.

Статьей 550 ГК РФ установлена форма договора купли-продажи недвижимости - письменная, путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Статьями 554, 555 ГК РФ определены существенные условия договора купли-продажи недвижимого имущества: предмет и цена.

Согласно статье 558 ГК РФ, договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

В рассматриваемой ситуации цена реализованных квартир согласована в договорах купли-продажи от 30.01.2014 № 113/01-ОД, от 12.03.2014 № 233170-КП-2014, от 27.02.2014 № 140/02-ОД.

Согласно пункту 8.1. Договоров от 30.01.2014 №113/01-ОД, от 27.02.2014 № 140/02-ОД «Изменения и дополнения к Договору считаются действительными, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то представителями Сторон».

Соглашений об изменении условий договоров и цены стороны не заключали.

Представленные налогоплательщиком извещения о том, что счет-фактуры аннулированы без изменения условий договора, в силу вышеизложенного не являются доказательством внесения изменений в договоры купли-продажи недвижимости.

Доводы Общества со ссылкой на положения статей 168, 180 ГК РФ о ничтожности условий договоров купли-продажи квартир в части условия о том, что цена продаваемых жилых помещений включает, в том числе НДС, является несостоятельным и не подтверждается представленными документами.

При этом, если и рассматривать указанные доводы Общества, то в соответствии с пунктом 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Судом также установлено, что ссылка Общества на положения пункта 3 статьи 154 НК РФ несостоятельна.

В соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 105.3 Налогового кодекса РФ, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

Согласно представленным документам САО «ВСК», в ходе камеральной проверки на требование о представлении документов (информации) от 03.03.2016 № 20/2656, приобретение квартир осуществлялось без включения в стоимость налога на добавленную стоимость, в том числе: пунктом 4 Акта приема-передачи квартиры № 113 по адресу: Россия, <...> между ООО «ЮАССтрой» и САО «ВСК» составленного в соответствии с инвестиционным договором № 175 от 05.06.2006 года и дополнительными соглашениями к данному договору № 1 от 21.08.2007, № 2 от 24.12.2007, № 3 от 24.01.2008: «денежные средства по инвестиционному договору № 175 от 05.06.2006 в строительстве 22-24-х этажного 3-х секционного жилого дома с первым нежилым этажом и подземной автостоянкой в г. Одинцово Московской области, мкр. № 6. корп. 1-1 А, в размере 6 547 923 рубля внесены Инвестором в полном объеме»; пунктом 4 Акта приема-передачи квартиры № 117 по адресу: Россия, <...> между ООО «ЮАССтрой» и САО «ВСК» составленного в соответствии с инвестиционным договором № 176 от 05.06.2006 года и дополнительными соглашениями к данному договору № 1 от 21.08.2007, № 2 от 24.12.2007, № 3 от 24.01.2008: «денежные средства по инвестиционному договору № 176 от 05.06.2006 в строительстве 22-24-х этажного 3-х секционного жилого дома с первым нежилым этажом и подземной автостоянкой в г. Одинцово Московской области, мкр. № 6, корп. 1-1 А, в размере 6 600 123 рубля внесены Инвестором в полном объеме»; пунктом 3 Акта о результатах реализации Договора инвестирования (о привлечении финансовых средств в строительство) от 24.01.2007 № И-7/07 в связи с созданием 24-этажного трехсекционного многоквартирного дома с нежилыми помещениями на первых и цокольных этажах и объектами инженерной инфраструктуры по адресу: <...> дом И А (строительный адрес: <...> корпус № 9) между ООО «Рантект-МФД» и САО «ВСК»: «В соответствии с пунктом 3.1. Договора на основании Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ Инвестор осуществил вложение денежных средств в строительство Многоквартирного дома в размере инвестиционной стоимости квартир в его составе, в отношении которых у Инвестора возникают имущественные права по окончании строительства: всего на сумму 19 190 004 рубля 00 копеек, НДС не облагается, что соответствует условиям Договора».

Соответственно, принимая во внимание, что приобретение рассматриваемых квартир осуществлялось Обществом без налога на добавленную стоимость, ссылка Общества на положения пункта 3 статьи 154 НК РФ несостоятельна.

Доводы налогоплательщика о том, что НДС рассчитан расчетным методом, подлежат отклонению, как документально неподтвержденные. Как прямо указано в договорах купли-продажи цена составляет определенную величину, в том числе НДС. Никаких условий об определении НДС расчетным методом рассматриваемые договоры не содержат.

Представленная в предварительное судебное заседание оценка стоимости квартир является неотносимым и недопустимым доказательством по делу, поскольку к спорному вопросу указанное доказательство никакого отношения не имеет, предметом спора рыночная стоимость не является.

Относительно ссылки Общества на положения статьи 40 НК РФ, а также указания на невозможность проверки Инспекцией правильности применения цен, необходимо указать на следующее.

В рамках камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2014 года Инспекцией не оспаривается цена, установленная договорами купли-продажи от 30.01.2014 № 113/01-ОД, от 12.03.2014 № 233170-КП-2014, от 27.02.2014 № 140/02-ОД.

Доводы Общества о том, что в декларации по налогу на прибыль за 2015 год Общество отразило увеличение налога на прибыль организаций в связи с уменьшением НДС по рассматриваемым операциям, документально не подтверждены.

Как указывает налогоплательщик, поскольку счет-фактуры были аннулированы, то соответственно, обязанности по уплате в бюджет НДС в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 173 НК РФ не имеется.

Однако, судом установлено, что указанные доводы налогоплательщика являются несостоятельными.

Исходя из положений НК РФ (см.ниже) при изменении стоимости договора, налогоплательщик должен выставить корректировочные счет - фактуры (статья 168 НК РФ), а не производить аннулирование изначально выставленных счетов -фактур.

При этом, как указано в пункте 3 Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (ред. от 29.11.2014) "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" предусмотрена регистрация составленных и (или) выставленных счетов-фактур, в том числе корректировочных.

Таким образом, аннулирование счетов - фактур ни НК РФ, ни иными актами не предусмотрено.

Установлено, что в праве Общества на применение льготы по НДС (статья 149 НК РФ) не отказывает. В рассматриваемой ситуации Общество, в нарушение порядка, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, неверно определило механизм исправления «обнаруженной ошибки» (корректировка налоговой базы путем подачи уточненной налоговой декларации).

В соответствии с пунктом 13 статьи 171 НК РФ, при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цен (тарифов) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, вычетам у продавца этих товаров (работ, услуг), имущественных прав подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого уменьшения.

При изменении в сторону увеличения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае увеличения цены (тарифа) и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого увеличения, подлежит вычету у покупателя этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В соответствии с пунктом 3 статьи 168 НК РФ при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в той числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня составления документов, указанных в пункте 10 статьи 172 НК РФ.

В соответствии с пунктом 10 статьи 172 НК РФ вычеты суммы разницы, указанной в пункте 13 статьи 171 НК РФ, производятся на основании корректировочных счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном пунктами 5.2 и 6 статьи 169 настоящего Кодекса, при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за изменения цены (тарифа) и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, но не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры.

Таким образом, в случае выявления «ошибки» в указании стоимости реализованного товара (работ, услуг), механизм ее исправления предусматривает не корректировку налоговой базы как это сделал налогоплательщик, представив уточненную налоговую декларацию, а посредством заявления вычетов, при соблюдении определенных условий: 1) выставление покупателю корректировочного счет-фактуры (а не сторнировка, как это сделал налогоплательщик); 2) внесение изменений в договор (а не направление покупателю в одностороннем порядке уведомления, как это сделал налогоплательщик); 3) возврат покупателю суммы НДС (чего в принципе не сделал налогоплательщик).

Таким образом, суд приходит к выводу,   что решение Инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 08.08.2016г. № 81, является законным и обоснованным.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, признает необоснованными требования, заявленные САО ВСК (ОГРН <***>; ИНН <***>; 121552, <...>) к МИФНС по КН № 9 (ОГРН <***>, ИНН <***>, 127051, <...>).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 65, 75, 110, 165, 167, 170, 176, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления САО ВСК (ОГРН <***>; ИНН <***>; 121552, <...>) к МИФНС по КН № 9 (ОГРН <***>, ИНН <***>, 127051, <...>) о признании недействительным решения от 08.08.2016г. № 81, отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия решения и в суд кассационной инстанции в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

СУДЬЯ А.В. Бедрацкая